Что значит подражать кому либо
ПОДРАЖАТЬ
Смотреть что такое «ПОДРАЖАТЬ» в других словарях:
ПОДРАЖАТЬ — ПОДРАЖАТЬ, подражаю, подражаешь, несовер., кому чему. Повторять, воспроизводить в точности чьи нибудь действия. Подражать чьей нибудь походке. Подражать петуху или пению петуха. || Брать пример с кого нибудь. Во всем он подражал своему… … Толковый словарь Ушакова
подражать — ПОДРАЖАТЬ, равняться, следовать, тянуться, разг., неодобр. обезьянничать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПОДРАЖАТЬ — ПОДРАЖАТЬ, аю, аешь; несовер., кому (чему). Делать что н. по какому н. образцу; стараться воспроизводить то, что делается другим (другими). П. в игре известному артисту. П. чьей н. походке. Во всем подражает подруге. | сущ. подражание, я, ср.… … Толковый словарь Ожегова
подражать — голосу • непрямой объект, демонстрация, имитация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
подражать — Заимств. из ст. сл. яз. Скорее всего, суф. преф. производное от драга «дорога». В таком случае подражать буквально «идти той же дорогой, что и кто л.». Ср. след следовать последовать последователь и т. д. Менее убедительно объяснение подражать… … Этимологический словарь русского языка
подражать — кому чему в чем. Отец подражал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Горький). Для неге капитан был образцом, которому он хотел во всем подражать (В. Кожевников) … Словарь управления
подражать — ▲ копировать ↑ чужой (индивид), достоинства подражание стремление самому повторить то, что нравится у кого л; следование к л. примеру, образцу. подражательство. подражатель. подражать. подражательный. брать [взять] пример с кого. брать [взять] в… … Идеографический словарь русского языка
Подражать — несов. неперех. 1. Повторять, воспроизводить в точности чьи либо действия. отт. Брать пример с кого либо. 2. Следовать в своем образе жизни, поведении, деятельности чужому образцу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Подражание
Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.
Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.
В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.
Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.
Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.
Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.
Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.
Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.
Подражание в психологии
Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.
В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.
В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).
Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.
Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).
В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.
Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.
Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).
Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.
Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.
Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.
Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.
Подражание бывает трех видов:
— при наблюдении проявляются новые реакции;
— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;
— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.
Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.
В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.
Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.
Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.
Теория подражания Тарда
В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.
Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.
Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.
Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.
Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».
Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.
Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.
Мода – форма подражания
Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.
Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.
Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.
Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.
Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.
Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Значение слова «подражать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДРАЖА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов., кому-чему. Повторять, воспроизводить в точности чьи-н. действия. П. чьей-н. походке. П. петуху или пению петуха. || Брать пример с кого-н. Во всем он подражал своему воспитателю. || Следовать чужому образцу в своем творчестве. Многие поэты подражали Байрону.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подража́ть
1. повторять, воспроизводить с возможной точностью какие-либо звуки, чьи-либо действия и т. п.
2. следовать примеру кого-либо
3. следовать чужому образцу, чужой манере в своём творчестве
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: препровождать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что значит подражать кому либо
Подражание – это следование какому-либо образцу, примеру, стандарту, приёму, причём, следование не всегда отчётливо осознаваемое. Подражать – значит воспроизводить чьё-либо поведение, манеры, внешность, воображая себя в облике того, кому подражаешь; либо более или менее удачно имитировать чей-либо стиль, скажем, в руководстве, в принятии решений, или в творческой деятельности. Человек хочет походить на кого-то потому, что этот «кто-то» увлёк, полонил его воображение, и он хочет внутренне отождествиться с ним, перенять для себя его роль, его повадки и манеры. Теперь, как ему кажется, он сможет также поразить собой взор окружающих и пленить их. Это своеобразный образ «напрокат», известность «взаймы». Подражать – это, всё-таки, казаться, а не быть. В подражании нет глубины, подлинности, есть лишь одна поверхность, и более или менее искусно воспроизводимая имитация.
Подражание может быть для человека, использующего его, как позитивным, так и негативным. Здесь всё будет зависеть от очарования, которое оказывает на подражателя привлекательный для него образец. Подражание вообще невозможно без очарованности, которое действуют на воображение человека внушающим образом, минуя его критическое мышление. Многое в подражании зависит также и от того, какие ценности господствуют в обществе, кому и чему подражают в нём люди, и кто для них является «героем своего времени». Ведь не секрет, что у многих людей самооценка зависит от степени их похожести на значимый для них образец: если похож, значит «состоялся», если нет, то «потерпел фиаско». Это особенно касается людей с чертами личностной незрелости, всецело зависящих от внешних влияний, и не имеющих ни сил, ни возможностей для того, чтобы иметь собственное мнение, опирающееся на жизненные и нравственные принципы полноценной личности. Для того чтобы быть свободным от всякого подражательства, нужно созреть как личность. Инфантильные, личностно неразвитые индивиды, можно сказать, обречены на подражание кому угодно и чему угодно.
Робкий, нерешительный, внушаемый, личностно незрелый подросток, попадая, скажем, под влияние другого подростка, тоже незрелого, но с дерзким, наглым, развязным поведением, начинает перенимать у него подобное поведение, потому что оно кажется ему необыкновенно «свободным» и «смелым». Или являясь участником подростковой группы, в которой царят вседозволенность и распущенность, начинает невольно подражать соответствующим штампам группового поведения. Подражание в этом случае становится для него способом поддержания контактов с другими подростками, иначе он будет отторгнут ими.
Воспроизводя штампы заимствованного поведения, многие люди оказываются в жёсткой зависимости от этой «штамповки». Совершенно очевидно, что подражание, как я уже сказал, не всегда носит только негативный характер, можно подражать и чему-то весьма достойному, но обязательно надо учитывать и то, что примитивные стили поведения всегда легче воспроизводятся и быстрее усваиваются, особенно, личностно незрелыми индивидами. В связи с этим, значение подражания особенно велико в детстве и юности и до определённого возрастного уровня оно служит важным фактором развития ребёнка и подростка.
На разных возрастных этапах индивидуального развития подражание играет свою роль. Скажем, в младенчестве ребёнок, подражая мимике и звукам голоса матери, осваивает начальные этапы развития своей речевой функции. В дошкольном возрасте через игру – а игра является во многом подражанием взрослому миру – он начинает осмысливать те или иные жизненные ситуации, лучше понимать поведение других людей, осваивает на своём уровне навыки конструктивной деятельности.
Особенно велика роль подражания в подростковом возрасте. Подросток не просто подражает, он стремится полностью отождествиться с каким-то значимым для себя лицом. Он пытается демонстрировать себя в роли этого лица и хочет, чтобы окружающие имели к нему такое же отношение, какое он имеет к своему кумиру. Он особенно раним в отношении оценки окружающими его демонстрируемой роли и нередко яростно негодует, если ему отказывают в таком признании. Подростки обыкновенно избирают себе в качестве «кумира» какого-нибудь примелькавшегося деятеля – «крутого» бизнесмена, известного спортсмена, разрекламированного киногероя, популярного телеведущего, увенчанного славой актёра, модного певца и пр. – и стараются подражать ему во всём: в одежде, в причёске, в манерах, в увлечениях, в стиле поведения. Подражая, скажем, какому-то легендарному спортсмену, подросток может начать заниматься соответствующим видом спорта, накачивает мышцы, даже принимать анаболики для того, чтобы хвастаться своей обретённой физической силой перед сверстниками.
Совершенно очевидно, что какому-нибудь уголовнику, внедрившемуся в подростковую группу, нужна не только заинтересованная аудитория. Становясь признанным лидером, он обязательно использует подростков в своих корыстных целях. Постепенно он начинает вовлекать их в пьянство, курение «травки», вначале «угощает» их из своих запасов, затем всё более настойчиво требует, чтобы они приносили деньги или ценные вещи из дома. Он прививает им «ценности» жизни «настоящего мужика», становится для них живым образцом для подражания. Если такой уголовник «сколотит» вокруг себя группу подростков, слепо следующих за ним, то отказать ему в чём-либо не может никто, опасаясь, стать для своей группы «предателем», «посмешищем», «трусом» и т.д. Собственной нравственной позиции, особенно в наше время, у подростков нет, их этические понятия деформированы и формируются в основном под влиянием таких популярных в их среде телеведущих, как Ксения Собчак, с её нравственно дебильными телепрограммами для моральных уродов, или под влиянием безмозглых, тупо веселящихся дегенератов с ТНТ.
На подражании, а точнее, на внушении, провоцирующем подражание, лежит основная доля воспитания, особенно в детстве и отрочестве. В основном через подражание окружающим его людям ребёнок формирует своё поведение. Это могут быть реальные взрослые люди или сверстники, но это могут быть и экранные герои, и персонажи компьютерных игр, и деятели сценических площадок. Совершенно очевидно, что ребёнок хочет отождествлять себя с тем персонажем, который кажется ему ярким выразителем того поведения, которое он хотел бы иметь сам. Он начинает невольно подражать такому лицу, играть его роль, он даже начинает нравиться себе в этой роли, потому что видит, по существу, не себя, а то лицо, поведение которого копирует и присваивает себе.
Дети и подростки, к сожалению, обыкновенно подражают броским, вульгарным, крикливым, грубым формам поведения, потому что такое поведение им можно с лёгкостью имитировать. Легче воспроизвести поведение чем-нибудь обратившего на себя внимание болвана, придурка, тупицы, чем поведение разумного и скромного человека. Чем примитивнее личность, тем крикливее, демонстративнее её внешнее самовыражение. Посмотрите на поведение и внешность иных подростковых лидеров, задающих тон своим последователям. Здесь обозначен весь спектр какого-то воинствующего примитивизма: дикие телодвижения, вульгарная шаркающая походочка, нелепо завинченная, скукоженная поза с обязательными руками в карманах, дурно пахнущая немытость, какой-то людоедский жаргон, на котором невозможно сообщить другому ничего, кроме своих зоологических впечатлений и потребностей. Здесь, по причине явной пустоголовости, ярко выделяются нелепые парикмахерские эксперименты на голове, размалёванный по лицу обезображивающий грим, многочисленные пирсинги и зловещие татуировки на теле, мятые, грязные, с многочисленными цепочками портки, почему-то чрезмерно низко приспущенные, с волочащимися от них по земле подтяжками, как будто бы подросток только что вышел из отхожего места и забыл привести себя в порядок.
В больном обществе эталоном социального поведения для молодого поколения с лёгкостью может стать не духовно и душевно здоровый полноценный человек, а полная ему противоположность, т.е. индивид проблемный, изломанный, неадекватный по поведению, непомерно претенциозный и интеллектуально серый, с исковерканными, патологическими «ценностями» жизни, живущий в мире собственных или навязанных ему полубредовых фикций и иллюзий. Уподобляясь такому дегенеративному типу, юная душа может очень быстро и рано превратиться в полнейшее ничтожество, лишённое всякой перспективы личностного роста.
Когда человек не может показать себя в деле, он начинает показывать себя в позе. Он хочет своей демонстрацией прикрыть свою никчёмность, и для придания себе большего гонора он начинает подражать тем социальным особям, для которых их антисоциальное свинство является, чуть ли не принципом их бездумной жизни. Они представляются ему людьми необыкновенными, «крутыми», презирающими всякие скучные правила человеческого общежития. У подростка с его малым жизненным опытом зависимость от подобных непотребных «образцов» поведения будет тем большей, чем меньше в своей жизни он видит и общается с людьми достойными, проявляющими социально уравновешенное поведение.
Совершенно очевидно, что большое значение в формировании личности молодого человека имеет семья, а точнее, стиль взаимоотношений в семье, из которой он происходит. Смогла ли семья дать ребёнку и подростку прививку, противоядие против той антикультурной заразы, которая в наши дни так рано и так легко липнет к душам и телам молодых людей? К сожалению, педагогический потенциал современной семьи крайне низок. Современная семья мало что решает в судьбе своего ребёнка. Многое зависит от внесемейной социализации ребёнка, которого даже дома в большей степени воспитывают не папа с мамой, а телевизионный ящик с творящимися на его экране безобразиями, или совершенно «убойные» для детской психики компьютерные игры. Дети, в результате, чаще подражают экранным «героям», или, в последующем, лидерам своих «тусовок», чем своим отцам и матерям, утратившим для них свой былой авторитет. Результатом является резкий отрыв молодого поколения от моральных устоев и ценностей традиционного общества. Молодые люди не приобщаются к культуре, традициям и нормам социально адаптированного поведения, они, словно мухи на липкой бумаге, вязнут в доморощенной молодёжной субкультуре, или прилипают к экранам телевизоров и компьютеров, черпая оттуда всякого рода непотребщину, или поклоняются попсовым идолам так называемой «массовой культуры», отличительной чертой которой является истерические выламывания и истошные вопли бездарных, но непомерно претенциозных особей, изгаляющихся на сценических площадках перед безликой массой возбуждённых юнцов. Подобные зрелищные мероприятия, да ещё проводимые для молодёжи постоянно и целенаправленно, так основательно «промывают мозги» молодым поколениям навозной жижей попсы и пахабного «веселья», что молодые люди, загипнотизированные и пленённые подобными зрелищами, оказываются навсегда оторванными от нравственных устоев, традиций и культуры своих предков, они невольно подражают тому непотребному стилю поведения, который индуцирует в них пошлятина и мракобесие антикультуры, активно пропагандируемой либеральными деятелями. Навязывая и активно распространяя такие «ценности» и образцы поведения подрастающим поколениям, эти деятели могут быть абсолютно уверенными в том, что через два-три поколения их усилиями и к их удовлетворению русский народ превратится в бессмысленное стадо безликих особей с наркотизированным сознанием, с которыми можно будет делать, что угодно и гнать куда угодно, хоть на убой.
Такое «развесёлое» воспитание молодёжи не может закончиться чем-нибудь хорошим. Всеобщая беспечность и глупое веселье – предвестник плохих времён. Как не вспомнить здесь слова святого Иоанна Кронштадтского, сказанные им накануне кровавых лет в России в начале ХХ века: «Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям, никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьёзной жизнью и начали скучать. И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишённые разума! А между тем развлечение – это уже общественный порок, уже общественная страсть. ». Чем обернулась эта «общественная страсть», хорошо знакомо нам по нашей трагической истории ХХ века. Неужели всё повторяется, неужели и впрямь история ничему людей не учит?
Навязчивое стремление подражать кому-либо в чём-либо возникает у того, кто, оставаясь личностно незрелым, испытывает неугасимое, мещанское и пошлое по своей сути, желание «жить не хуже других». Такой индивид полагает себя «состоявшимся», когда достигает и имеет то, что достигли и имеют те, на которых он равняется. Подражает такой человек обычно тому, кто в его обывательском представлении являет собой пример гарантированной обеспеченности и социальной значимости.
Огромное число людей занято в своей жизни только тем, чтобы быть похожими на других, чтобы не отстать от них, чтобы иметь всё то, что те имеют. Если этого не случается, то такие горе-подражатели жестоко страдают.
Существует даже особый психологический тип людей, так называемых конформных акцентуантов, у которых подражательность и некритическая согласность со своим окружением являются стержнем их психосоциального функционирования. Такой человек легко соглашается со всем тем, что предлагает ему ближайшее окружение, но стоит ему попасть под влияние других людей или другой группы, и он меняет свои позиции и отношения, нередко, на прямопротивоположные. Такой человек не имеет своего собственного мнения, своего личного отношения к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он постоянно общается и которым невольно подражает. Это типичный человек безликой массы, которая всегда согласна, всегда зависит и тупо следует за своим вожаком-лидером. Стремится ничем не отличаться от «всех», думать «как все», поступать «как все», иметь то, что «у всех». Какова его социальная среда, таков и он. Хорошая – он хорош, отвратительная – он отвратителен. Такой тип «за компанию» спивается, «за компанию» колется, «за компанию» дебоширит или развратничает. Очень легко пропитывается «ценностями» своего окружения, потому что, повторяю, у него нет зрелой структуры личности. Вместо Я – Мы. «Истиной» считает то, что прочитывает (если читает) в своей газете или то, что показывают ему в любимой им программе ТВ. Придерживается стиля поведения, одежды, причёски и прочих атрибутов своей социальной группы. Отличается удивительной косностью суждений и считает «свою жизненную философию» самой правильной, потому что «и другие так же думают». Проявляет неприязнь к «чужакам», вообще ко всем тем, кто не такой как он и его окружение. Ненавидит проявления самостоятельности, независимости собственного суждения, оригинальности мысли, проявления чувства собственного достоинства в других людях. Такие люди очень любят участвовать во всякого рода «тусовках», сборищах, презентациях, демонстрациях, салонах и т.п., потому что здесь им можно резонировать с себе подобными и лишний раз получить подкрепление для своего неразвитого Я. Конформно существуя в своей социальной группе, такой индивид спасает себя от ответственности – самого невыносимого требования для личностно инфантильных. Это, увы, довольно распространённый тип характера.
Подражание мощно проявляется в таком социальном явлении как мода. Мода, если понимать её в широком смысле слова, может быть на что угодно: на одежду, на причёски, на машины, на манеры поведения, на лечение, на религию, на диету, на астрологию, на курорты, на жаргон, на времяпрепровождение, на хобби, отдых и т.д. Мода диктует, мода обязывает подражать. Сопротивляться моде – значит показывать свою «отсталость», «косность», «несовременность». Люди, помешанные на моде, как правило, довольно пустоваты. Мода становится для них чуть ли не смыслом жизни, для других жизненных смыслов они незрелы. Моду, разумеется, нельзя полностью отрицать, в ней есть необходимый элемент эстетически оформленного обновления, но когда она становится предметом исключительного поклонения, она превращается в пошлость.
Мода, между прочим, оказалась отличным подспорьем, выигрышной рекламой для продвижения товара или услуг на рынок. Без моды, скажем, лёгкая промышленность не имела бы своих финансовых оборотов. Поразите воображение записной модницы каким-нибудь новомодным одеянием и она, что называется «ляжет костьми», лишь бы обладать им. Соблазните ребёнка или подростка какой-нибудь компьютерной новинкой, пользующейся популярностью у сверстников, и он буквально вытрясет эту новинку из кармана своих родителей. Разрекламируйте какой-нибудь новомодный автомобиль с всякими вмонтированными в него «прибамбасиками», и найдётся немало одурелых автомобилистов, которые сделают всё возможное и невозможное для его приобретения. Мода – верная пособница рынка, она соблазняет потребителя своими рекламируемыми «достоинствами», часто мнимыми, вбивает ему в голову установку на «современность», «эстетическую новизну», на страх оказаться «отсталым», «старомодным» и … ловко опустошает его кошелёк. С другой стороны, она, как ничто другое, способствует тому, что в мире накапливается огромное количество неиспользуемых вещей, потому что они вышли из моды, не пользуются из-за этого спросом, а между тем, на производство этих вещей затрачено огромное количество материалов, энергии, труда, и всё, оказывается, впустую. Новомодная вещь покупается, но используется недолго, быстро «морально устаревает», потому что появляется хотя и подобная, но ещё более модная вещь. Производитель и продавец получает прибыль на товаре, который очень быстро превращается в невостребованный со всеми возникающими от этого проблемами его утилизации. Но попробуйте развенчать моду в глазах тех, кто находит в навязываемом рынком маскараде чуть ли, ни смысл собственной жизни! Как не подражать тем, кто демонстрирует модную «крутизну»?
Подражание, как видим, удел многих людей, особенно молодых и личностно незрелых. Подражатели хотят ни в чём не уступать оригиналам, они даже мечтают превзойти их. Беда их только в том, что подражание всегда касается формы, а не содержания того, чему подражают. От того, что внешне будешь подражать поведению умного человека, умнее не станешь. Бездумно напяливая на себя одеяние какой-нибудь журнальной красотки, с лёгкостью становишься лишь ходячей карикатурой на неё. Изображая из себя новоявленных «господ» с чуть ли не дворянской родословной, «господа-товарищи» никак не могут преодолеть в себе своего паскудного врождённого жлобства, выдающего их подзаборную беспородность. Подражая актёру, который на экране, «красиво» раскуривая сигару, небрежно привлекает к себе податливую диву, зелёный юнец чувствует себя «настоящим суперменом».
Сколько вообще поведенческой пошлятины сошло к нам с киноэкранов, демонстрирующих низкопробный голливудский ширпотреб! Глядя на поведение некоторых людей или юных недорослей где-нибудь в общественном месте, невольно ловишь себя на том, что нечто похожее уже видел в фильмах западного производства, показанных на экранах нашего ТВ. Для того чтобы понять, почему такое поведение воспроизводится людьми, необходимо учитывать одно очень важное психологическое обстоятельство: экран имеет мощное гипнотизирующее воздействие на психику зрителя. Оказывая своё влияние на образное восприятие, вовлекая в интригующий сюжет, он императивно задаёт зрителю своеобразные эталоны поведения, на которые невольно ориентируются впечатлённые им люди, особенно молодые. Поэтому, что бы там ни говорили, в наше время не экран отображает реальную жизнь, а жизнь во многом подражает экрану. Многое в жизни случается вначале на экране, а затем в реальности. Если на экранах творятся мерзости, то можете быть уверенными в том, что те же мерзости будут обязательно повторяться и происходить в реальной жизни, потому что найдётся немало подражателей, соблазнённых увиденным и испытывающих неодолимое желание повторить в жизни «подвиги» впечатливших их экранных героев. Такие теле-зомби слишком личностно недоразвиты для того, чтобы внутренне противостоять охватившему их соблазну. Моральный облик «героя» их не волнует, в нём их привлекает лишь его «крутизна».
Щёголев Альфред Александрович, г. Санкт-Петербург: Высшее медицинское образование, врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии факультета повышения врачей Государственной медицинской Академии им. И.И.Мечникова, доцент Восточно-Европейского института психоанализа. Стаж психотерапевтической работы более 30 лет.
Психологическое консультирование и психотерапия в различных областях: семейные и возрастные кризисы, конфликты в семье, психотерапевтическая помощь при разводе, взаимоотношения родителей и детей, психотерапия неврозов и психосоматика, депрессии, раздражительность, неуверенность в себе, взаимоотношения с противоположным полом, проблемы в межличностных отношениях.
Учебные курсы: неврозология и психотерапия.