Что значит подколоть свинку
Березовый пирожок — Коваль Ю.И.
Рассказ про ребят, которые ходили в лес за земляникой. Они собирали ягоды в бидоны, а самые крупные и спелые ягоды нанизывали на травинку со словами: «Надо свинку подколоть!»
Березовый пирожок читать
Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошёл, сам по себе.
И хоть шёл я сам по себе, а они по ягоды — всё равно мы всё время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой-нибудь брат Мохов.
Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали — бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
— Эй! — крикнул я. — Кого вы там подкалываете?
— Свинку! — хором отозвались братья Моховы.
— Какую ещё свинку? Тащите её сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
— А свинка где? — строго спросил я.
— Вот, — сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
— Земляника, — сказал я.
— Земляника, — согласилась Нюрка. — Но только — свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
— Надо свинку рубануть! — кричали братья Моховы.
— Что собрали — домой понесём, — сказала Нюрка. — Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
— Что это? — спросил я.
— Берёзовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.
Коваль «Берёзовый пирожок»
Рассказ на летнюю тему для младших школьников
Ю. Коваль «Берёзовый пирожок»
Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошёл, сам по себе.
И хоть шёл я сам по себе, а они по ягоды — всё равно мы всё время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой-нибудь брат Мохов.
Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали — бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
— Эй! — крикнул я. — Кого вы там подкалываете?
— Свинку! — хором отозвались братья Моховы.
— Какую ещё свинку? Тащите её сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
— А свинка где? — строго спросил я.
— Вот, — сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
— Земляника, — сказал я.
— Земляника, — согласилась Нюрка. — Но только — свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
— Надо свинку рубануть! — кричали братья Моховы.
— Что собрали — домой понесём, — сказала Нюрка. — Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
— Что это? — спросил я.
— Берёзовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.
краткое содержание берёзавый перожок
Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошел, сам по себе.
И хоть шел я сам по себе, а они по ягоды – все равно мы все время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой‑нибудь брат Мохов.
Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали – бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
– Эй! – крикнул я. – Кого вы там подкалываете?
– Свинку! – хором отозвались братья Моховы.
– Какую еще свинку? Тащите ее сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
– А свинка где? – строго спросил я.
– Вот, – сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
– Земляника, – сказал я.
– Земляника, – согласилась Нюрка. – Но только – свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, черные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у нее особенный. У простой земляники – солнечный вкус, а тут – лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашел подходящую травинку, выдернул из нее стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжелой от нанизанных на нее земляничин. Приятно было нести ее, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепешки.
– Надо свинку рубануть! – кричали братья Моховы.
– Что собрали – домой понесем, – сказала Нюрка. – Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с березовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
– Что это? – спросил я.
– Березовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался березовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс ПНШ Ю.Коваль «Березовый пирожок»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс ПНШ Ю.Коваль «Березовый пирожок»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс ПНШ Ю.Коваль «Березовый пирожок»»
Красота природы в произведениях. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»: М. Шагал «Окно в сад»
Цели: учить ориентироваться в тексте, просматривать его, находить нужное место и подтверждать свои ответы фрагментами текста; обратить внимание на то, что любознательность и наблюдательность помогают человеку видеть красоту природы; учить видеть и объяснять детали живописного произведения и на их основании создавать целостное впечатление от картины.
I. Организационный момент
Пора, друзья, урок начать, Ведь дорога минутка каждая: Нас дело ждет немаловажное — Домашнее заданье проверять.
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию
— Открываем очередное занятие клуба. Мы продолжаем изучать начатую тему. Вспомните, как она называется.
— Откройте содержание и найдите следующее произведение, которое мы с вами будем изучать. (Юрий Коваль «Березовый пирожок».)
— Знаком ли вам этот писатель?
(Учитель выставляет портрет писателя.)
— С какими его произведениями вы уже знакомы?
— Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении? Прочитаем его и узнаем.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 9, найдите рассказ «Березовый пирожок». Какой знак вы заметили рядом с названием? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)
— Какие слова требуют объяснения? (Бидон, валуи, зрела, пяток, глухим лесом.)
— Найдите и прочитайте их значения.
(Учитель читает произведение.)
— Вам понравилось произведение? Что вы поняли?
— Кто рассказал нам эту историю?
— Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой человек или старик? Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте. (Примерный ответ. Во-первых, герой говорит, что он «вместе с ребятами стал собирать ягоды», что «к обеду бидоны у ребят были полны», чем явно отделяет себя от ребят по возрасту; во-вторых, в тексте говорится, что Нюрка первый березовый пирожок протянула герою-рассказчику «как старшему», и это тоже подтверждает разницу в возрасте; вместе с тем Нюрка обращается к герою на «ты»: «Ешь». Более того, он вместе с ребятами стал покрикивать: «Надо свинку подколоть!» — это доказывает, что герой-рассказчик молодой человек, а не старик.)
— Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете? (Герой-рассказчик не деревенский житель, он не знает особенностей местного игрового фольклора и фольклорных выражений: «подколоть свинку» и «рубануть свинку».)
— Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он? Подтвердите примерами из текста. (Примерный ответ. То, что герой любознательный человек, понятно из того, что он требует от ребят объяснения, хочет узнать, о какой такой свинке идет речь; наблюдательность героя подтверждается и тем, как именно он рассматривает ягоды, нанизанные на стебель травы, как тонко и точно характеризует особый вкус переспевшей ягоды.)
— Ценит ли он все то, что узнал от ребят? (Примерный ответ. Герой-рассказчик ценит все то, что узнал от ребят; он вместе с ними приговаривает слова про свинку, сам нанизывает земляничины на травинку. Он говорит: «Приятно было нести ее (травинку), помахивать ею, разглядывать». Он ест предложенный ему березовый пирожок.)
— Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик? (Ответы детей.)
— А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребятами, копил впечатления, чтобы написать свои произведения?
— Перечитайте произведение и определите его тему. (Как ге- рой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.)
— А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»? (Это «пирожок» из земляники, завернутой в березовый листок.)
— Какие литературные приемы использовал автор при создании своего произведения? (Сравнение, контраст.)
— Подтвердите свое мнение словами из текста. (Сравнение: спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой. Контраст: желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земляника, имеющая солнечный вкус и сумрачный.)
— Определите главную мысль текста.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Найдите в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Окно в сад».
— Подтвердите, что на картине изображен загородный дом, дача. (Примерный ответ. На картине изображена веранда (на даче или в загородном доме), куда люди приезжают на летний отдых; видно 4 окна; шторы разной длины висят небрежно. Если бы здесь жили постоянно, все было бы иначе. За окном — лес; мебель самая простая, дачная: стулья с гнутыми спинками и длинный стол, покрытый бумагой. Судя по нежной зеленовато-голубоватой окраске зелени, изображена весна, очевидно, утро. Вдоль стены очень близко к окну крадется какой-то ребенок. Судя по количеству стульев на веранде, здесь бывает несколько человек, а судя по тому, что на столе находятся детские часики и много карандашей и рядом со столом в детском стульчике сидит большая кукла, на веранде обычно играют дети. Поскольку к потолку прикручен светильник, понятно, что вечером, когда стемнеет, на веранде тоже бывают люди.)
(Учитель читает высказывания Маши и Кости на с. 13. Затем заслушиваются мнения учащихся.)
— Что вы заметили? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)
— Какое слово требует объяснения? (Репродукция.)
— Еще раз внимательно рассмотрите репродукцию. Какое у вас впечатление?
— Перед вами изображение березового листочка. Раскрасьте его одним из двух цветов: зеленым или желтым. Если урок понравился — зеленым, если что-то было непонятно — желтым, а если урок показался скучным и ничего не понравилось, то оставьте его белым.
VIII. Подведение итогов урока
В заключение урока Анишит Йокоповна предлагает послушать две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского: «Утренняя молитва» и «Новая кукла».
(Учащиеся прослушивают аудиозаписаь.)
— Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
— Какие ассоциации возникли?
Подготовить чтение рассказа «Березовый пирожок» по ролям (учебник, с. 9—12).
Юрий Коваль: Чистый Дор (Рассказы)
Здесь есть возможность читать онлайн «Юрий Коваль: Чистый Дор (Рассказы)» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2012, ISBN: 979-5-91045-327-6, издательство: Издательский Дом Мещерякова, категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Чистый Дор (Рассказы): краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Чистый Дор (Рассказы)»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Юрий Коваль: другие книги автора
Кто написал Чистый Дор (Рассказы)? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Чистый Дор (Рассказы) — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Чистый Дор (Рассказы)», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
— Эй! — крикнул я. — Кого вы там подкалываете?
— Свинку! — хором отозвались братья Моховы.
— Какую ещё свинку? Тащите её сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
— А свинка где? — строго спросил я.
— Вот, — сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
— Земляника, — сказал я.
— Земляника, — согласилась Нюрка. — Но только — свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
— Надо свинку рубануть! — кричали братья Моховы.
— Что собрали — домой понесём, — сказала Нюрка. — Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
— Что это? — спросил я.
— Берёзовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.
Сидел на корме лодки, помахивал веслом. Далеко уже отплыл от Чистого Дора, вместе с речкой углубился в лес.
Вода под лодкой чёрная, настоялась на опавших листьях. Над нею синие стрекозы перелетают.
Захотелось что-нибудь спеть, просто так, от хорошего настроения. А вдруг, думаю, здесь какая-нибудь девушка малину собирает! Услышит, как я хорошо пою, — выйдет на берег. Размечтался я и грянул:
Ой, когда мне было лет семнадцать,
Ходил я в Грешнево гулять…
Допел первый куплет и уже хотел за второй взяться — вдруг слышу:
Вот тебе на! Оказался кто-то на берегу. Только не девушка. Голос грубый, болотный.
Огляделся — не видно никого в берегах. Кусты.
— Чего головой крутишь? Ай не видишь?
— Не вижу чтой-то, дядя.
— А не видишь, так и не видь.
— Эй, дядя, — сказал я, — да ты кустиком пошевели!
Ну, глупое положение!
Отложил я весло, хотел закурить. Шарь-пошарь — нету махорки. Только что в кармане шевелилась — теперь нету.
Вдруг стемнело над рекой. Солнце-то, солнце за тучку ушло!
Куда ж это я забрался? Лес кругом страшный, корявый, чёрный, вода в реке чёрная, и стрекозы над ней чёрные. Какие тут девушки? Какая малина? Ударил я веслом — и ходом к дому, в Чистый Дор, к Пантелевне.
— Ну, батюшка, — сказала Пантелевна, — спасибо, жив остался. Он бы тебя в болото завёл.
— Лесовик! Знаешь, как он Мирониху-то водил? Иди, говорит, сюда, девушка, я тебе конфетку дам. А Мирониха по глупости идёт за конфеткой. А он ей в руку впился и в болото тянет. Тут матушка Мирониха помирать начала. Во ведь как бывает.
Не стал я спорить с Пантелевной, а Мирониху, конечно, знал. Как придёт вечером, обязательно что-нибудь приврёт.
Месяц прошёл с тех пор, и я забыл про лесовика. А как в августе рыжики-то пошли — вспомнил.
С дядей Зуем отправились мы за рыжиками. Босиком.
Чистодорские жители все ходят за рыжиками босиком — ногами ищут. Вот ведь история! А делается это для того, чтоб найти в траве самый маленький рыжик. Руками шарить — коленки протрёшь. Главная задача — найти такой рыжик, чтоб он в бутылочное горлышко пролезал. Подберёзовики и маслята солят в бочках, а рыжики — только в бутылках. Насолишь на зиму бутылочек двадцать, потом только вытряхивай.
Я-то вначале ходил собирать в сапогах, на месте разувался. А потом плюнул — ходишь, как неумный, с сапогами в руках. Стал было ходить в одном сапоге — как-никак одна нога рабочая, — но и это бросил: задразнили.