Что значит подъем стопы в балете
Балетная стопа. Постановка и воспитание.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Короткова Оксана Васильевна,
преподаватель классического танца
ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»
БАЛЕТНАЯ СТОПА: ПОСТАНОВКА И ВОСПИТАНИЕ
“Человеческая стопа – это произведение искусства природы”
Врач – ортопед И. А. Баднин писал: “У артистов балета основным рабочим инструментом являются стопы” [1, с.38].
Стопа – это сложный в анатомическом и функциональном плане аппарат. Она состоит из семи костей предплюсны (таранная, пяточная, три клиновидные, ладьевидная и кубовидная); пяти плюсневых костей и четырнадцати фаланг пальцев стопы. Сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от количества связок, обеспечивающих в сочетании с мышцами устойчивость стопы и выносливость к нагрузкам. Обычно выделяют следующие функции стопы: балансировочная, рессорная (смягчение ударов во время разнообразных передвижений), опорная.
При поступлении в хореографические училища оцениваются, в том числе и стопы детей. Ярко выраженные нарушения сводов стопы являются противопоказанием к поступлению.
Отобрать абсолютно здоровых детей в настоящее время проблематично, так как по данным разных авторов от 10 до 50 % населения имеют тот или иной вид плоскостопия [5; 6].
Своды стопы формируются еще до рождения ребенка. Стопа новорожденного выглядит плоской, так как на ней хорошо развит слой подкожной жировой клетчатки. Период активного формирования сводов приходится на возраст от 3 до 7 лет. На этом этапе наиболее часто возникает плоскостопие. В период второго детства (8-12 лет) скелет стопы фактически заканчивает формирование. Окончательно рессорные свойства стопы, обусловленные степенью выраженности ее сводов, устанавливаются к 16-20 годам [7. c.87].
В связи с большим значением стоп в танце в классической хореографии сложился термин “балетная стопа”, подразумевающий определенные качества, которые развиваются в результате систематических занятий классическим танцем и обусловлены профессиональной необходимостью. Для успешной профессиональной карьеры стопы артиста балета должны обладать гибкостью, эластичностью и силовой выносливостью [8].
— Гибкость стопы означает максимальную амплитуду движений в голеностопном суставе и суставах стопы. В балете это, прежде всего, способность стопы принимать положение крайнего подошвенного сгибания и тыльного разгибания (вытягивание и сокращение подъема) [8].
— Эластичность стопы – это способность мышц и связок упруго сопротивляться нагрузке, возвращаясь к своей форме после непродолжительного по времени растягивания, что важно для выполнения стопой рессорной функции [9].
Насыщенность процесса обучения, предполагающая большую нагрузку на стопы уже на первом году (прыжки, в том числе с приземлением на одну ногу,начальные упражнения на пальцах), требует правильно сформированного мышечно-связочного аппарата учащихся.
Учитывая физиологические сроки формирования сводов стопы постановкой и воспитанием стопы, позволяющими избежать мышечно-связочных нарушений, необходимо заниматься как можно раньше.
Упражнения, чаще всего рекомендуемые для формирования сводов стопы условно можно разделить на несколько групп:
— массажные (катание мячика или цилиндра, хождение по палке, поглаживающее движения одной ноги по голени другой и т. д.);
— упражнения для укрепления мышц подошвы (вытягивание носочков, “проползание” по полу за счет сгибания пальцев и т. п.);
— упражнения, использующие движения пронации и супинации, отведения и привидения (бег на внешней и внутренней стороне стопы, круговые движения стоп и т. д.);
Занятия с детьми 4-5 лет целесообразно проводить в игровой форме, используя понятные малышам ассоциации. Движение носками ног вверх-вниз, например можно назвать “ушки зайчика”, сгибание пальцев – “летучие мыши”, дополнив рассказом о том, что летучие мыши спят вверх ногами, им нужны крепкие пальчики-коготки, которые нужно наточить. Мышечно-связочный аппарат маленьких детей еще очень слаб, поэтому связки детей-дошкольников нужно укреплять очень бережно, корректируя направление мышечного напряжения руками каждому ребенку. Нельзя допускать скашивания стопы вовнутрь (“косолапие”). Уже на этом этапе стопа выставляется в правильное “балетное” положение, что позволит в дальнейшем грамотно выстроить стопу и избежать травмирования голеностопного сустава.
Упражнения для малышек нужно подбирать аккуратно, учитывая слабость, мягкость, податливость мышц и связок дошкольников. К примеру, бег на внешней и внутренней стороне стопы лучше заменить разведением натянутых носочков, зафиксировав голеностоп рукой (упражнение выполняется сидя на коврике). Постепенно можно добавлять упражнения, предполагающие уже некоторое владение более сложной мышечной координацией, например “волны” (сначала поднимаются наверх пальцы, затем сокращается в голеностопе стопа, далее пальцы сгибаются и стопа вытягивается) и увеличивать количество повторов.
На первом году обучения в хореографическом училище формированию балетной стопы следует уделить особое внимание в рамках учебной дисциплины “Гимнастика”. Комплекс упражнений для стоп необходимо составить таким образом, чтобы подготовить стопы к дальнейшей нагрузке, т. е. упражнения должны развивать силу, эластичность и гибкость стоп. Целесообразно использование упражнения из комплекса партерной гимнастики способствующие формированию балетной линии ноги (лежа на животе, ноги в I позиции вытягивать и сокращать стопы одновременно и попеременно и др.).
На уроках классического танца стопа выставляется особенно тщательно в положении ноги battement tendu pointe вперед, когда пальцы направляются вертикально относительно пола, а пятка подается наверх. При этом нельзя допустить сокращенного “скрюченного” положения. Стопа должна быть сильно натянута. Также, очень важно правильно выстроить положение ноги в battement tendu pointe в сторону. Мышечное напряжение распределяется таким образом, чтобы подать (“подкрутить”) пятку вперед. Визуально пятка должна оказаться чуть впереди большого пальца.
Особенно полезно как на начальном этапе обучения в профессиональном учебном заведении, так и в последующем использовать releve на высокие полупальцы по I позиции с последующим demi plie. Пятка при этом поднимается максимально высоко и сильно подается вперед. Подъем выгибается предельно. Это упражнение используется и в экзерсисе на пальцах.
Необходимо отметить, что балетная стопа формируется и воспитывается не только на протяжении восьмилетнего цикла обучения в хореографическом училище, но и в процессе дальнейшей, уже профессиональной, деятельности.
1. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. Учебное пособие, Москва, Медицина, 1987. 204 с.
2.Ваганова А. Я., Основы классического танца, 6-е издание. Серия Учебники для вузов. Специальная литература, СПб, Лань, 2000. 158с.
3.Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища Л., ЛХУ, 1941. 56с.
4.Силкин П. А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направлению “Хореографическое искусство” образовательная программа артист балета, 2-е изд. Испр. СПб, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой 2010. 37с.
5.Котельников Г. П. Миронов, С. П. Мирошниченко, В. Ф., Травмотология и ортопедия: учеб. Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2009. 397с.
6.Картавцева Е., Можно ли избавиться от плоскостопия? Причины болезни. Профилактика [Электронный ресурс] URL: http://elenaknsp.com/zdorov-e/mozhno-li-izbavitsya-ot-ploskostopiya-prichiny-bolezni-profilaktika.html
7.Страдина М. С. Возрастная морфология: учеб. – метод пособие, СПб СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. 87 с.
8.М. А. Марина, Формирование балетной стопы в системе профессионального и предпрофессионального хореографического образования. // Вестник Академии Русского Балета им А. Я. Вагановой №5 (40) 2015.
9.Макарова Г А Спортивная медицина: учеб. Москва, Советский спорт, 2008. 480с.
Как балерины удерживаются на пуантах
Я думаю, каждый из нас хоть раз, да задавался этими вопросами. Балет — он такой. загадочный, влекущий, со своими секретами, которые обывателю очень интересны. Почти все маленькие девочки мечтают стать балеринами. И первое, что они пытаются сделать — встать на носочки, а то и вовсе на кончики пальцев. И у них это не получается. А уж взрослым этот фокус и подавно не удастся.
Вот и остаётся нам, «простым людям», лишь восхищаться тем, как грациозно балерины смотрятся, стоя на одной ножке. Восхищаться и вновь думать: ну как они это делают? А на самом деле — всё легко объясняется.
Во-первых, удержаться балеринам помогает апломб — умение сохранять равновесие. Но как этот самый апломб достигается? В первую очередь за счет подтянутости всех ножных мышц. Вы никогда не увидите балерину, стоящую «на пальцах» с расслабленным коленом. Оно должно быть максимально подтянуто, как, впрочем, и остальные мышцы. Без этого не получится оси, которая и помогает сохранять то самое равновесие.
Но больше всего, я думаю, зрителей интересует ступня балерины. Ведь разве можно устоять на пальцах? И какой же при этом должен ощущаться дискомфорт!
Тут два ключевых момента. Первый — это наличие подъема — изгиба стопы, позволяющего ставить ступню в максимально вертикальное положение и тем самым продолжить линию той самой оси. Разрабатывать подъем будущие балерины начинают с первых дней обучения танцевальному искусству.
Второй момент — строение пуант. Именно в них и кроется секрет танца «на пальцах». Да, кстати, «на пальцах» — повседневный балетный термин, обозначающий танец в пуантах. Но на самом деле опираются балерины совсем на другую часть ступни. Посмотрим, как же устроена балетная туфелька.
Жесткая стелька — одна из важнейших частей пуант. Именно она не дает ноге выгнуться больше, чем позволяет подъем. Это минимизирует риск травм.
Попробуйте встать на пальцы. Ваш подъем сразу завалится вперед, что под весом тела может привести к травме. Так вот, стелька — это своеобразный «предохранитель».
Туфелька со сломанной стелькой
Но больше нам интересна другая деталь пуант — коробочка. Это жёсткая часть туфли, крепко обхватывающая часть ступни. Коробочка не позволяет «проскользнуть» пальцам слишком глубоко. Они должны быть прямыми и не «искривляться» в туфле.
И, конечно же, такое положение пальцев означает, что балерина опирается НЕ на них. Ну невозможно же танцевать «на ногтях», верно?
На самом деле, когда балерина встаёт «на пальцы», всю нагрузку на себя берет вальгусная часть стопы. Давление приходится именно на нее. Вспомните, когда вы покупаете новую обувь, то какое-то время неразношенная кожа как бы держит ступню и не даёт ей «продвинуться» к кончику туфли.
Вальгусная часть стопы
Со временем обувь разнашивается, и стопа уходит вперёд. В балете такое исключено. Более того — травмоопасно. Именно поэтому коробочка — чрезвычайно прочная и совершенно не эластичная часть туфли. Однако пальцы в ней только лишь аккуратно располагаются, но ни в коем случае не «держат» тело балерины.
И, наконец, ещё одна важная деталь — пятак. Это кончик туфли. Как видите, пятак — плоский и относительно немаленький по площади. И это ещё один немаловажный фактор, помогающий балерине «устоять» в пуантах.
Вот и получается, что секрет — в устройстве балетной туфельки. Но в то же время в туфельку эту можно одевать лишь «правильно» подготовленную ступню.
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.
Что значит подъем стопы в балете
Каждой профессии, а особенно творческой, свойственен свой «жаргон».
Профессия артиста балета– одна из самых замечательных в этом плане. Ну где еще услышишь такие перлы как «Кончай на Свету!» (значит, пируэт должен заканчиваться лицом к балерине по имени Света) или «Убери свой арбуз!» (значит, втяни живот). Для далеких от искусства людей многие подобные фразы могут показаться по меньшей мере глупыми или даже пошлыми, но я заметила, что именно такой образный язык помогает осознать, чего от тебя хотят. Например, одна девочка в балетной школе никак не могла запомнить, что прыжочки-сотэ (невысокие упругие прыжки) должны выполняться (как и все в классике) с очень сильно натянутыми стопами. Так вот педагог ей объяснила, что ножки должны быть как когти у хищной птицы – и ребенок, моментально визуализировав эту картинку, наконец, понял, КАК нужно выполнять прыжки. Я собирала подобные выражения со множества балетных форумов, с репетиций, где мне довелось побывать, из книг балетной тематики.
Сегодня начнем с самых основ – это слова и выражения, которые каждый артист балета использует каждый день. Они далеко не смешные, но, думаю, наиболее употребительные.
Кичка = балетный пучок – прическа всех без исключения балерин. Я обязательно сделаю отдельный пост, посвященный этой прическе!
Каски – пуанты (используется только в Питере)
Балетки = мягкие туфли – мягкая балетная обувь, которую надевают на класс
Трико – колготки белого или телесного цвета
Шаг – это высота поднятия ноги выворотно по основным направлениям.
Икс = иксовые ноги – нога, как бы проваленная в колене. В профиль такие ножки похожи на саблю, поэтому их еще «сабелькой» называют. Иксовые ноги обычно идут в нагрузку с высоким подъемом. Чем “иксовее” ноги у балетных, тем красивее! И тем опаснее для здоровья, и тем сложнее делать вращения. Самые известные представительницы иксовых ног: Екатерина Максимова, Светлана Захарова, Алина Сомова.
Разбивать пальцы – значит молоточком разбивать мысок пуанта, чтобы в нем было легче танцевать. В неразбитых и неразмятых пальцах работать практически невозможно.
Ломать подъем – тянуть стопу, нарабатывая, таким образом, высокий подъем. Обычно это делают, засунув ноги под диван или батарею. Достаточно болезненная, но действенная процедура.
Греться = точиться = точить носок – то есть разминаться в зале перед началом занятия или репетиции.
Стоять у воды – значит танцевать в последнем ряду кордебалета. Про балерину, у которой неудачно сложилась карьера, обычно говорят «всю жизнь простояла у воды».
Полупальцы = стоять на полупальцах – то есть, стоять на высоких «цыпочках».
Завал – неправильная постановка стопы. Это когда, стоя, например, в первой позиции, не все пальцы стопы находятся на полу, а происходит тот самый “завал” на переднюю часть стопы, в частности на большой и соседний пальцы.
В фильме «Танцующие призраки» художник, в гости к которому попала главная героиня, смутил девочку, сидящую широко расставив ноги по второй позиции, вопросом «Что, демонстрация принадлежности к касте?».
Ведь и правда, по ногам балерину всегда узнаешь. Как я упоминала в прошлой части, ноги у балерин бывают иксовые, 0-образные, выворотные, шагастые. Кроме всего прочего, они должны быть длинными – или таковыми казаться. «Сильные» ноги нарабатываются годами, с самого раннего возраста – и все равно не всякая артистка осилит целый спектакль в ведущей роли – при этом, они не должны казаться перекаченными: то есть вроде как мышцы есть, но их не видно. Чего только не делают с ногами балерины – тянут их, ломают, выворачивают. Поэтому сегодняшнюю рубрику я посвятила многострадальному рабочему органу балерины – ее прекрасным ногам.
Один преподаватель постоянно призывает “оторвать ногу от паха” на гран батманах. Немного образного мышления, и картина рисуется довольно кровавая….
“Ноги как колготки на ветру развеваются” – это на прыжках.
На плие: “Девочки, ноги! У-вас-все-течеееееeeет!”
Что значит подъем стопы в балете
Стопа имеет два свода — поперечный и продольный, которые играют большую роль в локомоторной функции. Движения в суставах стоп объясняет «спиральная» теория, согласно которой эти движения осуществляются вокруг продольной оси стопы. Происходит как бы «скручивание» и «раскручивание» стопы таким образом, что передний и задний отделы вращаются в противоположных направлениях. Движение по продольной оси происходит в основном в таранно-пяточно-ладьевидном и поперечном суставах. Оно оказывает большое влияние на высоту продольного свода: если вращать наружу пятку, а внутрь передний отдел стопы, то свод будет увеличиваться, если вращать пятку внутрь и кнаружи передний отдел, то свод будет уменьшаться.
Главными и активными держателями сводов считаются подошвенные мышцы, обладающие значительной сократительной силой и выносливостью к нагрузкам. Из мышц наибольший интерес представляют задняя большеберцовая и длинный сгибатель большого пальца стопы, который считают «тетивой» свода. Во время прыжка он способствует отталкиванию большого пальца от пола.
Во время танца стопа испытывает большую нагрузку. Стопа работает в позициях и движениях, далеко выходящих за пределы свойственных ей естественных физиологических движений. В результате ранних занятий в хореографическом училище (с 9 лет), а затем работы в театре на протяжении 20 лет развиваются изменения стопы, свойственные только артистам балета.
Как у балерин, так и у танцовщиков отмечается распластанность переднего отдела стопы. Развивается поперечное плоскостопие в результате особенностей танцев на пальцах и полупальцах, когда нагрузка приходится в основном на передние отделы стопы. Это неизбежно приводит к расхождению крайних плюсневых костей и расширению переднего отдела стопы. Первая плюсневая кость отклоняется кнутри, мышцы большого пальца смещаются и образуется вальгусная (наружная) деформация большого пальца.
У исполнителей классического танца туфли мягкие и не препятствуют расхождению костей стопы; у исполнителей характерных и народных танцев туфли плотные с боковой поддержкой, и поэтому у них реже встречается поперечное плоскостопие. У балерины туфли стягивают поперечник стопы, носок их заострен, площадь опоры при танцах на пуантах ничтожна, что вызывает напряжение большого пальца и отклонение его кнаружи. Поперечное плоскостопие встречается у 82,1% исполнителей классического танца.
Другой особенностью стопы артистов балета является «рабочая» гипертрофия компактного вещества II и III плюсневых костей. Это приспособительная реакция костей стопы в ответ на нефизиологическую (профессиональную) нагрузку, так как во время танцев на пуантах ось нагрузки проходит через 1, II и III плюсневые кости.
Во время профессионального отбора детей в хореографическое училище одним из критериев положительной оценки является одинаковая длина I, II и III пальцев по формуле I = II = III>IV>V, или I = II>III>IV>V.
Изучая влияние некоторых видов труда, в том числе и балетного, на строение скелета стопы, установлено, что основные нагрузки приходятся на I, II и III плюсневые кости, компактное вещество которых утолщается и достигает 14—15 мм. Уменьшается костномозговая полость, II и III плюсневые кости приобретают веретенообразную форму. Но эта рабочая гипертрофия не является устойчивой. Через несколько лет после прекращения сценической деятельности компактное вещество II и III плюсневых костей уменьшается.
Будущим артистам балета следует знать профессиональные варианты нормы строения стопы, которые у них часто встречаются в связи с особенностями больших статических нагрузок с детских лет, когда идет процесс формирования костного скелета стопы.