Что значит подчинительная связь

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Основные понятия

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

Типы подчинительной связи

Что значит подчинительная связь

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

Источник

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

Что значит подчинительная связь

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Что значит подчинительная связь

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

Что значит подчинительная связь

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Что значит подчинительная связь

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании


Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Что значит подчинительная связь

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Что значит подчинительная связь

Согласование

Что значит подчинительная связь

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

Управление

Что значит подчинительная связь

Примеры

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

Примыкание

Что значит подчинительная связь

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Что значит подчинительная связь

Что значит подчинительная связь

Что значит подчинительная связь

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

Есть три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи в словосочетании:

согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние (СУП).

Согласование.

Типичные слу­чаи согла­со­ва­ния — это сло­во­со­че­та­ние из суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го (кра­си­вая тет­рад­ка). Как мы пони­ма­ем, что это согла­со­ва­ние? Когда мы глав­ное сло­во изме­ня­ем по паде­жам, зави­си­мое сло­во тоже изме­ня­ет­ся (кра­си­вая тет­рад­ка, нет кра­си­вой тет­рад­ки и так далее). Оба сло­ва оди­на­ко­во меня­ют­ся по паде­жам, у них появ­ля­ют­ся окон­ча­ния, соот­вет­ству­ю­щие этим паде­жам, зна­чит они согла­су­ют­ся меж­ду собой в паде­же, чис­ле и роде.

Управление.

Это такая связь, при кото­рой глав­ное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым в каком-либо паде­же. То есть у глав­но­го сло­ва нет кате­го­рии паде­жа, у зави­си­мо­го есть, и когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое сло­во оста­ет­ся в одном и том же паде­же. Например:
читать кни­гу.

Я читаю книгу.
Он читал бы книгу.
Читайте книгу!

Глагол в раз­ных фор­мах упо­треб­ля­ем, а суще­стви­тель­ные в вини­тель­ном паде­же при нем сто­ит все­гда. Чем отли­ча­ет­ся от согла­со­ва­ния? Тем, что у глав­но­го сло­ва паде­жа нет. Иногда у глав­но­го сло­ва падеж тоже может быть. Допустим сло­во­со­че­та­ние из двух суще­стви­тель­ных тоже по типу управ­ле­ния: чте­ние кни­ги, но когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое вме­сте с ним не изме­ня­ет­ся по паде­жам, оно оста­ет­ся в одном и том же падеже:

чте­ние книги,
чте­ния книги.

Книги в роди­тель­ном паде­же как было, так и есть. Вот такое сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром падеж зави­си­мо­го сло­ва не меня­ет­ся при изме­не­нии глав­но­го, назы­ва­ет­ся управлением.

Управления более раз­но­об­раз­но, чем согла­со­ва­ние. Главные сло­ва могут быть выра­же­ны раз­ны­ми частя­ми речи, но осо­бен­ность одна и та же: у зави­си­мо­го сло­ва обя­за­тель­но есть кате­го­рия паде­жа, и оно обя­за­тель­но в одном и том же паде­же употребляется.

Примыкание.

Это такая связь, при кото­рой у зави­си­мо­го сло­ва вооб­ще нет кате­го­рии паде­жа. Обычно так фор­му­ли­ру­ют: зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой частью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой. Типичный при­мер: сло­во­со­че­та­ние «гла­гол + наре­чие» (бежать быст­ро, учить­ся хоро­шо).

Наречие — дей­стви­тель­но неиз­ме­ня­е­мая часть речи (почти неиз­ме­ня­е­мая, посколь­ку сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий все-таки есть), но глав­ное, что у них нет падежа.

Примыкают не толь­ко наре­чия, но и дру­гие фор­мы, кото­рые не име­ют паде­жей. Например, инфи­ни­тив гла­го­ла: иду учить­ся.

Учиться — это гла­гол, у него мно­го раз­ных форм, соот­вет­ствен­но, часть речи это в прин­ци­пе изме­ня­е­мая, но паде­жа у него нет. Если гла­гол ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым сло­вом (зави­си­мым сло­вом он может быть имен­но в инфи­ни­ти­ве), то он при­мы­ка­ет, то есть никак не вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми сло­ва­ми по паде­жу, посколь­ку паде­жа у него про­сто нет. И так же при­мы­ка­ют любые неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, что зна­ме­на­тель­ные при­ла­га­тель­ные, что место­имен­ные прилагательные.

Три това­ри­ща. Главное сло­во в этом сло­во­со­че­та­нии — это сло­во три (имя чис­ли­тель­ное). Если мы это сло­во­со­че­та­ние будем изме­нять: три това­ри­ща, трех това­ри­щей, трем това­ри­щем. Явно наблю­да­ет­ся согла­со­ва­ние в кос­вен­ных паде­жах — чис­ли­тель­ные и суще­стви­тель­ные сто­ят в одной и той же фор­ме, и глав­ным сло­вом ста­но­вит­ся суще­стви­тель­ное. А в началь­ной фор­ме глав­ное сло­во — чис­ли­тель­ное и суще­стви­тель­ное сто­ит при нем в роди­тель­ном паде­же. А само чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном. Как мы это можем понять? Составить пред­ло­же­ние с этим словосочетанием:

Пришли три товарища.

Три това­ри­ща – под­ле­жа­щее, зна­чит, глав­ное сло­во в име­ни­тель­ном паде­же, а зави­си­мое в роди­тель­ном. То есть что мы долж­ны здесь ска­зать? В име­ни­тель­ном паде­же в началь­ной фор­ме сло­во­со­че­та­ние постро­е­но по типу управ­ле­ния (чис­ли­тель­ное управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в роди­тель­ном паде­же), а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся на согла­со­ва­ние, и суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся глав­ным сло­вом, а чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с ним по паде­жу. Все сло­во­со­че­та­ния с чис­ли­тель­ны­ми име­ют такую осо­бен­ность: они меня­ют тип свя­зи при изме­не­нии словосочетания.

А даль­ше еще хитрее…

С одной сто­ро­ны это тоже самое, что и три това­ри­ща, то есть управ­ле­ние в началь­ной фор­ме. Но есть два дру­га, а есть две подру­ги. Что еще здесь про­ис­хо­дит? Частичное согла­со­ва­ние по роду. То есть полу­ча­ет­ся — это управ­ле­ние роди­тель­ным паде­жом. По паде­жу это сло­во­со­че­та­ние постро­е­но имен­но как управ­ле­ние, а по роду здесь сло­ва согла­су­ют­ся — чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Почему так про­ис­хо­дит? Потому что вооб­ще у чис­ли­тель­ных нет кате­го­рии рода и кате­го­рии чис­ла, у них есть толь­ко кате­го­рия паде­жа. Как мы это уви­де­ли на при­ме­ре чис­ли­тель­но­го три. Но у чис­ли­тель­но­го два и чис­ли­тель­но­го один есть кате­го­рия рода. А у чис­ли­тель­но­го один еще и кате­го­рия числа.

Трое бра­тьев, тро­их бра­тьев, тро­им бра­тьям. То же самое, что и три това­ри­ща. То есть соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное ведет себя так же, как и коли­че­ствен­ное, то есть меня­ет тип связи.

Главное сло­во здесь при­ла­га­тель­ное склон­ный, зави­си­мое — гла­гол в инфи­ни­ти­ве пре­уве­ли­чи­вать. Раз гла­гол в инфи­ни­ти­ве зави­си­мое сло­во, то он примыкает.

Здесь глав­ное сло­во — место­име­ние кто-то, зави­си­мое сло­во это предложно-падежная фор­ма — суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом. Когда зави­си­мое сло­во пред­став­ле­но какой-то падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го и оно не изме­ня­ет­ся вме­сте с изме­не­ни­ем глав­но­го (кто-то в тол­пе, кого-то в тол­пе, кому-то в тол­пе, в тол­пе не меня­ет­ся), зна­чит это управ­ле­ние. Управление, а не при­мы­ка­ние, пото­му что это суще­стви­тель­ное, а у суще­стви­тель­но­го есть падеж (в тол­пе – пред­лож­ный падеж).

Так же, как три това­ри­ща. Сорок пять дней, соро­ка пяти дней, соро­ка пяти дням. В началь­ной фор­ме – управ­ле­ние, то есть глав­ное сло­во здесь сорок пять, оно управ­ля­ет роди­тель­ным паде­жом сло­ва дней, а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся и чис­ли­тель­ное сорок пять начи­на­ет согла­со­вать­ся с суще­стви­тель­ным день.

Чем отли­ча­ют­ся сорок пять дней и три това­ри­ща?

Числительные от пяти и боль­ше управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа не един­ствен­но­го чис­ла, а мно­же­ствен­но­го (три дня, но сорок пять дней).

Находим глав­ное сло­во – дирек­ти­ва, зави­си­мое сло­во – свер­ху, это наре­чие. Раз зави­си­мое сло­во – наре­чие, то оно при­мы­ка­ет. В чем необыч­ность тако­го сло­во­со­че­та­ния? В том, что обыч­но наре­чие зави­сит от гла­го­ла, от суще­стви­тель­но­го крайне ред­ко. Но вот здесь имен­но такой слу­чай. Здесь про­пу­щен гла­гол, выпол­ня­ю­щий роль связ­ки: дирек­ти­ва, направ­лен­ная свер­ху (направ­лен­ная — при­ча­стие, осо­бая фор­ма глагола).

Здесь упо­треб­ле­но нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное. Окончания у него нет, но нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные все рав­но име­ют кате­го­рию паде­жа, пото­му что мы можем ему задать опре­де­лен­ный падеж­ный вопрос: пой­ти во что? Следовательно суще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в вини­тель­ном паде­же. И раз гла­гол зада­ет вот эту фор­му вини­тель­но­го паде­жа, то это управ­ле­ние. Глагол пой­ти управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же с пред­ло­гом – в кафе.

То же самое. Если зави­си­мое сло­во суще­стви­тель­ное, то авто­ма­ти­че­ски это управление.

Далее несколь­ко сло­во­со­че­та­ний с при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми. Обратите осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку при­тя­жа­тель­ные место­име­ния могут всту­пать во все три вида связи.

Ответ чей? Его. Это место­име­ние — при­ла­га­тель­ное. Отвечает на вопрос чей? Это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние. Его ответ, его отве­та, его отве­ту. Вроде бы при­ла­га­тель­ное, но не согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным, а засты­ло в одной и той же фор­ме. Это неиз­ме­ня­е­мая часть речи. Оно при­мы­ка­ет. Здесь нуж­но раз­гра­ни­чи­вать: нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные управ­ля­ют­ся, пото­му что у них есть падеж; неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (и место­имен­ные, и зна­ме­на­тель­ные) примыкают.

Его – здесь это не при­тя­жа­тель­ное место­име­ние его, это лич­ное место­име­ние он в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа: встре­тить кого? Значит, это управление.

А здесь согла­со­ва­ние, пото­му что при­тя­жа­тель­ное место­име­ние свои согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным обя­зан­ность.

Свои обя­зан­но­сти, своя обя­зан­ность, сво­их обязанностей.

Еще раз: если у при­ла­га­тель­но­го есть окон­ча­ния, если оно изме­ня­ет­ся по паде­жам, то оно согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным; а если при­ла­га­тель­ное неиз­ме­ня­е­мое, то оно примыкает.

Словосочетания с чис­ли­тель­ным в кос­вен­ном паде­же. Значит, это согла­со­ва­ние. В началь­ной фор­ме управ­ле­ние, а в кос­вен­ных паде­жах это согла­со­ва­ние. Если бы было две руки, то это было бы управ­ле­ние с эле­мен­том согла­со­ва­ния по роду. А дву­мя рука­ми — это уже чистое согласование.

Числительное один — это един­ствен­ное чис­ли­тель­ное, кото­рое пол­но­стью согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем, то все осталь­ные чис­ли­тель­ные управ­ля­ют роди­тель­ным паде­жом (одна стро­ка, но две стро­ки; стро­ка – в име­ни­тель­ном паде­же, стро­ки – в роди­тель­ном падеже).

Тридцать тре­тий пункт.

Это чистое согла­со­ва­ние, пото­му что трид­цать тре­тий – это чис­ли­тель­ное поряд­ко­вое, то есть это при­ла­га­тель­ное с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем. Оно ведет себя как любое дру­гое прилагательное.

Тридцать тре­тий пункт, трид­цать тре­тье­го пунк­та, трид­цать тре­тье­му пункту.

Авеню – суще­стви­тель­ное нескло­ня­е­мое. Но суще­стви­тель­ные, от того что они нескло­ня­е­мые, никак не меня­ют сво­е­го син­так­си­че­ско­го пове­де­ния. Здесь сло­во аве­ню – глав­ное. Посмотрим, как оно вли­я­ет на зависимое.

Есть глав­ная аве­ню, нет глав­ной аве­ню, при­ла­га­тель­ное с ним согла­су­ет­ся. У само­го сло­ва аве­ню окон­ча­ния нет, но при­ла­га­тель­ное под­стра­и­ва­ет свое окон­ча­ние под падеж суще­стви­тель­но­го. Так что это согласование.

А вот это осо­бый вид согла­со­ва­ния меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми. В линг­ви­сти­ке для него есть осо­бый тер­мин: аппо­зи­ция или аппо­зи­тив­ная связь. Буквально обо­зна­ча­ет при­став­ле­ние одно­го суще­стви­тель­но­го к дру­го­му. В чем его отли­чие от согла­со­ва­ния при­ла­га­тель­но­го с суще­стви­тель­ным? В том, что здесь менее чет­ко выра­же­но, какое сло­во глав­ное, а какое зави­си­мое. Но все-таки доч­ка – глав­ное, пото­му что мы можем заме­нить такое сло­во­со­че­та­ние на сло­во­со­че­та­ние с при­ла­га­тель­ным кра­си­вая доч­ка. Тем не менее это согла­со­ва­ние, пото­му что два суще­стви­тель­ных оди­на­ко­во изме­ня­ют­ся по падежам:

кра­са­ви­цы доч­ки, кра­са­ви­це доч­ке, кра­са­ви­цей дочкой.

Заниматься – инфи­ни­тив в пози­ции зави­си­мо­го сло­ва. Это при­мы­ка­ние. И как член пред­ло­же­ния – это обсто­я­тель­ство цели.

Тоже самое, что его ответ. Беж – это неиз­ме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное. Это примыкание.

Источник

Подчинительная связь в сложном предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет в слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью. Подчинительная связь в слож­ном пред­ло­же­нии выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов и союз­ных слов.

Понятие о сложном предложении

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу в одно пред­ло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся сложным.

Понаблюдаем:

Наступило утро. Взошло умы­тое росой солн­це. Лучи солн­ца тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

Наступило утро, и взо­шло умы­тое росой солн­це, лучи кото­ро­го тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

Что значит подчинительная связь

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся еди­ни­цей само­сто­я­тель­но­го сооб­ще­ния. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов. Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го могут объ­еди­нять­ся дву­мя способами:

Что значит подчинительная связь

Виды сложных предложений

Бессоюзные предложения

Если в слож­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся по смыс­лу и инто­на­ци­он­но без уча­стия сою­зов, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся бес­со­юз­ным.

На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Я огля­нул­ся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

Что значит подчинительная связь

Предложения, соеди­нен­ные союз­ной свя­зью, делят­ся в зави­си­мо­сти от вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми и харак­те­ра сою­зов на два вида:

Сложносочиненные предложения

Предложения, в соста­ве кото­рых син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, назы­ва­ют­ся слож­но­со­чи­нен­ны­ми. В таком слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ука­жем сочи­ни­тель­ную связь. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми перед сою­зом обыч­но ста­вит­ся запятая.

Что значит подчинительная связь

Потом все стих­ло, и толь­ко мор­ская даль все так же моно­тон­но, негром­ко шуме­ла (К. Паустовский).

Черная туча так же гроз­но засти­ла­ет про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну небо­скло­на, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения

В соста­ве слож­но­го пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния могут быть син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми. Одно из пред­ло­же­ний явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое или несколь­ко пред­ло­же­ний — под­чи­нен­ным ему.

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре глав­ным явля­ет­ся предложение:

«небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но света».

К нему с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что­бы» при­со­еди­ня­ет­ся зави­си­мое предложение:

«мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожары».

Что значит подчинительная связь

Часть СПП, по смыс­лу и син­так­си­че­ски зави­си­мая от дру­гой, под­чи­ня­ю­щей части, и име­ю­щая под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Часть слож­но­го пред­ло­же­ния, под­чи­ня­ю­щая себе при­да­точ­ную и не име­ю­щая в сво­ем соста­ве под­чи­ни­тель­но­го сою­за (союз­но­го сло­ва), явля­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем.

Подчинительная связь меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении

Главная часть и зави­си­мое пред­ло­же­ние соеди­ня­ют­ся с помо­щью раз­лич­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Подчинительные сою­зы выра­жа­ют опре­де­лен­ный вид смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния (вре­мен­ные, при­чин­ные, целе­вые, услов­ные, усту­пи­тель­ные и пр.)

Роль под­чи­ни­тель­ных сою­зов выпол­ня­ют союз­ные сло­ва:

Таблица «Подчинительные сою­зы и союз­ные слова»

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния поясненияЧто, что­бы, как и др.
ВременныеВыражают вре­мен­ные отношенияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
ПричинныеВыражают при­чин­ные отношенияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с.
УсловныеВыражают услов­ные отношенияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
ЦелевыеВыражают целе­вые отношенияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отношенияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отношенияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
СледственныеВыражают след­ствен­ные отношенияТак что.

Союз или союз­ное сло­во выпол­ня­ют роль свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­я­ми. Подчинительный союз вхо­дит в состав зави­си­мой части и не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Союзное сло­во выпол­ня­ет функ­цию свя­зи и явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в при­да­точ­ной части.

Нет ниче­го тако­го в окру­жа­ю­щей нас жиз­ни и в нашем созна­нии, чего н ель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом : и зву­ча­ние музы­ки, и спек­траль­ный блеск кра­сок, и шум садов, и ска­зоч­ность сно­ви­де­ний (К. Паустовский).

Виды подчинительной связи в СПП

В СПП может быть не одно, а несколь­ко при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, при­чем они свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью не толь­ко с глав­ным пред­ло­же­ни­ем, но и меж­ду собой. Различают несколь­ко видов такой слож­ной под­чи­ни­тель­ной связи:

Последовательная подчинительная связь

Последовательное под­чи­не­ние несколь­ких при­да­точ­ных частей про­сле­жи­ва­ет­ся в СПП, если пер­вая при­да­точ­ная часть зави­сит от глав­но­го пред­ло­же­ния, а вто­рая при­да­точ­ная часть — от пер­вой, тре­тья — от вто­рой и т.д. Такую под­чи­ни­тель­ную связь образ­но мож­но срав­нить с бусин­ка­ми, кото­рые после­до­ва­тель­но нани­зы­ва­ют­ся на одну нит­ку друг за другом.

Синоним — это сло­во, к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет, когда не зна­ет, как пишет­ся нуж­ное слово.

Синоним — это сло­во (какое?), к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет (когда?), когда не зна­ет (чего?), как пишет­ся нуж­ное слово.

Построение это­го пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить с помо­щью схемы:

Что значит подчинительная связь

Примеры

В этой бесе­де при­нял уча­стие и Пушкин, кото­рый с жаром дока­зы­вал, что тай­ное обще­ство мог­ло бы при­не­сти России боль­шую поль­зу (Сборник «Пушкин и декабристы»).

В мае мы воз­вра­ти­лись в Россию через Москву пря­мо в Шахматово, где нача­лась та при­воль­ная жизнь, кото­рая воз­мож­на толь­ко в рус­ской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).

Арбузов дол­го всмат­ри­вал­ся в них, щуря гла­за, пока не узнал сво­е­го про­тив­ни­ка, аме­ри­кан­ско­го бор­ца, кото­рый тре­ни­ро­вал­ся в борь­бе с одним из его помощ­ни­ков, тоже аме­ри­кан­цем (А. Куприн. В цирке).

Однородная подчинительная связь

В СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му сло­ву в глав­ной части и явля­ют­ся при­да­точ­ны­ми одно­го типа. Повторяющиеся союз или союз­ное сло­во могут при этом опускаться.

Хотя брич­ка мча­лась во всю про­па­лую и дерев­ня Ноздрева дав­но унес­лась из вида, закрыв­шись поля­ми, отло­го­стя­ми и при­гор­ка­ми, но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К глав­но­му пред­ло­же­нию «но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом» с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «хотя» при­со­еди­ня­ет­ся пер­вое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки «брич­ка мча­лась во всю про­па­лую», соеди­нен­ное с помо­щью сочи­ни­тель­но­го сою­за «и» со вто­рым одно­род­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем это­го же типа «дерев­ня Ноздрёва дав­но унес­лась из вида…»

Схема пред­ло­же­ния:

Между дву­мя при­да­точ­ны­ми одно­род­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ставится.

Что значит подчинительная связь

Примеры

От кон­воя Чичиков отка­зал­ся реши­тель­но, гово­ря, что он совер­шен­но не нужен, что куп­лен­ные им кре­стьяне отмен­но смир­но­го харак­те­ра, чув­ству­ют сами доб­ро­воль­ное рас­по­ло­же­ние к пере­се­ле­нию и что бун­та нив коем слу­чае меж­ду ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К семи годам маль­чик знал уже все окрест­но­сти, хоро­шо изу­чил места, где води­лись белые гри­бы, где было мно­го зем­ля­ни­ки, где цве­ли лан­ды­ши и неза­буд­ки (Бекетова М. А. Александр Блок).

Неоднородное (параллельное) подчинение

В СПП с неод­но­род­ным (парал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию и явля­ют­ся раз­ны­ми по зна­че­нию либо отно­сят­ся к раз­ным сло­вам в глав­ной части. Возможен вари­ант неод­но­род­но­го под­чи­не­ния, когда одна при­да­точ­ная пояс­ня­ет всю глав­ную часть, а дру­гая — толь­ко сло­во в глав­ной части.

Когда Ростов подъ­ез­жал к пол­ку, он испы­ты­вал чув­ство, подоб­ное тому, кото­рое он испы­ты­вал, подъ­ез­жая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).

Построение это­го СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить в виде схемы:

Что значит подчинительная связь

Примеры

Когда я смот­рел на Дымку, я удив­лял­ся, что у неё такие кра­си­вые гла­за (В. Драгунский. Дымка и Антон).

Перед тем как пере­ехать к ним в дом, Елена Станиславовна спро­си­ла у Кольки, не воз­ра­жа­ет ли он про­тив это­го (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. Если при­да­точ­ная часть сле­ду­ет за глав­ным пред­ло­же­ни­ем, то перед сою­зом (союз­ным сло­вом) ста­вит­ся запятая.

Снег лежал на дере­вьях, с кото­рых еще не опа­ла осен­няя листва (Т. Тэсс).

Казалось, что повсю­ду воца­ри­лись свет и теп­ло (Н. Позняков).

2. Придаточное пред­ло­же­ние может нахо­дить­ся в сере­дине глав­но­го. В таком слу­чае оно выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с двух сторон.

Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

3. Придаточное пред­ло­же­ние нахо­дит­ся перед глав­ным. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го предложения.

С тех пор как я побы­вал с Петром Ивановичем на лов­ле пере­пе­лов, я стал частень­ко к нему загля­ды­вать (Г. Скребицкий).

В СПП с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем рядом могут нахо­дить­ся сою­зы (союз­ные сло­ва). Запятая меж­ду ними не ста­вит­ся, если после вто­рой при­да­точ­ной части сле­ду­ет часть состав­но­го сою­за «то», «так» или «но»:

Я пло­хо знаю и пони­маю музы­ку, но_когда слу­шаю Шопена, то мне кажет­ся, что он уме­ет при­да­вать отте­нок радо­сти каж­дой печали.

Горцы ска­за­ли мне, что_как нача­ли про­кла­ды­вать доро­гу, так туры исчез­ли (В. А. Гиляровский).

Запятая на сты­ке под­чи­ни­тель­ных сою­зов ста­вит­ся в СПП, если вто­рая часть сою­за отсутствует.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *