Что значит по своей природе
Природа человека
В желании выражается сущность человека.
Бенедикт Спиноза
Что такое человек? Кто такой человек? Для чего создан человек? Какова истинная природа человека, определяющая его сущность? Отчасти психология человека, а также другие науки о человеке дают нам ответы на эти и многие другие вопросы о нас самих. Но этих ответов нам явно недостаточно для полного понимания себя и других людей, поэтому мы все еще находимся в поисках ответа на вопрос: “кто мы и зачем мы здесь?”. Природа человека, о которой пойдет речь в этой статье, до конца еще не изучена, однако того, что мы уже о ней знаем, вполне достаточно для понимания нами многих, наиболее важных моментов в поведении человека. И это понимание причин поведения людей позволит нам найти “ключик” к каждому без исключения человеку, включая нас самих. Давайте разберемся, кто же мы, люди, все-таки такие и для чего мы были созданы.
Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. Поэтому давайте остановимся именно на этом определении и более подробно его обсудим. В конце концов, философские споры о природе человека имеют многовековую историю, и мнений о том, что это такое – природа человека, может быть много. Нам же нужно понять очевидное в этом вопросе, что мы можем при необходимости проверить, путем элементарных наблюдений за собой и за другими людьми. А более очевидным для нас на мой взгляд является не определение того, что такое природа человека, а то, в чем ее смысл и для чего она предназначена. Ведь если мы, люди, не можем или не хотим определиться со структурой природы человека, тогда нам необходимо изучить ее функции, чтобы затем привязать их к различным элементам структуры и таким образом понять ее. Это и проще, и интереснее. В конце концов, что для нас важнее – знать то, кем мы являемся, или то, на что мы способны? На мой взгляд, изучать природу человека лучше всего с позиции наших потребностей, желаний, целей и возможностей. Так что давайте именно так и поступим.
Так вот, чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.
Чтобы понять, на что по своей природе способны люди, давайте взглянем на природу человека через призму библейских заповедей, которые показывают нам, какими негативными качествами обладает человек и как они в нем проявляются. Я с вашего позволения приведу только некоторые из них, а именно – шестую, седьмую, восьмую, девятую и десятую заповеди. Их мне быстрее и проще объяснить, поэтому я покажу вам на их примере, что свойственно людям от природы. Итак, эти заповеди гласят: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй и не желай того, что есть у ближнего твоего. То есть, не делай того, что, внимание – ты хочешь, можешь и в некоторых ситуациях вынужден и склонен делать. Вы понимаете, о чем эти заповеди говорят нам? Они говорят нам о том, что человеку свойственны все эти действия и желания – ему свойственно убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать, желать того, что есть у других, но чего нет у него, и это, как вы понимаете, только малая часть тех действий и желаний, к которым мы склонны с рождения, которые заложены в нас самой природой, или, если хотите, даны нам Богом. Вот тоже, вопрос закономерный возникает – если Богу не нравятся те или иные качества человека, тогда зачем он ими его наделил? Чтобы потом карать человека за естественное для него поведение? А зачем? Ладно, эти вопросы мы обсудим как-нибудь в другой раз, сейчас нас интересует не религия, у нее свое предназначение, нас интересует природа человека, которую нам нужно хорошо понимать, чтобы понимать себя и других людей и жить в соответствии с этим пониманием, то есть, в гармонии со своей природой.
Так вот, как мы с вами видим, человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.
Так что как видите, друзья, наше поведение может рассказать нам о том, кто мы такие, показывая нам, почему мы такие. Наши поступки говорят нам о наших возможностях, а наши возможности указывают на наши потребности, для удовлетворения которых мы эти поступки совершаем. А наши потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Поэтому человек чаще всего делает что-то не по тому, что он хочет это сделать, а потому что он должен и, главное, может это сделать. В одних ситуациях мы, в силу наших личностных качеств, можем быть злыми и жестокими, в других, добрыми и отзывчивыми, готовыми помочь ближнему. Мы реагируем на внешние раздражители и поступаем согласно своей природе и своим возможностям. И в зависимости от того, кем мы стали в процессе своей жизни, наши возможности и способности могут сильно различаться, и как правило различаются. А значит и вести мы себя в одних и тех же ситуациях можем по-разному. Мы разные, друзья, несмотря на нашу природу, которая у нас у всех одинаковая, и всегда были и будем разными. Человек формируется как личность под воздействием природных и социальных факторов, поэтому мы относительно легко адаптируемся и приспосабливаемся к практически любым условиям. Но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Нам также свойственно приспосабливать мир под себя, создавая человеческую ситуацию, то есть подходящую нам среду, в которой нам комфортно и безопасно жить. У нас для этого есть, а вернее могут быть, и желание, и возможности. И опять-таки, в зависимости от уровня развития, определяющего возможности человека, в нем либо просыпается желание все вокруг себя поменять, либо нет. Чем примитивнее существо, тем оно слабее, а чем оно слабее, тем чаще оно вынуждено приспосабливаться к внешним условиям, нежели менять их. Следовательно, человек приспосабливается ко всему тому, что не в силах изменить. То есть, дело не в желании, дело в возможностях. Умение приспосабливаться делает нас более живучими, а умение приспосабливать говорит о большой силе и высоком уровне развития человека. Вот так по-разному себя может проявлять природа человека, основа которой неизменна, но те или иные личностные качества человек в себе развивает сам в процессе жизни, либо жизнь развивает в нем их, с помощью различных жизненных сценариев. Также, в процессе жизни, человек, в том случае, если он постоянно занимается саморазвитием и самосовершенствованием, открывает в себе все новые и новые возможности, свойственные его природе. Вот почему так сложно сказать, какая она – природа человека в своей целостной форме, ведь предела совершенству человека нет, а значит, мы всегда будем узнавать о себе и своих возможностях что-то новое.
Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода. Далее следуют более возвышенные, вторичные потребности, которые человек начинает испытывать по мере удовлетворения им основных своих потребностей [физиологических потребностей и потребности в безопасности, то есть в гарантии удовлетворения физиологических потребностей]. Ознакомьтесь с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, на мой взгляд она прекрасно демонстрирует не только то, какими потребностями может быть обусловлено конкретное поведение конкретного человека, но и то, на каком уровне развития находится тот или иной человек или группа людей в зависимости от их стремления и возможностей удовлетворить те или иные свои потребности. Иерархия потребностей показывает нам, какой является природа человека в целом [известная нам], и как она проявляется у разных людей, в зависимости от их развития, образа жизни, окружения, возможностей. Более развитому человеку проще удовлетворить свои потребности, особенно низшие, поэтому он более спокоен и менее агрессивен. Также следует сказать, что чем выше интеллект человека, тем более завуалированным и продуманным будет его стремление удовлетворить свои потребности, а следовательно, и более успешным.
Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей. Так что пока еще неизвестно, как сильно мы можем изменить мир, но то, что мы к этому будем стремиться, не подлежит сомнению. Ведь помимо потребностей, у человека имеются еще и желания, которые ушли далеко вперед от его возможностей, и они тянут человека вверх, к той ступени развития, находясь на которой он сможет эти желания осуществить. В этом смысле человеческая природа уникальна – мы можем хотеть того, чего нет, но о чем мы догадываемся, о чем мечтаем. Так что мечты, как более высшая форма потребностей, также мотивируют нас к действиям. Любопытство и желание изменить мир, а заодно и самого себя – это неотъемлемая черта природы человека. И это неудивительно. Ведь энергетический потенциал человека очень высок, поэтому для него естественно стремление к максимальному действию, после которого, в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, мир может сильно измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону.
В целом, друзья, природа и сущность человека познаваема посредством внимательного наблюдения за разными людьми, изучения их культуры и истории, традиций и законов, а также с помощью самонаблюдения, ведь какая-то часть природы человека проявляется в каждом из нас. Те качества, которые человек имеет и которые проявляются в нем в тех или иных ситуациях, являются неотъемлемой частью его природы, и чем человек примитивнее, тем легче понять его врожденную, неизменную сущность, которая тем сильнее изменяется, чем активнее человек себя развивает, совершенствует, а следовательно, усложняет свое поведение и повадки. Сама эта склонность человека к изменениям в своей жизни и усложнению своего поведения – это тоже его природное качество. Поэтому то, что мы называем разумом человека, в нем, несомненно присутствует, но требует развития, так как тем выше разумность человека, чем адекватнее существующей реальности он себя ведет. А как мы с вами знаем, человек не всегда адекватен в своем поведении, что в свою очередь означает, что природа человека неразумна, но в наших силах сделать себя достаточно разумными существами, воспользовавшись заложенным в нас потенциалом.
Пока мы с вами знаем о природе человека только то, что люди смогли о ней узнать за всю свою историю и что мы сами можем видеть, наблюдая за поведением человека. Но нам еще многое неизвестно о самих себе, так как человек до конца не познан, и неизвестно, будет ли он вообще когда-нибудь полностью познан, тем более самим собой. Однако мы можем сделать вывод, что человеческая природа в своей основе неизменна, наши базовые потребности и примитивные способы их удовлетворения за всю нашу историю не изменились. Это в свою очередь означает, что каждый вновь родившийся человек подобен чистому листу, на котором можно рисовать что угодно, независимо от того, кем были его предки. От природы все люди практически одинаковые, они все имеют одинаковые инстинкты, которые ими управляют и определяют их потребности. Любые качества, присущие одному человеку, при определенных обстоятельствах могут быть присуще и другому человеку. Все, что смог один человек, смогут и другие люди, если предпримут для этого необходимые усилия. Из этого можно сделать очень простой, но весьма полезный для нас вывод – по себе мы можем частично познать других людей, ровно настолько, насколько хорошо мы знаем себя, а по другим людям мы можем понять – каким вообще может быть человек, какие качества ему присущи от природы, какими возможностями он обладает и следовательно, мы можем понять, каким человеком мы способны стать. То есть, все что есть в других людях, есть в каждом из нас, в активном или пассивном состоянии. А все что есть в нас, есть и в других людях. Отсюда следует и вполне логичное умозаключение – не судите, да не судимы будете, ибо что присуще другим, присуще и вам, и при определённых обстоятельствах вы можете себя вести так, как ведут себя те, кого вы осуждаете.
И вот что я еще хочу сказать вам напоследок, дорогие друзья. Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.
Как будет корректно: «по своей природе» или «в своей природе»?
«Одинаковы по своей природе» или «одинаковы в своей природе»?
2 ответа 2
Приведите примеры, показывающие, что силы, возникающие в результате взаимодействия двух тел, одинаковы по своей природе.
Как отличается по своей природе электропроводность металлов и электролитов?
Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.
Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. Одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи — что он не добр и не зол.
Если убрать одинаковость, то и природа приобретёт другое значение (стало быть, возможен другой предлог):
«Наука открыла нам, что человек, происходя от животного, имеет в своей природе как хорошие, так и дурные свойства и что именно последние делают существование наше столь несчастным».
«Если Бог не материален, то откуда материя? Каким образом количественное от неколичественного, видимое от невидимого, непременно определяемое объемом и величиною от не имеющего величины и определенного очертания, и все прочее, усматриваемое в материи, — как и откуда произвел Тот, Кто не имеет ничего подобного в Своей природе?»
Жить и действовать по своей природе. Кем является человек?
Жить по своей природе
Каждый человек обладает определенным набором талантов и потенциала, который он в силах развить. Действовать по своей природе — означает развивать и использовать этот талант.
Чаще всего, люди обнаруживают этот талант случайно, просто занимаясь различной деятельностью в детстве, найдя привлекательность в определенном деле. Некоторым детям талант передается от родителей.
Так или иначе, талант человека может быть ярким, выраженным и лежащим на поверхности. Некоторым же людям выпала доля обладать талантом скрытым, однако, обладающим куда более значительной силой, если его удастся найти.
Понимание своего таланта и своей природы — важная часть жизни человека, так как именно понимание себя позволяет обрести человеку подходящие условия и образ жизни, подходящее дело и самое важное — получать счастье от деятельности, будучи полностью обеспеченным от своего таланта.
Понимание природы
Разные народы по-разному называли такую природу-талант человека. У японцев — это икигай, у индусов — это дхарма, у даосов — это дао. Для нашей культуры более понятно будет слово «предназначение» (см. Характер человека и его предназначение, важно для понимания, того о чем идет речь) или «долг». Полученный нами талант следует направить на благо других, но так, чтобы от этого не страдала наша природа и наша способность реализовывать наши способности.
Когда лучше всего начать развивать свой талант? Чем раньше тем лучше. Со временем, человек все слабее способен обучаться, в то же время как ребенок обладает наибольшей способностью учиться. Поэтому следует с серьезностью отнестись к своей природе, своему пути и узнать о себе больше, чем мы знаем сейчас. Такой образ действий определит наш дальнейший путь и даст нам способность ощутить удовлетворение от жизни, даже в упорном труде.
Влияние природы на образ жизни человека
Наша природа также диктует нам различные устремления, желания, парадигмы, взгляды на жизнь, стремления прийти к определенному быту. В зависимости от природы, человек может уважать и презирать тот или иной образ действий и жизни. В зависимости от своей природы, человек будет стремится находиться в определенном обществе, близким ему по духу. Если такого общества не находится, человеку лучше быть одному, хотя и не отказываться от общения с другими совсем. Просто в таком случае, исключается доверительное, глубокое общение.
«Как назначил от века пророк нас ведущий.
Если люди идут к свету истины сущей,
И захочешь узнать скольким быть там дорогам:
— Знай, число их с идущими в равенстве строгом.
Как осадок и жидкость различны на цвет,
Так и нравов людских без различия нет.»
Алишер Навои. Язык Птиц.
Нашу природу будет определять наше положение в обществе: будем мы лидерами или вторыми лицами. Зачастую людям просто некомфортно находится на переднем плане, не в силу слабости, а в силу определенной природы человека, которая побуждает человека к занятию определенной роли. В каком-то образе, мы зависим от нашей природы, но мы в силах её изменить. Хотя фундаментально, мы всегда останемся собой, но большинство черт характера мы вольны менять.
Характерное своей природе действие — лучшее
Природа — это скорее направление бытия, а не его форма. Форма может меняться, но чем дальше человек познает себя, тем больше понимает, что таким он был всегда и такие стремления всегда присутствовали в его сердце.
Мы можем избавляться от каких-то черт или, наоборот, прививать себе другие. От этого будет зависеть наш характер. Но, глобально, нам будут неприятны те черты, которые несвойственны нашей природе. Некоторым людям нравится внимание людей, некоторым людям нравится комфорт, а некоторым испытания и вызовы. Это все индивидуально.
Изучая знания, касаемо природы различных людей, и познавая себя, мы способны лучше понимать свою природу, осознавая что для нас будет правильно, а что нет. Кто-то более приспособлен к физическому труду, кто-то к эмоциональному, а кто-то к интеллектуальному. Когда кто-то занимается чужим делом — это всегда приводит к страданиям и бедам, как для самого человека, так и для работы, которую он выполняет.
«Следовать чужому пути — опасно»
Бхагавад-Гита.
Исполнение чужого предназначение не только забирает возможность у другого человека занять его нишу, но и приносит в нашу жизнь большое ощущение апатии, неудовлетворенности, неприятия жизни и себя. Когда деталь стоит в неправильном положении — она ломается. Когда деталь стоит не на своем месте — она не работает.
Естественный отклик сердца позволит определить, где ваше место и куда следует стремиться. Если вы недовольны своей жизнью — это весомый повод поменять к ней подход. Копая вниз, вы не достигнете верха. И чем сильнее вы копаете в определенном направлении, всё больше ощущая чувства не свойственные гармоничной и полноценной жизни, тем дальше вы будете от цели.
Сражаться со своей природой бесполезно, её можно только принять.
«Даже мудрый человек вынужден действовать в согласии со своей природой»
-Бхагавад-Гита
Индивидуальность природы каждого человека — это естественное проявление его характера. «Одному любо то, а другому иное. Все чураясь чужого идут стороною» — провозглашает в «Языке Птиц» Алишер Навои. Нам следует понимать не только то, что мы имеет уникальную природу, которая отличается от других, хотя и имеет какие-то общие грани, а также то, что такое же положение занимают и другие люди.
В таком контексте понимания, мы не можем действовать насильственно над другими людьми, навязывая им свои ценности. Мы можем лишь только предложить что-то. А принимать или нет — выбор каждого человека.
Природа человека формирует его симпатии и антипатии
Природа распространяется как на симпатии, (На вкус и цвет, товарища нет) так и на мировосприятие. Люди могут думать схожим образом, но в корне их взгляд все равно будет разным. Такой плюрализм человеческой природы, является причиной множества расколов внутри традиций и культур.
То что нам нравится, продиктовано нашей природой. Мы всегда вынуждены действовать по своей природе, ведь она является неотчуждаемой, хотя и способной к изменению, частью человека, точно так же как и наше тело.
Изменить свою природу можно, но только качественно. Отсекая ненужные и вредные качества, взращивая на их месте те качества, которые поспособствуют нам. Если в человеке были лидерские задатки, но они были погашены в детстве, человек способен их раскрыть в себе. Но если их не было — не имеет смысла их взращивать. Лучше заниматься развитием своих талантов, которые есть у каждого человека. Возможно, не все из талантов монетизируются или приносят славу. Не все из них легки в реализации и обучении. Но это то, что присуще человеку из глубины его сердца. То, что является неотчуждаемым качеством человека.
Бороться со своей природой не стоит. Разумнее будет её принять и развивать. Это даст больше плодов.
В одном замечательном мультфильме, на вопрос об иллюзии контроля, одна мудрая черепаха ответила:
«Ты можешь хотеть чтобы выросла яблоня, но вырастет персиковое дерево».
Это значит, что из семени персика вырастет только персик. Единственный способ помешать ему стать персиком — это срубить его или препятствовать ему росту настолько, чтобы он не давал плодов. Лучшим из плодов нашей обыденной жизни — есть счастье от деятельности. Причем такая форма деятельности не привязывает нас ни к трудности этого труда, ни к его плодам. Дерево не преследует какие-то цели, когда дает плоды, но оно их дает.
Анализ и практика — лучший способ понять себя
Если мы не понимаем свою природу, нам следует анализировать себя, свое поведение, стремления и предпочтения. Лучше смотреть на себя с высоты птичьего полета, смотреть на общую картину, а не на частные проявления своего характера. Тогда нам станет и общее направление нашего духа.
Поняв себя, мы можем намеренно углубляться в действие по своей природе. Если же трудно понять себя, даже обретя знания о человеческом характере и занимаясь своим анализом, стоит просто жить. Чем активнее мы живем и чем больше мы проходим испытаний, радостей, общения, отношений, тем яснее для себя мы можем выделить основополагающие черты нашей личности и нашего характера. Это позволит нам направить свои усилия не на хаотичное развитие ненужных качеств, а на точное развитие нашего глубокого и неисчерпаемого потенциала.