Что значит плюс мораль
Что такое и чему учит людей золотое правило морали
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Золотое правило морали пронизывает все сферы общественной жизни: личные отношения и семью, карьеру, политику, право.
В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.
Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.
Когда и где возникло золотое правило
Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.
Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».
В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:
Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.
Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:
Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.
При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке. До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «поговорка».
Чему учит нас золотое правило морали
В положительной формулировке золотое правило морали гласит:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Также у принципа есть отрицательная версия:
«Не делай другим то, чего не желаешь себе».
На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.
Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?
На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.
Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:
Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом. И добро, и зло «заразительны». Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.
Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:
Сферы жизни | Пословицы |
---|---|
Личные отношения | Тёплое слово и в мороз согревает |
Личные отношения, работа, бизнес | Не плюй в колодец — пригодится воды напиться |
Работа, бизнес, политика | У хорошего садовода хороший сад |
Критика золотого правила
Наиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант. Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?
И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга. Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.
Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.
Вернемся к случаю с богатством. При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.
То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.
Выводы
Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми. Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование.
А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия самих цивилизаций, подтверждает его универсальность. Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
На мой взгляд, это правило работает в одностороннем порядке. Этичные люди относятся к другим хорошо, а бессовестные всегда пытаются использовать других в своих интересах.
Само по себе это правило очень хорошее, но, чтоб оно работало, нужно чтоб все люди его соблюдали, а это утопия. В реальности, лучшие условия получают почему-то те, для кого золотое правило наглость и беспринципность. Однако, несмотря на это, думаю существует некое вселенское равновесие, которое базируется на описанной идее. Рано или поздно, все получают такое отношение, какое заслужили.
Плюс мораль
02 Jan 2021 в 05:19
02 Jan 2021 в 05:19 #1
Посмотрел как симпл на калашах делает по 40+ фрагов и пошел играть. Тупо такой буст даёт, бегаешь и убиваешь всех.
Нужно смотреть как другие тащат, мотивироваться этим и идти тащить
Пользуйтесь и апайтесь
02 Jan 2021 в 05:25 #2
Посмотрел как симпл на калашах делает по 40+ фрагов и пошел играть. Тупо такой буст даёт, бегаешь и убиваешь всех.
Нужно смотреть как другие тащат, мотивироваться этим и идти тащить
Пользуйтесь и апайтесь
Симпл помойка. Мотивируйся:
02 Jan 2021 в 05:37 #3
Симпл помойка. Мотивируйся:
Он же средний игрок или шо? Тот же Монеси сильнее
Не работает страта
Я бегаю 31 фраг, за меня 30 летнее рыгло 10 23 за 29 раундов. В итоге я лузаю
02 Jan 2021 в 05:42 #4
Он же средний игрок или шо? Тот же Монеси сильнее
Не работает страта
Я бегаю 31 фраг, за меня 30 летнее рыгло 10 23 за 29 раундов. В итоге я лузаю
02 Jan 2021 в 05:48 #5
Зайву я один реплей только смотрел, а так не знаю как он играет. Дефолтный чел походу, откуда топ1 не понятно
Мне вообще нико нравится, чел нереально стреляет, особенно с дигла
Чекну этого челика
02 Jan 2021 в 06:25 #6
Симпл помойка. Мотивируйся:
Классный чел кстати, когда я интересовался киберспортом в кс ещё когда он в спейс солдерс играл прям очень сильно нравился он мне, а как они коблстоун играли
Сори что не по теме, но ща вернулся в кс, хочу значит такой поиграть на любимой карте, а коблстоуна нема, это чё такое, его удалили? Навсегда или вернут?
02 Jan 2021 в 06:25 #7
Классный чел кстати, когда я интересовался киберспортом в кс ещё когда он в спейс солдерс играл прям очень сильно нравился он мне, а как они коблстоун играли
Сори что не по теме, но ща вернулся в кс, хочу значит такой поиграть на любимой карте, а коблстоуна нема, это чё такое, его удалили? Навсегда или вернут?
02 Jan 2021 в 06:26 #8
Та за шо
Одна из немногих карт на которых действительно очень нравилось играть, ладно там для туриков её удалить, но в обычном мме то зачем
02 Jan 2021 в 06:36 #9
Вообще не играю в кс го но понравился старый момент где симпл бежит разминировать на втором дасте, и сверху на чела кидает авп чтобы отвлечь, а добивает с юсп. Хотя для вас это мб дефолт момент, не знаю
Та за шо
Одна из немногих карт на которых действительно очень нравилось играть, ладно там для туриков её удалить, но в обычном мме то зачем
Я тоже самое про Вествуд думал
Двойная мораль: зачем она есть и что с ней делать?
Двойная мораль – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как и просто мораль. Только в отличие от проявлений последней, её проявления обычно вызывают в нас бурю негодования: мы страшно возмущаемся, когда начальник применяет более мягкие критерии к «блатному» сотруднику.
Нас раздражает, когда свекровь или теща снисходительно относится к слабостям нашего мужа или жены, зато критикуют каждую мелочь в нас. Некоторые некурящие считают своим неотъемлемым правом не чувствовать запах дыма даже на улице, но и столь же неотъемлемым своим правом считают душиться, как парфюмерная фабрика….
Таких примеров в повседневности множество. И я не знаю ни одного человека, которого не возмущали бы проявления двойной морали. Равно как и я не знаю ни одного человека, которому не была бы присуща двойная мораль в некоторых ситуациях. Получается, двойная мораль – естественное свойство человека?
Для того чтобы понять истоки проблемы, нам придётся вспомнить далёкое прошлое наших предков.
Начнём с возникновения морали. Существуют разные подходы к этому вопросу. Но никто не может отрицать того, что мораль – это инструмент саморегуляции группы и сохранения ее стабильности.
Когда у наших предков появилась социальность, вопрос выживания вида стал зависеть не только от умения получить пищу и добиться воспроизводства своих генов, но и от взаимодействия членов группы. Принцип «выживает сильнейший» стал относиться уже не столько к отдельному члену группы, сколько к группе в целом. Это можно сравнить с работой нашей иммунной системы: её волнует, в первую очередь, выживание нашего организма. Если она здорова, её основные функции можно свести к определению «свой — чужой», помощи «своим» и урегулированию конфликтов между «своими». Мораль, в нашем примере – это последняя из перечисленных функций. Именно она определяет правила взаимодействия в группе.
Вместе с изменением внешних условий меняется и мораль – сегодня это совсем иной свод правил, нежели сто лет назад.
Более того, даже если мы начнём рассматривать мораль в одном временном интервале, то обнаружим, что и тут не существует единой и всераспространённой морали. Своды правил будут сильно отличаться в зависимости от географических, социокультурных и прочих особенностей рассматриваемых групп.
Очень наглядный, на мой взгляд, пример – религиозный запрет на употребление свинины у народностей, живущих в жарких странах. В рамках религии он носит не диетический или медицинский характер, а именно морально-нравственный. При этом имея под собой вполне утилитарные основания. Дело в том, что свинина – самое быстропортящееся мясо. И в условиях жаркого климата её действительно лучше не употреблять. Кроме того, повышенная жирность этого мяса актуальна скорее для северных народов.
К слову, иудаизм сохранил это правило вне зависимости от места проживания. И если, проживая в Европе, вы пригласите ортодоксального еврея на ужин, вам придётся учесть эту особенность.
В общем – групп много, у каждой группы свой свод моральных правил, и все они направлены на благо именно своей группы. Зачастую интересы групп вступают в конфликт (как на обеде у европейца, например: группа европейцев заинтересована в сытном и вкусном ужине, а еврей – в соблюдении правил своей группы). В приведённом примере для цивилизованных людей конфликт интересов разрешается просто: европеец готовит или заказывает для еврея специально кошерную еду, а еврей терпимо относится к поедающим свинину европейцам.
В нашей повседневной жизни групп великое множество – начиная от семьи, коллектива на работе, компании друзей, попутчиков в транспорте, и заканчивая группой, под названием «Человечество».
У каждой группы свои интересы, свои правила и свои потребности.
Однажды психологи провели такой эксперимент (как всегда, на бедных студентах): разделили студентов на две группы случайным образом, оповестили их о том, кто к какой группе относится, и попросили оценить каждого из студентов обеих групп по определенным критериям.
В результате оказалось, что в среднем оценки студентов из «своей группы» (ингруппы) оказались выше, чем оценки студентов из «чужой» группы (аутгруппы). Этот феномен получил название «ингрупповой фаворитизм». И объяснение его достаточно простое: это – один из механизмов поддержания стабильности и выживаемости группы. Это неотъемлемая часть нашей природы – быть лояльнее и снисходительнее к членам своей группы и жёстче и требовательнее к «чужим».
Дальше всё зависит от того, самоидентификация с какой из множества групп для нас в конкретный момент актуальнее.
Страшный и показательный пример – блокада Ленинграда. Конечно, группа «семья» для каждого человека обычно самая главная. И, исходя из интересов этой группы, главное в той ситуации было – накормить свою группу. Если идти дальше в рамках этой логики, то украсть еду или простить близким такое воровство – вполне логично. И некоторые так и поступали. И, если честно, я не возьмусь их осуждать.
Были и другие люди, для которых группа «ленинградцы», «коммунисты» или «русские» была важнее. Они были готовы отдать свой паёк другим. И погибнуть сами. Но соблюсти интересы своих групп.
Поэтому «двойная мораль» (а по-научному «ингрупповой фаворитизм») – неотъемлемая часть нашей психики. Это с одной стороны.
А с другой – мы достаточно далеко ушли от наших предков, чтобы понимать, почему мы готовы прощать ужасные вещи членам своей группы и придираться к мелким огрехам членов других групп. А понимая, анализировать своё отношение и корректировать его.
Мы, конечно, не сможем изжить в себе этот механизм. Да это и не нужно.
Но понимание его поможет нам понимать «несправедливое», на наш взгляд, поведение других и контролировать своё.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Право и мораль: понятие, сходства, различия, соотношение
Содержание:
Что такое право и мораль?
Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.
Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.
Мораль (от лат. «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.
Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.
«Золотым правилом» морали можно считать высказывание: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.
Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.
Основной девиз права, в отличие от морали, — поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.
Общее между правом и моралью
Между моралью и правом много общего:
В последних двух пунктах указано именно «предполагается», потому что в идеале право, как и мораль, должно быть мерилом добра, справедливости, равенства, но к сожалению, практика государств показывает, что такое бывает далеко не всегда.
Отличия норм морали от норм права
При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:
В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.
Соотношение и взаимовлияние морали и права
Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.
В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.
Нужно помнить и то, что сущность понятий «мораль» и «право» имеет схожее содержание: «moralis» — нравственный, «jus» — право, «justitia» — правда, справедливость, т.е., право есть «искусство добра», право должно отражать равенство и справедливость.
Идеал существования человеческой цивилизации — это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.
В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:
1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.
Например, все естественные права человека – право на жизнь, на защиту чести и достоинства и т.д., изначально существовали в виде моральных норм, пока не стали защищаться и законом. Запреты, табу, связанные с данными правами, также приобрели правовую форму: «не убий» (уголовная ответственность за убийство человека — ст. 105 Уголовного кодекса РФ), «не укради» (уголовная ответственность за кражу — ст. 158 УК РФ) и т.д.
2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.
Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства — долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).
3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.
Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.
Возможна и более конфликтная ситуация. Например, с моральной точки зрения одни считают эвтаназию убийством человека, другие – спасением безнадежно больного пациента, и чуть ли не моральным долгом врача, который обязан избавить страдающего от мук. В большинстве стран мира эвтаназия прямо запрещена законом, однако в этих странах есть сторонники ее проведения. Между тем, есть страны, где эвтаназия уже официально разрешена (и их становится все больше), однако не все население этих стран принимает такие законы. В такой ситуации налицо конфликт: «право дозволяет, мораль осуждает», и наоборот, «право запрещает, мораль дозволяет».
Таким образом, мораль и право — это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Что такое мораль?
Всего получено оценок: 153.
Всего получено оценок: 153.
Находясь в социуме, человек постоянно вступает во взаимодействие с другими людьми. Для того, чтобы этот процесс был направлен в позитивное русло, обществом были выработаны социальные нормы — правила поведения, касающиеся разных сторон жизнедеятельности. Одним из видов таких норм является мораль. Узнаем, что такое мораль, зачем она нужна людям, какие принципы лежат в её основе.
Понятие морали
В обществознании под моралью понимаются нравственные нормы поведения человека. Они оценивают его деятельность с позиции хорошего и плохого, добра и зла. Эти правила не закреплены в официальных документах, но затрагивают всех без исключения членов общества.
В раннем детстве мы усваиваем нормы морали, которых придерживается наша семья (семейные ценности, образцы поведения, реакции на происходящее). По мере взросления в школьном классе, дружеской компании, рабочем коллективе эти представления о правильном и неправильном обогащаются, становятся важной составляющей частью внутреннего мира человека, основой его мировоззрения.
Признаки морали
Мораль как совокупность принципов и норм имеет свои отличительные черты. Кратко познакомимся с ними.
Функции морали
В любом обществе существуют нравственные устои. Узнаем, для чего они нужны, какие функции выполняют.
Основные принципы морали
Принципы морали — это положения, которые лежат в основе нравственных ценностей. Примерами могут быть:
Главные категории морали
В основе морали как системы правил лежат определённые понятия. Рассмотрим наиболее важные из них, узнаем, по какому признаку они определяются.
Всем известно золотое правило морали: не делай окружающим того, чего не хотел бы по отношению к себе. Оно было сформулировано в древности китайским мудрецом Конфуцием. Золотое правило основывается на принципе взаимности: для того, чтобы оценить правильность своего поступка, мы должны поставить себя на место другого человека.
Что мы узнали?
Мораль — это система принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла. Она выполняет множество функций, знакомство с которыми происходит в 8 классе: воспитательную, познавательную, регулятивную, мотивационную. В её основе лежат принципы гуманизма, милосердия, справедливости, патриотизма.