Что значит план приема в вуз
Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы
В правилах много нового и даже революционного. Расскажем о главном.
2. Еще одно важное, в первую очередь, для абитуриентов, новшество: вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору поступающих. Например, по физике или информатике. Абитуриент сам выберет, результаты ЕГЭ по какому предмету ему удобнее предоставить.
3. Вузы с 2021 года будут самостоятельно устанавливать вступительные испытания для ребят, поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования. До сих пор перечень таких испытаний должен был совпадать с тем, что действует для выпускников школ.
5. Подача документов в электронной форме (наряду с представлением документов лично и по почте) становится обязательным способом для вузов. В 2020 году электронный онлайн-прием был определен эпидемиологической ситуацией, а до этого проводился только по желанию университета. Теперь это общее правило, которое расширит возможности абитуриентов, особенно из отдаленных регионов.
6. Поступающие смогут внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление о приеме (например, по другой специальности). Ранее это возможно было только если отзывать ранее поданное заявления.
7. Конкурсные списки абитуриентов будут обновляться вузами ежедневно не менее 5 раз в день. До сих пор предусматривалось обновление один раз в день.
Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих
При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.
Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления
О зачислении
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
КЦП можно найти на сайте вуза
Источник: Фото: https://pk.mipt.ru/bachelor/2018_places/
Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.
Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.
*Все даты указаны для 2018 года поступления.
На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах
Фото: Презентация ДвФУ
Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.
Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.
О экзаменах
БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.
ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.
Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.
Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.
Топовые вузы страны проводят ДВИ
Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.
Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.
О деньгах
Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.
С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.
О ступенях образования
Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.
Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.
Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.
Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.
Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.
Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.
Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.
Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.
Об обучении
Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.
Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки
Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов:
Новые правила приема в вузы с 2022/2023 года
Поспорим, хороших результатов ЕГЭ недостаточно для поступления в вуз? Важно заранее разобраться с самой процедурой поступления, чтобы организационные вопросы не подвели вас в последний момент. Мы знаем, какими будут новые правила поступления в вузы в 2022/2023 году, а вы?
Минобрнауки России утвердило приказ от 13 августа 2021 № 753 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» с правилами приема студентов в вузы.
Утвержденный приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 сентября 2027 года.
Новые правила приема в вузы с 2022/2023 года
Самое главное о пакете документов
Для обычных государственных и частных вузов нужен стандартный пакет документов:
В 2022 году будут действительны результаты ЕГЭ 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годов.
Также соберите документы, которые подтвердят ваши льготы при поступлении, если они есть. В выбранный вуз нужно принести оригиналы этих бумаг. Это правило действует для всех льготников, целевиков, победителей олимпиад и профильных профессиональных конкурсов.
Те, кто имеет право подавать заявление о поступлении без вступительных испытаний, могут использовать свое право при подаче документов только в один вуз только на одну образовательную программу по своему выбору. На это не влияет количество оснований поступления без вступительных испытаний.
Полностью без экзаменов и рейтингов поступают:
Спортсмены могут без вступительных испытаний поступить только на направления обучения, связанные с физкультурой и спортом.
Для всех остальных остается возможным получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения:
Каждый вуз устанавливает собственные правила по тому, сколько баллов за какие индивидуальные достижения присваивать абитуриентам.
Календарь абитуриента: сроки подачи и другие важные даты
В 2022 году сроки подачи документов и зачислений будут отличаться от прежних.
Дата
Событие
Не позднее 20 июня
Начинается прием заявлений и документов у абитуриентов
Публикация конкурсных списков
Завершение приема заявлений о согласии на приоритетное зачисление
Издание приказов о приоритетном зачислении
Завершение приема заявлений о согласии на основное зачисление
Издание приказов об основном зачислении
Конкурс при поступлении
В 2022 году останется возможность для проведения единого конкурса по нескольким родственным специальностям или направлениям подготовки в пределах укрупненной группы.
Подать документы по-прежнему можно максимум в 5 вузов. Также вуз будет самостоятельно устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым абитуриент сможет участвовать в конкурсе — раньше было можно не больше 3 направлений, теперь от 2 до 10 направлений.
Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
Вступительные испытания
Вуз сможет устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Вместе с тем, поступающие по своему усмотрению могут предоставить результат ЕГЭ.
Граждане Беларуси теперь смогут предоставить результаты централизованного тестирования, проводимого в их стране. Эти результаты приравниваются к результатам ЕГЭ.
Кроме того, теперь вузы сами устанавливают вступительные испытания для абитуриентов со средним профессиональным и высшим образованием. Раньше они были такими же, как для выпускников школ.
Как подавать документы?
В 2022 году подача документов в электронном виде доступна наравне с личным предоставлением документов и их отправкой почтой. Поступающие также смогут вносить изменения в заявление о приеме или подать второе заявление, если хотят пройти отбор на другую специальность, не отзывая ранее поданное заявление.
При подаче документов онлайн проверяйте, чтобы сведения в документах совпадали со сведениями, указанными в ЕПГУ. Только если информация в документах подтверждена сведениями с портала, вуз сможет их принять.
При этом в 2022 году необходимо принести оригинал аттестата в желаемый вуз только лично в очной форме.
Зачисление
Зачисление будет проводиться в 2 этапа: приоритетного зачисления (абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основного зачисления.
Второй этап на первую и вторую «волны» с прошлого года не разделяется.
Незаполненными из-за отказов от поступления места в итоге оставаться тоже не будут — вузы получили право проводить дополнительное зачисление абитуриентов на основании конкурсных списков.
Что значит план приема в вуз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.31 пункта 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851; 2020, N 13, ст. 1944), приказываю:
3. Признать утратившими силу начиная с 2021/22 учебного года:
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
Министр | В.Н. Фальков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки и
высшего образования Российской
Федерации
от 21 августа 2020 г. № 1076
I. Общие положения
4. К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:
документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры 2 ;
документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. 3 (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании и о квалификации 4 );
документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию 5 ;
документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра 6 ;
5. Прием осуществляется на первый курс.
6. Прием проводится на конкурсной основе:
Для каждого вступительного испытания устанавливаются:
максимальное количество баллов;
1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;
2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
3) раздельно в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ:
5) в рамках контрольных цифр раздельно:
По каждой совокупности условий поступления, указанных в настоящем пункте, организация проводит отдельный конкурс.
8. Однопрофильный конкурс, указанный в подпункте «а» подпункта 3 пункта 7 Порядка, проводится следующими способами:
1) по специальности или направлению подготовки в целом;
9. Многопрофильный конкурс, указанный в подпункте «б» подпункта 3 пункта 7 Порядка, проводится в случае, если контрольные цифры установлены по укрупненной группе.
Многопрофильный конкурс проводится следующими способами:
1) по нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки в пределах укрупненной группы;
2) по нескольким однопрофильным образовательным программам по различным специальностям и (или) направлениям подготовки в пределах укрупненной группы;
3) по образовательной программе (программам), сформированной по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупненной группы.
Организация может проводить единый конкурс по образовательным программам, указанным в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта.
10. Организация может использовать различные способы проведения однопрофильного конкурса и (или) многопрофильного конкурса по различным условиям поступления.
Организация или ее учредитель могут установить различное минимальное количество баллов по различным условиям поступления, указанным в подпунктах 1 и (или) 4 пункта 7 Порядка.
12. Организация самостоятельно устанавливает сроки приема, за исключением следующих сроков приема на обучение в рамках контрольных цифр по очной форме обучения, которые устанавливаются организацией в соответствии с настоящим пунктом:
1) по программам бакалавриата и программам специалитета:
14. Прием на обучение (в том числе дополнительный прием) по очной и очно-заочной формам обучения завершается не позднее 31 декабря.
II. Установление перечня и форм проведения вступительных испытаний по программам бакалавриата и программам специалитета
15. При установлении перечня вступительных испытаний для лиц, поступающих на обучение на базе среднего общего образования, организация высшего образования:
одно вступительное испытание в соответствии с разделом 1 установленного Минобрнауки России перечня испытаний;
одно вступительное испытание по одному предмету в соответствии с графой 1 раздела 2 установленного Минобрнауки России перечня испытаний;
одно или два вступительных испытания в соответствии с графой 2 раздела 2 установленного Минобрнауки России перечня испытаний.
В рамках одного конкурса один предмет может соответствовать только одному общеобразовательному вступительному испытанию.
В качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний используются результаты ЕГЭ, оцениваемые по стобалльной шкале;
2) может установить дополнительное вступительное испытание профильной направленности по одному предмету из числа предметов, по которым организацией высшего образования установлены общеобразовательные вступительные испытания (включая предметы по выбору), если организации высшего образования предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности в соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ 9 ;
4) при приеме на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг может установить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности в соответствии с перечнем дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 1076 15 ;
5) может установить дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 9 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ;
6) устанавливает дополнительные вступительные испытания, предусмотренные частью 10 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ.
При проведении одного или нескольких дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности организация высшего образования может устанавливать два общеобразовательных вступительных испытания, одно из которых устанавливается в соответствии с разделом 1 установленного Минобрнауки России перечня испытаний.
Организация высшего образования самостоятельно проводит вступительные испытания на базе профессионального образования (за исключением вступительных испытаний для лиц, поступающих на обучение на базе среднего профессионального образования, для которых организация высшего образования установила, что их формой является ЕГЭ).
Лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования, могут:
сдавать вступительные испытания на базе профессионального образования, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ;
наряду со сдачей вступительных испытаний на базе профессионального образования, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, использовать результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным вступительным испытаниям;
поступать на обучение по результатам вступительных испытаний, установленных в соответствии с пунктом 15 Порядка.
17. Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно (в том числе лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального образования, если организация высшего образования установила, что формой вступительных испытаний является ЕГЭ):
1) вне зависимости от того, участвовал ли поступающий в сдаче ЕГЭ:
а) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);
б) иностранные граждане 17 ;
2) по тем предметам, по которым поступающий не сдавал ЕГЭ в текущем календарном году:
а) если поступающий в текущем или предшествующем календарном году получил документ о среднем общем образовании и прошел государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена по одному или нескольким предметам;
б) если поступающий получил документ о среднем общем образовании в иностранной организации.
Поступающие, указанные в настоящем пункте, могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) наряду со сдачей общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.
18. При наличии у поступающего нескольких действительных результатов ЕГЭ по предмету, либо результата (результатов) ЕГЭ и результата соответствующего вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно (общеобразовательного вступительного испытания или вступительного испытания на базе профессионального образования), в качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из имеющихся результатов.
19. При проведении многопрофильного конкурса организация высшего образования:
устанавливает общеобразовательные вступительные испытания по предметам, соответствующим одной или нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки, включенным в конкурс;
может устанавливать дополнительные вступительные испытания при наличии права на их проведение по одной или нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки, включенным в конкурс.
20. Максимальное количество баллов для каждого вступительного испытания по программам бакалавриата и программам специалитета составляет 100 баллов.
Минимальное количество баллов для общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией высшего образования самостоятельно, соответствует минимальному количеству баллов ЕГЭ, установленному учредителем или организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ. Минимальное количество баллов для дополнительного вступительного испытания, вступительного испытания на базе профессионального образования устанавливается организацией высшего образования самостоятельно.
III. Количество организаций высшего образования, специальностей и (или) направлений подготовки для одновременного поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
21. Предельное количество организаций высшего образования, в которые поступающий вправе одновременно поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, составляет 5.
22. Предельное количество специальностей и (или) направлений подготовки, по которым поступающий вправе одновременно участвовать в конкурсе по программам бакалавриата и программам специалитета в каждой организации высшего образования, составляет 10.
Поступающий может одновременно участвовать в конкурсе по программам бакалавриата и программам специалитета в конкретной организации высшего образования по одной или нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки, количество которых не превышает установленного данной организацией максимального количества специальностей и (или) направлений подготовки для одновременного участия в конкурсе. Указанное максимальное количество не может превышать предельного количества, установленного абзацем первым настоящего пункта.
При проведении многопрофильного конкурса количество специальностей и (или) направлений подготовки, по которым поступающий одновременно участвует в конкурсе, соответствует количеству специальностей и направлений подготовки, включенных в конкурс.
23. В каждой из указанных в пункте 21 Порядка организаций по каждой (каждому) из указанных в пункте 22 Порядка специальностей и направлений подготовки поступающий может одновременно поступать на обучение по различным условиям поступления.
IV. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Особые права, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, могут предоставляться одним и тем же поступающим.
26. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует каждое из следующих особых прав для поступления только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право):
право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ;
право на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиад школьников.
Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы.
28. Для приема лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ, организация высшего образования:
устанавливает одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний и (или) дополнительных вступительных испытаний, соответствующих профилям всероссийской олимпиады, международных олимпиад (по одному или нескольким профилям), области физической культуры и спорта, для предоставления особого преимущества либо принимает решение об отсутствии вступительных испытаний, соответствующих профилям всероссийской олимпиады, международных олимпиад, области физической культуры и спорта.
30. По каждой олимпиаде школьников, включенной в установленный организацией перечень олимпиад школьников, организация высшего образования:
1) устанавливает соответствие образовательных программ (специальностей, направлений подготовки, укрупненных групп) профилям олимпиады (по одному или нескольким профилям) для предоставления права на прием без вступительных испытаний либо принимает решение о непредоставлении права на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиады;
2) устанавливает одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний и (или) дополнительных вступительных испытаний, соответствующих профилям олимпиады (по одному или нескольким профилям) для предоставления права на 100 баллов и (или) особого преимущества, либо принимает решение об отсутствии вступительных испытаний, соответствующих профилям олимпиады;
3) для предоставления каждого особого права устанавливает:
а) предоставляется ли особое право победителям либо победителям и призерам олимпиады;
б) в каких классах должны быть получены результаты победителя (призера) олимпиады школьников;
в) один или несколько предметов, по которым поступающим необходимы результаты ЕГЭ или общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, для подтверждения особого права (за исключением творческих олимпиад, олимпиад в области физической культуры и спорта);
г) количество баллов ЕГЭ или общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией высшего образования самостоятельно, которое подтверждает особое право. Указанное количество баллов устанавливается по предметам, определенным организацией высшего образования в соответствии с подпунктом «в» подпункта 3 настоящего пункта, и составляет не менее 75 баллов. Поступающему необходимо иметь указанное количество баллов ЕГЭ или общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией высшего образования самостоятельно, по одному предмету (по выбору поступающего) из числа предметов, установленных организацией высшего образования в соответствии с подпунктом «в» подпункта 3 настоящего пункта для предоставления соответствующего особого права.
31. В рамках одного конкурса по одному основанию, дающему право на 100 баллов (особое преимущество), поступающий получает 100 баллов:
по одному общеобразовательному вступительному испытанию (по выбору поступающего в случае установления организацией высшего образования нескольких вступительных испытаний, соответствующих данной олимпиаде (данному профилю олимпиады);
по одному или нескольким дополнительным вступительным испытаниям в порядке, установленном организацией высшего образования.
Поступающий может одновременно использовать несколько оснований для получения права на 100 баллов (особого преимущества), в том числе в рамках одного конкурса.
При участии в нескольких конкурсах поступающий может использовать одно и то же основание для получения одинаковых или различных прав на 100 баллов (особых преимуществ).
V. Учет индивидуальных достижений поступающих по программам бакалавриата и программам специалитета
33. Поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за следующие индивидуальные достижения:
1) наличие статуса чемпиона, призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;
2) наличие статуса чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;
4) иные спортивные достижения, перечень которых определяется организацией высшего образования;
5) наличие полученных в образовательных организациях Российской Федерации документов об образовании или об образовании и о квалификации с отличием (аттестата о среднем общем образовании с отличием, аттестата о среднем (полном) общем образовании с отличием, аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой (серебряной) медалью, диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, диплома о начальном профессиональном образовании с отличием, диплома о начальном профессиональном образовании для награжденных золотой (серебряной) медалью);
6) волонтерская (добровольческая) деятельность, содержание и сроки осуществления которой соответствуют критериям, установленным организацией высшего образования;
7) участие и (или) результаты участия в олимпиадах школьников (не используемые для получения особых прав и (или) особого преимущества при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления);
8) участие и (или) результаты участия в мероприятиях, включенных в перечень, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности и сопровождения их дальнейшего развития, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 25 ;
9) наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 26 ;
10) оценка, выставленная организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования.
34. Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. Для учета индивидуального достижения, указанного в подпункте 10 пункта 33 Порядка, не требуется представление таких документов.
35. Организация высшего образования может начислить поступающему:
не менее 2 баллов за индивидуальное достижение, указанное в подпункте 3 пункта 33 Порядка;
баллы за иные индивидуальные достижения, указанные в пункте 33 Порядка.
Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.
VI. Установление вступительных испытаний и учет индивидуальных достижений поступающих по программам магистратуры
37. Прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно.
Максимальное количество баллов и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания по программам магистратуры устанавливаются организацией самостоятельно.
38. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, и порядок их учета устанавливаются организацией самостоятельно.
39. Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов
VII. Информирование о приеме
1) не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема:
а) правила приема, утвержденные организацией самостоятельно, в том числе:
максимальное количество специальностей и (или) направлений подготовки для одновременного участия в конкурсе (по программам бакалавриата и программам специалитета);
сроки проведения приема;
информация о предоставлении особых прав и особого преимущества (по программам бакалавриата и программам специалитета);
перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме, и порядок учета указанных достижений;
информация о проведении вступительных испытаний очно и (или) с использованием дистанционных технологий;
особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
сколько раз поступающий может подать заявление о согласии на зачисление при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения;
б) количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр (без указания особой квоты и целевой квоты);
в) перечень вступительных испытаний с указанием по каждому вступительному испытанию следующих сведений:
наименование вступительного испытания;
максимальное количество баллов;
минимальное количество баллов;
приоритетность вступительного испытания, установленная в соответствии с пунктом 6 Порядка;
г) информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования);
д) информация о местах приема документов;
ж) образец договора об оказании платных образовательных услуг;
з) информация о наличии общежития(ий);
2) не позднее 1 июня:
а) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием особой квоты и целевой квоты;
б) информация о количестве мест в общежитиях для иногородних обучающихся;
в) расписание вступительных испытаний;
Организация обеспечивает доступность указанной информации для пользователей официального сайта в период с даты ее размещения до дня завершения приема включительно.
Помимо официального сайта организация может размещать указанную информацию в свободном доступе иными способами, определяемыми организацией.
42. Организация обеспечивает функционирование телефонных линий и раздела официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом.
VIII. Прием документов
45. Заявление о приеме, подаваемое поступающим, должно предусматривать заверение личной подписью поступающего следующих фактов:
1) ознакомление поступающего с информацией о необходимости указания в заявлении о приеме достоверных сведений и представления подлинных документов;
2) ознакомление поступающего с правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, а также с документами и информацией, указанными в части 2 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ 28 ;
3) при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр:
4) при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета:
подтверждение одновременной подачи заявлений о приеме не более чем в 5 организаций высшего образования, включая организацию, в которую подается данное заявление;
5) при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места в рамках контрольных цифр на основании права на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ или права на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиад школьников:
подтверждение подачи заявления о приеме на основании соответствующего особого права только в данную организацию высшего образования;
46. При подаче заявления о приеме поступающий представляет:
2) документ установленного образца, указанный в пункте 4 Порядка (в том числе может представить документ иностранного государства об образовании со свидетельством о признании иностранного образования, за исключением случаев, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международным договором не требуется признание иностранного образования).
Поступающий может представить один или несколько документов установленного образца.
Вместо документа установленного образца поступающий может представить в электронном виде посредством ЕПГУ (в случае его использования) уникальную информацию о документе установленного образца;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);
9) документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме (представляются по усмотрению поступающего);
10) иные документы (представляются по усмотрению поступающего);
47. Документ установленного образца (уникальная информация о документе установленного образца) представляется (направляется) поступающим (в том числе посредством ЕПГУ в случае его использования) при подаче документов, необходимых для поступления, или в более поздний срок до дня завершения приема заявлений о согласии на зачисление включительно.
Поступающий может представить при подаче документов документ, указанный в подпункте 7 пункта 46 Порядка, который не является действительным на день завершения приема документов, но действителен на день подачи заявления о приеме. При этом соответствующие права предоставляются поступающему, если до дня завершения приема документов включительно он представил документ, который действителен на день завершения приема документов.
50. При подаче документов, необходимых для поступления, поступающие могут представлять оригиналы или копии (электронные образы) документов, в том числе посредством ЕПГУ (в случае его использования), без представления их оригиналов. Заверения указанных копий (электронных образов) не требуется.
51. Заявление о приеме представляется на русском языке.
Документы, выполненные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
52. Документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в организацию одним из следующих способов:
1) представляются в организацию лично поступающим;
2) направляются в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;
3) направляются в организацию в электронной форме посредством электронной информационной системы организации, а также посредством ЕПГУ (в случае его использования).
Организация устанавливает места приема документов, представляемых лично поступающими, и сроки приема документов в местах приема документов.
В случае если документы, необходимые для поступления, представляются в организацию лично поступающим, поступающему выдается расписка в приеме документов.
53. Организация осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов, в том числе путем обращения в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.
При отзыве документов поступающий исключается из списков лиц, подавших документы, списков поступающих и не подлежит зачислению (исключается из числа зачисленных).
При отзыве оригинала поступающий не исключается из списков лиц, подавших документы, списков поступающих, а также из числа зачисленных. Ранее поданное заявление о согласии на зачисление (при наличии) является действительным.
55. До истечения срока приема на места в рамках контрольных цифр по конкретным условиям поступления, указанным в подпунктах 1-3 пункта 7 Порядка, поданные документы или оригинал документа установленного образца выдаются поступающему при представлении им в организацию лично заявления соответственно об отзыве документов или об отзыве оригинала:
56. После истечения срока, указанного в пункте 55 Порядка, поданные документы в части их оригиналов (при наличии) или оригинал документа установленного образца возвращаются поступающему в срок, установленный организацией. В случае невозможности возврата указанных оригиналов они остаются на хранении в организации.
IX. Вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно
57. Организация самостоятельно проводит:
дополнительные вступительные испытания;
вступительные испытания на базе профессионального образования (за исключением вступительных испытаний для поступающих на обучение на базе среднего профессионального образования, для которых организация высшего образования установила, что их формой является ЕГЭ);
общеобразовательные вступительные испытания для лиц, указанных в пункте 17 Порядка;
вступительные испытания при приеме на обучение по программам магистратуры.
Результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, действительны при приеме на очередной учебный год.
Поступающий однократно сдает каждое вступительное испытание из числа указанных в настоящем пункте.
При приеме на обучение по программам магистратуры с иностранным языком (языками) образования организация устанавливает, что вступительное испытание (испытания) проводится на русском языке и на иностранном языке (языках) либо только на иностранном языке (языках).
В случае если вступительное испытание проводится на нескольких языках, поступающий выбирает один из языков.
59. При самостоятельном проведении вступительного испытания по иностранному языку при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования проводит вступительное испытание по одному или нескольким иностранным языкам из числа иностранных языков, по которым проводится ЕГЭ. В случае проведения вступительного испытания по нескольким иностранным языкам поступающий выбирает один из языков.
60. Организация проводит вступительные испытания очно и (или) с использованием дистанционных технологий (при условии идентификации поступающих при сдаче ими вступительных испытаний).
61. Одно вступительное испытание проводится одновременно для всех поступающих либо в различные сроки для различных групп поступающих (в том числе по мере формирования указанных групп из числа лиц, подавших необходимые документы).
Для каждой группы поступающих проводится одно вступительное испытание в день. По желанию поступающего ему может быть предоставлена возможность сдавать более одного вступительного испытания в день.
62. Лица, не прошедшие вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к сдаче вступительного испытания в другой группе или в резервный день.
64. Результаты вступительного испытания объявляются на официальном сайте не позднее третьего рабочего дня после проведения вступительного испытания. Помимо официального сайта организация может объявлять указанные результаты иными способами, определяемыми организацией.
После объявления результатов письменного вступительного испытания поступающий имеет право в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня ознакомиться с результатами проверки и оценивания его работы, выполненной при прохождении вступительного испытания.
65. По результатам вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, поступающий имеет право подать в организацию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.
Правила подачи и рассмотрения апелляций устанавливаются организацией.
X. Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
67. При очном проведении вступительных испытаний в организации должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
68. Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
69. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
70. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
71. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
72. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
73. Условия, указанные в пунктах 67-72 Порядка, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.
XI. Формирование ранжированных списков поступающих и зачисление
75. Конкурсный список включает в себя:
конкурсный список поступающих на обучение без вступительных испытаний (по программам бакалавриата, программам специалитета);
По программам бакалавриата, программам специалитета зачисление по результатам вступительных испытаний проводится на места, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний, в рамках соответствующего конкурсного списка.
76. Конкурсный список поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета без вступительных испытаний ранжируется по следующим основаниям:
1) по статусу лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний, в следующем порядке:
а) члены сборных команд, участвовавших в международных олимпиадах;
б) победители заключительного этапа всероссийской олимпиады;
в) призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады;
г) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр;
д) победители олимпиад школьников;
е) призеры олимпиад школьников;
77. Конкурсный список поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета по результатам вступительных испытаний ранжируется по следующим основаниям:
1) по убыванию суммы конкурсных баллов, исчисленной как сумма баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения;
78. Конкурсный список по программам магистратуры ранжируется по следующим основаниям:
1) по убыванию суммы конкурсных баллов, исчисленной как сумма баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения;
79. В конкурсном списке указываются следующие сведения:
1) номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии), уникальный код, присвоенный поступающему (при отсутствии указанного свидетельства);
2) по каждому поступающему без вступительных испытаний (по программам бакалавриата, программам специалитета):
основание приема без вступительных испытаний;
количество баллов за индивидуальные достижения;
наличие преимущественных прав зачисления;
3) по каждому поступающему по результатам вступительных испытаний:
сумма конкурсных баллов (за вступительные испытания и индивидуальные достижения);
сумма баллов за вступительные испытания;
количество баллов за каждое вступительное испытание;
количество баллов за индивидуальные достижения;
наличие преимущественных прав зачисления (по программам бакалавриата, программам специалитета);
4) наличие заявления о согласии на зачисление.
В конкурсном списке фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих не указываются.
80. Зачисление проводится в соответствии с конкурсным списком до заполнения установленного количества мест.
Зачисление проводится в один или несколько этапов. На каждом этапе зачисления организация устанавливает день завершения приема заявлений о согласии на зачисление.
81. Зачислению подлежат поступающие, которые в период со дня подачи заявления о приеме до дня завершения приема заявлений о согласии на зачисление подали заявление о согласии на зачисление, при условии, что они:
Поступающий на обучение в рамках контрольных цифр, представивший посредством ЕПГУ уникальную информацию о документе установленного образца, не вправе представлять в другую организацию оригинал документа установленного образца.
В заявлении о согласии на зачисление указываются условия поступления по конкретному конкурсу, в соответствии с результатами которого поступающий хочет быть зачисленным.
Поступающий может подать заявления о согласии на зачисление в конкретную организацию по различным условиям поступления.
Организация осуществляет прием заявлений о согласии на зачисление и документов установленного образца ежедневно до 18 часов по местному времени (по решению организации- до более позднего времени) до дня завершения приема заявлений о согласии на зачисление включительно.
82. При приеме на места в рамках контрольных цифр зачисление осуществляется при условии наличия в организации оригинала документа установленного образца (наличия неотозванной уникальной информации о документе установленного образца на ЕПГУ в случае его использования) по состоянию на день издания приказа о зачислении.
83. Зачисление оформляется приказом (приказами) организации о зачислении.
84. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения:
1) 27 июля осуществляется публикация конкурсных списков;
2) зачисление проводится в 2 этапа:
28-30 июля проводится этап приоритетного зачисления, на котором осуществляется зачисление лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот:
3) на каждом этапе зачисления устанавливается день завершения приема заявлений о согласии на зачисление от лиц, подлежащих зачислению на этом этапе:
4) издание приказа (приказов) о зачислении осуществляется:
5) после завершения этапа приоритетного зачисления лица, зачисленные на обучение в пределах особой квоты, исключаются из конкурсных списков на основные конкурсные места по условиям поступления, указанным в подпунктах 1-3 пункта 7 Порядка, по которым они зачислены на обучение в пределах особой квоты;
6) места, которые освободились в связи с тем, что лица, зачисленные на обучение на этапе приоритетного зачисления, исключены из числа зачисленных, добавляются к основным конкурсным местам;
7) поступающий может подать заявление о согласии на зачисление не более установленного организацией высшего образования количества раз. Указанное количество составляет не менее двух;
8) в случае если подача заявления о согласии на зачисление в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения осуществляется при наличии ранее поданного заявления о согласии на зачисление в данную организацию в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения, поступающий до подачи заявления о согласии на зачисление подает заявление об отказе от зачисления в соответствии с ранее поданным заявлением о согласии на зачисление. Заявление об отказе от зачисления является основанием для исключения поступающего из числа зачисленных на обучение.
85. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очно-заочной и заочной формам обучения, при приеме на обучение в рамках контрольных цифр по программам магистратуры, при приеме на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг организация самостоятельно устанавливает сроки публикации конкурсных списков, сроки и этапы зачисления.
86. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета незаполненные места особой квоты, выделенной в рамках целевой квоты в соответствии с подпунктом «б» подпункта 5 пункта 7 Порядка, используются как места особой квоты или целевой квоты.
87. Незаполненные места в пределах квот используются для зачисления лиц, поступающих на основные места в рамках контрольных цифр без вступительных испытаний и по результатам вступительных испытаний.
88. В случае если после завершения зачисления имеются незаполненные места, организация может на основании конкурсных списков провести дополнительное зачисление на указанные места.
90. Информирование о зачислении осуществляется в порядке, установленном организацией.
XII. Особенности приема на целевое обучение
94. При подаче заявления о приеме на целевое обучение поступающий представляет помимо документов, указанных в пункте 46 Порядка, договор о целевом обучении (оригинал договора, или копию договора, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию договора с предъявлением его оригинала).
Прием на целевое обучение в интересах безопасности государства осуществляется при наличии в организации информации о заключенном договоре о целевом обучении, полученной от соответствующего федерального государственного органа, являющегося заказчиком целевого обучения, и без представления поступающим договора о целевом обучении.
Поступающий может участвовать в конкурсах по нескольким детализированным целевым квотам. Участие в конкурсе по каждой детализированной целевой квоте осуществляется в соответствии с договором о целевом обучении с заказчиком (одним из заказчиков) целевого обучения, для которого выделена квота, или в соответствии с имеющейся в организации информацией, указанной в абзаце втором пункта 94 Порядка и полученной от федерального государственного органа (одного из органов), для которого выделена квота. В заявлении о согласии на зачисление поступающий указывает, в соответствии с результатами какого конкурса он хочет быть зачисленным.
96. В списке лиц, подавших документы, и в списке поступающих на места в пределах целевой квоты не указываются сведения, относящиеся к приему на целевое обучение в интересах безопасности государства.
97. Зачисление на места в пределах целевой квоты лиц, подготовка которых осуществляется в интересах безопасности государства, оформляется отдельным приказом (приказами), который не подлежит размещению на официальном сайте.
XIII. Особенности приема иностранных граждан и лиц без гражданства
99. Прием на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан осуществляется в соответствии с направлениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Зачисление в пределах квоты на образование иностранных граждан оформляется отдельным приказом (приказами) организации.
100. Иностранные граждане, которые поступают на обучение на основании международных договоров, представляют помимо документов, указанных в пункте 46 Порядка, документы, подтверждающие их отнесение к числу лиц, указанных в соответствующих международных договорах.
104. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в пределах квоты на образование иностранных граждан с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
1 Пункт 1 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, № 27, ст. 4238).
2 Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379).
3 Пункт 2 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2013 г., регистрационный N 30505) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 481 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2014 г., регистрационный N 32477) и от 16 мая 2014 г. N 547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный N 32409).
4 Пункт 2 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).
5 Часть 5 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379), часть 5 статьи 4 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418; 2015, N 10, ст. 1422).
6 Части 2 и 9 статьи 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4970; 2019, N 31, ст. 4457); часть 10 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4765).
7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
8 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный № 56013.
9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5130.
10 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2013 г., регистрационный N 30083.
11 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2014 г., регистрационный № 31399.
12 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2014 г., регистрационный N 33556.
13 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39445.
14 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 сентября 2019 г., регистрационный N 55959.
15 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2013 г., регистрационный N 30083.
16 Часть 6 статьи 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5130).
17 Часть 5 статьи 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5130).
18 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
19 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5130.
21 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
22 Часть 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
23 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739.
24 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2016 г., регистрационный № 41216.
25 Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6602; 2020, N 22, ст. 3526.
26 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 312-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1641) с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N 2455-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 47, ст. 7308).
27 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.
28 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.
29 Часть 15 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).
30 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
31 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
32 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
34 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
35 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
36 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
37 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 40, ст. 5488.
38 Часть 3 статьи 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3738).
39 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3738.
40 Часть 7 статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5130).
41 Пункт 7(1) Правил установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. N 302 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1415; 2020, N 10, ст. 1341).
42 Часть 3 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
43 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670; 2013, N 30, ст. 4036.
44 Пункт 6.1 статьи 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670; 2013, N 30, ст. 4036).
45 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032.
Обзор документа
Минобрнауки обновило правила приема на обучение в вузы. Они применяются начиная с 2021/22 учебного года. Предусмотрено проведение многопрофильного конкурса, применение дистанционных технологий и электронного взаимодействия вузов с абитуриентами, увеличение объемов приема иностранцев, расширение приема на целевое обучение. Уточнены полномочия вузов.