Что значит пилотный проект
Что такое пилотный проект и где применяется
Любые нововведения плотно связаны с риском, чтобы избежать неудачи, большинство профессионалов пользуется пилотным проектом – это действенный способ, он помогает проверить перспективу на дальнейшее развитие задуманного. Не менее интересно разобраться во всех деталях приема, организацию всех моментов и применение в различных сферах деятельности. Пользоваться современными методами достаточно важно, ведь в случае провала можно понести существенные убытки. Подобное предварительное исследование может не только избавить от нерациональной траты средств, но и сберечь драгоценное время, которое придется потратить на устранение оплошностей. Внедрение масштабных изменений нельзя представить без такого действенного приема.
Применение метода на практике
Пилотный проект – это в первую очередь грамотный подход к реализации задуманного действия, если он потерпел неудачу, то внедрять в крупную отрасль разработанную схему не стоит. Это касается не только предприятий в список входят такие сферы как:
Это лишь несколько примеров, когда использование метода будет максимально оправданным. Предварительные испытания реально помогают избежать очень неприятных ситуаций, напрасной траты финансовых средств и времени. Чтобы реализовать проект и объективно оценить действенность мероприятия в состав команды, занимающейся подобной работой, должны входить только те люди, которые соответствуют демографической и социальной сфере. Для проведения повторной работы, набирают других участников, чтобы мнение не было размытым.
На производстве
Такое понятие, как пилотный проект изначально применялось именно в этой деятельности, у него было инженерное назначение. Как только новый товар был запущен в производство, его часть незамедлительно продавали, чтобы посмотреть спрос на продукцию такого плана, и стоит ли продолжать изготовление. От этих нюансов зависит целесообразность вложения финансовых средств, ведь суммы могут быть достаточно большими. Без ожидаемого результата дальнейшие траты будут тщетными, а оценку принято считать максимально объективной. Не менее часто такой прием используют для испытания удобства определенных социальных услуг.
Образование
Одним из хороших наглядных примеров будет пилотный проект, направленный на проверку введения в школы электронных пропусков. «Школьная карта» выдавалась каждому зарегистрированному школьнику, при посещении и сразу на выходе ребенок отмечался посредством современных технологий, на телефон родителям приходило уведомление о происходящем.
Педагоги полностью поддержали подобное нововведение, но школьники стали возмущаться излишним контролем и посягательством на личное время. После проведения исследований выносилось решение, стоит ли продолжать внедрение технологии в остальные учреждения. На процесс государство изначально выделило 15 миллионов рублей, что является хорошей суммой. Когда риск был сведен к «0», пропускные системы стали вводить в кружки дополнительного образования, деньги из бюджета небыли потрачены впустую, а все благодаря пилотному проекту.
Применение в ФСС
Прежде чем поддержать единогласно изменения, касающиеся выплат через отделения Фонда социального страхования, было проведено исследование рациональности грядущих изменений. Смысл затеи чиновников заключался в том, чтобы деньги поступали не через работодателей на счета, а от государства. Если работоспособные граждане не зарегистрированы в банках, то средства будут доставляться посредством почтовых переводов.
Учитывая практичность разработанного плана, пилотный проект подтвердил рациональность изменений. Работодатели также остались довольны, ведь оборотные средства экономятся, ситуации с мошенничеством от недоброжелателей были сведены к минимуму. После решения правительства такую систему выплат ввели в 10-ти регионах РФ.
Фармакология
Для смертельно больных людей разрабатывалось лекарство, но его тестирование было не завершено. Тогда компания, занимающаяся этим вопросом, решила провести пилотный проект по созданию комитета для назначения препаратов. Пользуясь историей такие шаги могли принести положительные результаты, ведь в 80-е годы именно лекарства, которые еще небыли одобрены для массовых производств спасали жизни людей, больных СПИДом.
На примере США можно сделать вывод о том, правильно ли было создавать комитет по таким вопросам. Ведь в истории американцев существует инцидент, когда не прошедшее испытаний лекарство было выпущено в продажу, а потом объявили, что оно закончилось. Наглядный пример указывает на опасения создателей препарата и фактическую нехватку, этих двух проблем можно было избежать. В специальный комитет будут входить такие личности как:
Важные моменты
Пилотные проекты используют давно, но польза от этих мероприятий остается под вопросом, в некоторых ситуациях без них не обойтись, а иногда это приводит к поступлению на рынок некачественных товаров. Метод развивается, но перспективы вплотную связаны с ресурсами среднего качества, о благоприятных условиях для осуществления исследований говорить рано. При недостаточном бюджете страны – это будет настоящим спасением, но потребуется объективная оценка результатов.
Что значит пилотный проект
Напомним, что выплату пособий по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) в РФ регламентируют следующие нормативные документы:
Согласно этим документам, большинство стандартных пособий оплачивал работодатель. Затем, рассчитывая сумму страховых взносов, подлежащих уплате, работодатель уменьшал ее на суммы выплаченных пособий (делал зачет).
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 был запущен пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» для некоторых регионов России. Давайте рассмотрим, что было сделано в связи с принятием этого документа.
Постановление № 294 от 21.04.2011
До конца 2020 года территориальные отделения ФСС осуществляли выплату пособий только в тех регионах, которые были «пилотами». Денежные средства перечисляют на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений. Допустима также оплата через Почту России денежным переводом.
Далее рассмотрим, какие изменения принёс 2021 год в отношении пилотного проекта ФСС.
Новый статус проекта ФСС с 2021 года
«Пилотным» проект ФСС “Прямые выплаты” назывался потому, что изначально (с 2012 года) его опробовали только на нескольких регионах России. Однако новация себя оправдала. Поэтому с каждым годом все больше регионов переводили на прямые выплаты от Фонда соцстраха. И вот с 2021 года пилотный проект ФСС перестал быть пилотным: на него переведены все субъекты РФ.
Изменения с 2021 года
Сначала Минтруд разработал поправки в Федеральные законы № 125-ФЗ и № 255-ФЗ, согласно которым прямые выплаты из ФСС стали обязательными для всех субъектов РФ. Это новшество предстоит освоить с 1 января 2021 года.
Все работодатели теперь обязаны направлять в ФСС информацию, предусмотренную обновленным законодательством. Она будет основанием для выплаты пособий.
Если же ФСС обнаружит ошибки – например, в больничном листке – то работнику или работодателю направят специальное уведомление о том, что необходимо внести исправления в документы.
Также с 2021 года у всех работодателей появилась обязанность направлять в Фонд соцстраха уведомления о прекращении выплаты какого-либо пособия. Например – ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если сотрудница вышла из декрета или решила уволиться.
Возможно, для этих целей крупные компании наберут в свой штат методологов, которые будут готовить памятки для сотрудников по жизненным ситуациям. А мелкие компании во избежание увеличения расходов на оплату труда, скорее всего, поручат консультирование все-таки бухгалтеру.
Какие пособия полностью перешли к ФСС
В ведение Фонда с 2021 года перешли почти все пособия и социальные выплаты. А именно:
Всё это ФСС теперь напрямую платит тем, кому выплата положена.
При этом работодатели перечисляют страховые взносы в полном объеме, без проведения зачетов.
Что осталось по-прежнему
По старой схеме за работодателем оставили выплату пособия на погребение умершего сотрудника. Конечно, эти расходы можно потом вернуть, обратившись в ФСС с заявлением и предоставив туда необходимый комплект документов, включая заявление и справку о смерти.
Знайте, что как только ФСС получит полный пакет документов, у него есть 10 рабочих дней, чтобы всё проверить и вынести решение о выплате пособия. Далее в течение 2-х рабочих дней Фонд должен перечислить деньги на расчетный счет работодателя.
Кроме того, пособие за первые 3 дня болезни (подтвержденные больничным листом), как и раньше, оплачивает работодатель из собственных средств, без возмещения от ФСС.
Что делать работнику и нанимателю при обращении за пособием с 2021 года
Сотрудник, претендующий на получение пособия от ФСС, несет необходимые документы (к примеру, больничный листок) в 2021 году по-прежнему своему работодателю. Ему же передаёт и заявление на выплату, если оно нужно.
В обязанности работодателя входит своевременно передать в ФСС по месту своей регистрации документы, полученные от сотрудника. По общему правилу, документы (реестр) нужно направить не позднее 5 календарных дней с даты их получения.
Направить их нужно заказным письмом с описью вложения или по ТКС. Однако если у работодателя среднесписочная численность сотрудников за год, предшествующий году обращения работника за пособием, превышает 25 человек, он должен подать в Фонд реестр сведений в форме электронного документа. Для работодателей, у которых численность сотрудников составляет 25 человек или менее, посылать в ФСС документы электронно – право, а не обязанность.
Пилотные регионы с 2012 по 2021 годы
Для тех, кто по каким-то причинам не совсем в теме (например, только приступил к бухгалтерской работе), рассмотрим, какие регионы и с какой даты были включены в пилотный проект ФСС “Прямые выплаты”.
Фонд будет выплачивать пособия напрямую
С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся: Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, Краснодарский и Пермский края и Ханты-Мансийский автономный округ. В пилотных регионах сотрудники будут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. Расскажем, кого это коснётся и как будут назначать и выплачивать пособия.
Проект «Прямые выплаты» стартовал в 2011 году. Сейчас в нём уже 69 регионов, а к началу 2021 года присоединится еще 16. Полный список участников дан в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Как работает проект «Прямые выплаты»
Сейчас ФСС работает со страхователями по зачётному принципу: работодатель выплачивает пособие, а в Фонд он перечисляет разницу между суммами начисленных страховых взносов и выплаченных пособий.
В проекте «Прямые выплаты» страхователи должны платить взносы на обязательное соцстрахование в полном объёме, их нельзя уменьшить на сумму произведённых ФСС расходов.
Также меняется порядок взаимодействия ФСС, работодателя и работника. Компания получает от сотрудника заявление и документы для выплаты пособия, направляет их в ФCC в электронном виде, а Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом принцип расчёта и размер пособий не меняются.
Новые правила касаются выплат следующих пособий:
Джульетта Анатольевна Устова, управляющая отделением ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Кабардино-Балкарской Республике рассказывает о преимуществах пилотного проекта:
«Новый порядок позволяет гражданам получать полагающиеся им по закону пособия своевременно и в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя. Страхователю не нужно изымать из оборота средства на их выплату. Рассчитывать и перечислять пособия теперь будет не бухгалтерия предприятия, а региональное отделение ФСС. Это исключает некорректный расчёт пособий, снижает трудозатраты и упрощает отчётность. Страховые взносы на обязательное соцстрахование не уменьшаются на сумму произведенных расходов. Работодатели выплачивают их в Фонд в полном объеме».
Нормативные документы
Также разработан Проект постановления Правительства РФ № 00110475. Он утверждает особенности назначения и выплаты территориальными органами ФСС РФ пособий по временной нетрудоспособности, травматизму, беременности и родам, единовременных детских пособий, а также порядок возмещения расходов страхователям на выплату социальных пособий и на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Например, при наступлении страхового случая планируют отказаться от запроса у работников заявления на выплату пособия и полного списка документов для назначения, как это делают сейчас. Вместо этого работник будет предоставлять только те документы, которых нет у страхователя. Если проект примут, декретницам больше не придётся подавать заявления на получение пособий.
Алгоритм назначения и выплаты пособий
Последовательно рассмотрим действия бухгалтера для назначения и выплаты работнику пособия.
Шаг 1. Работодатель получает документы от сотрудника
Когда сотрудник принесёт документы, подтверждающие право на пособие, проверьте их корректность. Например, больничный должен быть выдан не ранее чем полгода назад.
Затем подготовьте заявление в ФСС по форме, установленной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Оно требуется для всех страховых случаев, в том числе для периода временной нетрудоспособности. Работодатель может сформировать и распечатать такое заявление за сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверит реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подпишет заявление.
«Застрахованное лицо может выбрать удобный способ получать пособие: на банковский счёт, почтовым переводом или на платёжную карту «Мир» с 16- или 19-значным номером. Пособия могут быть перечислены работнику как на зарплатный счёт, так и на любой другой», — рассказывает Наталья Владимировна Матвеева.
«Счёт обязательно должен быть 20-значным, соответствовать БИК в банке и оформлен именно на работника. При этом реализована возможность перечислять пособие только по одному реквизиту — номеру платёжной карты “Мир”», — дополняет Джульетта Анатольевна Устова.
С 1 января 2021 года на карты «Мир» будут в обязательном порядке перечисляться:
После 1 января 2021 года банки будут проверять привязку карты «Мир» к счету. Если ее не окажется, а застрахованному лицу перечислят пособие, то от банка придет уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться за получением средств наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. По истечении этого периода средства вернутся плательщику — то есть ФСС.
Медорганизация может выдать больничный лист в бумажном виде или сформировать и разместить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) в информационной системе ФСС.
Получить информацию об электронном больничном можно из базы ФСС по номеру ЭЛН и СНИЛС работника. Это доступно в личном кабинете страхователя в единой интегрированной информационной системе (ЕИИС), личном кабинете ФСС, АРМ ФСС, Контур Экстерн, 1С и т.д. Оплачивать можно только ЭЛН со статусом «Закрыт».
Дальнейший порядок действий зависит от типа листка нетрудоспособности.
Если в «пилотном» регионе ЛН бумажный
Если в «пилотном» регионе ЛН электронный
Шаг 2. Работодатель рассчитывает пособие и выплачивает сумму за первые три дня
В проекте «Прямые выплаты» не меняется ни размер пособий, ни порядок расчёта:
Пособие за первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника назначает и выплачивает работодатель, удерживая НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294; п. 1 ст. 217 НК РФ).
Остальную часть пособия работник получит от ФСС, поэтому с неё НДФЛ удерживает Фонд.
Шаг 3. Работодатель готовит и отправляет документы в ФСС
Работник может подать заявление на пособие не позднее 6 месяцев со дня окончания страхового случая. Например, не позднее 6 месяцев со дня рождения малыша можно обратиться за единовременным пособием при рождении ребёнка.
В течение пяти календарных дней с момента получения от сотрудника заявления и ЛН, ЭЛН, свидетельств или справок работодатель должен сформировать и отправить в ФСС комплект документов на выплату пособия, в том числе реестр сведений.
Заполнить и передать ФСС электронный реестр по проекту «Прямые выплаты» можно в бухгалтерском ПО, доработанном под требования проекта, в информационных системах специализированных операторов связи, а также в бесплатном АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», который доступен для загрузки на официальном сайте ФСС.
Компании, среднесписочная численность которых более 25 человек, должны представить реестр сведений в электронной форме. Организации, штат которых меньше, могут подавать документы как в электронном виде, так и на бумаге. Электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, заполняется в xml-формате, как и при сдаче расчетных ведомостей по форме 4-ФСС. Реестр подписывается электронной подписью и отправляется через единую точку приема по адресу docs.fss.ru или через сервис, который вы используете.
Бывает, что нужно внести исправления в уже отправленный реестр, например, страховой стаж был посчитан неверно, не были указаны льготные условия, повышающие размер пособия, или изменилась сумма среднедневного заработка в связи с тем, что сотрудник принес справку с предыдущего места работы. В этом случае нужно сформировать новый реестр с уточненными данными и повторно отправить его в ФСС с указанием причины перерасчёта (п. 3 Постановления от 21.04.2011 № 294).
Контур Экстерн поможет сформировать реестр или загрузить и отправить в ФСС готовый документ. Вот возможности Экстерна:
Формирует реестр в соответствии с требованиями ФСС и проверит на ошибки;
Формирует заявление о выплате пособия, которое можно распечатать и отдать на подпись;
Автоматически заполняет реквизиты медицинского учреждения и банка получателя пособия;
Показывает актуальный статус документа: «В очереди на отправку», «Отправлен в ФСС», «Принят ФСС»
Позволяет за раз отправить в ФСС несколько ЭЛН и реестров;
Реестр и ЭЛН может отправлять обслуживающая бухгалтерия;
Проверяет сертификат подписи на действительность, чтобы ФСС гарантированно принял документ;
Проверяет реестр на ошибки. Если ФСС не примет реестр, вы сможете посмотреть протокол ошибок.
Сохраняет данные на защищённом сервере, который соответствует требованиям Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
Шаг 4. ФСС проверяет документы и назначает пособие
В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия, — говорит Джульетта Анатольевна Устова.
В процессе обработки документов и перечисления пособия региональное отделение или банк может обнаружить ошибку. Тогда документы вернут работодателю для исправления, — дополняет Наталья Владимировна Матвеева.
Если в ответ на отправленный комплект документов приходит квитанция о доставке, значит, всё в порядке: документы приняты на рассмотрение. При получении протокола ошибок нужно исправить их и отправить документы в ФСС заново. Если документы передавались на бумаге, нужно отправить их повторно, требуемый результат — квитанция о доставке.
Шаг 5. ФСС выплачивает пособие
Бумажные документы для назначения и выплаты пособия Фонд возвращает страхователю, который хранит их согласно порядку и срокам, установленным законом. Отслеживайте, когда работник получит пособие, чтобы забрать подтверждающие документы из ФСС.
Если компания со среднесписочной численностью менее 25 человек передаёт документы в бумажном виде, посетить филиал Фонда бухгалтеру придётся минимум дважды. Если возникнут вопросы, обнаружатся ошибки в документах, потребуются пояснения и исправления, идти в ФСС придётся ещё.
Узнать о выплаченном пособии можно в личном кабинете получателя услуг. Войти в него можно с логином и паролем от портала госуслуг — рассказывает Залина Гацировна Айларова. Там же работающие граждане могут просматривать историю начислений, подавать запросы и консультироваться со специалистами Фонда, — добавляет Наталья Владимировна Матвеева.
Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего ГУ — РО ФСС РФ по Республике Карелия о сроках выплаты пособий декретницам
Раньше работники получали пособия в день выплаты зарплаты. Теперь ежемесячное пособие по уходу за ребёнком будет выплачивать отделение Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который оно причитается. Например, пособие по уходу за ребенком за июль 2020 года фонд выплатит с 1 по 15 августа 2020 года.
Отчётность
Расчёт по страховым взносам
Форма и инструкция по заполнению расчёта по страховым взносам за 2020 год и будущие периоды утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@. Участники проекта «Прямые выплаты» заполняют РСВ с учётом следующих особенностей:
Регионы, которые присоединились к проекту 1 января 2021 года, должны отчитаться за 2020 год в стандартном порядке: выставить признак «2» и заполнить вышеназванные строки. Правила заполнения расчета для участников «Прямых выплат» они будут использовать при отчете уже за I квартал 2021 года.
О том, как отражать в РСВ пособия за первое полугодие, рассказала Залина Гацировна Айларова, управляющий отделением ГУ — РО ФСС РФ по Республике Северная Осетия — Алания:
«Суммы пособий, которые страхователь назначил до 01.01.2021, но не выплатил до указанной даты, должны быть включены в расчёт за 2020 год. Выплатить эти пособия страхователь должен в январе 2021 года.
Если страховой случай начался в 2020 году, а работник закрыл больничный в самом конце года, бухгалтер может не успеть посчитать и начислить пособие. В данном случае пособие будет начислено в январе, поэтому его выплатит фонд. Рекомендуем прикладывать письмо о том, что больничный ранее не оплачен».
Особенности заполнения формы для пилотных регионов установлены Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 № 114. Страхователи, которые присоединятся к программе с 1 января 2021 года, не заполняют:
Уже появился проект новой формы 4-ФСС № 00110877, который, вероятно, нужно будет применять для отчёта за I квартал 2021 года.
Справки 2-НДФЛ для сотрудников
В пилотных регионах отделения ФСС — налоговые агенты в отношении сумм пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются сотрудникам организаций напрямую. Поэтому отделения Фонда выдают физлицам справки о полученных ими пособиях и удержанных с них суммах налога. Делается это в течение трёх рабочих дней с момента получения заявления (п. 3 ст. 230 НК РФ).
«Заявление на получение справки 2-НДФЛ по пособиям оформляется в произвольной форме. В нём указывают ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. Такое заявление можно направить почтой или с помощью сервиса ФСС “Личный кабинет застрахованного лица”. Если застрахованный не может получить справку лично, её могут отправить по почте», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева.
Как подготовиться к переходу на проект «Прямые выплаты»
Чтобы работники вовремя получали пособия, работодателю нужно подготовиться к проекту «Прямые выплаты».
Обратите внимание, что с 1 января 2021 года выплата пособий по беременности и родам, по ежемесячному уходу за ребенком до полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности осуществляется только на карту «МИР» (письмо ФСС РФ от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л).
Как возместить из ФСС сумму превышения расходов
У регионов, которые в ближайшее время присоединяются к проекту «Прямые выплаты», на дату перехода могла остаться переплата — расходы на выплату пособий превысили сумму страховых взносов. В этом случае они имеют право получить от ФСС возмещение суммы перерасхода или зачесть её в счёт предстоящих платежей.
Для этого страхователь должен обратиться в территориальное отделение ФСС по месту регистрации за возмещением средств и представить:
Если вы воспользовались зачётом, следите за его остатком, чтобы не допустить задолженности по взносам на ВНиМ.
Как возместить из ФСС расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер
Предупредительные меры работодатель оплачивает за свой счёт, а потом получает возмещение из бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с отделением Фонда.
Для этого до 1 августа текущего года нужно подать заявление о разрешении финансирования предупредительных мер и подготовить документы, обосновывающие необходимость мероприятий. А до 15 декабря нужно представить заявление о возмещении понесённых расходов.
«Задолженность отделения Фонда перед страхователем, сформировавшаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами по состоянию на 01.07.2019, подлежит возмещению по заявлению страхователя. Страхователь имеет право направить до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер. Это могут быть обязательные периодические медосмотры (обследования) сотрудников, труд которых связан с вредными и (или) опасными производственными факторами», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего, начальник отдела проверок ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Республике Карелия.
Екатерина Слобожанина и Елена Кулакова, эксперты системы интернет-отчетности Контур.Экстерн
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.