Что значит пгп в географии
Вопрос про ПГП..
Географическое положение (ГП) — одна из фундаментальных категорий географической науки. Оно представляет собой пространственное (в пределах земной поверхности) отношение определенного объекта (страны, города, горного массива, природной территориальной системы и т. п. ) к географическим данностям, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на него существенное влияние.
ГП является сложной категорией. Оно всегда индивидуализирует географический объект. В ГП отражается такая его черта, как позиционность. Это придает каждому географическому объекту свойство уникальности. В мире не существует двух объектов, например, держав, которые имели бы одинаковое ГП. Таким образом, ГП — это всегда свойство объекта. Одновременно в нем отражается его отношение к другим объектам и территориальным системам. Одним словом, ГП зависит как от самого объекта, положение которого мы определяем, так и от окружения, взаимодействующего (или могущего взаимодействовать) с ним. Поэтому, например, ГП высоко- и слаборазвитой страны при других одинаковых обстоятельствах не является одинаковым: первая находится в более выгодном положении.
С одной стороны, определенное ГП является результатом предшествующего развития государства, с другой — оно очень сильно влияет на дальнейшее развитие всех его сторон — экономическую, социальную, политическую и демографическую подсистемы. Поэтому в географии положение страны рассматривается как важный фактор ее перспективного развития и функционирования. Например, приморское положение Франции, ее выход к Средиземному морю и Атлантическому океану было благоприятным фактором развития промышленного производства на дешевом заморском сырье, стимулировало колониальную политику вне Европы.
С точки зрения топологии ГП может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей имеет государ
Политико-географическое положение государства и его территория
Территория важна для государства как геополитический ресурс, поэтому страны борются за обладание различными землями. Для оценки значимости территории как геополитического ресурса используются как количественные (размеры территории), так и качественные (географическое положение, природные ресурсы) характеристики. Стратегически важными обычно становятся территории, обладающие:
б) природными ресурсами, особенно такими, как нефть, драгоценные металлы, алмазы, уран.
Отправной точкой политико-географического исследования государства является анализ его географического положения, которое оценивается с точки зрения его выгодности. Заметим, что географическое положение государства, как и любого другого объекта, можно оценивать по формальному критерию, т.е. через широту и долготу его крайних точек. Но в политической географии более важна качественная оценка географического положения, т.е. его стратегических преимуществ и недостатков.
Отсутствие выхода к морю часто порождает зависимость “запертой” страны от соседей. От этого мало страдают страны, входящие в интегрированные, стабильные макрорегиональные сообщества, как например, Австрия. В то же время в конфликтных регионах отсутствие выхода к морю ведет к упадку экономики страны. Так, Македония сильно пострадала в результате закрытия границы с Грецией, через которую в югославские времена республика осуществляла торговые связи (греческий порт Салоники очень активно использовался Югославией). В свою очередь, приморские страны, особенно те, чьи порты обслуживают “запертые” государства, получают большие геополитические преимущества (можно выделить роль таких портов, как Салоники, Бейра в Мозамбике, Лобиту в Анголе). Потеря выхода к морю может восприниматься очень болезненно (Боливия) и приводит к полной переориентации на порты одной из стран (отношения внутриконтинентальной Эфиопии и приморского Джибути, особенно после потери Эритреи). Таким образом, одни страны могут иметь географические преимущества над другими, если они контролируют выходы соседей во внешний мир. В современном мире, в котором открываются границы, и страны интегрируются друг с другом, значимость выхода к морю как геополитического ресурса упала. Однако в любом случае иметь выход к морю дешевле и спокойнее, чем не иметь.
Свои проблемы имеют островные государства. Принято считать, что таким государствам проще обеспечивать свою безопасность, чем пользовалась Англия, которую как бы не касались войны, разворачивавшиеся на континенте (геостратегией Британии стало поддержание баланса сил в континентальной Европе). Можно вспомнить, как Тайвань стал убежищем для бежавших из континентального Китая гоминьдановцев и де-факто превратился в независимое государство. С другой стороны, островитянам в силу своей географической обособленности бывает сложнее налаживать свои внешние связи, хотя этот недостаток не всегда очевиден, поскольку островные государства часто располагаются на торговых путях.
При оценке политико-географического положения государства анализируются не только выход к морю, расположение на важных торговых путях, анклавное, полуанклавное или островное положение. Необходим учет таких параметров, как:
б) коммуникации, связывающие государство с соседями,
В политической географии особое место уделяется анализу особенностей государственной территории, таких как размеры и морфология.
Однако проведение имперской политики поставило ее авторов перед сложными проблемами. Во-первых, это проблема эффективного использования территории, иначе значительная часть государства превращается в заброшенную глубинку, у государства просто нет сил, чтобы освоить свои пространства (проблема, знакомая из российского опыта). Во-вторых, это проблема природных ограничителей, которые не позволяют эффективно использовать территорию, поскольку она не пригодна для жизни (Россия, Бразилия, Канада, США). В-третьих, это проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство рано или поздно разваливается, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма (судьба СССР).
Поэтому проблема неудобства распределения государственной территории исследуется в политической географии. Возможны следующие случаи:
а) государство “неправильной” формы. В качестве примера можно привести Хорватию, форма которой напоминает подкову, но только ее стороны сходятся под острым углом. Восстание сербов, проживающих как раз в месте схождения двух частей Хорватии, буквально разрезало страну на две части, и доступ в Далмацию некоторое время был возможен только по морю. Говорят и о т.н. “вытянутых” («шнурочных») государствах, которые протянулись вдоль побережья на многие сотни километров (Чили, Норвегия, Вьетнам).
б) фрагментированное государство (например, государство-архипелаг, “разбросанное” между множеством островов). Примерами служат Индонезия, Филиппины. В таком государстве существуют особые проблемы управления и обороны, на отдельных островах легко может развиться сепаратизм (в Индонезии сепаратистское движение существовало на Молуккских островах, на Филиппинах основные проблемы связаны с крупным островом Минданао на южной окраине государства). Некоторые “разбросанные” государства оказываются нежизнеспособными, например, Пакистан, который в 1947-71 гг. состоял из двух частей, удаленных одна от другой на полторы тысячи километров. Государство было выделено после распада Британской Индии по конфессиональному признаку, но его географические диспропорции (большинство населения проживало в Восточном Пакистане, а правящая элита происходила из Западного Пакистана) стимулировали распад, в результате которого выделился независимый Бангладеш, бывший Восточный Пакистан. В то же время “двойная” Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан, без особых проблем сохраняет свою территориальную целостность.
г) государство, имеющее на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд. В таких странах усиливаются автономизм, обособленность территорий. Так, во время вооруженных конфликтов в Таджикистане расположенный в Памирских горах Бадахшан был фактически отделен от остальной территории страны (тем более, что снабжение этой территории с советских времен велось из киргизского Оша, связь с которым надежнее, чем с западными районами Таджикистана). В некоторых случаях возрастает внешняя зависимость государства. Так, основной путь в Ферганскую долину Узбекистана проходит не через Кураминский хребет, а по территории Таджикистана через Ленинабад (Ходжент).
Что значит пгп в географии
Сначала приведем определение географического положения.
Есть различие в значении терминов «географическое положение» и «местоположение». Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.
Свойствами ГП являются:
• детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;
Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к «мирового перекрестка», каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.
Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.
Политико-географическое (геополитическое) положение
Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).
Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.
Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.[16]
Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.
Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.
Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.
Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)
Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.
Другие статьи по теме
Политико-географическое положение
Географическое положение (ГП) — это одна из фундаментальных категорий географической науки. Оно представляет собой пространственное (в границах земной поверхности) отношение определенного объекта (страны, города, горного массива, природной территориальной системы и тому подобное) к географическим данным которые могут иметь на него существенное влияние.
ГП является сложной категорией. Оно всегда индивидуализирует географический объект. В ГП отображается такая его черта, как позиционность. В мире нет двух объектов, например, государств, которые бы имели одинаковое ГП. Следовательно, ГП — это всегда свойство объекта. Одновременно в нем отображается его отношение к другим объектам и территориальным системам. Словом, ГП зависит как от самого объекта, положение которого определяем, так и от того окружения, которое взаимодействует с ним.
Поэтому в географии положение страны рассматривается как важный фактор ее перспективного развития и функционирования.
Обычно различают несколько видов положения страны: политико-, економико-, социально-, природно-, еколого- и математико-географическое положение. Например, Украина расположена в лесостепной и степной зонах северного полушария). Аналогично определяются другие виды географического положения.
Политико-географическое положение (ПГП) государства — это его геопространственное отношение к политическим данным, которые находятся вне него и имеют на него влияние. Это влияние может приобретать не только непосредственно политический характер. Например, положение Италии в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику, которая, в свою очередь, прямо и посредственно определяет характер политических процессов в этой стране. Временами употребляется понятие геополитическое положение (ГПП). Оно, в свою очередь, отображает влияние на политические процессы и структуры государства не только внешней политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем.
ПГП страны имеет свойство историчности: оно зависит как от изменения ее экономического, социального, политического, военного потенциалов, так и от изменения геополитического окружения. Однако оно имеет и большой момент инерционности. Суть этого свойства заключается в том, что для самих «субъектов» ГП — государства и ее геополитического окружения — характерные черты стойкости, сохранение многих предыдущих качеств. Даже, скажем, когда за короткое время изменился политический статус Украины (в 1991 г. она стала независимой) и политический статус ее окружения (крах тоталитарных режимов в государствах-соседях), однако соседство с Россией, Беларусью, Польшей не изменилось. Оно лишь приобрело новые черты — стало действительно межгосударственным.
С точки зрения топологии ГП может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей у государства, тем центральней ее положение. Имеется много теоретически-графовых способов определения меры центральности. Черты центральности и периферийности ГП очень часто связывают с категориями его выгодности и невыгодности. Как правило, центральное положение является выгоднее, чем периферийное. Но во внимание следует брать конкретную ситуацию.
Наконец, с точки зрения масштаба ГП разделяют на глобальное, региональное и соседское. Для Украины региональное ПГП — это ее принадлежность к евразийской геополитической системе. Соседское положение предусматривает отношения с государствами, которые граничат с данной страной. Говорят о соседях первого и второго порядка. Непосредственные соседи — это соседи первого порядка, а соседи соседей образуют соседей второго порядка. Чем больше соседей имеет определенная страна, тем при других равных условиях выгоднее ее ПГП. Это предоставляет данной стране много «степеней свободы» в выборе близких внешнеполитических и экономических партнеров.
Глобальное ПГП Украины характеризуется многими особенностями. Это выплывает прежде всего из чрезвычайного разнообразия и сложности политико-географической ситуации в современном мире, наличия глобальных политико- и економико-географических структур, новых тенденций мирового развития, глобального распределения политических и экономических интересов, противоречий и сил.
В мире сейчас насчитывается свыше 190 самостоятельных государств большинство из них входит в демократическую межгосударственную структуру — Организацию Объединенных Наций (существует с 1945 г.), Украина была одним из основателей этого политического содружества и сотрудничает с ним до сих пор (рис. 8).
Украина размещена в северном полушарии, в умеренной зоне, в которой развивалась современная человеческая цивилизация. Именно здесь возникли все формы геополитических формирований и структур: империи с метрополиями, колониями и другими формами политической зависимости, самостоятельные государства монархического, теократического, республиканского, федерального или унитарного статусов. Украина как составной элемент мирового универсума прошла на разных этапах своего исторического развития чуть ли не все формы политического существования. Была она и монархией (Киевская Русь), и колонией Российской, Польской и османской империй, была (Казацкое государство — Запорожье) и является теперь республикой.
Второй чертой глобального ПГП Украины имеется то, что большое влияние на него имеет ее расположение, в глобальном поясе наивысшего политического и социально-экономического развития. Этот пояс определяется широтной полосой, которая оперирует все северное полушарие. Украина размещена в центральной части этой полосы. Одновременно она расположена в восточном секторе северного полушария на Евразийском континенте, где находится наибольшее количество государств названной глобальной широтной полосы (в западном секторе лишь США и Канада). В мировом масштабе на высокоразвитые страны северного полушария (умеренная и частично субтропическая природные зоны — колыбели современной цивилизации) приходится население 750 млн. чел. (15%), производства валового национального продукта — 16,3 трлн. дол. (78,8%).
Рис. 8. Положение Украины в мире
Глобальное положение Украины относительно США — главного ядра мировой силы и демократии, наибольшей и самой могучей страны земного шара, — имеет ряд особенностей.
Во-первых, США (как и Япония) являются наиболее отдаленные от нашего государства (расстояние от Киева до Вашингтона и Токио достигает почти 8 тыс.км). Это создает большие коммуникационные трудности. Связи с этими странами возможны лишь с использованием морского (через Атлантический океан с США и Индийский и Тихий океаны с Японией) или воздушного транспорта. В Японию, правда, можно попасть и с помощью сухопутного транспорта через территорию России.
Во-вторых, в результате интенсивной экспансии американского и японского капитала чуть ли не во все страны мира, создания транснациональных компаний с ведущей ролью капиталов этих государств расстояния реально сокращаются. Следует также учитывать, что американские военные базы в Италии, Турции и Греции находятся в непосредственной близости от Украины.
В-третьих, положение Украины относительно США необходимо рассматривать не только как геопросторное отношение, но и сквозь призму интересов украинской диаспоры, которая является частью глобального украинства. Именно в США и в соседней с ними Канаде проживает наибольшее количество украинцев в Западном полушарии (1 млн. в США, 600 тыс. в Канаде). Они, как этнические украинцы, является гражданами этих стран, но в большинстве имеют сентиментальные, социальные, экономические и информационные связи со своей исторической Родиной, их голоса существенно влияют на результаты выборов Президента США. Этнические украинцы владеют значительным капиталом, занимают высокие государственные и общественные должности. Например, генерал-губернатором Канады является этнический украинец Роман Гнатишин, а послом США в Украине был Роман Попадюк. Все это в большой мере сближает США и Канаду с Украиной.
Наконец, в глобальном ПГП Украины во внимание следует брать ее пространственное отношение к большому массиву так называемых стран третьего мира. В общем это страны субтропических и экваториальных зон. Страны третьего мира являются огромной глобальной зоной политической нестабильности. В большой мере это связано с недавним колониальным прошлым, начальными этапами становления их государственной независимости. В частности, в Африке и Азии границы теперешних государств унаследованы от прежних колоний, которые часто не отвечает этническому составу населения и является причиной напряженности, конфликтов и войн и вносят значительную непредсказуемость в геополитические процессы стран «третьего мира» в целом.
Одновременно эти страны находятся в большой экономической и политической зависимости от высокоразвитых стран Америки, Европы и Азии (Японии).
Большинство стран «третьего мира» имеет специфическую демографическую обстановку — быстрый прирост населения, что опережает темпы экономического развития. В свою очередь, это ведет к нарастанию социальной, а следовательно, политической напряженности как внутри отдельных стран «третьего мира», так и между ними и высокоразвитыми странами, к которым принадлежит Украина. Поэтому без учета этой ситуации невозможно определить и глобальное геополитическое положение Украины относительно стран данной группы.
Следует иметь в виду также глобализацию мусульманского фактора. Это касается политических аспектов мусульманского фундаментализма, укрепление военно-политического могущества стран, у которых этот фактор играет ведущую роль (Иран, Ирак, Пакистан) и тому подобное. В Украине глобальное мусульманство имеет потенциальные условия распространения через Крым (татарское население конфессиональное является мусульманским). В будущем глобализации мусульманства будет способствовать сосредоточение во многих странах Ближнего и Среднего Востока нефтодолларов и их экспансия в Европу, в т. ч. и в Украину, со всеми позитивными и негативными последствиями.
Евразийский континент был первой на Земле лабораторией государственного формирования. Здесь развивались все формы государств, которые когда-либо существовали или теперь существуют в мире. Первые государства появились на Ближнем и Среднем Востоке 7-5 тыс. лет тому назад. Это были древний Египет (5 тыс. лет до н.э.), Ассирия и Вавилония (2 тыс. лет до н.э.), государство ареев в Пенджабе (3 тыс. лет до н.э.).
Украина находится сравнительно близко к этому глобальному и региональному ядру исторической государственно-политической организации человечества. Не случайно первые государственные образования на территории Украины возникли в южной ее части — на черноморском побережье. Это были города-колонии (полисы) древней Греции (VII ст. до н.э.) — Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей.
Система государств Евразии характеризуется чрезвычайно большой контрастностью.
Рис. 9. Положения Украины в Европе
Украина принадлежит к большим государствам Евразии. Она непосредственно граничит со страной-гигантом Россией, ее соседом второго порядка является Китай, а третьего — Индия.
За географическим положением все страны Евразии делятся на две группы: морские и континентальные. Количественно преобладает первая группа. В историческом развитии каждая страна старалась добыть доступ к морю. Это прежде всего экономическая необходимость, которая дает государству возможность непосредственного и беспрепятственного доступа к другим морским и частично континентальным странам. При других равных условиях наилучшее положение имеют приморские государства. Украина принадлежит именно к такой группе.
Континентальных государств в Европе немного— это Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Люксембург и некоторые государства-карлики. В свою очередь, некоторые континентальные государства, например Австрия или Швейцария, которые находятся в узлах международных коммуникаций, имеют выгодное геоположение по сравнению с другими континентальными государствами.
Рис. 10. Граф Украина в системе стран Евразии
Теоретическо-графовый анализ сети евроазиатской геополитической системы (рис. 10) свидетельствует:
1) точками соединения первого порядка является Россия, Турция и Греция (если их убрать, то граф распадется на два подграфа — «европейский» и «азиатский»). Это означает, что по линии Россия — Черное море — Восток Средиземного моря (Турция — Греция), или: Россия — Ближний Восток лежит главная геополитическая ось Евразии. Пока еще большой исторической бедой, чем счастьем Украины, было ее положение на этой оси (это касается также и Молдовы, Румынии, Болгарии, Грузии): недаром узлами наркомафии стали Россия и Турция. На востоке Евразии «точкой соединения» является Малайзия, на юге — Саудовская Аравия, на западе — Франция;
2) другой большой геополитической осью является линия «Индия — Китай». Если убрать на схеме точки «Китай» и «Индия», то восточный граф распадется еще на два подграфа. Украина находится вдалеке от этой геополитической оси;
3) наибольшей центральностью на графе характеризуются те вершины («страны»), у которых выходит больше всего ребер (линий соединения вершин). Это, в частности, Китай (14 соседей) и Россия (12), далее идут Франция (9), ФРГ, Австрия, Саудовская Аравия, Индия (8), Венгрия, Украина (7). Согласно с индексом Бавелаша, центральной является вершина «9» (суммарное количество ребер от нее ко всем другим является наименьшим). Вершина «Украина» находится близко к центру графа;
4) связность графа, которая определяется по формуле (Е – V + G) и (2V-5)= 0,4 (где Е — количество ребер; V — количество вершин; G — количество компонент связанности; 2V-5 — максимально возможное количество треугольников; E-V+G — фактическое количество треугольников). Следовательно, фактически евразийская система является малосвязанной ;
5) длина диаметра графа, то есть кратчайшее расстояние — количество ребер между наиболее отдаленными вершинами, равняется 11. Диаметр проходит по таким странам: Португалия (другой вариант — Ирландия) — Франция — Германия — Польша — Украина — Россия — Китай — Бирма — Таиланд — Малайзия — Сингапур. Следовательно, Украина лежит на евразийском.
Евразийская система стран характеризуется большой динамикой. В частности, здесь в последнее десятилетие наблюдаются такие процессы:
а) дезинтеграция некоторых федеральных государств и образования новых самостоятельных стран. В частности, в результате распада советской империи возникли 15, на основе распада Югославии — пять, раздела Чехо-Словакии — два государства.
6) одновременно некоторые (после Второй мировой войны) разделенные страны объединились (ФРГ и ГДР, Северный и Южный Вьетнам).
Дезинтеграционные и интеграционные процессы будут продолжаться и в будущем. Так, не исключено, что на территории России еще появится несколько самостоятельных государств (особенно на Поволжье, Северном Кавказе, Сибири), очевидно, дезинтегрируется Китай, Индия, Ирак. Рано или поздно на границе Ирака, Ирана и Турции образуется независимое государство Курдистан, а в северной части Индии — Халистан и тому подобное.
В Евразии сохранились и рудименты колониализма. Это преимущественно небольшие зависимые территории на окраинах континента: Гибралтар (принадлежит Великобритании), Массау (во владении Португалии). По существу, все автономные республики Северного Кавказа являются колониальными рудиментами России.
По роли этносов и государственного формирования все государства Евразии делятся на моно- и полинациональные. Такие страны, как Германия, Венгрия, Чехия и Узбекистан, являются мононациональными государствами.
Фактически очень мало существует государств, границы которых совпадали бы с этническими границами. Так, этнические территории государства Беларусь находятся в Литве и России, этнические украинские границы заходят на территорию Польши, Словакии, Беларуси и Молдовы, тогда как на территорию Украины заходят границы румынского, молдавского и венгерского этносов.
Характерной политико-географической чертой Евразии является наличие здесь оригинальной нации — арабской, которая образует ряд самостоятельных государств, которые нередко конфликтуют между собой. Вместе с тем именно в Евразии, точнее на Ближнем Востоке, существует уникальная мононациональная страна Израиль, этнос которой — евреи — в основной массе живут в диаспоре (вне ее границ).
Наконец, на Евразийском материке существуют государства чрезвычайно разного политического статуса. Наиболее распространенным является республиканский тип государства с унитарным административным укладом (принадлежит Украина).
Изменение регионального политико-географического положения Украины в большой мере определяется направлением международных евразийских геополитических осей, которые пересекали ее территорию в разные эпохи. Анализ историко-географических данных свидетельствует, что можно выделить две главные геополитические оси: северно-южную (меридиональную) и западно-восточную (широтную). Нередко они образовывали своеобразный крест, центром которого была Украина. Этот крест имеет свои «полюса» и «центр».
Именно исторически первой была меридиональная полуось от древней Греции на северочерноморское побережье и вглубь Украины (VII-VI ст. до н.э.). Украинская территория была тогда северной окраиной средиземноморской цивилизации. Именно на этой окраине возникли первые формы украинской государственности. На изменение меридиональной (древнегреческой) полуоси в V ст. до н.э. появилась новая, восточная полуось. Назовем ее скифской, или степной. Это было начало большой восточно-западной Евразийской оси, которая в последующие периоды несла на себе идеи и реалии восточных деспотий. Скифы-кочевники поработили коренное староукраинское земледельческое население и, по существу, отрезали его от источников культуры Средиземноморья. В III ст. до н.э. эта геополитическая полуось постепенно исчезает.
С появлением на юге Европы Римской империи (I ст. до н.э.) наблюдается частичное возобновление соответственно южного и северного луча меридиональных полуосей. Какого-то существенного влияния на политические и геокультурные процессы Украины эти полуоси не имели. В более поздние времена после распада Римской империи (IV ст. н. е.) опять частично возрождается широтная азиатская полуось. Это проявилось в большом переселении восточных народов (гунни, хозары, половцы), которые прошли югом Украины и частично осели здесь.
Первой большой геополитической осью, которую пересекли территорию Украины в меридиональном направлении, стала линия «варяги-греки» (с IX ст.). Она проходила от Скандинавии через Прибалтику к Черному морю. Северная часть оси несла идеи и реалии государственности, воинственности и завоевательства (походы князя Святослава). Южная полуось шла из Византии (Царгород) на Балканы и Черное море и дальше на Киев. Украина тогда была чрезвычайная активной составной частью и центральным звеном данной оси. Геополитическим ядром самой же Украины выступало Киевское Приднепровье.
В XIII ст. под давлением степного Востока опять возрождается восточная полуось. Походы Чингиз-хана, Батыя, а затем Тамерлана окончательно разрушили Старокиевское государство. Исчезает вся меридиональная геополитическая ось. Северная ее полуось постепенно вращается против часовой стрелки на запад. Сначала она становится «литовско-украинской», когда в XIV ст. почти вся Украина вошла в состав Большого Княжества Литовского, а во второй половине XVI ст. (в 1569 г.) — «польско-украинской», то есть уже западной полуосью. Во второй половине XIII ст. — первой половине XIV ст. геополитический центр Украины переместился из Приднепровья в Галичину и западную Волынь.
После трехкратного деления Руси Посполитой (1772г., 1793 г., 1795 г.), когда украинские земли были оккупированы Австрийской (с 1867 г. — Австро-венгерской) и Российской империями, а османская империя была устранена Россией из причерноморско-азовского побережья, четко сформировалась мощная широтная геополитическая ось — «германско-российская». На восточном ее луче было окончательно уничтожены все признаки украинской государственности (уничтожение в 1775 г. Запорожской Сечи). Во второй раз за историю Украины ее геополитический центр смещается в Галичину (особенно после революции 1848-1849 гг.), где существовали некоторые черты парламентаризма и федерализма.
В XX ст. Украина осталась на больших евразийских геополитических осях Запад — Восток (Западная Европа — Россия) и Север — Юг (Россия — Средиземноморье или Ближний Восток). В 1917-1920 гг. она стала активным государственно-созидательным ядром (центром) на этих осях. Усилиями Восточного (Москва) и Западного (Варшава, страны Антанты) полюсов широтной оси эта государственность была ликвидирована, а в более поздние годы сделано все, чтобы ослабить стремление к ее возрождению (большевистские голодоморы 30-х годов и массовое выселение населения западных областей в послевоенный период, польские пацификации в межвоенный период и тому подобное). Когда же в 30-х годах западный полюс этой геооси сместился в нацистскую Германию, Украина окончательно очутилась между двумя жестокими империалистическими режимами — национал-социалистическим (Третий рейх) и коммуно-большевистским (коммунистическая Россия).
Однако и теперь уже самостоятельная Украина находится на большой широтной евразийской геополитической оси, полюсами которой является Европа и Россия. Постепенно возрождается традиционная меридиональная Балтийско-Понтийская ось. Геополитическим ядром на пересечении этих региональных осей и активным их компонентом становится Украина.
Еще одна компонента регионального ПГП Украины — ее пространственное отношение к государствам Балтики, то есть к странам Скандинавии (Швеции, Финляндии и Норвегии) и прибалтийским республикам прежнего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии). Это положение имеет свои исторические особенности.
Были попытки военно-политической ориентации на Скандинавию (гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа и союз последнего с шведским королем Карлом XII). Может, это внешний признак, но цвета государственных флагов Украины и Швеции одинаковые — синий и желтый.
Наличие общих экономических, политических, экологических и культурных интересов между балтийскими государствами и Украиной является важной основой формирования Балтийско-черноморского содружества независимых стран.
Соседское ПГП Украины — это ее геопросторное отношение к соседям первого и второго порядков. Соседями могут быть отдельные государства, их группы, системы и блоки и тому подобное.
Украина имеет семь сухопутных соседей первого порядка. Это Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Молдова (из них первые четыре — славянские страны), и трех морских соседей: Болгария, Турция, Грузия. Одновременно Румыния и Россия является частично морскими соседями, поскольку они имеют с Украиной и морские границы. Сухопутные соседи образуют восточный, северный, западный, юго-западный сектора, а морские — южный сектор. До недавнего времени большинство из них (кроме Турции) входило в т. зв. мировую социалистическую систему, образовывали во главе с СССР «ядро» этой системы и основу военного Варшавского блока. Украина была важным опорным каркасом этого блока на юге и почти прилегала к восточному флангу другого блока — Северно-атлантического.
Большое количество соседей первого порядка — это позитивная сторона ПГП Украины. Вследствие этого она имеет много вариантов внешнеполитических отношений, а также возможность выхода во внешний свет, невзирая на непредсказуемые осложнения отношений с одним или даже несколькими из них.
В современном и в прошлом соседском ПГП Украины наибольшую роль играли и играют три больших государства — Россия, Польша и Турция. Когда-то это были могучие империи, которые боролись между собой за владение Украиной и господство на Черном море. Эта борьба всегда имела захватнический характер, что приводило к войнам, которые постоянно обескровливали как их, так и Украину.
В наше время наиболее существенным в ПГП Украины является ее соседство с Россией. Это связанное с такими факторами:
1) длина границы Украины с этим государством является наибольшей — 2484 км (38,1% сухопутной границы Украины). Россия — самый могучий в экономическом и военно-политическом отношении сосед Украины. Ее роль не только соседская, она влияет также на региональное и глобальное положение Украины;
2) одна из традиционных геополитических ориентаций России — южная — пролегала из Москвы через территорию Украины на Ближний Восток, в частности в направлении Константинополя. Отсюда постоянная борьба России за выход к Черному морю;
3) стремление России укрепиться на Черном море путем присоединения к себе Крыма — составной государственной территории Украины;
4) наличие в Украине большого количества российского населения (по данным переписи 1989 г., около 12 млн. чел.;
5) близость главного политического центра России — ее столицы Москвы — как в Украины в целом, так и к ее столице Киева (приблизительно 600 км);
6) этнические земли России — междуречье Волги и Оки — в начале формирования украинской государственности входили в состав Киевской Руси, были ее северо-восточной («национальной») окраиной. В более поздние времена Украина сама превратилась в окраину Российской империи и стала существенным фактором ее выживания. С целью закрепления этого господства официальные круги произвели пропагандистские стереотипы «старшего» и «младшего» брата, «единого пространства», «единого народа», слияния языков, культур и т.п. Все это не могло не повлиять на менталитет российского народа и прививания ему имперских черт, пренебрежительного взгляда на другие народы; в украинском народе наоборот — утверждались черты «малороссийства», «лицемерной покорности» (И. Франко);
7) в непосредственной близости от Украины находится мощный экономический и военно-политический потенциал России — промышленный Центр, Поволжье, Урал, хорошо сформированная система сухопутных (железные дороги), водных (Волго-донской канал, Черное море) и воздушных путей с соответствующей инфраструктурой, которые могут быть использованы как на пользу Украине, так и против нее;
8) часть этнических территорий Украины (Кубань, Слобожанщина) находятся на территории Российского государства. Это требует укрепления дружеских отношений между Украиной и Россией, но может быть причиной заострения отношений между ними.
Много из этих особенностей ПГП Украины относительно России могут иметь и позитивное, и негативное значение для нашего государства. Это объективная реальность долговременного действия, которую нужно учитывать как в тактическом, так и в стратегическом аспектах.
Соседство с Польшей определяет одно из приоритетных направлений внешних отношений Украины. Оно характеризуется такими чертами:
2) современная Польша среди соседей Украины занимает второе место после России по территории (312,7 тыс. км ), а также по демографическим (38 млн. чел.) и экономическим потенциалам;
3) в Украине, особенно в подольских (Винницкая, Хмельницкая) и Полесских (Житомирская) областях, проживает значительное количество этнических поляков (по данным переписи 1989 г. — 219 тыс. чел.), а в Польше — соответственно большое количество украинцев (свыше 500 тыс. чел.), которые преимущественно насильственно высланы из этнических украинских земель — Лемкивщини, Надсяння, Холмщини и Пидляшя. И одни и вторые проявляют закономерный интерес к своей исторической Родине, а переселенные из Украины поляки и выселенные из восточной Польши украинцы заинтересованы в установлении контактов с отчей землей;
4) среди всех соседей Польша больше всего представляет для Украины «Запад»: значительная часть инноваций в сфере современной культуры, политики и экономики идет из Европы в Украину через Польшу, частично трансформируясь в ней. Польша является главными воротами Украины в Европу. Одновременно пути входа Польши в «европейский дом», в европейские структуры (в 1999 г. Польша стала членом НАТО) является своего рода моделью входа туда Украины;
5) вплоть до пятидесятых годов официальные власти Польши вели относительно Украины экспансивную политику. Государственные доктрины прежней Польши — это вариант тевтонской идеологии «дранг нах остен», а геополитическая ось «от можа и к можа», сведенная в ранг государственной политики, приводила к порабощению Украины и уничтожению ее государственности. Освободительные войны украинского народа (Хмельницкий, УГА, УПА) не были борьбой с поляками, а борьбой за Украину.
Специфическое ПГП Украины относительно Турции, которая размешана на малоазиатском субматерике и отделена от нашего государства Черным морем. Длительное время это море не раз становилось поводом к кровавым конфликтам между многими странами. Через Черное море Украина имеет единственный водный выход в средиземноморский бассейн. Поэтому «турецкий фактор»- ПГП для Украины чрезвычайно существенен. Следует отметить, что Турция — это единственный сосед Украины, который развивался последние пятьдесят лет капиталистическим путем и достиг значительных успехов. К вниманию нужно брать и тот факт, что в Турции размещенны военные базы НАТО. В последние годы Украина вместе с Турцией и некоторыми другими прибрежными государствами образовали Черноморскую экономическую ассоциацию стран, что очень улучшило економико- и политико-географическое положение нашего государства.
Другая романская страна — Молдова — граничит с Украиной с юго- запада. Ее граница с Украиной даже длиннее (1194 км), чем граница Румынии с нашим государством. Не имея прямого выхода к морю, Молдова пользуется территорией Украины, хоть у нее всегда имеется запасной вариант — иметь этот выход через Румынию.
Еще две страны — соседи первого порядка, важные в определении ПГП Украины — Венгрия и Словакия. Они являются юго-западным выходом Украины в Европу, в частности на Адриатику.
До недавнего времени Словакия входила в состав федерального государства Чехословакии. И именно через ее территорию Украина имела прямой выход к Германии. Теперь же с образованием Чехии возник дополнительный барьер на этом пути. Позитивным в отношениях со Словакией является проживание в ней около четырех десятков тысяч украинцев-русинов (южная Лемкивщина). Это есть важным условием стабильности и безопасности украинско-словацкого соседства.
Другое соседнее государство — Венгрия — граничит исключительно с Закарпатской областью. Именно юго-западная часть области южнее линии Ужгород—Берегово—Виноградов с территорией со смешанным украинско-венгерским населением, в которой для венгров созданны все условия для нормальной национальной жизни (школа, церковь, заведения культуры, пресса, телевидение и тому подобное). Венгрия была в первой тройке стран, которые признали государственную независимость Украины. Она, как и Украина, заинтересована во взаимных добрососедских отношениях.
В ПГП относительно соседей второго порядка важными есть такие особенности:
1) четко определить всех соседей второго порядка тяжело. Например, если Черное море считать границей, то Грузия является соседом первого порядка, а если определить соседство по суше, она уже не непосредственный, а посредственный сосед;
2) среди «соседей соседей» имеются страны очень близкие за расстоянием, как Чехия и Австрия, и чрезвычайно далекие (Монголия или Северная Корея), влияние которых на ПГП Украины почти не чувствуется;
3) некоторые соседи второго порядка определяют не столько соседское, сколько региональное ПГП Украины. Это касается в первую очередь Германии и Китая;
4) на количество и отдаленность соседей второго порядка большое влияние имеет Россия и особенно обширность и вытянутость ее территории. Вследствие этого Украина не имеет, кроме нее соседей на севере, северном востоке и востоке.
Среди соседей второго порядка, кроме уже названных, например, Германии, следует особенно выделить Австрию, Чехию, Болгарию, Грузию и Казахстан. Две из них — Австрия и Чехия — центральноевропейские страны, прежние составляющие Австро-Венгрии, с которыми особенно тесные историко-культурные связи имеет Западная Украина. Две другие страны — Болгария и Грузия — причерноморские, по существу, с непосредственными соседями, ибо между ними и Украиной нет никаких территориальных барьеров для отношений. Однако существуют проблемы общего использования рекреационного потенциала, портовой инфраструктуры и тому подобное.
Наконец. Казахстан — молодое государство, отдаленное от Украины большими пространствами России. Это страна большого будущего. Ее геопросторное отношение к Украине формируется под воздействием двух факторов:
а) в Казахстане проживает много украинцев (896 тыс. чел. в 1999 г.). которые сюда переехали сравнительно недавно (депортация, переселение на целину), поселились преимущественно в северной степной зоне и еще не все адаптировались (следовательно, часть из них может опять вернуться в Украину);
б) Казахстан богатый на ископаемые ресурсы, особенно руды цветных и редкоземельных металлов, а в них нуждается индустрия Украины. Поэтому Украина заинтересована, чтоб ее отношения с этим государством были наилучшие.
Подытоживая, можно сделать вывод: современное ПГП Украины является сложным. Оно имеет много благоприятных черт, но ряд признаков характеризуют его негативные стороны. В первую очередь это зависит не столько от особенностей соседей, сколько от слабости молодого Украинского государства как политического и государственного организма.
Границы
Граница в географии — это четко определенная линия на земной поверхности, которая отделяет, одни явления от других. Если это явления природные, то имеем природные границы (например, между морем и сушей, материком и океаном); в том случае, когда явления общественное, то границы экономические (между экономическими районами); этнические (между нациями); наконец, когда явления государственно-политические, между ними существуют государственные (политические, политико-административные) границы. Государственные границы закрепляются международными соглашениями (делимитация) и четко определяются на местности (демаркация). Согласно с международным правом, такие границы являются неприкосновенными. Правовой статус государственной границы регулируется специальным законом.
Государственная граница — это не только линия на земной поверхности. Это также воображаемая вертикальная плоскость, которая проходит через эту линию в воздушном пространстве и в земных недрах. Именно такая плоскость отделяет территорию одного государства от территории других государств и открытых морей. Границы разделяются на сухопутные и морские (за природными особенностями), прямолинейные и извилистые (за морфологией), колониальные, послевоенные » воссоединяет» (установлены в результате воссоединения земель определенного народа), компенсационные (установлены в результате обмена территориями между соседними государствами), возобновленные, навязанные в одностороннем порядке более сильным соседом; установлены односторонним актом без сопротивления соседа (за историческими условиями и последовательностью возникновения). Наконец, за признаком легитимности (законности) все государственные границы делятся на договорные и недоговорные.
Любая граница, в т.ч. и государственная, имеет две основные функции — разделительную (барьерную) и соединяющую (контактную). Она отделяет территорию одного государства от другого или одного народа от другого, задерживает коммуникационные потоки или возводит их в отдельные пункты (таможни, пограничные переходы и тому подобное). Очень часто между странами-соседями развиваются не только «отношения на общегосударственном уровне, но и пограничное сотрудничество. Оно особенно перспективно в случае взаимодействия двух дружеских соседних стран. В зависимости от степени выражения контактной функции границы могут быть прозрачны и непрозрачны.
Для Украины политико-географическое значение имеет два вида границ — государственные (ГГ) и границы украинской этнической территории (ГУЭТ), то есть территории, исторически всплошную заселенной украинцами. Уже отмечалось, что государственная территория в подавляющем большинстве находится внутри этнической. Поэтому ГГ за длиной меньше, чем ГУЭТ. Так, длина государственной сухопутной границы Украины составляет 6516 км. Поскольку ГГ есть демаркированой то она более извилиста. Особенно большие отклонения ГГ от ГУЭТ на западе, северном западе, востоке и юго-востоке.
Если бы территория Украины имела вид круга, то при современной ее площади 603,7 тыс. км (государственная территория) и 747.6 тыс. км (этническая сплошная территория) длина границы составляла бы соответственно 2754 и 3065 км. То есть была бы в два-три раза короче от современной сухопутной границы.
Длина государственной границы имеет экономическое содержание. Чем более длинная граница, тем больше при других одинаковых условиях затраты на ее содержание, в частности на содержание пограничных войск и пограничной гражданской (таможенной) службы.
Кроме сухопутной, Украина имеет большую морскую границу. Ее длина к распаду СССР составляла 1053 км (теперь она длиннее, ибо морская граница идет по Азовскому морю, которое раньше считалось внутренним; пока еще делимитация этой границы не осуществлена). Если сухопутные границы соединяют Украину с семью странами, то морские — со всеми государствами мира, которые имеют выход к морям.
Морская граница является внешней границей территориальных вод, ширина которых, как известно, составляет 22,2 км (12 морских миль). В Украине она начинается от устья Дуная (точнее, на 22,2 км восточнее), идет на восток в направлении Одессы, дальше возвращает на восток к Красноперекопску, обходит юг Крыма, направляется серединой Керченского пролива к северу в Азовском море. Поскольку это море внутреннее, то, очевидно, морская граница между Украиной и Россией должна пройти от Керченского пролива по линии геометрического места точек равноудаленных от украинского (северного) и российского (восточного) берега Азовского моря в месте прилегания к морю сухопутной границы — западнее Таганрога. В состав Украины входит также о. Змеиный, расположенный неподалеку от устья Дуная.
Сухопутная государственная граница Украины начинается на западе на Черном (устье Дуная), а заканчивается на востоке на Азовском море. В обоих случаях начало и конец не совпадают с началом и концом ГУЭТ. На западе разница небольшая — приблизительно шестьдесят километров, на востоке — свыше двести.
Всю сухопутную границу Украины можно разделить на несколько участков: западную (включая юго- и северо-западную), северную и восточную (включая юго-восточную).
Западная Государственная граница установилась после Второй мировой войны и имеет самую сложную историю своего формирования. Она отмежевывает Украину от Румынии, Молдовы, Венгрии, Словакии, Польши и частично Беларуси. Эту границу можно условно разделить на три части: западную, северо-западную и юго-западную.
Государственная граница с Румынией и Молдовой была сформирована в 1940 p., когда Советский Союз аннексировал Бессарабию и Северную Буковину, а от Украины отрезал левобережное Приднистровье (Молдавскую АРСР) и передал его в состав Молдавской ССР. Закончилось формирование западной границы в 1945 г., когда к УССР было присоединено Закарпатье, в 1947 г.(подписанием соглашения с Румынией) и в 1951 г. (компенсационные изменения с Польшей).
Юго-западный участок ГГ тянется от устья Дуная к месту стыка украинской, румынской и венгерской границ (Закарпатская обл.). Длина 1802 км. Это граница с Румынией (дважды) и Молдовой. Она преимущественно не совпадает с ГУЭТ, особенно относительно Румынии. ГУЭТ является более извилистой, чем государственная граница. Местами, в частности на Буковине, ГУЭТ заходит далеко (приблизительно на 40 км) в государственные границы Румынии, и наоборот, румынские этнические земли подходят с юго-востока под Черновцы.
Юго-западная государственная граница начинается, как выше отмечалось, в Килийском устье Дуная, идет на запад вдоль этого устья и русла Дуная к г. Рени. Дальше она резко возвращается на северо-восток вплоть до северного конца Днестровского лимана и является юго-восточной границей Молдовы. До войны, когда Молдова была оккупирована Румынией, граница проходила в основном вдоль русла Днестра. Теперь она проходит восточнее этого русла и значительные украинские этнические территории очутились в составе Молдовы, особенно на северо-западе (район Бричани и Липкани). Эта граница только в отдельных местах идет вдоль природных рубежей (по Дунаю от устья к Рени и по Днестру от района г. Сорок в Молдове к Сокирян в Черновицкой обл.).
Собственно западная государственная граница начинается с места стыка ГГ трех государств — Украины, Венгрии, Румынии и заканчивается местом прилегания Львовско-волынского приграничья к ГГ. Эта граница окончательно установилась в послевоенный период на основе соглашений с Венгрией, Чехо-Словакией и Польшей.
С Венгрией и Словакией ГГ была делимитирована и демаркована в 1945 г. Относительно границы с Польшей, то здесь во время войны и после нее произошли существенные изменения. Установленная в 1959 г. ГГ проходила к югу вдоль р. Сян и включала в государственную территорию Украины Перемышль. Это была «воссоединительная граница». После войны (16 августа 1945 г.) она переместилась к востоку по т.зв. линии Керзона и несколько упростилась. В 1951 г. произошел компенсационный обмен между Украиной и Польшей. Польше было преданно район Нижних Устрик в Карпатах, в Украину отошло Забужье (западная часть Львовско-волынского бассейна, который начал тогда развиваться). Таким образом, нынешняя собственно западная государственная граница частично имеет компенсационный характер.
Вдоль всего венгерского участка ГУЭТ проходит на 20-30 км северо-западнее государственной границы, но уже на границе со Словакией (севернее Ужгорода) она углубляется на ее территорию (приблизительно на 150 км). Это южная граница словацкой Лемкивщины. Ее северная этническая граница идет уже по территории Польши из района Нового Санчу (родина выдающегося украинского географа профессора Владимира Кубиевича), возвращается круто к востоку и возле Ярослава приближается к государственной границе Украины. Дальше опять отходит от ГГ на северо-запад вдоль р. Сян к Лежайску и круто возвращается к востоку в районе Рави-русской на Львовщине, направляясь от Томашева к Грубешову в Польше и окончательно сближаясь с ГГ в районе Нововолынска.
Северо-западный участок западной границы протягивается от Нововолынска. Отсюда ГГ вплоть до границы с Беларусью идет вдоль р. Западный Буг. В районе польского г. Владави ГГ возвращается резко к востоку и заканчивается в месте прилегания к нему Ровенско-житомирской административной границы. Этот участок границы был установлен: между Украиной и Беларусью — в 1939 г., между Украиной и Польшею — в 1945 г. после т. зв. воссоединение западноукраинских и западнобелоруских земель. ГГ здесь тоже существенно отличается от ГУЭТ.
Граница украинской этнической территории в целом идет западнее ГГ на 20-30 км, а смешанной — на 40-60 км. Особенно большая разница на белорусском участке. Здесь ГГ начинается от с.Томашовки (приграничье Беларуси, Польши,Украины), а ГУЭТ — на 200 км севернее от юго-западного участка Гродненской обл. Беларуси, где она идет по течению г. Нарви, потом частично вдоль р. Ясельди на Берестейщине и выходит на р. Припять. Все западные границы были установлены под время и после Второй мировой войны и являются результатом кремлевского волюнтаризма, но белорусский участок — это результат особенного большевистского произвола.
Северная государственная граница Украины — это граница с Беларусью (восточный участок) и Россией. Через эту границу проходят связи с названными странами, а также государствами Балтии — Литвой, Латвией, Эстонией.
Северная ГГ была установлена в первые годы советской власти. Она существенно отклонялась к югу от границы Украинской Народной Республики (1918 p.), которая была близка к ГУЭТ. Особенно эта разница заметная в трех местах: во-первых, на наиболее западной части украинско-белорусской границы, где она проходит по р. Припять к Мозырю: во-вторых, на самой западной части украинско-российской границы, где эта граница охватывала Стародубщину и теперь в Брянской обл. России и резко возвращалась к югу к теперешней ГГ; в-третьих, на юге Курщины, юго-востоке Белгородщины и особенно на юге Воронежчины. По существу, вся северная Слобожанщина в результате «добровольности» в советское время очутилась в России.
Наконец, восточная государственная граница Украины — это лишь ее граница с Россией. Начинается она с места прилегания Воронежско-ростовского приграничья до ГГ Украины и заканчивается на Азовском море. Граница не совпадает с ГУЭТ, особенно в северной и южной своих частях. В средней части ее пересекает и входит вглубь Луганщины западная границя российских этнических земель. Совсем от ГГ отдалена ГУЭТ на Кубани, где она идет от нижнего течения Дона на р. Кубань, дальше к Краснодару и района г. Геленджика на Черном море.
Восточная граница была установлена в первые годы советской власти без всякого учета более справедливых границ УНР (она проходили ближе к ГУЭТ). Уже в 1924 г. она передвинулась к западу от Таганрога с тем, чтобы к России отошел Ростов-на-Дону. Граница между Украиной и Россией признана 29 ноября 1990 г. соглашением между этими государствами, но не делимитирована и демаркирована до настоящего времени.