Что значит пестушка кратко
Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек
Пестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.
Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.
Пестушка: определение жанра
» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.
Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.
Примеры пестушек
Когда ребенок просыпается, приговаривают:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.
На кота потягушки,
На дитя порастушки.
Распеленав ребёнка, пестуют:
Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.
Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!
Приговаривают, когда моют ребенка:
Когда ребенок гулит, приговаривают:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!
Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.
— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:
Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.
Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ребенка кормят:
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.
При ушибе ребёнка:
У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.
Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:
— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!
Говорят, когда ребенок плачет:
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.
Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.
Будешь плакать —
куплю лапоть!
***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.
Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.
Ласково обращаются к ребенку:
Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!
У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.
Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:
— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!
Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!
Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:
Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!
Учат поднимать ручки и головку кверху:
Галки, галки, галки,
На головушку!
Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:
Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.
Подбрасывая ребёнка, приговаривают:
Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.
***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Учат ребёнка прыгать или плясать:
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!
Что значит пестушка кратко
Очень часто рутинные занятия, повторяющиеся изо дня в день, утомляют родителей. Безусловно, можно пригласить на дом массажиста или прогуляться с малышом на массаж, но ничто не заменит маминых рук. Чтобы это приносило радость обоим, мы предлагаем делать зарядку с пестушками. Слово «пестушки» образовано от глагола «пестовать» – то есть нянчить, носить на руках, заниматься.
Пестушки – это короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком. И если колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка, то пестушка – в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша.
При пестовании чудесным образом соединяется тактильный и эмоциональный контакт со словом и передаваемым им эмоциональным образом. Самое важное, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней. Дети, не получившие этот опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к педагогам, обнимают мягкие игрушки и пр.
Начнем с общих движений
Малыш проснулся или, напротив, залежался и раскапризничался, а мы ему поможем, положим его на спинку, поймаем его взгляд глаза в глаза, улыбнемся и начнем зарядку. Погладим его вдоль всего тельца сверху вниз, приговаривая:
Потягунушки,
Потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).
Так в игре с мамой ребёнок впервые узнает о том, что у него есть ручки и ножки, и о том, зачем они ему нужны. Взрослый объясняет, что ручки – «хватунюшки», а ножки – «ходунюшки», что в роток – «говорок», а в головку – «разумок». Схватившись инстинктивно за ваши пальцы, малыш поймет, что это его ручки, если вы потяните их слегка к себе. Для становления осмысленного образа собственного тела очень важно, что в пестушках отдельные части тела называются и связываются с определенным местом на теле ребёнка.
Берем ручки малыша в свои и нежно разводим их широко в стороны и сводим, приговаривая: «Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А Ванечке – долга, долга, долга!». Сводим и разводим ручки столько раз, сколько это приятно и полезно ребенку. Поэтому мы успеем перечислить всех членов семьи, которых знает и любит малыш.
Эта очень простая пестушка на самом деле полна самыми разными смыслами и помогает развивать ребенка в самых разных областях.
Познавательное развитие. Действие разведения рук в стороны связывается с процессом измерения воображаемой длины холста, каждый размах рук сопровождается приговором «сажень». Старинная мера длины сажень равняется полному размаху рук взрослого человека. То есть ребенку дается знание и о мере длины, и о способе ее отмеривания.
Социально-коммуникативное развитие. В пестушке последовательно перечисляются все члены семьи ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка, братец, сестрица и даже крестные. Но отмеренную «сажень» ребёнок как бы раздаёт отцу, матери и другим членам семьи в благодарность за уход. Последовательное перечисление, именование всех родственников связано с действием одаривания. А это уже можно отнести к становлению начал нравственного поведения ребенка. А то, что остальное множество холста («долга, долга, долга») отдаётся ребёнку, вновь ставит его в смысловой центр семьи, а метод быстрого переключения внимания ребёнка (щекотка, смех) позволяет избежать прямого наставления.
Речевое развитие. Очевидно, что, если бы данные движения проходили в полной тишине или под счет, о речевом развитии речь бы не велась. Здесь же ребенок осваивает словарный запас, обогащая его словами, означающими меры длины и пр. Особое внимание необходимо уделить способам словообразования – уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие из которых значительно обогащают нашу речь.
Художественно-эстетическое развитие. Любая пестушка проговаривается ритмизировано, слегка нараспев, что влияет на развитие музыкальности ребенка.
И, наконец, физическое развитие, – та область, на которую, собственно, и направлены основные действия в этом упражнении.
Делая простейший массаж, взрослый приговаривает ритмические стишки, в которых действию даётся образное объяснение. Каждое действие сопрягается с образом. Например, при разведении и сведении ручек ребёнка приговаривают: «Лунь плывет, лунь плывет» или «Уточки, уточки плавали, плавали; полетели, полетели, на головушку сели». Ребёнок ещё не представляет себе ни луня, ни уточек, ни птичек, но его уже учат мыслить образами, соотносить себя, свои действия с природой, окружающим миром.
А мы начнем поклоны. Их можно делать в положении лежа на спинке с младенцами или стоя, с детьми постарше, на столе. Ребенка крепко прижимаем к себе, спиной к маминому животу, одной рукой фиксируем его ножки, и осторожно делаем поклоны, приговаривая:
Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Папе – поклон,
Маме – поклон,
Братцу – поклон,
Сестрице – поклон,
А нашему/нашей деточке – расти большой!
Если малыша нельзя пока ставить на ножки, то это упражнение выполняется как присаживание. Берем его за ручки и осторожно поднимаем до положения сидя и опускаем опять на спинку.
Теперь тянем холсты – сводим перекрестными движениями правую ножку с левой ручкой и наоборот, приговаривая:
Тяни холсты, потягивай!
В коробочку покладывай!
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни холсты на столешничек!
Если малыш уже сидит, то самое время слегка расслабиться.
Посадите малыша на подушку.
С этими словами завалите малыша и покачайте, поваляйте, чтобы он рассмеялся и расслабился.
Малыша, который осваивает переворачивание, тоже можно поддержать пестушкой.
Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевертушки!
Малыш лежит на спине. На первые две строки мы упираем и слегка подталкиваем ножки малыша, чтобы он почувствовал ладонь взрослого. На третьей строке – «Перевертушки!», заводим правую ножку над левой и, поддерживая малыша, стимулируем переворот на живот. Возвращаемся на спинку и повторяем упражнение в левую сторону.
Эта же пестушка поможет нам сделать упражнение «велосипедик».
Готовимся к ходьбе
Делаем легкий массаж стоп. Постукиваем пальчиком или ребром ладони по стопам малыша и приговариваем:
Коваль, коваль, ковалек,
Подкуй Мане сапожок.
А мне некогда ковать,
Мне мосточки мостить,
Серебром гвоздить.
Коваль, коваль, ковалек,
Подай, баба, молоток.
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок.
Теперь можно ножки опробовать на крепость. Поставим малыша на ножки, поддерживая под мышки или за ручки, водим малыша по лавочке или пеленальному столику, на котором и делаем зарядку.
Рита-рита-рита-та,
Вышла кошка за кота.
За кота-котовича,
За Петра Ивановича!
Ходит кот по лавочке,
Ведет кошку за лапочки!
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!
Если у малыша есть силы и желание, можно с ним попрыгать.
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.
Теперь можно приобнять малыша и понежиться с ним.
Для самых маленьких
Если же младенец еще мал для хождения, то завершить зарядку и массаж можно лежа на животе, поглаживая спинку, постукивая по ней согнутыми пальцами.
Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки –
На маленькие ножки (лучше назвать имя малыша),
Топать по дорожке.
Эти-то сапожки
Ни малы, ни велики,
На ножки не лезут.
В лес Бай побежал,
Себе лык надрал,
Нашим ребятишкам
Наплел по лаптишкам,
И за каждый лапоток
Просит грошиков пяток.
Мы дадим ему пятак,
Он отдаст нам лапти так!
Переверните малыша на спинку и опять установите эмоциональный контакт глаза в глаза. Можно завершить зарядку бодалкой:
И свои лбом коснитесь лобика малыша.
Зарядка закончена. Но можно еще много раз за день развлекать малыша потешками и пестушками, осваивая удивительный мир родной культуры.
Автор: Анна Борисовна Теплова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО
© 2021 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Пестушки
ПЕ́СТУШКИ (от пестовать — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенч. возраста: короткие стишки и песенки, к-рыми мать, бабушка, нянька сопровождают физич. движения, упражнения, способствующие развитию ребенка, элементарные игры с ним, убаюкивают проснувшегося ребенка, разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь, во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и др. Одна из распространенных забав с маленькими — подбрасывание их на руках и качание на коленях под П. В П. много слов уменьшит., ласкат., звукоподражаний, шуточных мотивов («Потягунюшки, порастунюшки. «; «тюшки, тютюшки. «; «Чук, чук, чук, чук, наловил деди щук…»), создающих особенный эмоц. настрой — сочетание ласковой мягкости и здоровой жизнерадостности.
Смотреть что такое «Пестушки» в других словарях:
Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия
Фольклор детский — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь
ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ — область нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и… … Российская педагогическая энциклопедия
ХВОЩ — муж. безлистое растенье Equisetum разных видов: E. arvense, пестышки, пестушки, пупыши; E. hyemale, щеть; Е. limasum, хвощевник; E. sylvaticum, ёлка, пестик; E. pratense, пестовник, железник, скрыпун, толкашка, сосенник, земляные орешки. Тощ как… … Толковый словарь Даля
русский фольклор — совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия
Кумуляция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кумуляция. Кумуляция (в литературоведении и фольклористике) (лат. cumulatio–увеличение, скопление) термин, используемый в разных значениях: Способ построения композиций хроникальных и… … Википедия
Науменко Г.М. — Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) русский фольклорист музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю… … Википедия
Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия
Детский фольклор — специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек рой своей части… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Это забытое слово — пестовать
Что значит пестовать? Русские народные пестушки.
Пестовать — что это означает
Наши дедушки и бабушки не занимались воспитанием детей в общепринятом смысле этого слова. Детей пестовали. У славянских народов, да и у большинства других есть колыбельные, потешки, прибаутки, всевозможные игры с ручками, ножками, ладошками. А пальчиковые игры это вообще — народная мудрость. Раньше, эта традиция – пестовать, передавалась из поколения в поколение.
Оказывается, всем знакомые игры «Сорока», «Ладушки» и есть пестование. Соединение ребёнка с мамой с её положительной энергией.
Игра «Сорока» помогает пробудить все функции организма малыша. При ведении своим пальцем или пальцем ребёнка по его ладошке, по кругу, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта. В этой песенке – игре массируется каждый пальчик. А они, как известно, отвечают за работу того или иного органа:
Мизинец – сердце;
Безымянный палец – нервная система и мочеполовая система;
Средний палец – печень;
Указательный палец – желудок;
Большой палец – лёгкие, голова.
Не случайно большой палец не накормили, а побили его и поругали. Тем самым стимулировали работу лёгких и головного мозга.
Игра «Ладушки» активизирует работу мозга. От мелкой моторики улучшается его деятельность. Как лучше раскрыть ладошки малышу? Да, просто, хлопнув об другую ладошку или положив, обе ладошки на голову. Происходит раскрытие ладони. Ребёнок настраивается на определённый лад, как инструмент. Выпестованный ребёнок растёт крепким, здоровым и сильным.
Пестушки
Умывая ребёнка или споласкивая волосы, нужно с любовью и нежностью проговаривать пестушки. Это нужно делать при каждодневных заботах о малыше. Словами настраивается организм ребёнка в нужном энергетическом поле. Реагируя на посыл слов, каждая его клеточка будет отвечать.
Ещё немаловажная деталь пестования — это прикосновения. Каждый знает, что прикосновениями передаётся, как отрицательная энергия, так и положительная. Многим знахарям и целителям обязательно нужно было прикасаться к больному. Учёные не могут объяснить это явление, но опыты и результаты показывают положительную динамику в заживлении ран, снимании болезненных симптомов прикосновениями. Не все люди могут лечить, притрагиваясь и поглаживая. Они должны обладать доброй позитивной энергией и положительным полем.
Примеры русских пестушек для детей
Кошка и курочка
Курочка в сапожках
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
«Сено для лошади. »
«Ты пирог съел. »
Петушок
Что ты рано встаёшь,
Ване спать не даёшь?
«Андрейка, детка, о сём плачешь?…»
-Андрейка, детка, о чём плачешь?
-Об ворота ударился головой.
— Ну-ка, скажи, когда это случилось?
-Почему же ты плачешь сегодня?
-Так ведь вчера дома никого не было!
«Здравствуй, кум! Ты куда. »
-Здравствуй, кум! Ты куда?
-Да по дрова поехал.
-Какое сено, ведь это дрова?!
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
«Что делаешь. »
Прикосновение
Был один такой случай в больнице, зафиксированный медиками. В послевоенные годы, когда очень много младенцев осталось без родителей, их размещали в больницах. Оказывалась вся необходимая медицинская помощь, но всё равно детская смертность была велика. Медики заметили, что в одной из палат дети не умирали, а наоборот, росли крепкими и здоровыми. Оказалось, что санитарка, работавшая в этой палате, брала детей на руки, баюкала, поглаживала, то есть пестовала.
Можно очень много примеров найти пестования и в других народностях, ведь этот не только выполнение действий с младенцем, приговаривая слова, но и любой контакт с мамой. Женщины древних африканских племён носили детей всегда с собой. Только одни сзади в коробе с крышкой, а другие спереди подвязывали ребёнка большим платком. И путешественники, и учёные заметили, что племена, где дети находятся в коробе, враждебные и кровожадные. А племена, где дети находились спереди и видели лицо мамы, дружелюбные и мирные. Всё просто, ребёнок, находящийся спереди видел эмоции и реакцию мамы на мир и действия происходящие вокруг. А ребенок сзади не имел постоянного зрительного контакта с мамой, и знакомство с окружающим миром было неполноценным.
Вообще развитие ребёнка до года – это телесный контакт, который понятен младенцу, и он чутко его ждёт, и отвечает эмоциями.
Обереги
При рождении каждый ребёнок гениальный. И родители несут полную ответственность за новую жизнь, которую они создали. Наши предки соблюдали большое количество оберегов, обрядов и привычек, способных защитить, и вырастить здорового ребёнка. К сожалению, многие обряды забылись, и молодые мамы просто теряются в разнообразии методик и рекомендаций.
Конечно же, в наше время нет чистого воздуха, экологических материалов, из которых раньше строили дома, природной пищи, но кое-что можно вспомнить и использовать.
Первая пелёнка мальчика – старая отцовская рубашка, первая пелёнка девочки – материнская ночная сорочка. Энергия родителей в ткани, бережно укутывает младенца и защищает его.
Детскую кроватку лучше выбирать из берёзы, она тотем богини Лады.
Звуки, предлагаемые малышу должны быть природного происхождения, а не электрического. Железные, медные колокольчики, коробочки наполненные семенами.
И самый важный оберег – гладить, целовать, напевать.
Русские традиции
До трёх лет происходит становление характера, мышления и отношения к жизни. Семья – главный приоритет русского народа. А для малыша семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. И чем больше он от них получит любви и ласки, тем уверенней будет в будущем. Мама, поглаживая и массируя каждый пальчик, «знакомит» ребёнка с семьёй. Ребёнок чувствует при этом себя в центре семьи, в центре внимания. Младенец чувствует защиту и расслабляется, впитывая положительную энергию своих родных.
Педагоги, учёные, психологи всё чаще обращаются к народной педагогике, к фольклору, к пестованию. Научно доказано, что ребёнок выпестованный, физически и психологически сильнее современного ребёнка, которого по новейшим методикам оставляют играть одного в кроватке, не поют колыбельных, не «гукают», заменяют любовь и ласку игрушками, радионянями.
Сложно быть мудрыми родителями. Нужно подарить ребёнку радость общения, любовь и ласку в раннем возрасте. Ребёнок благополучный и счастливый тогда, когда с ним играют, любят, ласкают, пестуют.