Что значит перевернутая вилка на мотоцикле
Что значит перевернутая вилка на мотоцикле
Вилки бывают разных типов, но основные 2 типа — телескопические.
Чем классическая отличается от перевёрнутой?
Какая из них лучше?
Какие мифы окружают эту тему?
Какие-то вилки выглядят так. Другие же перевёрнутые. Почему так? Я объясню в этом видео из MC Garage.
Я был в салоне и видел как один мотоцикл предпочли другому, потому что на одном из них стоял перевёртыш. Честно говоря, направление вилки это важно. Но почему?
Для начала, давай поговорим об отличиях между классической вилкой и перевёрнутой. На классической хромированная секция, называямая, пером, находится сверху, зажатая в траверсе. А более толстая, внешняя часть, называемая стаканом, находится снизу. На перевёрнутой же вилке наоборот, толстая, внешняя часть зажата в траверсе, а перо снизу.
Итак, отличие довольно простое, но существует огромное число мнений, почему эта вилка лучше этой.
Люди говорят о разнице в весе, говорят о том, как можно крепить тормоза на ту или иную вилку, или насколько могут отличаться размеры осей у одной и другой. Но, если разобраться, серьёзная разница лишь в одном. В жёсткости.
Когда жмёшь на передний тормоз или вертишь рулём при повороте, вилка испытывает серьёзные изгибающие и скручивающие нагрузки. Вся вилка это по сути рычаг, передающий тормозное и поворотное усилия, прилагаемые здесь, на пятне контакта, остальному мотоциклу, вот сюда, где вилка зажимается в траверсу.
Поскольку большинство изгибающей нагрузки приходится вот сюда, под траверсу, эта часть вилки должна быть очень сильной. И лучший способ увеличить силу трубы это увеличить её диаметр.
Так просто возьми классическую вилку и переверни её. Вот и всё. Более толстый внешний конец теперь в траверсе, точка фокуса сильнее и менее податливая.
Ещё одно явление, которое делает перевёрнутые вилки сильнее и менее податливыми — это то, что у перевёртыша внешняя часть обычно значительно длиннее, чем у классической вилки. Это даёт больше поддержки для открытой части пера, что означает меньшее изгибание.
Итак, перевёрнутые вилки определённо жёстче. Все мы согласны с тем, что это хорошо, потому что любая гибкость вилки это однозначно плохо. Но, думаешь, ты заметишь разницу? Нифига. Может быть на треке, но не на улице. И тем не менее, люди хотят перевёртыши, потому что это то, что традиционно ставится на топовые спортивные машины. Плюс, они просто выглядят круто. Чему свидетельствует то, что на, малютке Хонде Гром, который определённо не спортивный мотоцикл, стоит перевёртыш. Согласись, мотоцикл выглядит круто.
А помимо жёсткости, перевёрнутая вилка реально работает лучше? Ну, в общем, да. Это огромное обобщение, но обычно у перевёртышей начинка посложнее. И часто они полностью регулируемые, но даже в нерегулируемых обычно стоят картриджи отбоя, которые работают лучше, чем рудиментарные стержни отбоя, которые ты видишь в большинстве классических вилок.
Нужно отметить, что обслуживать традиционные стержни отбоя значительно проще. Если соберёшься работать с перевёрнутой вилкой, это будет куда сложнее.
Ещё одно практическое отличие. Не многие задумываются о том, что будет когда потечёт сальник, что время от времени случается. На классической вилке получишь небольшие подтёки, может даже потечёт по стакану, но с перевёрнутой вилкой есть серьёзный риск попадания масла на тормоза, потому что сальник находится здесь, и если он потечёт, масло будет капать прямо на тормоза.
Итак, получите, очень простое обсуждение разницы между прямой телескопической вилкой и перевёртышем. Мы обсудили эту тему, потому что вы просили, так что, если хотите что-то обсудить, пишите внизу. И не забудь подписаться, чтобы не пропустить ни одного видео. До следующего раза, удачи с гайками, езди аккуратно.
Перевернутая вилка мотоцикла что это
Преимущества вилки перевернутого типа.
При покупке мотоцикла важно знать не только объем двигателя. Зачастую при выборе мотоцикла покупатель не обращает должного внимания на то, какой тип передней вилки установлен на мотоцикл, а это имеет очень важно значение.
Итак, какие преимущества имеют передние амортизаторы (вилка) перевернутого типа на мотоцикле:
— Перевернутые вилки имеют более жесткую конструкцию, которая обеспечивает лучшую управляемость и обратную связь с дорогой. То есть при маневрировании и в поворотах мотоцикл лучше слушается команд, ведет себя стабильнее и меньше стремится поддаваться неровностям дороги. В повороте, особенно на скорости Вы будете ощущать больше уверенности, а значит и получать больше удовольствия от поездки.
— «Перевертыши» имеют более прочную конструкцию по сравнению с традиционными. Это значит, что они выдерживают бОльшие нагрузки и устойчивее к повреждениям.
— Вилки перевернутой конструкции обладают уменьшенным показателем неподрессоренных масс — а это значит, обеспечивают лучшую отработку неровностей дорог и больший комфорт по сравнению с вилкой обычного типа. (Рекомендуем эту тему изучить отдельно — очень интересный и важный эффект).
— Еще одно важное преимущество: как правило, «перевертыши» предоставляют владельцу больше настроек и регулировок, в то время, когда большинство обычных вилок регулировок не имеют совсем. Настроив вилку под свои индивидуальные запросы, Вы получите массу преимуществ — от улучшенного комфорта до более высокой скорости в поворотах и сокращенного тормозного пути. Ведь корректная работа амортизаторов по поглощению неровностей улучшает контакт покрышек с дорогой, а значит и сокращает дистанцию, необходимую на остановку мотоцикла — большой плюс к безопасности.
Минус же у таких вилок только один — это стоимость. Но, когда Вы покупаете не вилку отдельно, а весь мотоцикл в сборе, то, конечно, такая разница нивелируется и та минимальная переплата однозначно стоит того.
На мало-кубатурных мотоциклах, которые имеют не высокий вес и не развивают высокие скорости, а цена имеет одно из ключевых значений, перевертыши закономерно не имеют популярности. Но на современных мотоциклах уже от 200-250 кубов и больше есть смысл рассматривать варианты оснащенные таким важным элементом, именно по этим причинам подобные вилки установлены на стоковых версиях Benelli.
Недаром вилки перевёрнутого типа уже давно стали обязательными на спортбайках и эндуро-мотоциклах, где эффективность, точность и прочность механизмов очень важна на больших скоростях и нагрузках.
[править] Принцип действия
Любая амортизационная вилка состоит из пружины
При наезде колеса на препятствие, пружина
сжимается и аккумулирует в себе энергию, затраченную на сжатие, после чего пружина стремится разжаться и высвободить накопленную при сжатии энергию в резкое отталкивание передней части велосипеда с рулем вверх, что ухудшает контакт колеса с поверхностью земли, ухудшает управление велосипедом и повышает нагрузку на руки.
Внутреннее амортизирующее устройство — демпфер
— препятствует этому, создавая эффект «вязкости» при разжатии вилки, подтормаживая резкие возвратные действия пружины. Эффект вязкости достигается за счет перетекания вязкой жидкости (масла) через отверстия в клапанах демпфера, превращая часть погашенной энергии в тепло.
Таким образом, для поглощения выпуклых неровностей работает чаще всего только пружина и вилка сжимается быстро, а разжимается чуть медленнее, что и обеспечивается правильно отрегулированным демпфером и повышает комфортность езды и управления. Но сильно увеличивать демпфирование отбоя нельзя, потому что тогда при проезде часто расположенных неровностей, вилка не будет успевать разжиматься и будет работать в «жестком» диапазоне пружины, в середине хода вилки.
(англ. sag, просадка) — это расстояние (в процентах от полного хода), на которое сжата вилка на неподвижно стоящем велосипеде с сидящим на нем райдером. Просадка вилки требуется для того, чтобы вилка могла отрабатывать неровности в виде углублений, имея запас хода на разжатие вилки, не теряя при этом сцепления с дорогой. Типичное значение сэга —
для кросс-кантри и 25-30 % для экстремального спорта.
Настройка вилки под вес байкера заключается в достижении требуемого значения сэга.
[править] Виды пружин
[править] Витая металлическая пружина
Классическая металлическая пружина из стали или титана. Разжимает вилку, удерживает вес велосипеда и райдера, и демпфирует удары и вибрации, передающиеся от дорожного покрытия через колесо.
Витые пружины распространены на самых дешевых вилках из-за своей простоты и на вилках для экстремального использования из-за своей чувствительтности и надежности. Некоторые гоночные вилки высшего класса оснащены титановыми пружинами.
[править] Воздушная пружина
Воздушная пружина — это результат давления воздуха в закрытой воздушной камере. Как правило, для накачки используется специальный вилочный насос (также существуют универсальные насосы и переходники для накачки обычным велонасосом).
Такая пружина имеет свои особенности:
Воздушные вилки прочно завоевали позиции в велосипедах для кросс-кантри, марафонов, эндуро — везде, где требуется малый вес при относительно невысоких нагрузках.
Врожденная болезнь в виде большого усилия сдвига лечится путем разделения пружины на позитивную и негативную:
осуществляет небольшое противодавление силе позитивной пружины. Она обеспечивает малое усилие сдвига (плюшевость) в начале хода подвески. После 5-50 % сжатия подвески действие негативной пружины заканчивается. Негативные пружины бывают 3 видов: Стальная витая пружина — конструкция простая, дешевая, но с не самыми лучшими рабочими характеристиками. Чаще всего устанавливается на вилки для даунхилла и фрирайда, и больше работает для смягчения удара металлических частей вилки при резком разжатии вилки (при слабой регулировке отбоя), чем на повышение чувствительности вилки. К примеру у вилки Marzocchi Monster негативная пружина работатет только на последних
Воздушные пружины бывают высокого (до 15 атм) и низкого (до 5 атм) давления — это определяется диаметром воздушной камеры, обусловленным конструктивными особенностями вилки.
[править] Виды демпферов
Наиболее примитивные телескопические вилки (устанавливаемые на лентабайки и прочие макеты велосипедов) имеют примитивный демпфер
— это трение между ногами и направляющими в штанах. Но данный вид демпфирования не позволяет использовать вилку для бОльших, чем прогулочный стиль, нагрузок.
Чуть более продвинутые вилки имеют эластомерный демпфер
(пружинно-эластомерные вилки). Демпфер представляет собой длинный кусок мягкого пластика, по характеристикам похожим на жесткую резину, который вставлен внутрь пружины. Эластомер имеет длину и диаметр чуть меньше, чем длина и диаметр пружины.
Принцип работы эластомерного демпфера заключается в том, что когда пружина сжимается, форма эластомера, при сохранении объема, изменяется: длина уменьшается, диаметр увеличивается. В определенный момент поверхность эластомера начинает касаться витков пружины. Чем сильнее эластомер сжимается, тем сильнее он увеличивается в диаметре, и тем сильнее создается сила трения между ним и витками пружины. Благодаря этому скорость сжатия пружины притормаживается.
При разжатии вилки эластомер, с усилием прижатый к виткам пружины, чуть подтормаживает разжатие пружины за счет созданной силы трения и гасит силу отскока пружины, пока его стенки полностью не отойдут от витков пружины.
Основные проблемы вилок с эластомерным демпфером:
Эластомерные вилки считаются самыми ненадежными и, при активном использовании, их хватает на один сезон.
Сейчас практически во всех моделях вилок, кроме вышеперечисленных, стандартом стал гидравлический демпфер
. Его принцип работы заключается в пропускании находящегося в демпфере масла при сжатии и отбое вилки через калиброванные отверстия, причем при отбое масло протекает через отверстия меньшего размера. Так запасенная кинетическая энергия пружины расходуется на нагрев масла, чем обеспечивается поглощение энергии ударов. Масляный демпфер также позволяет качественно разделить усилия сопротивления при сжатии и отскоке вилки, сделать их независимыми друг от друга, а так же обеспечить их индивидуальную регулировку.
Демпферы выпускаются различных видов:
— самый старый и простой вид демпфирования. Масло свободно плещется в штанах вилки, в них же установлен демпфер диаметром
— может относиться как к ванне, так и к полуванне (также может нести в себе функцию блокировки, без отбоя). Такой демпфер теоретически не подлежит разборке и ремонту, в случае поломки выбрасывается и заменяется новым.
Переборка телескопической вилки перевёрнутого типа на кроссовом мотоцикле
С переборкой передней вилки рано или поздно сталкиваются все владельцы кроссовых мотоциклов. Занятие это несложное (ввиду доступности узла и достаточно крупных деталей в его составе), но требующее определённой сноровки и аккуратности. Сегодня на примере мотоцикла Husqvarna CR 125 мы расскажем вам, как это делается.
Перед тем как начать ремонтные работы, обязательно озаботьтесь поиском руководства для вашего мотоцикла, в котором описана конструкция вилки, а также заранее узнайте, какое именно масло и в каком количестве заливается в каждое перо.
Перво-наперво необходимо хорошенько закрепить мотоцикл (в нашем случае поставить его на специальную подставку). Демонтаж следует начинать со снятия колеса, для этого ослабляем по два винта внизу на каждой половине вилки, а затем выкручиваем ось колеса. После этого откручиваем тормозной суппорт и защитные кожухи (если имеются). Следующим шагом ослабляем траверсы, но здесь есть маленькая хитрость — не спешите до конца откручивать болты, воспользовавшись удачным моментом, специальным торцевым ключом ослабьте (но ни в коем случае не откручивайте полностью) пробки на вилке, иначе их будет проблематично стронуть с места.
Максимально ослабив болты на траверсах, вытаскиваем обе половины вилки, окончательно выкручиваем пробки, отделяем их от штока и в заранее приготовленную ёмкость (канистра, ведро или банка) сливаем всё имеющееся масло.
Ради удобства дальнейшего препарирования снятые детали располагаем на ровном верстаке. Чистящим средством Motul E2 Moto Wash удобно очищать поверхность вилки и окружающих узлов во время ремонта. Отсутствие загрязнений как минимум не помешает!
Для дальнейшей инспекции направляющих, гидравлических клапанов и пружин необходимо разъединить перо и стакан (верхнюю подвижную и нижнюю неподвижную части). Чтобы это сделать, осторожно поддеваем по кругу отвёрткой и снимаем пыльник, а также вынимаем показавшееся под ним стопорное кольцо. Следом идёт нетривиальная задача открутить винт на дне пера. Здесь нужно кратковременное, но мощное усилие. Самое простое решение — воспользоваться пневмоинструментом либо найти способ зафиксировать внутренний шток. На заключительной стадии с небольшим усилием выдёргиваем перо из стакана. В результате откроется доступ к сальникам и направляющим. Изношенные направляющие легко определить по характерной выработке на графитовом напылении. В нашем случае их ждала немедленная замена.
Перед началом обратной сборки стоит подготовить необходимое количество масла. Владелец «Хаски» за период эксплуатации мотоцикла опытным путём нашёл идеальную вязкость масла, которая соответствует его стилю вождения — 7,5W. В ассортименте компании Motul имеется широкий спектр вилочных масел с классами вязкости от 2,5 до 20. Если необходимого масла под рукой не оказалось, его можно собственноручно получить. Например, смешав в одной таре Motul Fork Oil Expert Medium 10W и Motul Fork Oil Expert Light5W, мы как раз получили требуемый результат.
Сборка вилки проводится в обратном порядке. Сальники в нашем случае требовали немедленной замены. Запрессовывать их на место нужно в тот момент, когда перо и стакан вставлены друг в друга. Желательно воспользоваться особой оправкой, при её отсутствии сгодится и отвёртка с широким кончиком, но орудовать ею нужно крайне бережно, чтобы не повредить резиновую поверхность. Верно установленный сальник полностью обнажит канавку для стопорного кольца.
Остаётся вернуть на место пыльник и налить требуемое по инструкции количество масла (недолив и перелив одинаково плохо сказываются на конечном результате). Проверить правильность сборки и герметичность сальников лучше сразу, для этого вилку нужно с силой несколько раз сжать и разжать, попутно оценивая её упругость.
Переборка телескопической вилки перевёрнутого типа на кроссовом мотоцикле
Преимущества вилки перевернутого типа.
При покупке мотоцикла важно знать не только объем двигателя. Зачастую при выборе мотоцикла покупатель не обращает должного внимания на то, какой тип передней вилки установлен на мотоцикл, а это имеет очень важно значение.
Итак, какие преимущества имеют передние амортизаторы (вилка) перевернутого типа на мотоцикле:
— Перевернутые вилки имеют более жесткую конструкцию, которая обеспечивает лучшую управляемость и обратную связь с дорогой. То есть при маневрировании и в поворотах мотоцикл лучше слушается команд, ведет себя стабильнее и меньше стремится поддаваться неровностям дороги. В повороте, особенно на скорости Вы будете ощущать больше уверенности, а значит и получать больше удовольствия от поездки.
— «Перевертыши» имеют более прочную конструкцию по сравнению с традиционными. Это значит, что они выдерживают бОльшие нагрузки и устойчивее к повреждениям.
— Вилки перевернутой конструкции обладают уменьшенным показателем неподрессоренных масс – а это значит, обеспечивают лучшую отработку неровностей дорог и больший комфорт по сравнению с вилкой обычного типа. (Рекомендуем эту тему изучить отдельно – очень интересный и важный эффект).
— Еще одно важное преимущество: как правило, «перевертыши» предоставляют владельцу больше настроек и регулировок, в то время, когда большинство обычных вилок регулировок не имеют совсем. Настроив вилку под свои индивидуальные запросы, Вы получите массу преимуществ – от улучшенного комфорта до более высокой скорости в поворотах и сокращенного тормозного пути. Ведь корректная работа амортизаторов по поглощению неровностей улучшает контакт покрышек с дорогой, а значит и сокращает дистанцию, необходимую на остановку мотоцикла – большой плюс к безопасности.
Минус же у таких вилок только один – это стоимость. Но, когда Вы покупаете не вилку отдельно, а весь мотоцикл в сборе, то, конечно, такая разница нивелируется и та минимальная переплата однозначно стоит того.
На мало-кубатурных мотоциклах, которые имеют не высокий вес и не развивают высокие скорости, а цена имеет одно из ключевых значений, перевертыши закономерно не имеют популярности. Но на современных мотоциклах уже от 200-250 кубов и больше есть смысл рассматривать варианты оснащенные таким важным элементом, именно по этим причинам подобные вилки установлены на стоковых версиях Benelli.
Недаром вилки перевёрнутого типа уже давно стали обязательными на спортбайках и эндуро-мотоциклах, где эффективность, точность и прочность механизмов очень важна на больших скоростях и нагрузках.
[править] Принцип действия
Любая амортизационная вилка состоит из пружины
При наезде колеса на препятствие, пружина
сжимается и аккумулирует в себе энергию, затраченную на сжатие, после чего пружина стремится разжаться и высвободить накопленную при сжатии энергию в резкое отталкивание передней части велосипеда с рулем вверх, что ухудшает контакт колеса с поверхностью земли, ухудшает управление велосипедом и повышает нагрузку на руки.
Внутреннее амортизирующее устройство — демпфер
— препятствует этому, создавая эффект «вязкости» при разжатии вилки, подтормаживая резкие возвратные действия пружины. Эффект вязкости достигается за счет перетекания вязкой жидкости (масла) через отверстия в клапанах демпфера, превращая часть погашенной энергии в тепло.
Таким образом, для поглощения выпуклых неровностей работает чаще всего только пружина и вилка сжимается быстро, а разжимается чуть медленнее, что и обеспечивается правильно отрегулированным демпфером и повышает комфортность езды и управления. Но сильно увеличивать демпфирование отбоя нельзя, потому что тогда при проезде часто расположенных неровностей, вилка не будет успевать разжиматься и будет работать в «жестком» диапазоне пружины, в середине хода вилки.
Sag=(H1-H2)/H1
Сэг
(англ. sag, просадка) — это расстояние (в процентах от полного хода), на которое сжата вилка на неподвижно стоящем велосипеде с сидящим на нем райдером. Просадка вилки требуется для того, чтобы вилка могла отрабатывать неровности в виде углублений, имея запас хода на разжатие вилки, не теряя при этом сцепления с дорогой. Типичное значение сэга —
15-20 %
для кросс-кантри и 25-30 % для экстремального спорта.
Настройка вилки под вес байкера заключается в достижении требуемого значения сэга.
[править] Виды пружин
[править] Витая металлическая пружина
Классическая металлическая пружина из стали или титана. Разжимает вилку, удерживает вес велосипеда и райдера, и демпфирует удары и вибрации, передающиеся от дорожного покрытия через колесо.
Витые пружины распространены на самых дешевых вилках из-за своей простоты и на вилках для экстремального использования из-за своей чувствительтности и надежности. Некоторые гоночные вилки высшего класса оснащены титановыми пружинами.
[править] Воздушная пружина
Воздушная пружина — это результат давления воздуха в закрытой воздушной камере. Как правило, для накачки используется специальный вилочный насос (также существуют универсальные насосы и переходники для накачки обычным велонасосом).
Такая пружина имеет свои особенности:
Воздушные вилки прочно завоевали позиции в велосипедах для кросс-кантри, марафонов, эндуро — везде, где требуется малый вес при относительно невысоких нагрузках.
Врожденная болезнь в виде большого усилия сдвига лечится путем разделения пружины на позитивную и негативную:
Воздушные пружины бывают высокого (до 15 атм) и низкого (до 5 атм) давления — это определяется диаметром воздушной камеры, обусловленным конструктивными особенностями вилки.
[править] Виды демпферов
Наиболее примитивные телескопические вилки (устанавливаемые на лентабайки и прочие макеты велосипедов) имеют примитивный демпфер
— это трение между ногами и направляющими в штанах. Но данный вид демпфирования не позволяет использовать вилку для бОльших, чем прогулочный стиль, нагрузок.
Чуть более продвинутые вилки имеют эластомерный демпфер
(пружинно-эластомерные вилки). Демпфер представляет собой длинный кусок мягкого пластика, по характеристикам похожим на жесткую резину, который вставлен внутрь пружины. Эластомер имеет длину и диаметр чуть меньше, чем длина и диаметр пружины.
Принцип работы эластомерного демпфера заключается в том, что когда пружина сжимается, форма эластомера, при сохранении объема, изменяется: длина уменьшается, диаметр увеличивается. В определенный момент поверхность эластомера начинает касаться витков пружины. Чем сильнее эластомер сжимается, тем сильнее он увеличивается в диаметре, и тем сильнее создается сила трения между ним и витками пружины. Благодаря этому скорость сжатия пружины притормаживается.
При разжатии вилки эластомер, с усилием прижатый к виткам пружины, чуть подтормаживает разжатие пружины за счет созданной силы трения и гасит силу отскока пружины, пока его стенки полностью не отойдут от витков пружины.
Основные проблемы вилок с эластомерным демпфером:
Эластомерные вилки считаются самыми ненадежными и, при активном использовании, их хватает на один сезон.
Сейчас практически во всех моделях вилок, кроме вышеперечисленных, стандартом стал гидравлический демпфер
. Его принцип работы заключается в пропускании находящегося в демпфере масла при сжатии и отбое вилки через калиброванные отверстия, причем при отбое масло протекает через отверстия меньшего размера. Так запасенная кинетическая энергия пружины расходуется на нагрев масла, чем обеспечивается поглощение энергии ударов. Масляный демпфер также позволяет качественно разделить усилия сопротивления при сжатии и отскоке вилки, сделать их независимыми друг от друга, а так же обеспечить их индивидуальную регулировку.
Демпферы выпускаются различных видов:
Велосипедная вилка
Вилка является одним из важнейших элементов велосипеда. Она бывает, как передней, так и задней.
Передняя вилка – это продолжение рамы, и на нее возложен достаточно внушительный ряд функций:
Задние вилки используются достаточно редко, в основном, на горных велосипедах, предназначенных для определенного стиля езды, в частности для даунхилла.
Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции.
Конструкции вилок
Немного о конструкциях, которые упоминались в разделе деталей. В первую очередь, конструкция вилки определяет пропорции и наличие тех или иных элементов, а главное, предназначение самого устройства. Мощные вилки для серьёзной нагрузки с двумя коронами или сверхлёгкие футуристичные агрегаты со всего одной ногой? Рассмотрим плюсы и минусы каждого, ведь в каждой конструкции есть хорошие варианты.
Фиксированная
Хотя большинство статей пишется об амортизационных, лидерство и по распространённости, и по надёжности, и по цене всё ещё удерживает фиксированная конструкция без дополнительных амортизаторов. В зависимости от исполнения, фиксированные модели закрывают ровно ту задачу, которая наиболее необходима велосипедисту:
В сумме, как велосипед был создан в XVII-XIX веках с фиксированными вилками, таким он в массе своей и остаётся – это просто, удобно и надёжно.
У фиксированных моделей, как это уже указывалось, отсутствуют штаны и горилла, а сама вилка неразборная – от рулевой трубы до дропаутов это монолитная структура.
Обычная амортизационная
Стандартная вилка для велосипеда, о которой мы пишем большую часть времени. Шток, корона, две ноги, штаны с гориллой, дропауты, пара креплений для дисковых тормозов – это картина, которую представляет себе большинство людей, услышав фразу «велосипедная вилка».
Великое множество типов амортизационных вилок предлагает покупателю рынок – от самых дешёвых с одиночной пружиной, до дорогих воздушно-масляных амортизаторов, установленных на титановые основания.
Минусы – вес и цена (в зависимости от модели).
Двухкоронная
Основные минусы двухкоронной вилки:
Одноногая
Передовые модели, которые многие называют маркетинговой шуткой, – это вилки с одной ногой. В целях облегчения, Cannondale выпустили серию вилок с односторонним амортизатором, надёжность которых основывается на применении современнейших и дорогостоящих материалов.
Реакция на данный триумф технологии неоднозначна. Ещё нет статистики, но предполагают низкую надёжность с невысокими амортизационными качествами. На деле, данные вилки очень легки, но очень дороги. Вот пока и всё, что могут о них сказать профессионалы. Широкого распространения такая компоновка так и не получила.
Перевёртыш
Достаточно популярная, но проигрывающая стандартной конфигурации модель. В ней ноги заканчиваются дропаутами, а штаны закреплены в короне. Получается, что практически вся масса велосипедиста подпружинена, а относительная нагрузка ниже.
Основной плюс перевёрнутых вилок – это обилие настроек и лёгкость доступа к амортизатору, за счёт чего существует стабильный рынок среди профессионалов. В остальном данная вилка чуть сложнее в уходе и серьёзно превышает свои стандартные аналоги по цене, а чтобы узнать, сколько стоит такая вилка, – придётся подождать, ибо привозятся они обычно под заказ.
Общие знания
Рассмотрим базовую информацию о вилке: её строение и возможные настройки.
Детали и термины
Для начала – общая структура и термины.
Велосипедная вилка – элемент велосипеда, удерживающий переднее колесо и предоставляющий возможность менять направление движения во время езды.
Вилка на велосипед состоит из нескольких элементов (по стандартной амортизационной):
Дополнительно могут появляться различные крепления, например, для дисковых тормозов на штанах или для иных механизмов на горилле или короне.
Компоновка вилки зависит от её модели и предназначения – на фиксированных моделях остаются лишь шток, корона, ноги и дропауты, у двухкоронных – две короны (как бы это ни было удивительно), а на моделях Cannondale Lefty вся конструкция и вовсе односторонняя – без второй ноги и половины штанов.
Настройки
В предыдущем разделе не были описаны элементы настройки вилки. Их бывает от одного (блокирование) до четырёх или шести – по 2-3 блока настроек на каждой ноге, в дополнение к возможности настройки в разобранном состоянии и внутренними частями (например, тип масла в масляных вариантах).
Рассмотрим подробнее различные типы настроек, хотя далеко не все из них доступны. Это зависит от модели и производителя.
Переборка телескопической вилки перевёрнутого типа на кроссовом мотоцикле
С переборкой передней вилки рано или поздно сталкиваются все владельцы кроссовых мотоциклов. Занятие это несложное (ввиду доступности узла и достаточно крупных деталей в его составе), но требующее определённой сноровки и аккуратности. Сегодня на примере мотоцикла Husqvarna CR 125 мы расскажем вам, как это делается.
Перед тем как начать ремонтные работы, обязательно озаботьтесь поиском руководства для вашего мотоцикла, в котором описана конструкция вилки, а также заранее узнайте, какое именно масло и в каком количестве заливается в каждое перо.
Перво-наперво необходимо хорошенько закрепить мотоцикл (в нашем случае поставить его на специальную подставку). Демонтаж следует начинать со снятия колеса, для этого ослабляем по два винта внизу на каждой половине вилки, а затем выкручиваем ось колеса. После этого откручиваем тормозной суппорт и защитные кожухи (если имеются). Следующим шагом ослабляем траверсы, но здесь есть маленькая хитрость – не спешите до конца откручивать болты, воспользовавшись удачным моментом, специальным торцевым ключом ослабьте (но ни в коем случае не откручивайте полностью) пробки на вилке, иначе их будет проблематично стронуть с места.
Максимально ослабив болты на траверсах, вытаскиваем обе половины вилки, окончательно выкручиваем пробки, отделяем их от штока и в заранее приготовленную ёмкость (канистра, ведро или банка) сливаем всё имеющееся масло.
Ради удобства дальнейшего препарирования снятые детали располагаем на ровном верстаке. Чистящим средством Motul E2 Moto Wash удобно очищать поверхность вилки и окружающих узлов во время ремонта. Отсутствие загрязнений как минимум не помешает!
Для дальнейшей инспекции направляющих, гидравлических клапанов и пружин необходимо разъединить перо и стакан (верхнюю подвижную и нижнюю неподвижную части). Чтобы это сделать, осторожно поддеваем по кругу отвёрткой и снимаем пыльник, а также вынимаем показавшееся под ним стопорное кольцо. Следом идёт нетривиальная задача открутить винт на дне пера. Здесь нужно кратковременное, но мощное усилие. Самое простое решение – воспользоваться пневмоинструментом либо найти способ зафиксировать внутренний шток. На заключительной стадии с небольшим усилием выдёргиваем перо из стакана. В результате откроется доступ к сальникам и направляющим. Изношенные направляющие легко определить по характерной выработке на графитовом напылении. В нашем случае их ждала немедленная замена.
Перед началом обратной сборки стоит подготовить необходимое количество масла. Владелец «Хаски» за период эксплуатации мотоцикла опытным путём нашёл идеальную вязкость масла, которая соответствует его стилю вождения – 7,5W. В ассортименте компании Motul имеется широкий спектр вилочных масел с классами вязкости от 2,5 до 20. Если необходимого масла под рукой не оказалось, его можно собственноручно получить. Например, смешав в одной таре Motul Fork Oil Expert Medium 10W и Motul Fork Oil Expert Light5W, мы как раз получили требуемый результат.
Сборка вилки проводится в обратном порядке. Сальники в нашем случае требовали немедленной замены. Запрессовывать их на место нужно в тот момент, когда перо и стакан вставлены друг в друга. Желательно воспользоваться особой оправкой, при её отсутствии сгодится и отвёртка с широким кончиком, но орудовать ею нужно крайне бережно, чтобы не повредить резиновую поверхность. Верно установленный сальник полностью обнажит канавку для стопорного кольца.
Остаётся вернуть на место пыльник и налить требуемое по инструкции количество масла (недолив и перелив одинаково плохо сказываются на конечном результате). Проверить правильность сборки и герметичность сальников лучше сразу, для этого вилку нужно с силой несколько раз сжать и разжать, попутно оценивая её упругость.
Категории амортизаторов
При выборе вилки следует обратить внимание на вид амортизирующего механизма.