Что значит передний и задний привод

Какой привод лучше – передний или задний, и в чем их главные отличия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что значит передний и задний привод

Сравнение переднеприводных авто с заднеприводными может быть самой спорной автомобильной дискуссией: у каждой системы 2WD есть и фундаментальные преимущества, и слабые места.

1. Особенности заднего привода

Что значит передний и задний привод

RWD-системы стары, как сами машины. Ранние автомобильные технологии затрудняли надежную доставку энергии к задним колёсам, но сегодняшние обеспечивают массу преимуществ. Владельцы заднеприводных авто не устают нахваливать прекрасную управляемость, манёвренность и шустрое ускорение своих машин. Всё благодаря тому, что каждая пара колёс занимается своей задачей: передняя указывает направление, а задняя толкает.

Что значит передний и задний привод

Теоретически это дает автомобилю больше сцепления с дорожным покрытием за счет выравнивания нагрузки на все 4 колеса. Сторонники RWD также утверждают, что ведущая роль задних колёс дает водителям более полный контроль на виражах, поскольку, когда шины начинают терять сцепление с поверхностью, водитель может эффективно стянуть/растянуть поворот, уменьшив или добавив газа, чтобы вызвать скольжение.

Гонщики выгодно используют технику планового заноса, если слишком сильно разогнались на повороте (только не пытайтесь ее повторить перед полицейской машиной на дорогах общего пользования!).

Что значит передний и задний привод

Сегодня вы найдете RWD-системы во многих седанах с мощными двигателями, а также в спортивных и роскошных автомобилях, не говоря уже о полноразмерных внедорожниках и пикапах. Использование сверхпрочных компонентов делает RWD-привод разумным выбором для крупных транспортных средств или тех, что часто подвергаются стрессу, но не столь важным для средних и малых легковушек, используемых главным образом в городе.

Что значит передний и задний привод

2. Особенности фронтального привода

Что значит передний и задний привод

На фоне вышеперечисленных аргументов преимущества FWD часто теряются. Однако и он способен на многое. Например, усиливает нагрузку на ведущие колёса, улучшая сцепление с заснеженным асфальтом, и освобождает кучу места в салоне и багажном отсеке.

Поскольку в основной массе переднеприводные авто используют поперечную установку двигателей (возможны и другие конфигурации – с задним, средним или продольным расположением, но типичная конструкция предполагает поперечный агрегат впереди), трансмиссия не крадет пространство под полом.

Таким машинам также не требуются большие туннели для карданного вала и ряда других компонентов, что позволяет им быть компактнее, экономичнее в расходе горючего и иметь столько же места внутри, как крупногабаритные RWD-модели. Помимо этого, благодаря современным технологиям строительства FWD-автомобили дешевле обходятся производителям, и они получают возможность предлагать их клиентам по более низкой цене. Сейчас большинство массовых городских легковушек и кроссоверов выпускаются с передним приводом в стандартной комплектации.

Что значит передний и задний привод

Поскольку передним колёсам приходится разом и толкать машину, и контролировать направление, вдобавок большая часть механического веса приходится на передок, такие автомобили склонны к неприятным выходкам, когда водители слишком активно входят в поворот: «нос» выталкивается за пределы окружности.

Впрочем, даже начинающие водители могут исправить это, интуитивно сбросив газ. Современные шины с высокими эксплуатационными характеристиками тоже значительно уменьшают этот эффект. В этом вопросе распределение веса автомобиля в совокупности с конструкцией подвески имеют большее значение, чем то, какая именно пара колёс двигает «тело». Многие сегодняшние переднеприводные модели проявляют недостаточную поворачиваемость, только если водитель сам подтолкнет их к этому, а иначе обеспечивают высокую повседневную экономичность и стабильность.

Что значит передний и задний привод

Если большую часть поездок вы проводите в сухих или умеренно влажных погодных условиях, переднеприводная конфигурация будет отличным выбором. В арсенале большинства нынешних FWD-машин уйма вспомогательного оборудования, включая антиблокировку тормозов и систему контроля тяги, так что они вполне пригодны и для снежных дорог.

Что значит передний и задний привод

С хорошим комплектом всесезонных или зимних шин можно спокойно ездить в снегопад, если только сугробы не будут глубокими – но даже в этом случае к застреванию скорее приведет низкий дорожный просвет, чем передний привод.

3. Что же выбрать

Что значит передний и задний привод

Водителям, часто ездящим по бездорожью или живущим в регионах с обильными снегопадами, стоит подумать о преимуществах 4х4/AWD, тогда как в относительно мягком климате без глубоких грязевых ям и сугробов достаточно любой разновидности 2WD.

Юркие городские компакты прекрасно работают с передним приводом. Они проворны, недороги, вместительны, расходуют меньше бензина и более безопасны. Для более мощных или спортивных моделей лучше RWD. Производители автомобилей с высокими характеристиками всегда стремятся к распределению веса, близкому к 50/50, насколько это возможно, для лучшей управляемости.

Что значит передний и задний привод

За счет использования некоторых тяжелых компонентов на задней оси балансировка заднеприводного авто намного ближе к этой цели. Вы также можете обнаружить, что шины RWD-моделей служат дольше в аналогичных условиях вождения. Однако продвинутые техники вождения, приносящие пользу RWD-автомобилям, требуют довольно много мощности – больше, чем может предоставить большинство повседневных машин.

Было бы неправильно утверждать, что одно по своей сути лучше другого. Какому приводу отдать пальму первенства, зависит от ваших климатических условий, привычек вождения, опыта и того, как именно вы намерены использовать машину. Если ищете компактную модель, легкую в обращении и требующую поменьше обслуживания, рассмотрите предложения с FWD. Если ваш образ жизни включает в себя вождение в непростых условиях, много багажа или буксировку – задне- или полноприводное авто будет лучшим вариантом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Какой выбрать привод автомобиля: передний или задний?

Среди владельцев автомобилей не прекращаются споры о том, какой привод лучше.

Поклонники переднеприводных машин прогнозируют скорое исчезновение заднего привода. Владельцы заднеприводной «классики» считают своих оппонентов недостаточно компетентными в автомобильной сфере. Каждый из вариантов компоновки имеет преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны. Причем в определенной ситуации предпочтительнее может быть заднеприводная машина, а в другой — переднеприводный автомобиль.

Немного теории. Движение происходит за счет передачи крутящего момента от двигателя на колеса. Особенности компоновки трансмиссии предусматривают передачу на передние или задние колеса. Изначально автомобили имели задние ведущие колеса. Впоследствии, в 30-е годы, ряд автомобильных компаний начали комплектовать свою продукцию трансмиссиями с приводом на передние. Паритет наступил в 70-е годы, после этого соотношение изменилось в пользу переднеприводных машин. К концу столетия их количество стало подавляющим. Задний привод остался только на автомобилях премиум-класса, производители которых следуют классическим традициям автомобилестроения.

Разница между приводами для обычного водителя не так важна, как другие параметры. Больше вопросом компоновки озадачивались производители, желающие упростить и облегчить конструкцию, снизить массу автомобиля.

Какой привод: передний, задний или полный?

Рассматривая основные преимущества одного типа компоновки трансмиссии над другим, следует упомянуть также о полном приводе, когда каждая пара колес ведущая. Это повышает проходимость, безопасность движения на скользкой поверхности, расход топлива также выше, чем у аналогичной машины с моноприводом.

Подробнее рассмотрим достоинства и недостатки каждого из типов привода.

Минусы заднеприводного автомобиля:

Это далеко не все недостатки заднеприводных машин, только лишь основные. Однако не все так плохо, разница между минусами и плюсами «классики» в пользу достоинств:

Недостатки переднеприводной компоновки прямо пропорциональны преимуществам заднего привода:

Популярные модели шин

Преимущества переднего привода — отсутствие многих деталей (карданного вала, картера заднего моста, дифференциала) снижает стоимость. Конструкция машины проще, отсюда выше надежность. Автомобиль с передними ведущими колесами легче аналогичной заднеприводной модели, меньше расход топлива. Отсутствие карданного вала тоже плюс — пространства в салоне больше.

Экономичность переднеприводной машины аргумент в ее пользу. Разница в расходе топлива может достигать 5-7% при одинаковых параметрах.

Также переднеприводной автомобиль предпочтительнее для новичка. Управлять проще, особенно в экстремальных ситуациях, заносах, при движении по снегу или льду.

Какой привод безопаснее?

Рассматривать отличие заднего от переднего привода стоит с точки зрения управляемости. Наглядный пример – безопасность движения на скользкой дороге. Основная проблема при вождении зимой или на скользкой дороге — возможность сорваться в занос. При этом заносы на переднем и заднем приводе существенно отличаются. Есть разница и в контраварийных приемах.

Заднеприводный автомобиль на скользкой дороге зимой стремится сорваться в занос, особенно это заметно во время разгона. Задняя часть постоянно норовит уйти в сторону. Это связано с пробуксовкой передних колес. Опытный водитель периодически подруливает, выравнивая машину на дороге. В случае заноса автомобиля с заднеприводной компоновкой рекомендуется снизить скорость, убрав ногу с педали газа, плавно повернуть руль в сторону, в которую сносит машину. Прохождение поворотов следует совершать на второй или третьей передаче, тормозить заранее, соблюдать скоростной режим, соответствующий ситуации на дороге.

Переднеприводный автомобиль на скользкой дороге ведет себя совсем по-другому. Он увереннее чувствует себя при прохождении поворотов, отсутствует явная тенденция к срыванию в занос. Основное отличие от заднеприводной машины — тяжелая передняя часть. Колеса меньше пробуксовывают, уверенно вытягивают автомобиль в любой ситуации. В отличие от заднеприводного автомобиля, на переднеприводном при заносе нельзя отпускать педаль газа. Это может привести к критическому заносу или даже полному развороту машины. В экстренной ситуации рекомендуется повернуть руль в сторону заноса и слегка увеличить тягу, нажав педаль газа. Передние ведущие колеса автомобиля справятся с непредвиденной ситуацией.

Не стоит считать минусом особенности каждого из приводов, просто они по-разному ведут себя в экстренных ситуациях и требует разных способов решения.

Какой привод самый проходимый?

Проходимость зависит от разных факторов, в том числе от особенностей привода. Если сравнивать два типа монопривода, то предпочтение в плане проходимости следует отдать переднеприводному автомобилю. Пробуксовка передних колес существенно меньше благодаря большему весу передней части. Также передние колеса является управляющими, водитель может легко изменять направление тяги.

Подъемы, в том числе скользкие, автомобиль с передним приводом преодолевает легче, чем заднеприводный. Задние ведущие колеса пробуксовывают и стремятся развернуть машину, передние же медленно вытягивают на подъем.

Какой привод быстрее разгоняется?

На ровной и сухой дороге заднеприводный автомобиль быстрее разгоняется, чем переднеприводной. Это связано с тем, что вес автомобиля опирается на заднюю ось по время разгона, поэтому передние ведущие колеса допускают пробуксовку.

Если расценивать ситуацию с этой точки зрения, то предпочтение стоит отдавать полному приводу, который обеспечит еще более быстрый разгон. Тип привода в меньшей мере влияет на разгон, чем мощность мотора, крутящий момент и другие важных характеристики.

Заключение

Заднеприводный автомобиль обеспечивает большую динамику, позволяет стартовать с места быстрее. Отсутствует вибрация на руле, повышается комфорт передвижения. Не зря этот тип привода используют производители автомобилей премиум-класса. Снижается проходимость, повышается риск заносов на скользкой дороге. У переднеприводной машины проходимость выше, ее цена ниже, она проще в эксплуатации.

В качестве заключения стоит отметить, что выбор ведущих колес – это не самое важное. Существуют другие параметры — тип кузова, особенности двигателя, его мощность, вместительность машины и так далее. Управляемость автомобиля зависит не только от привода, на нее влияют другие характеристики, электронные помощники вносят свою лепту наряду с настройками подвески, рулевого управления.

На выбор типа привода машины влияют особенности и стиль вождения, местность, на которой будет проходить эксплуатация автомобиля, опыт и ездовые навыки водителя, наконец желание покупателя. Если взвесить все плюсы и минусы зимой, на скользкой дороге, то предпочтительнее оказывается переднеприводной автомобиль. Но это мнение можно считать субъективным и выбор остается только за вами.

«Цена от» означает минимальную (ориентировочную) цену на товар, предоставленную дилерами GOODYEAR на территории Таможенного Союза, которые выразили желание размещать данную информацию на настоящем ресурсе. Минимальна цена может отличаться в зависимости от региона и/или дилера. Окончательная цена на товар рассчитывается на сайте соответствующего дилера и может отличаться от заявленной на данном ресурсе. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.

*Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ

Источник

Какой привод лучше? Передний, задний или полный привод?

Рассуждения о том, автомобиль с каким приводом лучше выбрать, задним, передним или полным, относятся к разряду споров о том, какая коробка передач лучше – механическая, роботизированная и ли автоматическая, либо о преимуществах бензинового двигателя над дизельным и наоборот.

Что значит передний и задний привод

Но раз автолюбители год от года муссируют тему привода, значит, не все еще осознали, в чем преимущества и недостатки каждой из упомянутых трансмиссий. В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах переднего, заднего и полного приводов, а читатель на основании наших доводов пусть сделает выбор сам – автомобиль с какой трансмиссией ему подойдет больше.

Выбор №1. Задний привод

Если только перечислить бренды, которые производят автомобили с задним приводом, станет понятно, почему многие автомобилисты всерьез задумываются о покупке машины с таким типом трансмиссии. Только вслушайтесь в эти названия – BMW, Mercedes-Benz, Jaguar, Porsche, Rolls-Royce, Bentley. Руки, как говорится, сами тянутся взяться покрепче за руль автомобилей этих компаний.

Что значит передний и задний привод

Почему такие известные фирмы отдают предпочтение заднему приводу? Конечно, у них в когорте есть модели и с другими типами приводов (передним и чаще полным), но наиболее популярными стали заднеприводные автомобили.

Ответ прост: все дело в комфорте и лучшей управляемости, чем у автомобилей с переднеприводной компоновкой. Говоря о заднеприводных машинах нельзя не упомянуть о таких спорткарах, как Nissan Skyline, Toyota Celica, Honda NSX – иконах любителей автомобильных гонок. То есть, делаем промежуточный вывод, задний привод выбирают любители комфорта либо скоростной езды.

Что значит передний и задний привод

Теперь давайте вкратце остановимся на конструктивных особенностях заднего привода. Конструкция автомобиля с задним приводом может быть с любой компоновкой двигателя: переднемоторной, среднемоторной либо заднемоторной. Силовой агрегат у таких автомобилей имеет продольное либо оппозитное расположение. Крутящий момент от двигателя передается на заднюю ось, которая является ведущей.

Помимо различных конфигураций двигателя, особенностью автомобиля с заднеприводной компоновкой является наличие кардана, и соответственно, тоннеля, идущего по днищу автомобиля и мешающего пассажирам заднего ряда, сидящих на диване посредине. Впрочем, так как большинство современных автомобилей с задним приводом из премиум-класса, то и посадочная формула у них 2+2 – то есть, сзади два полноценных кресла, разделенных тоннелем, на который помещают столик.

Что значит передний и задний привод

Плюсы заднего привода:

Что значит передний и задний привод

Минусы заднего привода:

Что значит передний и задний привод

Выбор №2 Передний привод

Большинство современных автомобилей получили переднеприводную компоновку в основном за счет простоты такой конструкции и меньшей себестоимости при производстве. К тому же, на автомобили с передним приводом стали устанавливать более компактные моторы, располагающиеся не вдоль, как у заднеприводных, а поперек кузова.

А отсутствие в конструкции кардана делает переднеприводный автомобиль с одной стороны компактнее, а с другой – позволяет получить более объемное полезное пространство в салоне и багажном отделении машины.

Так как машины с передним приводом наиболее распространены, более экономичны и относительно дешевы, то их выбирает большее количество покупателей.

Что значит передний и задний привод

Немного о конструктивных особенностях таких автомобилей. Как видно из названия, основная особенность данного типа привода – передача крутящего момента от силовой установки к передним колесам. Переднеприводная компоновка позволяет создавать шесть вариаций размещения двигателей — по три в продольной и поперечной плоскостях. У заднеприводной компоновки таких вариаций четыре.

Поперечно расположенные моторы у переднеприводных машин могут располагаться перед передней осью, над ней и позади нее. Точно такие же варианты установки имеет и продольно расположенный двигатель. Кроме того, у переднеприводных автомобилей есть возможность по-разному компоновать силовой агрегат.

В последовательной компоновке за мотором располагается главная передача, за ней – коробка передач. В параллельной компоновке мотор и коробка передач находятся на параллельных осях и на одинаковой высоте, и, наконец, в так называемой «поэтажной» компоновке двигатель находится над трансмиссией.

Что значит передний и задний привод

Плюсы переднего привода:

Что значит передний и задний привод

Минусы переднего привода:

Что значит передний и задний привод

Выбор №3 Полный привод

Пожалуй, самый желаемый из всех приводов для россиян – полный. Он отлично подходит для езды по нашим, далеким от идеала дорогам, и является надежным помощником при преодолении бездорожья. В настоящее время популярность автомобилей с полным приводом растет.

Причем, это относится к машинам, у которых задействованы системы подключаемых полных приводов, что позволяет таким моделям иметь хорошую динамику и быть экономичными. Наиболее оптимальный вариант – кроссоверы, у которых базовым является привод на передний колеса, а при необходимости (выезд на бездорожье) подключается и задняя ось.

Получается, что полноприводные машины придутся по нраву тем, кто часто ездит по бездорожью.

Что значит передний и задний привод

Пару слов о конструктивных особенностях полноприводных автомобилей. Полный привод позволяет передавать крутящий момент на обе оси одновременно, что обеспечивает оптимальное сцепление колес с дорожной поверхностью. Выделяют три группы полноприводных трансмиссий: постоянный полный привод, подключаемый полный привод по требованию и автоматически подключаемый полный привод.

Постоянный полный привод в своей конструкции имеет межосевой дифференциал с блокировками, раздаточную коробку. У автоматически подключаемого полного привода в конструкции отсутствует межосевой дифференциал, ведущей является всего одна ось (чаще всего — задняя), а вторая подключается автоматически, как только интеллектуальная система полного привода обнаружит, что колеса ведущей оси потеряли сцепление с дорогой.

У полного привода, подключаемого по требованию, тоже нет межосевого дифференциала, ведущей является передняя ось, а задняя подключается через многодисковые муфты.

Что значит передний и задний привод

Плюсы полного привода:

Что значит передний и задний привод

Минусы полного привода:

Что значит передний и задний привод

Итак, взвесив все «за» и «против» автомобилей с задним, передним и полным приводом, каждый автолюбитель может сделать свой, обоснованный и субъективный выбор.

Что значит передний и задний привод

Что значит передний и задний привод

Если вы заметили ошибку на сайте, выделите необходимый текст мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Передний или задний привод: какой лучше выбрать

Содержание

Спор о том, какой привод лучше и надежнее, схож со спором о том, какой автомобиль взять: на дизеле или бензине, механике или автомате. И у каждого водителя на этот счет свои доводы: одни любят передний привод за предсказуемость, другие — задний за эмоции от вождения.

Если максимально упростить строение приводного узла, то функционирует он следующим образом. Работающий двигатель передает крутящий момент на колеса. Пара колес, на которую попадает энергия вращения, считается ведущей.

Вопрос типа привода волнует только из соображений управляемости. Все остальные детали касаются производителей, которые стараются сделать одновременно мощный, просторный и интересный автомобиль. Рассмотрим, чем, кроме управляемости, отличаются передний и задний приводы, и поймем, как эта информация полезна для покупателей.

Плюсы и минусы заднего привода

До современного века автомобилестроения все машины производились с приводом на заднюю ось, поэтому задняя компоновка считается классической. При ведущем заднем приводе нагрузка равномерно распределяется по всему кузову автомобиля. Для производителя это означает простоту настройки рулежки.

Эталонные спортивные автомобили по-прежнему создаются с приводом на заднюю ось. Под капотом заднеприводного автомобиля остается место для большого, мощного мотора. При резком разгоне машина в классической компоновке «приседает» на задние колеса, в то время как передняя ось немного разгружается. Прижимная сила задних колес увеличивается, а вероятность скольжения и пробуксовки уменьшается.

Заднеприводные машины способны забраться в более крутую гору, нежели переднеприводные авто. Все дело в перераспределении массы автомобиля: догружается задняя ось, которая «толкает» автомобиль вверх, увеличивая сцепление с дорогой. Машины с классическим приводом более маневренны: колеса способны поворачиваться с большим углом благодаря отсутствию приводов ШРУСа у передних колес.

Зимой заднеприводные машины легче входят в занос, но так же легко из него выходят. Чтобы выйти из заноса на переднем приводе, чаще всего нужно нажать на педаль газа, а на машине с задним приводом — наоборот, отпустить. В критической ситуации инстинктивно водителю проще убрать ногу с педали, чем сообразить, что на педаль нужно продолжать нажимать.

Легкость входа в занос и снос — один из основных минусов для обычной городской езды. В дождливую погоду или на снежном скользком дорожном покрытии заднеприводный автомобиль трансформируется в участника дрифт-соревнований. Даже на прямой, но скользкой дороге водитель вынужден «ловить» заднеприводный автомобиль: капот машины сносит то в одну сторону, то в другую. Чем опытнее водитель, тем менее для него заметны эти подруливания. Поэтому новичкам следует быть внимательными при выборе заднеприводного авто.

Из-за карданного вала, которого нет в строении переднеприводных машин, полезная площадь салона заднеприводных авто меньше. Это стоит учитывать, если вместительность салона играет одну из важных ролей при выборе машины.

Плюсы и минусы переднего привода

Если перенести привод на переднюю ось, то салон автомобиля становится больше при тех же габаритах кузова и легче из-за отсутствия карданного вала. Проходимость у переднего привода выше, чем у заднеприводных авто, а управляемость — лучше.

Переднеприводная машина точнее отзывается на повороты руля, поэтому проще прогнозировать траекторию автомобиля, и не склонна к заносам на прямой дороге.

Минусами переднего привода считается медленный старт, ведь передние колеса начинают буксовать при резком увеличении нагрузки.

Под капот переднеприводного автомобиля поперек невозможно поставить по-настоящему мощный мотор. Раньше американские и немецкие автопроизводители устанавливали V8 продольно, но в этом случае нагрузка на переднюю ось оказывалась слишком высокой, и это снижало управляемость.

При производстве переднеприводных машин изготовитель экономит на материалах (не тратится на задний мост и кардан) и времени на сборку. В автомобили не устанавливают мощные моторы, и это тоже заметно снижает конечную стоимость машин с передним приводом.

Какой привод лучше

Нужно понимать, что в современных автомобилях за управляемость отвечает не только передне- и заднеприводная компоновка. На нее также влияют настройки рулевого управления, подвесок и электронные помощники.

Сделать итоговый выбор поможет понимание, по каким дорогам будет ездить автомобиль. На сухом асфальте разница в управлении почти не заметна, не считая сносов передней оси на заднеприводных машинах. А если в планах, например, рассекать по горным серпантинам, то передний привод будет безопаснее.

Также важно учитывать манеру вождения: для размеренной езды на невысокой скорости передний привод более удобный и предсказуемый, чем задний. Заднеприводные автомобили заносит на льду, но для разворота им требуется меньше места, что очень удобно в больших городах.

Передний привод комфортнее и удобнее для новичков. Он безопаснее и проще в управлении даже без электронных помощников. Задний привод подойдет тем, кто получает удовольствие от дрифтовых заносов. Любители покрутить «пяточки» на парковках зимой чувствуют, как адреналин бежит по их венам во время управляемого скольжения.

Машины с задним приводом, как правило, более спортивные: с мощными моторами и выверенной развесовкой по осям. На больших, спортивных и дорогих автомобилях задний привод считается хорошим тоном. Для всех остальных случаев существует полный привод.

Итак, обобщив все плюсы обоих типов привода, мы определили лучший.

По сумме баллов передний привод обошел задний, но выбор, конечно же, остается за вами.

Автор: Екатерина Липатова

А какой тип привода выбираете вы и почему? Напишите в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *