Что значит педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность

Что значит педагогическая целесообразность программы Что значит педагогическая целесообразность программы Что значит педагогическая целесообразность программы Что значит педагогическая целесообразность программы

Что значит педагогическая целесообразность программы

Что значит педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы

наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации.

В пояснительной записке к программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.

Приемлемые примеры:

1. Данная дополнительная общеобразовательная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое

образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная общеобразовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразным.

3.Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что “квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Что значит педагогическая целесообразность программыЦель и задачи программы

Цель и задачидолжны быть взаимосвязаны,обусловлены нормативными правовымидокументами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов образования;достижимы в указанный в программе временной период,конкретны и понятнывсем участникам образовательного процесса.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

При формулировке цели программы нельзя употреблять выражение создание условий для….

Программы ставят своей целью обучить, формировать навыки или компетенции, развить умения, способности и т.д.

Примеры формулировки цели: (согласно Концепции развития дополнительного образования детей):

· Формирование интереса к …у детей и подростков.

· Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

· Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

· Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

· Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами …

· Формирования мотивации к познанию ( творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа)

· Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения….

Что значит педагогическая целесообразность программы

· Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся

Задачи:

Образовательные(предметные).Предполагают развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Развивающие(метапредметные).Предполагают развитие мотивации к определенному видудеятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.

Воспитательные(личностные).Предполагают формирование общественной активностиличности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

Источник

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Методички Педсовета

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Методические рекомендации

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.

Введение

Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).

Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:

От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.

Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.

Источник

Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий конкурентоспособность деятельности педагога дополнительного образования

Щукина Галина Евгеньевна, старший методист

КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества

детей и молодежи», г. Барнаул

Вот уже семь лет система образования развивается в контексте положений федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Понадобилось много времени на осмысление концептуальных законодательных положений, в частности, на понимание места и новой роли «образовательной программы» в системе образования. Федеральный закон впервые законодательно закрепил и дал прямое нормативное определение этого понятия.

Напомним: « Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ №273, ст.2, п.9).

В дополнительном образовании образовательная программа является основой деятельности педагога.

Но, зачастую, этот документ является формальным.

Что же необходимо сделать, чтобы программа не жила сама по себе, вдали от деятельности педагога дополнительного образования, а действительно являлась главным фактором, повышающим и определяющим конкурентоспособность деятельности педагога и, следовательно, повышающим конкурентоспособность образовательной организации?

Вывод напрашивается однозначный: и педагог, и программа, по которой он работает, должны быть конкурентоспособными.

Что же такое конкурентоспособность? Сегодня существует много определений этого понятия. Вот некоторые из них:

конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях;

конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др ;

конкурентоспособность – это способность вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективных прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма персонала;

Конкурентоспособность – это естественный процесс в рыночной экономике.

Как выглядит конкурентоспособный педагог, какими характеристиками и качествами он должен обладать?

По мнению ряда авторов, конкурентоспособность личности выступает как синтез ее способностей, характеристик и личностных качеств, которые обеспечивают ей успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда.

Конкурентоспособность включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, ее обучаемость, восприимчивость к новациям, способность к перемене профессиональной сферы деятельности, переход в более престижную область труда, повышение социального статуса и уровня образования (А.Я. Флиер).

Конкурентоспособность – совокупность таких качеств как: способность к постановке четких целей и выработке ценных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда (Андреев В.И.).

Конкурентоспособность – это профессиональные знания и коммуникативная культура, способность к профессиональному росту и рефлексии (Широбоков С.Н.).

Мы видим, что практически во всех определениях обязательным критерием конкурентоспособности является мобильность, способность к непрерывному саморазвитию и повышению профессионального мастерства, к риску ради достижения поставленных целей, стремлению к высокому качеству конечного продукта.

Подтверждение важности формирования конкурентоспособности педагогов мы находим в модели «Российское образование – 2020», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый».

И в концепции Стратегии инновационного развития РФ «Инновационная Россия – 2020» также уделяется особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности педагога. В документе говорится, что «одна из важнейших задач в образовательной сфере – формирование глобально конкурентоспособных педагогов, преподавателей, исследователей и управленцев».

Особые требования к личности педагога предъявляет и новый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», согласно которого, педагог должен обладать большим количеством компетенций, в том числе технологиями работы с одаренными детьми, технологиями работы в условиях реализации программы инклюзивного образования, уметь работать со школьниками, имеющими проблемы в развитии, с социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в поведении и т.д.

Сегодня интересен педагог, который имеет достаточный багаж знаний и умений в различных областях, и, что немаловажно, умеет применять эти знания на практике, преподносит свои умения окружающим, тем самым доказывая своё преимущество над конкурентами.

Такой педагог сможет разработать, составить современную образовательную программу, с изюминкой, которая могла бы заинтересовать, привлечь в объединение детей и их родителей.

И только такой педагог понимает, что от качества разработанной им общеобразовательной общеразвивающей программы будет зависеть и качество предоставляемых образовательной организацией услуг.

В нормативно-распорядительном документе, а именно в приказе Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 закреплен новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Хочется остановиться лишь на нескольких основных моментах, которые определяет документ:

цели осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;

требования к содержанию и порядку разработки и утверждения дополнительных образовательных программ;

виды дополнительных образовательных программ;

особенности организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам;

возможные формы реализации дополнительных образовательных программ;

требования к обновлению дополнительных образовательных программ.

Так, согласно данному нормативно-распорядительному акту организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время, а также могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

И действительно, с етевая форма реализации образовательных программ дает возможность обучающимся освоить материал программы, используя ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе коммерческих организаций и бизнеса).

Также реализация программ возможна на основе модульного принципа представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с использованием сетевой формы. И более того, могут быть краткосрочными!

На сегодняшний день разработка модульной программы является очень актуальной и востребованной на рынке дополнительных образовательных услуг. Ведь модульная программа состоит из нескольких самостоятельных курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых обычно разными педагогами. Такая программа позволяет обучающимся выбирать для освоения модули, которые им наиболее интересны. Эти модули, блоки также могут осваиваться параллельно или в определённой последовательности. Модульная программа позволяет «конструировать» индивидуальные образовательные маршруты обучающихся по их запросам.

Казалось бы, все просто – при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы руководствуйся нормативно-правовыми документами, придерживаясь направленности дополнительного образования и собственной концепции, формулируй цель, определяй задачи программы, планируй результаты ее освоения. К сожалению, многие педагоги испытывают затруднения при проектировании программы, не могут обосновать актуальность, новизну (если таковая имеется) программы и, что особенно удивляет, с трудом формулируют отличительную особенность своей программы от уже существующих этой же направленности.

Итак, что понимается под актуальностью программы? Ответ прост – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени. Например, программа художественной направленности, декоративно-прикладное творчество. Актуальность общеобразовательной программы «Копилка» заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые помогут им в повседневной жизни (для украшения одежды, своей комнаты, повседневного быта и т.д.), а также выразить себя в творчестве и удовлетворить свои потребности и интересы.

Таким образом, составитель, использую простую незамысловатую речь, объясняет актуальность своей программы.

Еще вот такой пример, актуальность программы «Адвент, или в ожидании Рождества» декоративно-прикладного творчества заключается в том, что одной из многочисленных этнических групп Романовского района являются немцы. На территорию с. Романово осуществлялась массовая депортация немцев Поволжья в период 1941-1943 г.г. Сейчас потомки немецких переселенцев занимают третье место по численности после русских и украинцев. Все три народа вступают между собой в браки, в семьях растут бикультурные дети, поэтому и праздники окрашены в неповторимый колорит, который привносит немецкая культура в культуру своих соседей. Одним из главных праздников у всех трех народов села Романово является Рождество Христово. «Адвент, или в ожидании Рождества» – программа, направленная на обобщение знаний и умений подготовки детей к Рождеству в поликультурных семьях.

Далее – новизна. Она может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество для педагога: использование новых методик преподавания, педагогических технологий при проведении занятий; форм диагностик и подведения итогов реализации программы).

В реализации программы художественной направленности «Маски» новизной является систематическое применение на занятиях системно-деятельностного подхода. Педагог в своей практической деятельности использует данный метод впервые и возлагает большие надежды на результаты этого подхода. Системно-деятельностный подход в обучении, развитии и воспитании обучающихся средствами театра, по мнению педагога, поможет обучающемуся выступать то в роли актёра, то музыканта, то художника, на практике узнавая о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. Так новизна программы прослеживается в методиках преподавания, в педагогических технологиях и универсальных подходах к проведению занятий.

Педагогическая целесообразность, в чем она заключается?

В том, как педагог представляет собственные взгляды на проблему и определяет практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения, а также наличие инновационных подходов.

Например, педагогическая целесообразность вышеназванной программы художественной направленности «Маски» состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к данному направлению (театр, история театрального искусства, актерское мастерство, ораторское искусство и т.д.), оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к профессиям, связанных с театром, киноискусством. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена. Именно в этом автор-составитель видит педагогическую целесообразность программы.

Очень важный аспект, на который, как правило, педагоги не обращают внимания при написании дополнительной общеобразовательной программы – это « характеристика адресата». Краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; категории обучающихся: дети, имеющие разные интересы и способности, описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по программе:

пол, возраст детей, участвующих в освоении программы;

степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;

наличие базовых знаний по определенным предметам;

наличие специальных способностей в данной предметной области;

наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы;

физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний ).

Пример. Характеристика адресата ДООП:

Так же в пояснительной записке, как правило, прописывается отличие данной программы от уже существующих по этой направленности. Это идеи, акценты, особенности данной программы, отличающие ее от уже существующих.

Например, отличительная особенность программы «Ступени чирлидинга» физкультурно-спортивной направленности заключается в вовлечении в образовательный процесс родителей обучающихся. Один из модулей программы рассчитан на совместное обучение чирлидингу родителей и их детей. Совместные тренировки, постановка номеров, выступления на соревнованиях – основное содержание модуля программы.

В вышеназванной программе «Адвент или в ожидании Рождества» целью является изготовление обучающимися символов католического и православного Рождества. И это правильно.

познакомить с понятием «Адвент» и с символами, которые традиционно изготавливаются в семьях российских немцев в четыре недели Адвента;

выявить сходства и различия в подготовке к празднованию католического и православного Рождества в семьях народов, населяющих с. Романово;

совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями для работы с капроном, папье-маше, гипсом, фарфором и другими материалами;

создавать условия для развития детского художественного творчества в процессе индивидуального и коллективного творчества.

Далее, в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог прописывает все необходимые разделы, соблюдая рекомендованную структуру программы. При этом, в содержании программы он должен придерживаться определенной идеи и концепции, сохраняя собственную индивидуальность и учитывая опыт работы в данном направлении деятельности.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели лишь те важные моменты, которые, как правило, являются определяющими при выборе программы обучающимися и их родителями. Если программа показалась интересной детям и родителю, то она, как следствие, является конкурентоспособной. Соответственно, выбор родителей и обучающихся будет в ее пользу, а значит, и в пользу образовательного учреждения.

Итак, если программа является качественным главным продуктом, с которым образовательная организация выходит на рынок образовательных услуг с целью удовлетворения потребности в дополнительном образовании у общества, то учреждение способно выдержать конкуренцию с себе подобными, значит, оно может работать и успешно развиваться в динамичной конкурентной среде.

Если формула «Конкурентоспособность ДООП + Конкурентоспособность ПДО = Конкурентоспособность ОО» работает, то успешны и образовательная организация, и работающие в ней педагоги.

Дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех – это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь (Энтони Роббинс).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *