Что значит печать на иконе

Что значит печать на иконе

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Рукописная или печатная икона? Что выбрать?

В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?

Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.

Что значит печать на иконеКазанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.

Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.

Что значит печать на иконеАнгел Хранитель в полный рост. Писаная икона.

Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.

Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.

Что значит печать на иконеЧто значит печать на иконе

Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.

Что значит печать на иконеЧто значит печать на иконе

Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.

Что значит печать на иконеЧто значит печать на иконе

Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.

Что значит печать на иконеЧто значит печать на иконе

Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.

Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте http://shop-pobedinedug.ru

В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!

Источник

Какую выбрать икону?

Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники.
Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.

Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:

Печатные иконы

На многих сайтах предлагают иконы хорошего качества и по очень привлекательным ценам, предложение заманчивое, тем более под прекрасным, одухотворенным образом мы видим четкую и заманчивую надпись “икона выполнена на деревянной доске на сусальном золоте, красками на основе натуральных пигментов, с лучших образцов Древнерусской и Византийской живописи”, завораживает огромный ассортимент предлагаемых икон и возможность приобрести желаемый образ в день заказа.

Но возникает закономерный вопрос: Почему так дешево, при таком прекрасном заявленном качестве? На других сайтах иконы стоят намного дороже. Естественно хочется подробнее узнать о технологии производства понравившейся иконы, но при всем желании не находим, как и кем создан сей чудный образ, или внизу экрана мелким шрифтом видим аннотацию: “Икона напечатана натуральными пигментными красками, на иконной доске с ковчегом с применением сусального золота”, либо “Уникальная техника шелкографии”. И при всем достоинстве этих икон, поясним: это иконы созданные механическим путем, методом печати, с применением современнейших технологий и материалов. Они хорошего качества, краски на них яркие, насыщенные, не тускнеют и не выгорают даже под прямым солнечным светом (заявлено производителями, но так как технологии современные, соответственно веками не проверенно).

Такая икона воспринимается живой, рукописной, но все же хочется повторить это напечатанные массовым тиражом иконы. Они не хранят в себе тепло человеческих рук. Широкий печатный поток, нивелирует, ту эксклюзивность, какую дает настоящая рукописная икона. Но вне всякого сомнения, печатные иконы нужны нам, благодаря свое массовой доступности, приемлемой цене и хорошему качеству. Не каждый человек может позволить себе купить икону ручной работы.

Рукописные иконы

При всем достоинстве печатных икон, не стоит упускать возможность рассмотреть и что такое рукописная икона.

Как и печатная, писанная икона призвана приоткрыть чуткому сердцу окно в сверхчувственный мир. Обе иконы несут в себе одну и ту же функцию и та и другая одинаково помогают молитвеннику в общении с Богом.

Когда иконописец с благоговением и трепетным отношением к своему призванию открывает рукописную икону, он вкладывает в неё частичку своей души, своей кистью и красками он с любовью и вниманием повествует о мире святых, куда устремленно сердце каждого православного человека.

;»> Что значит печать на иконе

Икона ручной работы пишется по всем правилам церковного искусства, уходящими своими корнями в глубокую древность. Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Небесный Ангел направляет, укрепляет руку художника, и каждая икона выходящая из под руки мастера, неповторима и уникальна. Эту уникальность никогда не сможет повторить печатная машина. Никакие современные чернила, устойчивые к ультрофиолетовым воздействиям, не заменят ту природную палитру, что дают нам вручную перетертые минералы, полудрагоценные камни, многочисленные умбры и охры. На старинных иконах нас до сих пор радует своей небесной чистотой лазурит, нежное сияние диоптаза, благородный тон киновари и реальгара.

Технологии проверенные веками, преданность церковному канону, дают гарантию долговечности и качеству иконе ручной работы.

;»> Что значит печать на иконе

Производители печатных икон рассказывают о достоинствах современных лаков, но никакие лаки не заменят покрытие иконы натуральной льняной олифой, которая служит не только для укрепления красочного слоя, (олифа глубоко пропитывает красочный слой и левкас, скрепляет их, делает монолитом) но и придает иконе целостность, своим теплым янтарным цветом. И только поверх олифы можно применить современное покрытие лаком.

Эксклюзивность, которую дает единичная, написанная по индивидуальному заказу икона ручной работы, невозможно воссоздать путем тиража.

;»> Что значит печать на иконе

Рукописная икона послужит лучшим, и неповторимым подарком, на любые значимые торжества в жизни Ваших близких, как то крещение ребенка, именины, венчание и многие другие. Такая икона олицетворяет Вашу любовь, внимательное отношение не только к физическому, но и духовному здоровью, одариваемого человека. В самые тяжелые жизненные моменты и в радостные минуты своей жизни человек перед иконой возносит благодарственные молитвы святым, ищет помощи и заступничества у Бога и Его Пресвятой Матери. Рукописная икона послужит лучшим духовным проводником, передающий молитву перед образом Первообразу. Купив икону в интернет магазине иконописной мастерской Радонежъ, Вы принесете в дом свет и тепло, она скрепит семью, и со временем станет настоящей семейной реликвией. Рукописная икона будет способствовать обретению мира всем Вашим домочадцам, поможет семейному благополучию.

Как отличить рукописную икону от печатной

Самый простой способ: надо взять сильное увеличение (около 100 раз) и посмотреть : рукописное письмо представляет собою неровные линии, штрихи, дисперсию от краски. А печать выглядит идеальными ровными точками. Абсолютно гладкая поверхность доски.

Ассист на печатной иконе (тонкие золотые лучики на одежде святых, крыльях ангелов) обычно выполнен цветной краской, имитирующей золото, а не натуральным золотом, как на рукописной иконе.

Золото: на рукописной иконе чаще всего применяют натуральное сусальное золото. Яркое и блестящее. На печатной (и то в основном только на нимбах), в лучшем случае металлическая поталь, тусклая и однородная.

Дорогие братия и сестры, поделитесь с нами информацией, по каким еще признакам можно отличить икону ручной работы от печатной, напишите нам пожалуйста на эл. почту (info@ikona-radoneg.ru). Мы обязательно дополним этот раздел. И совместными усилиями поможем людям.

Очень печально слышать от наших новых заказчиков как им в качестве рукописной иконы продавали печатную, по цене рукописной.

Желаем мира и благополучия Вам и Вашим близким.

Источник

Надписи на иконах

Н адписи на иконе можно читать, порой, как интересную книгу, иногда это становится увлекательнее любого кроссворда. Попробуем вместе взглянуть на то, что часто остается незамеченным, не понятым или неправильно интерпретированным.

Различные надписи можно встретить как на лицевой стороне иконы, так и на ее оборотной и боковых сторонах. Надписи на самом изображении иконы, как правило, являются каноническими и несут информацию о названии иконы, именах персонажей, содержат пояснительный текст, тексты литературных первоисточников, кондаки, тропари.

Даже просто канонические надписи с именами персонажей дают обширный материал для исследователя. Зная точный состав изображенных святых, можно сделать некоторые предположения относительно социальной принадлежности заказчика иконы, в некоторых случаях можно предположить вероятное время написания иконы только по составу изображенных святых, учитывая их популярность в разные периоды русской истории. Отсутствие же надписей на иконе, кроме случаев их утрат, может говорить о фальсификации всего предмета. Считается, что не может быть изображения святого без обозначения его имени, в противном случае это живописное произведение нельзя называть иконой (об этом пишет священник Павел Флоренский в книге «Избранные труды по искусству» (М., 1996).

Внимательное прочтение текстов на свитках и сравнение их содержания с иконописными подлинниками иногда может помочь обнаружить поновительские ошибки, в результате которых часто менялись имена святых. Кроме этого, наличие различий в текстах на свитках в иконах, принятых официальной церковью и рассматриваемой вами, может говорить в пользу версии о старообрядческом происхождении иконы или отвергать ее.

Из всех надписей, встречающихся на иконах, весьма желанным является наличие подписи мастера с указанием даты написания иконы, что, к сожалению, встречается очень редко. Подпись чаще ставилась, когда икона писалась по какому-то особому случаю в жизни иконописца. Это мог быть личный его вклад в церковь, икона могла быть написана в день праздника или какого-то события, являлась подарком кому-то. Большинству иконописцев чаще приходилось работать в составе мастерской, и в этом случае иконы не подписывались. Поскольку не все иконы помечены авторскими свидетельствами и датами, это порой расслабляет коллекционера, и он перестает их искать, а они иногда скрыты в элементах одежды, исполнены мельчайшим шрифтом или тоном, близким к основному тону живописной поверхности. При выполнении больших заказов авторская подпись могла ставиться только на одной из икон, чаще всего такие подписи оставлялись на иконе Спасителя или Богоматери. Как правило, при поновлениях и переделках они безвозвратно исчезали. Терялись они и при утратах в нижней части иконы, и нередко на остатках красочного слоя после расчистки можно видеть фрагменты утраченных надписей. На тех же иконах, где такая подпись имеется, она имеет несколько вариантов записи. Иногда авторская надпись сообщает только время создания иконы, причем дата может быть указана привычными нам цифрами или, как было принято в более ранний период, буквами греческого алфавита. На некоторых иконах подписи бывают очень лаконичны и сообщают только фамилию и имя иконописца: «писалъ Якавъ Мощеевъ». А иногда надписи пространны и сообщают некоторые важные подробности, как, например, на иконе с образом Николая Чудотворца: «икона заказана по своему обещашю въ году 1912 сто кетее отъ избавлеша французов® писана въ мстереъ М Кисляковъ». Такая надпись несет сведения как о возможном авторе или заказчике, так и о месте и времени написания.

Анализируя подписи на иконах, можно выделить некоторые особенности в написании их текстов, характерных для разных столетий. Для XVII века обычны следующие формулы подписей:

Написася сия икона лета.

Лета. писал сий образ иконописец.

Написася сия икона лета. написал сию икону иконописец.

Написан сей образ рукою.

Обратите внимание на написание профессии иконо- | писца: «иконник», «иконописец», «изограф» и варианты: «изуграф» или «зограф». На иконах, написанных ранее середины XVII столетия, а также и позже этого рубежа, но созданных в провинциальных центрах, как правило, профессия иконописца определялась словом «иконник». С середины XVII века появляется слово «изограф» или «изуграф», а немного позже — вариант этого же слова: «зограф».

Во второй половине XVII века часто встречается указание о происхождении иконописца, сообщенное в следующей форме: «павловец», «лысковец», «новоторжец», «тве- ритин» и подобные.

С начала XVIII века, в связи с введением нового летоисчисления, в иконных подписях появляются сообщения о годе написания иконы с указанием от «Начала света» (или сотворения мира) и часто одновременно с указанием даты от Рождества Христова.

С началом Петровских реформ (по моим наблюдениям, впервые на иконе 1701 г.) встречается слово «начертася», то есть начертил, нарисовал. Появляется также новая формулировка иконописного труда — «художества». Формула авторских подписей в этот период часто звучит так:

году писал сий образ зограф.

писал сий образ иконописец.

написася 1717 го года иконописец тверитин.

художества сего свидетельствованный изограф.

году художества сего.

Сообщение о том, что иконописец свидетельствованный, говорит о дате около 1722 года, когда был введен указ об обязательном освидетельствовании всех иконописцев и были введены специальные штемпеля, свидетельствующие о законности деятельности иконописца.

С середины XVIII столетия формула авторской подписи становится более лаконичной

О. П. Мартинъ Никитинъ 1767 года (Образ писал Мартин Никитин. )

Писал Тимофей Бехтерев 1772 сентября 3 дн.

Написася А.ог1 (1813) го Года.

Следует помнить, что нередко встречаются подражания древним подписям, в частности год, указанный в старой византийской системе, обозначает дату от Рождества Христова. Дух подражания старым записям чувствуется и в формулах записи дат, используемых в XIX веке, например, как на иллюстрации 1 или в надписи:

-го года августа 29-го дня Призываю благословение божие.

Одновременно начинают существовать и новые формы записи даты. Например, во второй половине XIX — начале XX столетия часто дата записывалась в следующем виде: «18 1/XII 60.» (что соответствует 1 декабря 1860 г.); «18 2/Ш 97» (2 марта 1897 г.).

Имеются некоторые особенности в написании личных имен. До конца XVIII века отчество часто пишется со словом «сын» и в его написании отсутствует окончание на «ИЧ», например: «Иван Васильев сын» или «Иван Васильев». Во втором примере отчество может быть прочитано как фамилия, и в связи с этим могут возникнуть трудности в установлении авторства. Говоря об авторских подписях на иконах, необходимо помнить, что система образования фамилий в XVII и XVIII столетиях отличалась от современной, поэтому могут возникнуть трудности как в прочтении фамилий, так и в их идентификации по словарю иконописцев. Во-первых, орфография многих фамилий отличалась от существующей в настоящее время. Например, обычная в записях XVIII века фамилия «Макарьев», скорее всего, сейчас писалась бы «Макаров». Часто встречаемые пропуски букв в словах и сокращения, в том числе в именах и фамилиях, — явление обычное для орфографии XVII—XVIII веков. Очень часто в подписях использованы прозвища, которые давались многим людям. Во второй половине XVIII и в XIX веке в подписях вместо ранее употреблявшихся прозвищ, данных человеку по месту его происхождения, таких, например, как «тверитин», «павловец», начинает указываться место жительства или место работы: «в Павлове», «в Твери», «в Санкт-Петербурге», «иконописец села палеха». В XIX веке при написании имени иконописца или заказчика чаще указывается имя и фамилия, а с середины столетия часто употребляется отчество, оканчивающееся на «ИЧ».

В XIX веке в подписях на иконах появляется слово «мастер»; так, в подписях иконописцев Малявина за 1804 год, Мазаева за 1824 год и Жегалова за 1856 год отмечены следующие формулы записи:

икона написана. мастером Андреем Алексеевым Малявиным;

писал мастер козма мазаев;

писал мает, илларион Капитонов жегалов.

В конце XIX — начале XX века некоторыми мастерами, особенно из числа живописцев, в подписи используется слово «автор», например: «авт. С Бутников», «авт. А. Аелмеж», «авт. Е. Молокинъ».

Известны авторские подписи, сделанные тайнописью. Тайнопись получила широкое распространение с середины XVII века, а в старообрядческой среде она использовалась вплоть до наших дней. Наиболее простым видом тайнописи является так называемая простая литорея, при которой все согласные буквы в тексте заменяются на другие согласные, выбранные по определенной системе. В качестве примера приведу подпись на иконе «Лоно Авраамово» (1897 г.) из частного собрания в Германии:

«Нагшсася Ня стая икона// сотворешя Mipa в лЪто ЗУЕ-е//а G) рождества Христова АСОЧЗ-е//месяца мая КД-го дня». //«Ниласъ//Лерепъ Зецомошигъ //Морозовъ».

В написании имени и отчества использована простая литорея. В данной надписи идет следующая замена согласных букв (буквы верхнего ряда заменены на буквы нижнего ряда):

Б, В, Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ Щ, Ш, Ч, Ц, X, Ф, Т, С, Р, П, Н, М, Л, К, 3, Ж, Д, Г, В, Б Подставляем новые значения букв в текст и читаем: «Писалъ Семенъ Федорович Морозовъ» (ил. 3).

Продолжая разговор о подписях и надписях на иконах, необходимо отметить, что встречаются тексты, которые часто вводят в заблуждение неопытного коллекционера, и эти надписи могут быть интерпретированы как подписи иконописцев. Пример подобной надписи: «Паписася Ня стая и кона влето ЗТ 3 го (1859) го да; мца. мсия, д го дня. напренесеюе мощей николы чюд. оусерд1емъ силивестра Семенова.» Такая надпись могла быть сделана как от имени иконописца, так и по требованию заказчика иконы, с указанием имени заказчика, поскольку формула «усердием» говорит о безвозмездности какого-либо деяния. В качестве подобного примера можно привести надпись на датированной и подписной иконе «Богоматерь Феодоровская» (1878 г.): «Оя стая икона Фесодоровская, написана асоои (1878) года. Карпенковы. Поусердйо Матвея//васшйева. оронина». Другая формула записи встречается на иконе «Воздвижение Креста» (1912 г.), она сообщает, что «Напи- сася ая Икона Пожелание// KupiaKa Новикова, въ лЪто / ЗУК». В данной надписи зафиксировано имя заказчика иконы.

Определенные трудности могут возникать и при прочтении дат. До 1700 года летоисчисление в России велось, как правило, по юлианскому календарю, счет лет велся от сотворения мира, исключения можно встретить лишь на территориях Украины и Белоруссии. В соответствии с существующей традицией на древних иконах даты всегда писались буквами греческого алфавита. Начиная с 1700 года, с введением Петром I нового летоисчисления, годы стали писать арабскими цифрами и счет лет стал вестись от рождения Христа в соответствии с принятым в Европе григорианским календарем. (Использование арабских цифр в России встречается как исключение уже в XVII веке, в то же время в Белоруссии и на Украине применение арабских цифр было более частым.) Следует помнить, что в начале XVIII века встречаются примеры смешанного употребления арабских и византийских цифр. Со второй половины XIX века и в начале XX века вновь довольно часто можно встретить на иконах написание дат буквами греческого алфавита с указанием как года от сотворения мира, так и даты от Рождества Христова. Но это явление носит чисто эклектический характер (ил. 4).

Тысячи у греков и в кириллице изображались теми же цифрами, что и единицы, только с особым знаком («/» или чаще «#») впереди: #а = 1000, #в = 2000, #г = 3000 и т. д.

Промежуточные или составные числа образуются из букв, соответственных слагаемым числам. При этом сотни ставятся после тысячи, десятки — после сотен, единицы — после десятков. Только от десяти до двадцати единицы ставятся перед десятками, например (ил. 6):

ai — 11, в! — 12, ri — 13, д! — 14, ei — 15 и т. д.

Поскольку обозначение года на иконе приводилось от сотворения мира, то для перевода его в новое летоисчисление необходимо от имеющейся даты вычесть 5508 лет. Но так как год на Руси начинался с 1 сентября, необходимо при наличии указаний на месяц учитывать этот факт и отнимать 5508 (при дате до 1 сентября) или 5509 лет (при дате после 1 сентября).

Часто не менее информативной является и оборотная сторона иконы. Многие иконные доски имеют на тыльной стороне различные надписи, чаще нацарапанные острым предметом, иногда написанные чернилами, а в более поздних иконах — карандашом (ил. 7). (Графитовые карандаши начали входить в употребление с конца XVIII в.)

Надписи на иконах несут следующую информацию: определяющие дату, место создания произведения и ее авторство; определяющие принадлежность иконы ее владельцу или заказчику; оговаривающие сюжет иконы, условия заказа, цену работы; надписи, имеющие топонимические сведения, наименование города, посада, села, деревни, то есть места, где жил заказчик иконы, или определяющие место, где произошло какое-то событие; надписи вкладного характера или дарственные; различные памятные записи.

Иногда имя мастера и дату написания или освящения указывает владелец иконы, оставляя соответствующую запись на обороте иконы. На некоторых иконах встречаются наклейки, иногда с зубцами и размерами, как на почтовых марках, на них обычно указана цена. Такие наклейки можно встретить на иконах середины XIX века. В конце XIX — начале XX века входят в моду наклейки и штампы, выжженные или отпечатанные краской на оборотной стороне иконной доски, с указанием фамилии владельца мастерской, его адреса (ил. 8—10).

Некоторые наклейки, сделанные владельцами мастерских, сообщают важные сведения о деятельности мастерской. Так, на иконе «Владимирская Богоматерь, с приписными святыми на полях» на тыльной стороне доски в центре была наклеена этикетка с типографским и рукописным текстами (рукописный текст выделен курсивом. — Ю.М.). Размер этикетки — 10,5 (по вертикали) х10 см.

Талонъ-квитанщя N 2364

изображеше Владимгрску при/

Феодора царицу Александру

Т.Т. СМИРНОВЪ съ С-ми

дер. Осинокъ, Владим1ркой губ. И.М.

На четырехчастной иконе с образами «Огненное восхождение пророка Илии, св. Христофор и свв. София с дочерьми, Архангел Михаил и св. Георгий Победоносец», на тыльной стороне, также имелась наклеенная этикетка (11×7 см) с текстом, написанным чернилами: «7 ве 60 ко 4 вчитвертях// егоръя наконе. илъю нако//не леснице Михаила на коне Софью с дочеря //ми Христофора // небес- нава цвету голубу // К. Кру 43 Данилцеволу //Александре. Карповъ Я.Т.». Из текста видно, что была изготовлена икона размером в 7 вершков (или 31 см) по большей стороне; вероятно, ценой 60 копеек; икона заказана четырехчастная («вчитвертях»); далее перечислены сюжеты иконы; цвет фона — небесно-голубой; вероятно, заказчица проживала в Данилцеве и ее звали Александра Карпова. Инициалы «Я.Т.» могут принадлежать исполнителю иконы. Кроме этикетки, на самой иконе имелась крупная чернильная надпись: «Я. Смир.». Ранее мною была зафиксирована икона «Владимирская Богоматерь», также имевшая наклейку иконописной мастерской Т.Т. Смирнова с сыновьями. Учитывая, что и эта икона была получена из того же источника, можно предположить, что она написана одним из сыновей — Я.Т. Смир[нов].

Кроме того, в этот же период встречаются написанные от руки (ил. 8) или печатные клейма типа: «Благослов е н I е// стойАфонскойгор ы//ру сскагоПан теле й//м оноваМонастыр я// въ Которомъ и освещена Ня св. 1кона».

Или аналогичная надпись на другой иконе:

митропол. москов. чуд.

въ Москве въ Чудове монастыре.

На некоторых иконах, написанных на рубеже XIX—XX веков, встречаются штампы, марки, этикетки владельцев магазинов, торгующих церковными принадлежностями и иконами (ил. 11—12,14).

Встречаются иконы, имеющие сургучные печати монастырей, в которых была освящена данная икона. Такие печати оказались на иконе «Георгий Победоносец», датированной 1904 годом (ил. 13).

Печать принадлежала Патриарху Иерусалимскому Дамиану. Патриарх Дамиан вступил на патриарший престол в 1897 году, что и отражено в его печати, и являлся патриархом Иерусалимским до 1931 года. Известно, что до 1897 года он жил в Москве и был настоятелем одного из многочисленных подворий Святого Гроба.

Могут также встретиться иконы, имеющие наклейки, печати и другие знаки, говорящие о принадлежности икон коллекционерам, музейным собраниям. Примеры можно найти в каталогах известных аукционов, среди лотов, представленных на продажу икон, а также среди икон, находящихся в частных коллекциях (ил. 15).

Надпись на иконе «Воскресение Христово — Сошествие во ад» сделана собирателем икон, петербургским купцом Макарием Трубицыным: «ВОСКРЕСЕН1Е ХРИСТОВО// МАКАР1Я ТРУБИЦЫНА//1905 г. ЯНВАРЯ 19 АНЯ».

По нижнему краю доски имеется более ранняя надпись, выполненная по белому фону черной краской, а далее — крупно черной краской: «N 20 Строгановскихъ писемъ XVI в.», «16 века».

Часть надписи подчищена. Подчистка дала повод предположить, что икона ранее принадлежала другому владельцу. Через несколько лет мне удалось увидеть другую икону с аналогичной надписью. Дальнейшее сравнение этих двух надписей позволило сделать вывод, что они выполнены одним человеком, а сами иконы находились в коллекции А.М. Постникова (ил. 16,17).

Относительно часто на тыльной стороне икон можно встретить даты. Можно предположить, что эти даты имеют отношение ко времени создания иконы. Так, на иконе Богоматери «Утоли моя печали» имеется карандашная надпись: «1913 г.//Тарасовъ».

Надписи на тыльной стороне могут и не соответствовать времени создания иконы. На датированной 1775 годом иконе с образом Новозаветной Троицы (икона «Новозаветная Троица со св. Иоанном Златоустом») в 1849 году была сделана надпись, относящаяся к более ранним событиям, следующего содержания: «1800 года сим о браво мъ Иванъ Петровичъ Соинъ благословилъ дочь свою Елизавету, которая вышла в замужество 1835 года ноября 8 дня за Михаила Федоровича Троицкого, который 1849 года Апреля 1 дня въ Великий — Пятокъ собственноручно сделалъ сию надпись в городе Клину, где онъ служилъ уезднымъ служащимъ в чине Коллежского Асессора».

На иконах иногда встречаются надписи, сообщающие о коллективном авторстве иконы. Типичен пример надписи на иконе «Киево-Печерская Богоматерь, с предстоящими Феодосием и Антонием»: «Сия икона писана в Кгево- Печерской Аавре и пожертвована въ церковь Оуспения Пресвятые Богородицы что въ Коломенскомъ женскомъ Монастыре пожеланию крестьянина коломенского уезда села Чанокъ Николая Александровича Чаркунова, его женою Марией Сергеевной Чаркуновой Е1 1юня АОт ЧЕ (1895) года при игумении Ювилинарш».

Из надписи ясно, что икона написана в мастерской Киево-Печерской лавры. Другой пример надписи на иконе «Благовещение» сообщает также и дату написания: «Труды Валаамских иноков 1902 год».

Подобные надписи, свидетельствующие о коллективном творчестве, встретились на иконах с образом Параскевы Пятницы. На одной из них: «Оя Св: икона писана и освящена//въ Параскево-Вознесенскомъ женскомъ// монастыре, Инсар: Уез. Пензен. Тубер://писана сестрами Обители//1913 го года Сентября 30 го дня».

На другой иконе имелась надпись: «Икона сия Св. Муч. Параскевы//написана сестрами в память 50 лет://юбилея от основания сей Параскева-// Вознесенской обители с 1865 года//Июля 19 дня.»

Интересное письмо сохранилось на иконе «Достойно есть» середины XIX века, написанное иконописцем Василием Михайловым, вероятно, заказчику иконы, некоему Алексею Прокофьевичу Грачеву (ил. 18): «Алексеи Проко- фьевъ Трачевъ Своеручно пишу чтобы въпредъ неменятъ абытъ посему Василей Михаловъ иконъникъ.».

Следует отметить, что используемый здесь термин «своеручно» в данном случае совершенно определенно означает, что икона написана автором письма. (Подобная формула записи встречается еще в одной подписи: «1809 го года тля 10 дня написалъ своеручно сей образъ бж1Я матере тихвинск1я серьевский рогожскш протхперей ev/puMiu никитнъ имъя ей роду 42 года»/) (См.: Ikonen, von Bernchard Bornheim, ил. на с. 314.)

В XVII веке существовала традиция моления на собственные иконы. Эти иконы могли быть выставлены в церкви, но никто, кроме ее владельца, не должен был на нее молиться. По этой причине на иконах делались надписи типа: «сему образу молится николской поп тимофей юръевъ снъ» или «моление образъ пречистые бдцы Василия янова и жены ево марфы». Надписи с таким содержанием могут говорить о древности иконы, так как в поздних иконах подобные надписи уже не встречаются.

К древней традиции относятся также вкладные надписи, фиксирующие вклад иконы в монастырь или церковь по случаю смерти ее владельца, на помин его души; при жизни, при пострижении человека в монастырь; по другим поводам. На иконе «Богоматерь Знамение» XVI века из собрания Загорского музея (Николаева, кат. 243) на подкладке была сделана надпись почерком XVII века: «147 го (1638) году октября въ 4 дн принесет сей образ знамения прстыя бдцы на иване тарасевиче грамотине», то есть икона была привезена на гробе Ивана Тарасьевича Грамотина. Для надписей конца XIX — начала XX века более характерна иная формула записи, например: «пожертвовано стс лавре. в ноябре 1919 г.» (Николаева, кат. 310).

К самым распространенным стоит отнести надписи, сделанные при заказе иконы. В них содержится информация о том, кто являлся заказчиком иконы, какой сюжет был заказан для написания, стиль иконы, часто оговаривались конкретные детали заказа, в том числе стоимость иконы. На иконе с образом Спасителя, исполненной в живописной манере XVIII века, на тыльной стороне была нацарапана надпись: «Д. СИПЯГИНО ИВАНУ МИКИТИНУ СПАСИТЕЛЯ ЖИВО 35». Здесь слово «живо» означало, что икону надо было написать в живописном стиле. Следующий пример показывает, как заказчик оговаривал характер цветового решения деталей иконы: «написать св. Петра на красном фоне» (на иконе, на поле, изображен св. Петр на красном фоне). Часто в надписях встречаются указания на качественные характеристики иконы: «писать на золоте» или «. на красках». На иконе начала XX века имелась надпись, оговаривающая наличие паволоки на иконе: «Миткаль наклей на дерево подъ гру[нт]». Из надписей на иконах известно, что писались иконы «скорописные», то есть выполненные в упрощенном варианте и соответственно более дешевые. Иногда указывается количество ликов на иконе: «не менее 10»; «Напи сатъ БоГоев- лени е//Больши.. Беревода.. до 40 Аицъ//противъ соБор- наТо оБраза//которой На Братцкои Улицы//Века за 17 го». Пример последней записи может говорить о том, что при изображении более сорока лиц на иконе менялась цена в большую сторону, и поэтому вопрос этот специально оговорен с заказчиком. В этой же надписи оговаривается, что вновь написанный образ должен быть сравним («против») с соборным образом, находящимся в соборе на Братской улице. Вероятно, по требованию заказчика икона писалась с образца XVII века. На другой иконе XVIII века, изображавшей «Отечество» и находящейся под записью XIX века, при поновлении была нацарапана надпись: «свиду какъ было 10 лиц. », то есть дано указание повторить прежний извод и число ликов должно остаться равным 10.

При заказе оговаривалась также композиционная схема будущей иконы, о чем говорит следующая надпись: «Съпасителя николу лексея божи Человека екотерину въсе поставить врятъ» (то есть Спасителя, Николу, Алексея Человека Божьего, Екатерину расположить в один ряд). Или запись на иконе трехряднице: «николу потрехрядни- цу постарой витъ 20 лицъ не менее». В данной записи, кроме указания о включении в традиционную трехрядни- цу образа Николы и количества ликов не менее 20, оговорено, что икона должна иметь старый вид, то есть по стилю должна быть подстаринной. Иногда надпись довольно подробно оговаривает условия заказа, в частности стиль иконы: «писал савелев осипъ икону // казанску поморской работы, поля нагрунтовать//венецъ дотушевать золото мъ младенца наасистъ //багряницу забить золотомъ поболше лицы темные». Данный пример иллюстрирует принципы формирования заказа, оговаривается стиль иконы — «поморский», лики должны быть написаны темными; вероятно, отсутствие на заготовке доски ковчега объясняет требование заказчика — «нагрунтовать поля». Все эти факты, собранные вместе, могут свидетельствовать о том, что икона была заказана приверженцем старой веры. Кроме того, в надписи упоминается ряд технических приемов: оттушеванный золотом венец, ассист на одеждах младенца, «багряницу забить золотом» — вероятно, означает прием наложения золота на одеждах Богоматери.

Встречаются записи, оставленные при поновлении иконы. Так, на иконе первой половины XVIII века, на обороте доски, нацарапана запись, судя по почерку, в середине XIX века: «ЕГОРУ ФЕДОРОВИЧУ НЕТРОНИНУ ВЪ ДЕ ОКАТОВА ЧИНИТЬ ДЕИСУСНУ БЦУ ФОНЪ ПИРЕКРЫТЬ ВОСКОВОЙ ВЕНЕЦЪ ТУШОВАНИ ЦЕНА ЗА ВСЕ ЗАТИ ИКОНЫ 4 РУ». Запись эта сообщает интересные детали: нимб Богоматери на иконе был переписан поверх более древнего золотого — твореным серебром и, значит, в лексиконе иконописцев назывался «тушеванным», а фон иконы, покрытый темной охрой, был назван «восковой». Также упоминается название деревни «Окатова», в которой жил заказчик, — это, возможно, позволит установить место расположения этой деревни. Характерно и мягкое звучание слогов «ни», «ти», написанных через букву «и», вместо «ы», что отражает белорусские наречия в русском языке. Пример другой надписи на иконе иллюстрирует технологию изготовления оклада: «Фон золотой, проскребной», «риза чеканна, венец подзором» (то есть риза чеканная, венец должен быть с орнаментом, в виде кружева, украшающего подзоры). На иконе 1840-х годов с образом Антония Римлянина имелась запись, оговаривающая требования к зака- | занному окладу: «Сделать рису белую //вЪнцы высоло- тить//выковать бляху//28 солотниковъ//Исго[то] видь 2-го Января//. да».

Приведу еще один пример надписи, оговаривающей сюжет иконы, а также цвет нимбов на ней: «написать полницу света серебряные» («полница» — икона с двунадесятыми праздниками; светами было принято называть нимбы).

Иногда надпись на иконе помогает убедиться в подлинности отдельных элементов. Так, на иконе с образом Сергия Радонежского, датируемой по клейму на окладе 1851 годом, некоторое сомнение вызывала серебряная рамка по полям иконы. Казалось, что она является фрагментом полного оклада. Однако прочтение надписи, оговаривающей условия заказа, сняло сомнения. На иконе имелась надпись: «рамку шириною какъ на//писана придержите ея така//идълать Ему 8 зол.? II м//Золоченую». В точном соответствии с указанием заказчика была изготовлена серебряная рамка шириной, равной ширине рисованных полей на иконе.

Встречаются и другие надписи, например: «При)». Такая или подобная запись на тыльной стороне иконы означала слово «Припись», то есть «приписные святые», которые должны были быть изображены на иконе. К примеру, на тыльной стороне иконы «Николай Чудотворец, со святыми Марфой и Федором на полях» имелась надпись, сделанная карандашом:

«Николу//при) марфу Феодора//бо[я]ри// 20 сен- тябр // Свещ».

Дата на иконе «20 сентября» обычно уточняет, какого именно Феодора необходимо было написать. Из месяцеслова узнаем, что на эту дату приходится воспоминание о святых мучениках князе Михаиле и боярине его Феодоре — черниговских чудотворцах. Таким образом выясняется, что на иконе изображен Федор-чудотворец, воспоминание о котором приходится на 20 сентября (с. с.).

Надписи иногда отражают определенные стилевые пристрастия заказчика. На тыльной стороне иконы с образом Николая Чудотворца встретилась нацарапанная надпись: «де крупино ивану лареву гузнову написать корнова- ние при ивана евдокею настародубский манеръ по луче чку роспремить». Приведенная надпись сообщает название деревни, где жил заказчик, его имя, отчество, фамилию. Заказчик хотел распрямить старую доску, дописать образы Богоматери и Иисуса Христа («корнование»), на полях были приписаны святые Иоанн и Евдокия. Икона была поновлена, фон и поля вызолочены и прочеканены орнаментом, характерным для стародубско-ветковских икон. Часто на иконных досках писались названия сюжетов. Иногда это записывалось следующим образом: «полницу»; «Николу»; «Смоленскую» и т. п. Иногда в записи присутствует слово «Быть» или, в сокращенном варианте, «Бы», а далее обычно следует запись названия сюжета. На некоторых досках перечислены несколько сюжетов, что может говорить о том, что доска предназначалась для одного из них. Пример надписи на иконе «Двунадесятые праздники» 1821 года: «Бы празники покровъ николино житге». Встречается сокращение «А.Х.», обозначающее, что заказом предписано изобразить ангела-хранителя и, как правило, одновременно святого, тезоименитого заказчику иконы. Слово «год» часто записывалось в виде сокращения «го», особенно это характерно для XVIII столетия.

На иконе с изображением Распятия с предстоящими, имеющей внизу надпись «Св. Афонскгя горы, рускаго пантелеймоного монастыря», на тыльной стороне имелась нацарапанная надпись: «д. Зверева. онтипову // икону писатьпока//ртинке картинка въ [к]реете живота// по луч// 80 к». То есть икона писалась по какой-то картинке, возможно, с гравюры, имеющей, в свою очередь, надпись об афонском происхождении; кроме того, сообщается, что за икону получено 80 копеек.

На некоторых иконах имеются указания-памятки о расположении сюжета на доске, например: «Верхъ», таким образом отмечен верх иконы. Надписи такого рода характерны для икон, предназначавшихся для иконостаса.

На иконе XIX века «Неопалимая Купина» имелась следующая надпись: «возобновлена Оя Икона усердием Боло- ховской купчихи Пелагеи Воиновой 1874-го Года». Надпись, во-первых, сообщает год, когда икона была переписана, и вероятное место ее поновления: город Волхов Орловской губернии.

Интересны надписи памятные, которые так же указывают дату и часто сообщают место какого-либо события. Так, на иконе «Тихон Калужский», выполненной около 1892 года, на тыльной стороне написано чернилами: «16 Мая 1892 г. посетили//и я пустынь преподобного// отца нашего Тихона Калужского // чудотворца и искупался въкладязе//преподобного Господь мне помогъ Ведь ужасно было холодно безъ помощи//божей невозможно Купатся Е. я».

Часто надписи оговаривают условия оплаты за изготовление иконы, например: «цена 2 рубли 60 коп серебром»; «1 ру»; «30 коп»; «2 ру 20 к зад» («зад.» — задаток). Или, если оплата была натуральная: «писалъ смасла постнаго». На многих иконах рубежа XIX—XX веков имеются надписи, сделанные карандашом, с ценой иконы, а на некоторых иконах встречается даже клеймо с ценой. Например, на иконе «Сергий Радонежский» (31×26 см) имелось овальное клеймо с текстом: «ТРОИЦЕ СЕРГИЕВОЙ //6 руб.//ЛАВРЫ».

Распространены надписи с указанием имен заказчиков и наименованием сел, посадов, деревень, в которых проживали заказчики икон. Привожу пример надписи на иконе второй половины XIX века: «песошна слобода петру // иванову мочерину // петра митрополита//зачатие с анны//проскребную//80 косереб». Надпись может быть расшифрована следующим образом:

. Песочная Слобода — название селения.

. Заказчик иконы: Мочерин Петр Иванович.

. Сюжет иконы: Св. митрополит Петр и Зачатие св. Анны.

. «Проскребную» — означает гравированный орнамент на фоне иконы.

. копеек серебром — цена иконы.

Иконы с надписью «Сормовы пески» или «села Грузина» почти всегда дают возможность определить место их бытования. В данных примерах первое название относится к району близ Нижнего Новгорода, а Грузино — название усадьбы, которое находилось в Санкт-Петербургской губернии. На иконе «Праздники» между шпонками имелась нацарапаная надпись: «УСАДЬБА ЕСИПОВО СКОТНИКУ ВАСИЛИЮ ЯКОВЛЕВУ».

Надписи на иконах, имеющие фонетические особенности местной речи и отражающие различный говор, могут помочь определить регион, откуда происходит икона. Надписи типа «ондрей» (Андрей), «орина» (Ирина), «собрамъ» (Абрам) указывают на окающий говор, имеющий ареал распространения на восток и на север от Москвы.

Написание имени Екатерина — «Екатерына» или «Екытерына» — может говорить о происхождении ее из Владимирской губернии. Можно встретить слово «цка» или «чка», обозначающее слово «доска». Первый вариант написания более характерен для северо-западных регионов России (Новгород, Псков), а второй, скорее, может говорить о верхнем и среднем Поволжье (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород). Пример записи на обороте костромской иконы «Праздники двунадесятые»: «сорокъ копекъ зачку». Или надпись на другой иконе: «чку склей». Все эти сведения имеют огромное значение в атрибуционной практике, и на них следует обращать самое пристальное внимание.

Надписи с названием сюжета на боковой стороне доски делались для напоминания иконописцу о том, какой сюжет требуется писать. Например, на иконе «Спас Нерукотворный» рубежа XIX—XX веков чернилами надписано: «Спаса Нерукотворного Владимирову». На иконе «Федоровская Богоматерь» середины XVIII века надпись чернилами на обеих боковых сторонах доски: «Федоровска». Но : наиболее часто на боковой стороне можно встретить надписи с названиями деревень: «де. демьяна в. »; «Д. ЛЕТВИ- НОВО»; «Д. ПОГОСТЪ» и подобные записи. Буква «Д», реже «ДЕ», здесь означает «деревня», далее следует ее название. Как правило, такие надписи встречаются на досках, которые можно датировать 1750—1850-ми годами. Существует мнение, что подобные надписи на боковой стороне иконной доски выполнялись офенями, торговавшими иконами «в разнос» для удобства поиска нужной иконы.

На иконах второй половины XIX века и позже в левом верхнем углу часто написаны номер и цифра, иногда цифры дробные. Возможно, таким способом указывали номера сюжетов по прорисям или номера заказов, записываемых в регистрационных книгах. Примеры: «N57»; «N8/16»; «N300». Кроме того, на некоторых иконах встречаются цифры, указывающие на их место в составе иконостаса. (Традиция подобной нумерации имеет древние корни и встречается на иконах XIV—XV вв.) На отдельных иконах XVII века встречаются надписи с указанием расположения их в тябловом иконостасе, например: «14 слева. », «против тябла. », или местонахождения i в доме: «второго камина спальня».

Также на иконах встречаются и различные метки. | Существовали многообразные знаки, являющиеся метками мастера, мастерской или владельца. Самым знаменитым и известным примером являются метки на иконах, принадлежащих семье Строгановых, — это знак в виде буквы «М» разных начертаний.

Прочитав надписи, необходимо сделать поверку их содержания с сюжетом иконы на предмет их соответствия, так как не исключено, что икона написана на более старой доске и надписи на ней не имеют отношения к изображению. Часты случаи, когда имеющиеся на доске надписи сделаны в разное время или разными людьми.

На некоторых иконных досках XVII—XVIII веков на тыльной стороне встречаются особые знаки, нацарапанные острым предметом, значение которых мною определено как счетная система. Обычно это один или два-три круга, перечеркнутых косыми крестами, и несколько вертикальных черточек, перечеркнутых горизонтальной чертой. Известно, что аналогичная счетная система использовалась в Древней Руси, и в ней было принято сотни обозначать кругами, десятки — черточками, а единицы — точками, при этом точки и черточки распологались как по вертикали, так и по горизонтали. Еще более древняя счетная система существовала в Евразии с III века до н. э. по VIII век н. э. В ней десятки обозначались вертикальными черточками, перечеркнутыми горизонтальной чертой (Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995, с. 437). Вполне возможно, что в отдельных регионах России, в крестьянской среде, как наиболее консервативной, эта счетная система дожила до XIX века (ил. 7).

Как будет видно из следующего примера, эта цифровая система использовалась для записи цены иконы. Данный вывод сделан на основании увиденной мною записи на тыльной стороне иконы «Богоматерь Знамение» в шитом бисерном окладе XIX века. Надпись имела следующее содержание:

Цена за икону — 3 ру 50 к

Цена за оклад — 2 ру 40 к

Итого цена — 5 ру 90 к

Цена за икону — «три перечеркнутых круга и 5 перечеркнутых вертикальных черточек».

Цена за оклад — «2 перечеркнутых круга и 4 перечеркнутых вертикальных черточек».

Итого цена — «5 перечеркнутых кругов и 9 перечеркнутых вертикальных черточек».

Из билингварной надписи видно, что крути означают сотни (100 копеек = рублям), а вертикальные черточки — десятки (копеек). Возьму на себя смелость предположить, что эта система счета сохранилась в среде старообрядцев и использовалась владимирскими офенями в качестве тайнописи, когда на тыльной стороне доски, предназначенной к продаже, отмечалась этими знаками минимальная цена иконы.

Споры о знаках часто вспыхивают в среде коллекционеров. Существуют мнения, что эти знаки являются знаками собственности, которые назывались метками-рубежами (от слова «рубить», делать зарубки). Ссылаются на работы П.С. Ефименко, исследователя, занимавшегося изучением русского юридического быта. Но надпись на иконе, которую можно назвать иконным «Розеттским камнем», ставит точку в этом споре. Видимо, знаки, о которых писал Ефименко, существовали; возможно, они есть и на иконах, но их еще предстоит выявить. Приведу примеры некоторых владельческих знаков (ил. 19—21).

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 108 (июль-август 2013), стр. 76

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *