Что значит пассионарный народ
Что такое пассионарность и кто такой пассионарий
Пассионарность — означает сверхэнергичность.
Пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.
«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».
Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше, чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.
Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система
«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.
Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?
Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.
Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.
«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…
Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть
«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.
То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.
Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…
Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.
Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»
Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия.
Ярко выраженные пассионарии:
Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.
Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».
В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.
Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)
С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем. Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.
Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.
Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков. Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.
Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.
«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».
Например, великороссы или русские, родились от трёх основных родителей: восточных славян, финно-угров и татар, плюс немного литовцев и половцев. Малороссы или украинцы – от славян, кочевников-торков, половцев, (плюс литовцы и крымские татары). Белорусы – в основном от славян и литовцев. Белорусы жили в лесах и болотах, поэтому этническое смешение было сравнительно небольшим: белорусы «по крови» ближе всех к предкам-славянам.
Гумилёв говорил: «Человек является частью биосферы… Это не только биомасса всех живых существ, но и продукты их жизнедеятельности: почвы, осадочные породы, кислород… Мы черпаем из двух источников – трупов животных, растений, микроорганизмов, и из воздуха – мы дышим кислородом.
А с другой стороны мы черпаем из трех источников энергии, которые попадают на Землю и имеют совершенно различное значение.
Максимальное количество энергии, которое потребляет Земля, – это энергия Солнца, она создает возможность фотосинтеза… Второй вид энергии – это энергия распада радиоактивных элементов внутри Земли… это явление оказывает на нас большое воздействие, но – локальное. Дело в том, что скопления урановых руд размещены не по всей Земле. Есть такие пространства, где радиоактивность ничтожна, а есть такие места, где они близко подходят к поверхности, и поэтому воздействие этого вида энергии на живые организмы, в том числе людей, оказывается очень сильным.
И есть третий вид энергии, который мы получаем в виде небольших порций из космоса. Это какие-то пучки энергии приходящие из глубины Галактики, которые ударяют нашу Землю… обхватывая ее какой-то частью, и молниеносно производят свое энергетическое воздействие.
Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно. И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторвано от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы».
Когда же неудовлетворенные этим объяснением знакомые спрашивали Гумилёва: «Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди – пассионарии? В чем первопричина?», – он отвечал: «Воля Божья»…
«Космическая» гипотеза Гумилёва (которую часто путают с «солнечной») вызывала и продолжает вызывать как критику, так и откровенные насмешки. Однако факт остается фактом: массовые микромутации – происходят. И периодически внутри спокойных этносов появляются люди сверхактивные, стремящиеся изменить окружающий мир. Они – дрожжи. Первые 450 – 550 лет количество таких людей в составе этноса увеличивается, потом – уменьшается, причем в отдельные периоды весьма резко. Откуда они появляются – можно дискутировать. Главное, что они появляются и становятся ядром новых, энергичных этносов.
Можно даже, взять на себя смелость и допустить, что пассионарный толчок необязательно приводит к рождению нового этноса. Возможно, бывает и по-другому. Толчок может просто разбудить дремлющий статический этнос, зарядить новой энергией и придать ему мощный импульс в развитии. На ум приходят всё те же китайцы. За четыре тысячи лет у них было несколько пассионарных всплесков и затуханий. На наших глазах в Китае происходит очередной подъём. Что это – родился новый этнос? Или, может быть, –обновился старый. (Стереотип поведения, у современных китайцев, конечно, обновленный, но ментальность-то старая.)
Важно заметить, что уровень пассионарности этноса может резко повыситься не вследствие пассионарного толчка, а в результате дрейфа пассионарности, т. е. когда один, пассионарный народ передает свой генофонд другому – слабопассионарному народу. Происходит это во время войн, нашествий или интенсивных миграций. Например, жители Согдианы (Ср. Азии) в VIII веке получили пассионарный генофонд от завоевателей – арабов и вместе с ними вступили в фазу надлома в Х веке. Литовцы передали свою пассионарность полякам, белорусам и, отчасти, русским в XV – XVI вв. А бежавшие в XVI в. из Франции протестанты – восточным немцам. Монголы же рассеяли пассионарность по огромным просторам Евразии, возбудив в той или иной степени почти все завоеванные ими народы.
И еще одна особенность. В ходе этногенеза всегда происходит процесс вытеснения пассионарности на края ареала этнической системы (что соответствует закону вытеснения рецессивных признаков открытому Вавиловым). На практике это означает, что впоследних фазах этногенеза в глухой провинции той или иной страны сохраняется больше пассионарных и здоровых (морально и физически) людей, чем в ее историческом центре…
Пассионарность – признак наследуемый. То есть, он закрепляется в генах и передаётся по наследству. И видимо не всегда напрямую – от отца к сыну. Известно, что «на детях… природа отдыхает». (Гумилёв это не уточняет.) Но, так или иначе, этот признак передаётся потомкам, может – через поколение, может – одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена.
Во время войн, писал Гумилёв, женщины ценят героев, поэтому те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем, далеко не всегда в законном браке. (Поэтому пассионарии рождаются во всех классах общества.) И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится умеренный и аккуратный семьянин. А пассионарии зачастую не находят себе место в жизни и на них смотрят как на неудачников. Женщины не желают выходить за них замуж. Характерный пример – Чацкий из комедии «Горе от ума». Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему обывателя Молчалина. Софья искренно уверенна, что этот серый, но старательный чиновник даст ей спокойную жизнь и обеспечит семью…
В такие периоды активно размножается именно обыватель или, по Гумилёву, – гармоничный человек.
Что означает слово «пассионарность»?
Содержание статьи
Что значит пассионарный человек
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.
Пассионарный человек может действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того,что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно известных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, знаменитый физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Петр I, национальная героиня Франции Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, а также Адольф Гитлер.
Пассионарность по Гумилёву
Появление слова «пассионарность» в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. «Пассионарная теория этногенеза» Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от «подъема до «реликтовой фазы», когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.
Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.
Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.
Пассионарность: значение слова простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деятельное отношение человека к окружающей действительности стало одним из самых нормальных и закономерных явлений в XXI веке.
Масштабные политические акции, флешмобы и гражданский активизм во всем своем многообразии сегодня имеют место практически ежедневно в десятках стран.
Чтобы лучше понять, что движет этими неравнодушными людьми, стоит поискать причины в небезызвестной концепции пассионарности. На чем она строится и как проявляется?
Пассионарность – что это за качество и для кого характерно
Термин «пассионарность» – это, что называется, советское наследие. Само понятие ввел и активно использовал Лев Гумилев в своих трудах, посвященных ПТЭ (пассионарной теории этногенеза).
И хотя в те времена теория так и не встретила признания среди современников в научных кругах СССР (как, впрочем, и за пределами Союза), сегодня она обрела достаточную актуальность, чтобы стать одной из обязательных дисциплин во множестве вузов. А понятие о пассионариях ушло в народ и периодически всплывает в дискуссиях.
Суть этой теории вполне логична и при этом довольно проста: этносы, равно как и не связанные общими признаками люди, проходят через все антропологические фазы – рождение, развитие, старение и исчезновение.
Однако активные стадии этногенеза свойственны только особо значимым деяниям, оставляющим какой-то след – резонансным, запоминающимся, дающим конкретные результаты. Понятно, что такая деятельность будет абсолютно невозможна, если не затрачивать реальную энергию. Вот в этом и вся разница!
По теории Гумилева, люди всегда вбирали из мира некую энергию, необходимую им для выполнения обычных повседневных дел. Однако у пассионариев эта способность развита до такой степени, что их сил хватает для решения глобальных социальных задач, вплоть до изменения мира на физическом и ментальном уровне.
Так и появляются активные и рисковые граждане, которые генерируют идеи, ломают устои, становятся ядром развития социума. Таким образом, пассионарий – это увлеченный человек, имеющий определенные цели, направленные на изменение мира, и для их достижения он использует излишки своей энергии.
Но что это значит на деле? Гумилев, чтобы как-то обозначить эту энергию, ввел определение пассионарности, опираясь на латинское понятие «passio» – «страстность, страсть». Что касается получившегося прилагательного, то здесь уже основой послужило французское «passionner», что указывает на человека яркого, харизматичного, неординарного.
В буквальном переводе подразумевается, что пассионарный – это человек:
По заключениям Гумилева, чем больше пассионариев в том или ином этносе, тем активнее этот этнос.
В случае уменьшения числа пассионариев этнос как бы увядает, становится вялым и все более равнодушным, что неизбежно приводит к «рассыпанию» – этнос утрачивает ранее объединявшие его признаки и распадается на мелкие сообщества, тихо обитающие в привычном ландшафте.
Авторская классификация пассионариев
В рамках собственной теории Гумилев подразделил человеческую общность на несколько групп, в разной степени приспособленных к взаимодействию с миром и социумом. Одним из них были присущи нейтральные качества, другим – положительные или не очень. Но в основном это:
Так, в частности, обыватели относятся к первой группе и составляют большинство; они просто подстраиваются под обстоятельства и помогают (или мешают) обществу функционировать.
Субпассионариям отводится роль этаких иждивенцев, которые потребляют ресурсы для безмятежного существования и не задумываются о будущем.
А вот разнообразие уровней пассионарности удивляет. Классический пассионарий:
Гумилев не стеснялся приводить в качестве примера исторических персонажей. Так, пассионариями высшего уровня он назвал Жанну Д’Арк и Ивана Сусанина, которые пренебрегли инстинктами самосохранения и пожертвовали собой ради защиты народа и страны.
При этом, как подчеркивает автор концепции ПТЭ, немаловажен и такой момент: процессы этногенеза практически никак не коррелируют ни с экономическими обстоятельствами, ни с проблемами ментальности, поскольку эти факторы слишком неустойчивы и могут меняться в зависимости от степени пассионарного напряжения.
И парочка побочных эффектов
Впрочем, не стоит считать, что пассионарность – это однозначно положительное свойство.
Глобальные перемены на коротком временнОм отрезке нередко ведут к ухудшению уровня жизни. А если организованная пассионарием авантюра провалится, ее результаты могут оказаться существенно хуже, нежели ситуация на начало затеи.
Есть и другая сторона. Эмоционально богатая и идейно заряженная личность ставит некий идеал или лелеемые цели выше собственной жизни. Но как она отнесется к чужим жизням – близких людей и/или просто незнакомых окружающих?
Пассионарная деятельность не связана этикой по своей природе, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Гумилев исключал лишь равнодушие, однако допускал выбор между радикальными противоположностями:
Немного объективности
Приписываемое Гумилеву авторство в «изобретении» термина «пассионарность» весьма сомнительно. Он просто позаимствовал его у испанских коммунистов, многолетним вождем которых была худенькая, но очень энергичная и харизматичная женщина с псевдонимом «Пассионария». Именно так – «страстная, страстоцвет» – называли однопартийцы свою идейную вдохновительницу Долорес Ибаррури.
Более того, как утверждает профессор Л.Клейн, друживший с Гумилевым чуть ли не полвека, Лев Николаевич выдвинул теорию пассионарности и этногенеза как собственное открытие, причем никаких доказательных выкладок она не содержала.
На самом деле эта идея разрабатывалась задолго до Гумилева, и сделано это было известным русским социологом, эмигрировавшим в Америку в 1922 году, – Питиримом Александровичем Сорокиным.
Создавая свою теорию, Сорокин отрабатывал каждое умозаключение на конкретном материале, используя энциклопедические данные о знаменитостях различных эпох и национальностей. Он рассчитывал среднестатистические показатели, сравнивал результаты, составлял наглядные таблицы. Ничего подобного в трудах Гумилева не было…
Тем не менее в целом пассионарии играют положительную роль. Они делают научные открытия, реформируют общество на политическом и социальном уровнях, ежедневно совершают подвиги, закрывая товарища от пули на войне или прыгая в ледяную воду, пытаясь вытащить незнакомца на берег.
Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Какая разница, как назвать увлеченных людей? Факт в том, что именно такие люди оставляют след в истории, что до энергии, то эти люди не получают лишнюю энергию, а просто рационально расходуют имеющуюся в распоряжении.
Думаю, люди уже приходят в мир с определенным уровнем энергии и жизненных сил. Этим уровнем и определяется их жизнь, а также способность влиять на окружающих.
Что такое пассионарность простыми словами
В последние годы в различных местах возможно услышать термин «пассионарность». Число смелых проектов, которые, на первый взгляд противоречивы благоразумию, систематически повышается. Довольно часто возможно увидеть граждан, которые смогут взяться за негосударственное, но хорошее, оптимальное и в действительности увлекательное, говорящие нечто поразительное о пути, назначении и таланте…
Пассионарность простыми словами — это состояние людей, характеризующееся вожделением работы для изменения окружающего мира, а также и социума. Настолько сильным вожделением, что на задний план уходят такие термины, как инстинкт самосохранения. Вспышки рискованности, которые имеют циклический характер и, соответственно, увеличения количества пассионариев — явление, корни, возможно, лежат в состоянии окружающей нас биосферы.
Кто такой пассионарный человек
Пассионарий – это человек, наделённый избыточной энергией, инициативный, отчаянный, увлечённый и даже помешанный, восприимчивый на самоотверженное поведение из-за достижения поставленной цели.
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет из-за выполнения миссии, даже самого себя. Из окружающей среды он обретает много энергии, и в комплекте этой энергии со своей собственной, он сможет буквально сдвигать горы и изменять мир.
Пассионарный человек сможет владеть даже минимум способностями, может быть огромным и низеньким, страшным и неотразимым, абсолютно разным.
Такой человек неспособен существовать тихо, ежедневными хлопотами без занимающей и притягивающей миссии – он готов проявлять героизм и невзирая на цену. Причём жертвовать готов не лишь собственной жизнью, но и остальных. Вероятны, помимо всего «перегибание» и «перегревы», когда рискованность выходит из-под контроля разумности и из силы творческой перерастает в разрушительную. Судя по всему, следует дополнить, что грамотнее называть пассионариев не «ведущими», а «подталкивающими», «покачивающими» и не каждого вождя считать пассионарием.
Пассионарный человек сможет действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того, что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно популярных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, известный физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Пётр I, французская национальная героиня Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, в том числе Адольф Гитлер.
Кто и когда придумал термин
Понятие введено известным отечественным учёным и мыслителем Львом Николаевичем Гумилёвым, который описывает психологический и социальный тип энергичных романтиков, творцов, отважных людей, появляющихся в различной пропорции на различных этапах исторического цикла этногенеза.
@kitaphane.tatarstan.ru
Одним из важных понятий такой теории считается пассионарность.
Пассионарная теория этногенеза
Согласно этой теории население разделяется на 3 типа: гармоничные, пассионарные, субпассионарные люди. Гармоничные — это те, кто довольно неплохо трудятся для выживания в обычных условиях (нерискованных). Они существуют на сохранение общественной системы (Гумилёв применял в своих разработках системный подход, и главным объектом анализа у него была этническая система). Пассионарные люди же трудятся не лишь на сохранение, но и на развитие этнической системы. Они хорошо работают в рискованных условиях. Помимо этого, владеют умением заражать своей энергичностью окружение (это состояние называется пассионарным возбуждением). Средства при возможности откладывают, область нахождения стараются увеличить. А субпассионарные — это те, кто трудится слишком мало, для содержания себя и своих родных. Существуют за счёт тунеядства и сбережений (если они имеются).