Что значит партнерские отношения взрослого и ребенка
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
Любовь Душебаева
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.
Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:
• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.
• Кто хочет — присоединяйтесь.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.). Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;
открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:
стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.
Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.
Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:
уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.
создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности
широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования
«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет) Красивое время года «Осень». Сколько интересного и полезного можно увидеть,собрать и воплотить в творчество. Для творческих работ использовался.
Консультация для родителей «Совместная деятельность взрослого и ребёнка 2–3 лет» Совместная деятельность взрослого и ребёнка 2-3 лет На третьем году жизни ведущей является предметная деятельность. Ребёнку 2-3 лет интересны.
НОД «Животный мир» (совместная деятельность родителей и детей) Конспект ООД «Животный мир» в старшей группе. Совместная деятельность родителей и детей. Минкевич Оксана Петровна воспитатель МОУ «Всеволожский.
Совместная деятельность детей и воспитателя. НОД «Приготовим винегрет» Непосредственная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.
Совместная деятельность родителей и детей Совместное творчество Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное.
Совместная деятельность взрослого и детей «Осенние листочки в гостях у сказки» Цель: учить детей делать аппликацию из листьев; развивать у детей интерес к художественной литературе. Предварительная работ : • сбор.
Совместная деятельность взрослого и детей во второй половине дня Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка» г. Ртищево Саратовской области Совместная деятельность.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках- мишке и мышке».
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей Не для кого не секрет, что взаимодействие детского сада с семьёй всегда была и остается актуальной и, в тоже время довольно сложной задачей.
Совместная музыкальная деятельность детей и участие в ней родителей «Совместная музыкальная деятельность детей и участие в ней родителей» Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной.
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ
Ирина Петухова
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в детском саду. Ведущим видом деятельности на занятии становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Чтобы организовать современную ННОД, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Что значит быть партнером детей?
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул, дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Есть несколько рекомендаций,которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:
• Всегда называть детей по имени.
• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускайться на корточки или садиться на низкий стул.
• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.
• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.
• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. (Таблица1)
Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности
Этапы непосредственно образовательной деятельности Характеристика действий
1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной,непринужденной: «Давайте сегодня, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2. В ходе процесса деятельности Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1. включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4. открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:
– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
–отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг» Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «И зимой и летом лук – это наш лучший друг» Воспитатель.
Использование лэпбука в совместной деятельности взрослого и ребенка В данной статье есть возможность познакомиться с историей возникновения этой формы работы с детьми. Как и с чего начинать работу. Интересной.
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.
Общение ребенка и взрослого посредством экспериментальной деятельности в ДОУ по ФГОС Министерство образования и науки Республики Бурятия МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное.
Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «Кукла Маша стала грустной» Цель: Закреплять представления о труде врача (врач приезжает.
Конспект СОД взрослого и ребенка «О водичке все узнаем и с водичкой поиграем» в первой младшей группе Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «О водичке все узнаем и с водичкой поиграем» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как.
Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группе Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Откуда пришла булочка» Воспитатель Горюнова Ольга.
Организация игровой театрализованной деятельности ребенка Любовь детей к театру заложена в особенностях их психики. Персонажи сказки воспринимаются ими как настоящие живые герои. Сказочный мир манит.
Организация игровой деятельности дошкольника как метод социально-личностного развития ребенка Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:.
Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг Чтобы ребенок захотел слушать, а далее читать сам, надо помнить, что на каждом этапе взросления у детей появляются определенные интересы.
Что значит партнерские отношения взрослого и ребенка
Знакомые слова? Возможно, вы слышали их от близких или произносили что-то подобное сами. Все это – признаки того, что партнерские отношения перепутались с детско-родительскими. Один из партнеров стал Родителем, другой – Ребенком. Эти роли могут быть фиксированными или партнеры могут ими обмениваться, но они преобладают над ролями полноправных партнеров. И это то, что часто происходит в отношениях, казалось бы, взрослых людей.
Модель из транзактного анализа получила достаточную большую известность, ее часто использовал известный психолог Эрик Берн: эта модель включает в себя роли Ребенка, Родителя и Взрослого.
Партнерские отношения подразумевают взаимодействие Взрослый-Взрослый: психологическую зрелость каждого участника взаимодействия, взаимное уважение, равную ответственность. Вот только психологически зрелых людей не так много, паспортный возраст – не показатель зрелости внутренней. Инфантильная личность в своих любовных отношениях не может находиться в роли Взрослого – не умеет, не знает, как это. И в большинстве случаев просто не хочет взрослеть. Ведь взросление – это ответственность за себя…
Личностно незрелый человек так и не вырос, не освоил роль Взрослого, поэтому пребывает в роли Ребенка. В некоторых случаях возникает компенсаторный переход в роль Родителя: такой человек безудержно заботится о других людях, потому что проецирует на них своего Внутреннего Ребенка. Такому Родителю постоянно нужен кто-то слабый и беспомощный вовне, чтобы можно было его гиперопекать и чувствовать свою нужность и значимость.
Как распознать роль Ребенка в отношениях?
Как распознать роль Родителя в отношениях?
Что делать? Читайте продолжение.
Партнеры могут чередовать роли:
В любом случае, нет равных зрелых отношений и роли Взрослого.
И что тогда происходит, когда партнерские отношения превратились в детско-родительские? И вместо отношений Взрослый-Взрослый мы видим роли Ребенка и Родителя?
И эти роли они играют не только во взаимодействии друг с другом, но и в других отношениях тоже, том числе в рабочих. Это может иметь свои негативные последствия: например, инфантильный сотрудник, избегающий ответственности и не умеющий принимать решения, вряд ли будет сильно востребован…
Психолог Ирина Соловьева специально для проекта «Психология Эксперт»
Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Елена Пастушенко
Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
В последние годы образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы) которые призваны формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются занятиями-уроками, которые даются по школьной технологии. На таких занятиях позиция воспитателя сводится к авторитарному стилю, он дает задание и контролирует выполнение.
И виноваты в этом не только педагоги- дошкольники, все больше требований предъявляют к выпускнику детского сада учителя, а значит и родители, для которых детский сад становится только подготовительным звеном для поступления в школу.
Однако, в основании оптимальной модели образовательного процесса должна быть все же позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.
Именно эта модель должна быть принята как главная для всего дошкольного возраста (3- 7 лет) и как единственно возможная для младше-го дошкольного возраста (3—5 лет).
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является то, что она плавно перетекает в свободную самостоятельную деятельность дошкольников. Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Однако требования школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение чтением, письмом, арифметическим счетом, для детей седьмого года жизни предполагают введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.
Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую — специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской активности.
Однако такое специально организованное обучение может вводиться лишь в старшем дошкольном возрасте и на фоне уже устоявшейся модели партнерских отношений воспитателя и детей, так как слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учеб-ным занятиям может резко затормозить развитие дошкольников.
Но даже в подготовительной группе удельный вес
регламентированных учебных занятий во всем образовательном процессе должен быть очень невелик.
В учебный блок целесообразно поместить занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе.
Организация занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.
Что это означает в реальности дошкольной группы?
Говоря о партнерской позиции воспитателя, подразумевается, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель — это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно — неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
Занятия в партнерской формеможно выразить девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями,а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
В разные моменты занятия партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.
-Для начала это приглашение к деятельности — необязательной,непринужденной: «Давайте сегодня. Кто хочет, устраивайтесь поудобнее.».
-Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
-В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее со-держание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец», то есть каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет свою работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу-чилось.
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, «над» ними).
От того,как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за партами, а взрослого — за письменным столом, как на школьном уроке.
Партнерская деятельность Учительская позиция
Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе, в круге;
Разрешено свободное размещение детей;
Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;
Разрешено свободное общение детей (рабочий гул);
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается);
Все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга, могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. ;
-Взрослый — учитель, отделен от детей;
-За детьми жестко закреплены рабочие места;
-Запрещено перемещение детей;
-Запрещено свободное общение детей;
-Вводится дисциплинарное требование тишины;
-Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом, либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком) ;
Занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означают хаоса в группе. Такие занятия (как и традиционные обучающие занятия) вводятся в распорядок дня и недели группы детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Многие педагоги задаются справедливым вопросом по поводу участия детей:«А вдруг они не захотят заниматься?»
В стандартной группе (20—24 человека) всегда есть 2—3 дошкольника, которые крайне редко принимают участие в занятиях. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности, предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; они, как правило, с трудом удерживаются и на традиционных занятиях- уроках.
Остальные дети составляют «ротирующуюся часть группы: то есть они присоединяются к общей деятельности часто, но не всегда, так как идут на поводу у своих предпочтений в отношении характера работы. Эти дети не игнорируют деятельность остальных, они находятся в позиции наблюдателей,в то же время проявляя к ней живейший интерес: они могут обсуждать процесс работы с остальными детьми, давать советы, сами не решаясь приняться за нее.
На каждом занятии бывает 3—4 таких наблюдателя, и каждый раз это разные дети, в зависимости от того, чем предложил заняться взрослый. Допустим, ребенок но любит лепить, у него «не получается», и он не хочет рисковать, но в следующий раз он с удовольствием подключается к взрослому и сверстникам, если работа связана с другими материалами или с их синтезом (например, где действия с пластилином — простая и лишь небольшая часть предлагаемой работы).
Поэтому воспитателю не стоит опасаться, что не включившийся в занятие «здесь и сейчас» ребенок не дополучит что-то для своего развития. Он наверстает упущенное на других занятиях.
Надо лишь сразу договориться с детьмиоб общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Поэтому, если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующее их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает.
В заключение хотелось бы сформулировать основные характеристики организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
-включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);
-открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
В рамках партнерской деятельности взрослого с детьмидолжны решаться задачи самого широкого плана: становление инициативы детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; формирование культуры чувств и переживаний; развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Конспект организации совместной продуктивной деятельности с детьми 6–7 лет. Мастерская «Волшебные клубочки» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет (подготовительная группа). В ходе занятия дети знакомятся с различными.
Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности в подготовительной.
Конспект совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты Тема: Мороз-Красный нос. Форма: развлечение на свежем воздухе. Цель: создание условий для развития двигательной, речевой, познавательной.
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Путешествие по Уралу» Тема (проект. событие): «Путешествие по Уралу» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: Занятие-исследование_ «Путешествие по карте».
Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до. Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с введением ФГОС дошкольного образования.
Схема конспекта организации совместной непосредственно образовательной двигательной деятельности с детьми Тема «Воробышки радуются солнышку», 20.03.2015г Возрастная группа:2я младшая Количество детей 19 Уровень физического развития и подготовленности.
Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.
Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.
Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.