Что значит партийные списки

Партийные списки и способы голосования

В некоторых странах правом выставлять список кандидатов имеют только партии (Австрия, Португалия, Россия и др.), в других – партии и иные зарегистрированные в установленном порядке организации (избирательные объединения, блоки и др.). В ряде государств на парламентских выборах гражданам разрешалось выступать с «независимым списком», состоящим, возможно, из одного кандидата (Швейцария, Бельгия).

Возможно также выдвижение общего списка коалицией (блоком) нескольких партий или блокирование без выставления единого списка. В последнем случае происходит «соединение списков» и получается так называемый «связный список»: партии, составившие блок, объявляют, что голоса, поданные за самостоятельные партийные списки должны рассматриваться как голоса за общий, «связный» список. Этим достигается сокращение потерь потенциальных депутатских мест ввиду наличия так называемых «остаточных» голосов (см. выше), возникающих обычно в процессе распределения парламентских мандатов между партиями. Все бюллетени в поддержку «связанных списков» рассматриваются в качестве единого блока голосов, на которые начисляются мандаты. Затем последние распределяются внутри блока между партиями, связавшими свои списки в соответствии с полученной каждой из них долей голосов.

Каждая партия составляет список кандидатов в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить мест в парламенте. Как правило, в список включается фамилий больше, чем предполагается получить мандатов. Законом устанавливается максимально возможный объём списка, который обычно превышает выделенное округу число мест в парламенте.

Так как не все заявленные в списке кандидаты пройдут в парламент (их число зависит от того, сколько голосов получит партия на выборах), устанавливается их очерёдность. В её основе правило: чем ближе кандидат находится к началу списка, тем больше у него шансов получить мандат. Первыми в списке идут лидеры партии, далее – остальные кандидаты, чьё место определяется политическим авторитетом личности среди избирателей, степенью близости к руководству партии, ценностью для её лидера и иными соображениями.

Списки бывают «закрытыми» или «открытыми». Соответственно различают и разновидности пропорциональной системы – с голосованием по закрытым или открытым партийным спискам. В первом случае избиратель голосует за весь список целиком и тем самым за всю партию. Во втором варианте он имеет возможность голосовать как за партию в целом, так и выразить предпочтение (отдать преференцию) одному или нескольким кандидатам из партийного списка. При подсчёте голоса, отданные партии, определят количество вручённых ей мандатов, а по суммированным персональным предпочтениям будет выстроена очерёдность кандидатов в партийном списке на получение мандатов. Если, например, кандидат, помещённый партией в конец списка, получит большинство голосов (предпочтений) избирателей, ему отдадут мандат в первую очередь. А кто заранее был первым в списке мандат может не получить вовсе. В этом состоит суть преференциальной системы голосования по открытым партийным спискам.

Казалось бы, такая система голосования вполне демократична. Однако она допускает множество злоупотреблений со стороны конкурентов, направленных против партийных лидеров. Противники крупной партии, не рассчитывая на избрание своих кандидатов, могут с помощью преференциального голосования отнять мандаты у её лидеров в пользу будущих рядовых депутатов. Тем самым парламентская фракция будет обезглавлена. Влияние партии в парламенте снизится, и она не сможет оправдать надежд своих избирателей.

С партийными списками связана такая положительная особенность пропорциональной системы, как выборы в один тур (а это экономия бюджетных средств). Кроме того, она не требует проводить дополнительные выборы, если один из партийных кандидатов или уже состоявшихся депутатов по-каким то причинам (смерть, переход на административную работу, проступок и т.д.) выбывает из списка или парламента. В этом случае его место обычно занимает кандидат, стоящий (стоявший) под следующим номером в избирательном списке. Таким образом, численность и политический вес фракции в парламенте автоматически восстанавливается.

Проблема выбора

В каждой стране, находящейся в процессе демократизации, осуществляется выбор между избирательными системами и формами правления, основывающийся как на международном опыте, так и на национальных особенностях. На выбор избирательной системы значительное влияние оказывают и многие другие объективные и субъективные факторы политического развития, в частности складывающаяся/сложившаяся политическая система общества и особенно – партийная система в стране.

Выбор избирательной системы обычно является одним из ключевых вопросов политики, приобретая в отдельные периоды особую остроту. Имели место случаи, когда вопрос о будущей избирательной системе страны решался путем всенародного голосования (например, в Новой Зеландии). В Ирландии и Италии такие референдумы проводились неоднократно: в Ирландии дважды с интервалом в десять лет – 1959 и 1968 г.; в Италии несколько народных голосований по этому вопросу проводились в 1991-93 г.

Хотя детальные правила в данной области содержатся обычно в текущем избирательном законодательстве, основы избирательной системы государства закрепляются в его основном законе – конституции. В ряде стран (например, Португалии) конституции устанавливают тип избирательной системы для выборов всех ветвей и уровней власти: парламентских, президентских, региональных и местных; основные законы других стран – только парламентских (Бельгия).

В Российской Федерации, равно как и в большинстве стран СНГ, во Франции конституцией установлены типы избирательных систем только в отношении выборов президента. Представительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований вправе самостоятельно определять избирательную систему для выборов на «подведомственных» территориях. И они этим правом нередко пользуются, изменяя или модифицируя свои избирательные системы от выборов к выборам. Коснулась эта практика и Государственной Думы.

«Правильный» выбор?

Выбор избирательной системы – одна из важнейших и наиболее сложных задач. Но каков он – “правильный” выбор? Существует ли научно обоснованная “наилучшая” модель избирательной системы или, во всяком случае, та, которая в наибольшей степени содействует развитию эффективной демократии в условиях конкретной страны, её региона или муниципального образования? Однозначного ответа нет, ибо «нет единственно правильного пути к демократии».

Известно ли вам, что

Политические партии Российской Федерации по-разному оценили введение с 2007 г. пропорциональной избирательной системы на выборах Государственной Думы. Одни – как содействующее процессу развития многопартийности, а, следовательно – демократии, что действительно характерно для пропорциональной избирательной системы. Другие – усмотрели в этом нововведении стремление правящей партии Единая Россия закрепить свои лидирующие позиции в Государственной Думе за счёт отсечения мелких партий, неспособных преодолеть повышенный семипроцентный заградительный барьер. Понятно, что последние оценили это как нарушение принципов демократии.

Сторонники нововведения, в свою очередь, утверждают: парламент, состоящий из чрезмерно большого числа мелких партийных фракций, ведёт к так называемой «плохой» – нестабильной и неэффективной демократии, которая может оказаться даже хуже авторитаризма. Они ссылаются на опыт Украины, где проходной барьер для партий в Верховную раду составляет всего три процента голосов избирателей. В результате многопартийный состав Рады парализует её конструктивную работу, содействует политическому расколу общества на многочисленные непримиримые лагери, дестабилизирует его и без того шаткую политическую систему.

Не «продвинутый» в политическом отношении читатель удивлённо спросит: «Если указать единственно правильную, ведущую государство верным путем к демократии избирательную систему политическая наука бессильна, тогда чем она занимается? Какую конечную цель преследуют её многотомные фундаментальные исследования, труды и прикладные разработки, а также создаваемые на их основе учебные материалы, включая настоящую лекцию?».

Ответ заключён в двуединой сущности самой политики. Если помнит читатель, политика – это наука и искусство управления общественными делами и процессами. Обратим внимание – наука и искусство одновременно. Каждое из этих двух фундаментальных слагаемых сущности политики выполняет свои функции, решает свои задачи. В том числе, и в выборе наиболее адекватной историческим условиям и целям политического развития эффективной избирательной системы.

Современная политическая теория накопила и продолжает пополнять огромный багаж знания, позволяющий производить оценку эффективности избирательных систем, измерять их свойства, соотносить избирательные системы с партийными системами, определять характер влияния избирательных систем на электоральное поведение, то есть на политическое поведение тех или иных групп, объединений избирателей и т.д. Политик-практик видит свою задачу в том, чтобы рационально использовать этот багаж знаний. Пропустив их через призму собственных политических устремлений и опыт, политическую мудрость и волю, он выбирает и внедряет в избирательную практику ту исследованную и осмысленную наукой избирательную систему, которая, по его убеждению, является наиболее приемлемой для данных конкретных условий и обстоятельств. Искусный, творческий политик, опираясь на научные знания, нередко вносит свои собственные новации в существующие модели и даже создаёт новые разновидности избирательных систем. Искусство выбора – это и есть искусство политики.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который, опираясь на научные знания, определяется соотношением политических сил в стране и, прежде всего, в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям и, естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия – наоборот, от мажоритарной – к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

В нашей стране на выборах разного уровня уже был испытан ряд избирательных систем и их модификаций. Но это лишь капля в море, только небольшая часть из тех десятков и сотен их разновидностей, которые в разное время применялись и/или продолжают применяться в современном мире. Избирательная система России находится в процессе становления и поиска наиболее приемлемых вариантов. Только в 2009 году парламентским большинством по инициативе Президента РФ был «фактически снижен до пяти процентов» так называемый «барьер» прохождения партий в Государственную Думу.

Справочно

Под «фактическим снижением» в данном контексте понимается установленная в 2009 г. квота, позволяющая малым партиям, не преодолевшим 7% барьер, но получившим на выборах 5 и более процентов голосов избирателей, рассчитывать на 1-2 депутатских места в Государственной Думе РФ.

Выводы

1. Современные политические демократии есть не что иное, как «переплавленные» в институты государственной власти и гражданского общества социальные интересы, знания, чувства и чаяния граждан. Процесс «переплавки» осуществляется посредством выборов, основывающихся на фундаментальных демократических принципах – всеобщности и свободы, равенства и справедливости, альтернативности и периодичности, тайного голосования и др. Однако это не стихийный процесс. Он включает ряд этапов и процедур, регламентированных избирательным законодательством государства.

2. Избирательные системыхарактеризуют самый важный – заключительный этап избирательного процесса, непосредственно определяющий на финише предвыборной гонки победителей и побеждённых. Их отличают установленные законом способы голосования и, прежде всего – распределения мандатов. Однако избирательные системы не сводятся к чисто «технологическим» процедурам. Они оказывают огромное, порой определяющее политическое влияние на весь избирательный и в целом – на демократические процессы в стране.

3. Различают два основных типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная. Обе они не идеальны. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Мажоритарная система, содействуя стабильной двухпартийной демократии, допускает несправедливость в отношении представительства меньшинства во власти. Пропорциональная же, в целом обеспечивая условия для справедливого представительства в парламенте всем партиям, создаёт власть, «беременную» кризисами.

4. Дискуссии о наиболее приемлемой для российской демократии избирательной системе, начавшиеся в конце 80-х годов, продолжаются и поныне. В отличие от американцев за основу поисков у нас взята не мажоритарная, а пропорциональная избирательная система, используемая в большинстве европейских государств. Однако «Россия не была бы Россией, – замечает член Центральной избирательной комиссии РФ И. Борисов, – если бы мы попросту ввели у себя классическую пропорциональную избирательную систему с присущими ей недостатками без учета текущих условий развития государства»[16].

5. Выбор избирательной системы, наиболее соответствующей идеалу демократии в конкретных условиях конкретной страны, может быть осуществлён лишь в тесном содружестве политической науки, исторического опыта и политического искусства. Ибо это всегда выбор между справедливостью и целесообразностью, между формальной демократией и политической стабильностью.

Источник

ПАРТИЙНЫЕ СПИСКИ: КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ…

Выборы по партийным спискам представляют собой избирательную систему, при использовании которой избиратели голосуют за список партии или список избирательного блока, борющиеся за определенное количество мест в парламенте или органах местного самоуправления. В результате голосования места в представительном органе будут распределяться между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.

По мнению большинства авторов [2], выборы по партийным спискам следует разделять на 3 группы:

Во-первых, наиболее элементарна система – система «связанных» списков, в соответствии с которой определенная группа избирателей предлагает список намечаемых ею кандидатов в порядке убывающей желательности. Избиратель голосует не за тех или иных кандидатов, а за тот или иной список. Избирательный барьер определяется делением числа голосующих избирателей на число депутатских полномочий; на каждый список причитается столько депутатов, сколько раз избирательный метр содержится в числе поданных за него голосов. Если на определенный список приходится, например, три депутатских полномочия, то избранными считаются три первых кандидата, намеченных списком. Основной недостаток системы заключается в том, что она усиливает влияние партийных комитетов и, в то же время, умаляет влияние избирателя – голос избирателя является показателем партийной принадлежности, а не голосом за того или иного кандидата [2].

Во-вторых, наиболее распространенная в настоящее время система свободного указания кандидатур в пределах партийного списка, при которой избиратель голосует за партию и еще внутри списка этой партии отдельно голосует за конкретного кандидата. В первом случае голос избирателя засчитывается прежде всего первому кандидату списка; если этот кандидат получит число голосов, соответствующее избирательному метру, он засчитывается второму и т.д. Голоса, поданные за отдельных кандидатов, считаются поданными также за список. Депутатские полномочия распределяются между списками в соответствие с числом голосов, полученных каждым из них.

В-третьих, «панаширование», что предоставляет избирателю возмож­ность составить свой избирательный список, подбирая кан­дидатов из разных списков [6, с. 244].

В свою очередь сами партийные списки бывают следующих видов:

Отдельно следует отметить систему голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата» Финляндии. Там в партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать какого-либо кандидата, чтобы отдать свой голос партии. Их выбор определяет пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, а так же порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.

Еще одной достаточно распространенной разновидностью пропорциональной системы в практике зарубежных стран является блокирование, которое применяется, например, во Франции. В соответствии с данной разновидностью до начала голосования соединяются спи­ски партий, образующие избирательный блок. Если партии не вступают в блок, идет обычный (классический) пропорциональный подсчет голосов. Если происходит блокировка ряда партий, но блок не получает абсолютного большинства голосов, голоса на основе пропорциональности делятся между неблокированными партиями и блоком. Но если блокированные партии завоюют абсолютное большинство, все места в представительном органе переходят этому блоку [3, с. 158].

Однако влияние избирателей на отбор кан­дидатов на так называемые мандатные места в списке вызывает многочисленные споры и нарекания современных исследователей и политиков-практиков, ответом на которые в ряде стран явилось введение преференциального голосования.

«Преференция» переводится как предпочтение. Так, при преференциальном голосовании избиратель может не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка указать кандидатов, из­брание которых для него наиболее желательно, проставив цифрами против фамилии кандидатов свои преференции (1,2,3,4 и так далее), то есть кого бы хотелось видеть избранным, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов.

То есть благодаря преференциальному голосованию, избиратель может содействовать избранию кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка. Ведь очередность кандидатов в списке определяется партией, точнее – ее руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Когда избиратель не воспользовался правом на преференции, считается, что он поддержал установленную заранее очередность кандидатов в списке. Преференция учитывается в том случае, если ее указал установленный процент избирателей. Преференциальное голосование предусмотрено избирательным законодательством таких государств, как Бельгия, Швеция, Норвегия, Нидерланды.

В свою очередь, преференциальное голосование может быть ограничено законодательством. Так, раньше в Италии разрешалось указывать не более четырех кандидатов, но затем это число было сокращено до одного. Одна преференция разрешена, например, в Австрии на выборах в Национальный совет.

Главное достоинство преференциального голосования – возможность избавления электората от засилья партийной верхушки, что позволяет назвать преференциальное голосование поистине демократическим институтом. Но также это самая господствующая партийная верхушка может научиться контролировать использование избирателями права преференций. Например, подобная ситуация наблюдалась в Италии, где благодаря преференциальному голосованию лидирующие партии добились подчинения себе целых фракций в политических партиях [5, с. 80]. Этим и объясняется сокращение количества разрешенных преференций.

Возможно и другое злоупотребление преференциальным голосованием, когда противники партии, не рассчитывая получить достаточное число голосов по собственному списку, голосуют за ее список и, отдавая преференции кандидатам в конце списка, не пропускают в парламент руководящих деятелей партии, стремясь обезглавить ее будущую фракцию [4, 256]. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, полу­чит предпочтения большинства избирателей, отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещен­ный на мандатное место, этого мандата не получит.

Но какая бы разновидность пропорциональной системы не применялась, избирательная практика может столкнуться с такой проблемой, как невозможность распределения мест в парламенте строго пропорционально количеству набранных голосов. Исходя из этого возникла необходимость создания некоторого правила распределения мандатов. В течение столетий политики и математики разных стран мира изобретали процедуры распределения мест, многие из которых используются в настоящее время на выборах различного уровня [1, с. 4].

Таким образом, при системе пропорционального представительства места в представительном органе в результате голосования распределяются между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.

Жесткими, гибкими или свободными (открытыми) списки, которые отличаются друг от друга возможностью избирателей влиять на очередность кандидатов в списке. Отдельно следует выделить систему голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата», блокирование и преференциальное голосование, которые так же становятся инструментом расширения возможностей пропорциональной системы и повышения ее привлекательности для государств.

Источник

Партийный список

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и типология партийных списков

Партийный список – это избирательный список кандидатов, которые выдвигаются партиями, избирательными или политическими объединениями на выборах в представительные органы, осуществляемые по пропорциональной избирательной системе.

В России разновидностью партийного списка является федеральный список кандидатов, который был выдвинут политической партией на конференции или съезде (список кандидатов в депутаты Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее ). Состав федерального списка кандидатов, порядок размещения в этом списке кандидатов определяется политической партией. Список кандидатов делится или полностью, или частично на региональные группы кандидатов. Кандидат не может упоминаться в партийном списке более одного раза, быть отнесен одновременно к двум или более группам.

Правила формирования и выдвижения партийного списка определяются законами и уставами избирательных соответствующих государств. Порядок расположения в списке кандидатов определяет распределение между кандидатами мест, выигранных партией в представительном органе.

Места между кандидатами по итогам выборов распределяются пропорционально голосам в соответствии с порядковым номером в партийном списке.

Типы партийных списков:

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельной разновидностью партийных списков является региональный список. Это, формально, закрытый список, на содержание и состав которого избиратель никоим образом повлиять не может. При этом позиции кандидатов определяются по итогам голосования. Кандидатура кандидата, выдвинутого политической партией, закрепляется за определенным регионом или округом. Число мест распределяются пропорционально между политическими партиями, мандаты достаются наиболее успешным кандидатам от партии, получившей квоту.

При использовании данной модели выборы могут привести к определенным недоразумениям. Успешный кандидат может не получить должное место, если однопартийцы выступят лучше. При этом проигравший кандидату прямой соперник может занять место, став одни из лучших в своей партии.

Гибридным вариантом является принятая в некоторых странах Латинской Америки модель «ley de lemas». Согласно этой модели, партии имеют право выставить несколько закрытых списков, результаты этих списков при распределении мест между политическими партиями суммируются, однако учитываются отдельно при определении кандидатов. Избиратель, как в открытом списке, может выразить свои предпочтения. По данной модели осуществлялись выборы на индивидуальные посты (губернатор, мэр).

Структура партийного списка в России

Структура партийного списка в России достаточно сложная. Весь список делится на две части:

В партийной списке, содержащем общую и местную части, при распределении мест учитывается, насколько популярна та или иная партия в конкретном регионе. Данная система призвана устранить один из основных недостатков пропорциональной системы, а именно, потерю связи депутатов с регионами и избирателями. Такая модель распространяется также на региональные выборы, проводимые по пропорциональной системе, когда в начале списка стоят кандидаты из общерегиональной части, а остальные связаны с избирательными округами.

Формирование партийных списков и выдвижение кандидатов

Правила формирования и выдвижения партийных списков кандидатов в разных странах могут значительно различаться. Законодательство определяет общие принципы, которые могут быть связаны с избирательной системой, установленной для выборов. Для определения имен кандидатов закон может требовать некоторых внутрипартийных процедур. Эти процедуры в рамках законодательства могут регламентироваться различными партийными документами и уставом.

Так, в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее законодательство предусматривает выдвижение списка при тайном голосовании. При этом не определено более конкретных процедур, в данных рамках партии могут самостоятельно определять порядок и состав кандидатов в партийном списке.

На формирование партийного списка в установленных документами пределах большое влияние оказывают различные факторы. Таким образом учитывается популярность кандидата. Известное лицо, которое пользуется доверием избирателей, способен принести политической партии дополнительные голоса, помочь занять депутатские места. Для этого могут использоваться так называемые «паровозы», авторитетные личности, как правило, не связанные с политикой. В таком случае после избрания «паровозы» передают свой мандат менее известным кандидатам из списка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *