Что значит парсийское происхождение
Тайны парсов: Самые богатые и грамотные жители Индии, подарившие миру легендарного Фредди Меркьюри
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему они покинули Иран и с чем пришли на новое место
Слово «парсы» происходит от «персы», а с санскрита его можно переводить еще и как « тот, кто подает милостыню »: этот народ огромное внимание уделяет благотворительности, даже вместо могил после смерти одного из членов общины издавна было принято создавать какой-либо благотворительный проект. Впервые парсы были упомянуты в ассирийской летописи IX века до н.э., а с XIV века записи о них оставляли французские монахи.
О том, каким был исход парсов из Ирана, рассказывает Кисса-и-Санджан, эпическое повествование о первых зороастрийцах, поселившихся на индийских землях. Это единственный источник сведений о тех событиях, записанный, к тому же, через шесть веков после того, как парсы покинули родину. Поэтому история этого народа может восприниматься и как собрание легенд, правда, сами парсы считают эти записи достоверными, документальными сведениями, на них основываются рассказы о первых десятилетиях скитаний и налаживания жизни в чужих краях.
Стремясь сохранить свою веру, с приходом мусульман некоторые из персов решились на бегство. Считается, что это были жители Большого Хорасана на северо-востоке Ирана. То ли в VII веке, то ли позже (точных данных летопись не дает) несколько тысяч человек направились на восток, где в итоге попросили у индуистского правителя разрешения поселиться на полуострове Гуджарат на северо-западе Индостана. Король согласился, выдвинув предварительно несколько требований.
От простого труда к ведущим ролям в экономике и политике Индии
Они держались вместе и строго чтили обычаи своей родины и своей религии. Проводили обязательные для зороастрийцев ритуалы, включая посвящение – навджот, по своей сути напоминающее иудейскую бар-мицву, только осуществляемое и в отношении девочек тоже. Избегали браков с чужаками и всячески приветствовали создание семей членами общины. Особенное внимание уделяли образованию – и по сей день парсы бьют рекорды по уровню грамотности – среди индийцев и не только (98 % грамотного населения при среднем по стране 64,8 %).
Не изолируясь от местного населения, зороастрийцы в Индии избежали растворения в местной культуре, отказавшись от совсем небольшого количества правил: например, пришлось оставить в прошлом классовое и социальное деление среди парсов, довольно сложное – иначе возникали бы серьезные трудности при заключении браков, ведь община не была многочисленной. Зато приняли кастовую организацию индийского общества, чтобы проще было сохранять обособленность.
А дальше – упорная работа, успешные коммерческие проекты, нравственные ориентиры, диктуемые религией – и вот уже парсы выходят на новую ступень, приобретая все большее влияние в азиатском мире. Когда в XVII веке свою экспансию в Индии начала Англия, именно парсам доставались места в коммерческих предприятиях и политические должности: те же получали возможность развивать инфраструктуру для своей общины. Так главным городом парсов стал Бомбей (нынешний Мумбаи).
К XVIII веку члены общины были не только уважаемыми, но и богатыми людьми, и достижения парсов в разных областях впечатляют: они руководили Ост-Индской компанией, создали первую биржу, строили университеты, заводы, общественные больницы, открывали газеты и типографии, участвовали в политической жизни Индии и других государств. Не забывали и о сохранении своей культуры: появлялись парсийские театры, школы, книги.
Для общения и решения разных вопросов парсы объединяются в анджуманы, которые в первую очередь действуют как благотворительные организации. Крупнейшим органом местного самоуправления у парсов является панчаят, расположенный в Мумбаи, он же стал старейшим и крупнейшим в городе благотворительным учреждением. Этот вид общественной деятельности у парсов считается едва ли не главным.
Примечательно, что парсийские жрецы из Гуджарата вплоть до XVI века обращались к оставшимся в Иране зороастрийцам за разъяснениями о правильности тех или иных канонических правил. Например, спрашивали о том, можно ли использовать чернила, произведенные не зороастрийцем, для переписывания священных текстов Авесты. Так парсы заботились о сохранении традиций своей веры – жрецы Ирана, пусть и находящегося под гнетом исламских завоевателей, воспринимались как хранители истинной веры.
Особое значение зороастрийцы придают огню и свету, создавая храмы, где жрецы поддерживают огонь на протяжении многих лет. Так поступали и парсы в Индии. Для священного места собирают шестнадцать типов огня, включая огонь от молнии, от очага, от пекаря, кузнеца и другие. После длительного ритуала очищения, который может длиться целый год, огонь размещают в храме «аташкадэ».
Что происходит с парсами сейчас?
Даже тот, кто совершенно не знаком с общиной парсов, знает имя Фредди Меркьюри, которое стало псевдонимом Фарруха Булсары из парсийской семьи. Кроме него, успеха и известности добились многие его соплеменники – политики, ученые, юристы, писатели, актеры и представители других профессий. Парсом был муж Индиры Ганди Фероз Ганди, премьер-министр Индии.
И сейчас значительное число жителей Мумбаи принадлежат к общине парсов, а за пределами Индии их можно встретить в Африке, США, Европе и Австралии, небольшие общины есть и на территории бывшего СССР. Тем не менее, количество парсов стремительно сокращается – так, что в ближайшие десятилетия этот народ может исчезнуть. Главные причины – эмиграция молодежи, отказ женщин от заключения брака в пользу карьеры, а кроме того – трудности с выбором мужа/жены, ведь парсы по-прежнему скептически относятся к бракам с представителями других народов. Кстати, генетически они по-прежнему ближе к иранцам, чем к индийцам.
Настоящим парсом считается тот, чьи родители являются парсами и кто был посвящен в зороастрийскую религию через навджот. Эту процедуру проходят дети не младше семи лет – во время ритуала приходится произносить молитвы. Навджот, как и парсийская свадьба, интересны и связаны с многими правилами, но не так поражают воображение, как другая древняя традиция зороастрийцев – отдавать тела умерших на растерзание стервятников.
Сейчас эта практика уходит в прошлое: многие современные государства не допускают такой способ обращения с умершими. Зороастрийцы открывают собственные кладбища, где могилы изолируются от земли с помощью камней и цементного раствора – так выполняется требование о соблюдении «чистоты» одной из священных стихий. Фредди Меркьюри был кремирован в Великобритании, а место, где покоится его прах, известно лишь семье, но продолжает оставаться предметом догадок и домыслов, как и все. что связано с жизнью певца и его смертью. А вот что осталось за кадром фильма «Богемская рапсодия».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Объект данной темы – этноконфессиональная группа последователей зороастризма. Предмет исследования – история парсов, их учения, обычаи и традиции.
Цель исследования – изучить историю парсов, а также религиозные практики. Для достижения поставленных целей помогут следующие задачи:
1) рассмотреть основные положения зороастрийского вероучения и выявить причины переселения части зороастрийцев Ирана в Индию;
2) сравнить религиозные практики парсов с их соотечественниками Ирана;
3) выяснить, какие факторы влияли на формирование этноконфессиональной группы в Индии.
Главная идея доклада заключается в том, что парсы формируются как этноконфессиональная группа последователей зороастризма, на которую будут влиять исторические и территориальные особенности Индии.
Зороастризм был первой дуалистической религией, где боролись два божества добра и зла – Ахура-Мазда и Ахриман. За человеком оставался добровольный выбор межу двумя силами. Пророк Заратуштра велел соблюдать особые этические правила – благая мысль, благое слово, благое дело. Особое почитание огня, строительство храмов огня способствовало тому, что мусульмане прозвали зороастрийцев «огнепоклонниками».
По парсийским преданиям, отцы-основатели их общины высадились на побережье Гуджарата на западе Индии в 936 г. н.э. До этого парсы провели почти два десятилетия на острове Див, и затем сумели изложить свою просьбу местному радже (королю) из династии СилхАра, правители которой славились веротерпимостью. Раджа разрешил парсам жить на морском побережье, где они высадились. Парсы основали поселение, которое назвали Санджан, в честь своего родного города в Хорасане. Главным источником по истории небольшой общины является «Киссаи-Санджан» («Сказ о Санджане»), эпическая поэма, сочиненная парсийским жрецом Бахманом в 1600 г. В поэме рассказывается о том, что спустя столетия парсы выучились говорить на гуджарати как на родном языке, усвоили индийскую одежду. Парсийские жрецы продолжали одеваться во все белое, носили на голове белые тюрбаны, и миряне тоже надевали белые одежды во время религиозных церемоний. Женщины завели цветные сари, но головы прикрывали платком и дома, и на улице.
С утверждением Делийского султаната в Гуджарате в XIII в. начинается период религиозной нетерпимости в истории парсов: вводится джИзья (налог с иноверцев в мусульманских государствах).
Около 1350 г., христианский путешественник, монах-доминиканец Йордан остановился в Гуджарате по дороге на Малабарское побережье и обратил внимание на парсов, о которых написал: «Есть в Индии еще один языческий народ, который поклоняется огню; они не хоронят своих мертвецов и не сжигают их, но бросают их посреди особых башен без крыш и оставляют их там совершенно неприкрытыми для птиц небесных» (Jordanus,1863, с. 21). Следует отметить, что христианский путешественник говорил о дахмах, зороастрийских погребальных сооружениях, которые получили в истории названия «Башни молчания».
4 Цит. по: М.Б. Мейтарчиян. Погребальные обряды зороастрийцев. – М.; СПб. 2001. Стр. 106.
На протяжении всей истории парсы не теряли связи со своими соотечественниками в Иране: советовались с ними по вопросам веры, священных писаний и религиозных практик. Однако пребывание парсов в Индии привело к изменениям в обрядах в нескольких случаях. Так, у них не было специального растения эфедры, из которой изготавливали напиток хаому, используемый в процессе чтения молитв у зороастрийцев. Эфедра в изобилии росла в горах Ирана. Что они использовали в качестве заменителя – нам неизвестно. Далее, в то время как иранские зороастрийцы сохранили старые обычаи жертвоприношений, парсы, продолжая приносить в жертву коз, вынуждены были, поселившись среди индийцев, прекратить убивать коров и быков. Следующее отличие заключалось во взглядах на обращение в веру. Парсов начали рассматривать как своего рода касту в индийском обществе. Они стали считать свою религию наследственной, ведь парсы очень гордились своим иранским происхождением.
У европейцев, торговых соперников португальцев, сохранилось также несколько сообщений о парсах XVII в. Большинство парсов в то время, как они сообщают, были, так же как и иранские зороастрийцы, «в основном земледельцами, а не торговцами и не желали отправляться за границу» (Fryer, 1915, с. 295); хотя большинство из них жило на побережье, но древнее почтение к творениям не позволяло им путешествовать по воде. Они жили в жалких одноэтажных жилищах, маленьких и темных, таких же, как у гаУров (немусульмане, т.е. зороастрийцы в Иране) в Исфахане; дома эти содержались как оплоты веры, и иноверцы в них не допускались. Жители их были «очень трудолюбивыми и прилежными, они старались обучить своих детей труду и ремеслам» (Ovington, 1929, с. 219).
Одной из сфер деятельности панчаята было управление фондами и благотворительность.
В 20-е годы XIX в. первые христианские миссионеры прибыли в Бомбей, началась организация школ с преподаванием на английском и на гуджаратском языках. В Бомбее сложился средний класс парсов, получивший западное образование, включавший докторов и юристов, учителей, журналистов и лиц других профессий.
Женщины в начале XIX в. еще сохраняли свое традиционное положение в доме, где они играли важную роль в исполнении семейных религиозных ритуалов – присматривали за огнем домашнего очага, каждый вечер на закате окуривали дом благовониями, варили в строжайшей чистоте ритуальную пищу для семейных церемоний, готовили детей к выполнению религиозных обязанностей. Во второй половине XIX в., когда реформисты открыли школы для девочек, женщины постепенно стали участвовать в общественной жизни общины и присутствовать на торжествах.
Начавшийся процесс урбанизации парсов в ХХ веке ускорился благодаря стремлению Индии к независимости. Конец британского владычества в Индии в 1947 г. сулил парсам большие перемены, угрожая тем связям, которые соединяли вместе всю общину: пять тысяч парсов Карачи, Лахора и Кветты оказались в мусульманском государстве Пакистан и обязаны были вместо гуджарати учить урду. Часть парсов эмигрировала оттуда и из Индии по большей части в Англию, Канаду и США. Они играли важную роль в жизни двух государств, так как из их числа вышло поразительное (соразмерно величине общины) число общественных деятелей, военных, летчиков, ученых, промышленников, издателей газет. Общественная деятельность и государственная служба давно уже считались парсами религиозным долгом, частью обязанностей каждого человека, в соответствии с его возможностями, заботиться о своих ближних.
В заключение хочется сказать, что зороастризм – удивительная религия, которая, несмотря на переселения огнепоклонников и их гонения не перестает существовать. На разные судьбы соотечественников этой религии влияли политические условия Ирана и Индии.