Что значит парафинированные шахматы
Расстановка фигур на доске
Шахматная доска состоит из 64 клеток: 32 из них белые и 32 черные. В начале партии в распоряжении у каждого игрока его армия — король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек. Играющий белыми расставляет свои фигуры на первый и второй ряд доски, играющий черными — на седьмой и восьмой.
На диаграмме ниже — правильное расположение шахматных фигур на доске в начале игры.
Как расставить шахматы на доске
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.
Сила и ценность шахматных фигур
Единицей шахматной силы считается пешка.
За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.
Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).
И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.
А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.
Повторим ценность фигур на примере таблички:
Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!
Шахматная нотация или Правила записи шахматной партии
Дата публикации: 2021-03-18
Шахматная нотация – это способ, с помощью которого записываются партии. Она нужна для того, чтобы можно было повторно посмотреть партию, показать ее другу или просто написать шахматную книгу.
В большинстве стран принята алгебраическая нотация, т.к. это самая простая форма. В ней каждому полю на шахматной доске соответствует буква и цифра:
Таким образом мы видим, что адрес поля на шахматной доске формируется пересечением вертикали и горизонтали и записывается сначала буква, а потом цифра.
Ниже показаны как обозначаются все поля
Теперь давайте посмотрим запись детского мата в шахматах:
1. e4 e5 2. Qh5?! Nc6 3. Bc4 Nf6?? 4. Qxf7# – это запись в английской нотации
1. e4 e5 2.Фh5?! Кc6 3. Сc4 Кf6?? 4. Фxf7# – это запись в русской нотации
Прежде, чем разбираться что здесь написано приведем таблицу обозначения фигур и специальных шахматных знаков
Итак, шахматные фигуры:
Название фигуры | Русское обозначение | Английское обозначение |
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Слон | С | B (bishop) |
Конь | К | N (kNight) |
Ладья | Л | R (rook) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Король | Кр | K (king) |
Так же, кроме обозначения фигур и клеток ходов, вы должны знать специальные шахматные знаки:
Знак | Обозначение знака |
---|---|
+ | Шах |
++ | Двойной шах |
# | Мат |
х | Взятие фигуры (съел) |
0-0 | Рокировка |
0-0-0 | Длинная рокировка |
! | Сильный ход |
!! | Очень сильных ход |
? | Слабый ход |
?? | Грубая ошибка |
!? | Ход, заслуживающий внимания |
?! | Сомнительный ход |
Теперь давайте вернемся к партии и посмотрим, что там происходит:
Первый делом белые и черные ходят пешкой: 1. e4 e5
Цифра 1. Указывает на номер хода.
e4 – указывает на то, что белые пошли пешкой (в данном случае мы не ставим обозначение пешки) на поле с координатой e4
e5 – вторая запись в ходе указывает на то, что черные пошли пешкой на поле с координатой e5
Теперь смотрим второй ход: 2. Qh5?! Nc6
В данном случае мы видим, что используется английская нотация, т.к. присутствует английское обозначение фигур.
Итак, цифра 2. указывает, что это второй ход.
Qh5?! – ход белых, Q указывает на то, что должен ходить ферзь, h5 – это координата поля, куда должен ходить ферзь. ?! – это комментарий хода, в данном случае он считается сомнительным.
Nc6 – ход черных, N указывает на то, что должен ходить конь, с6 – это координата поля, куда должен ходить конь.
Третий ход: 3. Bc4 Nf6??
Цифра 3. Указывает на то, что это третий ход
Bc4 – ход белых, B указывает на то, что должен ходить слон, с4 – это координата поля, куда должен ходить слон.
Nf6?? – ход черных, N указывает на то, что должен ходить конь, f6 – это координата поля, куда должен ходить конь. ?? – это комментарий хода, в данном случае это грубая ошибка, которая приводит к проигрышу в партии.
Четвертый ход: 4. Qxf7#
Вот запись полной партии:
В примере выше мы рассмотрели так называемую краткую шахматную нотацию, в которой указывается только название фигуры и поле куда она должна пойти.
В шахматных книгах вы можете встретить вот такую запись:
1. e2-e4 e7-e5
2. Qd1-h5?! Nb8-c6
3. Bf1-c4 Ng8-f6??
4. Qh5-f7#
1. e2-e4 e7-e5
2. Фd1-h5?! Кb8-c6
3. Сf1-c4 Кg8-f6??
4. Фh5-f7#
Отличие ее от краткой записи заключается в том, что после название мы сначала указываем координаты поля, где стоит фигура, а затем координаты поля, куда фигура должна пойти.
Еще несколько тонкостей.
1. Запись хода, когда превращается пешка.
На диаграмме ход белых. Они ставят пешку на 8-ю линию и превращают ее в ферзя.
В шахматной нотации это будет выглядеть так: 1. e8Q, т.е. мы указываем, что пешка должна пойти на поле е8 и превратиться в Q, т.е. ферзя. Соответственно, если мы ходим превратить в ладью, то вместо Q пишем R
2. Как записать ход, когда на одну и туже клетку может пойти две одинаковые фигуры?
Белые хотят походить конем на поле с3. Если мы запишем ход таким образом 1. Nc3, то из него не будет понятно какой конь должен встать на поле с3. Поэтому в краткой нотации есть дополнительное правило – если на одно и тоже поле может встать две одинаковые фигуры, то мы должны дополнительно указать либо вертикаль, либо горизонталь, на которой стоит нужная нам фигура. Если при указании вертикали мы не можем однозначно определить фигуру, то тогда вместо вертикали указываем горизонталь.
В данном случае ходит зеленый конь и правильная запись хода должна быть такой: 1. N2c3
Читается это так: должен ходить конь, который стоит на 2-й горизонтали на поле с3.
Еще несколько примеров:
В данном случае запись будет 1. Ncd4 – конь, который на вертикали с должен ходить на поле d4
Здесь 1. R1d4 – ладья, которая на первой горизонтали должна пойти на поле d4
Запись хода при взятии пешкой
Когда пешка берет фигуру соперника или другую пешку, то всегда записывайте исходную вертикаль, на которой была пешка, затем знак взятия и координаты поля, на котором произошло взятие:
Надеемся, что статья вам понравилась и вы научитесь записывать и читать шахматную нотацию.
Пойманная фигура
Что такое пойманная фигура?
На диаграмме мы видим позицию из первой партии матча на Первенство мира 1972 года, где Роберт Фишер встречался с Борисом Спасским. Слон Фишера пойман на поле h2, и ему некуда отступить, не подвергаясь опасности взятия.
Черный слон пойман на поле h2.
Важно находить пойманные фигуры на доске, потому что такие фигуры легко выиграть. В этой позиции мы видим, что черному коню некуда отступить с поля h5, не подвергаясь опасности взятия.
Коню некуда отступить с поля h5.
Белые выигрывают пойманного коня!
Не забываем, что фигуру важно не только поймать, но и атаковать!
Примеры пойманных фигур
Как уже упоминалось, поймать можно любую фигуру. Мы уже видели пойманного слона и коня, а как насчет ферзя? Пойман ли один из ферзей в этой позиции?
Пойман ли один из ферзей?
Да! У черного ферзя нет полей для отступления, поэтому он пойман! Теперь сделаем следующий шаг: как белым выиграть ферзя, пойманного на b2? Конечно, напав на него!
Ходом Лa2 белые выигрывают пойманного ферзя!
Белые могут напасть ходом Ra2 на ферзя, пойманного на поле b2, и выиграть его! Мы обсуждали, как обнаружить и атаковать пойманную фигуру, но не каждую пойманную фигуру легко выиграть. С другой стороны, пусть мы не можем выиграть пойманную фигуру, она все равно является слабостью. Посмотрим на следующую позицию:
Черный слон пойман на h7!
Слон пойман и заблокирован на h7, но белым трудно его выиграть. С другой стороны, белые «играют с лишней фигурой», потому что белопольный слон черных не участвует в игре.
Проверим себя
Вы знаете, как узнать пойманную фигуру, и как выиграть ее. Пора решить несколько заданий! В этой позиции черные только что сыграли Кe4. У какой фигуры не осталось безопасных ходов?
У какой фигуры нет безопасных ходов?
Все верно! Черной ладье некуда отступить с поля a8, потому что белые слоны держат под боем поля b8 и c8! Мы знаем, что делать дальше—каким ходом белые могут атаковать и выиграть ладью a8?
У ладьи на a8 нет безопасных полей для отступления!
Да! Ходом на b7 слон нападает на ладью a8, и черным приходится ее отдать! Здорово!
Ходом Сb7 белые выигрывают ладью!
Во многих этюдах Анри Ринка кони, дальнобойные слоны и даже ферзь ловятся на пустой доске. Разберем эти удивительные окончания в курсе интерактивных уроков.