Что значит памятник древнерусской письменности

Древнерусские памятники письменности

До нас дошли памятники древнерусской письменности начиная с эпохи Киевского государства.

Наиболее ранние памятники относятся к XI веку. Но есть также памятники, относящиеся к первой четверти X в. Это памятник, который называется «Гнёздовская надпись», обнаруженный при раскопке одного из Гнёздовских курганов близ Смоленска (1949 г.). Памятник представляет собой глиняный сосуд с надписью, которую читают по-разному: «горухща» (горчица), «горушна» (горчичные), «горух пса» (писал Горух). Опубликована в 1950 году Д. А. Авдусиным и М. Н. Тихомировым. Но этот памятник даёт немного для исторического изучения языка.

К середине XI в. (1052, 1054) относятся граффити в Софийском соборе в Киеве, открытые историком и археологом С. А. Высоцким.

От XI века дошла новгородские берестяные грамоты, найденные в 1951 г. Новгородские грамоты очень важны в том отношении, что написаны «простыми людьми», непрофессионалами, пишущими немного и нечасто. Это говорит о том, что письменность на Руси в ту эпоху была широко распространена. Важность берестяных грамот заключается и в том, что они отражают живой разговорный язык народа в большей степени, чем какие-либо иные памятники письменности. Памятники XI века, написанные писцами по большей части представляют собой церковные произведения, переписанные со старославянского оригинала. К ним относятся:

Остромирово евангелие 1056 – 1057 г. Книга евангельских чтений, расположенных в том порядке, в каком они читались в церкви в течение года. Такое Евангелие именуется апракос – это разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в естественном порядке книг, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная со Святой (пасхальной) недели. В частности, текст евангелий-апракосов начинается первой главой Евангелия от Иоанна, а не Евангелием от Матфея, как принято в обычных четвероевангелиях. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи. Остромирово Евангелие переписано дьяконом Григорием со старославянского оригинала. Предполагают, что Григорий был киевлянином, вызванным в Новгород со своими помощниками. Евангелие называется Остромировым по имени новгородского посадника, к которому был вызван Григорий. Этот памятник содержит древнерусские языковые особенности, поскольку был создан на Руси. Остромирово евангелие издавалось три раза: в 1834г. русским филологом, академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым, а в 1883 и в 1889 гг. фотолитографированным способом (фотомеханическая печать) на средства купца Савинкова. Памятник хранится в публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

Архангельское Евангелие 1092 г. – кириллическое рукописное Евангелие-апракос. Предполагается, что написано на юге, каким образом попало на север, где было найдено, неизвестно. Евангелие издано в 1912 г. В настоящее время хранится в Москве, в РГБ.

Новгородские служебные четьи-минеи 1095 – 1097 гг. – три книги чтений религиозных песен и гимнов, расположенных по дням и месяцам (минея – греч. «месяц»). В служебных Минеях, предназначенных для богослужения, гимнографические тексты располагаются в последовательности их чтения или пения на Вечерне, Утрене, иногда также на Литургии, Повечерии и др. Изданы в 1881г. хорватским филологом-славистом, академиком Петербургской АН Ватрославом (Игнатием Викторовичем) Ягичем. В настоящее время хранятся в Историческом музее в Москве.

Святославовы изборники 1073 и 1076г. созданы в Киеве для князя Святослава дьяконом Иоанном.

Изборник 1073г. – своеобразная энциклопедия знаний того времени в разных областях жизни: в нем собраны сведения по астрономии, выразительным средствам художественной речи, рекомендации по употреблению пищи, сведения о количестве и времени и т.д.

Изборник 1076г. – сборник статей религиозно-нравоучительного характера. Он написан на основе «княжьих книг», т.е. книг, хранившихся в библиотеке Святослава.

Первый изборник был издан в 1880г., находится в Москве, в Государственном Историческом Музее; второй был издан в 1876 г., переиздан в 1965г. АН СССР с комментариями и указателями.

Рукопись в настоящее время хранится в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

От XI в. дошли ещё такие книги, как «Чудовская толковая псалтырь», «Евгеньевская псалтырь». Псалтырь – книга псалмов. Псалмы – песнопения (религиозные гимны и молитвы), составляющие псалтырь.

Псалтырь – одна из книг Библии, содержит 150 псалмов, занимает важное место в христианском культе, оказала огромное влияние на фольклор и средневековую словесность; в средневековье была основной учебной книгой для овладения грамотой.

Большинство рукописей XI в. не сохранилось. Информация о них осталась только в упоминаниях и в списках рукописей более поздних веков. Например, «Книга пророков» (одна из частей «Библии») новгородского попа Упыря Лихого (1047г.) дошла до нас только в списке XVI в., оригинал XI в. не сохранился. С книги была изготовлена копия, где было упомянуто имя древнего автора. Эта книга, скорее всего, предназначалась для церковной библиотеки.

Упырь Лихой – первый известный на Руси переписчик книг, священник, работавший в Новгороде в 1047 году. В 1047 году перевел и написал «Книгу пророков». Его запись на книге – древнейшая датированная запись на древнерусских книгах:

«Слава тебе Господи царю небесный, яко сподоби мя написати книги си. Ис коуриловице князю Влодимиру Новгороде княжащю сынови Ярославлю болшему. Поучах же е писати в лето 6555 месяца мая 14. А кончах того же лета месяца декабря в 19. Аз поп Оупирь Лихый. Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, но … писавшаго не забывай».

К XI в. относится и оригинальная надпись на Тьмутараканском камне (1068г.), в которой говорится об измерении князем Глебом ширины Керченского пролива. Эта надпись интересна тем, что в ней отражаются черты, свойственные живому русскому языку того времени.

В 40-х годах XI века написано «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона – первый оригинальный памятник торжественного красноречия.Полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Влодемиру Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей». В «Слове…» противопоставлены Ветхий и Новый Заветы. Илларион был первым киевским митрополитом из русских, жил в загородной резиденции киевского князя, селе Берестове. «Слово о законе и благодати» было прочитано им в торжественной обстановке в присутствии Ярослава Мудрого и его семьи. В этом произведении утверждается идея равноправия Руси и русского народа со всеми другими христианскими государствами и народами, воспевается христианская вера.

Обратимся ещё раз к словам Илариона: «Вера благодатная по всей земле распространится и до нашего язычника русского дойдет, евангельским же источником наводнит всё и всё покрыв до нас прольется. Ибо уже мы со всеми христианами славим святую троицу, а Иудея (иудаизм) молчит».

«Слово» – патриотическое публицистическое произведение, которое является образцом риторического оформления мысли. Известно в 44 списках. Оказало большое влияние на развитие высокого стиля древнерусской литературы.

В 80-х годах XI в. великим русским писателем Нестором Летописцем, автором жития Бориса и Глеба и древнейшего летописного свода «Повесть временных лет», написано «Житие Феодосия Печерского». Житие дошло до нас в списке XII века, в составе рукописного сборника XII – XIII вв., который хранился в Успенском соборе Московского Кремля под названием «Успенский сборник».

Начинается это произведение так: «Благодарю тебя, владыко мой, господе Иисусе Христе, что сподобил меня недостойного соповедателя (тот, кто несет весть вместе с кем-то, в данном случае с Иисусом Христом) быть святым твоим угодником. Ибо сперва, писав о житии и о погублении, и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Борис и Глеба, принудил себя и к другому исповеданию приступить».

Вступление можно назвать высоким образцом ораторской прозы.

В «Житии Феодосия Печерского» рассказывается о рождении и детстве Феодосия, смерти отца, конфликтах с матерью, преследованиях с её стороны. Феодосий был необычным ребенком: не играл с детьми, ходил в церковь каждый день, приобщался к божественным книгам, изучал грамматику, мечтал исходить все места, по которым ходил Иисус Христос, непрестанно молился. Мать же хотела, чтобы он был, как все дети: чтобы общался со сверстниками, занимался домом. В конце концов он сбегает из дома в Киев (сам он жил в пригороде г. Киева), попадает в пещеру к Антонию, который принял его и постриг в монахи Киево-Печерского монастыря. Описание жизни Феодосия в Киево-Печерском монастыре содержит много интересных бытовых подробностей, в частности о жизни и писательстве известных деятелей русской литературы середины XIв. – Илариона и Никона Великого. Большое внимание в житии уделено описанию отношению монастыря к киевским князьям.

*Князь ростовский Борис был убит вместе с братом Глебом сторонниками Святополка.

В житии говорится и об изготовлении книг и писательстве Феодосия, упоминается о том, что к этому Феодосия сподвиг Великий Никон, игумен Киево-Печерского монастыря, летописец, составивший Киево-Печерский свод 1073г.

Источник

Памятники русской письменности

Памятники письменности являются бесценным документом для ученых, которые реконструируют язык и устную речь того или иного исторического периода. Памятники письменности помогают ответить на вопрос о том, как же звучала устная речь славян? Всю историю развития русского языка делят на два периода: доисторический (дописьменный) и исторический, которому есть письменные свидетельства. На Руси он берет свое начало в 10 веке.

Понятие «памятники письменности» не следует путать с понятием «памятники литературного языка», потому что встречаются памятники письменности, которые написаны народным языком без литературной обработки. Памятники письменности – это книги, грамоты, надписи на предметах обихода, на коже, бумаге, на ткани, на стенах храмов, на иконах, на церковной утвари, на колоколах, на кости, на металле, на камне и т.д.

Памятники 10-11 веков
Что значит памятник древнерусской письменности
Самым древним памятником славянской письменности является Гнездовская надпись, обнаруженная в 1949 году в Гнездове под Смоленском. Это надпись на глиняном сосуде, сделанная кириллицей. Надпись датируется 10 веком и свидетельствует о том, что кириллица была широко распространена на Руси еще до принятия христианства в 988 году. Надпись состоит всего из одного слова, по поводу расшифровки которого ведутся споры. Это слово читают по-разному: «горушна», «горухща». Предполагают, что это краткое прилагательное среднего рода множественного числа, которое сочеталось с существительным «зерна».

Что значит памятник древнерусской письменности
Одними из самых ранних памятников древнерусской письменности являются найденные в 1951 году в Новгороде берестяные грамоты. Берестяные грамоты представляют собой куски березовой коры, на внутренней стороне которой острым предметом (предположительно костяным стержнем) процарапаны знаки. Берестяные грамоты датируются 10-11 веками. Найдены также грамоты, которые написаны в 17, 18 и даже в 19 веках. Для письма на таких грамотах уже использовали чернила. Новгородские грамоты представляли собой свитки, которые были либо выброшены, либо утеряны. Содержание текстов грамот носит характер частной переписки, в которой обсуждаются хозяйственные, торговые и бытовые вопросы. Ученые предполагают, что некоторые грамоты писали женщины. При раскопках в Новгороде было найдено более 500 грамот, большинство из которых написано кириллицей и датируются 11 веком.

Что значит памятник древнерусской письменности
Памятником письменности 11 века является Остромирово евангелие. Известен точный период его написания: 1056 – 1057 годы. Евангелие написано на пергаменте золотым раствором и богато украшено орнаментом. Евангелие включает 294 листа. Известны имена людей, написавших Остромирово евангелие. Это дьякон Григорий и посадник Остромир (Стромил), который поручил его написать. Евангелие написано от руки крупным уставом. Устав – это вид написания букв, которые были правильной формы, одинаковой высоты и писались без наклона. Остромирово евангелие является не только памятником древнерусской письменности, но и памятником древнерусского искусства. Оно хранится в Санкт-Петербурге в библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Еще один памятник письменности 11 века – подпись французской королевы Анны Ярославовны, которая была дочерью Ярослава Мудрого, под латинской грамотой 1063 года. Подпись состоит их двух слов «Анна ръина», что означает Анна regina (королева). В русской надписи пропущена буква «Г», что является свидетельством того, что звук «Г» произносился как фрикативный, т.е. так, как сейчас его произносят на юге России и в Украине.

Что значит памятник древнерусской письменности
К 1068 году относится Тмутараканская надпись. Тмутаракань – область на востоке от Азовского моря. Надпись сделана на мраморной плите. Содержание надписи таково: «в 6576 году индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутараканя до Корчева 10 000 и 4000 сажен».

Что значит памятник древнерусской письменности
К 1073 году относится Изборник Святослава. Изборник состоит из 266 листов. Это перевод греческих книг на старославянский язык. Изборник содержит сведения научного характера по математике, астрономии, по теории словесности.

К 11 веку принадлежат множество памятников письменности: Архангельское евангелие 1092 года, Новгородские служебные минеи 1095-1097 годов, Толковая псалтырь Чудовского монастыря, Пандекты Антиоха, 13 слов Григория Богослова, Ефремовская кормчая и многие другие.

Одним из самых ценных памятников славянской письменности является «Слово о законе и благодати» — это торжественная речь, произнесенная Митрополитом Илларионом, который произвел богослужение в присутствии князя Ярослава. Текст слова записан в период между 1037-1050 годами.

Памятники 12 века
Памятниками 12 века являются Грамота Мстислава, которая написана в 1130 году и Вкладная Варлаама Хутынскому монастырю, которая была написана предположительно в 1192 году. Грамота Мстислава представляет собой дарственную князей Мстислава Владимировича – сына Владимира Мономаха – и Всеволода монастырю святого Георгия. Грамота написана золотым раствором, в который добавлен растительный клей и заверена позолоченной печатью.

Что значит памятник древнерусской письменности
Вкладная Варлаама Хутынскому монастырю является духовным завещанием. В языковом отношении она ценна тем, что отражает речь древних новгородцев.

Памятниками 12 века являются Мстиславово евангелие (1117 год), Юрьевское евангелие (1120 год), Добрилово евангелие (1164 год).

Памятники 13-14 веков
К данному периоду относится «Договорная грамота Смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и готским берегом», несколько новгородских грамот: Договорная грамота Новгорода с немцами (1262 – 1263 годы), Договорная грамота Новгорода с князем Ярославом Ярославичем (1264 – 1265 годы).

Одним из самых примечательных памятников древнерусской письменности 13 века является «Русская правда». Русская правда представляет собой свод законов древней Руси. Ее начали писать еще в 11 веке во времена правления Ярослава Мудрого. Затем «Русская правда» переписывалась и дополнялась. Документ дошел до нас в более поздних списках 14-15 веков.

Памятником 13-14 веков является Синодальный список Первой Новгородской летописи, который в настоящее время находится в Московском историческом музее. Более поздним списком является Лаврентьевская летопись (1377 года), которую переписал монах Лаврентий. Лаврентьевская летопись содержит знаменитую «Повесть временных лет», которая была написана в 12 веке, но в первоначальном варианте не сохранилась до настоящего времени. Она дошла до нас в составе более позднего списка Лаврентьевской летописи. Лаврентьевская летопись написана в Суздале, а хранится в библиотеке им М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Памятники письменности 15-17 веков
К памятникам этого периода относятся Ипатьевская летопись, многочисленные духовные грамоты, список «Слова о полку Игореве» 16 века, который был уничтожен московским пожаром 1812 года. По поводу времени написания «Слова о полку Игореве» ведутся ожесточенные споры. Одни ученые считают, что «Слово..» было написано в 12 веке. Другие же, анализируя язык «Слова…», считают, что оно могло быть создано не раньше 14 века. Из памятников письменности 16-17 веков стоит отметить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, Судебник царя Ивана Грозного (Список 17 века), Домострой (список конца 16 века) и Житие протопопа Аввакума (середина 17 века).

Источник

Древнерусская литература: десять жемчужин

Ко Дню славянской письменности и культуры сотрудники Государственного института русского языка напоминают нам о памятниках допетровской письменности

Текст: Сергей Травников (профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина), Елена Июльская (доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина)

Фото: «Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в./media.elitsy.ru

Впрочем, надо признать, что такое отношение начало формироваться не в XX веке. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» (1834) с горечью признавал: «Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». В XXI в. молодое поколение русских людей должно знать, насколько велико и самобытно литературное наследие Древней Руси, ибо без уважения к духовному опыту предков невозможно «самостоянье человека», величие народа и его нравственное здоровье.

Вспомним же несколько шедевров.

«Слово о Законе и Благодати»

В «Слове о Законе и Благодати» Иларион отстаивал мысль о равноправии всех христианских народов, прославлял героическое прошлое Руси и первые успехи в деле христианизации страны.

«Повесть временных лет»

Самый древний из дошедших до нас памятников русского летописания. Она была составлена Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 г. на основе более ранних летописей. Этот древний памятник рассказывает о возникновении древнерусского государства, о положении русичей в семье славянских, европейских и иных народов, о битвах с иноземными захватчиками, посягавшими на землю «отчичь и дедичь», о междоусобных войнах князей, ослаблявших страну, о первых успехах в развитии христианской культуры. Летописцы изображали Русь как могущественное и независимое государство, не раз вступавшее в единоборство и побеждавшее Византийскую империю, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Они гордились мудростью русских правителей (Ольги, Владимира, Ярослава), прославляли первых национальных святых (князей-мучеников Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия), формировали у современников и потомков чувство исторической памяти и патриотизм.

«Поучение» Владимира Мономаха

Сочинение Владимира Мономаха, дошедшее до нас в составе Лаврентьевской летописи, обращает на себя внимание необычным для древнерусского книжника XII века выражением авторской позиции. С одной стороны, это объясняется тем, что первоначально произведение предназначалось для личного пользования (для современных писателю и следующих поколений князей). Отсюда более свободная форма изложения, дающая автору возможность высказаться. С другой стороны, иная эстетическая направленность сознания писателя, попытка понять прошедший жизненный путь, связать религиозное и житейское определили желание человека разобраться в собственном внутреннем мире.

Главная политическая идея «Поучения» — морально обосновать новую политику, которая должна привести к прекращению усобиц и сохранить феодальную государственную иерархию. Исходя из личного опыта и собственных убеждений, князь пытается выразить общественно-полезный идеал человеческого бытия.

Один из самых образованных и талантливых людей своей эпохи, Владимир Мономах создал «Поучение» как духовное завещание детям и тем, кто заботится о спасении души и кому не безразлична судьба родной страны. Глубина философской мысли отличает размышление князя о красоте и многообразии мира, где человек, вершина творения Бога, призван быть работником. Житейской мудростью пронизаны советы, которые Мономах дает тем, кто выбирает жену, обустраивает дом, воспитывает детей, управляет государством.

«Слово о полку Игореве»

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.

Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.

«Слово о погибели Русской земли»

«Житие Александра Невского»

Это произведение не укладывается в канонические рамки княжеского жития и представляет собой первый тип агиобиографии князя-воина, т.к. подвиг защиты родины приравнивается в нем к подвигу утверждения веры. Писатель рассматривает деятельность своего героя в широком историческом контексте, ставит его в один ряд с великими римскими императорами Веспасианом, Цезарем, Константином I, с прославленными русскими князьями Ярославом Мудрым и Всеволодом Большое Гнездо.

«Задонщина»

Поэтический отклик на события 1380 г., когда объединенные русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над войсками ордынского хана Мамая. Произведение было создано вскоре после Куликовской битвы, в 80-е годы XIV в., при жизни Дмитрия Донского (ум. 1389).

Создавая «Задонщину», древнерусский писатель опирался на традицию «Слова о полку Игореве», широко используя сюжетно-композиционные построения, образы, мотивы, стилистические формулы этого литературного памятника XII в. Он сопоставлял события трагического похода князя Игоря на половцев и победу войск Дмитрия Донского над монголо-татарами, после которой «по Русской земли простреся веселье и буйство».

«Житие Сергия Радонежского»

Памятник русской агиографии, созданный учеником святого Епифанием Премудрым в 1417—1418 гг. Более двадцати лет Епифаний собирал рассказы троицких старцев, воспоминания очевидцев, документальные свидетельства о Сергии Радонежском, записывая их в «свитки», чтобы сохранить память об учителе, образ которого воплотил лучшие черты русского характера и новый идеал святости, сформировавшийся в годы национального подъема после победы на поле Куликовом. Автор «Жития» прославляет Сергия Радонежского как аскета и чудотворца, основателя Троицкого монастыря, воспитателя целой плеяды русских игуменов, духовного лидера страны, благословившего Дмитрия Донского на «Мамаево побоище» и поддержавшего великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы.

Прекрасно образованный человек, побывавший в Константинополе и овладевший греческим языком, Епифаний насытил житийный текст цитатами и реминисценциями из библейских книг, сочинений отцов церкви, византийских агиографов. Автор «Жития Сергия Радонежского» использовал популярный в конце XIV—XV в. стиль «плетения словес», который характеризуется обилием риторических фигур, ярких эпитетов и сравнений, конструкций с однородными членами. Усложнение стиля было связано с попыткой писателя передать богатство духовной жизни человека, текучесть его чувств и мыслей.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие муромских святых Петра и Февронии было создано в 40-х годах XVI в. писателем-публицистом, известным нам как Ермолай-Еразм. Появление произведения связано с канонизацией святых на соборах 1547 и 1549 гг., проводимой митрополитом Макарием с целью упрочения авторитета русской церкви в христианском мире.

«Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от канонических житий, составлявшихся писателями школы митрополита Макария. Это не история жизни святых, а история любви князя и крестьянки, спасшей его от смертельной болезни. Автор восхищается умом и врожденным благородством Февронии, которая выходит победительницей из сложных жизненных ситуаций: когда князь нарушает данное ей слово; когда бояре, не смирившись с худородием княгини, изгоняют ее из Мурома; когда она должна выбирать между обещанием мужу умереть с ним в один день и обетом монахини. Образ Февронии становится одной из знаковых фигур литературы Древней Руси, так как связан с утверждением идей самоценности человеческой личности, бескорыстного и гуманного служения ближнему, всепобеждающей любви и супружеской верности.

«Житие» протопопа Аввакума

Все это тесно переплетается с христианским послушанием и аскетическим самоотречением. Признание духовного братства людей, равенства их по природе означало для Аввакума требование равного справедливого суда. Нравственные нормы, обязательные для всех, распространялись и на царя. А это давало старообрядцам возможность судить государя, отвергать его решения, приводить примеры идеального поведения какого-либо правителя в Священной или русской истории. Мысль о моральной ценности человека очень важна для Аввакума. Он подчеркивает, что совершенство достигается только «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше самого государя.

Уникальность памятника еще и в том, что он известен в нескольких авторских редакциях, что позволяет ученым проследить движение текста, изменения в идейно-художественном содержании произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *