Что значит пафосно простыми словами
Что такое пафос и кто такие пафосные люди
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Одни и те же слова можно произнести по-разному: в каждом случае они возымеют различный эффект.
Когда кто-то говорит очень эмоционально, то невольно начинаешь испытывать те же эмоции, что и говорящий. В ряде случаев в этом нет ничего плохого. Например, человек с лидерскими качествами с помощью пафоса может повести за собой целую толпу.
Другой момент – куда он ее поведет? К светлому будущему или свершению аморальных поступков. Пафос, используемый в благих намерениях – почему нет? А вот грязных манипуляций чувствами стоит опасаться.
Пафос — это.
В переводе с греческого языка слово «пафос» означает страсть, страдание.
Более полное его определение – это выражение эмоций в возвышенной манере, с особым драматизмом и возбуждением, чтобы вызвать аналогичный отклик у аудитории. В словаре Ожегова пафос имеет значение воодушевленного подъема, энтузиазма.
В качестве простого примера на ум сразу приходит священник из американского кино, который под веселую музыку кричит разные лозунги, обращаясь к толпе прихожан. Люди заряжаются его энергией, подхватывают слова, кричат в ответ «аллилуя!», и апогеем (это что?) такой картины становится чудесное исцеление одного из сидящих в инвалидном кресле)).
Впервые о пафосе заговорил Аристотель: он ввел это понятие в риторику, как речевой прием, используемый с целью вызвать у слушателей нужные чувства, таким образом, заставив их ощутить всю трагичность рассказа. При этом оратор на самом деле не задействует свои эмоции в полной мере, оставаясь внутри себя спокойным.
Далее Гегель стал использовать этот термин для передачи не только трагического настроения, но и торжественного. А еще позднее стали различать разные виды пафоса, использовать его не только в ораторском искусстве, но литературе, фильмах, музыке, телепередачах, на радио и других сферах.
Пафосный — это какой?
Что такое пафос в обычный жизни, и как выглядит пафосный человек? Как правило, он резко отличается на фоне остальных следующими характеристиками:
Отсюда видно, что в реальной жизни пафосный человек – это скорее отрицательный персонаж, от которого хочется сбежать подальше.
Кому понравится почувствовать себя рядом с ним никчемным, некрасивым, безнадежно глупым и т.д? А именно так себя ощущают обычные люди с собеседником, полным пафоса.
Что можно посоветовать:
Пафос и литература
Литературный пафос – это те чувства, которые автор вложил в свое сочинение, чтобы вызвать у читателя аналогичные эмоции. Это то настроение, в котором пребывает читатель после прочтения произведения.
В литературе существует несколько видов пафоса:
Таким образом, поэты и писатели используют этот прием, чтобы эмоционально вовлечь читателя в свое произведение.
Если вы вспомните несколько прочтенных вами книг, то обязательно обнаружите, что от некоторых из них ( а может и всех) вы получали яркие впечатления.
Как пафос влияет на нашу жизнь
Чтобы понимать реальное влияние пафоса, вспомните сколько решений было принято вами под давлением эмоций? В моменты сильной радости можно пообещать что угодно и кому угодно.
Когда вам очень грустно и печально, вы можете невзначай обидеть близкого, отказавшись с ним общаться. Будучи в гневе, картина мира искажается, и люди говорят много слов, о которых впоследствии сожалеют.
Об этих моментах прекрасно знают манипуляторы чужими чувствами и успешно используют пафос для достижения своих целей. Например, политик с трибуны добивается расположения народа – потенциальных избирателей.
Писатели, таким образом, завоевывают свою аудиторию. Бизнес-тренер набирает команду учеников, а участник какого-нибудь конкурса добивается расположения жюри и зрителей.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Пафос — это сейчас едва ли не норма поведения. Не удивительно, что это слово переводится как «страдание», только страдают обычно те, кто окружают пафосного человека.
Пафос присущ закомплексованным людям, которые хотят быть более значимыми, чем являются на самом деле.
Будучи в гневе, картина искажается. Это ошибка с точки зрения ЕГЭ. Картина в гневе?
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Значение слова «пафос»
1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом. □ [Клим] избегал пафоса, не позволял себе горячиться, а когда говорил то, что казалось ему особенно значительным, — понижал голос. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Чрезмерная приподнятость тона речи. [Горева] играла всегда с захватывающим подъемом, горячо, но излишний ложный пафос, привитый ей в провинции, сильно вредил ее исполнению. Юрьев, Записки.
2. чего или какой. Воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-л. высокой идеей. Пафос созидательного труда. Революционный пафос. □ Миллионы ударников горят подлинным пафосом социалистического строительства, болеют за ту программу, которую они выполняют. Киров, Статьи и речи 1934. || чего. Высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм. Пафосом этой статьи является борьба с тем отвлеченным взглядом на историю, согласно которому историческое движение обусловливается понятиями людей. Плеханов, В. Г. Белинский. Все наше искусство, весь его пафос направлен к становлению и утверждению высоких моральных ценностей правды! А. Н. Толстой, Лицо гитлеровской армии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.
ПА’ФОС, а, мн. нет, м. [греч. pathos] (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. Суровым пафосом звучал неведомый язык. Некрасов. Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, — следовательно, страсть чисто духовная, нравственная. Белинский. 2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-н. — В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное. Сталин [доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.]. 3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-н. П. поэзии Пушкина — в ее человечности. Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви. Белинский. 4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неодобрит.). Он не умеет говорить без пафоса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Па́фос
1. город на Кипре ◆ Не так давно с пляжей Ларнаки сняли голубые флаги, признанные ЕС свидетельства качества. И недвижимость там продается хуже, чем в Лимассоле и Пафосе. Владимир Абгафоров, «Дом на Кипре: колониальный евростандарт», 2002 г. // «Мир & Дом. City» (цитата из НКРЯ)
па́фос
1. воодушевление, душевный подъём, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики ◆ Весь пафос его, весь пыл его увлечения складывается пред алтарём того бога, которому никогда ни один художник не молился. Л. И. Шестов, «Шекспир и его критик Брандес», 1898 г. (цитата из НКРЯ)
2. книжн. идея, замысел ◆ Пафос анархизма и его стихия есть свобода, но свобода не как принцип индивидуального обособления, а как основа разумного и совершенного общения. П. И. Новгородцев, «Приложение об общественном идеале», 1917 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: букварь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое пафос и что значит пафосный
А вот в литературе и искусстве пафосом называют эмоциональный смысл произведения, его основной посыл. Например: «Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви» (В.Г. Белинский).
Синонимы к словам «пафос» и «пафосный»
Примеры из литературы
У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
В.Г. Белинский. «Ответ «Москвитянину»» (1847)
Опять настает эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.
И.А. Гончаров. «Обломов» (1859)
Марья Константиновна была добрая, восторженная и деликатная особа, говорившая протяжно и с пафосом.
А.П. Чехов. «Дуэль» (1891)
Пафос социального равенства всегда подавлял у нас пафос свободы личности.
Н.А. Бердяев. «Демократия и личность» (1915)
И, прислонившись спиной к витрине, Мотылек принялся с пафосом декламировать какую-то элегическую балладу.
А.Т. Аверченко. «Шутка мецената» (1923)
В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов.
И.В. Сталин. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (1933)
Собралось тысячи полторы народу. Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Сергей Довлатов. «Чемодан» (1986)
― И тут мне приснилась мать! ― патетически воскликнул он. ― Если бы вы знали, какой у нее был ужасный характер ― но это к делу не относится.
Людмила Улицкая. «Медея и ее дети» (1996)
Место Колосенцеву не нравилось, уж больно пафосное, и цены чудовищные, так что даже чашку чаю он там себе позволить не сможет.
Александра Маринина. «Последний рассвет» (2013)
ru_philosophy
Философское сообщество ЖЖ
я никогда не различала пафос от выпендривания. а может быть, это одно и то же?
И где здесь логика? Можно, конечно, списать на женскую логику и посочувствовать.
Пафос- мужской конёк. Это они вечно устраивают концерт с рыданиями и заламываньем рук на пустом месте.
Не знаю, как тебе, уважаемый читатель, а я в этом вижу личное переживание автора этого определения, несколько близкого даже к истинному, если бы не это абстрактное «пустое место».
говорить студенту,что завтракаешь в старбаксе,кофехаузе и пр-только позёрство и дешёвый пафос
А вот употребление слова на практике. Не вдаваясь в изначальную ложность этого высказывания, можно понять, что слово употреблено в том же значении, что и «выпендривание». Ну, тут же опять можно всё списать на женскую логику.
Ресторан «Турандот» не менее пафосное место
О как! здесь слово уже обозначает не поведение человека, а определение предмета. Так же можно сказать «пафосный телефон» или «пафосный ноутбук».
В авторитетных словарях (Даля, Ожегов,Ушакова, Макса Фасмера) «пафосность» не определяется. А «пафос» (у Даля нет):
ПА́ФОС, пафоса, мн. нет, ·муж. (·греч. pathos) (·книж. ).
2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь. «- В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ·ВКП(б) 7/I 1933 ·г. ).
4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (·неод. ). Он не умеет говорить без пафоса.
Из словаря Ушакова.
Отражает ср.-греч., нов.-греч. произношение слова πάθος ср. р. «страсть». Напротив, патети́ческий заимств. через нем. pathetisch (с ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 415 и сл.) или франц. pathétique из лат. pathēticus, греч. παθητικός : πάθος.
Из словаря Макса Фасмера.
И так, как видим, значение слова и его смысл в умах большинства (здесь можно читать как «быдло») совершенно различен. Конечно, можно ещё вспомнить Белинского, с его Статьёй пятой из его Статей о Пушкине, где он разбирал пафос поэзии Пушкина, затрагивая пафос вообще, и показывал различие пафоса от страсти.
Белинский пишет: «От слова пафос или патос (pathos) происходит слово патетический, наиболее употребляемое в отношении к драматической поэзии, как к наиболее исполненной пафоса по своей сущности. Но мы лучше объясним значение пафоса указанием на него в великих произведениях искусства.» Далее- разбор пафоса Шекспировской драмы «Ромео и Джюльетта» (да-да. во времена Белинского «Джюльетту» писали через Ю, а не У, как в сейчас. С чего бы это?)и «Гамлета», поэзии Жковского. ну да ладно. В общем, Белинский, говоря о пафосе, имеет в виду (а другого и ожидать глупо) только «риторическую категорию, соответствующею стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением» (wiki).
Но у Виссариона в статье есть такие слова: «Надо быть совершенно лишенным всякого эстетического такта, чтобы увидеть пафос в произведении холодном, мертвом, в котором идея с формою слиты, как масло с водою, или сшиты на живую нитку белыми стёжками», что, при определённом угле зрения, можно прочитать как: «если ты ни хрена не смыслишь в деле, то какого хрена лезешь в него?» или, что более подходит: «мы видим то, что желаем видеть». А это уже как раз неправильное, неуместное употребление слова.
По поводу различия «пафоса» и «страсти», критик писал следующее: «слово «страсть» заключает в себе понятие более чувственного, тогда как слово «пафос» заключает в себе понятие более нравственного», что проблема уже совсем другого плана.
Я же под «пафосом» понимаю только приём художественной литературы, при чём приём положительный, заставляющие читателя сопереживать герою, его судьбе, действиям.
Здесь, уважаемые читатели, можете оставить личный комментарий к этому посту.