Что значит падающий дворец трудно подпереть одним бревном
Поговорки и присказки о трудностях на любой случай
Короткие пословицы про трудности и поговорки о трудностях.
Коня испытать легко, человека — трудно.
Самое трудное для человека — узнать себя.
Сталь закаляется в огне, человек — в борьбе и в трудностях.
Во всех изысканиях разума самое трудное — это начало.
Трудно вола водить, когда он не хочет сам ходить.
Работу делают умением, трудность преодолевают согласием.
Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно.
Тихий джигит всякие трудности вынесет.
За трудностями следуют облегчения.
Кто бежит от малой трудности, очутится перед еще большей.
Кто все считает легким, попадет в трудное положение.
Не справившись с трудностями, блинов не попробуешь.
Что трудно дается, то сердцу навсегда мило.
И могучему волку трудно противостоять своре собак, и искусной руке трудно биться против двух кулаков.
И могучему дракону трудно задавить ползущую по земле змею.
Идти в гору легко, спускаться трудно.
Далекой водой трудно погасить близкий огонь.
Из одной хворостины трудно разжечь огонь.
Падающий дворец трудно подпереть одним бревном.
Перед сильным не кланяйся, перед трудностями не сгибайся.
Дверь, за которой скрыто хорошее, трудно открыть; дверь, за которой скрыто дурное, — трудно закрыть.
Читайте также: Лучшие пословицы про удачу и поговорки о неудачах.
Мудрости дракона
В последнее время наша страна стала в усиленном режиме дружить с Китаем. Но что мы знаем об этой стране? Китайский гороскоп, китайский Новый год, страна с самой большой численностью населения в мире, и, конечно, всем знакомая надпись «made in China» — вот, пожалуй, краткий перечень того, что вспоминается в первую очередь. Несмотря на географическую близость России, менталитет ее граждан остается для нас загадкой. Приоткрыть завесу тайны в какой-то степени могут пословицы и поговорки, которые у любого народа красноречиво и точно рассказывают о характере и духе людей.
Горы и реки изменить легко, характер человека — трудно.
Два тигра в одном логове — кто из них выживет, кто умрет?
Если есть щель, будут и личинки мухи.
Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей.
Можно только по ошибке купить, но нельзя по ошибке продать.
Правда имеет много лиц.
Размышляя над прошлым, узнаешь о будущем.
Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад.
Следующее лучшее время – сегодня.
Если одно слово не образумило, не образумят и десять тысяч.
Двери порождают сквозняки, болтуны порождают беды.
Открыть магазин легко; держать его открытым — это искусство.
Не бойся медлить, бойся остановиться.
Не спросив дороги, не спеши вперёд.
Научиться хорошему — мало и сотни дней; научиться дурному — достаточно и часа.
Когда женщина берется за мужское дело — семья процветает; когда мужчина берётся за женское дело — семья разоряется.
Взволнованный человек — всё равно что оторвавшаяся от причала лодка.
Если сам знаешь, что крылья коротки, так не летай далеко и высоко.
Возможно твои ошибки — это то, что нужно Миру.
Дай нищему рыбу — и обеспечишь ему день без голода. Научи нищего рыбачить — и избавишь его от голода на всю жизнь.
Деньги пропадают там, где играют, книги пропадают там, где сдают экзамены, люди гибнут на поле боя, а рис пропадает в амбарах.
Созданное в течение ста лет может быть разрушено за один час.
Кто дважды оглянется, ничего не потеряет.
Если кто-то знает, что он не знает — научи его.
Если кто-то знает, что он знает — послушай его. Если кто-то не знает, что он знает — разбуди его. Если кто-то не знает, что он не знает — беги от него.
Лучший бой тот, которого не было.
Бриллиант упавший в грязь, всё равно остается бриллиантом, а пыль поднявшаяся до небес, так и остаётся пылью.
Величина башни измеряется длиной отбрасываемой ею тени, а величие человека — количеством его завистников.
Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.
Большая лепешка рот закрывает.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Уберите из своей речи слово «проблема», и она исчезнет сама по себе.
О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления.
Сердитый кулак не бьёт по улыбающемуся лицу.
Не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменными.
Если ошибся дорогой, то можно вернуться: если ошибся словом — ничего нельзя сделать.
Падающий дворец трудно подпереть одним бревном.
Всё потерянное, кроме времени, можно найти.
Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
Погода изменяется за час, люди — за поколение.
Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжёшь.
Лучше, если не было и появилось, чем было, да исчезло.
Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.
Когда два тигра дерутся, наблюдай, а потом добей победителя.
Опыт — это расчёска, которую мы получаем после того, как облысели.
Не дай вам Бог жить в эпоху перемен.
Сборник «ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА»
За всю долгую историю развития в китайском языке появилось много пословиц и поговорок, фразеологизмов, цитат и афоризмов, которые перешли из литературных трудов, народного фольклора и обычной жизни простых китайцев.
Для русскоговорящего населения большинство из них при переводе воспринимаются странно и не совсем привычно, но для самих жителей Поднебесной они необходимы, как воздух, и часто используются в повседневной речи и письме иероглифами.
Факт. Чаще всего понять смысла поговорки или мудрого изречения из простого перевода почти невозможно, так как за каждой идиомой стоит длинная или короткая история, без понимания которой вся красота и весомость выражения теряет часть своего смысла. Помимо этого, китайские пословицы звучат ритмично и рифмуются только на родном языке, а в переводе на русский произносятся прозой или звучанием аналогичной по смыслу фразы.
История китайских пословиц
Любой народ в течение своего развития набирает житейский опыт, передавая его от поколения к поколению. До распространения письменности в Китае и в тот период, когда образование было малодоступным для обычных людей (многие китайцы и сейчас малограмотны), крылатые выражения, цитаты, полезные выводы об изменениях природы, наблюдения о человеческих отношениях передавались от старших поколений к потомкам в виде остроумных высказываний и идиом, которые достаточно просто запомнить.
В современном китайском языке существует большое количество мудрых пословиц и изречений. Они имеют разное происхождение, но выполняют одну задачу – придают речи эмоциональную окраску. Китайцы называют их ченъюй, обычно высказывания состоят из 4 слогов. Большинство ченъюев произошло от веньяня – языка древней китайской письменности, который практически не остался в современном китайском языке, но есть и более современные по своему происхождению выражения.
По своему источнику китайские выражения, цитаты и фразеологизмы делятся на несколько видов:
Пословицы по категориям со значением
Кроме деления по происхождению, все высказывания можно разделить по тематике.
Красивые
Хорошая память гораздо похуже, чем конец плохой кисти. Записать информацию всегда надежнее, чем просто запомнить.
Мир всегда становится немного лучше, если люди делают что-то не для самих себя, а друг для друга.
О любви
Любовь заключается не в обладании, а во взаимном уважении.
Любовь с первого мгновения. Чаще всего говорится о человеке, но иногда используется и для вещей.
О дружбе
Если человек — друг для всех, то он — не друг никому.
Желаешь получить сердце другого, ни при каких условиях не бросай его.
О труде
Любое трудное дело вначале очень сложно (глаза боятся, а руки делают).
Если люди объединятся, то и целую гору Тайшань смогут передвинуть. Если дружно работать, то вместе и горы повернуть можно.
Про мудрость
Не делай, не умрешь. Фраза означает, что если человек не сделает глупых поступков, то они не навредят ему.
Сильный человек справится с одной преградой, а мудрый — одолеет целый путь.
Про врага
Самые злобные драконы – это безголовые.
Цитаты и афоризмы китайских мудрецов
Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.
Путешествие изменяет внутренний мир человека.
Из кувшина в чашу можно налить только то, что в нем было.
Не требуйте плодов там, где вы их не сеяли.
Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным.
Цель одна, но есть разные пути для ее достижения.
Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.
Лучше помолчать, чем говорить без смысла.
Тот, кто пьёт воду, должен помнить о тех, кто рыл колодец.
Всегда нужно чтить тех, кому обязан жизнью и благами.
Будучи вне дома, держите себя так, словно принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
Если каждый будет так поступать, тогда мир изменится в лучшую сторону.
Человек хорошо делает то, что любит.
Занимаясь нелюбимым делом, — не ждите хорошего результата.
Лошадь узнают в езде, человека – в общении.
По внешнему виду нельзя судить о человеке, но стоит ему заговорить — о нем сразу становится все ясно.
Дешево покупать — деньги терять.
За качество нужно платить.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания.
Каким ваш ребенок вырастет человеком, зависит только от вас.
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
Беда случается для того, чтобы люди уделили друг другу время.
Тому, кто никуда не плывёт, — не бывает попутного ветра!
Удача сопутствует тем, кто к чему-то стремится.
Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.
Незнание — это не проблема, если есть желание учиться.
Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.
Хороший правитель — это тот, кто слышит свой народ.
Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?
Человек и так уже почти все использует в своих интересах.
Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.
С мудрыми учителями и хорошими друзьями вы станете еще мудрее.
Красивые цитаты
В Китае очень чтят выражения мудрецов, высказанные в книгах, и цитируют их.
Статусы
Статус — это возможность для каждого человека выразить собственные мысли и чувства или привлечь к себе дополнительное внимание. Ежедневно миллионы китайцев начинают свой день с одного привычного действия — входят в интернет и заходят на свою страницу в социальных сетях. Каждому хочется узнать, какие новости есть с того момента, когда человек последний раз был в сети, что нового у коллег, знакомых, близких. Самый легкий способ обнаружить это — просто прочитать действующий статус пользователя. С помощью статуса человек сообщает всем о своем настроении, состоянии дел и желании общаться.
Интересный факт. Многие имена, которые дают китайским детям, произносятся как хештеги.
Статусы на китайском могут быть самые разные: веселые, остроумные, грустные, интригующие и так далее. С помощью статусов пользователь повышает интерес к своей персоне. Из-за статуса можно приобрести репутацию остроумного, позитивного, коммуникабельного человека, что в дальнейшем отражается на взаимоотношениях в реальной жизни.
Более взрослые китайцы стараются показаться образованными и утонченными личностями и стараются выбрать статусы из высказываний известных людей. Молодые девушки пишут про парней, часто иронично, либо о вечной любви и измене.
Наиболее популярные статусы на китайском:
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Профессор_Селезнёв
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Китайская мудрость поможет вам обрести стройное и подтянутое тело
Китайская мудрость поможет вам обрести стройное и подтянутое тело.
Никаких диет — только здоровое питание! Пять элементов Согласно древнему учению, все в мире делится на 5 элементов: огонь, воду, землю, древесину и металл.
Так же и с едой: каждый продукт питания в зависимости от вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький, острый) и воздействия на обмен веществ и иммунитет относят к одному из 5 элементов. И, если мы пренебрежем одним из них, баланс в организме нарушится: процесс сжигания жиров будет заблокирован, а мы прибавим в весе. Чтобы этого не допустить, мы должны употреблять в пищу все 5 элементов — ежедневно.
Древесина — для лучшего обмена веществ. Значение: древесина — это движение, динамика и креативность Продукты питания: К древесине относятся все продукты питания с кисловатым вкусом — лимоны,лаймы, апельсины, помидоры и уксус, а также зеленые овощи. курица, пшеница и йогурт. Действие: кислые продукты питания обогащают организм энергией и активизируют обмен веществ. Именно поэтому всего одна долька лимона, добавленная в стакан воды, действует на нас освежающе в жаркую погоду и одновременно улучшает процесс сжигания жиров. Вода — для внутреннего баланса. Значение: символизирует время созерцания и покоя. Продукты питания: вода отвечает за соленый вкус. Сюда относятся все морепродукты: рыба, водоросли, моллюски, а так же стручковые, оливки, тыквенные семечки. Действие: водоросли,к примеру, оказывают охлаждающее и успокаивающее действие. Так же, как и чечевица и горох, они богаты изофлавонами, которые помогают при нарушениях сна. Земля — замена сладкому. Значение: перемены и новые начинания. Продукты питания: все продукты питания со сладковатым привкусом — бананы, морковь, кукуруза. В эту категорию входят также молочные продукты, яйца, рис, макароны, говядина. Действие: эти продукты очень сытные. Кроме того, они оказывают успокаивающее действие. А теплый обед с вышеперечисленными продуктами питания еще и снижает тягу к сладкому. Огонь — для свежей энергии Значение: огонь — это активность и жизненная сила. продукты питания: огонь отвечает за горький вкус. Сюда относятся такие продукты, как грейпфрут, брынза, спаржа и шалфей, а также кофе, чай и какао. Действие: содержащиеся в этих продуктах вещества стимулируют процесс переваривания и лучшего усвоения пищи. Металл — для укрепления организма Значение: символизирует такие свойства. как открытость и прогрессивность Продукты питания: металл отвечает за острый вкус. Сюда относятся такие приправы, как перец, чили, карри, корица, горчица, а также ароматные травы — мята, зеленый лук и черемша. Действие: острая пища мобилизирует внутреннюю энергию организма и укрепляет его защитные свойства, улучшает обмен веществ. На заметку Первым шагом на пути избавления от лишнего веса, согласно фэн-шуй, являются не диеты и фитнес, а очищение дома от ненужных вещей, которыми вы не пользуетесь более полугода.
Афоризмы
Афоризм — это оригинальная логически законченная мысль, высказанная и записанная в краткой фразе и потом повторяемая другими людьми. Китайцы достаточно часто используют афоризмы великих мудрецов:
Китайские пословицы по алфавиту
Факт. Китайские крылатые выражения требуют тщательного обдумывания. Гораздо лучше анализировать их в оригинале, потому что, если перевести эти фразы на другой язык, к примеру, русский, то часто теряется часть заключенной в них мудрости.
Китайские поговорки — это кладезь народной мудрости. Их смысл отражает особенный взгляд на окружающий мир и местоположение отдельного человека в нем. И пусть эти выражения были составлены несколько веков назад, они все еще актуальны и помогают современникам правильно направить свои мысли и поступки.
Глава 6 «Падающий дворец трудно подпереть одним бревном»
«Падающий дворец трудно подпереть одним бревном»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 2. О происхождении названия камчадал и камчатского народа по одним токмо догадкам [361]
Глава 2. О происхождении названия камчадал и камчатского народа по одним токмо догадкам [361] Хотя и выше сего объявлено, что звание камчадал происходит от корякского имени хончала, однако причины не показано, с чего коряки камчадалов так называют, и для того должно сообщить
«Одним желанием овеян…»
«Одним желанием овеян…» Одним желанием овеян Тот и другой, бегут рысцой В библиотеку Кривошеий И с ним его приятель Цой. Чтоб объяснить такое рвенье Не надо много говорить: — Нужны им книги не для чтенья, Им захотелось закурить. 1954 г. 7 января.
Глава 9. «Не попеть день было трудно: сама моя природа просила этого!»
Глава 9. «Не попеть день было трудно: сама моя природа просила этого!» Итак, расставание было неизбежно; прощай, мама, прощай новые друзья и увлечения! Вместе с любовью к России и русскому духу юный азербайджанец привез и свой новый местечковый говор.— Когда бабушка
Глава пятая РАЙСКИЙ ДВОРЕЦ
Глава пятая РАЙСКИЙ ДВОРЕЦ С раннего детства я верила, что любая мечта, когда-то задуманная, рано или поздно обязательно сбудется. Поэтому, несмотря на печальную правду, состоящую в том, что на девятнадцатый день рамадана я нарушила пост, закурив сигарету и, что еще хуже,
Глава 10 Хрустальный дворец
Глава 10 Хрустальный дворец Сегодня я опять уверял её, что люблю, и опять вспомнил «кусок хлеба», что отдам ей последний кусок хлеба, если заболеет — не отойду. И много такого наговорил и насулил. И она, выслушав всё, ответила:— Но ведь так все делают.— Как же это все? —
Глава вторая Дворец
Глава одиннадцатая ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Глава одиннадцатая ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ «„Трудно быть богом“ я считаю лучшим произведением советской научной фантастики за последние годы». И. Ефремов. «Миллиарды граней будущего» Всякая попытка жёстко привязать творческую биографию писателя к историческим
Глава одиннадцатая ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Глава одиннадцатая ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ «„Трудно быть богом“ я считаю лучшим произведением советской научной фантастики за последние годы». И. Ефремов. «Миллиарды граней будущего» Всякая попытка жёстко привязать творческую биографию писателя к историческим
Одним уравнением
Одним уравнением Все имеет начало и конец, и Эйнштейн понимал, что его время подходит к концу. Но именно сейчас он понял: единую теорию поля, о которой он мечтал с детства, не найти уже никогда. Мечта описать все сущее одним уравнением, будоражившая его всю его жизнь и
Глава четырнадцатая. ДВОРЕЦ И КОТТЕДЖ
Глава четырнадцатая. ДВОРЕЦ И КОТТЕДЖ Жуковский удивлялся ещё в александровское царствование: насколько заметно менялось выражение лица Николая, тогда великого князя, когда он входил в покои супруги, на свою частную территорию. Там он переставал быть официальным лицом,
Только с одним вопросом
Только с одним вопросом Когда я работал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института, то, естественно, соприкасался в деле с сотрудниками едва ли не всех научных подразделений института. Во многих из них нашёл не только сослуживцев, но и добрых приятелей и
Глава третья, в которой рассказывается о том, как трудно стать актером
Глава третья, в которой рассказывается о том, как трудно стать актером Как и любой другой человек, приехавший в незнакомый город, Андерсен остановился в ближайшей гостинице. Отправившись в город, он почти сразу обнаружил Королевский театр и по-хозяйски обошел его,
Глава XX «Дворец»
Глава XX «Дворец» Белая сибирская ночь была уже на исходе. На востоке появились первые проблески наступающего дня. Колонна завершила путь и остановилась перед воротами большой усадьбы, окруженной со всех сторон высокой оградой. Сквозь решетку ворот был виден большой
Глава XXXVI «СО МНОЙ ОДНИМ КУБИНЦЕМ СТАЛО БОЛЬШЕ»
Что значит падающий дворец трудно подпереть одним бревном
Судьба китайского Бонапарта
…1 октября 1949 г. руководитель Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун объявил об образовании Китайской Народной Республики. Множество людей собралось перед дворцом на центральной площади Пекина — Тяньаньмэнь. Гремит салют в честь нового государства. Участники торжеств по случаю образования КНР особенно остро, с чувством возмущения реагируют на все, что было связано с именем главы разгромленного антинародного режима — Чан Кайши.
Казалось, еще совсем недавно в своей резиденции в Нанкине Чан Кайши заявил: «В два месяца мы уничтожим коммунистов!» История, однако, распорядилась иначе. «Нанкинское десятилетие» (1927–1937 гг.), а затем военные годы показали весьма сложную диалектику развития Гоминьдана, становления и кризиса чанкайшистской диктатуры.
И хотя характер этих процессов определялся во многом спецификой исторических традиций, психологического склада китайского народа, в деятельности Чан Кайши не могли не проявиться черты, которые в той или иной мере свойственны были политическим диктаторам других стран и эпох.
Термин «бонапартизм» прочно вошел в политический словарь. «Бонапартизм, — писал В. И. Ленин, — есть лавирование монархии, потерявшей свою старую, патриархальную или феодальную, простую и сплошную, опору, — монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть, — заигрывать, чтобы управлять, — подкупать, чтобы нравиться, — брататься с подонками общества, с прямыми ворами и жуликами, чтобы держаться не только на штыке» [1].
Чан Кайши, с именем которого было связано существование режима, два десятилетия правившего в китайском государстве, шел к власти, утверждая свою диктатуру бонапартистскими методами: он, чтобы не упасть, балансировал между различными милитаристскими, политическими и промышленно-финансовыми группировками, заигрывал и подкупал, чтобы нравиться, и даже братался, о чем говорили его связи с шанхайской мафией, с представителями преступного мира.
Представленная читателю книга как бы подтверждает интернациональный характер бонапартизма, только на китайской почве он приобрел свои специфические, присущие китайской действительности черты.
Дорога в лагерь Сунь Ятсена
Чан Кайши (Цзян Чжунчжэн) родился 31 октября 1887 г. в Цикоу (провинция Чжэцзян), что затерялось среди покрытых зеленым ковром гор, испещренных террасами рисовых полей. Реки здесь стремительно несут свои воды с горных отрогов Наньшаньского хребта, орошая прибрежные поля. Чжэцзян принадлежала к наиболее богатым провинциям Китая. Население занималось земледелием (зерновые, чай, хлопок).
Дед Чан Кайши — Юй Бяо первым из своего рода изменил земледелию и занялся торговлей. Новое занятие — дань времени. Цикоу хотя и находилось вдалеке от оживленных центров (до порта Нинбо—40 км), не могло остаться в стороне от бурных событий, которые переживала страна. После подавления Тайпинского восстания (1850–1864 гг.) наступило всеобщее разорение и опустошение. Пришлось искать средств к существованию и родителям Чан Кайши.
Отец Чана умер, когда сыну исполнилось девять лет. Все заботы о ребенке взяла мать — третья жена покойного. Мать Чана, будучи на 22 года моложе своего супруга, играла роль «младшей хозяйки» в доме, что отнюдь не противоречило устоявшимся законам и обычаям, и ее дети уравнивались в правах с детьми от старшей жены. Чан женился в 1901 г. в возрасте 14 лет. Брак устроила, как было принято, мать. В 1909 г. родился Цзян Цзинго.
В 1903 г. шестнадцатилетним юношей Чан впервые покинул родительский дом. Император — лицом к Югу, придворные — к Северу, учитель — к Югу, ученики — к Северу — такова вековая традиция. Настало время Чан Кайши встать лицом к Северу — вступить на путь учебы. Сначала — в школе в уезде Фынхуа, а с 1905 г. — в школе Восточного Чжэцзяна. Здесь он познакомился с основополагающими догмами традиционной китайской философии, призванными служить интересам цинской (иероглиф Цин — чистый, светлый) династии, представители которой были выходцами из покоривших Китай в XVII в. маньчжуров.
Китай всегда отличался богатством культов, направленных на формирование в членах общества таких качеств, как безоговорочное послушание (главе семьи, любому вышестоящему на лестнице социальной иерархии лицу как неоспоримому авторитету). Тысячелетиями императорская система пронизывала все сферы общественной жизни, и вера во всемогущую сверхъестественную силу воздействовала на формирование представлений простого люда об отношениях с земными властителями.
Этико-политическое учение «совершенного мудреца» Конфуция освящало и оправдывало иерархию государственной власти. В детстве Чан Кайши видел, как повсюду прославляли вдовствующую императрицу Цыси (годы правления— 1875–1908 гг.). Конфуцианство призывало как правителей, так и подданных вести скромный образ жизни, и казалось, что этим этическим установкам должны следовать все. Цыси обслуживало 3 тыс. евнухов, ее рядовое меню состояло из 150 блюд, а в это время 307 млн крестьян из 388 млн населения собственно Китая и Маньчжурии изнывало под гнетом помещиков и продажной бюрократии. Императору, согласно конфуцианским канонам, приписывалось божественное происхождение, он выполнял повеление неба на земле, регулировал отношения между людьми.
На деле «регулирование отношений» в условиях феодального Китая приводило к тому, что 32,6 млн человек — членов семей господствующего класса, включая служилую бюрократию, с их челядью — пребывало в роскоши, восседая на шее крестьян — ведущей производительной части общества. Конфуцианская идеология способствовала консервации феодальных форм общественного устройства и производственных отношений в Китае, стала довольно эффективным в руках государственно-бюрократического аппарата средством, которое тормозило общественный прогресс в стране.
Китайские мыслители оставляли новым поколениям в основном метафизическое, одностороннее восприятие явлений в природе и в обществе: хорошее или плохое, черное или белое, жестокое или доброе и т. п. Молодого Чана, как и его сверстников, учили мыслить не самостоятельно, а в русле вековых традиций, в соответствии с высказываниями «совершенного мудреца». «Радость, гнев, печаль, страх, любовь, ненависть, желание — вот семь природных велений человеческого сердца. Отец должен быть ласков, а сын — покорен; муж должен быть верен, а жена — послушна; старший должен быть снисходителен, а младший — послушен, государь должен быть человеколюбив, а чиновник — предан»— таковы справедливости. Чан Кайши мог прочесть на каждом семейном храме табличку с перечнем того, что следует почитать: «небо, землю, государя, родителя, учителя».