Что значит ознакомиться с творчеством м в ломоносова задание по литературе
Задания по теме «Творчество Михаила Васильевича Ломоносова» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания по теме «Творчество Михаила Васильевича Ломоносова»
Конспект вступительной статьи из учебника о биографии и творчестве М. В. Ломоносова (1711 – 1765)
№ 1. Где получил образование М. В. Ломоносов?
— М. В. Ломоносов получил образование сначала в Московской Славяно-греко-латинской академии, затем – в Германии.
№ 2. В каком городе М. В. Ломоносов раскрыл свой талант ученого и поэта?
— М. В. Ломоносов раскрыл свой талант ученого и поэта в Санкт-Петербурге.
№ 3. В каком году М. В. Ломоносов становится профессором химии?
— М. В. Ломоносов становится профессором химии в 1745 году.
№ 4. В каких областях науки работал М. В. Ломоносов?
— М. В. Ломоносов изучал химию и физику, навигацию и мореплавание, астрономию и историю, право и филологию.
№ 5. Какое высшее учебное заведение и когда было открыто по инициативе М. В. Ломоносова?
— По инициативе М. В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет.
№ 6. Что было целью жизни М. В. Ломоносова?
— Целью жизни М. В. Ломоносова было «утверждение (то есть распространение) наук в отечестве».
№ 7. В чем заключался взгляд М. В. Ломоносова на проблему русского стихосложения? В какой работе он изложил свою точку зрения?
— В «Письме о правилах российского стихотворства» М. В. Ломоносов говорит о необходимости тонического принципа в русском стихосложении (возможны и двустопные, и трехстопные стихи).
№ 8. В какой своей научной работе и когда М. В. Ломоносов изложил теорию «трех штилей»? Какие стили он выделяет?
— В 1757 году М. В. Ломоносов написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в которой изложил знаменитую теорию «трех штилей».
— М. В. Ломоносов выделяет три стиля: высокий, средний и низкий (для каждого из них характерно определенное соотношение церковнославянских и русских слов).
№ 9. Перечислите, какие жанры характерны для каждого из трех стилей.
— Для каждого из трех стилей, названных М. В. Ломоносовым, характерны свои жанры:
«Высокие» жанры: героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи.
«Средние»: драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии.
«Низкие»: комедии, эпиграммы, песни, басни.
№ 10. Что, по мнению М. В. Ломоносова, является главной преобразовательной силой?
— Главной преобразовательной силой М. В. Ломоносов считал разум, мысль, мышление.
№ 11. Назовите известные вам оды М. В. Ломоносова.
Оды М. В. Ломоносова:
— «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743),
— «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»,
— Ода «На взятие Хотина».
Задание № 1 : объясните значение следующих слов из од М. В. Ломоносова, используя «Материал для справок»:
(1) Полночный, (2) сей, (3) зрак, (4) Зефир, (5) дерзать, (6) порфира, (7) облобызать, (8) раченье, (9) росс, (10) глас, (11) лик, (12) тщиться, (13) Зиждитель, (14) Минерва, (15) Плутон, (16) взирать, (17) оный, (18) тщание, (19) муза, (20) дщерь, (21) воззреть, (22) Борей, (23) паства, (24) елень, (25) паки, (26) отверзать, (27) зиждить.
Материал для справок : (А) этот, (Б) смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому, (В) русский, россиянин, (Г) Бог, Творец, (Д) усердие, старание, (Е) в греческой мифологии бог холодного северного ветра, (Ж) открывать, раскрывать, (З) олень, (И) дочь, (К) смотреть, глядеть, (Л) лицо, (М) поцеловать, (Н) в греческой мифологии бог западного ветра, легкого и теплого, (О) северный, (П) длинная пурпурная мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях, (Р) голос, (С) прилагать большие усилия к чему-либо (часто напрасные, бесплодные), (Т) бог подземного царства и царства мертвых в греческой мифологии, (У) каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии, (Ф) верующие, прихожане, (Х) создавать, творить, строить, (Ц) снова, (Ч) устремить взор на кого-, что-либо, (Ш) тот, тот самый, (Щ) богиня мудрости в римской мифологии, (Э) старание, забота, (Ю) взгляд, взор.
Лексическое значение слова
в греческой мифологии бог западного ветра, легкого и теплого
смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому
длинная пурпурная мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях
прилагать большие усилия к чему-либо (часто напрасные, бесплодные)
богиня мудрости в римской мифологии
бог подземного царства и царства мертвых в греческой мифологии
каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии
устремить взор на кого-, что-либо
в греческой мифологии бог холодного северного ветра
создавать, творить, строить
Задания по теме «Творчество Михаила Васильевича Ломоносова»
Конспект вступительной статьи из учебника о биографии и творчестве М. В. Ломоносова (1711 – 1765)
№ 1. Где получил образование М. В. Ломоносов? № 2. В каком городе М. В. Ломоносов раскрыл свой талант ученого и поэта? № 3. В каком году М. В. Ломоносов становится профессором химии? № 4. В каких областях науки работал М. В. Ломоносов? № 5. Какое высшее учебное заведение и когда было открыто по инициативе М. В. Ломоносова? № 6. Что было целью жизни М. В. Ломоносова? № 7. В чем заключался взгляд М. В. Ломоносова на проблему русского стихосложения? В какой работе он изложил свою точку зрения? № 8. В какой своей научной работе и когда М. В. Ломоносов изложил теорию «трех штилей»? Какие стили он выделяет? № 9. Перечислите, какие жанры характерны для каждого из трех стилей. № 10. Что, по мнению М. В. Ломоносова, является главной преобразовательной силой? № 11. Назовите известные вам оды М. В. Ломоносова.
Задание № 1 : объясните значение следующих слов из од М. В. Ломоносова, используя «Материал для справок»:
(1) Полночный, (2) сей, (3) зрак, (4) Зефир, (5) дерзать, (6) порфира, (7) облобызать, (8) раченье, (9) росс, (10) глас, (11) лик, (12) тщиться, (13) Зиждитель, (14) Минерва, (15) Плутон, (16) взирать, (17) оный, (18) тщание, (19) муза, (20) дщерь, (21) воззреть, (22) Борей, (23) паства, (24) елень, (25) паки, (26) отверзать, (27) зиждить.
Материал для справок : (А) этот, (Б) смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому, (В) русский, россиянин, (Г) Бог, Творец, (Д) усердие, старание, (Е) в греческой мифологии бог холодного северного ветра, (Ж) открывать, раскрывать, (З) олень, (И) дочь, (К) смотреть, глядеть, (Л) лицо, (М) поцеловать, (Н) в греческой мифологии бог западного ветра, легкого и теплого, (О) северный, (П) длинная пурпурная мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях, (Р) голос, (С) прилагать большие усилия к чему-либо (часто напрасные, бесплодные), (Т) бог подземного царства и царства мертвых в греческой мифологии, (У) каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии, (Ф) верующие, прихожане, (Х) создавать, творить, строить, (Ц) снова, (Ч) устремить взор на кого-, что-либо, (Ш) тот, тот самый, (Щ) богиня мудрости в римской мифологии, (Э) старание, забота, (Ю) взгляд, взор.
Жизнь и творчество Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых заговорил весь мир. Его вклад в развитие науки довольно сложно переоценить. Если поставить цель – перечислить все достижения этого выдающегося человека, то не хватит страниц. Жизнь и творчество Ломоносова изобилует различными событиями, которые стали знаковыми не только для российской, но и для мировой науки и культуры. Основатель самого известного университета страны, педагог, физик, астроном, химик, геолог: так вкратце можно охарактеризовать культового человека в нашей истории. В данной статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые моменты в его жизни, а также раскрыть личность Ломоносова.
Семья учёного
Михаил Ломоносов родился в 1711 году, 19 ноября, в деревушке Мишанинская. Сейчас это окрестности Архангельской области. Жители этого региона очень гордятся тем, что на этой земле появился на свет человек, который перевернул сознание многих людей своими открытиями и достижениями.
Василий Дорофеевич, приходящийся Михаилу отцом, был родом из поморов. Это те люди, которые умудрились избежать крепостного права. Мать его звали Еленой Ивановной. Она была дочерью просвирницы погоста. Стоит отметить, что семья Ломоносовых относилась к числу зажиточных. Особенно любили мужики ходить на рыбалку, так как у них были суда для рыбного промысла. Творчество Ломоносова Михаила начало проявляться ещё в детские годы, когда проходило обучение грамоте.
Детство и юность
Мальчик очень любил читать и проводил с книгами всё свободное время. Односельчане с радостью отдавали содержимое своей библиотеки Ломоносову. Стоит отметить, что после прочтения книги, он всегда её отдавал. Некоторые стали для него точкой отсчёта. Особенно нравились ему «Арифметика» Магницкого, а также «Грамматика» Смотрицкого. Можно сказать, что творчество Ломоносова постепенно заиграло новыми красками. Заветной мечтой мальчика было продолжение обучения, получение новых знаний.
Детство Михаила протекало спокойно, пока не произошла трагедия: погибла мама. В это время мальчику только исполнилось девять лет. Отец женился на другой женщине, отношения с которой у Михаила сразу не сложились. Спустя некоторое время погибла мачеха, и тогда отец привёл в дом третью женщину. Последняя была наиболее завистливой и злой по отношению к мальчику. Родной дом стал для него чужим, пребывание в нём становилось настоящей каторгой. С этого момента начинается эра творчества М. В. Ломоносова.
Отправление в Москву
Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.
В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.
Обучение в Москве
Как вы уже поняли, Михаил был далеко не простым человеком, он мог подстраиваться под любые ситуации и с честью выходить из них. В 1731 году он умудрился поступить в старейшее учебное учреждение – Славяно-Греко-Латинскую Академию. Ломоносов выдал себя за сына дворянина, пришлось подделать некоторые документы, чтобы иметь возможность обучения.
В 20 лет молодой человек попал из маленькой деревушки в крупнейший город и сразу нашёл себе пристанище. Это, наверное, был самый сложный период в его жизни. Нищенское существование, постоянные письма с укором от отца, насмешки одноклассников не смогли сломить тягу к знаниям выдающегося человека.
О биографии и творчестве Ломоносова написано множество книг, статей. В Академии он был примерным учеником, грамотно учился, и никому не давал повод усомниться в его настрое. Руководство учебного заведения заинтересовалось таким студентом, и, в итоге, Михаил за год успел освоить программу сразу нескольких классов.
За рубежом
Михаил Васильевич Ломоносов – поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.
Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.
Изучение науки о стекле
Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.
Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.
Астрономия
Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.
26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.
Педагогическая деятельность
Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.
Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.
Литературное творчество Ломоносова
Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.
Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.
Характер выдающегося учёного
Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.
Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.
Личная жизнь Михаила Васильевича
Как известно, будучи студентом, Ломоносов некоторое время прожил за границей, а именно в Германии. В городе Марбург двенадцать лучших учеников поселились в квартиры, которые сдавала Елизавета-Кристина Цильх. Пожив там какое-то время, Ломоносов познакомился с дочерью хозяйки, Елизаветой. Разница в возрасте между ними составляла почти девять лет, но это не помешало им сыграть свадьбу.
В конце 1739 года Елизавета уже носила ребёнка от Михаила Васильевича. Вскоре родилась дочь Екатерина, но по закону она считалась незаконнорождённой. Мы уже говорили, что Ломоносов очень хотел вернуться в Россию. Когда это ему удалось, Елизавета была снова беременна. Родился сын, которого назвали Иван.
Произошёл ряд событий, в результате которых Елизавета смогла найти Михаила Васильевича в России. Он не стал отрицать факта женитьбы. Супруги переехали в Петербург, где жили счастливо. Однако это долго не продлилось, в семье произошла ещё одна трагедия. В 1743 году скончалась Екатерина, первая дочь Михаила Васильевича и Елизаветы.
Творчество Ломоносова настолько многогранно, что можно написать целую книгу. В данной статье мы постарались коснуться наиболее сложных и интересных тем. Многие люди до сих пор считают Ломоносова величайшим учёным, и не безосновательно.
Конспект по литературе на тему «Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.
Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.
— Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды;
— Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.
Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов);
Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление);
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Соблюдать правила речевого поведения;
Формирование мотивации учения.
Оборудование урока: портрет Михаила Васильевича Ломоносова, книги М.В. Ломоносова, словари Сергея Ивановича Ожегова, тетрадь по литературе, учебник по литературе (Коровина В.Я., часть I ).
Великий характер, явление, делающее честь
человеческой природе и русскому имени.
(Данный эпиграф записан на доске).
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых великих и талантливых людей России Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Произведения, созданные Ломоносовым, живы и будут жить дальше, потому что их одушевляет огромная нравственная сила.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
2.1 Знакомство с биографией М.В.Ломоносова (Опережающее обучение. Предварительно дано задание трём ученикам (по желанию, на оценку), подготовить сообщения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова).
Сообщение 1. (С сообщением выступает Алина Ягафарова).
Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка.
Зимой 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов отправляется в Москву, с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматики и арифметики, составлявших тогда всю его библиотеку.
Вскоре Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.
Разносторонне образованный юноша с необычайной тягой к знаниям не мог не обратить на себя внимание преподавателей академии. Поэтому, когда из сената пришло распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.
В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург для изучения химии и горнорудного дела.
Сообщение 2. (С сообщением выступает Юлия Касымова ).
Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому.
Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.
Достаточно сказать, что при изготовлении цветных стекол для мозаичных работ он провел 2184 опыта в стеклянной печи. Им было создано несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина «Полтавская баталия».
Мастерство ее отделки остается непревзойденным.
Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.
Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
Отрада вся, когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь
И радости в одном мечтании ищу.
Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.
Сообщение 3. (С сообщением выступает Рома Зарубин).
Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.
Ломоносов, желая помочь соотечественникам овладеть искусством слова, создает в 1755 году первую «Российскую грамматику», в которой систематически и глубоко разрабатывает важнейшие грамматические категории родного языка.
Значение «Грамматики» Ломоносова трудно переоценить. Ее появление способствовало развитию литературного языка, открывало доступ к грамоте самым широким слоям общества.
Одновременно с грамматикой Ломоносов разрабатывает и теорию «трех штилей», которая явилась опорным моментом всех его начинаний в области преобразования русского литературного языка.
Для каждого стиля Ломоносов предложил свой ряд «речений». Так, в произведениях, написанных высоким «штилем» (героические поэмы, оды, ораторские речи), можно было использовать, помимо русских слов, и церковнославянизмы, но только такие, которые понятны всем грамотным людям.
В среднем «штиле» (трагедии, сатиры, научные произведения) следовало использовать главным образом русские слова и лишь иногда употреблять церковнославянизмы, но так, чтобы «слог не казался надутым».
Низкий «штиль» (комедии, эпиграммы, песни, дружеские послания) определялся подбором слов чисто русского происхождения.
Таким образом, Ломоносов взял курс на ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка с разговорной речью.
Преобразование Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.
3. Обращение к учебнику по литературе 7 класс (Коровина В.Я., часть I , стр. 64).
Учитель: Ребята, откройте ученики по литературе на странице 64. Перед вами отрывок Б.В. Шергина «Слово о Ломоносове».
Учитель: … Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу…
Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имела границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили «Историю Российскую»…
Однако гений архангельского мужика сиял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому…
Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.
Перед смертью говорил другу своему Штелину:
— Я прожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…
«Слово о Ломоносове» (сказ)
4. Чтение и анализ отрывка из оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Работа со словарём.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое «Ода»?
(Озвучивают свои версии к определению слова «Ода»).
Учитель: А теперь обратимся к словарю. (На каждой парте по одному толковому словарю С.И. Ожегова). В словаре ученики находят определение оды, записывают его.
Ода – наиболее важный жанр в литературе 18 в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов.
Учитель: Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.
Один ученик читает отрывок «Ода» (стр. 67).
Ода на день восшествия на
всероссийский престол ее величества
Елисаветы Петровны 1747 года
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Учитель: К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)
Учитель: К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра)
Учитель: Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю» (Отечество, благословенны, ободрены, отраду)
С именем Петра Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться, обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747года – на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. (Слова учителя).
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
6. Итоговое тестирование.
Ребята, сейчас бы я хотела проверить ваши знания полученные на сегодняшнем уроке. Я проведу небольшое тестирование, оно состоит из 4 вопросов. Сейчас я вам раздам чистые листочки, на которых вы будете отвечать на вопросы, так же прошу подписать ИФ и класс. Я диктую вопрос и предлагаемые ответы под буквами : а,б,в. Вы должны выбрать один верный ответ. В конце урока прошу вас сдать мне листочки на проверку, каждый получит оценку за работу на уроке.
1. Творчество Ломоносова относится к…
а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму
2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в…
а) в Духовную семинарию
б) Славяно-греко-латинскую Академию
в) Навигационную школу
3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в…
а) Кембриджский университет
б) Итонский университет
в) Марбургский университет
4. В России Ломоносов служил в…
б) Академии Искусств
в) Военной Академии
7. Домашнее задание.
1) Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
2) Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову – поэту, ученому, общественному деятелю».