Что значит ответственное отношение к природе
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 16
Параграф 16. Охранять природу – значит охранять жизнь
Страница 132
Какого человека называют нравственным? Как звучит золотое правило морали?
Нравственным называют такого человека, который следует моральным нормам. Он ценит природу и уважительно относится к обществу, соблюдая его правила.
Золотое правило морали гласит: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть если ты хочешь получать от людей добро, то ты и сам должен относиться к ним соответственно.
Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?
Я считаю, что законы морали распространяются на отношение человека к природе. Природу, как и общество, нужно уважать и следовать ее правилам.
На мой взгляд, нельзя назвать нравственным человеком того, кто уничтожает природу. Нравственный человек должен следовать нормам морали, которые встают на защиту окружающей среды.
Страница 133
Как ты думаешь, почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе ученых?
Ученые отказались от жизни в городе и переехали в глухой лес, чтобы помогать животным. В них есть чувство ответственности перед природой, поэтому они поставили перед собой благородную цель – сохранить популяцию бурых медведей в России.
Меня поразило в работе и жизни ученых то, как они бережно и ответственно относятся к природе. Они не только помогают маленьким медвежатам выжить, но и приспосабливают их к жизни на воле. Она не сажают их в клетки, а наоборот приучают жить самостоятельно. Ученые продумали каждую деталь и сделали все, чтобы медведи не привыкли к человеку и смогли во взрослом возрасте жить в лесу без него.
Страница 134
Что предпринимал Петр I для сохранения природных богатств России?
Для сохранения природных богатств Петр I предпринял ряд мер:
Страница 136
К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь ее поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла – этого мало? А что нужно делать?
Последствия решения Изольды могли быть критическими. Она посчитала, что если сделает себе украшение, убив только одну цаплю, то пострадает одно животное, а остальные будут в безопасности. Но ее наряд и головной убор вызвал интерес у других людей, которые захотели в свой гардероб такой же аксессуар. Они стали отлавливать цапель и убивать их ради красивого хохолка. Решение Изольды привело к губительным последствиям для цапель. Их вид был близок к исчезновению.
Ее поступок я оцениваю, как безответственный и легкомысленный. Она не подумала о критических последствиях и поступила исключительно в своих интересах, не заботясь о сохранении природы.
Из разговора Изольды с отцом я узнал(а), что человек должен не только меньше совершать злых действий, но и делать добрые дела. Когда мы, не задумываясь, причиняем зло одному живому существу, количество зла в мире увеличивается. Поэтому мы должны как можно добрее относиться ко всему живому.
Не делать зла мало, потому что нейтральное и безразличное отношение не приведет ни к чему хорошему. Оно не даст положительных результатов, поэтому важно совершать еще и добрые поступки. Тогда мир станет намного лучше, от чего улучшиться и жизнь людей на планете.
Страница 130
Какие особенности характера Швейцера ты можешь отменить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чем состоит главная мысль его учения?
Во взрослом возрасте он решил уехать в Африку, чтобы помогать людям, страдающими различными заболеваниями. Для этой цели он переучился на медика и построил больницу. Он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы помогать людям.
Главная мысль его учения состоит в том, что мы должны благоговеть перед всем живым. Мало уважать и ценить жизни людей и животных. Растения точно так же нуждаются в охране и заботе. Поэтому, сорвав один цветок, человек совершает то же преступление, что и при убийстве человека.
Задание 1. Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты ответственного человека. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?
Я знаю два вида отношений людей к природе – господство и сотрудничество.
Первое заключается в том, что человек считается царем и властелином природы. Он может распоряжаться ее богатствами так, как ему вздумается. Сторонники мировоззрения придерживаются идеи о том, что природа равнодушна к людям. Ее нужно заставлять работать на себя и покорять.
Второе мировоззрение поддерживает идею о том, что природа щедра к людям. Она делится с человеком всеми своими плодами, поэтому в свою очередь человек должен бережно относиться к ней. Он должен ценить ее бескорыстное отношение и учиться понимать, как правильно распоряжаться ее богатствами для получения личной выгоды и сохранения разнообразия природы.
Ответственное отношение к природе мы называем поистине человеческим, потому что люди являются нравственными существами. Для них свойственно чувство ответственности перед природой, которое заключается в том, что человек задумывается над каждым своим шагом и чувствует тревогу за природу. Он способен заботиться о растительном и животном мире, а так же предвидеть последствия своих действий.
Задание 2. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? В чем состоит опасность безответственности?
Безответственное поведение можно описать такими чертами как, легкомысленность, забота только о своих интересах, отсутствие планирования.
Опасность безответственности состоит в том, что она несет за собой негативные последствия. Примером служат лесные пожары. В жаркую сухую погоду безответственный человек оставляет после себя непотушенный костер. Огонь распространяется на сухие деревья, уничтожает массу растительности, убивает животных и сжигает их гнезда и норы. Так от оплошности одного человека может пострадать большое количество представителей животного и растительного мира.
Задание 3. Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни почему.
Я выбираю ответственное отношение к природе. Я считаю, что природа дарит нам свои богатства бесплатно, поэтому и мы должны взамен на это отвечать ей добром. На мой взгляд, мы обязаны охранять окружающую среду и не допускать загрязнений и уничтожений разных видов растений и животных.
Задание 4. Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе.
Золотое правило морали звучит так: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Если добавить в него отношение к природе, то стоит сказать так: относись к людям и природе так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Задание 5. В чем состоит смысл экологической морали?
Смысл экологической морали заключается в том, что мы должны относиться к природе ответственно, чтобы избежать экологических проблем. На плохое отношение людей природа может ответить страшными последствиями в виде катаклизмов.
Задание 1. Выскажи свое мнение: что нужно сделать, чтобы установились правильные отношения человека с природой? Выбери ответ, который ты считаешь верным:
а) ничего делать не нужно, богатств природы хватит на многие века;
б) каждый человек должен быть экологически грамотным;
в) каждый должен не только знать правила отношения к природе, но и соблюдать их.
Для того чтобы установить правильные отношения человека с природой, нужно научиться ценить ее богатства. Все свои действия человек должен заблаговременно анализировать и оценивать, какими последствиями они обернутся для природы. Если какие-то поступки могут причинить вред окружающему миру, то нужно подумать об альтернативных вариантах и выбрать менее опасный для природы. Тогда люди и природа будут жить в гармонии и единстве.
Правильный вариант ответа расположен под буквой В. Я согласен(на) с тем, что человек должен быть экологически грамотным, но этого мало. Важно не только знать правила, но и постоянно соблюдать их.
Задание 2. Оцени высказывания: «Беречь природу – значит беречь человека», «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка», «Сорвал один цветок – потерял десять».
«Беречь природу – значит беречь человека» – человек – это существо, созданное природой. Он не может жить без нее, поэтому губительное отношение к природе сказывается и на людях.
«Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка» – главное переназначение человека в мире – это оставить после себя потомство и принести пользу природе и обществу.
«Сорвал один цветок – потерял десять» – когда человек срывает один цветок, он прерывает процесс его размножения. Цветок не успевает оставить после себя семена, поэтому на его месте не вырастает несколько новых растений, которые должны бы были появиться, если бы человек не вмешался.
Страница 140
Задание 3. Посмотри внимательно, как живут деревья и цветы в вашем саду, на вашей улице. Может быть, нужно вскопать землю? Вскопай. Может быть, нужно поставить подпорки к деревьям или изгородь? Постарайся сделать это сам или с кем-нибудь из товарищей.
Мы должны заботиться о растительном мире. Цветы в клумбах при необходимости и можно поливать. Земля в засушливое время становится твердой и слишком сухой, поэтому ее нужно взрыхлить. Кроме этого растения нуждаются в прополке и защите от вредных насекомых.
Деревья часто могут расти неправильно или нагибаться под весом плодов. Например, ветки яблони в саду могут сильно наклониться вниз из-за обилия яблок. Это может привести к тому, что дерево сломается и погибнет. Ты можешь помочь ему, сделав опору.
Задание 4. Помоги бездомным животным. Они ведь тоже имеют право на жизнь.
Бездомным животным нужно помогать. Они остаются на улице по вине безответственного человека. В качестве помощи ты можешь предложить им еду, сделать для них домик, который спрячет их от непогоды. Так же по возможности можно обратиться в специальные службы, которые занимаются защитой питомцев, оставшихся без хозяев.
Задание 5. Узнай, работает ли у вас в школе «Зеленый патруль». Познакомься с его участниками, предложи им свою помощь.
В школе могут работать волонтерские движения, связанные с защитой окружающей среды, и под другими названиями. Тебе нужно узнать, как в твоей школе организована защита природы. В качестве помощи ты можешь предложить посадку саженцев новых деревьев, заботу о цветах на школьной клумбе.
Задание 6. Найди в Интернете материалы о пожарах в России летом 2010 г. Подготовь краткое сообщение. Укажи прежде всего причины пожаров, охарактеризуй роль человеческого фактора. Особое внимание удели поведению детей. Внеси свою предложения: что нужно сделать, чтобы повысить экологическую ответственность человека.
2010 год стал страшным годом для России с экологической точки зрения. Лесные массивы огромной площади были захвачены пожарами, которые длились с конца июля и до конца сентября. Одной из причин являлась аномальная жара и отсутствие атмосферных осадков, способных затушить огонь.
Во многих городах воздух был наполнен запахом гари. Люди постоянно находились в задымленной обстановке, что угрожало их жизням. От пожаров пострадали многочисленные виды животных и растений.
Но климатические условия не являются основной и единственной причиной массовых лесных пожаров. Человек не смог справиться с возложенной на него ответственностью и предпринять ряд мер, чтобы избежать подобной обстановки. Специально созданная служба лесной охраны не выполнила своих основных функций и не защитила леса от пожаров.
Но не стоит винить только государственные службы. Обычный гражданин часто забывает тушить после себя костры, когда уезжает с отдыха на природе. В сухое время огонь быстро перекидывается на деревья и уничтожает растения и лесных жителей. Торфяные пожары не менее опасны для биосферы. 90% таких пожаров происходит по вине человека, который выбрасывает не потушенную спичку или окурок от сигареты.
Дети часто играют со спичками в лесу. Родители не учат их тому, что это может причинить вред природе, а они не осознают, какие последствия кроются за их действиями. Я считаю, что за экологическую грамотность ребенка должны отвечать его родители.
Человек должен повышать экологическую грамотность. Он должен знать все правила поведения на природе, чтобы не допускать губительных последствий. Для повышения экологической ответственности стоит создавать волонтерские движения, которые помогут растительному и животному миру сохранить свое разнообразие.
Родительское собрание «Формирование у детей ответственного отношения к природе»
Березенко Анастасия Александровна
Родительское собрание «Формирование у детей ответственного отношения к природе»
Родительское собрание:
«Формирование у детей ответственного отношения к природе.»
От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
С первых дней пребывания детей в саду не упуская ни одной возможности на любом занятии необходимо говорить о природе, воспитать любовь и бережное отношение к природе.
Совершая экскурсию, надо обращать их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно, говорю о том, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы наш двор стал красивым, что теперь и они будут заботиться о красоте детского двора, охранять все, что уже сделано, выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними. И в нашей группе много комнатных растений, которые украшают его. Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.
Знакомить детей с насекомыми, рассказываю о той большой пользе,которую приносят муравьи: истребляют вредителей леса.
В азбуке есть картинка, на которой идёт работа по изготовлению кормушек для птиц. В беседе обращать внимание детей на то, как трудно птицам зимой добывать корм, говорю, как можно помочь птицам.
Необходимо знакомить детей с «Красной книгой», так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши и подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. Но на занятии нет времени, чтобы говорить на эту тему. Поэтому надо проводить некий развиввающий час, на котором рассказать о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Подводить детей к выводу: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете останемся одни». Также было проведено внеклассное мероприятие «Берегите родную природу!»
С наступление осени проводить беседу на тему «Если ты пошел в гости…».
— Все знают и вы конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существую определенные правила поведения. Например, надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь.
Но вот ты отправился на загородную прогулку или в поход. Помни, что, и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверюшек, у жуков, у суетливых муравьёв, у шустрых ящериц, у колючих ежей, у прыгучих кузнечиков. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришёл в гости к природе.
Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни ползучего ужа, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными.Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Не старайтесь «спасать» птенцов.Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Еще не умеет летать! Пропадает, съест её кто-нибудь! Нет, не пропадет, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики покидают свои гнёзда. Покинули, хотя не умеют ещё летать, им так, и положено природой. Летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник не заметил. А родители находят их и кормят. Они даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы им откликаются особенными, неслышными звуками, доступными только птичьему слуху.
Не уносите, пожалуйста, из леса ежей! Ни маленьких, ни взрослых. К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен, но разве это дело – прийти в гости и утащить из дома хозяина? Ёжик нужен в лесу. Ёжик – насекомое животное. Он несёт очень важную службу.
Четвертое. Оно больше для пользы гостей, т. е. для нас с вами. Иногда гости в лесу кричат, поют, аукают. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не узнает, что происходит, не узнает, как тенькает пеночка – будто звонкие капельки роняет, как зяблик свою солнечную песенку поёт.
— Выполняя эти правила, ребята, будем беречь природу, и умножать её богатства.
Каждый раз, отправляя детей на каникулы, провожу беседу о поведении у водоёмов, об охране водоёмов.
На занятиях по ознакомлению с окружающим обязательно спрашивать у детей, какие изменения они наблюдали в природе. Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется природа, по времени года, устанавливают связи между живой и неживой природой, знакомятся с трудом людей по временам года и обязательно оказывают помощь старшим в труде.
Считать, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.
Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
Экологическое образование можно осуществлять на всех занятиях.
Например, «Стихи Б. Заходера». Я к этому занятию готовлю стихотворение Б. Заходера «Про все на свете».
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем–то не очень дружны –
Мы все–таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишни покажется,
То это, конечно ошибкой окажется.
Упражняять в выразительном чтении, дети вспомнили взаимосвязи в природе, например, лягушка питается комарами, аисты – лягушками, исчезновение одних ведет к исчезновению других.
Я уверена, большинство детей не останутся равнодушными к окружающей среде, будут охранять её.
В дальнейшем работу по бережному отношению к природе вести уже легче: прочитано много книг, проведено много экскурсий в природу. Дети уже знают, как правильно поступить, чтобы не повредить растение, не мстить зверям, как им помочь, если они ранены. Дети усвоили многие правила поведения в природе.
Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.
«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.
Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.
Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.
Как меняются отношения человека и природы
Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.
Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат
В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.
Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.
Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.
Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.
Климатические изменения в цифрах:
Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад
Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.
Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.
Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.
Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.
Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.
По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.
Эко-номика
Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.
Зеленая экономика в цифрах:
Проснулся — убери свою планету
Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.
Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.
В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.
В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.
Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.