Что значит относится к деньгам бережно 5 класс
Родители научили меня бережно относиться к деньгам. Вот 6 принципов, которые помогают мне экономить
Поскольку мои родители являются довольно экономными людьми, то мере взросления я переняла от них часть привычек, как хороших, так и довольно плохих. Однако именно они научили меня невероятно полезным правилам, которые помогают мне экономить каждый месяц довольно большие суммы денег, не тратя их на ненужные вещи. Эти принципы экономии я и расскажу в данной статье.
Никогда не покупайте что-то только потому, что оно продается по скидке
Сейчас во всех крупных супермаркетах постоянно имеются акции на какие-то товары. И это всегда приятно, купить что-нибудь и при этом не отдать полной стоимости покупки. Однако временами акции бывают довольно вредными для вашего кошелька, поскольку вы можете купить то, что вам совершенно не нужно или приобрести слишком большее количество товара только потому, что он был невероятно дешевым.
Так что в первую очередь идя в магазин, всегда имейте при себе список необходимых вещей и не отклоняйтесь от него. Вам нужно учиться покупать исключительно то, что необходимо, а не то, что продается подешевле.
Не гонитесь за более низкой ценой, наплевав на качество
Когда речь идет о продуктах, то в первую очередь нужно смотреть на качество, а вовсе не на цену. Даже если вы считаете себя невероятно экономным человеком, то нужно всегда помнить о том, что потенциальные сбережения точно не должны строиться на потере качества покупаемой продукции.
Так что лучше купите кусочек более дорогого мяса или рыбы, а не большое количество дешевого продукта. То же самое нужно делать и в отношении вещей. Знайте, что это действительно довольно важно, внимательно относиться к своим деньгам. Однако все же лучше потратить их в нужных местах для большей пользы.
Быть бережливым не значит быть нищим
Поверьте, даже если вы большую часть своей зарплаты откладываете в сбережения, то это вовсе не значит, что вы должны жить как нищий человек, чуть ли не побираясь. Просто нужно проявить немного креатива и научиться искать различные варианты применения одной вещи для различных нужд. Сейчас, когда в сети огромное количество мастер-классов из серии «Сделай сам» быть творческим стало заметно проще. К тому же изготовление необходимых в доме вещей из подручных материалов может быть весьма весело.
Внимательно следите за своими финансами
Невероятно важно очень внимательно периодически проверять свои кассовые сборы для того чтобы убедиться, что вы ничего не переплачиваете. Временами банки могут подключать ненужные вам услуги или просто совершать ошибки. Так что приучитесь регулярно проверять свои банковские выписки и выписки по кредитным картам. Так вы сможете убедиться в том, что не платите никаких лишних сборов и никто не снимает подозрительные суммы денег с вашего счета.
Не тратьте свои деньги
Не лишним будет и отказаться от утреннего кофе в кофейне или ланча в кафе. Поверьте, чашечку кофе вы можете приготовить дома, просто приобретя кофеварку, а обед также самостоятельно приготовить. Поверьте, такие мелкие траты действительно весьма серьезно влияют на ваш кошелек.
Будьте экономны, но не скупы
Скорее всего, если вы каждый месяц стараетесь экономить для выделения на сбережения, то у вас есть какая-то большая цель. К примеру, вы хотите приобрести свой собственный дом или автомобиль. Иметь такие цели весьма полезно, ведь они позволяют шаг за шагом добиться желаемого результата. Без них скорее всего вы так бы и не смогли накопить достаточно для того, чтобы заплатить первоначальный взнос.
Однако при этом также стоит помнить, что бережливость не означает скупость. Не отказывайте себе в маленьких удовольствиях, а урезайте расходы там, где они действительно вовсе не нужны.
Если вы воспользуетесь всеми приведенными выше советами, то вы многое поймете в ценности денег. Будучи экономными, вы действительно сможете достичь поставленных финансовых целей. Однако не стоит заводить все слишком далеко. Бережливость не должна стоить вам больше в долгосрочной перспективе или отнимать радость жизни. Так что просто лучше будет изначально составить для себя бюджет, а затем придерживаться его.
Финансовая грамотность для детей. Как научить школьника бережно обращаться с деньгами
Финансовая грамотность, к сожалению, не передается с молоком матери. Корреспондент портала 1 prof.by подготовила для заботливых родителей обзор того, как научить школьника бережно распоряжаться средствами и минимизировать спонтанные покупки.
Родители – пример для подражания
Психологи утверждают, что ребенок копирует поведение взрослых и впитывает привычки той среды, в которой растет. Поэтому посмотрите на ситуацию со стороны и оцените отношения к деньгам в вашей семье. Не много ли вы тратите на бесполезные покупки? Как часто влезаете в кредиты? Откладываете ли вы деньги на «черный день»? Школьник все подмечает: если папа и мама не дружат с финансами, есть вероятность, что ребенок может перенять привычку сорить деньгами и станет в будущем транжирой.
Обсуждайте семейный бюджет
Чаще всего родители считают денежный вопрос сугубо взрослой темой и не посвящают детей в нюансы семейного бюджета. Психологи уверяют, что это неправильный подход в воспитании финансово грамотной личной, но и устраивать ребенку лекции на тему «Как бережно обращаться с деньгами» тоже не советуют.
Объясните, что такое деньги, откуда они берутся, для чего нужны и как распределяются. Как прообраз можно использовать семейный бюджет – например, папа работает, получает зарплату, которую семья тратит на электричество, воду, оплату продуктов и занятий по интересам. Но и вдаваться в финансовые секреты семьи тоже не следует, поскольку дети любят делиться с посторонними людьми историями, услышанными дома.
Карманные деньги: когда и сколько
Обычно специалисты рекомендуют выделять карманные деньги на постоянной основе с 6-7 лет. В этом возрасте дети уже понимают, что все в мире имеет цену. Кроме того, они идут в школу, где появляются первые необходимые траты.
Исходя из семейного бюджета и потребностей малыша, родителям надо рассчитать сумму, которую они будут еженедельно выделять на карманные расходы. Тут психологи советуют придерживаться 2 правил: сумма должна быть не слишком большой и выдавать деньги нужно строго в установленное время при этом важно научить ребенка копить, а не транжирить.
Но в первое время, конечно, есть риск, что малыш потратит деньги на игрушки и сладости, но лучше усвоить опыт бессмысленной траты финансов в детстве, чем в зрелом возрасте. Порой родительские запреты на «покупку всякой ерунды» приводит к тому, что уже взрослые тетеньки и дяденьки на свои «хотелки» за пару дней спускают все заработанные за месяц деньги.
Копилка или вишлист
Накопления – важный этап финансовой грамотности. Учить школьника экономить и откладывать деньги поможет красивая копилка. Он должен почувствовать эту радость, когда накопленная сумма достигает определенной планки и появляется возможность купить желанную вещь. Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из копилки для общих семейных расходов. Это личные финансы школьника, к ним нужно относиться с уважением.
Кроме уроков финансовой грамотности с копилкой можно использовать аналогичный инструмент – вишлист.
Вишлист (от англ. Wish List — список желаний) – термин, который означает список, где прописаны все желания человека, начиная от мелочей и необходимых вещей и заканчивая такими глобальными мечтами как шикарный дом, богатство, счастье.
Данный список может быть оформлен как угодно и где угодно: на листе бумаги, на стене комнаты, на магнитной доске. Пусть школьник вносит в него все свои желания и расставляет по приоритету, а заодно копит деньги на мечту. Это научит ребенка не только терпеливости и бережному отношению к деньгам, но в поможет в будущем формировать цели и строить планы по их достижению.
Совершайте покупки с ребенком
Перед походом в магазин поручите школьнику финансовые расчеты. Вместе определите, какая у вас есть сумма и какие продукты необходимо купить, разделите покупки на первостепенные и второстепенные. Наблюдая со стороны, дети не очень понимают, что как взрослые рассчитывают, сколько денег и на что потратить, поэтому полезно показать им процесс изнутри.
После такой тренировки можно выделить ребенку бюджет для покупок во время совместных походов в магазин, пускай учится искать на полках нужный товар. Такой способ поможет малышу осознать цену денег.
Учите зарабатывать
Это правило относится скорее к подросткам. В Беларуси уже с 16 лет, в некоторых случаях и с 14 лет школьник может трудоустроится на лето. Это может быть расклейка объявлений, работа промоутером, услуги курьера, некоторые виды сельскохозяйственных работ или работы по озеленению городской территории и многое другое. Начав зарабатывать самостоятельно, подросток лучше ощутит ценность денег.
А вот платить школьнику за выполнение домашних обязанностей или высокие оценки в школе психологи категорически не рекомендуют – это вырабатывает финансовую мотивацию к тому, к чему ее быть не должно.
Подведем итоги
Роль родителя в формировании финансовых привычек ребенка огромна. Научите своего малыша финансовым азам на раннем этапе. Позитивные финансовые привычки пригодятся в жизни всегда и помогут принимать в будущем взвешенные решения.
Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер
Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока по финансовой грамотности
Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Цели урока :
— сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
— обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
— познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
— повышение финансовой грамотности учащихся,
— содействие формированию разумного финансового поведения,
— принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
— приём незаконченного предложения;
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка»,задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
2. Коммуникационных и социальных.
1.Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2.Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3.Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.
Ход работы.
1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
2. Мотивационный этап.
— Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста,загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет.
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет.
(Деньги)
Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?
— Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +
Монеты – это бумажные деньги. –
— А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается.Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
лекарства, но не здоровье;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
3. Актуализации знаний
— Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
— Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
— Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т. д.)
— Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
— Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
— Какие из этих современные, а какие устарели?
— Как называют эти деньги?
— Из чего они сделаны?
— Как называют бумажные деньги?
— Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
— Как называют иностранные деньги?
— Как называют международную валюту?
— Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
— Что заменяло деньги в старые времена?
— И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).
— Ребята,у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.
Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
— Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
— Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
— Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. сахарного песка –
1 литр подсолнечного масла –
1 буханка черного хлеба –
— Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
— Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
— Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
— Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
— Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
5 Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
— Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
— Какие расходы у человека каждый день?
— Какие расходы реже?
— Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
— Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.
Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? (50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
6. Оплата мобильной связи.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
7. Закрепление изученного материала.
(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)
Деньги выражают…. стоимость товара, услуги, труда.
По их числу можно сказать:… богат человек или беден.
Из-за денег люди могут потерять …честь, совесть, разум, и даже жизнь.
Каждый день мы имеем дело…. с деньгами, постоянно от них зависим.
Деньги определяют …. достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.
Пользоваться бартерным обменом не удобно, потому что …:
1) получение обеими сторонами выгод от обмена;
2) каждый продавец должен произвести товар;
3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;
4) затрачивается много времени на обмен товара;
5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
Пользоваться бартерным обменом удобно, потому что …:
1) получение обеими сторонами выгод от обмена;
2) каждый продавец должен произвести товар;
3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;
4) затрачивается много времени на обмен товара;
5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
8. Итог урока
9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»:
Сегодня нашу работу на урокемы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;
И,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
Прикреплённые файлы:
Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.
Рекомендации для родителей по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Елена Леонтьева Фотоотчёт по финансовой грамотности «Деньги — помощники» во второй младшей группе Цель и задачи: расширение представления.
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Подготовила воспитатель Иващенко.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.
Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.