Что значит отмена транзакции
Транзакция по банковской карте: что это такое, «запрещена» и другое
Наверняка, многие из вас сталкивались со словом «транзакция» применительно к банковской карте. Но многие почему-то не понимают его. Так вот краткое определение транзакции:
Транзакция – это любая операция на банковской карте, связанная с изменением ее счета.
Оплатили товар в магазине – сделали транзакцию, сняли деньги в банкомате – еще одна, а может быть перевели деньги на другую карту… Ну вы поняли. Где есть любое движение денег по счету карты, там водятся и таинственные транзакции. А вот теперь для неленивых, давайте подробнее.
Кратко о произношении
С английского перевода «transaction» – операция, сделка, договор. Традиционно в России и странах СНГ транзакция произносится через «З». Но есть и другой общепринятый вариант написания и произношения, который тоже близок к английскому – транСакция. Вариант через «З» все же является более принятым. Оба варианта означают одно и то же.
Виды и типы транзакций
Конечно, можно их делить по типу операций: ну как мы выше рассматривали снятие, оплата и т.д. Но изначально транзакции деля по другому принципу технологии:
С оффлайн транзакциями мы познакомимся немного ниже, а пока онлайн.
Участники транзакции
В любой транзакции по банковской карте участвуют 3 основные стороны:
То же самое на картинке:
Порядок транзакции
Теперь немного покажем схему того, как собственно происходит транзакция:
Вот такой путь проходит во время одного платежа. А этот один платеж в нашем случае и есть та самая транзакция. Но и здесь есть уже нюансы, вроде бы все договорились и хэппи энд. Но нет! Деньги у банка ушли в магазин (причем не от банка владельца карты), но на карточке, производившей оплату, они всего лишь заблокировались, до получения соответствующих документов от эквайера эмитентом. И вот здесь может быть задержка вплоть до месяца… Но это уже не наши проблемы.
Оффлайн транзакции
При этом виде транзакции происходит непосредственная проверка баланса на карте. Деньги на ней сразу же блокируются. Обмена данными с банками не происходит, но транзакция фиксируется на считывающем устройстве.
По завершению дня или в другой оговоренный период все данные с устройства передаются в процессинговый центр банка, где и происходит уже их дальнейшая обработка. Но суть в том, что первоначальные операции строятся без коммуникации.
Применяется там, где невозможно установить прямую связь.
Номер транзакции
Любой успешно проведенной транзакции присваивается свой номер в банке. Если быть точнее, в обоих банках – и эмитенте, и эквайере. В одном на списание, в другом на пополнение. Вот пример номера транзакции в Сбербанке
Нередко этот номер требуется для быстрой идентификации платежа в случае проблемы с ним. Используется, например, при обращении в службу технической поддержки по телефону или через специальную форму обратной связи.
Нередко номер транзакции указывается и на чеке!
Отмена транзакции или запрет
В некоторых случаях транзакция может быть отменена любой стороной. Причем, это может произойти чуть позже проведения платежа, во время его (например, сообщение «Транзакция запрещена») или даже гораздо позже (ChargeBack). Мы уже писали об этом выше в примерах. Здесь лишь приведем список наиболее частых вариантов. Вдруг платеж у кого-то из читателей не прошел, но требуется узнать причину его отмены. Вот наш список:
При большинстве возникших проблем лучший способ разрешить ситуацию – обратиться в свой банк. В случае проблемы в некоторых случаях из-за известной блокировки транзакций их можно и отменить, например, при борьбе с мошенниками.
Видео про отмену транзакции по карте (ChargeBack):
В общем, при любой странной ситуации не обращайтесь на наши сайты, а звоните в банк. Надеюсь, что вы разобрались, что такое транзакция по банковской карте, ну а если нет:
Вы всегда можете задать свой вопрос нам в комментариях – мы неплохо понимаем работу платежных систем. Это не текст бездарных горекопирайтеров с бирж!
Как сделать чарджбэк — суть процедуры отмены транзакции?
С каждым годом количество безналичных расчетов с помощью банковских карт растет в геометрической прогрессии. Многим активным пользователям тяжело представить, что не так давно единственным видом взаиморасчетов была наличка. Но вместе с удобствами появились новые риски, связанные с мошенничеством.
Например, купленный в интернет-магазине товар был оплачен, но продавец его не доставил, или приобретенная вещь не соответствует заявленным характеристикам. В таких ситуациях наказать жуликов редко удается, но вернуть деньги вполне реально. Для этого достаточно воспользоваться такой услугой, как чарджбэк.
Суть процедуры отмены транзакции
Чарджбэк предоставляется всеми банками в рамках сотрудничества с платежными системами пластиковых карт Visa, MasterCard или МИР. Процедура разработана специально для того, чтобы защитить интересы держателей банковских карточек и максимально быстро вернуть им средства, которые были переведены в адрес мошенников.
Регулируется процедура чарджбэк исключительно внутренними правилами платежных систем, что позволяет избежать бюрократической тягомотины, которая неизбежно присутствует при обращении в правоохранительные органы.
Чтобы запустить процедуру чарджбэк, жертве обмана достаточно обратиться в свой банк и написать заявление об отмене денежного перевода. Кроме самого заявления, пострадавшей стороне потребуется предоставить весомые аргументы в свою пользу. Если банк посчитает полученные доказательства достаточными, он инициирует чарджбэк и направит обращение в банк-эквайер.
Последний может сразу вернуть средства или обратиться к получателю оспариваемого перевода с требованием предоставить свои контраргументы и только потом принять решение.
Если банку эмитенту не удастся решить сложившуюся ситуацию с эквайером, дело направляют в арбитражную комиссию платежной системы. Принятое решение арбитража является обязательным к исполнению и не подлежит оспариванию.
Насколько чарджбэк эффективен?
Отмена транзакции выполняется только в случае соблюдения условий этой процедуры, прописанных в регламентах платежных систем. У Visa – это Chargeback Management Guidelines for Visa Merchants, ау MasterCard – Chargeback Guide. Даже если один пункт документов будет нарушен, платежная система отказывает в чарджбэке.
Главным преимуществом процедуры по отмене денежного перевода является то, что решение принимается быстро и максимально эффективно. Чарджбэк также предусматривает штрафные санкции к недобросовестному поставщику услуг или товаров.
Если это единичные случаи обращения клиентов, штраф не превышает 25 у.е. Но когда жалобы поступают систематически, санкции против нарушителя правил использования платежной системы могут дорасти до 100 у.е. Когда количество инициированных чарджбэков превысит общее количество транзакций на 1-2%, счет компании продавца могут и вовсе заблокировать.
Условия чарджбэк едины для всех банков, которые подписали соответствующие соглашения с платежными системами, независимо от их юрисдикции и фактического месторасположения.
В каких ситуациях чарджбэк действительно работает
Оснований для выполнения чарджбэк достаточно много и в каждой платежной системе они несколько отличаются друг от друга.
Однако существуют общие положения инициирования процедуры отмены транзакции, которые есть во всех регламентах:
Стоит обратить внимание: кроме положений, разрешающих проведение процедуры отмены транзакции, в регламентах платежных систем есть пункты, без соблюдения которых заявка на чарджбэк отклонят:
Этапы подачи заявления на чарджбэк
Процедура отмены транзакции относится к категории сложных с точки зрения юриспруденции и для ее инициирования потребуется затратить солидное количество времени и сил. Для начала необходимо собрать доказательную базу, которая бы подтвердила факт мошенничества со стороны поставщика товара или услуги.
В качестве доказательств используются:
После необходимо обратиться в банк, с карточки которого был выполнен оспариваемый перевод, и написать заявление на чарджбэк. Текст документа предоставляется на английском и русском языках с обязательным указанием кода обмана.
Несмотря на внешнюю простоту, выполнить возврат денег по чарджбэк тяжело, а без наличия соответствующего опыта, вовсе невозможно.
Чтобы получить позитивный результат отмены денежного перевода, чарджбэк следует доверить профессионалам. Специалисты по возврату денег достаточно компетентны и способны найти решение самых сложных ситуаций.
Транзакция – продуктивное управление банковским счетом
Каждый раз при оплате покупки через банковскую карту, при обналичивании средств, выполнении денежного перевода, пополнении карты вы выполняете транзакцию. Этот процесс регламентирован законом.
Аннулирование операции: как отменить транзакцию?
Банки могут отменять многие операции. Если вы ошиблись цифрой, вводя номер карты адресата, ошибочно перевели деньги неизвестному лицу – вернуть их будет сложно, но возможно. Сразу нужно позвонить эмитенту вашей карточки, используя call-центр банка. Он скоординирует последующие действия.
Потребуется отвезти в банк заявление, собственноручно написанное, на возврат неправильно переведённых денег. Однако подобная операция невозможна без человека, которому ошибочно переведены средства. Исход мероприятия зависит от него. В случае его отказа от участия, проблему придется решать через суд.
При возврате товара, помимо традиционной процедуры написания заявления магазину о непригодности продукции, необходимо отменить транзакцию в банке. Для этого в финучреждение предоставить заявление на отмену транзакции. После чего остаётся ждать, когда эмитент получит оговоренную сумму от продавца и перечислит деньги обратно на вашу карту.
Что значит транзакция в общем понимании?
Что значит транзакция в общем смысле? Это операция перевода конкретной денежной суммы со счёта отправителя на счёт получателя: пополнение карты, снятие денег в банкомате, различные переводы. Чаще всего транзакцией называют оплату покупки картой.
Онлайн процедура включает в себя соединение с интернет-банкингом для списания, зачисления, выдачи денег в реальном времени – услуги банкоматов, оплата продукции картой, пополнение карты, снятие наличных и другие операции.
Помните: оффлайн процедура не предусматривает обращение к банку-эквайеру (обслуживающего торговую точку) и переведённая сумма отражается на балансе не мгновенно, а по истечению пары дней. Данная операция происходит без платежных карт – со счёта на иной счёт.
Суть банковской транзакции
Банковская транзакция – банковский перевод денежных активов между счетами внутри банка либо между ними. Владельцы банковских карт ежедневно осуществляют транзакции, используя электронный счёт: получение зарплат, стипендий, оплата счетов, товаров.
Перевод денег со счёта на иной счёт – удобный вид транзакции, который происходит за пару минут внутри банковской системы. Межбанковские, международные переводы могут занять до 7 дней.
Денежный перевод – способ транзакции для людей, не имеющих банковский счёт. Система денежного перевода осуществляется быстро, однако взимает высокий процент за услугу.
Как происходит выполнение транзакций?
С помощью специального банковского приложения, которое через онлайн интерфейс даёт возможность управлять клиентскими счетами, происходит выполнение транзакций.
Обработка транзакций необходима для поддержания банковской системы в организованном состоянии, путём создания единой системы выполнения операций.
Система обработки транзакций даёт возможность отдельные операции автоматически связывать их между собой как единую транзакцию. Подобная система выполнения транзакций гарантирует, что все операции завершаются безошибочно.
В случае ошибки система «откатывает» транзакционную операцию, стирая её следы и восстанавливая систему до возобновления исходного состояния. В случае успеха транзакция фиксируется системой и все изменения можно произвести с помощью оператора.
Что такое неподтвержденная транзакция?
Если в банкомате, ПОС терминале при переводе, оплате, снятии денег транзакция зависла, не имеет подтверждений – это подтвержденная транзакция. Банки автоматически отменяют их в течение месяца.
В процессе операции терминал либо банкомат даёт запрос на списание денег, получив в ответ от банковской системы код авторизации, процесс успешно завершается. Если по каким-либо причинам программа не получает код авторизации, то сумма списания сначала блокируется, а потом списывается либо нет.
Совет от Сравни.ру: Если не хотите ждать, можно позвонить на горячую линию вашего банка, узнать о состоянии финансовой операции и попросить отменить транзакцию. Вас попросят назвать кодовое слово, и через пару минут неподтвержденная транзакция будет отменена. Если не помните кодовое слово, идите в отделение вашего банка с паспортом и картой. Менеджер при вас проверит, отменит транзакцию.
Транзакция: что это такое простыми словами
Обычному человеку не всегда понятны специальные банковские термины. И один из них – «транзакция». В этой статье мы подробно разберем вопросы: транзакция, что это такое простыми словами, рассмотрим ее процедуру и виды, а также пути решения возникших сложностей для рядового владельца счета.
Что такое транзакция по банковской карте
Транзакция – это любая операция со счетом в банке, которая приводит как к увеличению, так и к уменьшению баланса.
Оплата покупки при помощи карты – транзакция, что сопровождается уменьшением счета. Получение пенсии на карту – тоже транзакция, которая увеличила баланс. А вот проверка баланса – таковой не является, однако, если банк берет за эту услугу даже незначительную сумму, то оплата проверки является транзакцией.
Понятие произошло от английского transaction обозначающего «сделку». В деловой сфере правильным считается написание и «транзакция» и «трансакция». Слово «транзакция» вне профессиональной банковской сферы обозначает сделку, платеж, соглашение, договор. Также оно используется в программировании.
По банковскому счету выполняются два типа финансовых транзакций:
Приходные, увеличивающие сумму на счету:
Расходные банковские транзакции подразумевают уменьшение финансов на счету:
Участники транзакции
Какой бы ни был тип транзакции, в каждом из финансовых переводов участвуют несколько сторон:
Роль каждого из них важна, и без участия хотя бы одного транзакция по карте будет невозможной.
Транзакция в магазине: что происходит на самом деле?
Прикладывая банковскую карту к платежному терминалу, каждый покупатель запускает сложнейшую цепочку банковских операций, запросов и подтверждений. Все они выполняются в считанные секунды и существенно облегчают жизнь кассиру и покупателю.
Банковская транзакция выполняется в несколько этапов:
Свидетельством удачного списания средств с карты и оплаты покупки становится чек, на котором содержится вся важная информация: сумма покупки, дата и время, номер транзакции.
Онлайн и оффлайн: в чем разница?
С зависимости от оперативности выполнения, транзакции объединяются в две группы:
Онлайн-транзакция проводится мгновенно. Ею мы чаще всего пользуемся, оплачивая товары и снимая зарплату в банкомате. В течение пары секунд банки-участники сделки обмениваются запросами и кодами, и осуществляют перевод средств. От покупателя требуется только подтверждение согласия перевода в виде предоставления карты в магазине, ПИН-кода для терминала или смс-кода при заказе товаров в сети.
Оффлайн-транзакция – означает отложенный платеж. Этим способом чаще всего пользуются компании и фонды для перевода финансов в определенные дни (зарплаты, пенсии). Для проведения сделки не требуется личное участие плательщика. Все необходимые условия задаются заранее, а переводы могут выполняться регулярно.
Защита транзакции
Зачем нужны номера транзакций
Ежедневно крупный банк проводит миллионы операций. И чтоб сотрудники смогли найти необходимую сделку и отличить ее от множества подобных, каждая из них нумеруется.
Собственный номер присваивается транзакции на стадии первичного запроса. Если сумма не поступила адресату, транзакция отклонена или произошел сбой, сотрудники банка по номеру за несколько секунд смогут найти транзакцию в базе, проанализировать ситуацию и принять решение по устранению проблем.
Транзакционный номер доступен владельцу счета. Он указывается на мониторе банкомата, в выписках и на чеках. Чек с номером – гарантия удачной транзакции и страховка на случай, если перевод не дойдет адресату или возникнут другие внештатные ситуации.
Статусы транзакций
Каждой транзакции присущи два статуса:
Главное определение транзакции – ее неразрывность. Она может быть выполнена или нет. Никаких промежуточных статусов и значений быть не может.
Если транзакция отклонена одним из участников, то в зависимости от причин, владелец счета может получить сообщение о приостановке или отклонении.
Что значит «транзакции по вашей карте приостановлены»?
Такое сообщение получает владелец карты, которая временно заблокирована. Причины блокировки могут быть разнообразны:
Также могут блокироваться и отдельные транзакции. Например, для реализации крупного транзакционного перевода банку потребуется дополнительное согласие плательщика на проведение. Или же получатель подозревается в мошенничестве либо незаконной деятельности.
«Транзакция отклонена» – что это означает?
Нередко при попытке оплатить транзакцией платежная система выдает одну из следующих форм отказа: платеж не совершен, транзакция отклонена, запрещена.
Причинами такого отказа могут быть следующие ситуации:
Если на счету точно есть средства, карта не просрочена и проблем с вводом ПИН-кода не было, то за разъяснением причин приостановки транзакций следует позвонить в банк на горячую линию. Также можно лично обратиться в отделение банка.
При сложностях оплаты в интернет-магазинах, причины могут скрываться в работе самого ресурса. Это могут быть технические работы на сайте или сбои в работе платежного сервиса. Попробуйте оплатить заказ через пару часов или обратиться по этому вопросу к консультантам магазина.
В любом случае, если оплатить покупку или перевести деньги не удается, не стоит паниковать. Приостановка и отклонение транзакции – это действенный инструмент для защиты средств клиентов банка, и применяется он для обеспечения финансовой безопасности владельца счета.
Отмена транзакции
Отменить транзакцию можно несколькими способами, в зависимости от вида и цели платежа.
1. Аннулирование операции
Если Вы ошиблись при введении номера карты получателя и отправили деньги неизвестному человеку, отмена займет много времени и сил. Первым делом обратитесь в ваш банк и получите дальнейшие инструкции. Скорее всего придется лично посетить отделение и составить заявление. После сбора информации и подтверждения транзакции к процедуре будет привлечен получатель. Если он согласиться сотрудничать и добровольно вернет средства, вопрос разрешится быстро. В противном случае ситуация будет рассматриваться в суде.
Согласно закону о защите прав потребителей, Вы можете вернуть некоторые товары в магазин в течение 14 дней после оплаты. Сделка может быть отменена или же будет оформлен возврат.
Процедура транзакции при оплате покупки подразумевает временное резервирование средств на карте получателя, а для перевода необходимо подтверждение продавца. Если после оплаты прошло немного времени, то получив заявление на возврат товара, продавец формирует отмену, блокировка с суммы снимается и средства становятся доступны владельцу карты.
Если финансовая транзакция была реализована полностью, и средства поступили на счет продавца, будет задействована процедура возврата. Продавец выполнит транзакцию и средства поступят на ваш счет. Возможно Вам придется подождать до двух недель.
Как работает система транзакций
Оплата пластиковой картой
Что такое транзакция по банковской карте Сбербанка? Это оплата любых счетов без использования наличных. Пластиковая карта уже давно обогнала наличные деньги по частоте и объемам оплаты. И это закономерно, ведь при оплате карточкой никогда не возникнут проблемы отсутствия сдачи и обсчета недобросовестными продавцами. А риск потери и кражи денег стремится к нулю, ведь карта защищена ПИН-кодом, а при потере один звонок в банк блокирует счет.
Пластиковой картой удобно:
Оффлайн-транзакция вне реального времени
Этот способ оплаты удобен для отложенных платежей или в условиях отсутствия соединения с процессинговым центром. Однако на сегодняшний день он все чаще уступает место платежам онлайн и остался востребованным только в корпоративной среде для своевременной выплаты зарплат.
Для отложенного перевода денег с карты выполняется ее электронный оттиск и оформляется специальная заявка. Эти данные пересылаются банку-эмитенту для оформления платежа.
Перевод средств между счетами
Денежный перевод – самый простой способ пополнить свой счет, или перевести любую сумму родным и близким. В рамках одного банка комиссия насчитывается от 0 до 3 %. При переводе между различными банками оплата услуг может быть и выше.
Переводом с одного счета на другой легко:
Удобной услугой является «Регулярный платеж», который позволяет вовремя оплачивать некоторые счета и не заботиться о соблюдении сроков, например, пополнение баланса мобильного.
Системы денежных переводов и электронные платежи
Главными преимуществами этих способов являются широкое распространение и высокая скорость. К недостаткам можно отнести высокую комиссию, по сравнению с внутренними банковскими переводами.
Надеемся, наша статья оказалась полезной и помогла Вам разобраться, что такое транзакция.
Чарджбэк: как вернуть деньги на карту и не сесть в лужу
Оплата товара или услуги банковской картой – это современно, быстро и удобно. Правда, иногда при проведении таких операций возникают недоразумения. Но даже если оплаченная картой вещь не получена, проблема может быть урегулирована и без обращения в суд – с помощью чарджбэка.
Что такое чарджбэк
Чарджбэк (англ. chargeback, возвратный платёж) – это операция отмены транзакции, проведённой с использованием банковской карты. Её конечный результат – возвращение суммы, потраченной при оплате товара или услуги. Деньги безакцептно списываются со счёта получателя (банка-эквайера), а обязанность доказывать обоснованность первоначальной транзакции переходит к продавцу.
Чарджбэк возможен только в ситуациях, когда при проведении транзакции используются реквизиты банковской карты и ресурсы платёжной системы, например при оплате через POS-терминал или интернет.
Если операция производится через систему интернет- или мобильного банкинга, то платёжная система может и не задействоваться. В этом случае для опротестования транзакции используются другие механизмы.
Как это работает
Чарджбэк никак законодательно не регламентирован. Это элемент правил платёжных систем, которые устанавливают обязательства банков перед держателями карт.
Банк, работающий с платёжной системой, обязан рассмотреть проблемную ситуацию и постараться её урегулировать.
Схема чарджбэка в упрощённом виде выглядит следующим образом. Если владелец банковской карты считает, что транзакция должна быть отменена, а деньги возвращены, ему необходимо обратиться в обслуживающий банк-эмитент. Тот запрашивает у клиента описание ситуации, в том числе основания для отмены транзакции, и отправляет банку-эквайеру требование совершить возвратный платёж. Банк-эквайер самостоятельно или с участием торговой точки проводит расследование.
По результатам этого расследования возвратный платёж может быть выполнен, а может быть и не выполнен. Если он выполняется, то это может делаться за счёт средств торговой точки или банка-эквайера, в зависимости от того, кто явился источником проблемы.
В случае, если стороны к соглашению не приходят, задействуется механизм арбитража платёжной системы.
Основания для оспаривания транзакций
Если вы оформляете банковскую карту, например дебетовую карту Сбербанка, то рассчитываете на то, что будете пользоваться ею без проблем. Но жизнь, как известно, любит преподносить сюрпризы, в том числе и неприятные. К ним надо быть готовым и знать, что пострадавший владелец карты без поддержки не останется.
Инициировать чарджбек держатель карты может в следующих ситуациях:
Ограничения для чарджбэка
Правилами платёжных систем предусмотрены перечни оснований для оспаривания транзакций с указанием кодов, сумм и сроков.
Платёжная система Visa устанавливает для большинства оснований срок оспаривания в 120 дней, для некоторых – 75 дней. Отсчёт сроков начинается, как правило, с момента совершения транзакции, а при неполучении товара или услуги – с последнего дня ожидания получения. Если после совершения операции прошло 540 дней, то оспорить её будет невозможно. Минимальная сумма, по которой может быть запущена процедура чарджбэка – 25 долл.
Mastercard также устанавливает для оспаривания в основном срок в 120 дней, в некоторых случаях – 45 или 90 дней. Минимальная сумма не ограничена.
В рамках национальной системы платёжных карт (НСПК) сроки оспаривания в зависимости от оснований варьируются от 30 до 540 дней, по большинству оснований они составляют 60 или 120 дней.
Действия покупателя
Если держатель карты считает, что есть основания для оспаривания транзакции, и причина – неправомерные действия продавца, то ему стоит попытаться урегулировать проблему с продавцом. Возможно, последний согласится добровольно вернуть деньги. Но даже если этого не произойдёт, у держателя будет подтверждение отказа продавца, которое окажется полезным при дальнейших действиях.
Держатель карты для инициирования процедуры отмены транзакции и возврата денег должен обратиться в банк-эмитент с заявлением об оспаривании транзакции.
К заявлению прикладываются доказательства (они необходимы не во всех случаях) – переписка с продавцом, чеки, распечатки скриншотов и т.д.
При этом следует иметь в виду, что о чарджбэке не имеют понятия многие сотрудники банков.
В этом случае придётся проводить ликбез или, как минимум, требовать принять заявление с отметкой о принятии.
После этого заявителю остаётся ждать ответа. Как правило, сроки урегулирования ситуации составляют 1-2 месяца. Если заявитель получает отказ, то его нужно проанализировать. Иногда финучреждения устанавливают собственные сроки для оспаривания транзакций в нарушение правил платёжных систем. Также отказ может быть получен на основании мотивированных возражений продавца.
Если банк отказывается принимать заявление или ничего не делает по нему, то можно обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Знаете ли Вы что
Во многих мировых банках есть негласный список профессий клиентов, которые нежелательны. Сюда обычно относятся: журналисты, юристы, индивидуальные предприниматели, военнослужащие, судьи…
Штраф за необоснованно опротестованный платёж
Если держатель намерен оспорить транзакцию, совершённую по карте, это вовсе не означает, что во всех случаях правда будет на его стороне. Кроме злого умысла в виде попыток «стрясти» деньги, заплаченные за полученный товар или услугу, может иметь место элементарная забывчивость или невнимательность.
Также воспользоваться картой может другой человек, имеющий к ней доступ, например член семьи держателя, и не сообщить о проведённой операции владельцу. Поэтому, прежде чем приступать к оспариванию транзакции, следует проанализировать все данные по совершённой операции, например через систему интернет-банкинга, и опросить своих близких.
За необоснованное оспаривание операции банк-эмитент вправе применить к клиенту штрафные санкции.
Если по результатам проведённого расследования выяснится, что спорная транзакция была проведена без нарушений, с держателя может быть удержана комиссия. О наличии комиссии и её размере узнавайте при обращении в банк, или изучите тарифы обслуживания. Например, за расследование необоснованной претензии в Абсолют Банке с клиента взыщут 1200 руб. (25 долл. или 20 евро), в Русфинансбанке и Новикомбанке – 1500 руб., в Москоммерцбанке – 850 руб.
Чарджбэк или суд?
Чарджбэк – не единственная возможность урегулировать проблемную ситуацию. В ряде ситуаций есть смысл обратиться в суд с иском к продавцу. Но делать это целесообразно, если продавец «живой» (доступный), а доказательства его вины убедительны. В этом случае есть возможность «слупить» с недобросовестного продавца не только деньги за неполученный товар или услугу, но и компенсацию за моральный ущерб.
Опротестование транзакций и возвратные платежи – явления нечастые. Но если вы считаете, что деньги на вашу карту должны вернуть, то этого следует добиваться, даже если речь идёт о небольшой сумме. Ошибки, а тем более злонамеренные действия, не стоит прощать, их надо или исправлять, или пресекать.