Что значит открытость системы общества

Общество как открытая система

Общество как система.

Общество и природа.

Социальные институты.

Формы общественных изменений.

5. Революция как форма социальных изменений.

Общественный прогресс.

Традиционное общество и его особенности.

Информационное общество и его особенности.

Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

Социально-демографические проблемы современности.

Процесс глобализации и его противоречия.

Общество как открытая система

«Общество как система»

1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

б) открытая система;

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

б) социальные нормы;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

«Общество и природа»

1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху

«Формы общественных изменений».

1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.

«Революция как форма социальных изменений».

1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху

1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.

2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.

3) Характерные признаки общественного прогресса:

а) совокупность поступательных изменений;

б) противоречивость и сложность изменений;

в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;

г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;

д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.

4) Критерии общественного прогресса:

а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;

б) гуманизация отношений между людьми;

в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;

г) расширение спектра прав и свобод человека;

д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.

5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«Традиционное общество и его особенности».

1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;

в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;

г) древнерусское и средневековое российское общество.

4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

а) кастовый или сословный строй;

б) преобладание предписанных статусов;

в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

«Общество как открытая система»

1. Понятие открытой системы, как системы

связанной с внешним миром.

2. Открытость общества: влияние природы на общество.

б) Влияние природных условий на разделение труда.

в) Роль природных факторов в жизни людей

3. Общество как открытая система в контексте соц. исследований характеризуется:

а) Высокой соц. мобильностью

б) Способностью к инновациям

в) Динамичной соц. структурой

4. Состояние непрерывного обмена с окруж. средой и эколог. проблемы современности:

а) Парниковый эффект

в) Загрязнение атмосферы, почвы, морей и океанов.

«Информационное общество и его особенности»

1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.

2) Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

3) Характерные признаки информационного общества:

а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;

в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

г) признание приоритетности прав и свобод человека.

д) изменение социальной структуры общества.

4) Противоречивый характер информационной цивилизации:

а) вытеснение человека из целого ряда сфер;

б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;

в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.

5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«Социально-демографические проблемы современности».

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.

2) Причины возникновения социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;

б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..

5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.

«Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

3) Причины возникновения международного терроризма:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

«Процесс глобализации и его противоречия».

1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.

2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия глобализации:

а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:

а) угроза ряду отраслей национальных экономик;

б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;

в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;

г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.

Источник

Открытое и закрытое общество: определения понятий, основные характеристики, отличия

Концепцию, описывающую открытое и закрытое общество, первоначально предложил в 1932 году французский философ Анри Бергсон. Сегодня мы рассмотрим особенности, преимущества и недостатки, а также значения этих терминов.

Что значит открытость системы общества

Что значит открытость системы общества

В следующем десятилетии ее разрабатывал британский философ австрийского происхождения Карл Раймунд Поппер. Эти идеи он представил в своей самой известной книге «Открытое общество и его враги». Также такая классификация может быть применима и к организациям.

Что значит открытость системы общества Вам будет интересно: Энергетический университет Казани (КГЭУ)

Что значит открытость системы общества

Открытое общество – это синоним свободы и индивидуализма, а основные характеристики замкнутого общества – это ориентация и коллективизм. Эти две позиции представляют крайности, которые сегодня редко существуют в чистом виде. Поппер опубликовал свою работу в 1944 году, поэтому ее следует рассматривать в историческом контексте, однако она до сих пор не потеряла своей значимости.

Основание для классификации

Что значит открытость системы общества Вам будет интересно: Пространственная структура популяции: понятие, типы, примеры

Следуя теории Поппера, Геберт и Бурнер различают открытое и закрытое общества на основе трех разных измерений:

Антропологическое измерение касается вопроса, является ли человек субъектом или объектом. Насколько он способен влиять на общество и его структуры?

Социальное описывает положение индивида в социуме. Оно определяет, существуют ли предопределенные социальные позиции его членов, реализуются ли индивидуальные сами по себе или это часть целого?

Фокусом когнитивного измерения является ошибочность или непогрешимость человеческого познания. Эти критерии позволяют определить отличия открытого общества и закрытого общества.

Что значит открытость системы общества

Сочетание двух типов

Что значит открытость системы общества Вам будет интересно: Вспоминаем уроки анатомии: что является рудиментом у человека?

Считается возможным и вполне обычным, что общество открыто и закрыто в различных измерениях одновременно. Япония является хорошим примером для такого социума. Эта страна имеет тенденцию к открытому полюсу в антропологическом и когнитивном измерении. С точки зрения социального она демонстрирует более коллективистский и замкнутый образец.

Открытый тип

Историческим примером свободного и индивидуалистического открытого общества в теории Поппера являются античные демократические Афины и философия Сократа. Такой тип социума может быть описан с использованием антропологического, социального и когнитивного измерений следующим образом:

Что значит открытость системы общества

Плюсы и минусы открытого общества

Потенциальными преимуществами открытого типа являются вера в управляемость общества и его процессы, свобода, равные шансы на развитие его участников, инновации и постоянный поиск лучших решений с одновременным допуском к различным идеям. Недостатками могут быть потеря контроля над социумом и его членами, отсутствие ориентации, борьба за власть, эгоизм и длительность существования решений.

Закрытый тип

Поппер сравнил идеалы данного социума – ориентацию и коллективизм – с центральным заявлением в философии Платона и жизни в античной олигархической Спарте. Характеристики закрытого общества относительно трех измерений выглядят следующим образом:

Что значит открытость системы общества

Достоинства и недостатки

Социальная стабильность, послушание, защита от неудач, гармония в отношениях и уверенность в ориентации являются одними из основных преимуществ закрытых обществ. Они также имеют свои недостатки, такие как догматизм идеологии, жесткость социальной системы и положения ее членов, и, как следствие, неудовлетворенность.

Что значит открытость системы общества

Характеристика организаций

Черты, характеризующие открытое и закрытое общество, в определенной степени подходят и для других категорий. Открытые и закрытые типы организаций отличаются тем, как они справляются со своими внутренними и внешними делами, основываясь на разных философских догматах. Основываясь на теории Поппера, их характеристики можно продемонстрировать посредством анализа некоторых составляющих.

Организационную культуру в общих чертах можно определить как сложное образование, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, право, мораль, обычаи и любые способности и привычки, приобретенные лицом в качестве члена организации. Она обеспечивает рамки, в которых могут действовать ее члены. Руководство также должно адаптироваться к этой структуре. В то же время она изменяет или стабилизирует открытый или закрытый характер организации посредством взаимодействия.

Что значит открытость системы общества

Руководство

Универсальное определение организационного лидерства может звучать следующим образом: способность индивидуума влиять, мотивировать и дать возможность другим внести свой вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются. Лидер может быть определен как член группы, чье влияние на групповые отношения, результаты или принятие решений значительно превосходит среднего ее участника.

Стиль руководства оказывает большое влияние на характеристики предприятия. Открытые и закрытые организации различаются по тому, как там управляют работниками.

В частности, лидер с открытыми характеристиками будет предполагать, что у работника есть контроль над ситуацией в организации. Закрытое руководство предпочитает использование директив.

Что значит открытость системы общества

Акционерные общества открытого и закрытого типа

Подобную классификацию можно встретить и в экономике. Определения основных понятий позволяет выяснить, чем отличается закрытое акционерное общество от открытого.

В первом случае речь идет о такой организации, акции которой распределены только между учредителями или другими заранее определенными лицами.

Во втором случае члены обладают правом отчуждения принадлежащих им акций, не спрашивая на это согласие других их держателей.

Отличия открытого и закрытого акционерного общества заключаются также в следующем. Для первого типа нет ограничений числа акционеров, для второго максимальное число составляет 50 человек. В случае его превышения в течение года необходимо провести преобразование в ОАО (то есть в открытое акционерное общество). Разница между ними заключается также в порядке выпуска и размещения акций: публичном для ОАО и ограниченном для ЗАО.

Источник

Открытое общество

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своём труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархизме: это самостоятельный вариант демократии.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт, и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привёл к революции, которая длится до сих пор — революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на своё понимание правильности поступков, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и в связи с этим жёстко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришёл к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“».

Источник

Открытость социальных систем

Ключевые подходы к открытости в современных интеллектуальных практиках. Интерпретация нынешней нормативно-правовой базы, актуализирующей социальный запрос на доступность образовательного объединения. Формирование индикаторов обучающей организации.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления26.01.2017
Размер файла575,4 K

Что значит открытость системы общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОТКРЫТОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

1. Ключевые подходы к открытости в современных интеллектуальных практиках


2. Интерпретация современной нормативно-правовой базы, актуализирующая социальный запрос на открытость образовательной организации


3. Формирование индикаторов открытости образовательной организации


4. Проектирование и проведение исследования фактора открытости в образовательных организациях


Выводы

Признавая значимость развития и инноваций в организациях, можно столкнуться с противоречием осуществления этих изменений. Для обеспечения стабильности организация должна быть упорядоченной, структурированной, для развития в организации должна присутствовать некая хаотичность, так как изменение неразрывно связано с формированием нового, с экспериментированием, перестройкой старого. Две крайности реакции на изменения: организация всячески подавляет в себе хаос, постепенно теряет свою эффективность, или хаос в организации проявляется всюду, постепенно дестабилизируя всю систему.

«Когда внешняя среда меняется и система замечает, что ей тоже нужно измениться, она всегда меняется так, чтобы продолжать соответствовать самой себе. Система выбирает такую дорогу в будущее, которая, по ее убеждению, согласуется с ее самоопределением. Когда организация знает, что она собой представляет, каковы ее сильные стороны и чего она пытается достичь, она способна умно реагировать на изменения своей среды» [8, c.34]. Реакция на изменение внешней среды, как правило, сопровождается наличием многочисленных локальных изменений и нарушений стабильности по всей системе. Но именно поддерживая их, система сохраняет общую стабильность и целостность.

Открытость для влияния внешней среды со временем укрепляет систему, делает ее менее подверженной влиянию внешних изменений.

Однако само понятие «открытость» до сих пор трактуется неоднозначно и интерпретируется достаточно широко в зависимости от сферы научного знания, в рамках которой она рассматривается. Рассмотрим основные понимания термина открытость.

Современная образовательная организация должна представлять собой открытую социально-педагогическую среду взаимодействия с общественностью. Принцип открытости рассматривается как особый вид организации деятельности образовательной организации в направлении активного взаимодействия с социумом и семьей. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты образовательного процесса.

Несмотря на огромный интерес исследователей к проблеме информационного взаимодействия школы с общественностью, которое обеспечивает открытость образовательного учреждения, некоторые аспекты информационного взаимодействия остаются малоизученными.

Само понятие открытости не стандартизовано. Проблематика «открытости» возникает не только в научной, но и в философской литературе, спектр трактовки термина широк: от открытости как обмена информацией, энергией, импульсами (в открытых системах) до открытости как характеристики личности (античная философия, этика), эмерджентности (синергетика).

Появление понятия «открытости» связано с работами А. Бергсона, (впервые ввел в научную терминологию понятие «открытое общество» (1932 г.)), и теорией открытого общества К. Поппера. Два этих ученых при описании общества использовали сравнение с социальными и биологическими системами. Общество выступало и метафорой живого организма и особого типа социальной системы. Также оба ученых сделали первые описания различий «открытости» и «закрытости» системы. «Закрытое общество, представляет собой «систему, члены которой живут в соответствии с навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Ограничивающие устои закрепляются из поколения в поколение через обычаи и традиции; как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует по непреложным социобиологическим законам» [30, c.98].

К. Поппер рассматривал идеи открытого общества как альтернативу тоталитаризму, социально-философских течений западной Европы использовали данные воззрения как базовые в обозначении общественных условий, необходимых для достижения политической свободы. По К.Попперу «никто не имеет доступа к высшей истине и совершенное общество недостижимо». При этом несовершенное общество может постоянно совершенствоваться, и именно такое общество К. Поппер назвал «открытым». Для него также «открытым» является такой общественный строй, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения.

Первые социально-педагогические трактовки термина «открытость» относятся к началу XIX столетия. Данные понимания отражали усиление политического, экономического и социального влияния буржуазии, и появление новых морально-этических норм и принципов. «Открытость провозглашалась этической нормой и тем самым целью воспитания, в основе которой лежит позиция доверия по отношению к другим людям, критическая оценка ситуации»[39, c.19].

В психологии открытость, трактуется как личностная характеристика, описывающая способность адекватно принимать события, окружающих, мысли и идеи даже если они принципиально новые или необычные. [3, c.87], как «глобальная черта индивидуальности, состоявшая из ряда определенных черт, привычек, и тенденций, которая обеспечивает функционирование механизма вовлечения активного воображения, эстетической чувствительности, внимательности к внутренним чувствам, предпочтения разнообразию и интеллектуальному любопытству»

В связи с этим предлагается типизация людей на тех, кто имеет «низкую открытость», связанную с тенденцией быть обычными и традиционными в поведении, предпочитать знакомое новым событиям, с узким диапазоном интересов, и на тех, кто имеет «высокую» открытость.

Такие люди обычно интеллектуально любопытны, действуют в рамках тенденции думать и действовать обособленно, нетрадиционными, индивидуалистическими способами, хотя их действия могут соответствовать определенным нормам.

Становление информационного общества, массовая потребность в непрерывном образовании, осознание ценности образования в течение всей жизни является стартом последующего этапа развития термина «открытость» и задачей создания высококачественной информационно-образовательной среды.

По мнению И.Д. Фрумина «открытость образования является одной из важнейших характеристик демократической школы, для чего школа должна превратиться в открытый вовне и вовнутрь социальный институт, т.е. открытость внутренних структур, коммуникации, достаточность информации, внутренняя демократизация. Также в школе должны быть созданы правовое пространство и сфера политики, и должно осуществляться открытое обсуждение как один из принципов жизни коллектива» [35].

И.А. Вальдман рассматривает открытость школы как принцип, предусматривающий интеграцию образовательной системы и социума, которая характеризуется увеличением информированности социума о деятельности школы и «изменением состава авторов социального заказа к системе образования; наличием общественных структур, участвующих в управлении; наличием партнёрских принципов отношений образовательной системы с различными организациями, социальными группами и институтами».[44] Основными составляющими открытости школы являются институциональная и информационная открытость.

Во всех случаях речь идет об открытости, как о контролируемой проницаемости системы в виде обмена ресурсами, информацией, энергией, данными, флуктацией. Также можно сделать вывод, что никакая система, не может быть ни абсолютно замкнутой, ни абсолютно открытой.

Исследуя опыт практической реализации идеи открытости в образовании, А. А. Рахкошкин показал, что она осуществляется на трех основных уровнях: открытость среды (всей системы образования); открытость образовательного учреждения (информационная, деятельности); открытость контента (содержания) [30, c.102]

Приведем варианты понимания термина «открытость» в различных дисциплинах и подходах с указанием относительно чего дается та или иная трактовка: открытость понимается как характеристика субъекта деятельности, среды деятельности или контента (содержания деятельности).

Приведенные выше трактования принципов открытости разделим по четырем основаниям: открытость как ценность организации, открытость как признак взаимодействия с внешней средой, открытость как признак информационного контента организации и открытость как качество совместной деятельности (взаимодействия) в организации.

Ценности субъекта и корпоративной культуры организации:

· признание ценности Разного и Разнообразия (ориентация на диалог, толерантность);

· признание ценности Развития (любопытство к новому, умение и желание учиться);

· признание ценности профессионального творчества.

Открытость как признак взаимодействия с внешней средой:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *