Что значит отгрузка товара
Отгрузка товара – это что такое? Когда между организациями подписывается договор о поставке продукции, то после того как она будет изготовлена, необходимо осуществить ее доставку. Поэтому, помимо самого договора и акта приема-передачи, понадобится еще оформление и других документов. В, частности, необходимо правильно оформить отгрузку. Подробно о том, что это – отгрузка товара, и, как ее правильно осуществить, будет рассказано в статье.
Что сказано в законе?
Как сказано в ГК РФ, а именно в ст. 506, согласно договору поставки, продавец-поставщик берет на себя обязательство в обусловленный срок доставить изготовленные им или закупленные товары покупателю.
В ст. 509 говорится, что поставку осуществляют путем отгрузки (или передачи) товаров покупателю или другому лицу. При этом другим лицом может быть тот, на кого стороны указали в договоре как на получателя.
Определение
Из этого следует, что отгрузка товара – это процесс, по передаче изготовленной продукции либо напрямую покупателю, либо перевозчику. Именно этот момент и является той отсечкой, после которой переходит право собственности от изготовителя (продавца) к приобретателю.
Это правило вытекает из ст. 223 ГК РФ, однако там присутствует оговорка о том, что стороны вольны договариваться, когда именно произойдет этот переход. Например, в момент передачи товара от перевозчика покупателю в каком-либо населенном пункте, откуда покупатель уже своим транспортом доставит товара на свой склад. Или же перевозчик довезет его до самого склада покупателя, и только там последний станет его собственником.
Почему это важно?
Фиксация момента перехода права собственности является очень важным пунктом договора реализации товара. Ведь в процессе транспортировки груз подвергается множеству различных рисков, таких как его утеря или порча, выход из строя отдельных деталей, повреждения, негативно влияющие на внешний вид изделия.
Поэтому необходимо заранее выяснить, на кого ложатся указанные риски, иными словами, кто будет за все это платить. По этой же причине необходимо правильное оформление отгрузочных документов. Ведь только имея их на руках, можно рассчитывать на возможность доказывания своей правоты в арбитражном суде. А, следовательно, и возместить убытки, которые могут быть нанесены при возникновении указанных негативных обстоятельств.
Договор и его предмет
Первым документом, с которого начинаются отношения с контрагентом, является договор поставки или договор реализации товара. В чем их отличие? Первый из них оформляется, когда продавец сам изготавливает продукцию, а второй, когда он ее перепродает. По своей сути поставка является разновидностью купли-продажи. О различии в оформлении документов на отгрузку в первом и во втором случае будет сказано ниже.
Что нужно предусмотреть в соглашении для того, чтобы успешно произвести и оформить отгрузку? Первым необходимым условием без которого в рассматриваемом случае договор считается незаключенным, является условие о его предмете – товаре. Описать его нужно достаточно подробно, так как эти данные обязательно понадобятся при заполнении отгрузочной документации, в частности для накладной на отгрузку товара.
Описание товара
Его наименование можно указать соответствующим:
Другим существенным условием, без указания которого нельзя сказать, что договор заключен, является указание на количество товара. Оно определяется или в единицах измерения, или же в денежном выражении. При этом количество товара обязательно согласовывается по каждому из наименований.
Другие важные параметры
Хотя их отсутствие в договоре изначально и не указывает на его недействительность как незаключенного, оно может впоследствии, при возникновении споров, стать препятствием в представлении доказательств в арбитражном суде. В отдельных случаях суд может признать такой договор незаключенным.
К ним относятся указания на:
Если это договор поставки, то к нему, как правило, прикладывается спецификация. Это документ, в котором указывают наименование каждой из товарных позиций, количество и прочие характеристики.
Основные правила отгрузки
Чтобы обеспечить сохранность и качество поставляемого товара и создать условия для его своевременной приемки необходимо:
Оформление отгрузки
Если товар отгружается в соответствии с договором поставки, то есть он изготовлен самим продавцом, то первым документом (если его приемка осуществляется на складе продавца) будет Акт приема-передачи. Он удостоверяет качество товара, его характеристики, количество, соответствующие указанным в договоре, и подписывается представителями обеих сторон, назначенными приказом.
Следующим документом будет описывающий упаковку товара упаковочный лист. В нем содержится перечень товаров, артикул или номер в каталоге, вес брутто и нетто, номер места. Он вкладывается вместе с товаром в коробку или ящик в двух экземплярах, а третий прилагается к сопроводительным документам.
Далее необходимо оформить такие документы, как:
Нюансы в оформлении документов
В завершение изучения вопроса о том, что это – отгрузка товара, будут приведены некоторые важные нюансы оформления отгрузочной документации.
Как правило, бухгалтерия предприятия использует унифицированные документы, утвержденные Росстатом. Но сегодня из этого правила есть исключение. Если руководитель приказом утвердил для предприятия свои формы, в которых есть реквизиты, соответствующие требованиям Закона о бухучете, то можно использовать и их.
Что касается оплаты товара, если она производится путем наличных расчетов, то должна обязательно быть проведена с использованием кассового аппарата, в противном случае это будет являться нарушением закона.
В договоре поставки обычно прописываются условия, касающиеся перевозчика. В зависимости от этого транспорт может нанимать как продавец, так и покупатель. А также перевозка может осуществляться силами одного из партнеров.
В первом случае товарно-транспортная накладная выписывается компанией-перевозчиком, с которой подписывается соответствующий договор. Она выписывает доверенность своему водителю или экспедитору на получение груза.
Бухгалтерский учет отгруженной продукции
Отгруженная продукция, входящая в состав готового продукта и товаров, предназначенных для перепродажи, учитывается в составе оборотных активов организации. Формирование данных ведется по отдельному счету в бухучете в связи с тем, что операции по сделкам могут сопровождаться комиссионными выплатами, специальными условиями, касающимися перехода права собственности на объект соглашения (до или после проведения оплаты), товарообменными отношениями.
Вопрос: Как отразить в учете производственной организации — поставщика предоставление покупателю премии в виде скидки, уменьшающей стоимость отгруженной покупателю продукции (строительных материалов), которая предоставляется в случае приобретения в течение квартала определенного количества строительных материалов (несколькими партиями)?
Согласно договору поставки при достижении определенного объема закупок строительных материалов в течение квартала покупателю предоставляется 10%-ная премия (скидка), уменьшающая цену стройматериалов. В течение квартала покупателю были поставлены две партии различных строительных материалов:
— на сумму 480 000 руб., в том числе НДС 80 000 руб.;
— на сумму 1 200 000 руб., в том числе НДС 200 000 руб.
Фактическая себестоимость составила:
— 280 000 руб. — первой партии;
— 800 000 руб. — второй партии,
что по данным налогового учета равно сумме прямых затрат организации на изготовление данной продукции.
Поставленные партии были полностью оплачены покупателем. Сумма премии (скидки), предоставленной покупателю по итогам квартала, составила 168 000 руб. Премия выплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет покупателя. Организация в налоговом учете определяет доходы и расходы методом начисления.
Посмотреть ответ
Некоторые особенности реализации отгруженного продукта
Отгрузка товарной продукции сопровождается изменением и переходом права собственности на нее. Смена собственника имеет место в ситуации продажи товара, когда (ст. 223 ГК РФ):
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете формирование резерва по сомнительному долгу покупателя, возникшему в связи с отгрузкой продукции?
По результатам инвентаризации на конец I квартала у организации имеется необеспеченная дебиторская задолженность покупателя в размере 1 180 000 руб. (в том числе НДС) со сроком просрочки платежа 55 дней, возникшая в этом же квартале. Указанная необеспеченная дебиторская задолженность признана сомнительной. Кредиторской задолженности перед этим покупателем у организации нет. Иная просроченная дебиторская задолженность у организации отсутствует.
Согласно учетной политике для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления, организация формирует резерв по сомнительным долгам, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Посмотреть ответ
Факт продажи сопровождается документально (договорами, накладными, актами приема-передачи). Законодательством не запрещено использовать в договоре момент смены права собственности на товарную массу при ее получении или в течение определенного периода, в том числе после внесения частичной оплаты, непосредственно в момент передачи изделия на склад покупателя. Но любое условие должно обязательно найти отражение в соглашении участников сделки.
Вопрос: Как отразить в учете расчеты с покупателем продукции на условиях 100%-ной предоплаты (аванса), если отгрузка продукции производится в течение пяти календарных дней со дня получения денежных средств?
Организация в марте получила в счет предстоящей отгрузки продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 20%, аванс на сумму 120 000 руб., что составляет 100% договорной стоимости продукции. Продукция отгружена в апреле в течение пяти календарных дней с даты получения аванса.
Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются методом начисления.
Посмотреть ответ
Оплата товарной массы производится покупателем в момент ее получения или в течение определенного периода, оговариваемого сторонами. После совершения платежа получатель продукта становится его полноправным собственником.
При отсутствии перечисления денег за поставленный продукт в оговоренный ранее сторонами срок товар подлежит возврату продавцу. При нарушении срока внесения платежа продавец имеет право требовать возврат продукта либо оплату за него.
К сведению! Подобные условия указываются в соглашении сторон, также как и критерии по изменению правообладателя на предмет договора или право распоряжения им со стороны приобретателя до окончания процедуры расчета.
Отражение отгруженного товара в учете
В бухучете стоимость отгруженных изделий относится к разделу запасов, где подлежит отражению и готовая продукция иного рода. Отражение (по сч. 45) производится по фактической или плановой себестоимости с учетом реализационных затрат.
Момент поступления выручки (оплаты) фиксируется в учете продавцом при отгрузке изделия с передачей права собственности на предмет сделки. Для компаний, использующих упрощенную систему налогообложения, выручка фиксируется после фактической оплаты продукта.
В момент признания выручки в учете подлежат отображению траты, связанные с изготовлением и реализацией продукта (ПБУ 10/99; приказ МФ РФ № 119н, 28.12.2001).
При переходе права собственности на продукт после окончательного расчета и определении базы для НДС после отгрузки предмета сделки учетные операции выглядят следующим образом:
При изменении права собственности и его переходе к приобретателю имеет место реализация, соответственно, поступления и траты подлежат учету на сч. 90 на основании первичных документов (ФЗ №402, 06.12.2011).
При продаже продукции за наличный расчет в учете выполняется проводка: Дебет сч. 50 / Кредит сч. 90.1, при безналичном расчете: Дебет сч. 62 / Кредит сч. 90.1.
К сведению! Фактическая себестоимость реализации должна списываться в порядке, учитывающем метод оформления предприятием готового товара (по фактической или нормативной себестоимости).
Определение стоимости подлежащей списанию в расходы продукции производится одним из способов:
Выбор метода оценки должен быть закреплен в учетной политике предприятия (приказ МФ РФ №119, 28.12.2001; письмо МФ РФ №07-05-14/298, 16.11.2004; ПБУ 5/01).
Учет при наличии особых условий договора
Право собственности может сохраняться за продавцом и после фактической передачи изделия покупателю до наступления некоторых обстоятельств, предусматриваемых соответствующим соглашением участников сделки (ст. 491 ГК РФ). В таких ситуациях происходит несовпадение периодов отгрузки продукта и признания поступления средств.
Поэтому при наличии в сделке особого момента (изменения принадлежности права собственности) начисление НДС произойдет на момент отгрузки без учета факта получения оплаты. Выручка будет признана только после поступления от покупателя доплаты (ст. 39, 271 НК РФ). Отсрочка обязательств по НДС от времени отгрузки продукта до момента поступления платы за него не допускается.
Из-за разведения по времени даты отгрузки и даты оплаты некорректно отражение НДС по счету продаж (Дт) на счета расчетов по налогам (Кт). В качестве варианта можно использовать счет для расчетов с дебиторами и кредиторами:
Но в данном варианте имеет место образование (Дт сч. 76) дебиторской задолженности фиктивного характера. Более корректным будет применение для учета НДС счета 97 для трат, ожидаемых в будущих периодах.
В случае присутствия в соглашении участников сделки особого момента по смене держателя права собственности на изделие отгруженный товар (со счетов 41 (товаров) или 43 (готовой продукции)) не может сразу учитываться в дебете счета продаж (90). До изменения собственника продукт числится на счете 45, предназначенном для учета отгруженных изделий. Учет ведется не по цене продажи, а по себестоимости, использованной для учета на сч. 41(43).
Возврат отгруженной продукции
Приобретатель, обнаруживший при приемке получении несоответствие отгруженных изделий условиям соглашения, оформляет акт по выявленным расхождениям, выставляет продавцу письменную претензию, счет-фактуру с отметкой о возврате. Второй экземпляр документа фиксируется у потребителя в книге учета продаж, продавец полученный счет-фактуру заносит в книгу покупок по мере образования права на налоговый вычет (письмо МФ РФ №03-07-15/29, 07.03.2007).
Если возврат брака случился в одном налоговом периоде, продавец вносит корректировки в продажи (сч. 90), если возврат произошел в следующем календарном году, то стоимость возвращаемого объекта относят к учету по счетам внереализационных издержек в качестве убытка минувшего периода, который был определен в отчетном году (сч. 91):
Брак, выявленный до окончания производства, учитывается по основному производству: Дебет сч. 28 (производственный брак) / Кредит сч. 20, а брак, выявленный по завершении производства — в готовой продукции: Дебет сч. 28 / Кредит сч. 43.
К сведению! При возврате товара продавец имеет право сумму НДС направить к вычету (ст. 171 НК РФ). Вычет допускается в срок не позже 12 месяцев от даты возврата и в полном размере после отражения корректировочных записей по возврату (отказу) от продукта.
Размер НДС, направленного продавцом в бюджет при реализации, ставится на вычет за период, в котором присутствуют корректировочные проводки из-за возврата. При этом при направлении покупателю замены продавец выставляет ему счет-фактуру.
Если брак возвратился в следующем налоговом периоде, то база по налогу по прибыли подлежит перерасчету за период, когда товар был продан, или же затраты по стоимости вернувшегося изделия могут быть отнесены к расходам в виде ущерба от брака (ст. 264 НК РФ; письмо МФ РФ №03-03-05/47, 29.04.2008).
Если бракованное изделие может быть использовано в производстве, выполняют операции:
Поэтому урон от брака будет снижен на цену испорченного продукта, пригодного к использованию.
В этой статье мы разберем, что это такое – отгрузка товара и продукции со склада. Вообще транспортировка — это довольно кропотливый процесс, в который включается сразу несколько этапов. Одним из них становятся погрузочные работы, которые необходимо производить согласно законодательным актам и правилам, принятым на конкретном производстве. Давайте рассмотрим, как все сделать правильно, в нужном порядке и в соответствии с требованиями приказов.
Что говорит закон
Гражданский кодекс в ст. 506 разъясняет, что по договору, продавец обязуется доставить в указанный срок заказ гражданину или компании.
В ст. 509 прописывается, что поставку осуществляют путем передачи продукции покупающей стороне или любому другому лицу, указанному в качестве конечной точки.
Отгрузка товара со склада: что это значит
Из самого названия следует, что это процесс по отправке подготовленных изделий покупателю или перевозчику. Завершение этой процедуры — момент, когда право собственности переходит от продающего к приобретателю.
Это становится понятно из ст. 223 Гражданского кодекса. В ней утверждается, что стороны вольны договариваться так, как им удобно. Переход может происходить в момент:
Собственник может измениться в любой из этих моментов в зависимости от того, что будет вписано в договор.
Можно сделать вывод, что это процесс, во время которого передается продукция и меняется владелец партии.
Вместе с товаром получателю доставляется акт приема-передачи. В нем всегда указано место отгрузки – это юридический адрес, на который необходимо прибыть курьеру или автомобилю, чтобы вручить проданное. Помимо этого, в документе прописываются все основные характеристики груза:
Также в акте всегда есть артикул, список всего, что везут, способ упаковки и масса без тары. Оформляют его в 3 экземплярах, каждый подписывают обе стороны. Один везет водитель как сопроводительную документацию, остальные вкладывают в коробку.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Почему следует контролировать этот момент
День, когда право на собственность переходит от одной компании к другой, определяющий при реализации любых видов товаров.
Во время перевозки может произойти порча, кража, появиться дефекты. Эти риски тоже необходимо указывать в документах. Когда груз транспортируется, некоторые детали способны потеряться, сломаться, выйти из строя или утратить первоначальный внешний вид.
Это негативно сказывается на общей стоимости продукции, поэтому важно заранее оговорить это и прописать в бумагах. Так будет понятно, кто за это отвечает и кому придется оплачивать.
Следите, чтобы все было оформлено правильно. Если появятся разногласия со второй стороной договора, то можно отправиться в суд и предоставить документацию там. Корректно составленная и подписанная, она станет неопровержимым доказательством правоты и невиновности. Это реальный способ возместить понесенный ущерб.
Виды отгрузки товара
Обычно используются 3 основных разновидности:
Каждый из подвидов может быть достаточно быстрым, если пользоваться специальной техникой. Чтобы оптимизировать этот процесс, стоит обратиться к специалистам нашей компании «Клеверенс». Мы поможем подобрать ПО, которое обеспечит высокую скорость обработки заказов, в том числе и на отгрузку, учет хранящихся в складских помещениях продуктов и многое другое. Среди них – «Склад 15», в рамках которого доступны все 3 перечисленных выше типа.
Соглашение, предмет его заключения и нюансы
Это первый документ, с которого начинаются отношения между продающей и покупающей сторонами. Называться он может:
Разница между этими двумя видами заключается в том, что первый создают, если контрагент сам отправляет готовую продукцию, а второй в случае, если лишь перепродает изделия. По факту это разновидность купли-продажи.
Чтобы все прошло успешно, важно предусмотреть:
В упрощенном варианте обязательно указано:
Это универсальная бумага, в которую при необходимости можно добавлять разные нюансы, если они есть.
Ниже обычно пишут дополнительные условия:
Отдельным файлом создается спецификация, в которой указываются все количественные и качественные характеристики. Это проще, чем пытаться вместить все в договор. Особенно если фирмы сотрудничают постоянно, и каждый раз меняется размер партии, количество и наименования ассортимента.
Как производится описание товара перед отгрузкой продукции
Необходимо, чтобы продукт соответствовал:
Также ключевое условие – указать количество. Оно должно быть определено в денежном выражении или в количественном. Причем согласовывается по каждому названию.
Иные параметры
Их наличие необязательно, без них договор не станет недействительным. Но если возникнут споры, то прописанные пункты в отличие от сказанных слов станут хорошими доказательствами в арбитражном суде.
Таким вкладышем может стать спецификация. Это отдельная бумага, в которой легко расписать все позиции, их особенности, сумма и прочее.
Порядок и правила процесса отгрузки товара со склада, документооборот
Чтобы создать все условия и обеспечить сохранность груза, организовать своевременную качественную приемку, следует:
Нет ничего сложного в работе, которая будет производиться перед отправкой партии. Главное – предупредить сотрудников о том, что все следует выполнять в соответствии с нормами безопасности и договором, а также снабдить их современным оборудованием. Это поможет ускорить и упростить задачу.
Инструкция по отгрузке готовой продукции, товара со склада, образец
На каких правилах будет производиться погрузка и отправление, должно быть понятно всем участникам сделки – грузоотправителю, перевозчику и получателю.
Вот несколько требований, которые необходимо соблюдать:
Если на склад был принят товар ненадлежащего качества или не в том количестве, в котором должен быть, то возникает вопрос, что делать. Здесь важно правильно оформить сопроводительные документы:
Важно, чтобы все коробки были правильно промаркированы и упакованы. Если получатель увидит вскрытую упаковку, то может не захотеть принимать весь объем. Причем необязательно, чтобы это было дефектом или прямо влияло на свойства товара. Просто это будет поводом предъявить претензию, ведь покупателю проще составить акт и не брать на себя ответственность за сохранность груза. Это правильнее, чем доказывать потом, что в таре не хватало определенного количества деталей или комплектующих, а пачка не была надежно опломбирована.
Также перед отправкой необходимо проверить, как соблюдались правила погрузки и надежность креплений. Это поможет обезопасить от лишних повреждений ассортимент.
Ошибок и помарок в сопроводительных документах тоже быть не должно. Все оформляется читаемым, а также собирается по накладной. Сотрудник, собирающий заказ, внимательно проверяет комплектность, число и качество отгружаемых изделий. Чтобы упростить задачу и избежать пересорта, ему стоит выдать ТСД, который поможет сканировать промаркированную продукцию и собирать ее согласно листу.