Что значит отдельный батальон дпс
ОБ ДПС ГИБДД
отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной инспекции дорожного движения
Смотреть что такое «ОБ ДПС ГИБДД» в других словарях:
СР ДПС ГИБДД ОР — специализированная рота дорожно патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения оперативного реагирования Источник: http://35.gibdd.ru/district/specrota.html … Словарь сокращений и аббревиатур
ОБ ДПС ГИБДД МВД РА — охрана безопасности дорожно патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Адыгея Адыгея … Словарь сокращений и аббревиатур
ДПС — дежурно постовая служба Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ДПС Демократическая партия Сингапура полит., Сингапур ДПС дезопромывочная станция Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений … Словарь сокращений и аббревиатур
Особые автомобильные номера в России — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
ЕКХ — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
Особые автомобильные номера — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
Привилегированные автомобильные номера — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
Привилегированные автомобильные номера России — В данной статье описаны специальные виды государственных регистрационных знаков автомобилей, а также приведены некоторые серии регистрационных знаков в отдельных российских регионах, по которым можно определить ведомственную принадлежность… … Википедия
Орловский юридический институт МВД России — (ОрЮИ МВД РФ) Прежнее название Орловская специальная средняя школа милиции МВД СССР, Орловская высшая школа милиции МВД РСФСР Девиз Служа закону Служу народу Год основа … Википедия
Дорожный пристав — Дорожный пристав … Википедия
Структура подразделений ГИБДД и их подчиненность
В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:
3) моторизованный взвод (группа);
5) отдельный батальон;
Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не входит в состав более крупного формирования
Рис. 3. Схема подчиненности ДПС
Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС, для которых характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.
Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:
д) группа административной практики;
е) группа дознания и розыска;
ж) группа пропаганды;
з) финансовая часть;
и) техническая часть;
к) служба обеспечения и обслуживания;
1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.
2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:
— составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;
— расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;
— организация работы дежурной части подразделения;
— анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;
— проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.
3.Цели и задачи дежурной части:
— непрерывное управление силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнение других задач ДПС;
— сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;
— организации выезда на места ДТП;
— установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.
4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.
5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.
6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.
8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.
8. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности старших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1/8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.
Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводит инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составленной ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.
Старшие инспекторы ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет заместитель командира взвода.
1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;
2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;
3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев;
4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
5) регулируют дорожное движение;
6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;
8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;
9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправности;
10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.
Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.
Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.
Они выполняют следующие задачи:
— обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;
— сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;
— обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться (например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствующим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета).
Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 29782 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Административная деятельность полиции
Подразделения ДПС: виды, структура и функции
Как отмечалось, ДПС — структурное подразделение Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.
Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.
Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.
В составе ГИБДД ДПС формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.
В зависимости от количества зарегистрированных транспортных средств, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:
Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.
Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы: руководство, штаб, дежурная часть, группа кадров, группа исполнения административного законодательства и розыска, группа пропаганды, финансовая часть, техническая часть, служба тыла, роты (взвода).
В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.
Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.
Как работает спецрота ДПС в Москве
Москва, район Выхино, промозглый поздний вечер пятницы. Со включенной мигалкой ко мне подъезжает новенькая Skoda Octavia с полицейскими надписями на бортах. Экипаж — командир роты по обнаружению и задержанию разыскиваемого транспорта 2 СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве Александр Ильин и его заместитель Александр Тутушкин. Они быстро вводят меня в курс дела, и уже вместе мы продолжаем ночное дежурство. В салоне автомобиля чисто и тепло, мы выезжаем на МКАД, чтобы объехать пробку из ринувшихся туда с наступлением темноты грузовиков, включаем мигалку и лихо объезжаем затор по крайнему левому ряду. Водители быстро расступаются перед спецавтомобилем, в ответ мы вежливо мигаем «аварийкой». Речь у полицейских живая и на удивление лишенная штампов, которыми грешат в общении с журналистами рядовые гаишники. Чувствуется, что в запасе огромное количество историй, которыми хочется поделиться.
Элитный спецбатальон ДПС для работы на дорогах Москвы начал формироваться в сентябре прошлого года и сейчас насчитывает в своем составе около 35 человек — пока штат закрыт только наполовину.
В отличие от остальных экипажей ГИБДД в задачи служащих спецбатальона не входят выезды на оформление ДТП и прочая рутина. Главная цель — выявление и предотвращение уголовных преступлений, преимущественно угонов автомобилей.
Примечательно, что, когда о будущих планах по созданию спецподразделения рассказывал начальник столичной полиции Анатолий Якунин, основной его задачей называли отлов стритрейсеров и «беспредельщиков» на дорогах. Однако пока в приоритете все же уголовные правонарушения, самым распространенным из которых и является угон или кража автомобиля.
На службу берут не всех
«На службу в это подразделение принято решение брать не только сотрудников ГАИ, — рассказывает Ильин с переднего пассажирского места, пока его напарник ведет автомобиль. — Дело в том, что очень сложно переломить их взгляды. В ГИБДД, конечно, есть люди, которые проявляют интерес к раскрытию преступлений, выявлению угнанного автотранспорта, но у нас совсем другой уровень подразделения. Цель — создание универсальной полиции. Нам нужны люди, способные осуществлять множество функций в комплексе: и оказать помощь пострадавшему, и прибыть на место происшествия вовремя.
Подразделение узкопрофильное, и основная наша задача — борьба с угонами транспортных средств.
Мы берем людей из разных служб и пытаемся подвести их под определенные стандарты. У нас, к примеру, есть бойцы СОБРа, которые проходили службу в отряде спецназа, спортсмены с разрядами. Основное требование — интерес к оперативному профилю.
Человек во время дежурства не должен просто ехать по дороге — важно, чтобы он подмечал, какая машина может быть интересна в оперативном плане. У него в голове постоянно откладываются ориентировки».
Полиграф на собеседовании
График у экипажей жесткий — с 18.00 до 6.00. В полиции объясняют, что именно в это время криминогенная ситуация на дорогах начинает обостряться. Ведь только что-то экстраординарное, а значит, потенциально подозрительное может выгнать человека из теплого дома за руль. При этом при приеме на службу никто не скрывает: если в столице случится что-то важное по вашей части, выехать на место происшествия придется немедленно, и неважно, в какой день и какое время суток. Поэтому пройти отбор, а потом остаться — задача не из простых.
«Берем людей мы очень сложно, — признается Ильин. — Люди проходят стажировку. В нее входит согласование с отделом собственной безопасности, потом они проходят полиграф.
Это эффективная вещь, ведь отбор на собеседовании не всегда показывает цели, ради которых человек приходит на службу. Полиграф помогает показать то, что люди скрывают.
В итоге психологи дают полную морально-психологическую картину претендента, и благодаря этому отсекается много людей. После стажировки начинается обучение, прямо с азов. Потому что люди, которые находятся по другую сторону закона, нередко оказываются более юридически подкованными. Сейчас у нас открыто 70 должностей, но это только первый шаг — штат будет расширяться».
Как ловят преступников
За короткое время существования особого подразделения его служащим уже есть чем похвастаться. К примеру, накануне нашей встречи в руки спецназа ГИБДД в Бутырском районе попался любопытный угонщик.
«Автомобиль скрытого патрулирования, как обычно, ехал в потоке, сотрудник проверял все машины, которые следовали параллельно, — рассказывают полицейские. — И тут мы заметили, что номера на Mazda3 числятся за «семеркой» «Жигулей». Обратили внимание на нее сразу, ведь машина новая, а на госномерах был указан 97-й регион, их закончили выдавать уже очень давно. Кроме того, Mazda у нас — один из самых угоняемых автомобилей. В итоге пробили ее по системе «Безопасный город», связались с экипажем ГИБДД, и, когда машина уже поехала в сторону области, она была остановлена.
Там сидел мужчина с кепкой на глазах, который зачем-то ехал прямо с ножом в руке».
Оказалось, что машину эту угнали, а сам водитель был лишен прав за нетрезвое вождение.
«Сейчас версия у жуликов одна: «Я просто взял перегнать автомобиль, у меня восемь детей, я сам бедный-несчастный», — делится опытом Тутушкин. — Иногда, чтобы поймать таких товарищей, мы организуем засады. Но жулики пошли очень умные, к примеру, ты его останавливаешь, а у него в кармане билет на поезд как раз на то время, когда была угнана машина. Публика эта очень интересная, у них есть и хорошие адвокаты, и нужные связи.
Все угонщики делятся по этническим группам, но переплетены между собой. Один украл, другой разобрал, третий покрасил.
Продолжают активно работать так называемые ретрансляторы и удочки. Первые перехватывают при помощи электроники сигнал от ключа автомобиля и заводят автотранспорт. Вторые же следят за «клиентом» — как только они видят, что водитель обнаружил пропажу автомобиля и звонит в полицию, немедленно сообщают об этом сообщникам, и те укрываются во дворах. Получается, чтобы найти таких товарищей, нам надо понять, когда был совершен звонок, и проверить все дворы, до которых можно было добраться до вызова полиции».
Видно, что полицейскому хочется рассказать больше, но раскрывать всех секретов отлова преступников по понятным причинам просто никак нельзя.
Работа в паре
Один из отличительных признаков работы служащих спецроты — сотрудничество спаренными экипажами. То есть первый экипаж, в котором сидят два вооруженных инспектора, должен страховать второй, такой же. Делается это из соображений безопасности. Ведь случаи, когда преступники оказываются серьезно вооружены, совсем не редкость.
Неводы и проверки
За беседой и патрулированием дорог прошло уже более двух часов, время за полночь, и мне уже хочется спать. Мои спутники, напротив, только еще больше взбодрились. Нам поступает сообщение — задержан подозрительный автомобиль, который, предположительно, мог быть угнан. Чтобы продемонстрировать, как ведется работа в таком случае, мы отправляемся в район Алтуфьевского шоссе.
Оказалось, что здесь такой же наряд при рядовой проверке автомобиля Nissan Juke выяснил, что у него перебит VIN. Сам водитель скорее расстроен, чем взволнован и утверждает, что машину купил в соседней области — на госномере значится 33-й регион (Владимирская область). Полицейские быстро оформляют данные, оставляя задержанного в руках первого экипажа, и мы отправляемся дальше (как выяснилось позже, автомобиль действительно числился в угоне).
В ночь нашего дежурства проходила масштабная полицейская спецоперация «Невод», в которой также приняли участие и служащие спецроты. Подъезжаем на МКАД в район Рязанского проспекта. Здесь несколько уже знакомых автомобилей Skoda — как с нанесенными на борта спецобозначениями, так и без них, из скрытого патрулирования. По уже знакомой многим водителями схеме дэпээсники массово останавливают автомобили и проводят тщательную проверку. Вот недовольный водитель Hummer распахивает двери автомобиля и требует не фотографировать. Все оказывается «чисто», и инспекторы, которые работают на этом участке, останавливают следующую машину.
«Про зарплату, конечно, не скажу, — улыбается еще один служащий спецроты лет тридцати пяти, гладко выбритый, подтянутый и в очках. Несколько минут назад он исследовал буквально каждый сантиметр остановленной легковушки, поведение водителя которой показалось ему подозрительным. — Если бы все было плохо, тут было бы сложновато работать, но приходят сюда в первую очередь не за деньгами. Никакого плана по задержаниям у нас нет, но результаты работы, конечно, оцениваются строго. Сотрудники ГИБДД выполняют административный регламент — с нас этого не требуют. У нас своя четкая задача — раскрытие преступлений, выявление угнанного транспорта и предотвращение потенциальных преступлений. Оснащение хорошее, автомобили быстрые — теперь от нас даже на Porsche не уйти. И обещают, что это только начало!»
На вопрос о том, как же навести порядок на дорогах, он вздыхает и отвечает коротко: «Только плеткой».
Виды и структура подразделений ДПС и их функции
Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.
В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.
Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.
В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:
а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;
б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;
в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;
г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.
Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп.Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.
Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:
д) группа исполнения административного законодательства и розыска;
з) группа пропаганды;
ж) финансовая часть;
и) техническая часть;
В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.
В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:
— составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;
— расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;
— организация работы дежурной части подразделения;
— анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;
Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке [8] ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.
Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.
Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.
Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств [9] и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.
Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.
Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.
Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.
Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.
Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.
Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.
В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.
Они выполняют следующие задачи:
— обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;
— сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;
— обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.
Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.
Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:
1. Наблюдение за дорожным движением.
2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.
3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.
4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.
5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.
Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.
Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).
Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правилдостигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.
Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.
Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документовсостоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.
В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.
Способы и формы организации дорожно-патрульной службы
Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.
При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.
Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.
Выполнение распорядительно-регулировочных действийпри осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.
Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.
Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.
В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
— активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);
— внутриаппаратной и внешней;
— индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;
— взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.
Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.
Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:
— на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении
— на стационарном посту ДПС.
При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.
Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.