Что значит оставшиеся без попечения родителей
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Действие Закона распространяется на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставляет им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время действуют нормативные правовые акты различных уровней которыми определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки в том числе и для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101 утвержден порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.
Единого банка данных лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не существует.
Вместе с тем, органы опеки и попечительства детям оставшимися без попечения родителей при исполнении им 18 летнего возраста выдают справку о том, что они являются лицами из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Для целей установления категории граждан при решении вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи можно использовать вышеуказанную справку.
Кроме того, можно использовать любой документ из которого будет понятно, что на момент исполнения 18 летнего возраста ребенок являлся сиротой, либо он находился без попечения родителей. Указанную информацию обратившийся гражданин может получить в органах опеки и попечительства муниципального образования или образовательном учреждении, где он обучается.
Постановление администрации муниципального образования об установлении опеки над малолетним либо несовершеннолетним ребенком не является документом, дающим право на предоставление бесплатной юридической помощи гражданину как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей: чем схожи и чем отличаются эти категории?
В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?
К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:
При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.
Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»
Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».
Льготы
В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.
Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.
При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:
Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.
При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.
Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.
Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.
Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.
При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.
При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.
Права
Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.
Лица из указанных категорий имеют следующие права:
Виды социальной помощи
Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:
Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.
Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.
Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?
Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства
К читателю
Автор сознательно не употребил в заголовке пресловутое слово «статус xe «Статус ребёнка» », применительно к ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. Употребление данного «термина», который никак и нигде не определён ни в одном нормативном акте, лишь путает специалистов сферы защиты детства и заставляет каждый раз переспрашивать: что вы имели в виду, когда говорили, что у этого ребёнка «нет статуса»?
Предлагаю сразу договориться: «статус» есть у каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей. «Статус» этот так и называется — ребёнок, оставшийся без попечения родителей, то есть, иными словами, ребёнок может быть или оставшимся без попечения родителей (и именно об этом данное пособие) или такое попечение имеющим, со стороны родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей).
При обучении с использованием данного пособия слушателям рекомендуется иметь с собой на занятиях текст Семейного кодекса РФ.
Автор выражает глубокую признательность Алексею Рудову за помощь в подготовке пособия.
Откуда берутся дети
Изменения в Семейный кодекс в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» [2] добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее [3] ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.
Итак, дети остаются без попечения родителей xe «Дети, оставшиеся без попечения родителей» в следующих случаях.
· родители (единственный родитель [4] ) умерли;
· родители лишены родительских прав;
· родители ограничены в родительских правах;
· родители признаны недееспособными;
· родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
· родители длительно отсутствуют;
o в том числе, родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
· родители уклоняются от воспитания детей;
· родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
o в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) [6] ;
o или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь это [7] ;
o или одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком ;
· родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка [8] ;
· родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка [9] ;
· родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей [10] ;
· все иные случаи отсутствие родительского попечения:
o в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.
Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительский прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.
Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей xe «Дети, оставшиеся без попечения родителей» — отсутствие такого попечения. По любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей, причина, по которой, утрачено родительское попечение значения не имеет.
Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей, и органу опеки и попечительства необходимо всё равно осуществлять защиту прав и интересов этого ребёнка, за исключением обязанности немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – т.е. передавать ребёнка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органа опеки не снимается.
Что такое устройство
В момент, когда ребёнок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в этот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.
Необходимо обратить внимание, что для возникновения прав и обязанностей органа опеки по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.
Устройством ребёнка будет являться его передача органом опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законными представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).
При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель (усыновители).
Когда устройства не происходит
Тем более, недопустимо «разделение ответственности» между различными по своей природе субъектами семейных правоотношений. Учреждение, передающее ребёнка «на патронат» не вправе ни делегировать свои полномочия в отношении ребёнка, ни снимать с себя ответственность. Участие в данном процессе органа опеки и попечительства никак не меняет ситуацию.
Кроме того, суть взаимоотношений учреждения, занимающегося передачей детей на патронатное воспитание и патронатных воспитателей — отношения трудовые. В данном случае законодатель не допускает никакого делегирования ответственности от организации-работодателя работнику. Не шофёр, а автобаза отвечает за случившееся ДТП, не продавец за прилавком, а магазин — за некачественный товар, за неправильно проведённую электропроводку будет отвечать не монтёр, а организация в которой он работает т.п.
Учреждение не вправе делегировать функции и полномочия «государственного опекуна» кому бы то ни было. Оно может их только передать в полном объёме другому законному представителю по решению органа опеки и попечительства, что и происходит при устройстве ребёнка.
В таком случае, если полномочия законного представительства переданы от учреждения гражданину, «патронат xe «Патронат» » будет являться формой устройства. Если законным представителем остаётся тот же субъект (детский дом, например) — устройства ребёнка не происходит.
Важно отметить, что закон допускает устройство ребёнка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей лишь в случае, если его невозможно устроить в семью. Это значит, что ребёнок, находящийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей во всякое время может и должен быть передан в семью, как только появится такая возможность (под опеку, попечительство, на усыновление).
Законное представительство
«Законное представительство xe «Законное представительство» » как термин, законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста — ребенка — осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.
Признаками законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. — все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.
Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.
Что такое семейное устройство
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание xe » Устройство ребёнка: семейное устройство» (усыновление, опека или попечительства, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную xe » Патронат » семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.
В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:
· семейное устройство и
· устройство институциональное, либо, попросту, устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.
Усыновление — это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства, обычно, проблем не возникает, все её понимают правильно.
Сложнее с опекой или попечительством.
Опека (попечительство) как форма семейного устройства
Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» [16] внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.
В свою очередь субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.
При этом опека xe » Опека » определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).
Законодательство не допускает «разделения полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.
Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.
Передача ребёнка в семью — не всегда семейное устройство
Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.
Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства, срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органа опеки и попечительства.
Законодатель прямо подчёркивает, что подобная передача ребёнка — не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.
Таким образом, семейной формой устройства xe «Устройство ребёнка:семейное устройство» является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего в семью (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно, опека или попечительство, опека или попечительства по договору различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя — физического лица — ребёнку, оставшемуся без попечения родителей актом государственного органа (судебным решением, актом органа опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.
Необходимо обратить внимание, что само по себе помещение ребёнка в какое-либо учреждение не будет являться автоматически его устройством. Так, не будет являться устройством ребёнка и не повлечёт передачу прав и обязанностей по законному представительству, помещение ребёнка, отобранного органом опеки и попечительства у родителей, в приют, в центр временного пребывания несовершеннолетних. Не будет являться устройством ребёнка временное помещение одинокой матерью своего ребёнка в детский дом (ключевое слово в данном случае — «временное»). Права и обязанности законного представителя сохраняются у того субъекта, у которого они были первоначально.
Права и обязанности организации, куда помещён ребёнок, возникают лишь с момента и в силу акта органа опеки и попечительства об устройстве ребёнка в указанную организацию.
Законодатель впервые более или менее чётко очертил и расширил круг организаций, в которые может быть помещён под надзор ребёнок. Во-первых, это образовательные организации, затем, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Требования к подобным организациям будут установлены Правительством Российской Федерации. До этого момента законодатель позволил продолжать действовать и иным интернатным организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, существующих в настоящее время.
Выбор организации для устройства ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства, и никто иной.
Практика «путёвок», выдаваемых органами образования, не отменяет этого права. Ребёнок, нуждающийся в медицинской помощи (прежде всего, психиатрической) должен быть помещён в медицинский стационар, ребёнок, остро нуждающийся в социальной реабилитации в особых условиях — в организацию социальной защиты, в остальных случаях — в образовательную организацию.
Орган опеки и попечительства, определяя судьбу ребёнка, должен учитывать и то, кем финансируется данная некоммерческая организация, куда помещается ребёнок, какие образовательные программы реализует данная организация, насколько прозрачны цели её деятельности, имеется ли опыт у данной организации по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей и т.п.
Единственным аргументом для выбора организации, куда передаётся ребёнок, являются интересы ребёнка. Ничто, при выборе вида организации, куда направляется ребёнок, не имеет большего значения, чем забота о будущем несовершеннолетнего.
Выбор формы устройства: ограничения
Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.
В частности, усыновить ребёнка, можно в случаях, когда:
· родители неизвестны (ребенок подкинут, найден [21] );
· родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;
· родители признаны судом недееспособными;
· родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении [22] ;
· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания [23] ;
· родители дали согласие на усыновление [24] (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет — необходимо ещё и согласие их законных представителей).
Устройство ребёнка: возможности
Любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей по любой причине должен быть, по возможности, устроен в семью как можно скорее.
К сожалению, бытует распространённое мнение, что всё-таки в некоторых случаях, ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не может быть передан в семью. В таких случаях говорят, что «статус не определён» (в том смысле, что не готовы документы на ребёнка). Наличие или отсутствие документов, или заминка в их сборе не должны ограничивать право ребёнка жить и воспитываться в семье.
Другое дело, что в данном случае определённую сложность представляет найти замещающую семью. Но если есть граждане, готовые взять ребёнка прямо сейчас, несмотря на то, что у того «нет статуса», то ограничивать права ребёнка на семью недопустимо.
Замещающей семье в таком случае необходимо разъяснить все возможные трудности и варианты развития ситуации, чтобы граждане, принимая ребёнка в семью понимали, например, что его единственный родитель находится в местах лишения свободы, и может освободиться, в том числе досрочно и претендовать на воспитание этого ребёнка.
При этом надо учесть, что ребёнок, родители которого юридически отсутствуют (найдёныш, подкидыш, а также оставленный матерью, если личность её не установлена) может быть усыновлён или передан на любую форму устройства в любой момент (в том числе сразу после выявления ).
Родственники ребёнка и их права на воспитание
Устройство детей иностранцев
Если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют родители.
Если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с законами РФ.
Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый.
Дети, родители которых «исчезли»
Как только такой ребёнок будет выявлен, как оставшийся без попечения родителей, он может быть передан на воспитание в семью (в том числе усыновлён). Отсутствие родительского попечения в течение 6 месяцев уже само по себе является основанием поставить вопрос об усыновлении ребёнка: его уже можно передавать на усыновление. При этом оценка причин, по которым родители уклонялись от воспитания ребёнка — прерогатива суда. В суд, при оформлении усыновления, должны быть представлены все имеющиеся доказательства того, что данные причины не являлись уважительными. Необходимость предварительно лишать таких родителей родительских прав отсутствует.
Если отец ребёнка вписан в свидетельство о рождении со слов матери (имеется соответствующая справка органов ЗАГС), даже если данные такого «названного отца» (фамилия, имя, отчество) совпадают с данными реального человека, розыск его, а также привлечение к решению вопросов сбора документов на ребёнка, общения с родственниками и т.п. производиться не должны. У такого ребёнка юридически отец отсутствует, таким образом, при утрате попечения со стороны матери (единственного родителя), ребёнок подлежит устройству, как ребёнок оставшийся без попечения родителей. В том числе и передаче его на усыновление.
Лишение родительских прав xe «Лишение родительских прав» «пропавших» родителей
Только в случае, если ребёнок будет передан на иную форму устройства, нежели усыновление, органу опеки и попечительства необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав родителя, уклоняющегося от воспитания ребёнка.
В случае если ребёнок оказался в детском учреждении не по заявлению одинокой матери, а по любой другой причине, органу опеки и попечительства совместно с организацией, где находится несовершеннолетний, необходимо разыскать его родителей и в письменной форме предложить им забрать ребенка из учреждения. Такое «предложение» возможно направить почтой с уведомлением о вручении, но лучше, если такое предложение будет вручено непосредственно родителю (родителям) под расписку.
При отказе забрать ребёнка без уважительных причин необходимо решать вопрос о лишении родительских прав и взыскания алиментов.
Приоритет усыновления не ограничивает права ребёнка на опеку
Таким образом, любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей, включая и тех, кто был помещён в учреждения по заявлению родителей, может быть передан на любую форму устройства, включая семейную (опеку или попечительство, приёмную семью и т.д.). Органу опеки и попечительства необходимо, в первую очередь обеспечивать права и интересы детей (передавать их в семьи), и лишь во вторую проверять, не нарушены ли при этом какие-либо интересы их биологических родителей (розыск родителей, иски о лишении родительских прав и т.п.) К тому же, часто именно опека становится первой ступенькой к усыновлению, это связано прежде всего с такими факторами, как более быстрый и простой порядок передачи ребенка в семью, например, не все супруги имеют возможность одновременно готовить документы на усыновление. А сроки действия медицинского заключения весьма ограничены (3 месяца), или это связано с тем, что усыновители из другого региона, и им затруднительно приезжать по многу раз…
Кто готовит ребёнка к семейному устройству
Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).
Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.
«Досрочная» передача ребёнка в семью при усыновлении
Если очевидно, что решение суда об усыновлении не будет оспорено (нет родственников, либо они все не возражали против усыновления, прокуратура поддержала усыновление), то учреждение, в котором находится ребёнок, может выдать его «досрочно» в порядке временной передачи ребёнка в семью.
Все документы для оформления нового свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении могут быть выданы не ранее вступления решения суда в законную силу, но ребёнок (особенно, если речь идёт о малыше) может быть передан в семью сразу же после решения суда.
В случае, если немедленная передача прав законного представительства в интересах ребёнка жизненно необходима (как правило, когда необходимо немедленное лечение), вопрос об обращении решения суда об усыновлении к немедленному исполнению должен быть поставлен усыновителями в судебном заседании, и поддержан органами опеки. При этом необходимо приложить медицинские документы о том, что ребёнку действительно необходимо немедленное лечение.
В остальных случаях, решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока со дня вынесения решения судом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается следующий рабочий день. И лишь по истечении этого срока на обжалование, решение суда вступает в законную силу.
Таблица семейного устройства
Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.
Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.
В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.
Причина утраты родительского попечения
Оформление причин утраты родительского попечения
Формы возможного устройства (У-усыновление, О — опека)
Действия, необходимые после устройства ребёнка в семью
Свидетельство о смерти
Родители лишены родительских прав
Заверенная судом копия решения суда о лишении родительских прав
опека — усыновление, через 6 месяцев [46]
Родители ограничены в родительских правах в связи с психическим заболеванием
Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав
Иск о признании родителя недееспособным
Родители ограничены в родительских правах в связи с поведением родителей, опасным для ребёнка
Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав
Иск о лишении родительских прав
Родители признаны судом недееспособными
Заверенная судом копия решения суда о признании недееспособным
Родители больны и не могут осуществлять родительское попечение
Справка медицинского учреждения, где находится родитель о невозможности осуществлять попечение над детьми в течении определённого времени, либо акт обследования жилищно-бытовых условий из которого следует невозможность родителя по состоянию здоровья осуществлять родительские права и обязанности
При выявлении выздоровления родителей — предложение забрать ребёнка из учреждения и восстановить родительское попечение. При отказе сделать это — п. 9. При отсутствии родителей в месте, указанном ими как место жительства или пребывания — п. 7
Родители длительно отсутствуют [47]
Заявление родителей, родственников ребёнка, иных лиц, вместе с актом обследования условий жизни ребёнка, в котором выявляется длительное отсутствие родителей по месту проживания ребёнка
Обращение в суд о взыскании алиментов (поиск родиетелей)
По истечении 6 месяцев — обращение в суд о лишении родительских прав [49]
Родители признаны судом безвестно отсутствующими
Заверенная судом копия решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими
Родители уклоняются от воспитания детей
Заявление лица, фактически воспитывающего детей вместе с актом органа опеки и попечительства, выявляющего отсутствие родительского попечения над ребёнком [51]
Иск о лишении родительских прав
Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей
Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)
Иск о лишении родительских прав
Родители ребёнка неизвестны (родители не имели документов [52] )
Акт об оставлении (с указанием, что личность матери ребёнка не установлена), акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерком» в графе родителей
Родители отказываются взять ребёнка из учреждения
Заявление родителей об отказе забрать ребёнка из учреждения (подпись родителя заверяется руководителем учреждения на основании документа, удостоверяющего личность),
либо сообщение учреждения об оставленном ребёнке (содержащий сведения о родителях, установленные из документов, удостоверяющих личность) и акт органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей,
либо акт об оставлении ребёнка (родители указываются на основании документов, удостоверяющих личность [53] )
О, У — через 6 месяцев
Иск о лишении родительских прав
Одинокая мать, оставившая ребёнка на полное государственное обеспечение по заявлению [54] не поддерживает контактов с ребёнком более 6 месяцев
Сообщение организации, в которой находится ребёнок, об отсутствии контактов матери с ребёнком, а также акт о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей
О, У — через 6 месяцев [55]
Иск о взыскании алиментов (розыск матери)
Иск о лишении родительских прав
Родители у ребёнка отсутствуют
Акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерками» вместо данных родителей [56]
Родители ребёнка находятся в местах лишения свободы, либо заключены под стражу
Решение суда (постановление суда) о лишении свободы (заключении под стражу) и (или) акт органа опеки и попечительства об обследовании жилищно-бытовых условий в котором выявлено отсутствие родителей по причине их осуждения (заключения под стражу),
либо сообщение органов внутренних дел о задержании родителей
Иск о лишении родительских прав при наличии оснований для этого до заключения под стражу
[1] Пункт 1 ст. 121 СК РФ.
[2] Выдержки из данного закона приводятся в Приложении.
[4] В дальнейшем не будем отдельно пояснять, что выражение «родители» относится в полной мере и к единственному родителю ребёнка. Единственным родитель будет являться тогда, и только тогда, когда второй родитель неизвестен, то есть в записи о рождении ребёнка вместо отца (или матери) стоит «прочерк», либо данные родителя вписаны «со слов» матери.
[5] В эту категорию детей входят и дети, мать которых оставила их в роддоме (больнице), но личность её не была установлена. В свидетельстве о рождении таких детей, в медицинском свидетельстве о рождении, в справках и актах о нахождении (подкидывании) таких детей недопустимо указание данных о матери, либо такое указание должно в обязательном порядке сопровождаться отметкой «со слов, личность не установлена»!
[6] То есть родители (единственный родитель) подписали согласие на усыновление ребёнка любым лицом, данное согласие было соответствующим образом заверено, личность родителей (родителя) установлена.
[7] В данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена.
[8] В частности, в случаях жестокого обращения с детьми.
[9] В частности, оставление ребёнка без надзора, достаточного ухода в раннем возрасте, допущение жестокого обращения с ребёнком со стороны других лиц и т.п. бездействие родителей.
[10] В частности, когда родители не отпускают детей для обучения в общеобразовательные учреждения (в соответствующем возрасте), либо принуждают их к выполнению религиозных обрядов, ограничивают нормальное питание (жёсткое вегетарианство в раннем возрасте) и т.п.
[11] Абзац второй п. 1 ст. 122 не обязывает орган опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству на себя в случае, если ребёнок находится на попечении родственников (но не родителей). Если ребёнок находится на попечении не родственников — орган опеки и попечительства обязан принять меры к защите прав и законных интересов ребёнка (в том числе, возможно, передать ребёнка в учреждение соцзащиты).
[12] Пункт 3 ст. 122 СК РФ.
[13] Заключение таких договоров может быть предусмотрено региональным законодательством лишь до вступления в силу нового закона «Об опеке и попечительстве», т.е. до 01.09.2008 г.
[14] В весьма редком случае назначения ребёнку двух и более опекунов, один из них действует в интересах ребёнка по доверенностям от других (то есть, действуют солидарно).
[15] Это в равной мере относится и к приёмным родителям: их права и ответственность не разделены.
[16] Извлечения из ФЗ «Об опеке и попечительстве» — в Приложении.
[17] Пункты 3—6 ст. 155 2 СК РФ
[18] Абзац третий п. 1 ст. 123 СК РФ.
[19] Ст. 14, 28 Конституции РФ.
[21] В том числе, оставлен матерью в учреждении, когда личность матери не установлена. При этом должен быть составлен акт соответствующей формы.
[23] В том числе, когда ребёнок был оставлен в учреждении матерью, личность которой была установлена (о чём составлен акт соответствующей формы).
[26] Исключение допустимо лишь для сохранения тайны усыновления, если усыновляемый до этого жил в семье усыновителей и считает их мамой и папой.
[27] Ст. 57 СК РФ, ст. 12, 20 Конвенции о правах ребёнка.
[28] Ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечителсьтве».
[29] Ст. 2 Конвенции о правах ребёнка, п. 2 ст. 17 ГК РФ
[31] Ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
[32] Часть 7 ст 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст. 37 ГПК РФ.
[33] Минская Конвенция «Об оказании правовой помощи…», принята 22.01.1993 г.
[34] Как, например, в абзаце пятом ст. 130 СК РФ.
[35] Пункт 1 ст. 121 СК РФ.
[36] Пункт 1 ст. 122 СК РФ.
[38] Пункт 6 ст. 71 СК РФ.
[41] Часть 1 ст. 120 ГПК РФ.
[42] Часть 7 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
[43] Пункт 1 ст. 123 СК РФ
[44] Пункт 3 ст. 155 2 СК ФР.
[45] Пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дело об усыновлении (удочерении) детей»
[46] Решение суда об усыновлении может быть принято не ранее 6 месяцев с момента лишения родительских прав.
[47] Несмотря на то, что законом данный срок не установлен, следует применять по аналогии норму п.1 ст. 35 ГК РФ по которой допустимо оставление без попечения недееспособного лица на срок не более 30 дней. Срок следует исчислять с момента исчезновения родительского попечения, а не с момента, когда родители последний раз лично общались с ребёнком. Если общение (по телефону, письмами) с родителями продолжается, содержание ребёнка со стороны родителей продолжается, родители контролируют действия фактических воспитателей-родственников ребёнка, ребёнка нельзя признать оставшимся без родительского попечения. Данный вопрос необходимо решать также с обязательным учётом возраста ребёнка, его потребностей в образовании, охране здоровья и т.п., выяснить, ограничивает ли (либо потенциально может ограничить) отсутствие родителей права и законные интересы ребёнка.
[48] В случае, если ребёнок не находится на попечении родственников. В таком случае — оформление опеки (попечительства) на родственников, фактически осуществляющих попечение над ребёнком.
[49] Кроме случаев родственной опеки или опеки по заявлению родителей.
[50] Последовавшая явка родителей, признанных безвестно отсутствующими не является само по себе основанием для отмены усыновления, однако может повлечь пересмотр дела об усыновлении по вновь открывшимся обстоятельствам.
[51] Отличие от п.6 состоит в том, что какая-то связь между родителем и ребёнком сохраняется (например, высылаются деньги на его содержание). Однако, в силу требований ст. 63 СК РФ, родители обязаны воспитывать своих детей и в таком случае имеет место невыполнение этой родительской обязанности.
[52] В том числе, когда роженица, не имеющая документов, оставила ребёнка в роддоме.
[53] В том числе, когда роженица, личность которой установлена по документам, сбежала из роддома
[54] п.4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08 июля 1944 г.
[55] С момента вынесения акта органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
[56] Именно актом о подкидывании (либо об оставлении с указанием на то, что личность матери не установлена) необходимо оформлять все случаи выявления не только «ничейных» детей, но и случаи, когда родитель не может предъявить документа, удостоверяющего личность. В таком случае свидетельство о рождении не должно содержать данных о родителях, либо вместе со свидетельством о рождении должна иметься справка ЗАГС о том, что данные о родителе внесены «со слов». Недопустимо оформлять свидетельства о рождении на «придуманных» родителей, либо на родителей, чьи личные данные невозможно проверить документально (нет паспорта). В дальнейшем, если такой родитель будет иметь возможность установить свою личность, в запись о рождении ребёнка могут быть внесены изменения (в судебном порядке).