Что значит особый статус для донбасса
Специальный режим для Донбасса на 10 лет. Что и зачем придумали на Украине
О нюансах законопроекта сообщила народный депутат от партии «Слуга народа» Юлия Гришина.
«Специальным экономическим зонам» быть на востоке Украины! А также новым рабочим местам, восстановлению и развитию нормальной социальной и экономической жизни», — написала она в Facebook 8 декабря.
В своей записи Гришина уточнила, где именно будут эти зоны.
«Речь о территории Донецкой и Луганской областей, которые подконтрольны Украине. Сегодня они нуждаются в наибольшем внимании и поддержке. Именно об этом идёт речь в зарегистрированном накануне законопроекте Руслана Горбенко №6403, к которому я присоединилась как соавтор», — отметила Гришина.
Она также напомнила, что создание территорий приоритетного развития — один из важных пунктов плана воплощения Стратегии экономического развития Донецкой и Луганской областей министерства реинтеграции. А дальше — детально рассказала, что же ожидает подконтрольную Украине часть Донбасса.
Что и зачем?
«С 2022 по 2032 годы на востоке Украине будет действовать специальный режим. В частности, в течение десяти лет населённые пункты Донецкой и Луганской областей, подконтрольных Украине, будут освобождены от платы за землю, налога на прибыль, от НДС на ввоз оборудования и от рентной платы за использование водных и лесных ресурсов», — отметила она.
По её словам, такой подход позволит достичь сразу нескольких целей.
Среди прочего, благодаря ему в регионе появятся новые рабочие места, благоприятный инвестиционный климат, условия для развития инноваций. Кроме того, будут созданы условия для привлечения украинских и иностранных инвестиционных ресурсов, обеспечено стабильное развитие территориальных общин, а также создана современная рыночная производственная и транспортная инфраструктура.
Также законопроект, по словам Гришиной, укрепит межрегиональные социально-экономические связи и кооперации. Однако есть у законопроекта и политические цели. О них говорится в пояснительной записке к документу.
«Учитывая масштабное разрушение экономики Донецкой и Луганской областей, значительные человеческие потери, пророссийскую пропаганду и опасность негативного влияния вооружённой агрессии Российской Федерации, эффективного и быстрого решения требует проблема формирования нового, инвестиционного привлекательного региона с развитой инфраструктурой и обновлённой материально-технической базой, что станет неотъемлемой предпосылкой для постепенной реинтеграции временно оккупированных территорий к единому конституционному пространству Украины», — указано в первом же пункте пояснительной записки.
Впрочем, не всем украинским бизнесменам стоит радоваться. Так, уже в самом тексте законопроекта чётко указаны те сферы, для которых условия в подконтрольном Украине Донбассе не будет отличаться от условий в другом регионе. Этим сферам посвящена статья 7.
«Специальный режим хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития распространяется на все виды хозяйственной деятельности, кроме: 1) производства и оптовой торговли спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, электронных сигарет и жидкостей, используемых в электронных сигаретах ; 2) деятельности на рынке азартных игр », — указано в этой статье.
Эти виды деятельности будут регулироваться уже существующими законами: «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива» и «О государственном регулировании деятельности касательно организации и проведения азартных игр».
Всё плохо
Война — излюбленная тема для политиков на Украине. Не приглушили страсти и переговоры президента России Владимира Путина с президентом США Джо Байденом.
«Разговор между президентом США Джозефом Байденом и президентом России Владимиром Путиным по поводу эскалации российской агрессии против Украины — необходимый шаг на пути к созданию условий для предотвращения войны, но для восстановления мира должно быть сделано еще много. Исключительно важно то, что президент Байден в переговорах выступал скоординировано и единым фронтом с союзниками по НАТО», — заявил лидер крупнейшей оппозиционной политсилы, пятый президент Украины Пётр Порошенко.
Он обвинил власти страны в том, что те игнорируют «угрозу со стороны России».
«Призываю украинские власти: прекратить игнорировать угрозу, не молчать и, самое главное, действовать — сделать все возможное для активной координации усилий с нашими союзниками для усиления давления на агрессора. Потому что создается впечатление, что восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины больше интересует наших партнеров, а не действующую власть», — отметил он.
Но и окружение действующего президента Владимира Зеленского тоже отмечалось разговорами о возможном ухудшении положения в Донбассе. Да и сам Зеленский, правда до переговоров Путина с Байденом, отмечал: эскалация в Донбассе возможна.
«Я считаю, что такая вероятность может быть каждый день, но считаю, что сегодня идет запугивание. Сразу хочу сказать, с некоторых площадок, СМИ действительно идет большое запугивание, что завтра будет война», — заявил Зеленский во время пресс-марафона 26 ноября.
«Это всё бьет по нашей экономике. Даже та информация, что «завтра война». Вероятность эскалации есть, иногда люди из других государств и из нашего государства эту информацию очень громко поддерживают, но нужно быть очень аккуратными», — подчёркивал он.
Однако военная повестка нескоро уйдёт из украинской политической риторики. Да и многочисленные нарушения режима прекращения огня не успокаивают. Всё настолько плохо, что Зеленский заговорил о новом перемирии.
«Сейчас, когда мы встречаемся, у нас проходит заседание Трехсторонней контактной группы, в которой сегодня, хотелось бы верить, мы найдем выход из сложной ситуации по крайней мере в трех вопросах: это возвращение к режиму прекращения огня, второй вопрос — это обмен пленными и третий вопрос — открытие КПВВ», — заявил президент Украины на совместной пресс-конференции с премьер-министром Хорватии Андреем Пленковичем 8 декабря.
Он заявил, что ожидает от ДНР и ЛНР открытия КПВВ для «возможности людей пересекать линию соприкосновения».
«Особенно сейчас, перед Рождеством, перед новогодними праздниками. Это очень важно с точки зрения гуманитарной миссии», — отметил он.
Но пока Зеленский говорил о мире, украинский журналист Андрей Цаплиенко в зоне конфликта в Донбассе сфотографировал бойцов ВСУ с ПТРК Javelin.
Направление новых вооружений в зону конфликта вряд ли свидетельствует о желании властей Украины установить прочный мир на этой территории. А это значит, что инвестиции в подконтрольный Украине Донбасс придут нескоро.
О чём на самом деле закон об особом статусе Донбасса
Пожалуй, стоит вспомнить содержание этого закона, который был принят Верховной Радой ещё 16 сентября 2014 года (то есть после принятия первых Минских соглашений).
Для начала название. Ни о каком «особом статусе Донбасса» в законе речь не идёт. Там вообще этих слов нет, и это правильно, потому что нет этих слов и в Минских соглашениях. Называется закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Преамбула и ст. 1 закона утверждают, что закон этот временный, — действует в течение года. В соответствии с «формулой Штайнмайера» (которая по сей день в закон не включена) он должен вступать в силу в день голосования на местных выборах, проведённых на этих территориях, и приобрести постоянный статус после признания их ОБСЕ честными и свободными. В законе о постоянном статусе ничего не сказано, но по Минским соглашениям он должен быть зафиксирован в Конституции (от чего украинская сторона упорно отказывается).
В ст. 1 закона также фиксируется важный момент: под термином «отдельные районы» подразумеваются районы, города, сёла и посёлки, определённые Верховной Радой. Т.е. статус касается именно их, а не ныне существующих народных республик.
Можно, конечно, покритиковать за это украинских законодателей, но в Минских соглашениях термин «отдельные районы» не поясняется, а по умолчанию должна действовать формулировка, употребляемая в украинском законодательстве, то есть административные районы Украины. О существовании ДНР и ЛНР в соглашениях речь не идёт.
Ещё одно обстоятельство: после проведения на Украине административно-территориальной реформы эта норма устарела, поскольку там не указаны объединённые территориальные общины. Кстати, районов на неподконтрольной части Донбасса должно быть три, а не девять, как сейчас.
Ст. 3 исключает преследование «участников событий на территории Донецкой и Луганской областей», то есть по сути это амнистия, предполагаемая Минскими соглашениями.
Следует отметить, что амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления. Факт совершения преступления должен установить суд. Здесь же не идёт речь о суде и об установлении вины. Так что данная формулировка вполне рациональная и продуманна.
Правда, заявления украинских официальных лиц говорят, что они закон не читали… Вот, например, Леонид Кравчук: «военные преступники и те, у кого руки в крови, кто убивал, они не могут быть амнистированы». В законе сносок на эти печальные обстоятельства нет.
И да — пункт 5 Минских соглашений предполагает проведение помилования и амнистии путём принятия отдельного (!) закона.
Ст. 4 гарантирует языковые права, ссылаясь при этом на закон «Об основах государственной языковой политики». Эта норма соответствует Минским соглашениям, но…
Во-первых, закон «об основах…» и в лучшие-то годы не выполнялся.
Во-вторых, хотя действие закона сохраняется, в реальности сейчас действует совсем другое языковое законодательство — законы о государственном языке, об образовании и т.п., которые сводят права граждан на использование русского языка до «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь).
Ст. 5 закрепляет две нормы Минских соглашений:
— о невозможности досрочной приостановки полномочий депутатов и мэров, избранных на ближайших выборах (пересажать их, правда, ничего не запрещает — неприкосновенности нет, зато «борьба с коррупцией» у нас превыше даже суверенитета);
— об участии органов местного самоуправления в назначении прокуроров и судей.
Ст. 6 закрепляет возможность заключения соглашений об экономическом, социальном и культурном развитии между центральной властью и органами местного самоуправления. В полном соответствии с Минскими соглашениями.
Ст. 7 — «Государство оказывает поддержку социально-экономическом развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей» — тоже цитата из Минских соглашений. Звучит она немного издевательски — а может ли украинское государство оказать поддержку развитию каким-то другим районам? Необязательно даже отдельным… И вот чтобы видно было — да, дескать, оказало.
Ст. 8 — опять же цитата из Минских соглашений о «трансграничном сотрудничестве».
Ст. 9 — создание народной милиции.
Таким образом, закон фактически представляет собой изложение на украинском языке восьми пунктов Примечания №1 к Минским соглашениям.
Ключевой, однако, является ст. 10, в соответствии с которой статьи 2-9 (т.е. основное содержание документа) начинают действовать только после проведения местных выборов. Условием же их проведения называют среди прочего:
— «вывод всех незаконных вооружённых формирований, их военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины;
— недопущение незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооружённых формирований».
Украинская сторона трактует эти нормы как необходимость предварительного разоружения народной милиции ДНР и ЛНР и передачу контроля над территорией или украинским силовикам, или международным миротворцам (ну должен же кто-то порядок там обеспечивать). А вот эта трактовка Минским соглашениям категорически противоречит…
1. Закон формально соответствует Минским соглашениям. Фактически же многое зависит от особенностей правоприменения. На фоне того, как лихо обходятся украинские власти с законами и Конституцией…
2. В соответствии с Минскими соглашениями всё законодательное поле, касающееся Донбасса, должно согласовываться с представительными органами Донбасса: «начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»».
В законе что-то такое вроде бы есть — «Кабинету Министров Украины безотлагательно при участии органов местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты и обеспечить принятие подзаконных нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона». Но Украина ничего подобного не делает. Почему? Потому что нет органов местного самоуправления, которые должны быть избраны на местных выборах, а чтобы их провести, надо получить контроль над территорией и зачистить её от желающих избирать и быть избранными…
Сказка про белого бычка.
Сам по себе закон этот, по логике соглашений, тоже должен быть согласован с ДНР и ЛНР. Между тем, только летом этого года, по сообщению главы МИД ДНР Натальи Никоноровой, «удалось достичь консенсуса по содержанию статей 2 и 3 закона об особом статусе Донбасса». Статей, напомним, 10. Такими темпами согласование займёт ещё 21 год. Может быть…
Если следовать не духу, но букве Минских соглашений, в частности, процитированного выше фрагмента пункта 4, то согласование этого закона вообще не нужно — он упоминается как база для переговоров о проведении выборов. Но раз уж его начали согласовывать, не будем мешать.
3. Закон банальным образом устарел.
Например, «формула Штайнмайера» была согласована ещё в октябре 2019 года, но в закон до сих пор не включена, и в соответствии с подготовленным сейчас законопроектом включать её украинская сторона не собирается. Ряд проведённых уже реформ фактически обесценивают нормы закона, например, в языковом вопросе.
P.S. В ноябре 2019 года руководство «Оппозиционной платформы» во главе с Виктором Медведчуком предложило внести изменения в Конституцию «о создании Автономного региона Донбасс (АРД), который получит право сформировать свои парламент, правительство, правоохранительные органы. И всё это будет существовать в рамках украинского законодательства, но по нормам Конституции АРД».
По идее, такая инициатива позволила бы разрешить противоречия, связанные с конфликтом на юго-востоке вообще и с содержанием закона о статусе Донбасса в частности. Однако не похоже, чтобы нынешнее украинское руководство было готово прислушаться к мнению оппозиции.
Что значит особый статус для донбасса
В парламенте зарегистрирован законопроект №6403, которым создаются территории приоритетного развития в Донецкой и Луганской областях.
Выделяется 15 громад на линии разграничения, где должен будет заработать особый правовой режим хоздеятельности.
При этом депутаты даже сделали финансовое обоснование своей идеи до 2024 года.
Территории приоритетного развития
18 августа нынешнего года Кабмином была утверждена Стратегия экономического развития Донецкой и Луганской областей, подготовленная бывшим министром по вопросам реинтеграции неподконтрольных территорий Украины Алексеем Резниковым.
Вообще с приходом новой власти не раз широко обсуждалась идея создания свободной экономической зоны на Донбассе, которая позволит развивать территории Луганской и Донецкой областей, наиболее пострадавшие за последние 8 лет, но по сути к ее реализации чиновники так и не дошли.
Теперь же в Раде зарегистрирован законопроект в рамках выполнения этой стратегии, под которым подписалось 89 депутатов, предусматривающий создание территорий приоритетного развития (ТПР) на Донбассе, в громадах, которые граничат с неподконтрольными территориями.
Речь идет о Светлодарской, Торецкой, Авдеевской, Марьинской, Угледарской, Волновахской городских территориальных громадах, Очеретинской, Ольгинской, Мирненской, Сартанской поселковых громадах в Донецкой области и Счастьинской, Горской, Попаснянской горгромадах, Станично-Луганской поселковой и Нижнетепловской сельской громаде в Луганской области.
Этот орган в составе 40 человек будет подконтролен и будет управляться Министерством по вопросам реинтеграции.
В полномочиях этого органа будет предоставление предприятиям Донбасса статуса резидента ТПР, на которого будут распространяться различные льготы и стимулы.
На создание этого органа в 2022 году предлагается выделить 86 млн грн. В 2023 и 2024 еще по 20 млн грн в год.
Получить статус резидента ТПР не смогут компании, которые проводят хоздеятельность на рынке азартных игр и производства и реализации алкогольных напитков, сигарет, электронных сигарет и топлива.
Остальные компании смогут попасть в реестр резидентов ТПР и соответственно претендовать на освобождение от уплаты НДС на ввоз нового оборудования и комплектующих для производства, освобождение или скидка на налог на прибыль (сумма скидки не должна превышать 30% размера инвестиций), если инвестиционный проект предполагает не менее 1 млн евро инвестиций (интересно, что в стратегии Резникова речь шла о пороге в 5 млн), сохранение или создание 20 рабочих мест, частичную компенсацию стоимости подключения к сетям (электроэнергии, газа, водоснабжения), упрощенную выдачу лицензий, документов и тд.
Отметим, что эти налоги поступают в местные бюджеты, соответственно, они не получат половину поступлений.
Впрочем авторы законопроекта утверждают, что обсуждается компенсация потерь из Госбюджета (чтобы все же предоставить предпринимателям преференции) или компенсируя средства бюджетам самих громад.
Депутат от фракции «Слуга Народа» Руслан Горбенко, который является одним из авторов документа, говорит, что образование территорий приоритетного развития означает предоставление Луганской и Донецкой областям системы льгот, в том числе налоговых и таможенных, которые создадут улучшенные условия для развития бизнеса.
По его словам, этот законопроект позволит стимулировать развитие Донецкой и Луганской областей, не отделяя их какими-то особыми зонами от всей страны.
При этом депутаты, осознавая, что предприниматели не настроены развивать бизнес на Донбассе, не имея уверенности в безопасности в регионе, решили предоставить государственные гарантии защиты инвестиций от последствий военных действий.
Так, при любой эскалации конфликта и имущественных потерь инвестор получит страховую компенсацию.
Впрочем, видно, что проект нуждается в детальной доработке.
Отдельный вопрос, что в проекте предполагается, что на льготы смогут рассчитывать как новые инвестора, так и уже работающие на Донбассе предприятия.
«Пиар-инструмент под гранты»
Особый статус Донбасса: Все одобряют, но понимают по-разному
Украина, Россия, Франция и Германия одобрили «формулу Штайнмайера», но «красные линии» Зеленского могут сорвать реализацию минских договорённостей. В таком случае преждевременно говорить о встрече Путина с Зеленским
Спустя четыре безрезультатных года 1 октября Украина, Россия, ДНР и ЛНР наконец согласовали так называемую «формулу Штайнмайера». Это ключевой элемент разрешения украинского конфликта, разработанный бывшим главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.
Согласно плану, Киев должен принять закон об особом статусе Донецка и Луганска на время проведения там выборов. Если ОБСЕ признаёт голосование честным и свободным, регионы обретают особый статус на постоянной основе. Претворение формулы должно ускорить выполнение минских соглашений и привести к поэтапному снятию санкций ЕС с России.
«Долгожданный прогресс»
Подписание формулы стало возможным благодаря изменениям в подходах Киева.
В. Зеленский. Фото: Serg Glovny/Globallookpress
Владимир Зеленский, в отличие от предшественника Петра Порошенко, готов обсуждать самоуправление Донбасса. Правда, со своими «оговорками», но о них чуть ниже.
Формально все стороны удовлетворены достигнутыми договорённостями. Руководители ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник отметили, что Украина признала их право на самостоятельное определение своей судьбы.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков считает принятие формулы Штайнмайера позитивным шагом. А глава немецкого МИД Хайко Маас сказал, что «рад тому, что конструктивная атмосфера на сессии контактной группы в Минске привела к долгожданному прогрессу».
Хайко Маас. Фото: Kay Nietfeld /Globallookpress
При этом, если подробно проанализировать заявления сторон конфликта, то эйфория улетучивается. Каждый трактует формулу по-разному.
Украинское понимание «формулы Штайнмайера»
На вчерашнем брифинге Зеленский представил украинский подход:
Условия ДНР и ЛНР
В ДНР и ЛНР есть вопросы по каждому из этих пунктов. В совместном заявлении Пушилин и Пасечник заявили:
Учитывая разность подходов к тому, как претворять в жизнь «формулу Штайнмайера», возникает вполне резонный вопрос: «А есть ли единый текст соглашения?» Оказалось, что нет. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик отметил, что текст формулы подтверждён не единым соглашением, а отдельными письмами с подписями, направленными в его адрес.
В этом смысле любопытно изучить письмо в ОБСЕ от представителя Украины Леонида Кучмы. В нём нет ни слова о контроле над границей и выводе военных из ДНР и ЛНР. По всей видимости, Зеленский выдвинул дополнительные требования под давлением оппозиции.
Юлия Тимошенко и Пётр Порошенко хотят использовать согласие на «формулу Штайнмайера», чтобы обрушить рейтинг нового украинского президента и сделать из него предателя страны. Из-за обнародованных телефонных переговоров с Дональдом Трампом президент Украины и так находится под давлением.
П. Порошенко. Фото: Petro Poroshenko/Globallookpress
Порошенко записал видеообращение, в котором отметил, что согласие Зеленского с «формулой Штайнмайера» означает согласие с потерей Донбасса и Крыма, а также «ослабление или даже снятие санкций» против России. Лидер «Батькивщины» Тимошенко написала в Facebook, что претворение плана – прямая угроза для территориальной целостности Украины.
Одобрение «формулы Штайнмайера» создавало условия для того, чтобы провести долгожданную для Зеленского встречу с Путиным в рамках саммита «нормандской четвёрки». Но выдвижение со стороны украинского лидера дополнительных условий может поставить под вопрос и формулу, и резонность такой встречи.
Единственное, чем могут пока похвастаться стороны конфликта, – согласованием графика разведения сил и средств в Петровском и Золотом. Оно начнётся 7 октября.