Что значит особая экономическая зона в россии
Особая экономическая зона простыми словами
Каждое государство заинтересовано в стабильной экономике. Целью любого правительства является пополнение бюджета новыми налогами, создание современных рабочих мест, а также решение других общественных и экономических проблем. Для осуществления данной цели необходимо привлечение инвесторов в приоритетные сектора экономики. Однако, из-за неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствия свободных средств или высокой налоговой и бюрократической нагрузки многие предприниматели не готовы вкладывать деньги даже в самые перспективные отрасли.
Во избежание подобных трудностей некоторым районам, городам и регионам присваивается особый юридический статус. Такие территории называют особыми экономическими зонами. Особые экономические зоны считаются одним из наиболее масштабных и эффективных проектов для привлечения прямых инвестиций в приоритетные сектора экономики. Создание подобных территорий способствует развитию высокотехнологических отраслей экономики, внешней торговли и экспорта, санаторно-курортной сферы и туризма, портовой и транспортной инфраструктуры.
Что это такое
Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой территорию (город, порт, район), отличающуюся от остальных регионов и районов страны особенным режимом взимания налогов, сниженными таможенными пошлинами и более благоприятными условиями для производства, предоставления услуг или научных исследований. Полноценное функционирование ОЭЗ заключается в выгодном географическом положении, наличии свободных площадей для развития, высокой обеспеченности инфраструктурой, а также возможности привлечения квалифицированных кадров и развитии внешнеэкономических связей.
На подобных территориях созданы более выгодные условия для ведения бизнеса. Предприниматели могут рассчитывать на предоставление налоговых, таможенных и административных льгот, а также на финансовую поддержку. Каждая ОЭЗ обеспечена совершенно новой и современной инфраструктурой: дорогами, сетями, лабораториями, зонами отдыха и многим другим. Таким образом, государством предоставляется площадка и условия, а за счёт компаний-производителей создаются новые рабочие места, и пополняется бюджет региона посредством уплаты налогов.
С 2014 г. в Крыму формально создана ОЭЗ. Однако, из-за сложной политической обстановки полуостров не может нормально развиваться. Ни отечественный, ни зарубежный бизнес не рискуют инвестировать деньги в спорную территорию, т. к. не хотят попасть под санкции международного сообщества.
Основные цели и преимущества
Государство создаёт особые экономические зоны с одной основной целью – вывести экономику на новый уровень. Помимо этого, правительство страны наделяет определённые территории статусом ОЭЗ для того, чтобы:
Если говорить о бизнесе и инвестировании, то ОЭЗ предоставляет предпринимателям множество преимуществ:
Для каждой особой экономической зоны выбирают условия, актуальные именно для этой территории. Это самый ответственный этап в создании ОЭЗ, т. к. совокупная выгода льгот влияет на инвестиционную привлекательность.
Классификация
Особые экономические зоны могут быть:
На сегодняшний день в России насчитываются 33 особые экономические зоны разных видов. Этот инструмент используется государством сравнительно недавно (с 2005 года), и поэтому оно ещё не успело раскрыть весь его потенциал.
В заключении
По сути, особой экономической зоной называют специально выделенную территорию, на которой установлен льготный валютный, визовый, таможенный, налоговый и трудовой режимы. К основным отличиям ОЭЗ от остальных регионов и районов страны можно отнести:
На территории России особые экономические зоны позволяют решить следующие задачи:
Зачастую развитие территории требует огромных затрат: необходимо создать инженерную и транспортную инфраструктуру и построить производственные помещения. На старте любая особая экономическая зона – это венчурное и рискованное начинание, и нет никаких гарантий, что предприниматели вложатся в него.
Почему особые экономические зоны в России так и не стали прорывом?
Специальные или особые экономические зоны дают возможность бизнесу работать в льготных условиях. Чаще всего это отсутствие таможенных пошлин и льготное налогообложение. В России таких зон около 30, но реально работающих – гораздо меньше. Так почему же особые экономические зоны пока не работают так, как должны?
Зачем нужны свободные экономические зоны
Впервые о свободных экономических зонах начали говорить в начале XX века в США. Там специально для экспорта автомобилей были организованы зоны внешней торговли.
Затем в истории свободных экономических зон были Израиль, Китай, Сингапур, Южная Корея, Ирландия и другие страны. По некоторым оценкам, создание более 60 зон свободной торговли вывело Ирландию в число европейских лидеров по уровню экономического развития.
Свободная экономическая зона (или зона свободного предпринимательства) – это территория с особым режимом государственного регулирования. Режим может быть разным – освобождение от таможенных пошлин, частичное или полное освобождение от налогов, иные льготы.
Создают такие зоны для развития территорий (приграничных, прибрежных или просто депрессивных). Более низкие налоги могут привлечь иностранных инвесторов, а также способствовать развитию инновационных отраслей экономики.
Обустройство свободной экономической зоны (СЭЗ) требует от государства, с одной стороны, законодательной подготовки (отменить или уменьшить налоги, предоставить субсидии или льготы), а с другой – серьезных финансовых вложений.
Чтобы в СЭЗ переехали инвесторы, туда должны быть проложены дороги, нужны электроэнергия, высокоскоростной интернет, другая инфраструктура. Для привлечения малого бизнеса (в том числе в IT-сфере) еще желательно построить бизнес-инкубатор.
Экономисты оценивают затраты на подготовку территории для обустройства СЭЗ в 20-60 миллионов долларов за квадратный километр. Если это промышленная зона, потребуется около 45 миллионов долларов, а если торговая – будет достаточно 20 миллионов.
Но такие суммы нужны для создания СЭЗ «по высшему разряду» – с уже готовой инфраструктурой, управляющими компаниями, логистикой и т.д. К сожалению, российские власти, создавая СЭЗ (в России они называются особые экономические зоны, или ОЭЗ), пошли по более простому пути, отдав под такие зоны крупные территории без подготовки инфраструктуры.
Возможно, именно поэтому опыт создания таких зон в России весьма спорный.
Особые экономические зоны в России
В России работа особых экономических зон регулируется соответствующим федеральным законом, принятым еще в 2005 году. Всего в стране работают 25 ОЭЗ, которые призваны развивать отдельные направления экономики:
Суть деятельности ОЭЗ в России заключается в предоставлении им права на особый режим ведения бизнеса. Это создание инфраструктуры за счет бюджета; таможенные льготы и налоговые преференции; более простой порядок взаимодействия с государственными органами.
В 25 российских ОЭЗ работают 656 резидентов, что на первый взгляд не так много. Там создано более 28 тысяч рабочих мест. Правда, если отнять от них автомобильные заводы, остальной бизнес окажется представлен не так широко.
Особые экономические зоны в России могут быть 5 видов:
Самая известная в России ОЭЗ – это зона «Алабуга», расположенная недалеко от города Елабуга Республики Татарстан. Она приносит 59% выручки всех ОЭЗ и 34% от налоговых поступлений.
Крупнейший резидент «Алабуги» – это компания «Форд Соллерс Елабуга», которая до недавнего времени выпускала десятки тысяч автомобилей Ford каждый год. Сейчас компания решила покинуть рынок легковых автомобилей и сосредоточиться на производстве коммерческой техники.
Еще в «Алабуге» производят стройматериалы Rockwool, инструменты «Интерскол», потолки «Армстронг», клейкую ленту 3M, а также стекло, одноразовую посуду, стекловолокно, бетон, аккумуляторы и множество другой продукции.
Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в Липецке, Тольятти (не включает сам АвтоВАЗ), в Тульской области (там работает новый завод Haval), в Свердловской области («Титановая долина») и т.д.
Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, с ними все достаточно понятно – располагаются они в местах, которые имеют благоприятные условия для развития туризма. Больше всего территорий расположены в регионах Северного Кавказа, также ОЭЗ открыты в Иркутской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Калининградской области, и в некоторых других регионах.
Портовая ОЭЗ в России только одна и расположена она на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Резиденты зоны занимаются преимущественно ремонтом и модернизацией авиационной техники, а также оказывают сопутствующие услуги.
Закон об ОЭЗ в России действует с 2005 года, но некоторые зоны создавались и ранее, с самого 1991 года. Но в 2016 году оказалось, что большая часть ОЭЗ в России работает неэффективно, несмотря на наличие определенных преференций со стороны государства.
Условия для резидентов
Государство и местные власти активно привлекают новых резидентов в особые экономические зоны. Им обещают экономию примерно в 30% от суммы затрат, что сделает предпринимательство более конкурентоспособным. Экономия достигается за счет того, что в ОЭЗ есть готовая инфраструктура, а налоги ниже, чем на других территориях.
Что касается налогов, больше всего на бизнес обычно давят НДС, налог на прибыль, а также страховые взносы на работников. По всем этим налогам есть преференции, правда не во всех ОЭЗ.
НДС могут не платить только резиденты портовых ОЭЗ, и лишь те, которые оказывают услуги или выполняют работы. Так как портовая зона в России всего одна, фактически об этой льготе говорить не приходится.
Если резиденты ОЭЗ работают с иностранными поставщиками и потребителями, то за купленные у них оборудование, сырье и материалы можно не платить таможенную пошлину. Это же правило распространяется на последующий вывоз за границу произведенной продукции.
Чаще всего при упоминании налоговых льгот имеется в виду налог на прибыль. Из общей ставки налога в 20% федеральный бюджет получает 3%, а остальные 17% – регион. Так как ОЭЗ создаются для развития регионов, они могут установить более низкую ставку.
Например, Татарстан для своих особых экономических зон снижает налог на прибыль до:
«Федеральная часть» налога на прибыль для ОЭЗ снижается до 2% (а для туристских зон и Магаданской области – до нуля). Так что в Татарстане в первые 5 лет бизнес платит всего 2% от прибыли в виде налога.
Но стоит понимать, что такие условия работают лишь для налогообложения той прибыли, которая получена от деятельности на территории ОЭЗ.
Страховые взносы с работников исчислялись по льготной ставке начиная с 2011 года, но общий процент начислений постепенно рос. Сейчас льгота есть только для взноса на обязательное пенсионное страхование – 20% от зарплаты вместо 22% (хотя еще годом ранее было 13%).
В итоге общие начисления достигают 28% от оплаты труда работников, что почти не отличается от общефедеральных норм (30%).
Еще хорошие условия в ОЭЗ действуют по части имущественных налогов:
В итоге на налогах резидент особой экономической зоны может действительно хорошо сэкономить. Но российские предприниматели (чаще небольшой бизнес) больше жалуются не на ставки налогов, а на порядок их администрирования и частые налоговые проверки. В этом аспекте деятельность резидента ОЭЗ не отличается от обычной предпринимательской деятельности в России.
Почему не все получилось
Первые претензии к работе ОЭЗ у государственных органов возникли через 10 лет активных финансовых вложений – только в 2016 году. Вдруг выяснилось, что десятки и даже сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены крайне неэффективно.
В частности, называли такие цифры:
В итоге почти сразу после проверки было принято решение закрыть 10 самых неудачных ОЭЗ из имеющихся на тот момент 33 зон.
Тогда внимание на проблему обратил Общероссийский народный фронт, а Счетная палата провела глубокую проверку. Оказалось, что выделенные деньги потратили весьма странно.
Например, в Иркутской области за 8 лет власти потратили 119 миллионов рублей на разработку плана и концепции развития. При этом для ОЭЗ выбрали неудачную площадку, вообще непригодную для туризма. Естественно, что никаких 3 тысяч рабочих мест в зоне на берегу Байкала создать не удалось.
Курорты Северного Кавказа получили от государства деньги на развитие, часть их разместили в «Национальном банке развития бизнеса». Потом у банка отозвали лицензию и 2,6 миллиарда бюджетных рублей были потеряны.
3 года назад представители власти на разных уровнях удивлялись, почему ситуация с бесконтрольными тратами и отсутствием любой деятельности в ОЭЗ так долго оставалась без внимания.
Но пришел 2019 год, а Счетная палата снова с удивлением обнаружила, что большая часть особых экономических зон так и не работает. Очевидно, что принятые в 2016 году решения не помогли.
По данным проверки ведомством обнаружилось, что 80% производимой продукции идет на внутренний рынок (хотя изначально ОЭЗ проектировались под экспорт), где имеет преимущества перед другими национальными производителями.
При том, что в зонах зарегистрировано 656 резидентов, деятельность ведет лишь около 25% из них. Вместо разработки новых видов высокотехнологичной продукции резиденты занимаются производством строительных материалов, автомобильных шин, лекарств.
В результате аудиторы пришли к выводу: резиденты используют особые экономические зоны лишь как способ снизить налоговую нагрузку. Но соглашениями устанавливается требование способствовать социально-экономическому развитию, которое фактически не выполняется.
Что дальше делать с ОЭЗ – никому не понятно. С одной стороны, есть примеры успешных зон (относится это к «Алабуге»), но с другой оказывается, что государственные расходы на эти зоны не приносят достаточной отдачи.
Вероятно, зоны пока продолжат функционировать, но под более пристальным надзором со стороны федеральных ведомств.
Кстати, недавно в России придумали новый тип особых зон – так называемые «внутренние офшоры». Это специальные территории, где могут перерегистрироваться компании, до этого работавшие из офшорных зон. Взамен они получат право работать по корпоративному законодательству той страны, откуда «сбежали». Пока проект не стал популярным.
Как стать резидентом
Пока особые экономические зоны продолжают функционировать, они вполне могут принимать к себе новых резидентов. С учетом более низких налогов это может быть выгодно.
Чтобы стать резидентом, нужно сначала определиться с самой зоной и найти порядок регистрации в ней. Например, по правилам ОЭЗ «Алабуга» порядок действий такой:
Чтобы проект согласовали, будущий резидент должен иметь определенные средства или возможность привлечь их от инвестора. В первый год нужно будет вложить как минимум эквивалент 1 миллиона евро, а всего за проект – минимум 3 миллиона евро.
Точно не будут согласованы проекты в некоторых сферах деятельности:
Оформление статуса резидента ОЭЗ может быть выгодно для представителей малого бизнеса. Это не обязательно организация крупного производства, можно найти свою нишу в оказании сопутствующих услуг. Например, организовать транспорт для сотрудников крупного завода, открыть кафе на территории зоны, построить гостиницу для размещения прикомандированных работников или представителей делегаций.
Учитывая, что в каждой особой экономической зоне работают не больше сотни резидентов, и решение может приниматься в индивидуальном порядке. Если у малого предпринимателя не найдется минимальной суммы инвестиций, для него могут предусмотреть и особый порядок. Важно лишь, чтобы его деятельность отвечала целям – способствовала социально-экономическому развитию территории.
Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ
Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.
Сегодня вы узнаете:
Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.
Содержание
Экскурс в историю
Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.
В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.
Что такое свободная экономическая зона
Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.
Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:
Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».
Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.
Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.
Зачем нужны СЭЗ
Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.
СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:
Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:
Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.
Виды свободных экономических зон
Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.
№ п/п | Наименование экономзоны | Характеристика |
1 | Промышленно-производственная | Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров |
2 | Свободной торговли | Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется |
3 | Туристическая | С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма |
4 | Сервисная | С особыми условиями осуществления финансовой деятельности |
5 | Научно-техническая | Технопарк, зона для разработок и научных исследований |
Типы свободных экономических зон
Классификаций СЭЗ фактически несколько.
Рассмотрим одну из них:
Свободные экономические зоны в России — перечень
Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.
В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:
В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.
На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.
Условия для полноценного функционирования СЭЗ
Принципы действия
Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов
От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:
Регистрация и порядок вступления в СЭЗ
Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.
Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:
Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.
Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.
Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:
Процедура регистрации
В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:
Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.
Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.
Льготы и преференции для резидентов
Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.
Насколько эффективны СЭЗ в России
В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.
Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.
Заключение
СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.
Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.
Особые экономические зоны России: описание, классификация
Для чего они нужны?
Особые экономические зоны России создавались для вполне определенных целей. Причем выгода существует и со стороны государства, и со стороны инвесторов, которых привлекают на новые территории.
Для предпринимателей особые экономические зоны России привлекательны тем, что появляется возможность максимально приблизить производимую продукцию к потребителю, сокращая расходы на транспортировку и логистику; удается минимизировать затраты, которые связаны с отсутствием импортных и экспортных пошлин на таможне. Новые предприятия сразу же получают полный доступ к инфраструктуре, могут использовать на производстве более дешевую рабочую силу, развивать не освоенные никем территории, легко преодолевать чиновничьи и административные барьеры за счет облегченного документооборота.
Классификация
По видам деятельности выделяют такие особые экономические зоны:
Классификация по степени организации
По данному признаку выделяют три вида особых экономических зон.
По степени интеграции в российскую экономику выделяют зоны, которые в нее интегрированы или анклавны.
В первом случае налаживаются связи с основными отраслями отечественной экономики, оказывается помощь при решении проблем с экспортным производством. Обычно они бывают технико-внедренческими и комплексными.
В анклавных зонах производство заточено на экспорт и получение выручки в виде валюты. При этом связь с внутренней экономикой сведена к минимуму. Вся работа нацелена на зарубежный рынок.
Два типа особых экономических зон выделяют по принципу национальности. Это национальные, которые действуют в рамках исключительно одной страны, и трансграничные, когда они затрагивают территории сразу нескольких стран.
Система льгот
Разными могут быть особые экономические зоны и по системе льгот. Они бывают:
Вот основные типы особых экономических зон в России.
Самые популярные ОЭЗ в России
Также действует еще несколько обособленных ОЭЗ. Например, создание особой экономической зоны в России на территории Калининградской области было установлено в 1991 году специальным федеральным законом.
ОЭЗ на территории Магаданской области точно так же функционирует на основе федерального закона от 1999 года. Создание особой экономической зоны в России на территории республики Крым и Севастополя предусматривает льготные системы налогообложения, осуществление государственного контроля за въездом и функционированием свободной экономической зоны.
Промышленные зоны
Многие видят перспективы развития особых экономических зон в России как раз за счет обширных территорий, которые располагаются в крупных промышленных регионах. Это особенности промышленных ОЭЗ.
Инвесторов подкупает максимальная близость к ресурсам, необходимым для производства, готовая инфраструктура, развитые транспортные артерии. Все это явные преимущества промышленных особых экономических зон. Производства, которые размещают на их территории, позволяют существенно повысить конкурентоспособность на отечественном рынке, так как удается избежать большинства издержек.
Если вас просят: «Назовите особые экономические зоны России!», то вы можете вспомнить промышленные ОЭЗ на территории Татарстана и Липецкой области, которые появились в 2005 году. В 2010 году подобная зона начала работать в Самарской области, на территории, которая непосредственно граничит с городом Тольятти. В Свердловской области зона такого типа получила название «Титановая долина», она работает в Верхней Салде. С 2015 года промышленная ОЭЗ запущена в Ступинском муниципальном районе в Подмосковье.
В числе приоритетных направлений работы для зон такого типа специалисты называют производство строительных материалов, автомобилей и автокомпонентов, торгового оборудования и бытовой техники, химической и нефтехимической продукции.
Инновационные ОЭЗ
Повышенное внимание в последнее время уделяют инновационным особым экономическим зонам. Они открываются в самых крупных научно-образовательных центрах страны с богатыми традициями. Сюда включают авторитетные исследовательские школы с большими возможностями для развития инновационного бизнеса, способные выпускать уникальные наукоемкую продукцию и продавать ее не только на российском, но и на международном рынке.
В таких зонах традиционно действует целый пакет налоговых преференций и таможенных льгот. Особенно привлекательными для инвесторов их делает прямой доступ к высококвалифицированным кадрам, что крайне важно при растущем спросе на новые технологии в условиях постоянной модернизации передовых отраслей отечественной экономики. В первую очередь это привлекает венчурные фонды, производителей и непосредственных разработчиков высокотехнологичной продукции.
В качестве примеров особых экономических зон в России зон такого типа можно привести ОЭЗ, которые располагаются в Томске, Подмосковье (Дубна, Зеленоград, Фрязино), Татарстане и Санкт-Петербурге.
Туристические зоны
Особенно широк список особых экономических зон России, которые можно отнести к туристско-рекреационным. Только семь таких зон располагаются на территории одной Иркутской области, также они есть в Калининградской области, Алтайском, Приморском и Ставропольском крае, республике Бурятия и Алтае. Шесть туристско-рекреационных особых экономических зон в России развивают на территории Северного Кавказа.
Они традиционно располагаются в самых востребованных среди туристов и живописных регионах России. В них с помощью налоговых льгот и преференций создаются наиболее благоприятные условия для развития спортивного, туристического рекреационного и других смежных видов бизнеса.
Портовые ОЭЗ
Особенно интенсивно развитие особых экономических зон России наблюдается в портовых ОЭЗ. Они находятся в максимальной близости от крупнейших транзитных транспортных коридоров, а их место расположения помогает инвесторам получить оперативный доступ к быстрорастущему рынку востребованных инвесторами и новыми предпринимателями портово-логистических услуг. Обычно они появляются в Центральной России и на Дальнем Востоке.
В Хабаровском крае к основному направлению развития портово-логистической особой экономической зоны можно отнести то, что там удается сформировать современный многопрофильный судоремонтный и портовый центр, который способен опираться непосредственно на удобное и выгодное географическое положение, а также уже существующую и работающую инфраструктурную базу.
Помимо этого, в Мурманске теперь будет развивать сборку буровых установок, а это крайне важно для успешного освоение шельфов месторождения газа и нефти. Инвесторы, которые зайдут в эту портовую особую экономическую зону в Мурманске, имеют возможность получить таможенные и налоговые льготы, подключиться к уже готовым и запущенным в эксплуатацию объектам инфраструктуры. При этом им полностью гарантируется то, что налоговые льготы не будут менять и пересматривать на протяжении всего срока существования зоны.
Существующие в России проблемы ОЭЗ
В настоящее время в списке особых экономических зон России 26 регионов. На их территории действует несколько десятков зон самых разных типов.
По данным за прошлый год федеральная Счетная палата официально признала относительно эффективной работу только нескольких ОЭЗ. Они расположены в Самарской и Липецкой областях, Татарстане и Санкт-Петербурге. Работу остальные ОЭЗ Счетная палата признала неэффективной. В некоторых случаях выяснилось, что никакая деятельность вовсе не ведется.
Также существует проблема привлечения инвесторов в эти зоны. Несмотря на налоговые каникулы и таможенные льготы, не во все зоны активно идут предприниматели. Существует проблема, связанная и с нехваткой квалифицированных кадров для развития и функционирования высокотехнологичных производств.