Что значит осада затянулась
Что значит осада затянулась, и почему в городе голод сильный?
Что значит осада затянулась, и почему в городе голод сильный?
СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ.
Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.
печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе
. И затянулась осада города».
Отчаявшиеся люди уже
решили сдаться печенегам, но один старец посоветовал людям не сдаваться
врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
радостно пошли и собрали.
И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать
колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой».
день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама
«Разве можете перестоять нас?
Если будете стоять и десять лет, то
И враги ушли от города восвояси.
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?
Как вы думаете, почему это делается.
«Сказание о Белгородском киселе».
Какой автор у рассказа сказание о белгородском киселе?
Какой автор у рассказа сказание о белгородском киселе.
Чему учит «Сказание о белгородском киселе»?
Чему учит «Сказание о белгородском киселе»?
Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?
Как вы думаете, почему это делается.
«Сказание о Белгородском киселе».
Как называется прием?
Как называется прием?
Из сказания о белгородском киселе.
Чем интересно сказание о белгородской киселе?
Чем интересно сказание о белгородской киселе.
Что прославляет летописец в сказании о Белгородским киселе?
Что прославляет летописец в сказании о Белгородским киселе?
Д) не отведав горького, не узнаешь сладкого. Потому что в начале у него все было плохо потом вроде бы было хорошо.
Чичиков Павел Иванович – главный герой произведенияН. В. Гоголя«Мёртвые души», бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах. Он все время путешествует по Росси..
С чем? Типо картинку загрузи или напиши с чем.
Жесткий и мстительный, он не гнушается вскрытием могил и грабежом, любит выпить.
Несолоно похлебал, значит, ушёл ни с чём, его старания были напрасны.
На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Ещё ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попрос..
Урок литературы по «Сказанию о белгородском киселе» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
6 класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».
Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.
Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.
Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
«Сказание о белгородском киселе»
Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.
Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение.
В «Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:
2. Когда происходит действие «Сказания…»?
— Действие «Сказания. » происходит в 997 году.
3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?
4. Почему горожане решили сдаться печенегам?
— Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.
5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
— Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.
6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем?
7. Какие качества проявил старец?
— Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость, упорство.
8. Опишите финал «Сказания. ».
— Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города и ушли восвояси.
9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?
— Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской смекалки и отваги.
10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
— «Сказание. » говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более мудрыми и опытными людьми».
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Древнерусская литература
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Древнерусская литература
Цель урока: Познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».
1. Образовательные : дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе».
2. Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний учащихся.
— Кто может назвать тему урока, прочитав данный эпиграф? – А цели?
— Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».
-Вспомните, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.) Слайд 5
-Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)
— Что представляли собой первые книги?(это были большие толстые книги, которые писались от руки и переписывались со временем другим летописцем)
— Как читали книги люди Древней Руси?(читали не спеша, перечитывая по нескольку раз, отыскивая наставления, советы)
— Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.(не было стихов, но была поэзия. ДРЛ «чиста», она призывает к возвышенному, к хорошему. Для неё характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Старинные писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, к их верованиям)
— Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?
III. Изучение нового материала
— В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.) Слайд
· Летописание – составление летописи.
· Летописец – составитель летописи.
— В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».
· Что мы видим на картине?
· Как изображен летописец?
· Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)
· Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»? (возносили книги и учение, это как сокровище)
· «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.
· Оборона Руси от печенегов Словарная работа. Печенеги. Слайд.
Подумайте почему? (Пытался общей проблемой сплотить славян и к тому же воинственно настроенных новгородцев отсылал на южные рубежи Руси, чтобы ослабить политическую обстановку в Новгороде)
На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Заслышав о походе русских дружин, печенеги также быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников- товар для невольничьих рынков Причерноморья. Таким образом, Владимир впервые годы своего правления проявил себя как деятельный правитель и во внутренней политике государства, объединяя славян, и во внешней, отражая набеги печенегов, защищая Русь от врагов.
«Сказание о Белгородском киселе». Читает учитель.
Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказанием о белгородском киселе» и обсудим, что перед нами, историческое событие или вымысел?
— Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)
— Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)
В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.
Словарная работа в тетради.
· Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
· Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
· Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
· Восвояси – к себе домой.
Беседа по тексту сказания. Слайд
· Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
· Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
· Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
· Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
· В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
· Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
· Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
· Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
· С какой интонацией надо читать начало сказания? С грустной или веселой? (С грустной, потому что трагическая ситуация.)
· С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
— Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)
· Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботамо благе родины» Д.С.Лихачев)
Прочитать сказание о «Принятии христианства на Руси». Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе?»»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация к уроку
Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
На предыдущих уроках мы вели разговор об обрядовой поэзии, вспоминали сказки, былины, загадки, изучили пословицы и поговорки. Давайте вспомним, как называется это творчество, о котором ранее мы вели речь?
Ответ. Это фольклор, устное народное творчество.
Вопрос. Почему оно получило такое название, устное народное творчество?
Ответ. В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста.
Вопрос. Если не было письменности, то не было и чего?
Ответ. Не было литературы.
Вопрос. Когда на Руси появляется литература?
Ответ. Литература появляется на Руси только в XI веке.
Слово преподавателя. В 5-м классе вы уже говорили об этом периоде литературы, давайте вспомним его название. (Древнерусская литература.)
Запись даты, темы урока (Слайд 1)
Постановка цели урока: продолжить знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
3. Введение в тему. (15 мин.)
Древнерусская литература – это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы.
Индивидуальное сообщение “Возникновение древнерусской литературы”. По прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия возникновения древнерусской литературы.
Сообщение. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в. (Слайд 2)
Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси (Слайд 3). По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков (Слайд 4).
Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями (Слайд 5). Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.
Вопрос. Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?
Слайд 6 – “Условия возникновения древнерусской литературы”
Слово преподавателя. На самоподготовке вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Давайте побеседуем по ней.
– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.
Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, откуда произошло название летописи? (Слайды 7–8). Запись определения в тетради.
“Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).
В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет” (Слайд 9). Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.
Работа с иллюстрацией.
– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?
4. Изучение нового материала. (15 мин.)
Слово преподавателя. “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.
Запишем в тетради определение сказания. (Слайд 10).
В названии темы есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году. (Слайд 11)
Прослушивание фонохрестоматии. Окончание “Сказания…” учащиеся обыгрывают в виде сценки.
– Какие слова показались непонятными? (Словарная работа: вече, печенеги, корчага, восвояси). (Слайды 12–14)
– Когда происходит действие “Сказания…”?
– Что значит “осада затянулась”, и почему был в городе “голод сильный”?
– Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
– Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
– В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
– Какой смысл заложен во фразе горожан “ибо мы имеем пищу от земли”?
– Какие качества проявил старец? (Слайды 15–16)
5. Подведение итогов урока. (7 мин.)
– Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
– Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева – Слайд 17.)
6. Задание на самоподготовку. (2 мин.) – Слайд 18.