Что значит орфографический диктант
Виды проверочных работ по русскому языку и как их проводить на уроке? Рекомендации учителю
Проверочные работы являются ключевым способом определения качества усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Существуют разные виды проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения. Разберем подробнее на примерах уроков русского языка.
При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:
В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.
Как проводить диктанты на уроках?
Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.
Виды диктантов
Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.
Объяснительный диктант
Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.
При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.
Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.
Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.
Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.
При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.
Словарный диктант
Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.
Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.
Проверке подлежат все записанные слова.
Выборочный диктант
Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.
При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.
Контрольный диктант
Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.
Методика проведения следующая.
При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.
Способы исправления ошибок в диктантах
Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.
На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.
Как проводить контрольное списывание?
Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу.Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.
Необходимо соблюдать такую последовательность.
Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.
Виды контрольного списывания
Можно использовать разные виды такой проверочной работы:
После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.
Как проводить изложение?
Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.
Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.
Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.
Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.
Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.
С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.
После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.
При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.
Как проводить сочинение?
Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.
Как оценивать сочинение?
Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:
Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.
Как проводить тесты на уроке?
Тестовая проверка необходима для определения уровня теоретических знаний и практических навыков применения изученных правил по изученной языковой теме. Для ее проведения разрабатываются тесты, состоящие из нескольких вопросов и вариантов ответов. Тесты могут быть распечатаны на индивидуальных карточках для каждого ученика, зачитаны вслух (небольшие тесты), также тесты можно проходить на смартфонах, планшетах, компьютерах, через специальные системы тестирования.
Тесты могут содержать различные типы вопросов:
Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.
Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.
В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Диктанты ОНЛАЙН. Орфография
Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.
Орфография как раздел языкознания
Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).
Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.
В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.
Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.
Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.
Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:
С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.
Орфограммы классифицируются на:
1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;
2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;
3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;
4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;
5 тип – правильный перенос: свет-ло;
6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.
Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:
1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.
Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
К примеру: в слове «словарный» звук [о] в корне безударный. Чтобы правильно написать это слово, подбираем проверочное слово, где бы этот звук был под ударением — «слОво».
Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.
2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.
Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.
К этому же (традиционному) принципу относят:
Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.
Примеры:
гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;
замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;
если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);
ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;
ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;
Способы овладения орфографическими навыками
Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.
Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.
Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.
И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.
Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.
Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.
Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.
Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:
Ученик будет орфографически грамотным, если:
Учитель обязан научить школьников:
Орфографические навыки классифицируются на группы:
Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:
Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.
Средства формирования орфографических навыков
Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.
Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.
В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.
Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.
Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.
Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.
Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:
И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.
Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:
Орфографический разбор
Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.
Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.
Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.
Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.
Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.
Списывание
После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.
Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.
Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.
Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.
Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.
Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.
Диктант (орфографический диктант)
Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.
Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.
Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.
Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.
Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.
Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.
Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.
Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.
Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.
Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.
Существуют и разные классификации диктантов.
Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.
По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.
Диктанты с изменением содержимого бывают:
Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.
Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.
Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.
Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.
После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.
Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.
После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.
Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.
Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.
Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.
Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.
Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.
Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.
Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.
Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.
Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.
Классификация диктантов по русскому языку
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сулейменов Серикболат Алпысович учитель русского языка и литературы Кызылкайынской СШ Алакольского района
Алматинской области Республики Казахстан
Классификация диктантов по русскому языку
Считаю, что нелишне будет представить в рамках научно-методической статьи классификацию диктантов, особенно для наших молодых коллег-русистов, так как свежую литературу по этому вопросу в последние годы, практически не встретишь.
1) Предупредительный диктант
Порядок работы:
1) диктующий читает слово (или предложение);
2) один из пишущих повторяет его;
3) называется орфограмма;
4) вызванный учащийся производит ее разбор приемом рассуждения;
5) текст записывается, подчеркивается орфограмма.
2) Объяснительный диктант
Порядок работы:
1) Сначала диктуемое слово записывается
2) Называется и подчеркивается в нем орфограмма
3) Произносится правило ее написания (приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
3) Комментированный диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает слово, все слушают
2) Диктующий читает повторно (по частям, если диктуется предложение )
3) Учащиеся пишут, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение
4) Один из пишущих разбирает вслух
Этот вид прием диктанта, помогает прежде всего запомнить формулировку правила, вникнуть в его суть и научиться им пользоваться быстро, что особенно важно при контрольном диктанте.
4 ) Выборочный диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает предложение, все слушают
2) Диктующий читает предложение повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова с заданными орфограммами
3) Фронтальная проверка записанного: один из писавших читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
5) Творческий диктант
Порядок работы:
1) диктующий ставит задачу – перестроить данные предложения
2) диктующий начинает диктовать предложение, повторяя каждый пример дважды
3) учащиеся пишут предложения, перестраивая их.
Этот прием работы способствует развитию навыка употребления изучаемого явления в собственной речи, поскольку заставляет увидеть его в ряду синтаксических синонимов и вариантов, и тем самым облегчает понимание грамматического значения.
6) Графический диктант
Порядок работы:
1) Диктующий читает предложение один раз
2) Учащиеся повторяют его шепотом
3) Диктующий читает предложение повторно
4) Все составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Этот прием работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления.
7) Цифровой диктант
Порядок работы:
1) Условливаются о том, какой цифрой будут обозначать данное языковое явление
2) Слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетради цифры для обозначения соответствующих фактов языка
Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой
1- двусоставное предложение,
2- безличные
3- неопределенно-личные
4- определенно-личные
5- назывные
Цифровой диктант, как и графический, заостряет внимание учащихся на синтаксической конструкции текста; но он требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта. Этот прием можно использовать для контролирования знаний
8) Диктант-игра или игровой диктант «Будь точным»
Порядок работы:
1) Диктующий читает текст целиком
2) Затем читает по одному предложению: каждое предложение произносится один раз, и делается пауза, достаточная для того, чтобы его можно было успеть записать
3) Учащиеся пишут, кто что запомнил
4) После записи текста учащиеся меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в каждом предложении им удалось запомнить.
5) Затем проверяющие исправляют орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
6) Жюри выбирает данные для оценки работы: каждое записанное слово + 10 очков, каждая ошибка – 10 очков.
Этот прием работы развивает слуховую память, без чего невозможно развитие речевых навыков.
9) Диктант на замену
Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.
10) Выборочно – распределительный диктант
Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предложение, слагаемое, сложение, положение низложить.
Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, высказать предположение.
11) Восстановленный диктант
1. Озаглавьте текст
2. Выпишите слова с безударными гласными корня /выделены в тексте/
3. Восстановите по ним продиктованный текст
12) Диктант на распространение
Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова
с приставками при- и пре-.
13) Словарный диктант
Это вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова.
Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например, правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.
Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых слов и выражений, т.е. при записи слов объясняется не только их значение, но и правописание.
Словарный диктант занимает только часть урока, он может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы.
14) Зрительный диктант
Это один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске / или на кодоскопе/.
Ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения.
Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге, анализируют его записывают по памяти, после чего проводят самопроверку по книге.
15) Слуховой диктант или письмо по памяти
Предназначен для начальных и средних классов. Этот прием диктанта развивает слуховую память учащихся.
Одно предложение читается вслух учителем два раза, а затем учащиеся записывают это предложение самостоятельно в тетради.
Пословицы
1. Кто любит труд, того люди чтут.
2. Снег на полях – хлеб в закромах.
3. Сам погибай, а товарища выручай.
Загадки
1.На дворе горой, а в избе водой.
2. Зимой белый, а летом серый.
3. Летит-воет, сядет- землю роет
16) Картинный диктант
В основном этот вид диктанта применяется в начальных классах