Что значит орфоэпический диктант

Подготовка к 4 заданию ЕГЭ по русскому языку

Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.

Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)
Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?

1.Запомните, что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.

2.Запомнить по рифме:
щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.

Запомнить двустишия:
Мы ждём, когда придёт апрель,
Чтоб сеять на полях щавель.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь к нему скорей цемент.
Идя на встречу с комендантом,
Наденьте платье с ярким бантом.
Но этот благородный сэр
Не посещает диспансер.
Мы отдыхали здесь с комфортом:
Чай пили с шоколадным тортом.
Мы не зовём экскурсовода
Чинить засор нефтепровода.

3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.

4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):
Атлас мира-синий атлАс на платье;
бронЯ танка-брОня на билет;
меткая острОта- остротА зрения;
цветущий Ирис-ирИс с орехами;
языковЫе нормы-языкОвая колбаса.

5. Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:
А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.

Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.

В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.

Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.

6. В некоторых прилагательных с суффиксом –ов-, образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.

7. Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Орфоэпический диктант № 1

Агент, алфавит, аэропорты, банты, бороду, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, дефис,
диспансер, договорённость, документ, досуг, еретик, жалюзи, значимость, иксы, каталог, квартал, километр, конусы, корысть, краны, кремень, кремня, лекторы, местностей, мусоропровод, намерение,
нарост, недруг, недуг, некролог, каталог, ненависть, новостей, ногтя, отрочество, партер, портфель,
поручни, приданое, призыв, процент, свёкла, сироты, средства, статуя, столяр, дояр, созыв, таможня,
торты, цемент, центнер, цепочка, шарфы, банты, шофёр, киоскёр, щавель, эксперт.

Орфоэпический диктант № 2

Верна, давнишний, значимый, красивее, красивейший, кровоточащий, кухонный, ловка, мозаичный, оптовый, прозорлива, смазлива, балованный, включённый, довезённый, загнутый, занятый, занята, запертый, заперта, заселённый, заселена, избалованный, балованный, кормящий, кровоточащий, молящий, наживший, нажитый, нажита, наливший, налита, нанявшийся, начавший, начатый, низведённый, низведён, включённый, ободрённый, ободрён, ободрена, обострённый, определённый, определён, отключённый, повторённый, поделённый, понявший, принятый, приручённый, проживший, снятый, снята, согнутый, суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый.

Орфоэпический диктант № 3

Баловать, брала, бралась, взяла, включишь, включит, включим, влилась, ворвалась воспринять, восприняла, воссоздала, вручит, гнала, гналась, добрала, добралась, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, ждала, жилось, закупорить, занял, заняла, заняло, заняли, заперлась ( на ключ, на замок и т.п.), звала, звонишь, звонит, звоним, исключит, исчерпать, клала, клеить, кралась, кровоточить, лгала, лила, лилась, наврала, наделит, надорвалась, назвалась, накренится, налила, нарвала, насорит, начал, начала, начали, обзвонит, облегчить, облегчит, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, ободришься, одолжит, озлобить.

Орфоэпический диктант № 4

Оклеить, окружит, опломбировать, нормировать, сортировать опошлить, опошлят, осведомиться, осведомишься, отбыла, отдала, откупорить, откупорил, отозвалась, перезвонить, перезвонят, перелила, плодоносить, повторить, повторит, позвала, позвонить, позвонишь, позвонит, полила, положить, положил, понять, поняла, послала, прибыть, прибыл, прибыла, прибыло,
принять, принял, приняли, принудить, рвала, сверлишь, сверлит, сняла, создала, сорвала,
сорит, убрала, убыстрить, углубить, укрепит, черпать, щемит, щёлкать, балуясь, закупорив, начав,

начавшись, поняв, прибыв, вовремя, добела, доверху, донельзя, донизу, досуха, завидно, загодя, засветло, затемно, исстари, красивее, наверх, надолго, ненадолго.

Источник

Орфоэпический минимум, 9 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Орфоэпический минимум, 9 класс

бухгАлтеров, Р.п. мн.н

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что значит орфоэпический диктант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит орфоэпический диктант

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что значит орфоэпический диктант

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. 9 класс

Технологическая карта по русскому языку 10 класс

Тесты и задания для 8 класса по русскому языку

Урок.Подготовка к написанию сочинения по тексту Ф.М.Достоевского «Мужик Марей». «Человек есть тайна”. 11 класс.

УрокОбособление определений, обстоятельств и дополнений. Словарный диктант №1

Урок русского языка во 2 классе. «Перенос слова»

Урок русского языка на тему «Словообразование. Основные способы образования слов»

Урок русского языка на тему «Морфология. Культура речи»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5372735 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит орфоэпический диктант

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит орфоэпический диктант

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что значит орфоэпический диктант

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что значит орфоэпический диктант

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Что значит орфоэпический диктант

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что значит орфоэпический диктант

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лексические и орфоэпические диктанты в 5-6 классах с бланками ответов.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 5 кл. Бланк ответов на лексический диктант.docx

ФИ________________________________________ Класс: 5____

ФИ________________________________________ Класс: 5____

ФИ________________________________________ Класс: 5____

ФИ________________________________________ Класс: 5____

Выбранный для просмотра документ 5кл.Лексический диктант.docx

Задание: определите слово по его лексическому значению

1.Дайте определение наименьшей единице языка, которая служит для различения смысла и форм слова.

2.Как называется процесс, при котором на месте звонких согласных произносится глухие согласные?

3.Какой раздел науки о языке изучает правила произношения звуков речи, их сочетаний и постановки ударения в словах?

4.Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

5. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение?

7.Как называется словарный запас одного человека?

8.В каких словарях мы можем найти лексические значения интересующих нас слов?

9.Как называются устойчивые обороты речи?

10.Как называется художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и др.

11.Как называется изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

12.Что применяет автор произведения, если сопоставляет один предмет с другим?

13.Как называется образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления?

14.Какой раздел науки о языке определяет правила написания слов?

16.Как называется сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически?

17.Без чего не может существовать предложение?

18.Как называются предложения, имеющие одну грамматическую основу?

19.Как называются предложения, имеющие несколько грамматических основ?

20.Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

21.Эта самостоятельная часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? Назовите её.

22.Какая часть речи из изученных вами в 5 классе согласуется с существительным в роде, числе и падеже?

23.Какая самостоятельная часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что будет делать?

17.Без грамматической основы

Выбранный для просмотра документ 6 кл.Бланк ответов на лексический диктант.docx

ФИ________________________________________ Класс: 6____

ФИ________________________________________ Класс: 6____

ФИ________________________________________ Класс: 6____

ФИ________________________________________ Класс: 6____

Выбранный для просмотра документ 6кл.Лексический диктант.docx

Задание: определите слово по его лексическому значению

1.Дайте определение наименьшей единице языка, которая служит для различения смысла и форм слова.

2.Как называется процесс, при котором на месте звонких согласных произносится глухие согласные?

3.Какой раздел науки о языке изучает правила произношения звуков речи, их сочетаний и постановки ударения в словах?

4.Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

5. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?

6. Как называются слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение?

7.Как называется словарный запас одного человека?

8.В каких словарях мы можем найти лексические значения интересующих нас слов?

9. Как называются устойчивые обороты речи?

10.Как называется художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и др.

11.Как называется изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

12.Что применяет автор произведения, если сопоставляет один предмет с другим?

13.Как называется образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления?

14.Какой раздел науки о языке определяет правила написания слов?

16.Как называется сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически?

17.Без чего не может существовать предложение?

18.Как называются предложения, имеющие одну грамматическую основу?

19.Как называются предложения, имеющие несколько грамматических основ?

20.Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

21.Эта самостоятельная часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?Назовите её.

22.Какая часть речи из изученных вами в 5 классе согласуется с существительным в роде, числе и падеже?

23.Какая самостоятельная часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что будет делать?

24.Какая самостоятельная часть речи указывает на предмет, не называя его?

26.В каком стиле речи используются термины, отсутствуют образные средства языка?

27.В каком стиле речи используются такие жанры, как: заявление, объявление, автобиография, объяснительная записка и др.?

28.В каком стиле речи для создания образа автор использует изобразительно-выразительные средства языка?

17.Без грамматической основы

25.Описание, повествование, рассуждение

27.В официально-деловом стиле

28.В художественном стиле

Выбранный для просмотра документ Орфоэпический диктант.5 кл..docx

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Задание: Расставьте ударения в словах.

Августовский, баловать, балованный, благовест, водопровод, грушевый (напиток), договор, документ, жалюзи, звонит, каталог, квартал, красивее, ломоть, начал, начала, сантиметр, сливовый (компот), туфля, украинский, фарфор, цыган, щавель, языковая (колбаса), языковое (явление).

Выбранный для просмотра документ Орфоэпический диктант.6 кл..docx

Задание: Расставьте ударения в словах.

Задание: Расставьте ударения в словах.

Задание: Расставьте ударения в словах.

Задание: Расставьте ударения в словах.

Задание: Расставьте ударения в словах.

Источник

Словарный диктант по русскому языку.»Орфоэпические нормы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что значит орфоэпический диктант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит орфоэпический диктант

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что значит орфоэпический диктант

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок «Имя существительное как часть речи» (5 класс)

Тест по теме «Предложение, текс»

УРОК ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (5 класс)

Урок «Общие сведения об имени прилагательном» (3 класс)

Тест по теме «Словосочетания»

Проверочная работа 2 класс Части речи

Конспект урока «Разделительный ъ и ь» (5 класс)

Карта урока по теме «Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5372735 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит орфоэпический диктант

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что значит орфоэпический диктант

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит орфоэпический диктант

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Что значит орфоэпический диктант

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что значит орфоэпический диктант

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что значит орфоэпический диктант

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *