Что значит оптимизировать расходы
Уменьшение расходов в компании: ошибки и работающие способы
Содержание:
Оптимизация расходов: как нельзя
Если неправильно провести мероприятия по оптимизации расходов, то можно снизить прибыль, испортить имидж компании и потерять клиентов. Вот то, что точно нельзя делать.
>Экономия на сотрудниках
Сокращение штата, снижение зарплаты, уменьшение расходов на корпоративы и обучение плохо влияют на работу компании. Оставшиеся сотрудники, как правило, начинают искать дополнительный заработок и уделять меньше времени основным делам. И их продуктивность падает еще больше.
Сокращение расходов на маркетинг
Самый влиятельный теоретик менеджмента Питер Друкер заявил, что маркетинг — это затраты, которые приносят прибыль. Потому что это сбор знаний о потребностях клиентов, чтобы сделать продукт полезным для них и вызвать естественное желание купить. Вот и представьте, как вы будете продавать, если не знаете, нужен ваш продукт людям или нет?
Часто компании сокращают маркетинговые расходы, пропорционально уменьшая бюджеты на все каналы. Но это ведет к тому, что клиентов становится еще меньше, прибыль сокращается, и бюджет снова приходится уменьшать. Но можно сделать по-умному: выяснить, по каким каналам приходит меньше всего клиентов, и сократить расходы только на них. Делают это путем опросов клиентов, подключая коллтрекинг, отслеживая эффективность воронки продаж с помощью сервисов сквозной аналитики. В итоге расходы на маркетинг снизятся, а его эффективность — нет.
Если вы тоже подозреваете, что часть денег уходит на неэффективную рекламу, но не можете найти эти каналы, то закажите аудит у специалистов. Они проанализируют деятельность вашей компании по 50 разным показателям и помогут выявить проблемные моменты.
Закажите бесплатный аудит бизнеса
Ухудшение качества продукта или услуги
Компания BMW оценила поведение своих покупателей и выяснила, что в среднем один неудовлетворенный клиент рассказывает о неудачном взаимодействии 10 своим знакомым, формируя у них негативное отношение к компании.
Поэтому будьте уверены: если качество вашего товара станет хуже, об этом сразу узнает много людей, и вы лишитесь клиентов.
Все помнят историю пропавшего яйца из десятка, который превратился в «девяток», и как в литровый пакет молока стали заливать всего 900 мл. Это и есть примеры того, как можно сэкономить на количестве, сохранив качество.
План оптимизации расходов: как надо
Чтобы оптимизация расходов не принесла новых финансовых проблем, сокращать затраты надо по-умному. А все хорошие способы уже придуманы до нас.
Откажитесь от офиса или используйте аутсорсинг
Еще один безопасный способ сократить расходы компании — передать часть функций на аутсорсинг. Например, вместо того чтобы держать в штате юриста, можно заключить договор на юридическое сопровождение со сторонней компанией. Тогда вместо ежемесячной зарплаты вы будете только оплачивать счета за конкретные услуги.
Привяжите мотивацию сотрудников к выполнению плана
Вы уверены, что 10 менеджеров, которые сидят на одинаковых окладах, приносят компании одинаково много денег? Чтобы зря не платить тем, кто ничего не зарабатывает, нужно избавляться от неэффективных сотрудников или мотивировать их на большие продажи.
Для этого внедряют систему оценки личных показателей менеджера (KPI). Она строится на основе небольшого фиксированного оклада и процентов от личных продаж или других надбавок за личные заслуги. Ленится — получает 10 000 рублей, работает усердно — 70 000.
Снизьте налоговую нагрузку
В случае, если ваша выручка за квартал не превышает 2 млн рублей без учета налогов, вы можете получить освобождение от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Объединяйтесь с другими компаниями для продвижения
Хороший способ сэкономить на рекламе — объединиться с другими компаниями для проведении рекламных акций и промо. Например, вы хотите организовать мероприятие для привлечения новых клиентов и повышения узнаваемости бренда, но понимаете, что не потяните бюджет. Привлеките партнеров, организуйте совместный бизнес-завтрак, мастер-класс, конференцию.
Так вы не только сэкономите на бюджете, но и расширите свою клиентскую базу за счет аудитории других компаний.
Сократите статьи расходов внутри компании
Сколько вы тратите на канцелярские товары, салфетки, печеньки, кофе? Так ли важны эти расходы? Руководители расходятся во мнениях, так как сотрудники не всегда разделяют желание начальника сэкономить на этих вещах. Но в кризис советуют все же отказываться от «плюшек», откровенно объяснив эту необходимость коллективу. Бывает, что в целях экономии приходится прибегать и к более радикальным мерам.
Используйте современные системы для бизнеса
Сегодня крупные компании используют сразу по 3-5 программ для автоматизации бизнес-процессов: CRM — для продаж, HRM — для управления кадрами, EMP — для управления производством и т. д. Все они по-разному помогают экономить: CRM помогают вычислить ленивых сотрудников, HRM — удерживать лучших.
Если HRM, 1С и подобные системы подходят только для крупных компаний, то CRM полезна всем — хоть 5 человек у вас в штате, хоть 1000. Вот почему:
Автор: Елена Зайцева, Дарья Милакова
Пользуйтесь S2 CRM семь дней бесплатно
За это время вы поймете, подойдет ли CRM для вашей компании: как работает IP‑телефония, e-mail и sms-рассылки, удобно ли ей пользоватся сотрудникам.
Как правильно оптимизировать расходы во время кризиса
Во время экономического спада, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, каждая компания думает о том, как оптимизировать бизнес. Нередко решения принимаются на высшем уровне с опорой на ограниченный набор данных, например на прогнозы выручки или сравнение с конкурентами. Но часто этот подход ведет к ошибочным результатам и деморализует сотрудников.
Между тем руководителям следует подходить к оптимизации бизнеса, ориентируясь на данные от самого ценного источника, который у них есть, – сотрудников. Предоставив им возможность участия в сборе данных и выработке рекомендаций, руководители смогут получить более полную картину о том, какие действия и инициативы уже реализуются в компании. Они также смогут лучше понять, какие виды деятельности важны со стратегической точки зрения, а какие можно автоматизировать, отдать подрядчикам (или вообще отказаться о них).
Мы выяснили, что при таком подходе «снизу вверх» руководителям бизнеса удается не только существенно сократить затраты, но и реализовать цели гораздо быстрее, поскольку и менеджеры среднего звена, и рядовые сотрудники стремятся оказывать поддержку, а изменения, достигнутые в результате, имеют более долгосрочный эффект.
Пример – сеть ресторанов быстрого питания взяла данные анализа, проведенного руководством по принципу «сверху вниз», и дополнила их количественными и качественными данными, полученными не только от вице-президентов и директоров, но и от рядовых сотрудников. Ей удалось сократить расходы на продажи, общие и административные затраты более чем на треть, а также сосредоточиться на стратегических областях: маркетинге, инновациях и новых франшизах. А сеть клиник смогла найти новые способы улучшить взаимодействие клинических специалистов и административного персонала. Увеличился поток пациентов по разным направлениям, а операционные затраты сократились более чем на 20%.
И в том и в другом случае руководители смогли трансформировать свой бизнес благодаря тому, что основывали решения на более точной информации, поступающей снизу. Однако как руководителям убедиться, что они действительно собирают те данные, которые нужно? Данные должны быть полезны для выполнения четырех направлений оптимизации бизнеса.
Десять шагов для реструктуризации долгов
1. Провести ревизию ключевых процессов и проектов. Первое, что должны сделать руководители для трансформации бизнеса, – дать поручение ответственным за работу подразделений или функций составить список 20–30 основных процессов и проектов, которые имеют для компании критическое значение. Под процессами понимаются повторяющиеся виды деятельности, их цикл может варьироваться: от ежедневных до ежеквартальных. Проекты, в свою очередь, имеют четкую дату начала и окончания, это может быть внедрение новой системы поддержки или запуск новой линии обслуживания.
Эти данные позволят руководству на более детальном уровне увидеть, какие процессы и проекты есть сейчас в компании, а также быстро выявить любые отсутствующие или излишние элементы. Например, одна из компаний обнаружила, что несколько сотен сотрудников глобального подразделения продаж и маркетинга регулярно участвовали в конференциях для продвижения продукции компании, но эта активность не приносила значимых результатов. Другой клиент узнал, что из-за отсутствия координации работы отдела продаж разные специалисты отдела посещали одного и того же клиента. Еще в одной компании руководство обнаружило, что в реализации находилось в три раза больше IT-проектов, чем было заложено в бюджете. Подобных примеров очень много.
2. Оценить, какие трудозатраты полезны, а без каких можно обойтись. Чтобы руководители могли лучше понять, какие именно трудозатраты нужны для каждого выявленного процесса и проекта, директора подразделений проводят со своими менеджерами семинары и обсуждают объем и характер требуемой работы.
Операционные данные, которые предоставляют сотрудники, позволяют точно определить, какие области требуют дополнительных усилий, а где трудозатраты можно сократить. Возможно, обнаружится, что на выполнение одних и тех же базовых функций поддержки (например IT, управление персоналом, юридическая поддержка, финансы, GR) тратятся чрезмерные ресурсы. Или наоборот: что для выполнения критически важных функций людей не хватает. Например, сейчас предприятиям в продовольственной рознице и фармацевтике нужно решить задачу, как оперативно увеличить штат для приема и доставки увеличившегося потока онлайн-заказов.
Как топ-менеджеры российских компаний затягивают пояса
3. Сосредоточиться на стратегических проектах и процессах. Следующий шаг – классификация процессов и проектов по их значимости с точки зрения стратегических приоритетов компании и подразделения, которую менеджеры проводят вместе с сотрудниками. Все процессы и проекты делятся на три категории: ключевые, вспомогательные и незначительные.
Ключевые процессы и проекты имеют высший приоритет. Если в них инвестировать, они помогут компании выделиться на фоне конкурентов и обеспечить рост в будущем. Речь идет о научно-исследовательской работе в фармацевтической промышленности, дизайне в индустрии моды, обслуживании клиентов в розничной торговле, управлении капитальными затратами в тяжелой промышленности и т. п.
В отличие от ключевых процессов и проектов вспомогательные представляют собой стандартные действия и работы, которые можно оптимизировать, используя объединенные сервисы или автоматизацию. Например, менеджеры розничной компании пришли к заключению, что поиском новых модных тенденций для разных товаров (например, мужской обуви, женской обуви и аксессуаров) может заниматься одна и та же команда, а не несколько отдельных команд. В другой компании сотрудники, занимающиеся поиском и наймом персонала, предложили создать чат-бота, который бы отвечал на основные вопросы соискателей. Это позволило бы им уделять больше времени работе с соискателями и ускорить процесс найма.
Если какие-либо процессы не создают добавочной стоимости для компании или перестали быть нужными, их необходимо признать незначительными и отказаться от них. Например, одна розничная компания приняла решение отказаться от составления и рассылки большей части отчетов для руководства сотрудниками отдела финансов. На их подготовку уходила масса времени и сил, а большинство руководителей не видело в них большой пользы. Другой пример: фармацевтическая компания определила, что несколько продуктовых линий утратили прибыльность и их можно закрыть. Это позволило высвободить почти 40% специалистов по НИОКР и направить их на разработку новых продуктов.
4. Обновить операционную модель. И наконец, руководители должны дать главам подразделений возможность начать совместно с менеджерами и сотрудниками реструктуризацию операционной деятельности. Им сообща нужно определить, какие компетенции требуются бизнесу для выхода из кризиса и роста в будущем. Менеджеры должны не только ориентироваться на операционные данные, которые, по их мнению, нужны для достижения новых целевых показателей эффективности, но и искать инновационные идеи, которые можно внедрить в управлении бизнесом и в работе с клиентами.
Розничные торговые компании, опираясь на данные, собранные от сотрудников, станут более гибкими и смогут предложить своим клиентам больше современных функций: онлайн-покупки с виртуальной примеркой одежды и обуви или удобный онлайновый сервис, который поможет узнать, в каком магазине в наличии нужный товар. Продовольственные и аптечные сети смогут инвестировать в развитие цифровых возможностей, которые позволят им оперативно перераспределять сотрудников, ориентируясь на оповещения о том, что в каком-либо магазине, филиале или на складе требуются рабочие руки. Транспортные компании будут продуктивнее использовать свои ограниченные ресурсы и смогут найти более эффективные способы доставки товаров клиентам. Фармацевтические компании смогут быстрее разрабатывать продукты и услуги, трансформируя инновации, например новые вакцины или способы лечения, в базовые продукты в будущем.
Если при трансформации бизнеса руководство будет грамотно работать с данными, которые предоставляют менеджеры и сотрудники, оно сможет не только принимать более эффективные решения, но и улучшать операционную деятельность компании, сохраняя при этом вовлеченность сотрудников в этот процесс и их заинтересованность в дальнейшей оптимизации.
Об авторах: Патрик Дауст – партнер операционной практики в консалтинговой компании Oliver Wyman. Пол Саймон – старший консультант Oliver Wyman
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал здесь.
Как бизнесу сокращать расходы
Чтобы прибыль не уменьшилась
В трудный период компанию могут поддержать две вещи — продажи и управление расходами. От того, насколько грамотно бизнес управляет тратами, зависит прибыльность компании и ее устойчивость.
Чтобы понять, какими расходами в бизнесе можно вообще управлять, для начала нужно собрать все данные о тратах и провести глубокий анализ, который поможет принять правильные решения. В кризисное время оптимизировать траты нужно особенно аккуратно, чтобы случайно не сократить прибыль.
В этой статье расскажу, как построить процесс сокращения расходов, какие шаги и в какой очередности стоит предпринять. В зависимости от размера и сложности бизнеса процесс может занять от нескольких дней до нескольких недель.
Универсальная методика для сокращения расходов
Методика, о которой пойдет речь, актуальна для любого бизнеса, будь то услуги, продажи или производство. Она подходит разным компаниям, и использовать ее можно как полностью, так и частично. Например, если в бизнесе в целом дела идут хорошо и нет необходимости все максимально оптимизировать, можно обойтись упрощенной схемой из трех или даже двух шагов. Но результат от полной работы и анализа будет более эффективным.
Чтобы оптимизировать расходы компании, нужно пройти пять шагов
Если использовать такой метод хотя бы иногда, можно сделать управление расходами компании более прозрачным и увидеть полную картину того, как в компании тратятся деньги, даже если ситуация в бизнесе не самая тяжелая.
Расскажу последовательно про каждый шаг.
Прежде всего вам нужно понять, какие вообще есть траты в вашем бизнесе, и поднять историю всех расходов компании. Причем если есть цель сократить траты, стоит обратить внимание вообще на все расходы.
Если бизнес существует уже какое-то время, то есть и накопленная статистика расходов. Даже если в компании менялись направления или собственники, или бизнес новый и история расходов у него небольшая, все это тоже можно проанализировать. Важны только расходы прошлого периода, которые нужно аккуратно и внимательно собрать.
Достаточно взять данные за последние шесть месяцев. Если за это время в компании были какие-то изменения, которые повлияли на тип и размер расходов, можно взять среднюю статистику работы компании за более ранние периоды.
Каким образом поднимают расходы. Идеально, когда в компании есть подробная управленческая отчетность, в которой цифры расходов и поступлений разнесены по статьям движения денежных средств. Обычно такой учет ведется в онлайн-режиме и можно просто выгрузить данные за нужный период.
Но по разным причинам иногда в компаниях нет подобного учета, либо он ведется недостаточно глубоко и подробно. В этом случае придется потратить время на сбор всех расходов за последние шесть месяцев. При этом неплохо получить не только общую картину расходов, но и их разбивку по месяцам, бизнес-направлениям и способам оплаты.
Чем подробнее будут итоги сборки, тем лучше для будущего анализа и принятия решений. Например, компания работает с разными поставщиками, и у каждого свои нюансы — кто-то работает по предоплате, а кто-то по постоплате, у кого-то цены чуть выше, но больше ассортимент, и поэтому у них компания заказывает чаще. Всю эту информацию нужно собрать в одном месте, чтобы потом иметь максимальное поле для анализа.
Итак, на этом этапе удалось собрать все расходы бизнеса за последние шесть месяцев. Переходим к следующему шагу.
Почему важно собрать вообще все расходы за период
Если у бизнеса есть задача просто понять среднемесячный уровень расходов компании или в среднем посчитать самые большие статьи расходов, такой подробный анализ не нужен. Например, в обычной операционной деятельности достаточно просто вести учет и хотя бы периодически делать группировки и срезы, чтобы понимать общую ситуацию.
Но в кризисной ситуации, когда нужно оптимизировать все возможные расходы, нужно получить максимально полную картину, потому что только с этой информацией можно принимать какие-то решения.
Бывает, что большое количество мелких и на первый взгляд незначительных расходов собираются при анализе в серьезную статью расходов компании. Частая статья для любого бизнеса — представительские расходы на развитие бизнеса, например бизнес-завтраки или обеды, расходы на прием партнеров и клиентов и так далее.
Все расходы компании дальше нужно собрать в укрупненные статьи. Если есть управленческая отчетность, и все данные уже сгруппированы, переходите к следующему шагу.
В течение месяца компания может приобретать большое количество однотипных товаров и услуг. Это могут быть закупки товаров у поставщиков или приобретение разных комплектующих на продажу. Или, например, расходы на аренду, хозяйственные расходы, содержание оргтехники и тому подобное.
Примеры расходов и укрупненных статей
Ручки, карандаши, бумага для принтера, скрепки, скотч, замазки и тому подобное — все это можно отнести к крупной статье «канцелярия».
Тряпки для уборки, туалетная бумага, разный хозяйственный инвентарь, вода для кулера — статья «хозрасходы».
Самые частые статьи большинства компаний: закупка материалов и комплектующих, зарплата производственного и офисного персонала, рекламные и маркетинговые расходы, налоги, аренда, расходы на связь и ИТ, хозяйственные, представительские и другие траты.
По моему опыту подобные статьи часто оказываются сильно раздутыми. Разовая сумма за подобные покупки кажется небольшой, но такие расходы могут быть несколько раз в месяц. Если не вести онлайн-учет и не сводить траты в укрупненные статьи, окончательная картина расходов может быть неизвестна или сильно искажена.
Еще в любом бизнесе возникают расходы, которые непонятно куда отнести. Тогда появляется статья «прочее». Таких статей лучше избегать, потому что они мешают при анализе. Это такая помойка для расходов, куда сваливается все подряд, и проанализировать их невозможно.
К «прочему» часто относят какие-то разовые расходы, скажем, на привлечение консультанта по разработке каких-то систем для компании. Даже если трата разовая, лучше сразу ввести статью «расходы на внешних консультантов» и относить туда все траты, связанные с оплатой услуг консультантов.
Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда предприниматели пренебрегают этим нюансом и берут готовый список статей из интернета. Но потом это приведет к тому, что появятся расходы, которые некуда отнести. Лучше всего сразу разработать список статей расходов под специфику своего бизнеса.
Перед тем как перейти к следующему пункту, следует убедиться, что первые два были сделаны качественно. Иначе результаты всего анализа могут быть искажены. Если сборка и группировка расходов проведена максимально полно, предприниматель получает четкую базу расходов за последние шесть месяцев. Эта проделанная работа поможет быстрее принимать решения по управлению и оптимизации любых расходов в будущем.
В конце второго шага должна получиться группировка всех расходов в более крупные статьи и расшифровка трат, которые входят в каждую статью.
В любом бизнесе есть переменные и постоянные траты. Постоянные расходы не зависят от продаж, они нужны для работы бизнеса в целом, как, например, плата за аренду офиса. Переменные траты напрямую связаны с продажами и производством, например, это затраты на сырье и расходные материалы.
Разделить траты на эти две категории нужно, чтобы понять долю расходов, которые зависят или не зависят от объемов продаж. Это даст возможность управлять тратами отдельно.
Расходы, которые зависят от объемов продаж, можно регулировать через поставщиков материалов и комплектующих — договариваться об отсрочках или постоплатах, регулировать ассортимент. А теми расходами, которые не зависят от продаж, можно управлять через их снижение или временный отказ.
Это разделение поможет глубже увидеть структуру расходов компании. Без переменных расходов невозможны продажи, но их тоже можно оптимизировать, если знать внутреннюю структуру. Постоянные расходы — самые тяжелые для компании, и их величину по возможности лучше сокращать, для этого тоже нужно знать их структуру. Если этого не делать, то не будет понятно, можно ли сократить тот или иной расход.
Например, компания арендует склад. На первый взгляд, это переменный расход, потому что склад нужен для хранения товарных запасов. Но при пристальном наблюдении выясняется, что на том же складе хранится офисная мебель. Если разделить складские расходы на переменные — хранение товаров, — и постоянные — офисная мебель, то можно прийти к новым решениям. Например, оставить небольшое место для хранения запасов и вывезти все остальное.
В конце третьего шага можно получить группировку из двух блоков статей бизнеса.
Пример группировки расходов на переменные и постоянные
Переменные расходы | Постоянные расходы |
---|---|
Закупка материалов и комплектующих | Аренда офиса |
Зарплата производственного персонала | Зарплата офисного персонала |
Услуги сторонних консультантов (дизайнеров, художников, операторов, стилистов и т. п.) по производственным вопросам | Услуги сторонних консультантов (аудиторов, юристов, ИТ и т. п.) по офисным вопросам |
Первый — переменные расходы:
Второй — постоянные расходы:
Теперь в каждом блоке переменных и постоянных расходов выбираем две-три самые крупные статьи и начинаем анализировать нюансы.
Вероятно, вы слышали про закон Парето или принцип 80/20 — это правило, названное в честь экономиста Вильфредо Парето. В общем виде оно формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
В нашем случае это значит: если выделить из общего объема статей 20% самых крупных по объему расходов, мы получим уже 80% результата.
При анализе смотрим на все изменения за периоды. Если есть динамика расходов по периодам, например, в среднем траты в месяц примерно одинаковые, а в двух-трех месяцах резкий спад или резкий рост, то нужно искать причины таких перемен. Возможно, это сезонность или смена ассортимента. Если причина не понятна сразу, нужно двигаться дальше и смотреть, например, на поставщиков и их цены, условия поставок и оплат. И после уже принимать решения: сокращать, отказываться или менять что-то в статье расходов.
В разделе переменных расходов частые статьи — это закупка материалов или комплектующих. Чтобы оптимизировать эти затраты, можно проанализировать поставщиков, их условия и цены, логистику и тому подобное. Вероятно, в компании давно привыкли к каким-то партнерам. Но если сравнить с рынком, то может выясниться, что появились неплохие альтернативы. Или, например, окажется, что за долгое время работы с одними и теми же партнерами их цены стали выше среднерыночных. Это всего лишь небольшой пример идеи для оптимизации.
По каждой статье расходов нужно принять следующие решения:
Урезать можно даже сложные расходы
Для этого и делается глубокий анализ всех трат, чтобы увидеть не только итоги каждой статьи, но и ее влияние на общие результаты компании.
Например, по итогу анализа видно, что аренда офиса — это тяжелый постоянный расход для компании. Быстро отказаться от офиса невозможно, потому что это может повлиять на взаимоотношения с клиентами и на потенциальные продажи.
Но можно за какое-то время выбрать другой приемлемый вариант и параллельно проработать новое расположение с клиентами. Это поможет сохранить клиентскую базу, а может, и увеличить ее — если найти более удобное место с необходимой инфраструктурой. Примерно такую работу стоит проделать с каждой статьей расходов, чтобы оптимизировать ее.
В своей работе, например, с банками, я обычно использую методику периодических тендеров или зондирования рынка, чтобы узнать о новых интересных альтернативах. Раз в квартал собираю информацию о новых тарифах и услугах, новых предложениях банков, провожу выборочные встречи. В итоге можем поменять банк или условия сотрудничества с ним.
В некоторых бизнесах, например сети розничных магазинов, подобный анализ может и не дать ощутимых сокращений расходов. Например, быстро найти новое помещение не так просто. Но даже в такой ситуации можно проанализировать все договорные условия с арендодателем. И будет полезно, как в примере с переменными расходами, проанализировать рыночную ситуацию.
На этом этапе вы можете оптимизировать самые крупные статьи расходов компании — сокращать их, урезать или не трогать.
По аналогии с прошлым шагом дальше нужно провести анализ менее крупных статей. Этот пункт, пожалуй, самый утомительный и трудозатратный, потому что нужно погрузиться в самые мелкие статьи расходов.
Может показаться, что эффективность анализа мелких трат не так высока и можно ограничиться предыдущим шагом. Но если бизнес находится в сложной ситуации, не стоит пренебрегать такой возможностью. Этот шаг окончательно дополнит общую картину расходов компании и позволит понять, как ими лучше управлять.
В любой компании много небольших расходов — хозяйственных, расходов на интернет, обслуживание оборудования. Если не контролировать их динамику и хотя бы иногда не проверять условия работы, то можно не заметить, как расходы стали выше. Например, тарифы на услуги интернета периодически меняются, появляются новые провайдеры, которые предлагают более интересные условия. Это может грозить потерей реальных денег.
Как и в предыдущем шаге, по каждой статье расходов нужно принять следующие решения:
Что вы получите после анализа расходов
По аналогии с любой инвентаризацией результаты каждого шага должны получиться максимально четкие, прозрачные и подробные.
Вот как может выглядеть результат анализа расходов:
Уже в процессе сбора информации появляется масса интересных нюансов и возможностей, которые указывают, как бизнесу можно сократить расходы. Например, найти новые интересные тарифы и условия с поставщиками услуг, привлечь альтернативных партнеров. Такой анализ дает предпринимателю полную картину расходов бизнеса и возможность ими управлять.
Алексей благодарю и советую редакции комментарий Антона выложить как отдельную статью, он довольно крутой
На проектах этим достаточно часто занимались, но чаще всего (по-крайней мере у среднего бизнеса, в крупный меня не пускали) завышенные расходы были связаны с коррупционной составляющей и избытком людей, поэтому их было особо не посдвигать. А так меры стандартные обычно принимались:
— вспомогательный персонал на фриланс в бедный регион за наличные, открытие небольших офисов там же
— организация работы дешевым заменяемым персоналом, из расчета что проработает полгода-год, отказ от большего чем необходимо числа «опытных»
— деление на неск юрлиц для налоговой оптимизации
— отказ от «личных» вспомогательных сотрудников, чаще всего ITшников
— автоматизация части операций, чаще всего разнообразные обмены данными (между сайтами, 1С и бухией), чтобы одно и то же не делать руками
Если честно почти всегда перерасходы были связаны с лишними людьми и воровством, с остальными проблемами более менее легко бороться. Самые страшные враги бизнеса на моей практике чаще всего оказывались айтишники и владельцы этого самого бизнеса )))
Антон, подскажите, а как именно айтишники являлись? и побольше ситуации хочется разобрать
Atlassian,
Пример 5. Золотые руки (2013 год)
Когда я уже жил в Москве, мне позвонили из Саратова с предложением поработать за неплохие деньги (140 тысяч после налогов). Когда я стал выяснять почему платят сильно больше рынка, особенно в Саратове, смог примерно прояснить картину. На заводе был 1 программист, который в одно лицо 15 лет назад внедрил 1С7.7 (сильно устарела) и с тех пор её поддерживал и развивал. Так как специалист был очень сильный он ещё писал на C++, SQL, Delphi постоянно расширяя возможности 1С компонентами написанными на других языках его силами. Он скоропостижно скончался и тут выяснилось, что специалиста с подобным набором знаний не существует в природе. Совсем. Молодые не хотят учить настолько устаревшие штуки, подрядчики не могут нормально приступить к внедрению более свежей 1Ски из-за множества недокументированных секретиков и отсутствия документации. Вроде история кончилась тем, что они наняли целый отдел на замену свежезакопанному товарищу, дальнейшей их судьбы я не знаю
Пример 6. Волгоградский завод и SAP (2010)
Завод в Волгограде внедрил SAP за дорого, очень дорого. Завод обучил 8 человек на официальных курсах SAP у лицензированного партнера, тоже за очень дорого. Отдел SAP пришел к руководству завода и сказал что они тоже стоят теперь очень дорого, руководство не поверило. «Куда могут деться сразу 8 человек? Если кто и уволится, то наймем новичков и обучим силами оставшегося отдела», думали они. Это работало ровно месяц, а потом начальник отдела нашел работу в Москве и увёл всю команду, за что ещё и премию получил.
Антон, вам не только о медицинских процедурах-то писать стоит. Это же уникальный шок-контент: вред от программистов.
Пример 3. Технологический евангелист (2011 год)
Небольшое, но богатое производство в Волгограде на 200 сотрудников, взяло на работу молодого, но очень амбициозного IT директора. за 1.5 года в компании появились 2 сисадмина (один отвечал за Линукс сервер, второй за Windows), программист 1С, программист сайта и корпоративного портала, DBA специалист плюс 4 подрядчика и 2 фрилансера, а также 3 сотрудника техподдержки. Всё IT в компании стало делиться на «старое», которое уже не работает (никто не хотел заниматься поддержкой старья) и «новое», которое «будет вот-вот», но уже жрёт деньги за лицензии и консультации. Если бы это происходило в Москве то не было бы никакой проблемы так как данных специалистов можно без труда найти на рынке труда или подряда, но вот в Волгограде это вызывало определенные сложности, по факту найм каждого узкого специалиста превращался в квест, начатые проекты простаивали полугодиями, а счета в валюте заставляли руководство вспоминать счастливые времена железного занавеса. Отдельной проблемой был постоянный отток этих же специалистов в Москву спустя полгода-год (какой смысл быть DBA в Волгограде за 40, если в Москве им можно быть за 120).
2014 год закопал все эти планы, руководство устало от кучи сотрудников с иностранными словами в названиях должностей и от ежемесячных продлений лицензий в долларах, был проведен сторонний аудит от 85% сервисов отказались (собственный почтовый сервер, собственный хостинг, линукс сервер, Корпоративный портал, oracle business suite, Oracle Database, собственный самописный сайт на Битриксе), а обслуживает оставшееся 3 человека: сисадмин + техпод + новый начальник, изредка подключая еще и 1С подрядчика и сайтовика фрилансера
Со временем начались проблемы, объём работы по поддержке функционала рос, о каком-то развитии и речи быть не могло, ссылаясь на московские зарплаты и свою загруженность IT отдел начал ежеквартально успешно требовать улучшения условий работы, все попытки расширить отдел саботировались (всех кандидатов «старички» зарубали), попытки работать с подрядчиками и фрилансерами тоже саботировались. Руководство не имело реальных рычагов влияния на главу отдела 1С разработки, а вот он их имел, так как 1С управляла складами, розничной продажей, сайтами и всем остальным жизненно важным функционалом. Так как коллектив был спаянный, то любые попытки его увольнения/замены/пересмотра работы тоже не прокатывали, всё всегда кончалось тем, что коллектив разом подписывал заявления об увольнении и всё возвращалось на круги своя через неделю. Чем там кончилось я не знаю, когда последний раз контачил с их генеральным он говорил, что 1С обходится ему примерно в 1.5 млн в месяц только на ФОТ для 5-х человек (всего год до этого было 0.45 млн), не считая сопутствующих расходов, что для небольшой региональной сети достаточно накладно, но других вариантов всё равно пока не видно.
А теперь про персонажа, если объяснять коротко то он идиот без шансов на исправление. При белой зарплате в 800 долларов катался на паркетнике, менял айфоны каждые полгода, носил часы «механику» да и в целом сильно выделялся по уровню благосостояния на фоне коллег и местных жителей регулярно делая посты в Инстаграмме чтобы им об этом напомнить. То что он берёт откаты было очевидно всем, но я уверен, что если бы он мог грамотно организовать работу сайта и не светить деньгами на это бы закрывали глаза (практика «кормлений» не так уж и редка, не он первый не он последний). Персонаж так и не смог нормально организовать работу подрядчиков, малейшие доработки сайта занимали недели, пару раз в месяц стабильно валилось и продвижение, к колл центру претензий не было, кроме стоимости их работы и вопросов о необходимости этой услуги в целом. После того как расходы на сайт перевалили за 900 тысяч в месяц (без возможности уменьшения из-за неустоек в договорах) и генеральному упал на стол отчет, что содержание сайта обойдется в 12млн/год, было принято волевое решение о «искоренении персонажа», которое однако затянулось. Через 1.5 года его всё таки смогли сковырнуть, сайт и продвижение пришлось делать с нуля, контент смогли частично использовать старый