Что значит опознавательный признак 5 класс

Опознавательные признаки орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям

Тип буквенных орфограмм

Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)
Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
Непроизносимые со­гласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в на­чале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
ь на конце имен суще­ствительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).

Источник

опознавательные признаки

Полезное

Смотреть что такое «опознавательные признаки» в других словарях:

Опознавательные Признаки — набор признаков предмета, на основании которого данный предмет относится к определенному классу … Психологический словарь

Опознавательные признаки — см. Признаки идентификационные … Контрразведывательный словарь

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ — совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу. Выделение и учет человеком О. п. могут производиться как осознанно, так и неосознанно. В ходе развития перцептивных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ — совокупность отличительных свойств конкретного объекта, на основании которых и происходит его опознание … Юридическая психология: словарь терминов

признак — характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки при построении деятельности. Посредством выделения существенных признаков формируются понятия. Самыми простыми для человека являются признаки сенсорные, кои служат построению образа… … Большая психологическая энциклопедия

Конструирование Кодов — инженерно психологическая технология, призванная к оптимизации характеристик сообщения и условий приема информации оператором. Предполагает выполнение ряда условий. Наглядно опознавательные признаки кодового знака должны служить мнемоникой для… … Психологический словарь

Радиомаяк — навигационный, радионавигационный маяк, передающая радиостанция, установленная в известном месте на земной поверхности или на движущемся объекте (например, самолёте заправщике) и излучающая специальные радиосигналы, параметры которых… … Большая советская энциклопедия

ЭЛЕМЕНТ ОТОБРАЖЕНИЯ — простейший элемент информационной модели, характеризуемый формой, геометрическими размерами, яркостью, временем свечения, цветом. Э. о. могут быть контуры знаков, выполняемые конструктивно как простейшие элементы (цифры на поверхности барабана,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

НАРУЖНЫЙ ОСМОТР ТРУПА — – следственное действие, обязательное по всем уголовным делам, возбуждаемым в связи с обнаружением трупа. Различают 2 вида Н. о. т.: 1) осмотр на месте обнаружения трупа и 2) осмотр, предшествующий вскрытию. Оба вида осмотра являются… … Советский юридический словарь

PITYRIASIS — (от греч. pityron отруби), со времени Виллана и Бейтмена (Willan, Bateman> морфологич. термин для обозначения стойкого мелкого отрубевидного шелушения, пятнистого или диффузного, на сухой (без мокнутия и корок) коже, то неизмененной в цвете и… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Опознавательные признаки орфограмм

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

5. Непроизносимые согласные в корне слова

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

«Слышу безударные окончания глаголов»

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.

Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.

Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Источник

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Что значит опознавательный признак 5 класс

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

— пары звонких и глухих согласных;

— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

— окончание, стык приставки и корня и многое другое.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Классификации опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Источник

признак опознавательный

Смотреть что такое «признак опознавательный» в других словарях:

идентификация — ▲ определение (неявного) ↑ объект, посредством, признак идентификация определение объекта по его признакам. узнавание восстановление в памяти информации о знакомом объекте. узнать кого идентифицировать знакомый объект (я его сразу не узнал).… … Идеографический словарь русского языка

МАСТОИДИТ — (mastoiditis), осложнение гнойного отита, вызванное переходом воспалительного процесса на сосцевидный отросток и заключающееся в скоплении гноя в его ячейках, а часто сопровождаемое и разрушением самой кости. Т. к. клетки сосцевидного отростка… … Большая медицинская энциклопедия

Лицовочно-штемпелевальная машина — почтообрабатывающая машина (См. Почтообрабатывающие машины) для автоматической подборки писем по адресам и маркам в одно положение (лицевание) и нанесения на письмо календарного штемпеля и волнистых линий для погашения марки… … Большая советская энциклопедия

Эпистолярная литература — (от греч. epistolé послание, письмо) переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,… … Большая советская энциклопедия

Знак, знамение — I. З. это внешний признак ч. л., выражение принадлежности к ч. л., напр. З. подлинности (2Фес 3:17); опознавательный З. (Исх 12:13). Воен. походные З. различия: см. Знамя (2). II. Знамение это действие откровения Божьего, призв. подтвердить и… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Собака — Запрос «Собаки» перенаправляется сюда; о роде «Canis» см. Волки. Запрос «Собака» перенаправляется сюда; о знаке «собака» см. @. Собака … Википедия

Символ в политике — (от греч. symbolon опознавательный знак, признак) знак, образ, в котором опосредованным, неявным образом заключается политическое содержание. Символы являются одним из древнейших, глубин­ных путей познания и коммуникации. Символ есть единство… … Политология. Словарь.

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — (от греч. epistolē — послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *