Что значит опорное слово в русском языке
Опорные слова
Всего получено оценок: 125.
Всего получено оценок: 125.
Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.
Определение
Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.
Опорные слова часто называют ключевыми словами.
Функции
Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.
Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.
Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.
Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.
Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.
Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.
Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.
Примеры
Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.
Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».
Что мы узнали?
Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Опорные слова
Опорные слова в тексте — это:
При наличии только перечня опорных слов можно понять, о чем повествует текст. А зная ещё и общее действие в тексте, можно воссоздать его полностью.
Например, сказка «Волк и семеро козлят» будет иметь следующие опорные слова:
Или, наоборот, имея опорные слова:
Можно сделать вывод, что они относятся к произведению Н. Носова «Он живой и светится».
Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:
Таким образом, при прослушивании текста необходимо его разделить на небольшие части, в каждой из которой следует выделить опорные слова.
Пример написания изложения с помощью опорных слов по произведению Н. Носова «Огурцы»:
При написании сочинения на основе предоставленных опорных слов нужно:
Пример написания сочинения по картине художника К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень.» с помощью опорных слов: окраина деревни, порог весны, снежная поляна, зимний сон, деревенский дом, поленница дров, зелёные ели, зимние забавы, кататься на лыжах, пропитана светом, февральский полдень, весна совсем близко.
«На картине «Конец зимы. Полдень.» художник К. Ф. Юон запечатлел окраину деревни на пороге весны. Вся снежная поляна и овраг залиты солнечным светом. Холмы, поросшие густым лесом, постепенно пробуждаются от зимнего сна.
Справа на картине изображён обычный деревенский дом с забором. Возле входа хозяева заготовили поленницу дров для топки печи.
Слева на картине изображены зелёные ели и уже видны кое-где проталины. Но дети ещё не отказываются от зимних забав. Мы видим ребят, которые радостно катаются на лыжах.
Картина полностью пропитана светом. Так бывает только в февральский полдень, когда весна уже совсем близко.»
Опираясь на предоставленные ключевые слова, была определена основная мысль и главные микротемы текста. А также выстроена логическая цепочка описания, а в конце предоставлен вывод с использованием опорного слова.
Урок риторики во 2-м классе по теме: «Опорные слова в тексте»
Цели: Познакомить детей с опорными словами; учить выделять их из текста; способствовать развитию речи учащихся; памяти, логического мышления, воображения; развитию любви к родному языку; устному народному творчеству.
Учитель: В одной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник стер названия. Остались только самые сильные. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор.
На столах карточки с напечатанными словами
– Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? (Дети отвечают)
Учитель: Как же вам удалось отгадать какие сказки заколдовал Злой Волшебник (слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события)?
Учитель: Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. Мы будем называть опорными словами:
Учитель: Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героя, на его судьбу. Посмотрите на карточку №2. Вспомните сказку “Волк и семеро козлят”:
Посмотрим карточку №3 “Муха-Цокотуха”. Вспомните сказку.
Учитель: А теперь вы сами должны назвать опорные слова, а мы будем отгадывать сказку по этим опорным словам.
На доске: опорные слова перемешаны (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях)
Мачеха, пес, петух, осел, бал, сестры, кот, башмачок, принц, принцесса, Трубадур.
Учитель: Запишите опорные слова в два столбика.
I. пес, петух, осел, кот, принцесса, Трубадур.
II. мачеха, бал, сестры, башмачок, принц.
Учитель: Вспомните содержание каждой сказки и добавьте к каждому столбику по два опорных слова.
Вывод: Что же нам помогло расколдовать все сказки? (Опорные слова)
А сейчас мы попробуем сочинить сказку по опорным словам. Еще раз прочтем картинку №1.
На доске: дед, баба, курочка, яичко, мышка.
“Вот что получилось после того, как яичко упало и разбилось”
Горько плачет Курочка ряба.
Пожалела Курочку Баба.
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине яйца утиные,
Высиживай, ряба, утяток.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток желтых утяток
Запищали один за одним:
“Есть хотим! Пить хотим! Жить хотим!”
Ковыляют ребята за курицей,
По зеленой спускаются улице
Увидали широкий пруд
Побежали к воде – и плывут,
Воду пьют, обгоняя друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
“Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода?”
Уж такая курица птица
Что воды, как огня боится.
Учитель: Понравилась вам эта сказка? Похожа она на старую? Вот всего два новых опорных слова а сказка стала совсем другой.
Учитель: Играем все с той же сказкой “Курочка ряба”. К уже известным опорным словам добавим слова “кот, лиса”.
Сказка наша будет волшебная.
Домашнее задание: Прочитайте опорные слова “девочка. мама, волк, бабушка”. Добавьте два новых слова мальчик с пальчик и цветик семицветик. Попробуйте сочинить интересную сказку.
Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры?
Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры?
Под опорными словами в грамматике «новаторов» подразумевается подбор таких опорных (ключевых) слов, которые помогают без зазубривания правил писать правильно. Мы и раньше советовали такие слова, я называла их «проверочными», т.е. можно для проверки написания безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов подобрать слова соответствующей грамматической формы, где эта часть слова стоит под ударением. Например, для проверки окончаний существительных это слова, в которых окончание всегда стоит под ударением.
Вероятно, детей на уроках обучают подбирать опорные слова и к наречиям, и вообще ко всем словоформам.
Только вот в голове у родителей сумятица, если для них учитель не проводил «ликбез».
Примеры можно увидеть на иллюстрации ниже, где наглядно показано, для каких объектов можно взять какие ключевые слова.
Рассмотрим текст для 4 класса. Изложение на тему : «Ежик».
Выделим опорные слова.
Пошел, ночь, лес, гулять. Красная, клюквина, наколол, иголочка. Желтый, листочек.
Утро, нашел, солнышко. Смеялся.
По опорным словам можно составить текст, найти опорные слова довольно просто, они бывают первого, второго и третьего склонения. Опорных слов в тексте много, посмотрите примеры опорных слов в сказках.
если слова имеют склонение, значит опорными словами могут быть существительные. Выделить те слова, которые обозначают главные объекты и персонажей в произведении. Можно в тексте карандашом вычеркнуть все прилагательные. Однако, стоит не забывать, что в волшебных историях и фанатастических рассказах прилагательные могут рассказать больше, чем существительные.
определить, что слова найдены правильно поможет такое задание. Читаете опорные слова, а ребенок должен угадать, что за произведение. Угадает, значит слова нашли правильно.
Имея перед собой опорные слова и помня хотя бы общее действие текста, его можно приблизительно восстановить.
Например для Дровосека из сказок Волкова можно подобрать опорные слова Железный, Ищет сердце, Друг, Элли, Масленка, Изумрудный город.
По этим словам можно составить свой рассказ, в котором Железный дровосек встречает девочку Элли, становится ее другом и идет с ней в Изумрудный город, чтобы найти сердце.
Так нас учили, по крайней мере, в школе. Вот еще примеры на картинке:
А теперь посмотрите, как учат детишек в школе проверять окончание существительного:![] 2
Помимо этого, опорные слова указывают на последовательность рассуждений и следований предложений в тексте.
Таким образом, текст можно поделить на несколько микротем. По опорным словам ученику будет легче писать изложение.
Что такое опорные слова? Это главные в построении текста слова, отражающие смысл текста.
По опорным словам еще в детском саду детей учат отгадывать сказки или рассказывать их, опираясь на опорные слова.
Ученикам проще писать изложения по опорным словам.
Опорные слова на тему весна:
При написании изложения хорошо использовать такие слова, чтобы затем восстановить исходный текст по ним.
Разумеется, они должны располагаться в том порядке, что и сами предложения.
Попробуем объяснить поведение отца Вареньки после бала.
Вспомним, что на балу это был статный, красивый старик, величественный и даже благородный. Этакий славный воин, которым можно только гордится. Он нежен с дочерью, он улыбается и неплохо танцует. Обычный светский человек, хотя и военный.
После бала герой видит полковника совсем иным. Его внешность не изменилась, все тот же строгий костюм, красивое лицо, усы и бакенбарды. Но как сильно отличалось его поведение. Теперь никаким величием от полковника не пахло. Это был очень жестокий и равнодушный человек, совершенно нечувствительный к чужой боли. Безжалостный.
Эта перемена говорит нам о том, что настоящий полковник не любит людей, солдат, считает их сбродом. Полковник слишком высокомерен, он ставит себя выше остальных людей, которых и за людей даже не считает. Для него они пушечное мясо, с которым можно делать все, что захочется. При этом полковник уверен в своем праве быть жестоким. И хотя ему неприятно присутствие героя, он не смущается.
Имена сказочных героев являются именами собственными, поэтому полагается писать их с заглавной буквы. Например: Карлсон, Буратино, Незнайка, Петрушка, Дюймовочка, Пятачок.
При наличии у сказочного персонажа отчества или фамилии, то и отчество, и фамилия пишутся с большой буквы. Например: Михайло Потапыч, Лиса Патрикеевна, Алеша Попович.
В том случае, если имя героя сказки состоит из двух слов, то оба слова пишутся с заглавных букв. Например: Змей Горыныч, Маленький Мук, Красная Шапочка, Серый Волк.
А очень известная легенда. Сидел Иисус в церкви и наблюдал, как в сокровищницу кладут прихожане деньги. Богатые клали много, а одна вдова положила медную монетку. Тогда Иисус сказал своим ученикам, что эта вдова положила больше всех, потому, что все давали от своего избытка и изобилия, а она от дала последнее, что у нее было.
Сейчас такая монетка оправлена серебром и продается. Такая подвеска стоит дорого. А остальное написано выше у Андрея.
В русской грамматике следует научиться различать существительные мужского и женского рода с шипящим согласным в конце. От морфологической категории рода, оказывается, зависит правописание слов. Если слово является существительным женского рода, то после шипящего пишется мягкий знак, например: плешь, ветошь, вещь, речь, картечь.
Овощ (какой?) зеленый, круглый, вкусный.
Плащ длинный, кожаный, красный.
Плющ ползучий, зеленый, пышный.
Это слова не русского происхождения. Они не подчиняются русской грамматике.
В соответствии с русской грамматикой после шипящих (ж, ш, ч, щ) всегда пишутся а, и, у (но не я, ы, ю): жила, шик, чаша, чаща, шут.
Следует заметить, что в иностранных именах собственных также после шипящих может писаться «ю». Например: Сен-Жюст, Жюль Верн.