Что значит опорная школа
Опорные школы РАН: коротко о главном
Для чего нужны опорные школы Российской Академии Наук? Кого, как и чему в них будут обучать? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье.
Не так давно Минпросвещения анонсировало новый проект, направленный на создание опорных школы при Российской академии наук. По словам президента РАН и министра просвещения, данный проект позволит существенно повысить уровень среднего школьного образования. По крайней мере в той части учеников, которые нацелены на дальнейшее продвижение в науку.
Отметим, что идея создания специализированных школ не нова. Еще 2-3 столетия назад целью создания таких школ была, в основном, организация приютов для сирот, в которых детям давали базовые знания, помогающие в дальнейшей социальной адаптации и приобретении рабочей специальности. Тогда же массово открывались частные пансионы для детей знати, где обучали «разным наукам и светским манерам», воспитывая аристократическую надстройку общества. Спецшколы функционировали и в период становления СССР, в начале 20-х годов прошлого века.
Итак, опыт создания и работы специализированных школ в нашей стране существует. Он оказался довольно успешным, так как, по сути, позволяет реализовать главную задачу: собрать в одном классе учеников с равными способностями и обучать по некой специализированной программе, подготавливая к следующему шагу в жизнь.
Спецшколы в СССР: ретроспектива
При реализации совместного амбициозного проекта Минпросвещения, РАН и компании «Просвещение», в котором предполагается воспитывать интерес школьников к математическим и естественным наукам, очень пригодился опыт работы советских школ.
В СССР научная элита воспитывалась на базе специализированных школ с углубленным изучением предметов, ориентированных на развитие ведущих отраслей экономики. К сожалению, после распада СССР, устоявшаяся система советского образования дала трещину. Началось массовое тиражирование школ-гимназий, которое происходило под влиянием модных тенденций и ложного престижа, основанного на стремлениях родителей «устроить» будущее ребенка, и нередко – просто похвастаться в кругу знакомых «успехами» своего чада.
Спрос, как известно, рождает предложение, особенно, когда общеобразовательная школа советского периода, в которой дети получали бесплатное образование, в условиях перехода к капитализации и коммерциализации была поставлена в условия выживания. Это привело к ожидаемому снижению качества образования, падению престижа специализированных школ-гимназий, несмотря на то, что идея дифференцированного подхода к обучению в принципе дает высокие результаты.
Однако «старая гвардия» сильно сгущает краски. Опорная или спецшкола не лишает ребенка возможности изучать остальные предметы, воспитывая всесторонне образованную личность, а лишь делает упор на некоторые предметы. При желании, в более старшем возрасте, ребенок может изменить выбор взрослых и принять самостоятельное решение, выбирая профессию.
РАН готовит смену: перспективные планы
Наряду с работой над научными открытиями РАН всерьез озабочена вопросом подготовки молодой смены – креативных, дерзких, амбициозных и талантливых преемников.
После социально-экономических потрясений эпохи перестройки, ряда неудачных экспериментов в сфере просвещения, Минобразования уверенно приступило к работе над национальным проектом «Наука», цель которого – создание опорных школ и научно-образовательных центров, и как результат – качественная подготовка будущих ученых. На базе Российской Академии Наук, в рамках пилотного проекта уже в 2019 году планируется открытие 110 школ и 15 НОЦ (научно-образовательных центров), во всех регионах страны. Другими словами, опорные школы будут готовить выпускников для научных центров не в отдаленной перспективе, а сейчас.
Особенно радует, что целью проекта является не создание элитных школ в столице и нескольких наиболее развитых городах России – опорные школы создаются на базе высших учебных заведений и НИИ, работающих в 32 регионах страны. То есть, такой подход обеспечивает равные возможности для всех одаренных детей, что делает обучение в опорных школах РАН более доступным.
Согласно майским указам президента РФ, РАН совместно с Министерством просвещения, до 2024 года планируется поднять рейтинг российской науки на 11 место в мире по ведущим научно-техническим направлениям и на 5 место – по количеству научных статей, опубликованных в международных изданиях. Планируется также значительное омоложение кадров в науке: ученые в возрасте до 39 лет должны составлять 50% научного состава.
Основные пути реализации проекта
Если коротко, для достижения поставленных целей нужны специальные программы, высококвалифицированные кадры и, конечно же, средства.
Первый вопрос, касающийся создания специальных программ, оказался самым простым. Программы уже разработаны и дефицита в них нет. Относительно легко решился вопрос и с кадрами: предполагается, что опорные школы будут работать на базе институтов и университетов, где такие кадры есть.
Даже решен вопрос о принципах разделения детей по способностям, в соответствии с требованиями психологии и педагогики. Отбор детей для обучения по специализированным программам планируется проводить не с первого класса, как было раньше, а с шестого. То есть, поскольку в 11-12 лет интересы ребенка к изучению тех или иных учебных дисциплин уже, в основном, сформированы, отбор в этом возрасте не нарушает принципов педагогической этики, которая так беспокоила учителей прошлых лет.
Оставался открытым самый сложный вопрос для реализации любых идей: откуда взять средства? Плачевное финансовое положение отечественной системы образования не критикуют только ленивые и безразличные. Школа, как и образование в целом – бюджетная сфера, которая, по старой советской традиции до сих пор финансируется по остаточному принципу. Но, похоже, что у этого правила наступил переломный момент.
Летом 2017 года намерение О. Васильевой, Министра образования РФ, провести реформу «по возвращению школ в государство» для создания единого образовательного пространства натолкнулось на возражения губернаторов, не желающих обременять себя дополнительными хозяйственными вопросами.
Тем не менее, в августе 2018 года школы в 16 регионах Российской Федерации были переданы в региональное подчинение, при поддержке учительского профсоюза. Это буквально означает, что финансирование в них отныне ведется не из муниципального бюджета, а из федерального, так же как и более организованно, на федеральном уровне, решаются вопросы с кадрами. Лучшие школы в этих субъектах федерации дополнительно финансируются из муниципального бюджета, по результатам рейтинга.
Если же говорить более предметно о финансировании проекта опорных школ РАН, то, по словам Ольги Васильевой, одна половина денег на него будет выделена из федерального бюджета, а другая половина – оплачивается за счет бизнеса (а если конкретнее, то компанией «Просвещение»).
Ожидается, что на закупку нового оборудования для опорных школы будет выделено около 1 млрд рублей. Набор учащихся в опорные школы планируется проводить из числа учащихся лучших школ, с учетом близости научных институт и крупных федеральных НИИ.
Такая оптимизация, как считают в министерстве просвещения, будет способствовать укреплению единого образовательного пространства и обеспечению качественного образования для всех детей РФ. Дополнительно проект направлен на сокращение управленческих звеньев и создание единого потока финансирования.
РЖД открывают железнодорожные классы
С 1 сентября 58 школ по всей стране заработали в новом статусе – как опорные школы ОАО «РЖД»
Основная цель опорных школ – заинтересовать ребят перспективами дальнейшего построения карьеры на железнодорожном транспорте и обеспечить высокий уровень подготовки подростков по техническим предметам, необходимым для поступления в университеты путей сообщения. «В современном мире идёт постоянная борьба за специалистов. Крупные компании, например «Росатом», СИБУР, «Яндекс», готовят будущие кадры уже со школьной скамьи. РЖД также активно работают со школьниками: через сеть образовательных учреждений и Детские железные дороги мы ежегодно привлекаем более 30 тыс. талантливых молодых ребят, но можем больше. С помощью опорных школ мы рассчитываем увеличить охват профориентационными мероприятиями практически вдвое», – отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
На первом этапе, который стартовал 1 сентября, статус опорных школ был присвоен 58 учебным заведениям. Помимо собственных образовательных учреждений РЖД его получили 37 муниципальных школ с сильной физико-математической подготовкой. При отборе партнёров учитывалось также их территориальное расположение: как уточнили в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», приоритет отдавался школам из тех регионов, где прогнозируется сокращение трудоспособного населения (например, Дальний Восток), и из населённых пунктов, которые являются важными транспортными узлами сети железных дорог. В результате на полигоне каждой магистрали в новом учебном году будут действовать по две-три опорные школы.
«Это только первый шаг. К 2025 году планируется открыть инженерно-железнодорожные классы в 120 муниципальных школах в разных регионах. Таким образом, мы сформируем сеть из опорных школ, которой охватим всю страну», – подчеркнул заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
В этом году обучение по профильной программе начнут ребята из 8–9-х классов. Как рассказала «Гудку» директор лицея в Усть-Куте Ирина Шерстянникова, здесь уже сформирован один инженерно-железнодорожный класс, в котором будут заниматься почти 20 восьмиклассников. «Когда нам предложили стать опорной школой для РЖД и открыть железнодорожный класс, мы с радостью согласились, потому что это как раз то, в чём мы видим нашу миссию: углублённая подготовка по физике, информатике, математике. В своё время лицеи создавались в России именно для подготовки ребят к поступлению в технические вузы, – комментирует Ирина Шерстянникова. – Как правило, разделение на профили предусмотрено для старшеклассников. У нас, например, это три направления – физико-математическое, информационно-коммуникационное и естественно-научное. Однако мы согласны с подходом РЖД: чем раньше начнёшь обучение – тем более обширный багаж знаний получит ребёнок. Даже если он в итоге не пойдёт на железную дорогу, физика, математика и информатика ему всегда пригодятся».
Для знакомства школьников с отраслью в РЖД разработали образовательную программу «Страна железных дорог». Над её созданием трудилась команда, в которую входили сотрудники отдела обучения и профориентации Департамента управления персоналом, педагоги образовательных учреждений Восточно-Сибирской железной дороги и детского технопарка «Кванториум РЖД» в Иркутске. «Программа «Страна железных дорог» предусматривает целый комплекс мероприятий, более чем 20 видов активностей. У нас есть годовое расписание, которое комбинирует образовательную и профориентационную деятельность. В среднем в месяц внеурочная деятельность не должна превышать 20 часов. Во всех опорных школах занятия по профилю должны начаться к октябрю», – уточнил «Гудку» Александр Збарский.
В учебный план Усть-Кутского лицея, по словам Ирины Шерстянниковой, уже включены железнодорожные занятия. Один из факультативов – «Физика на железнодорожном транспорте». Специально для школьников в РЖД подготовили курс, включающий цикл видеороликов, где все физические процессы объясняются на примере работы железной дороги. На этих занятиях ребята изучат, как движется поезд, что такое колёсная пара.
«Все физические процессы лучше воспринимаются, когда рассматриваются на примерах из жизни. Железная дорога, пожалуй, как ни одна другая область, подходит для того, чтобы показать детям, как всё то, что они изучают на физике в теории, реализуется на практике. Мы не дублируем школьную программу, а идём дальше – с помощью интересных и познавательных лабораторных работ, на которые у педагогов на уроках нередко не хватает времени, погружаем ребят в мир физики и мир железных дорог», – отметила начальник отдела обучения и профориентации детей Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Анна Салихова.
По соглашению между школами и РЖД учебное заведение выделяет для занятий по железнодорожному профилю один или несколько кабинетов, а компания со своей стороны оборудует там брендированную зону и закупает всё необходимое для практических занятий оборудование.
«Предполагается брендирование класса с использованием корпоративной символики и выделение функциональных зон для занятий. Если оборудование в данный момент не нужно, его можно будет быстро и просто убрать. Столы и стулья установят модульные – это позволит делать как стандартную рассадку, так и без проблем сдвигать мебель, чтобы проводить командообразующие мероприятия. Таким образом, класс можно будет трансформировать в зависимости от цели занятия», – говорит Анна Салихова.
Как отметила Анна Салихова, современное инженерное образование предполагает подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, поэтому программы опорных школ нацелены на развитие инновационной, творческой деятельности учащихся, обучение их методам учебно-исследовательской, проектной работы.
Каждая опорная школа также включает в свои образовательные программы предметы, направленные на профориентацию ребят: «Добро пожаловать на железнодорожный транспорт», «Твоя будущая профессия», «Выбор профессии», «Общий курс железных дорог». Это предусмотрено положением, регулирующим их работу, которое в РЖД утвердили ещё в феврале.
Считается, что один из наиболее эффективных способов обучения поколения Z – игра. В профориентационном блоке образовательной программы РЖД активно используется принцип edutainment (education + entertainment): обучение как игра, обучение как открытие, обучение как исследование. В частности, для изучения железнодорожных специальностей разработан комплекс игр и квестов. Поскольку преподавать вводный курс в профессию, как и остальные профильные занятия, будут педагоги муниципальных школ, все учебные материалы включают пошаговые инструкции и всё необходимое для их реализации.
«Мы подготовили материалы таким образом, чтобы минимизировать риск ошибки при их подаче. Модуль «Страна железных дорог» содержит подробное описание занятий, поэтому любой педагог, даже тот, кто не имеет отношения к железной дороге, способен данный материал объяснять. При этом РЖД, безусловно, будут оказывать педагогам муниципальных школ поддержку. Планируется, в частности, провести ряд обучающих вебинаров. В перспективе возможно обучение педагогов по дополнительным программам повышения квалификации, проведение конкурсов профессионального мастерства, грантовая поддержка», – рассказала Анна Салихова.
Чтобы школьники могли вживую увидеть то, о чём им рассказывают на профильном курсе, в программе предусмотрено время на экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта. По словам Ирины Шерстянниковой, Усть-Куту есть чем гордиться в этом плане – 46 лет назад именно отсюда началось строительство Байкало-Амурской магистрали, а сейчас здесь расположен крупный железнодорожный узел.
«Нам есть куда повести детей и что им показать. Кроме того, недалеко от нас находится другой «железнодорожный» город – Северобайкальск. Есть идея совместно с родителями организовать поездку в Иркутск, чтобы побывать в аудиториях Университета путей сообщения, посетить Малую железную дорогу и «Кванториум», – заметила Ирина Шерстянникова.
С учётом нестабильной эпидемиологической обстановки в мире потоки детей в текущем учебном году по требованию Роспотребнадзора должны быть максимально разведены, поэтому часть занятий по железнодорожным предметам может перейти в онлайн. По словам Анны Салиховой, в образовательном блоке компании готовы изучить опыт проведения онлайн-смен в детских оздоровительных лагерях «Страна железных дорог», чтобы в перспективе проводить общесетевые онлайн-мероприятия для детей на данной платформе.
«Сейчас мы только начинаем, и у нас есть возможность посмотреть, что ребятам интересно и в каком формате. Далее будем анализировать и при необходимости корректировать образовательные модули», – заявила она.
Опорные школы, по задумке РЖД, должны стать точками притяжения талантливых ребят в регионах. С их помощью в компании рассчитывают сформировать у подрастающего поколения образ РЖД как современного и инновационного холдинга. «Система профориентации ОАО «РЖД» должна обеспечить уход от стереотипного взгляда на отдельные железнодорожные профессии, ориентировать детей и молодёжь на позитивные ценности отрасли, такие как масштабность решаемых задач, технологическое развитие железнодорожного транспорта, цифровизация профессиональной деятельности, стабильность работы, возможности профессионального и карьерного роста. Эти цели прописаны в нашей Концепции развития профориентационной деятельности, и к этому мы сейчас стремимся», – подчеркнул Сергей Саратов.
Академики ищут таланты
…Сегодня они пишут код для роботов. Завтра ломают голову над конструкцией космической станции, настраивают микропроцессор для беспилотного такси. А еще геномная инженерия, 3D-моделирование, искусственный интеллект… В новые технологии ученики общеобразовательного учреждения «Лицей» подмосковной Балашихи погружаются с головой.
В школе есть и четыре собственные лаборатории: робототехническая, биоинженерная, физическая, а также «больших данных» для программистов. По планам в новом учебном году в «Лицей» придут инженеры, научные сотрудники городских производственных предприятий Балашихи с лекциями и практическими курсами. Сами классы ждет переоснащение по последнему слову техники.
В Удмуртии в число топовых школ вошли три лицея из Ижевска. Руководителей учебных заведений такая новость, конечно, порадовала. По словам директора Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Михаила Альеса, создание базовых школ академии поможет не только выявить талантливую молодежь, но и удержать ее в регионе. Для этого нужно привлекать школьников к научной работе именно в контексте региональной специфики, «включать» их в определенный круг задач. К примеру, в 14-м лицее дети углубленно изучают биологию и химию.
Как подчеркнула министр просвещения Ольга Васильева, речь не идет о том, что какие-то школы будут расформировываться и набираться новые способные ученики. Наоборот, некоторые классы будут усилены за счет того, что дети в них будут заинтересованы предметом и начнут изучать его на углубленном уровне. Современные лаборатории и другое оборудование поставят в классы за счет частно-государственного партнерства на сумму более миллиарда рублей.
Алексей Хохлов, вице-президент РАН:
Хотел бы обратить внимание: мы делаем ставку именно на развитие науки в регионах. Москва и Санкт-Петербург в проект не вошли.
Опорные школы РАН: нужны ли они и кто даст на них деньги?
Лента новостей
Все новости »
В эти учебные заведения хотят привлечь одаренных детей. Идея вроде хорошая, но пилотный проект Академии наук и Минпросвещения вызывает сомнения у экспертов
В России появятся опорные школы Академии наук: Минпросвещения и РАН запускают пилотный проект по созданию учебных заведений, где будут развивать интерес к науке у одаренных школьников. Идею обсудили на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Причем часть денег на такие школы, согласно планам, выделит бизнес. Кто может быть заинтересован в финансировании и нужны ли вообще такие школы?
В проекте будут участвовать 110 школ в 32 регионах. Учебные заведения РАН уже выбрала, исходя из близости научных институтов и крупных исследовательских университетов. Цель — вывести страну в десятку лидеров по качеству общего образования. Наверняка это станет подспорьем для талантливых ребят из провинции.
У нас богатый опыт спецшкол. Советский Союз славился и математическими, и естественно-научными школами. Практически всю научную и культурную элиту вырастили в таких учебных заведениях. Но в последние годы в России, наоборот, наблюдалась своеобразная уравниловка. С 2017 года в Москве до статуса обычных школ постепенно «разжаловали» лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением какого-либо предмета. Многие родители возмущались. Теперь, похоже, хотят вернуться к истокам, но вряд ли это что-то кардинально изменит в образовании и науке, говорит директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог Рустам Курбатов:
Рустам Курбатов директор частного лицея «Ковчег-XXI», педагог «Хорошо бы, чтобы в Академии наук или еще где подумали, как принципиально изменить массовую школу. Образование, что бы мы ни говорили, не может быть общим для всех. Есть дети более одаренные, есть менее одаренные, и понятно, что для более продвинутых и мотивированных детей нужны особые условия. Другое дело, что мы не знаем, кто такие одаренные дети. И те троечники, которые у нас спят за партой, они, может быть, самые одаренные и есть. Вся школа нуждается в серьезном передумывании. Тогда, я думаю, там можно найти много одаренных и талантливых детей, которые дальше украсят нашу науку».
Половину денег на опорные школы РАН выделят из федерального бюджета, еще 50% оплатит бизнес, сказала министр просвещения Ольга Васильева. Готово вложиться издательство «Просвещение». Компания хочет инвестировать в лабораторные комплексы. Зачем это нужно «Просвещению», понятно: это монополист по изданию учебников. Но кого еще из бизнесменов может заинтересовать такой проект? Одно дело вузы — оттуда потом можно брать свежие кадры. А школы? На эту тему рассуждает учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Сергей Цыбульский:
Сергей Цыбульский учитель истории школы № 1409, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ «Недавно я такой же вопрос задал Касперскому. Он пытается сделать математические классы в школе № 1409. Но Касперский ушел от ответа. Дети, которые будут подготовлены, — где гарантия, что они придут непосредственно в тот сегмент бизнеса, который финансировал это? Очень многие представители бизнеса имеют свои школы, тот же Сбербанк. Они открывают школы новых технологий, новых поколений, ориентированы на современные требования. Но это скорее дань моде, экспериментальная площадка, в том числе и вложение денег в будущее России. Нет никаких реальных предложений со стороны образования, которые бы гарантировали реальное получение каких-то дивидендов после того, как дети будут подготовлены».
Одну из самых известных московских школ — «Летово» — основал год назад предприниматель и меценат, владелец группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович. Отвечая на вопрос, с чем связан его интерес к сфере образования, Мошкович ссылался на собственный школьный опыт, который многое определил в его жизни.
На сайте «Летово» написано, что это некоммерческая организация, то есть школа не получает прибыль за счет оплаты обучения. Но ежемесячно родители платят от 110 до 140 тысяч рублей — на организацию обучения и жизни в кампусе. Льготы есть только у самых одаренных, кто постарался и получил стипендию. То есть даже самые, казалось бы, благополучные школьные проекты под патронажем бизнеса, похоже, все равно требуют денег извне.
Опорная школа РАН – что это такое?
08.07.2019 721 Просмотры
Российская Академия Наук (РАН) – самый крупный государственный центр научных исследований. В его стенах проходят фундаментальные и прикладные исследования по проблемам гуманитарных, технических, общественных и естественных наук. Его основная цель заключается в получении новой информации в различных сферах. Так же принимает участие в разработке и продвижении различных проектов, которые направлены на развитие научной деятельности, на всей территории Российской Федерации.
За последнее время было принято большое количество различных нововведений. В начале 2019 года Министерство Просвещения объявило о новом проекте, которое направлено на создание опорных (базовых) школ при РАН. По мнению президента Российской Академии Наук и министра Просвещения, этот проект даст возможность значительно повысить уровень школьного образования. (особенно это касается учеников, которые имеют большой интерес к наукам).
Спецшколы в СССР были созданы с целью сбора в одном классе учеников с одинаковыми навыками, умениями и уровнем знаний. Это позволяло обучать их по специальной программе и подготавливать их сразу к определенному направлению (специальности).
Что же такое опорные школы и для чего они в России
Опорные школы при Российской Академии Наук (Базовые) – вид школ в Российской Федерации, работа которых будет осуществляться под наблюдением лучших ученых РАН. Несмотря на то, что анонс данного проекта был в феврале 2019 года, уже составлен ориентировочный список школ. Так же в данном проекте будут принимать участие представители группы Просвещения.
Опорные школы будут расположены на территории таких областей:
Такие школы будут находиться в подчинении департамента образования субъектов Федерации. Открытие школ планируется на 1 сентября 2019 года. Учебный процесс в данных учебных учреждениях будет проходить в два этапа: первоначальные учебные занятия, обеденный перерыв, после этого будут проходить дополнительные занятия.
Опорные школы будут иметь различные модели образования. В различных школах будет углубленное изучение определенных профилей и специализаций. Они все будут направлены на повышение среднего уровня знаний в сфере научной деятельности на территории Российской Федерации.