Что значит операционные расходы

Чистый операционный доход

В общем смысле к операционной деятельности относятся все хозяйственные мероприятия компании, связанные с использованием принадлежащих ей активов и направленные на осуществление тех функций, ради которых она создавалась.

В рамках российского законодательства существует понятие обычной деятельности (в терминологии ПБУ 9/99 «Доходы организации»), объем которой должен составлять в общей выручке не менее 70 %, а в едином государственном реестре юридических лиц это направление отмечено как основное.

Что такое операционная деятельность

Помимо осуществления обычных видов работы, организация может:

Такие хозяйственные события в отчете о прибылях и убытках отражаются обособленно от выручки по обычным хозяйственным процессам (строки 2310-2350 Отчета о финансовых результатах).

К издержкам от указанной деятельности относятся все мероприятия, связанные с извлечением доходов по ней.

В состав операционных расходов входят:

Что относится к прочим операционным доходам и расходам

Компания может получать прибыль от владения ценными бумагами и продажи собственного имущества, компенсацию за причиненный ущерб. Такого рода хозяйственные события выделяют в прочие доходы и расходы.

Прочие операционные доходы включают в себя:

Прочие операционные расходы включают в себя:

Наличие таких доходов и расходов подразумевает понятие чистого операционного дохода (ЧОД). В отечественной бухгалтерской отчетности такой показатель отсутствует, его используют в основном при финансовом анализе. В наиболее распространенной трактовке чистый операционный доход — это разница между выручкой и издержками по операционной деятельности.

Чистый операционный доход, формула:

Если делать расчет ЧОД по отчету о финансовом результате, входящему в состав годовой бухгалтерской отчетности, то следует из показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» (строка 2300 отчета) вычесть все внереализационные расходы и доходы, к которым относятся события, непосредственно не связанные с осуществлением основной деятельности организации, а также с продажей или сдачей имущества в аренду.

Источник

Что такое операционные расходы?

Операционные расходы (или затраты) — это повседневные издержки компании на ведение бизнеса, производство товаров и услуг. С 2006 г. Приказом Министерства финансов № 116н термин «операционные расходы» был официально упразднён.

Вместо него стало использоваться более широкое понятие «прочие расходы», в которое ранее входили операционные расходы, в том числе. Однако несмотря на это в профессиональном бухгалтерском лексиконе словосочетание «операционные затраты» используется очень часто, поэтому имеет смысл выяснить, что под этим подразумевается.

Правильное ведение бухгалтерского учета предприятия — в том числе, фиксация всех издержек — позволит существенно экономить на налогах и избежать штрафов. Если у вас небольшая фирма и нет возможности взять бухгалтера в штат, то имеет смысл заказать абонентское обслуживание. Это обойдется вам дешевле, а качество услуг от этого не страдает.

Какие расходы компании можно отнести к операционным

Для лучшего понимания необходимо уточнить, что можно отнести к операционным затратам. Это средства, используемые для:

Некоторые специалисты также считают операционными расходами закупку сырья и заработную плату, другие же уверены, что это — расходы на производство, и к операционным они не относятся. Мы не будем трактовать понятие слишком широко и остановимся на вышеперечисленных пунктах.

Операционные расходы в налоговом учете

Очевидно, что вести речь об операционных расходах предприятия имеет смысл прежде всего в контексте налогового учета. Налоговики называют операционные (прочие) расходы внереализационными.

Для того чтобы рассчитать налог на прибыль, необходимо исключить из доходов предприятия внереализационные расходы. Их список утвержден в ст. 265 Налогового кодекса РФ. К этим расходам можно отнести все вышеперечисленные пункты, кроме вложения в уставный капитал других фирм.

Налоговая служба не запрещает отнести к операционным (внереализационным) издержкам и другие пункты, но их нужно обосновать. Прежде всего необходимо доказать, что эти расходы не связаны с тратами на производство и реализацию.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Операционные расходы: что в них входит и как с их помощью оценить эффективность бизнеса

Расскажем, как анализ операционных расходов поможет увидеть, где бизнес теряет деньги, и можно ли в существующих условиях заработать больше

Что значит операционные расходы

Елена Мюллер

Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»

Учет расходов в бизнесе помогает понять, на каком этапе теряются деньги, есть ли направления, которые съедают прибыль, и можно ли в существующих условиях заработать больше. В статье расскажем, что такое операционные расходы, как их контролировать и как оценить эффективность бизнеса на основе их анализа.

Что такое операционные расходы

Операционные расходы — это основная часть регулярных расходов по ведению бизнеса. В них входит фонд оплаты труда, затраты на логистику, техническое обслуживание, коммунальные платежи, лицензии, коммерческие и административные траты, связь, аренда, реклама, налоги — кроме налога на прибыль и НДС.

Сырье и материалы, из которых производят продукцию, формируют ее себестоимость, поэтому они не относятся к операционным расходам. Также в операционные расходы не включают проценты по кредитам, амортизацию и капитальные затраты.

Операционные расходы считаются за конкретный период — месяц, квартал или год.

ИП занимается выпечкой и продажей хлеба, изготовлением тортов, а еще у него есть кафе. Хлеб он отдает в розничные магазины, а торты продает сам в собственном кафе. Поэтому условно его бизнес можно разделить на два направления — пекарня и кафе.

В операционные расходы предпринимателя входит зарплата сотрудников кафе и пекарни, платежи по аренде за помещение пекарни и площадки под кафе, доставка муки, дрожжей, масла от производителей, доставка хлеба в магазины, ремонт и покупка новых деталей для оборудования, реклама, связь, программное обеспечение.

В операционные расходы не входит себестоимость хлеба и тортов, проценты по кредиту за газель, амортизация оборудования пекарни и кафе, налог на прибыль.

Операционные расходы компании в бухгалтерском учете группируют для расчета налогов, а в управленческом — для оценки эффективности бизнеса. В статье мы рассматриваем только управленческий подход.

Зачем бизнесу нужно знать операционные расходы

Операционные расходы составляют значительную часть затрат компании. Вот основные причины, почему надо знать и контролировать операционные расходы.

Можно пропустить момент, когда компания начинает терять доход. Если компания не управляет операционными расходами, сложно найти слабое звено, которое съедает прибыль, и разобраться, как улучшить эффективность бизнеса.

Сложнее получить кредит в банке или привлечь инвестора. Чтобы принять решение, банки и инвесторы оценивают компанию по показателю «операционная прибыль» — EBITDA. По ней они сравнивают финансовые результаты компании с компаниями из сходных отраслей. Чтобы рассчитать этот показатель, компания должна знать операционные расходы.

Как выделить операционные расходы среди всех затрат компании или ИП

Часто предприниматели считают все доходы и затраты в «общем котле»: складывают все затраты в одну кучу и смотрят, что остается в конце. Этот расчет может показать, что все хорошо, прибыль есть. Проблема в том, что при таком расчете непонятно, на чем компания больше всего зарабатывает, а где теряет доход.

Предприниматель складывал все расходы по пекарне и кафе вместе и вычитал их из выручки. Он понял, что в бизнесе есть проблемы, когда прибыли стало заметно меньше, чем обычно. Но в общем подсчете не смог определить, где именно сложности.

Все расходы пекарни и кафе

Выручка2 220 000 ₽
Амортизация оборудования10 000 ₽
Проценты по кредиту9000 ₽
Налог на прибыль, транспортный налог80 500 ₽
Себестоимость по пекарне и кафе: мука, дрожжи, масло, сахар, сливки и так далее896 000 ₽
Зарплата пекаря, кондитера, продавца, грузчика, рабочих, уборщицы, бухгалтера, управляющего, менеджера405 000 ₽
Аренда пекарни и кафе160 000 ₽
Транспортные расходы по доставке хлеба в магазины и доставке сырья30 000 ₽
Покупка новых форм для хлеба и кондитерских изделий5000 ₽
Посуда для кафе, моющие средства, канцтовары24 000 ₽
Ремонт и наладка оборудования5000 ₽
Охрана помещения30 000 ₽
РКО10 000 ₽
Связь10 000 ₽
Лицензия 1С5400 ₽
Оплата копирайтеру за посты в соцсетях, участие в выставке хлеба, реклама в соцсетях60 000 ₽
Юридическая консультация5000 ₽
Всего расходов1 744 900 ₽
Прибыль = Выручка − Расходы2 220 000 − 1 744 900 = 475 100 ₽

Чтобы проанализировать операционные расходы, их надо правильно сгруппировать. Можно использовать такую схему группировки затрат:

Прямые постоянные расходы по направлениям — это регулярные расходы, которые можно связать с конкретным направлением: зарплата персонала, занятого в изготовлении продукта или оказании услуги; транспортные расходы по доставке товаров; расходные материалы для создания продукта, кроме себестоимости.

Прямые постоянные расходы по направлениям считают только для бизнеса, у которого несколько направлений. Если у бизнеса всего одно направление, этой группы у него не будет и нужно сразу считать общепроизводственные расходы.

Если затраты относятся сразу к нескольким направлениям и нельзя выделить, к каким именно, в этой группе их не учитывают.

Зарплата пекаря и транспортные расходы по доставке хлеба относятся только к пекарне и не относятся к деятельности кафе. А зарплата продавца кафе и кондитера — только к кафе.

Если бы пекарь работал и в пекарне, и в кафе за единую зарплату, учитывать ее в этой группе было бы нельзя.

Если бы он работал сдельно по часам и можно было бы точно подсчитать, сколько часов он работает на кафе, а сколько — в пекарне, расходы можно было бы учесть и там, и там.

Что значит операционные расходы

Общепроизводственные расходы — это расходы, связанные с производством товара или оказанием услуги, которые не смогли отнести к одному из направлений.

Список общепроизводственных расходов для товаров и услуг практически не различается. Это могут быть коммунальные платежи — свет, вода, газ, электричество, — аренда, зарплата обслуживающего персонала, грузчиков, уборка, расходы по доставке сырья.

Производственные рабочие заняты одновременно в изготовлении тортов и хлеба, поэтому их зарплату относят в общепроизводственные расходы. В эту группу также попадают, например, аренда пекарни, где пекут и хлеб, и торты, зарплата уборщицы.

Общепроизводственные расходы — общие по пекарне и кафе

Статья расходовСумма
Аренда помещения под пекарню50 000 ₽
Зарплата рабочих пекарни60 000 ₽
Зарплата грузчика30 000 ₽
Ремонт и наладка оборудования5000 ₽
Моющие средства3000 ₽
Зарплата уборщицы15 000 ₽
Расходы по доставке сырья10 000 ₽
Всего173 000 ₽

Косвенные административные расходы — расходы, которые не связаны напрямую с производством товара или оказанием услуги: зарплата административного персонала, канцтовары и расходные материалы, оплата услуг банка, связь, программное обеспечение, затраты на доработки программ, постоянные или разовые консультации с экспертами, налоги — кроме налога на прибыль.

Косвенные административные расходы — общие по пекарне и кафе

Статья расходовСумма
Зарплата бухгалтера30 000 ₽
Зарплата управляющего70 000 ₽
Канцтовары1000 ₽
Охрана помещения30 000 ₽
РКО10 000 ₽
Связь10 000 ₽
Транспортный налог500 ₽
Лицензия 1С5400 ₽
Юридическая консультация5000 ₽
Всего161 900 ₽

Косвенные коммерческие расходы — расходы, связанные с продвижением товаров и услуг: зарплата менеджеров, все виды рекламы, участие в выставках, представительские расходы, зарплата СММ-специалистов и копирайтеров.

Косвенные коммерческие расходы — общие по пекарне и кафе

Статья расходовСумма
Зарплата менеджера30 000 ₽
Реклама в соцсетях20 000 ₽
Участие в выставке хлеба30 000 ₽
Оплата копирайтеру за посты10 000 ₽
Всего90 000 ₽

Как оценить эффективность бизнеса с помощью анализа операционных расходов

Компания может работать эффективнее, если будет понимать, как конкретные операционные расходы влияют на бизнес.

Раньше предприниматель платил 70 000 ₽ за аренду кафе, но потом в этом месте провели оживленную трассу, поэтому собственник поднял аренду до 110 000 ₽. Людей в кафе стало больше, выручка увеличилась, но увеличились и операционные расходы.

По общему доходу от бизнеса непонятно, осталось ли это направление доходным, как и раньше: более сильное направление может покрывать убытки, но эффективность бизнеса при этом все равно снижается.

Чтобы разобраться и оценить, как операционные расходы влияют на бизнес, нужно рассчитать и оценить несколько показателей:

При каждом расчете прибыли нужно также находить рентабельность — отношение прибыли к выручке.

Рентабельность ничего не скажет сама по себе: в финансовом анализе нет понятия большой или маленькой рентабельности. Она нормальная, если предпринимателю ее хватает. Например, при больших оборотах рентабельность чистой прибыли в размере 5—7% может оказаться достаточной для собственника бизнеса.

Но рентабельность позволяет сравнить показатели с предыдущими периодами: увидеть, падает прибыль или растет.

Рассмотрим дальше подробно расчет каждого показателя, кроме маржинальной прибыли. О ней мы уже писали в отдельной статье.

Расчет валовой прибыли по каждому направлению бизнеса

Если у компании есть несколько направлений, расчет позволит ответить на вопросы:

Если у компании только одно направление, можно переходить сразу к расчету следующего показателя — валовой прибыли бизнеса.

Расчет валовой прибыли для пекарни и кафе

ПоказательРасчет для пекарниРасчет для кафе
Выручка1 500 000 ₽720 000 ₽
Себестоимость396 000 ₽500 000 ₽
Прямые постоянные расходы85 000 ₽240 000 ₽
Валовая прибыль направления1 500 000 − 396 000 − 85 000 = 1 019 000 ₽720 000 − 500 000 − 240 000 = −20 000 ₽
Рентабельность1 019 000 / 2 220 000 = 46%−20 000 / 2 220 000 = −0,9%

Получили, что валовая прибыль по кафе составляет −20 000 ₽. Это значит, что кафе работает в убыток, а все остальные расходы бизнеса берет на себя другое направление — пекарня. А без кафе пекарня может заработать больше.

Для управления затратами нужно изучить постоянные расходы по направлениям. Так, в кафе такие затраты:

Из списка видно, что больше всего денег уходит на зарплату и аренду. Чтобы выйти в плюс, возможно, стоит попробовать договориться с владельцем помещения о скидке либо немного поднять цены.

Расчет валовой прибыли бизнеса

Валовая прибыль бизнеса показывает, какую прибыль приносила бы деятельность, не будь административных и коммерческих расходов. Может быть, производить эти товары или оказывать услуги так дорого, что нет смысла анализировать другие расходы, ведь компания работает в убыток.

Расчет валовой прибыли бизнеса

ПоказательРасчет
Валовая прибыль по направлениям1 019 000 − 20 000 = 999 000 ₽
Общепроизводственные расходы173 000 ₽
Валовая прибыль бизнеса999 000 − 173 000 = 826 000 ₽
Рентабельность бизнеса826 000 / 2 220 000 = 37%

На этом этапе видно, что валовая прибыль бизнеса покрывает все производственные расходы.

Чтобы повысить прибыль, можно сократить часть производственных затрат. Так, в пекарне работают двое рабочих. Зарплата каждого 30 000 ₽, всего 60 000 ₽ в месяц. Возможно, стоит оставить одного и поднять ему зарплату до 40 000 ₽. Так получится сэкономить 20 000 ₽ в месяц.

Часто бывает, что производство нерентабельно в конкретной местности стоимости аренды или высокой зарплаты персонала. Такие расходы лучше всего просчитать еще на этапе бизнес-планирования. Если производство уже налажено, но валовая прибыль бизнеса минимальна или вообще отсутствует, стоит обдумать, рационально ли его сохранять.

Расчет операционной прибыли (EBITDA)

Операционная прибыль — это доход бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации. Этот показатель в финансовом анализе еще называют EBITDA.

По EBITDA можно сравнить между собой бизнес из одной отрасли, но в разных регионах или странах. Его часто используют банки или инвесторы при оценке потенциала компании.

Расчет операционной прибыли EBITDA

ПоказательРасчет
Валовая прибыль производства826 000 ₽
Косвенные административные расходы161 900 ₽
Косвенные коммерческие расходы90 000 ₽
Операционная прибыль EBITDA826 000 − 161 900 − 90 000 = 574 100 ₽
Рентабельность операционной прибыли574 100 / 2 220 000 = 26%

Получили рентабельность бизнеса 26%. По этому показателю банк или инвестор сможет сравнить компанию с аналогичными в этом регионе и принять решение о кредите или финансовом вложении.

На этом этапе можно понять, как снизить нагрузку на бизнес за счет уменьшения административных и коммерческих расходов. Так, у бизнеса такие затраты:

Возможно, будет более выгодно перевести бухгалтерию на аутсорс — это означает уволить постоянного бухгалтера и заключить договор с компанией или специалистом, оказывающим бухгалтерские услуги. Не исключено, что это обойдется дешевле, чем штатный бухгалтер: бухгалтеру на аутсорсе не нужно платить отпускные и начислять на его зарплату страховые взносы.

Расчет чистой прибыли компании или ИП

Чистая прибыль — это доход бизнеса после вычета всех расходов.

Расчет чистой прибыли

ПоказательВ общем по бизнесу: пекарня + кафе
Операционная прибыль EBITDA574 100 ₽
Налог на прибыль80 000 ₽
Амортизация10 000 ₽
Проценты по кредитам9000 ₽
Чистая прибыль574 100 − 80 000 − 10 000 − 9000 ₽ = 475 100 ₽
Рентабельность чистой прибыли475 100 / 2 220 000 = 21%

Получили, что прибыль предпринимателя по обоим направлениям вместе составляет 475 100 ₽. Это деньги, которые он заработал на этом бизнесе. Он может их вывести в качестве дивидендов или, например, купить новое оборудование для пекарни.

Предприниматель мог бы получить чистую прибыль, если бы просто вычел из выручки все расходы. Но без всех предыдущих расчетов он бы не разобрался, чего снижается доход. Теперь собственник бизнеса может закрыть кафе или сохранить его, пересмотрев затраты.

Чтобы сохранить кафе, можно договориться о снижении аренды или немного поднять цены на торты, найти поставщиков с более выгодными ценами, снизить расходы на рекламу. Правда, это не гарантирует, что поток клиентов и выручка останутся на прежнем уровне.

Если убыточное направление покрывается другими видами деятельности, можно продолжать работать, но важно понимать, что происходит, и знать, как можно решить проблему.

Источник

Что входит в операционные расходы

Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.

Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?

Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.

Что представляют собой операционные расходы

Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:

Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.

Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?

Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.

НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.

Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.

Состав операционных расходов

Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.

Операционные расходы, относимые к прочим

К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:

Бухгалтерия в отношении операционных расходов

Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.

По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.

К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.

Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов

Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.

ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.

Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:

Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ

Анализ эффективности операционных расходов

Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.

Что можно узнать из показателей операционных расходов?

Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.

Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.

Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.

Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов

Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.

Внешние факторы влияния на операционные затраты:

Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):

ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *