Что значит операционная прибыль
Расчет и формирование операционной прибыли (формула)
Операционная прибыль — важнейший показатель для оценки эффективности основного бизнеса компании, которому потенциальные инвесторы на практике уделяют повышенное внимание. Соответственно, руководству организации, чтобы привлечь инвестиции, следует обеспечить высокое значение этого показателя. Поэтому уметь корректно рассчитывать прибыль важно не только инвестору, но и руководству компании.
Формула операционной прибыли
Операционная прибыль — это прибыль, которую компания получает от основной деятельности. Поэтому основу для ее формирования составляет совокупный доход (выручка) от продажи товаров (работ, услуг).
О том, как определяется валовый доход, см. в материале «Как правильно рассчитать валовый доход?».
Для исчисления операционной прибыли выручку от основной деятельности компании следует уменьшить на величину расходов, сопряженных с получением такой выручки. Вычитаемые расходы в свою очередь подразделяются на:
При этом в составе доходов (расходов) при расчете операционной прибыли не учитываются проценты к получению (уплате), а также доходы (расходы), связанные с инвестиционной активностью компании (т. е. инвестиционные и финансовые потоки).
Таким образом, операционная прибыль исчисляется по формуле:
ОП — операционная прибыль;
Вр — выручка от реализации товаров (работ, услуг);
Зпер — переменные затраты (себестоимость реализованной продукции);
НР — накладные расходы.
Величину ВР-Зпер также называют маржинальной прибылью, поэтому в укрупненном виде операционная прибыль рассчитывается как разница между маржинальной прибылью и накладными расходами.
Справедливо также утверждение о том, что операционная прибыль — это прибыль от продаж в терминах РСБУ (форма 2 Отчета о финансовых результатах, утвержденного приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н в редакции от 06.04.2015).
Формирование операционной прибыли
Если потенциальному инвестору важна достоверность рассчитанного показателя операционной прибыли, то для руководства компании первостепенно понимание основных факторов, влияющих на ее формирование.
Кроме того, эффективным инструментом анализа деятельности предприятия выступает анализ рентабельности. Подробнее об этом читайте в материале «Как провести анализ рентабельности?».
Необходимость стимулировать рост операционной прибыли рано или поздно возникает в каждой развивающейся компании, стремящейся привлечь крупные инвестиционные ресурсы.
В таких условиях руководство организации может использовать 3 основных рычага влияния на показатель:
Важно помнить, что в формировании операционной прибыли не участвуют финансовые и инвестиционные потоки. Поэтому выдавать займы под проценты либо использовать доходы от участия в других организациях в целях повышения значения показателя смысла не имеет.
Чистая операционная прибыль
По своему характеру операционная прибыль представляет собой прибыль до налогообложения (до налога на прибыль).
Более наглядным показателем для инвестора выступает чистая операционная прибыль, цель расчета которой — показать, какая часть выручки от основной деятельности организации останется в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Формула расчета следующая:
ЧОП — чистая операционная прибыль;
ННП — налог на прибыль.
Показатель чистой операционной прибыли приобретает ключевое значение для инвестора, к примеру, при выборе из нескольких альтернативных инвестиционных проектов, относящихся к регионам (странам) с различающейся налоговой нагрузкой.
О том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку в РФ, см. в материале «Расчет налоговой нагрузки в 2015 году (формула)».
Итоги
Методика расчета операционной прибыли компании не является сложной и при наличии достоверных данных о хозяйственной деятельности организации не должна вызывать каких-либо затруднений у заинтересованных лиц. Вместе с тем понимание такой методики в равной степени важно как для потенциального инвестора, так и для руководства компании. От правильности исчисления показателя во многом зависит успешность привлечения необходимых инвестиций (со стороны бизнеса), а также целесообразность и прибыльность вложений (со стороны инвестора).
Операционная прибыль: что это такое и как ее рассчитать
Автор: Полина Таланова Руководитель проектов
Операционная прибыль: что это такое и как ее рассчитать
Автор: Полина Таланова
Руководитель проектов
Чистая операционная прибыль – не только один из ключевых показателей управленческого учета. От прямых и операционных расходов, учитываемых при определении прибыли от операционной деятельности, зависит корректность исчисления налога на прибыль. Как правильно рассчитать коэффициент, конкретную формулировку которого не дает ни один нормативный акт, читайте в публикации.
Что такое операционная прибыль предприятия и из чего она складывается?
Операционная прибыль складывается из разницы между выручкой от продаж и расходами, связанными с основной деятельностью предприятия – прямыми и операционными. По-другому прибыль от основной деятельности можно посчитать, отняв от величины маржинальной прибыли сумму операционных расходов.
Другими словами, операционная прибыль показывает, сколько рублей прибыли приходится на один рубль маржинального дохода.
Доля прибыли в величине маржинального дохода для финансово устойчивой компании составляет 30-40%. Отталкиваясь от этого показателя, можно сформировать плановый бюджет доходов и расходов на определенный период и даже отразить необходимое соотношение маржинального дохода и прибыли во внутреннем регламенте организации. Кроме того, данный коэффициент используют для прогнозирования необходимого для конкретной организации объема продаж, прибыли и доли себестоимости в цене на продукцию – учитывая заданные ограничения и специфику этой компании.
Понятие операционной прибыли и EBIT (Earnings Before Interest and Taxes), прибыли до уплаты налогов и процентов, не всегда совпадают по своему принципиальному для организации значению.
Показатель EBIT, в отличие от операционной прибыли, включает в себя доходы и расходы и от неосновных видов деятельности. Но если таковые у предприятия отсутствуют, то смысл этих коэффициентов для оценки эффективности работы организации совпадает. Следовательно, операционная прибыль более точно отражает рентабельность основных производственных процессов компании.
Значение маржинального метода учета для операционной прибыли
Маржинальный метод управленческого учета – включение затрат в себестоимость продукции по определенному признаку, например, по зависимости расходов от объема производства – позволяет найти взаимосвязь между изменением объемов различных затрат и операционной прибылью. Точка безубыточности для определенной компании рассчитывается путем управления постоянными затратами и вычислению себестоимости по заданным ограниченным переменным затратам.
Благодаря этому способу оценки «поведения» операционной прибыли становится ясно: данный коэффициент растет при увеличении доли постоянных затрат в общей сумме издержек. И уменьшается, если увеличиваются удельные переменные затраты.
В любом расчете, где задействованы определенные статьи затрат, нужно учитывать нормы статьи 252 Налогового кодекса РФ. В ней сгруппированы все издержки организации, влияющие на исчисление налога на прибыль. Классификация расходов зависит от выбранного в учетной политике метода признания таких расходов. Другими словами, от того, какой именно метод учета – кассовый или начисления – применяет компания. Если налоговики посчитают, что расходы систематизированы неправильно, и налогооблагаемая база искажена, доначислений и штрафов не избежать.
В рамках оказания бухгалтерских услуг для бизнеса специалисты 1C-WiseAdvice не только ведут налоговый учет с учетом официальных и негласных требований ФНС, но и предоставляют руководителю и собственнику компании необходимые данные для управленческого учета.
Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Зачем предпринимателю разбираться в видах прибыли? Ответ, кажется, очевиден: для того чтобы оценить финансовый результат бизнеса. Будете правильно считать прибыль — быстро заметите, если что-то пойдёт не так. Разберёмся, чем валовая прибыль отличается от чистой и нераспределённой и как не ошибиться при их подсчёте.
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.