Что значит оперативная память интегрирована
9 ошибок при выборе оперативной памяти для новой сборки
Содержание
Содержание
При выборе оперативной памяти важен не только объем и цвет радиатора, но также частота, тайминги, тип микросхем. Не зная об этих характеристиках, пользователь подберет комплект методом «два ядра, два гига» — и дело в шляпе. Но через пару дней после запуска компьютера он столкнется с низкой производительностью, фризами и подергиваниями в играх. Чтобы не допустить такого в новом компьютере, нужно знать об основных критериях выбора и ошибках, которые часто совершают пользователи.
При сборке системы легче всего определиться с процессором или видеокартой — устройства ярко очерчены ценовой категорией, поэтому каждый знает наверняка, что ему по карману. С оперативной памятью так не получится.
Пользователь обязательно испытает «неполадки» с выбором: после штудирования ассортимента окажется, что за одну и ту же стоимость можно найти совершенно разные по характеристикам и внешнему виду устройства. Стильный радиатор и ARGB-подсветка или «красивые» цифры на коробке и невзрачный внешний вид — как правило, многие делают ошибки, начиная с этого момента. Дальше — еще интереснее.
Погоня за объемом
Когда-то считалось, что компьютер станет быстрее, если ему «добавить памяти». Это легко объяснить: ПК долго оставался предметом роскоши, поэтому владельцы экономили на комплектующих, чтобы позволить себе даже самый скудный набор «компьютерщика». Первой в списке «ненужных» характеристик оказывалась оперативная память, благодаря чему получалось сэкономить на более мощный процессор. Поэтому после установки второй планки памяти компьютер становился как новый — решение было не в дополнительном, а в достаточном объеме.
С тех пор экономия на объеме вышла из моды, но стереотип «больше-лучше» остался. Поэтому многие пользователи все еще стараются обеспечить систему как минимум двукратным запасом DRAM, делая выбор в пользу объемных модулей с посредственными скоростными характеристиками. При этом они выбирают самые недорогие комплекты, чтобы уложиться в запланированную сумму. На самом деле современной игровой сборке достаточно выделить 16 ГБ оперативной памяти. Если компьютер нужен для работы, то хватит 32 ГБ. Можно установить и 64 ГБ — но это экстремальные цифры, которые вряд ли принесут пользу домашнему юзеру, зато потянут за собой расходы, и могут даже отказаться работать с бюджетной материнской платой.
Разобрались — памяти должно быть достаточно для игр или работы. Сам по себе объем не играет роли в максимальной производительности компьютера. Важнее подобрать модули с хорошими скоростными показателями. Например, 16 ГБ с высокой тактовой частотой и низкими таймингами окажутся в разы эффективнее 32 ГБ или 64 ГБ со средними характеристиками.
Одна, две, четыре? Дайте шесть!
С объемом памяти определились — ставим 16 ГБ или 32 ГБ. Для игр точно хватит, и запас останется на случай, если придется подрабатывать монтажером у Спилберга или рисовать мультфильмы для Disney. Осталось выбрать интересующий нас комплект и нажать кнопку «Сделать заказ». Но постойте — вот комплект на 32 ГБ. А вот еще один комплект на 32 ГБ. Первый набран двумя планками, а второй — четырьмя. Какой покупать? Давайте разбираться.
Современные системы построены на материнских платах с разным количеством разъемов DIMM под установку планок оперативной памяти. На рынке встречаются системы с двумя, четырьмя и даже восемью разъемами. Но это не значит, что для лучшего эффекта пользователь должен заполнить все свободные места. Напротив, некоторым системам противопоказано более двух планок, а другие спокойно переварят четыре. И дело вот в чем.
Многоканальность памяти
Оперативная память может работать с информацией в нескольких режимах. Для обычных настольных компьютеров это одноканальный и двухканальный режимы. В первом случае система заполняет данными сначала первый модуль ОЗУ, затем второй, третий и так далее. Это ограничивает пропускную способность подсистемы памяти. Во втором случае компьютер распределяет данные одновременно по всем установленным модулям памяти и работает с удвоенной скоростью.
Как правило, одноканальный режим включается только при использовании одной планки памяти, а с двумя или четырьмя задействован двухканальный режим. При этом важно соблюдать четность — две планки и четыре включают Dual Channel, а три планки ломают эту идиллию. Многие также думают, что канальность памяти строго привязана к количеству разъемов на плате — это не так. Настольные системы типа Desktop поддерживают только двухканальный режим работы, при этом могут иметь как два, так и четыре разъема DIMM. Другое дело —экстремальные платформы HEDT.
HEDT или High-End Desktop — платформа, которая комбинирует в себе лучшее из настольных и серверных компьютеров. Как правило, эти процессоры обладают большим количеством ядер, а также поддержкой четырехканального режима работы ОЗУ. Для таких сборок справедливо равенство: две планки = двухканальный режим, а четыре планки = четырехканальный режим.
Одноранговая или двухранговая
Кроме объема и каналов памяти существует такая характеристика, как ранг памяти. Если вдаваться в технические подробности, то можно запутаться и забыть, для чего собирается новый компьютер.
Достаточно знать, что оперативная память бывает одноранговой и многоранговой (двух, четырех и даже восьми) — это зависит от типа микросхем. Например, модуль ОЗУ стандарта DDR4 объемом 16 ГБ может быть набран двумя способами — шестнадцать микросхем по 8 бит или восемь микросхем по 16 бит. В первом случае память окажется одноранговой, так как строится только на одноранговых чипах. Во втором случае модуль станет двухранговым — фактически сразу два одноранговых модуля в одной пачке.
Как правило, на стабильность системы ранговость памяти не влияет. Современные материнские платы совместимы практически со всеми актуальными моделями DDR4. Зато в некоторых случаях производительность может быть выше на двухранговых модулях. Этот эффект зависит от контроллера процессора и особенностей программного обеспечения, в котором измеряется производительность. Мы уже разбирались в этом вопросе, и поиск ответов занял целую статью. Тогда же мы выяснили, как влияет канальность памяти на производительность.
Не забываем — принцип «возьму одну, потом докуплю вторую» больше не работает. Современные системы рассчитаны на работу с двумя модулями и больше. При этом не стоит гнаться за количеством планок: два модуля по 8 ГБ или два по 16 ГБ спокойно уживаются на любой актуальной материнской плате. Также следим за совместимостью. Некоторые материнские платы обладают лишь двумя разъемами под ОЗУ, поэтому покупка комплекта памяти из четырех планок будет бессмысленной.
Степпинги памяти и на что они влияют
Уже уходите? Постойте, мы не определились с типом микросхем. Точнее, с их степпингами. Несмотря на то, что чипы DDR4 объединены одной технологией, их качество может отличаться от модели к модели. Производство полупроводниковых деталей сопряжено с большим количеством отбраковки. Микросхемы, не прошедшие контроль высшего качества, попадают на следующий и так, пока микросхема не найдет свою нишу. Градации качества чипов обозначаются как A-die, B-die, C-die, M-die и далее по алфавиту.
Тип микросхем влияет на способность памяти работать на высокой тактовой частоте с низкими таймингами. Вряд ли этот пункт заинтересует сборщика офисных систем, но геймер со стажем должен понимать, насколько ценны для производительности платформы дополнительные 100 МГц. Поэтому перед выбором ОЗУ для нового компьютера нужно помнить про степпинги. Качество чипов определить легко: как правило, модули с заводской частотой от 3600 МГц и выше будут определенно лучше, чем модули с частотой 2133 МГц и даже 3000 МГц. При этом не забываем про тайминги — в этом мы уже подробно разбирались.
Запомним — от качества микросхемы зависит максимальная тактовая частота и тайминги модулей. Чем выше частота и ниже тайминги, тем быстрее работает компьютер. Естественно, с ростом качества чипов меняется и стоимость планок. Чтобы правильно выбрать «ту самую» модель и не ошибиться, читаем подробный материал.
Тактовая частота или XMP-профиль
Тайминги и тактовая частота — это параметры, которые влияют на производительность памяти. Изменяя их значения в сторону улучшения производительности, пользователь разгоняет компьютер. Неправильная настройка может стать причиной ошибок и нестабильной работы, а в некоторых случаях — и полного выхода техники из строя. Чтобы исключить эти проблемы, производители ОЗУ заранее тестируют модули на заводе и присваивают им готовые профили разгона XMP или DOCP.
Основная ошибка при выборе модулей с разными профилями XMP — это слепая гонка за частотой. Производители намеренно возвели тактовую частоту в ранг единственной полезной характеристики, по степени важности идущей сразу после объема, поэтому пользователь выбирает память по гигабайтам и гигагерцам. Но будут ли эти параметры эффективными в тандеме с остальными комплектующими? Не всегда.
Например, платформы с процессорами Intel проще относятся к разгону DRAM, поэтому для флагманских материнских плат с чипсетом Z-серии можно выбрать планку с любой частотой, и она будет функционировать штатно. Другое дело — системы на базе AMD. Известно, что процессоры этого производителя способны стабильно работать с максимальной частотой памяти 3800 МГц. Встречаются редкие экземпляры, которые удерживают 4000 МГц без потери производительности, но это случай один на миллион.
Вывод — не гонимся за экстремальным показателем частоты, а выбираем модули по возможностям системы. Если пользователь не уверен в способностях своей платформы, то можно остановиться на значениях 3600-3800 МГц. Этих цифр достаточно для полноценной работы компьютера в играх и рабочих задачах. Исключения составляют сборки, где вместо дискретной видеокарты используется встроенное в процессор графическое ядро. В таком случае работает правило «больше-лучше» — подробнее об этом здесь.
Радиатор — зло?
Сразу оговоримся — стандартным планкам радиатор не понадобится. Это касается модулей всех производителей и поколений. Для микросхем DRAM существуют безопасные пределы частоты, таймингов и напряжения, которые регулируется стандартами JEDEC. Это значит, что ОЗУ без разгона сможет работать без отвода тепла в любых задачах. Стандартный модуль объемом 8 ГБ поколения DDR4 выделяет максимум 3 Вт тепла — это сразу на все восемь микросхем.
Если же оперативная память работает на повышенных настройках тактовой частоты, то, скорее всего, она также требует повышенного напряжения. Такие планки рекомендуется использовать с радиаторами, хотя в рабочих задачах и играх температура планок поднимется скорее из-за нагрева окружающего воздуха в корпусе, а не от повышенного энергопотребления самих чипов.
Другое дело — специфические задачи, которые используют производительность компьютера точечно. Например, работают только с ОЗУ компьютера. В таком случае оперативная память будет функционировать на пределе, и повышенный нагрев чипов гарантирован. Здесь без радиаторов не обойтись.
Собирая игровой компьютер, пользователь покупает оперативную память с заделом на будущее. Он выбирает комплекты с высокими цифрами в профиле XMP. Значит, модули памяти будут работать на пределе возможностей, что точно «поджарит» компоненты без хорошего теплоотвода. Но не стоит увлекаться гигантизмом охлаждения. Любой заводской радиатор почти избыточен для охлаждения чипов, а лишний сантиметр алюминия норовит задеть систему охлаждения процессора и пустить под откос все старания сборщика-перфекциониста.
Дайте больше света
Подсветка не влияет ни на качество оперативной памяти, ни на ее ходовые характеристики. Наличие разноцветных диодов в радиаторе меняет только один параметр — это стоимость комплекта памяти. При этом переплата за красоту может с легкостью перебить стоимость более качественных моделей с высокой частотой и привлекательным объемом.
Конечно, подсветка — это безобидный элемент, который существует отдельно от конструкции оперативной памяти. Но некоторые пользователи заметили, что модули с включенной подсветкой нагреваются сильнее. Это удивительно, так как светодиоды обладают маленькой мощностью и почти не греются во время работы. Тем не менее встроенные в модули датчики показывали кардинальную разницу. Возможно, это сбой в показаниях термопары при включенной подсветке или дополнительный нагрев от контроллера подсветки. Удивительно, но факт.
Выбирать комплект памяти с подсветкой — не ошибка, а соответствие моде. Выбирать комплект памяти ради подсветки — вот грубая ошибка. Причем так делает большинство юзеров, жертвуя плавностью геймплея ради бутафорской красоты. И в этом случае концепция одна — если хочется красиво и мощно, то готовимся потратить минимум в полтора раза больше, чем планировали.
Выбрали?
Не расслабляемся — после покупки модулей памяти придется проверить их на «свежесть». Оперативная память — сложное техническое устройство, которое может оказаться с недостатком уже с завода. Чтобы избавить себя от проблем со стабильностью и сохранить ценную информацию от сбоев, лучше проверить ОЗУ на ошибки. Как — читаем.
И только после этого можно со спокойной совестью включить компьютер, загрузить любимую игру и насладиться плавным геймплеем на максимальных настройках графики. И в этот момент подсветка планок и размер радиаторов уже не будут никого интересовать.
Выделение памяти под встроенную видеокарту: как увеличить видеопамять у интегрированных IntelHD, Intel Iris Xe и AMD Ryzen Vega (UMA Frame Buffer Size)
Доброго времени!
В последнее время снискали большую популярность интегрированные (их еще называют встроенными ) видеокарты IntelHD, Intel Iris Xe, и AMD Ryzen Vega. Последних версий уже с лихвой хватает для многих не слишком требовательных игр (что, конечно, радует — т.к. получается хорошая такая экономия на покупке внешней видеокарты)!
Однако, есть один нюанс : видеопамять для этих карт выделяется из ОЗУ (RAM). По умолчанию эта операция «выделения» происходит автоматически (без вашего участия), что не во всех случаях оптимально (например, вы можете столкнуться с ошибками во время запуска игр. ).
Разумеется, было бы не плохо вручную отрегулировать выделение памяти под интегрированную карту (в большинстве случаев стоит вопрос ее увеличения ).
И так, перейдем ближе к теме.
Можно ли разогнать встроенные видеокарты Intel HD и AMD Radeon? За счет чего поднять их производительность
Как увеличить видеопамять: по шагам
ШАГ 1: зачем это нужно
Вообще, если у вас все корректно работает, нет притормаживаний, ничего не зависает и не вылетает с ошибками — то вам, скорее всего, это и не нужно.
Однако, есть ситуации, когда без этого никак:
3DMark Sky Driver (8GB Ram, dual) — производительность в зависимости от выделенной памяти для интегрированной видеокарты AMD Ryzen Vega 11 (Ryzen 5 2400G)
Примечание!
👉 Если у вас количество ОЗУ 8 ГБ (и более) — то большинство современных материнских плат по умолчанию устанавливают для встроенной видеокарты номинальные 1024 МБ (которых пока достаточно для норм. работы).
👉 Не могу не отметить, что если у вас на борту меньше 6 ГБ ОЗУ — то выставлять для интегрированной карты больше 1 ГБ памяти крайне не рекомендуется! Это отрицательно сказывается на общей производительности ПК/ноутбука.
ШАГ 2: как узнать текущий объем видеопамяти
👉 Вариант 1
Это универсальный вариант, работающий во всех популярных версиях Windows 7/8/10.
Сначала необходимо нажать сочетание кнопок Win+R — в окне «Выполнить» ввести команду dxdiag и кликнуть по OK.
Далее откроется средство диагностики DirectX — во вкладке «Экран» среди прочих характеристик устройства вы найдете размер видеопамяти (👇).
Видеопамять 1009 МБ
👉 Вариант 2
Доп. параметры дисплея
👉 Вариант 3
Этот вариант также актуален для ОС Windows 10.
ШАГ 3: как вручную установить размер выделения памяти под встроенную видеокарту
Через BIOS/UEFI
Только через настройки BIOS (в принципе) и можно изменить размер выделяемой памяти для интегрированной карты (в редких случаях можно попытаться «обмануть» игры через реестр).
И так, сначала необходимо 👉 войти в BIOS (ссылка на инструкцию в помощь).
Далее нужно перейти в раздел «Configuration» (в некоторых BIOS за это отвечает раздел «Advanced» ).
Затем нам нужно найти один из следующих параметров (прим.: в разных версиях BIOS он называется по-своему) :
На скриншоте ниже приведен параметр «iGPU Configuration» — необходимо отключить авто-режим!
Отключаем Auto режим
А после вручную задать параметр «UMA Frame Buffer Size» — это и есть размер выделяемой видеопамяти (в моем примере можно выбрать от 256 МБ до 2 ГБ 👇).
UMA Frame Buffer Size — ставим 2 GB
Advanced / настройки BIOS / American Megatrends
DVMT ставим на Maximum
Еще один пример для более старой версии American Megatrends см. ниже. 👇
Через настройки реестра (опционально для IntelHD)
Этот способ поможет только «перехитрить» некоторые игры, которые могут вылетать с ошибками после запуска (т.к. у вас якобы недостаточно видеопамяти). Т.е. игра будет «считать», что размер памяти видеокарты у вас больше, чем есть на самом деле.
Причем, хочу отметить, что срабатывает он не всегда (но всё же, вдруг. ).
И так, для начала нужно 👉 открыть редактор реестра — нажать Win+R, и использовать команду regedit.
regedit — открыть редактор реестра
Далее в редакторе нужно создать раздел «GMM» в нижеприведенной ветке:
Создать раздел GMM
После, в разделе «GMM» создать строковый параметр с именем «DedicatedSegmentSize» (без кавычек).
Создать строковый параметр
Далее открыть его и задать значение выделяемой памяти (судя по тестам, способ актуален и работает для значений от 0 до 512).
Выделение памяти под встроенную видеокарту: как увеличить видеопамять у интегрированных IntelHD, Intel Iris Xe и AMD Ryzen Vega (UMA Frame Buffer Size)
Доброго времени!
В последнее время снискали большую популярность интегрированные (их еще называют встроенными ) видеокарты IntelHD, Intel Iris Xe, и AMD Ryzen Vega. Последних версий уже с лихвой хватает для многих не слишком требовательных игр (что, конечно, радует — т.к. получается хорошая такая экономия на покупке внешней видеокарты)!
Однако, есть один нюанс : видеопамять для этих карт выделяется из ОЗУ (RAM). По умолчанию эта операция «выделения» происходит автоматически (без вашего участия), что не во всех случаях оптимально (например, вы можете столкнуться с ошибками во время запуска игр. ).
Разумеется, было бы не плохо вручную отрегулировать выделение памяти под интегрированную карту (в большинстве случаев стоит вопрос ее увеличения ).
И так, перейдем ближе к теме.
Можно ли разогнать встроенные видеокарты Intel HD и AMD Radeon? За счет чего поднять их производительность
Как увеличить видеопамять: по шагам
ШАГ 1: зачем это нужно
Вообще, если у вас все корректно работает, нет притормаживаний, ничего не зависает и не вылетает с ошибками — то вам, скорее всего, это и не нужно.
Однако, есть ситуации, когда без этого никак:
3DMark Sky Driver (8GB Ram, dual) — производительность в зависимости от выделенной памяти для интегрированной видеокарты AMD Ryzen Vega 11 (Ryzen 5 2400G)
Примечание!
👉 Если у вас количество ОЗУ 8 ГБ (и более) — то большинство современных материнских плат по умолчанию устанавливают для встроенной видеокарты номинальные 1024 МБ (которых пока достаточно для норм. работы).
👉 Не могу не отметить, что если у вас на борту меньше 6 ГБ ОЗУ — то выставлять для интегрированной карты больше 1 ГБ памяти крайне не рекомендуется! Это отрицательно сказывается на общей производительности ПК/ноутбука.
ШАГ 2: как узнать текущий объем видеопамяти
👉 Вариант 1
Это универсальный вариант, работающий во всех популярных версиях Windows 7/8/10.
Сначала необходимо нажать сочетание кнопок Win+R — в окне «Выполнить» ввести команду dxdiag и кликнуть по OK.
Далее откроется средство диагностики DirectX — во вкладке «Экран» среди прочих характеристик устройства вы найдете размер видеопамяти (👇).
Видеопамять 1009 МБ
👉 Вариант 2
Доп. параметры дисплея
👉 Вариант 3
Этот вариант также актуален для ОС Windows 10.
ШАГ 3: как вручную установить размер выделения памяти под встроенную видеокарту
Через BIOS/UEFI
Только через настройки BIOS (в принципе) и можно изменить размер выделяемой памяти для интегрированной карты (в редких случаях можно попытаться «обмануть» игры через реестр).
И так, сначала необходимо 👉 войти в BIOS (ссылка на инструкцию в помощь).
Далее нужно перейти в раздел «Configuration» (в некоторых BIOS за это отвечает раздел «Advanced» ).
Затем нам нужно найти один из следующих параметров (прим.: в разных версиях BIOS он называется по-своему) :
На скриншоте ниже приведен параметр «iGPU Configuration» — необходимо отключить авто-режим!
Отключаем Auto режим
А после вручную задать параметр «UMA Frame Buffer Size» — это и есть размер выделяемой видеопамяти (в моем примере можно выбрать от 256 МБ до 2 ГБ 👇).
UMA Frame Buffer Size — ставим 2 GB
Advanced / настройки BIOS / American Megatrends
DVMT ставим на Maximum
Еще один пример для более старой версии American Megatrends см. ниже. 👇
Через настройки реестра (опционально для IntelHD)
Этот способ поможет только «перехитрить» некоторые игры, которые могут вылетать с ошибками после запуска (т.к. у вас якобы недостаточно видеопамяти). Т.е. игра будет «считать», что размер памяти видеокарты у вас больше, чем есть на самом деле.
Причем, хочу отметить, что срабатывает он не всегда (но всё же, вдруг. ).
И так, для начала нужно 👉 открыть редактор реестра — нажать Win+R, и использовать команду regedit.
regedit — открыть редактор реестра
Далее в редакторе нужно создать раздел «GMM» в нижеприведенной ветке:
Создать раздел GMM
После, в разделе «GMM» создать строковый параметр с именем «DedicatedSegmentSize» (без кавычек).
Создать строковый параметр
Далее открыть его и задать значение выделяемой памяти (судя по тестам, способ актуален и работает для значений от 0 до 512).