Что значит онр у детей

ОНР: причины, лечение, диагностика

Опубликовано 3 мая 2020 г.

Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.

До 3 – 4 лет дети «имеют право» говорить так, как они могут и хотят. Но если ваш сын или дочка и по достижению этого возраста не использует в полной мере речь как средство коммуникации, стоит обратиться к врачу — неврологу или логопеду. Если есть проблема, лучше диагностировать ее еще в дошкольном возрасте и научить ребенка говорить правильно. Иначе в будущем ОНР сулит ему большие проблемы в социальном и личностном плане: трудности в овладении письмом и чтением, школьной программой в целом, отставание в умственном и психическом развитии, личностные нарушения.

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Причины развития ОНР у детей

Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:

В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Что значит онр у детей

Общее недоразвитие речи – самый распространенный диагноз, который может поставить логопед детям с 3 лет, имеющим какие-либо речевые нарушения. Что значат эта загадочная аббревиатура ОНР, да еще и с циферками 2 или 3, родители часто не знают. Поясню: общее недоразвитие речи подразделяется на уровни. Есть ОНР I уровня, ОНР II уровня и ОНР III уровня. Сегодня я подробно расскажу об ОНР, его классификации, причинах и симптомах.

Общее недоразвитие речи – это сложное речевое нарушение у детей, при котором страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. При нормальном слухе и сохранном интеллекте речь бывает несвязной. Часто встречаются случаи, когда у ребенка в речи есть все звуки, но он не может связать двух слов, строит неправильные грамматические конструкции («два ручки», «красный яблоко»), затрудняется в подборе слов при пересказе. Все вышеперечисленные затруднения напрямую влияют на развитие письменной речи.

Первой причиной можно назвать неблагоприятные факторы окружающей среды, воздействующие на плод во время беременности.
Депривация – лишение или отрыв от матери, недостаточное внимание родных, отсутствие заботы.
Органические нарушения ЦНС.
Генетические предпосылки.
Сочетание нескольких вышеперечисленных факторов.
В последнее время появилась еще одна причина общего недоразвития речи – педагогическая запущенность.

Речь – это высшая психическая функция мозга, и она не может возникнуть спонтанно. Ее появлению предшествуют многие и многие стадии развития определенных отделов мозга. Если какой-то из участков мозга вовремя не созрел, у ребенка начнется отставание в речевом развитии. Не случайно еще наши бабушки и дедушки пели колыбельные песни своим детям, разучивали потешки, играли в ладушки, разрешали ползающему по полу малышу играть с кастрюлями, перебирать крупы, возиться в муке, лепить из теста или пластилина, рисовать красками (и не только на листе бумаги). Дети «пробовали» мир на зуб. И это правильно, потому что на первой стадии развития речи мы воздействуем на те участки головного мозга, которые отвечают за сенсорное восприятие. Развивая органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и вкус), мы даем толчок к развитию следующей функции мозга, отвечающей за мышление и речь.

Часто современные родители не разрешают детям рисовать на полу и обоях, играть с водой, крупами, мукой и прочими предметами, которые создают беспорядок в доме. Им проще дать 1,5-2-летнему ребенку планшет или телефон, чтобы он все свое внимание направил в одну точку и воспринимал мир только зрительно и в одной плоскости.

Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, обнаруживается, что у большинства из них нет связной речи при сохранном интеллекте. Это говорит о том, что дети не умеет мыслить образами, не могут передать текст прочитанного произведения своими словами. Потом они не смогут излагать свои мысли на письме (писать сочинения), выстраивать устные ответы на предметах гуманитарного цикла. А значит, повысится неуспеваемость детей в школе. Именно по причине нежелания многих родителей воспитывать детей «по-старинке» у трети первоклассников сегодня обнаруживается общее недоразвитие речи (ОНР III). Даже врожденные патологии речевого развития можно устранить с помощью целенаправленных занятий и элементарных бытовых игр.

Недоразвитие речи может быть как первичным, так и вторичным у детей с ЗПР, умственной отсталостью, у глухих, слепых, у ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. При том и другом варианте есть общие проявления ОНР.

При общем недоразвитии речи всегда встречается позднее начало самостоятельной речи. Первые слова у ребенка появляются к 3-4 годам, иногда позже. Страдает в первую очередь экспрессивная речь: ребенок все понимает, но не может сказать. У сенсорных алаликов и умственно отсталых страдает и импрессивная, и экспрессивная речь: дети не понимают обращенную к ним речь и не могут ничего сказать сами. Нарушения речи подразделяется на 3 уровня: ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня. Недостатки звукопроизношения имеются при всех уровнях ОНР. Все дети данной категории характеризуются малоактивностью в речевом плане, и с возрастом эта активность снижается, если с ребенком не занимаются. Если ОНР первично, то дети более критично относятся к патологии, нежели в случае вторичного проявления.

У детей с общим недоразвитием речи чаще, чем у других страдают психические процессы. Наблюдается неустойчивое внимание, слабость его распределения, плохая вербальная память, низкая продуктивность запоминания. При этом смысловая или логическая память у детей неплохая. У части ребят наблюдается снижение познавательной активности, сильнее других психических процессов нарушается мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В соматическом плане дети разные. Часть из них не отстает в развитии от сверстников, часть попадает в разряд часто болеющих. Так же и в двигательном плане: все дети с ОНР испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции без наглядного показа. У многих детей наблюдается плохая координация движений, неловкость, снижение амплитуды движений при ускорении, отклонения в равновесии. Недостаточно развита мелкая моторика рук: снижена координация действий пальцев, кистей, есть несогласованность в действиях двух рук, при выполнении тонких манипуляций видна замедленность или застревание на одной позе. Сенсорное восприятие недоразвито: все дети испытывают трудности при освоении пространственных и временных представлений, не различают формы предметов, оттенки цветов.

Виды ОНР
Диагноз «общее недоразвитие речи» ставится ребенку только с 3 лет. До трехлетнего возраста диагностируется задержка речевого развития (ЗРР).

Слова отражают только увиденные некогда предметы и действия, дополненные жестами. Пассивный словарь немного шире активного, но и он резко ограничен. Грамматические конструкции полностью отсутствуют, существительные во всех склонениях используются в именительном падеже и единственном числе. Речь ребенка можно угадать только в конкретной ситуации.

При ОНР I встречаются множественные искажения и нарушения звуков. Часто дефектных звуков гораздо больше, чем правильно произносимых. Некоторых звуков, даже раннего происхождения, вообще нет в речи. При обследовании ребенка от него невозможно добиться вычленения звука на фоне слова. Дети воспроизводят по просьбе не отдельный звук, а искаженное слово и то, если понимают его значение. Также грубо нарушена слоговая структура слова. Дети не воспринимают не только звуковую, но и слоговую оболочку слова. Например, «зе-ня-ника» (земляника).

При данной патологии речевая активность выше, чем при ОНР I, словарный запас шире, хотя и он меньше нормы. Ребенок различает предметы, признаки, действия, использует в речи местоимения «я», «ты», «он», простые предлоги, некоторые союзы. Может показать и назвать на картинке знакомые предметы, ответить на вопросы «где», но затрудняется отвечать без наглядной опоры. Ребенок может говорить простыми предложениями, которые состоят из 1-4 слов, но словарный запас ограничен. Часто дети со 2-ым уровнем не знают названия частей тела, одежды, детенышей животных, транспорта, мебели. Они мало используют в речи глаголы и прилагательные, путают названия цветов, величин, форм, заменяют слова универсальными: о высоком и широком говорят «большой».

Дети с ОНР II уровня путают многие грамматические конструкции. Например, падежи, формы глаголов: «я ходить гулять с папкам и мамкам». Ребятишки неверно согласовывают прилагательные и числительные с существительным («один яблоко»), часто или упускают, или заменяют предлоги в речи («мяч в стуле»). Понимание речи выше, чем при I уровне: дети начинают различать женский и мужской род существительных, но путаются при определении числа и рода прилагательных («красивый голова»), не понимают значение предлогов перед, за, под и др.

При ОНР II нарушено звукопроизношение всех групп звуков, есть трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Даже слова с простыми слогами дети воспроизводят неправильно: переставляют или заменяют слоги, добавляют лишние гласные: «певрая», «тигар». Также нарушен фонематический слух и восприятие звукового состава слова. Дети не могут назвать первый звук в слове даже на основе схемы. Речь их невнятна, малопонятна, хотя наполнена простыми предложениями и первыми попытками выстроить грамматическую конструкцию.

Это самый распространенный логопедический диагноз у старших дошкольников и первоклассников. Самым ярким признаком ОНР III является нарушение как диалогической, так и монологической речи. Ребенок затрудняется запомнить и пересказать текст, самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок. Рассказ обычно короткий и представляет лишь перечисление фактов, предметов, движений. В серии сюжетных картинок дети не могут разложить картинки в верной последовательности. Особое затруднение вызывает у них составление описательного рассказа по картинке, так как недостаточно сформирована лексика. Дети не могут подобрать нужные слова и выстроить верную грамматическую конструкцию сложного предложения. Фраза у них неразвернутая. Дети часто ошибаются в согласовании числительных и существительных.

В активном словаре ребят с ОНР III преобладают существительные и глаголы. Школьники и дошкольники затрудняются подобрать слова-признаки, чтобы охарактеризовать предметы и явления, не могут образовывать новые слова от исходных существительных, не умеют использовать суффиксы, изменять формы существительных единственного числа на множественное («стул – стулы», из вишни – «вишевой»). Также затруднения вызывают правильное использование приставочных глаголов, подбор родственных слов.

Лексика ограничивается бытовым окружением. Логопаты часто заменяют название части предмета названием целого предмета (пальцы – рука). Не могут подобрать слова-антонимы, синонимы, омонимы. В повседневной речи детей с ОНР III уровня чаще встречаются простые предложения, а сложные они почти не используют. Ребятишки неправильно употребляют предлоги, союзы, падежи. Встречаются нарушения и в понимании речи. Дети с ОНР III уровня часто не понимают значения слов, отраженного в приставках или суффиксах.

Звукопроизношение у детей может быть как чистым, так и с нарушениями. Страдает в основном произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков. Слоговая структура слова обычно не нарушена, перестановки слогов встречаются лишь при повторении предложения. Отдельные слова дети произносят правильно. От других уровней речевого недоразвития ОНР III отличается прежде всего несформированностью связной речи.
В последнее время ученые выделили еще один вид общего недоразвития речи – ОНР IV уровня – встречающийся в основном у школьников. О нем и о способах коррекции общего недоразвития речи у детей поговорим в следующем материале.

Источник

Что значит онр у детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что значит онр у детей

Аннотация: Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие.

Статья:

ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом. Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.

Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Классификация

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

Что значит онр у детей

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *