Что значит омыть ноги в христианстве

Должны ли христиане мыть друг другу ноги в качестве акта публичного служения?

Введение

В некоторых церквях или собраниях, бытует мнение, среди некоторых отдельных христиан, что мы должны чётко (неукоснительно, буквально) соблюдать Слово Божье и поэтому, должны мыть друг другу ноги – чтобы исполнить заповедь Господню.

Но, так ли это? Нужно ли это исполнять? Актуально ли это сегодня, в наше время? Является ли это заповедью от Бога? Давайте с вами разберём и проанализируем все эти вопросы!

Что значит омыть ноги в христианствеМыть или не мыть ноги?

Мыть друг другу ноги или не мыть, вот в чём вопрос?

Мытьё ног было старой формой личной доброты, служения и гостеприимства. Люди в те времена путешествовали в основном пешком. Они носили сандалии или ходили босиком. Поэтому для целей чистоты и комфорта необходима была вода для мытья их уставших ног.

Обычно хозяин дома приносил воду для того, чтобы его гости могли сами вымыть свои ноги [Быт 19:2; 24:32; 43:24; Суд 19:21; 2 Цар 11:8; Лук 7:44]. Но бывало и так, что обязанность мытья чьих-то ног принадлежала слугам или рабам [Быт 18:4; 1 Цар 25:41].

2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
(Быт 19:2).

32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним.
(Быт 24:32).

4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом.
(Быт 18:4).

Но однажды случилось невероятное, Сам Христос вымыл ноги своим ученикам [Ин 13:1-17]. Последнее произошло, когда они должны были вкушать Пасху. Уже отчистив их, Ему оставалось только вымыть их ноги. Иисус, будучи их Господином и Царём, встал и начал мыть их ноги.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
(Ин 13:1-17).

Важным моментом в этом является ещё и то, что ученики Христа в это время спорили между собою, «кто будет более великим в Царстве Небесном» [Лк 22:24-30].

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
(Лк 22:24-30).

Для того, чтобы научить их уроку смирения, Иисус вымыл их ноги и предписал им «поступать также». Он не сказал им делать это в качестве акта публичного служения, а просто как пример любви [ср. Ин 13:15-16; Лк 22:25-27].

Павел позже говорил о мытье ног, как о добром деле, наравне с воспитанием детей, гостеприимством и вспоможении нуждающимся [1 Тим 5:9-10]. Здесь, так же как и везде, это просто – личное дело служения в любви.

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
(1 Тим 5:9-10).

Те, кто сегодня практикуют так называемое «мытьё ног» или «мыть друг другу ноги», редко в действительности моют грязные ноги, так как сегодняшние ноги, не такие грязные, как были у древних людей.

Но когда таким людям удаётся вымыть кому-то ноги, они скорее не моют их, а больше просто мочат чистые ноги, а потом вытирают их. Такие пустые церемонии вряд ли производят смирение, вряд ли выражают любовь, всё это не отвечают тем качествам, о которых учил Иисус.

В частном порядке мытьё ног, рук или всего тела того, кто реально нуждается в этом, обычно исходит от необходимости и смиренного сердца. В то время как претензии на смирение и любовь в публичном намачивании ног больше способствует появлению гордости у тех, кто делает это [ср. Кол 2:23].

23 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!
(Кол 2:23, СПБ).

Библия, нигде не устанавливает мытьё ног, как обязательное действие, как заповедь – публичного служения.

Что значит омыть ноги в христианствеНоги современного человека

Заключение

Итак, мы увидели, должны ли мы мыть друг другу ноги сегодня или нет, в качестве акта публичного служения? Ответ очевиден – нет!

В древности, люди в силу своего эволюционно-научного, а также экономическо-социального развития, ходили или босиком, или в сандалиях, или в сапогах на босу ногу. Такая обувь не способствовала чистоте нижних конечностей.

Долгие и утомительные путешествия пешком, делали ноги людей грязными и усталыми. Таким образом, социальная обстановка того времени, диктовала то, что ноги нужно было мыть постоянно, как руки или лицо, чтобы дать им чистоту и отдых.

Когда Иисус в Евангелии или Павел в своём послании говорят о мытье ног, они говорят не о заповеди которую нужно соблюдать сегодня, а говорят о принципе «доброго-этикета», который в силу выше упомянутых обстоятельств, сложился в древнем обществе.

Они говорили конкретно не о мытье ног, а о любви к ближнему, о заботе к нему, участии и сострадании в нуждах других людей. Конечно же, по силам и возможностям каждого, и если это уместно – помочь ближнему в какой-то конкретной ситуации, как мытьё ног например.

К примеру, Иисус однажды сказал [Мф 15:20]: «что есть неумытыми руками это не скверно [не грех]». Но, можно предположить, Он не имел в виду, что руки мыть никогда вообще не нужно, перед едой.

Вероятнее всего Он говорил о принципе нужды и необходимости, а не о заповеди. Тоже самое и с мытьём ног ближнему своему, это принцип любви и участия, а не заповедь или призыв к строгому соблюдению этого действия.

Источник

Почему Христос омыл ноги ученикам

Причастие или вечеря Господня – сейчас в подавляющем большинстве церквей её принимают формально, по обряду, поэтому и закрыта Благодать. В некоторых церквях моют друг другу ноги (эти тоже поступают «по обряду») – для них тоже закрыта благодать Причастия. Чему научил Иисус Христос учеников, когда омыл им ноги.

ПОЧЕМУ ХРИСТОС ОМЫЛ НОГИ УЧЕНИКАМ

Следующим после крещения таинством или служением в жизни каждого верующего является причастие, или вечеря Господня.
Причастие: к сожалению, сейчас в подавляющем большинстве церквей его принимают формально, по обряду – поэтому и закрыта благодать Божия для верующих.
Сколько перьев, да и копий сломано в спорах о том, как называть причастие: таинством или служением. Сколько перьев и копий сломано в спорах о том, каким образом Господь Иисус Христос присутствует при причастии: в виде пресуществленного хлеба и вина, или через прямое воздействие Святого Духа на души и дух верующих…
Я ещё вернусь к этим спорам, а сейчас начну по порядку: с вопроса: какое благословение Божие даруется нам во время Евхаристии.
В церквях всех деноминаций учат, что при причащении Крови и Плоти Христовой, сама жизнь и сила Господня таинственным образом входит в верующего.
Хотя прошло уже много лет, но я хорошо помню, как волнительно и с каким упованием ожидал своего первого причастия. Нам сказали, что перед Евхаристией нужно взять пост и помолиться. Мы с женой старательно всё исполнили. И вот я вкушаю от хлеба и плода грозда виноградного и… ничего.
Решив, что дело во мне, я начал расспрашивать всех знакомых верующих (а они были из разных деноминаций) о цели и о силе Евхаристии. Одни рассказывали о том, что причащаясь, мы вспоминаем о жертве Христовой. Другие учили, что вечеря Господня объединяет церковь. Третьи говорили, что причастие дарует духовную силу через единение с Кровью и Плотью Христовой. Но когда я хотел узнать какую силу и в чём он должна проявляться, отмахивались, что моё дело просто верить, а не приставать с вопросами. Отвечали люди по-разному, но не чувствовалось, что они говорили о своём, лично ими обретённом через причастие благословении Божьем. Так что не получил я ответа на вопрос: «Как Господь преисполняет нас Собою через причастие?». Отчасти услышал ответ лишь на вопрос: «Почему мы причащаемся?».

Да. Раньше я очень явным образом переживал покаяние и рождение Свыше, очень явно переживал исполнение Святым Духом, и эти пережитые явления силы и благодати Господней разделили мою жизнь на «до» и «после». А вот после причастия… разве что чувство некоторого разочарования от несбывшихся ожиданий.
Думаю, что многие верующие испытывали подобное разочарование после Евхаристии. Почему так происходит? Каким образом открывается нам путь к благодати и силе, пребывающей в Крови и Плоти Христовой? Да и сами благодать и сила в чём должны проявиться?

Предназначение Господней силы, изливаемой при причастии

Сначала я расскажу о том, для чего, с какой целью изливается на нас сила Господня при Евхаристии, а затем, как её обрести верующим, начинающим свою жизнь в Церкви – Теле Христовом.
Вот как Апостол Павел описывает душу – свою, и каждого из нас – ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:14-23). И дальше продолжает, вопрошая, где же ему обрести ту духовную силу, которая освободит его от рабства и дарует силу жить по духу: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? – тут же даёт ответ себе и нам – Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим.7:24,25).
А ведь действительно, даже обретя благодать спасения жертвой Христовой, даже исполнившись Святым Духом и различными духовными дарами, мы по-прежнему остаёмся плотскими, греховными людьми. Духом стремимся к Горнему, а души наши, как туман, стелются по земле, преисполнены земными желаниями, земными заботами и целями. И предстоит нам пребывать в этой духовной борьбе до скончания дней на этой земле.
Но неужели нам, верующим в Иисуса Христа и спасённым Его благодатью, суждено всё время оставаться на одном духовном уровне, только лишь мечтая о грядущем разрешении от пут греха и похоти? – Нет. Бог приготовил для нас – для Церкви, – кроме благой вести об искуплении через жертву Христову ещё и Благую весть об очищении нас силой Крови Христовой.
«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если же (мы) ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1Ин.1:5-7)
Господь уготовал нам возможность очищения во Христе, чтобы и мы могли сказать вместе с Апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:19,20)».

Итак, сила Господня, изливаемая в святом причастии, даётся нам для исправления несовершенства душ наших, чтобы постепенно мы всё более и более уподоблялись Иисусу Христу.
Обновление души происходит не вдруг, не сразу. Чтобы началось очищение души, нужна твёрдая воля к этому и, более того, нужно явное, действенное желание к очищению и обновлению, нужно терпение, великое долготерпение. И, поверьте, ничто не даётся с таким напряжением веры и с такими слезами покаяния, как постепенное очищение души. Ничто, если даже саму эту истину об обновлении души мы, уверовавшие в Спасителя, начинаем понимать далеко не сразу, как становимся частью Церкви Христовой, а лишь годы и годы спустя.

Как обрести силу Господню при причастии

Почему только Апостол Иоанн рассказал, что Христос омыл ученикам ноги на Вечере

Чтобы понять, почему только автор четвёртого Евангелия, Апостол Иоанн рассказал об омовении Иисусом Христом ног учеников, нужно вспомнить, когда и с какой целью были написаны первые три Евангелия, и когда и с какой целью – четвёртое.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки были написаны в середине первого века, то есть тогда, когда были ещё живы многие из Апостолов и учеников, видевших Иисуса Христа. И написаны были эти Евангелия в большей степени для людей, незнакомых с жизнью и делами Господа (для иудеев, римлян и эллинов), чтобы они услышали благую весть о спасении во Христе. Четвёртое же Евангелие – Евангелие от Иоанна – было написано много позже, на рубеже первого и второго веков, и было написано с целью назидания и исправления церквей Христовых.
Это подтверждает древний исследователь истории Церкви, Ириней Лионский (130-202 гг.): «Потом (после Матфея, Марка и Луки) Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском (при правлении Нервы)».[1]
Так же автор первой Церковной истории, Евсевий Кесарийский пишет об этом: «После пятнадцатилетнего владычества Доминициана (81-96 гг.) власть принял Нерва (96-98 гг.). Тогда же Апостол Иоанн покинул остров (Патмос), куда был сослан, и устроился на жительство в Эфесе до времён Траяна (98-117 гг.)».[2]

О том, что в церквях начиная с середины первого века, начали возникать различные ереси, писали и Апостол Пётр, и Апостол Павел, и Апостол Иоанн в посланиях к церквям. Постепенно они достигли такого влияния, что, по словам Иринея Лионского, Апостол Иоанн вынужден был написать четвёртое Евангелия – Евангелие для верующих. И одним из таких религиозных действ (таинств), требующих духовного наставления (подчеркиваю, духовного, а не обрядового наставления) были проводимые в церквях вечери Господни. Поэтому Апостол Иоанн и рассказывает в Евангелии о том, как Иисус Христос явил им в обычном повседневном действе того времени – омовении ног – духовное назидание. А то, что Апостол Иоанн писал именно для верующих, для Церкви, легко увидеть даже в первых стихах Евангелия. И сам язык Евангелия от Иоанна настолько духовно сложный, что не то что неверующие, а и верующие с великим трудом и только лишь через откровение Святого Духа могут понимать, зачем и почему именно таким образом Апостол описывает то или иное событие.
Итак, Апостол Иоанн написал своё Евангелие для людей духовно зрелых, а не для новообращённых, поэтому и рассказал в нём об омовении Иисусом Христом ног учеников.

Какое сокровенное назидание Господь явил через омовение ног

Омовение ног само по себе, как физическое действо, не могло быть для учеников Иисуса Христа чем-то необычным и таинственным, ибо в древней Иудее, да и вообще, на Ближнем Востоке, обычай омывать ноги и руки при входе в дом, и тем более, возлегая на праздничную трапезу, был общепринятым. Кстати, раз Иисус и ученики уже возлежали за трапезой (Ин.13:2,12), то, значит, они возлежали уже с омытыми руками и ногами.
Но ведь не напрасно же Иисус Христос встал и начал омывать им ноги посреди трапезы (не руки и ноги, а только ноги). И не напрасно же потом заповедал им: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14)».
Если в самом действии – физическом омовении ног – ничего необычного, следовательно, и тайного для учеников не было, значит, тайна была заключена в другом. А тайна несомненно была, ибо Иисус Христос, совершив омовение, повторяю, тогда ежедневное и привычное дело, преподнёс его ученикам, как что-то новое, чего они ещё никогда не видели, и чего даже уразуметь не могли в тот момент.
Доселе не видели и не могли уразуметь…

Братья и сестры во Христе, прежде чем приступать к причастию, исследуйте каждый своё сердце наедине, в размышлении и молитве. Не составляйте список своих старых и новых грехов (так вы только рассеетесь в своих мыслях), а, как учит епископ Феофан, устремитесь мыслями и сердцем туда, куда в первую очередь указывает совесть – там и есть на данный момент самое грязное, самое греховное состояние души. Выявив в себе главный грех, осудите его в себе, осудите без всякого лукавого самооправдания, и покайтесь.
Но самоосуждения и покаяния мало. Приложите к покаянию молитву к Господу. Искреннюю молитву сердца. Молитву не просто разума (тем более, формально прочитанных слов), но и сердца.
Но и этого мало! Выявить и покаяться в главном своем грехе – если сравнивать с прообразом омовения ног, то это всего лишь встать и подойти к омывающему, всего лишь выразить своё согласие на «омытие ног». Покаяние, и молитва к Богу – после них вы ещё не готовы к причастию, ведь вы ещё даже не приступали к самому «омытию ног».
Теперь присоедините «омытие»: исповедуйте свой самый насущный грех перед любящим вас верующим человеком. Если у вас доверительные близкие отношения со священнослужителем церкви, то очень хорошо, – вы сможете исповедать насущный грех в беседе с ним, если нет, то исповедуйтесь перед другим верующим, но обязательно духовно более зрелым, более мудрым, чем вы. Почему нужно исповедоваться только перед тем, с кем у вас близкие духовные отношения? Да потому что тот, кто искренне любит вас и молиться будет за вас от всего сердца, а не формально. Он примет вашу скорбь, пропустит её через себя, как свой личный грех и принесёт его в совместной с вами молитве к Господу.
Дай Бог, чтобы ваш исповеданный грех воистину был омыт слезами сердца вашего друга-исповедника, как были омыты ноги учеников руками Иисуса Христа.

Братья и сестры во Христе, прежде всего, вы должны понять важность заботы верующих друг о друге и научиться заботиться не только физически, но и духовно – так, чтобы каждая исповедь порождала в ответ искреннюю духовную печаль о грешнике и искренние сердечные слёзы сожаления о том, что грех ещё силен в нашем ближнем. Только так вы сможете исполнить заповедь Господа, данную ученикам, после омытия им ног: «Ибо Я дал вам пример. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:15,34)».
Как Иисус очистил ноги учеников, омыв их, так и подвизающиеся в молитве за братьев и сестёр во Христе, совершаете очищение их душ, – если, конечно, молитвы ваши искренни. И как Иисус Христос не распылялся, а очистил только самое грязное в теле – ноги, так и вы, молитесь не просто за брата или сестру, а за их конкретные грехи, указанные Духом Божьим.

Почему Христос совершил Вечерю только после омовения

Вот я подошёл и к третьему вопросу. Собственно говоря, ответ на него вытекает, как логическое заключение из вышесказанного: после исповедей и совместных молитв, когда верующие уже связаны незримыми нитями духовной любви и взаимной заботы, можно, собравшись всем вместе, приступать к Святому причастию. Причаститься Крови и Плоти Христовой, чтобы уже не своей силой, а укрепившись силой Господней благодати противостать душевному греху. Противостать силой той благодати, что уготована была нам ещё во время Тайной вечери в Иерусалиме.
Через взаимные исповедания и ходатайственные молитвы друг за друга, мы действенно исполняем заповедь Христову о взаимной любви. Не случайно именно о любви говорит нам Апостол Иоанн перед тем, как рассказать о вечере Господней: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. (Ин.13:1)». Не случайно именно о любви дал заповедь Иисус Христос по окончании Вечери: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Ин.13:34)».

И вот мы подходим к таинству Евхаристии. Подходим омытыми в покаянной исповеди, и очищенными через ходатайственную молитву. Подходим для того, чтобы Божья благодать излилась на нас силой и жизнью, даруемой от причащения Крови Плоти Христовой.
Как учил святитель Иоанн Златоуст: «Именно созданием духовной атмосферы взаимной любви и заботы церковь приготовляет себя к принятию Вечери Господней. Только в такой духовной атмосфере уютно присутствовать Господу. Потому что действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Освящает и претворяет Дары Сам Христос».[4]

Хотел бы я на этих прекрасных словах завершить рассказ о духовной тайне омовения Иисусом Христом ног учеников. Но Дух Божий побуждает напомнить вам, дорогие братья и сестры во Христе, а может более всего напомнить себе самому, о том, какую беду может принести несоблюдение или формальное соблюдение заповеди Христовой о исповедании грехов и совместном молитвенном ходатайстве. Напомнить о том, к чему может привести несоблюдение заповеди Христовой именно во время Вечери Господней.
Духовно неправильный подход к Евхаристии, может принести отдельным верующим, а то и всей церкви, вместо благословения, Божье осуждение. В Священном Писании описан один такой пример – пример Коринфской церкви, – и к чему это привело? У них появилось блудодеяние, притом такое блудодеяние, что и среди неверующих не встретишь. И что же церковь сделала? Как пишет Апостол Павел: «Вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1Кор.5:2)».
– Вы спросите: какая связь между духовно неверным подходом к причастию и попустительством блуду в церкви?
– А связь самая что ни на есть прямая: и в том и в том случае между верующими нет истинной любви, есть равнодушие и попустительство, а любви нет. Всё это, как понимаете, является полной противоположность заповеди Иисуса Христа: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга!»
В Коринфской церкви вместо покаяния и исповедания грехов, и совместного подвизания против них пред Богом верующие только делали вид, что любят, отсюда – от равнодушия – и возникло попустительство грехам. И, в результате, вместо благословения и очищения каждое их причащение Крови и Тела Христова вело к осуждению их Богом. Как сказано в Священном Писании: «Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе (1Кор.11:29)».
Вдумайтесь только, какие страшные слова сказал Апостол Павел: «Если будете недостойно принимать Вечерю Господню, то станете ещё более немощным (и духовно, и физически), ещё более больным и даже можете совсем умереть (и духовно, и физически) (1Кор.11:30)».
К сожалению проблемы, которые были у Коринфян, никуда не исчезли и в наше время. Сейчас они могут проявляться в другом виде, но корень их – равнодушие и лицемерие остаются такими же. Нет любви – истинной духовной любви между верующими, приходящими причаститься Крови и Тела Христова.
В Русской Православной Церкви хотя и есть правило обязательной исповеди перед причастием, но исповедь почти везде стала просто религиозным обрядом, включающим в себя чёткий ряд действий: взять пост, вычитать Правило ко причастию, затем служба исповеди при священнике, и наконец (лучше на следующий день) отстоять литургию и причаститься. Внешне вроде всё правильно, а духовно.
В Протестантских церквях исповедь и взаимная очистительная молитва, как правило, вообще не связаны с вечерей Господней. Правда в некоторых церквях практикуется обряд омовения ног, но, тоже исполняется просто как некий религиозный обряд, без понимания верующими его духовной сути и, соответственно, без достижения её.

И в заключение, как сказал вначале статьи, несколько слов о том, как в разных церквях толкуют место Писания об омовении Иисусом Христом ног учеников, и о Его заповеди.
Есть такое истолкование этого места Писания: Иисус омыл ноги учеников, потому что никто из них не хотел исполнять этой унизительной обязанности.
Что сказать о таком толковании? Если вы вспомните, что Иисус встал и начал омывать ноги во время вечери, когда ученики уже возлежали за тарпезой (Ин.13:2-4), а не до неё, то поймёте, его абсурдность.
Есть другое истолкование: что Иисус Христос просто заповедал мыть ноги друг другу перед Вечерей, и нечего тут думать.
Что сказать об этом толковании? Если вы у себя в церкви моете друг другу ноги, то это ваше дело, – само по себе мытьё ног грехом не является. Если кроме этого вы ещё заботитесь (омываете) о больных и немощных, то ещё лучше делаете. Но омывание ног, само по себе, ни приближает вас к Богу, иначе Иисус Христос не сказал бы Петру: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. (Ин.13:7)». Значит, была в том, что сделал Иисус Христос какая-то тайна – духовная тайна, – великая тайна, недоступная людям без откровения от Святого Духа.
То, что любовь и забота об учениках побудили Иисуса Христа встать среди Вечери и совершить то, что Он совершил – это понятно. Вопрос в другом – в том, с какой целью Он это сделал? Ведь до этого Иисус же не мыл ног Своим ученикам.

Чтобы увидеть истину, нужно исследовать всё место Писания, а не отдельную, вырванную из контекста фразу.
После слов о том, что Иисус Христос, возлюбвив Своих сущих, до конца возлюбил их, Апостол Иоанн в Евангелии обращает наш взор на Иуду Искариота, что ещё до вечери замыслил в душе своей предательство (Ин.13:2). А остальные ученики были поглощены суетными мыслями, кто из них больше. В такой духовной атмосфере Иисус Христос не мог совершить Своей Вечери, – Вечери именно, как прообраза и обетования великого Таинства Божьего. Нужно было что-то сделать, что одновременно отвлекло бы учеников от их земных мыслей и направило внимание на ожидание нового, таинственного и великого, что Господь хотел дать им.
Господь Иисус Христос встал и, подпоясавшись, начал омывать ноги ученикам… И все они обратили свои взоры, свои мысли на Него. Пусть в недоумении: «Зачем наш Учитель это делает?», – но, главное, они все устремлены были в этот момент на Него и готовы были слушать, что Он скажет.
Сказав, что в разговоре с Петром, что если не омоет их, то не имеют они части с Ним, Иисус Христос побудил учеников задуматься, с чистыми ли сердцами они приступают к священной Пасхальной трапезе – ещё одна, которой достиг Иисус Христос, омывая им ноги.
Третья цель – это возвещение заповеди о причастии: «И взял Иисус хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк.22:19,20)».
И в конце, Иисус Христос заповедал ученикам Своим возлюбить друг друга так, как Он возлюбил их (Ин.13:34)».
Вот те многие цели, вернее одна многогранная цель, начало к достижению которой, Иисус Христос положил, встав, препоясавшись и начав омывать ноги ученикам.

[1] Ириней Лионский. Против ересей. Кн.3:1.
[2] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.3:20, Кн.5:8.
[3] Епископ Феофан (Затворник). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? (Письма епископа Феофана). с.118,119.
[4] Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой. с.6.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *