Что значит омологация шины
Омологация шин
Омологация – это подбор производителем комплекта шин под определенную модель автомобиля таким образом, чтобы они соответствовали техническим характеристикам машины и обеспечивали максимально возможные показатели при вождении.
Как протекает омологация автомобильной резины?
Этот процесс происходит в несколько стадий:
Омологация занимает два-три года, что говорит о том, что производители автомобилей в курсе будущих моделей шин задолго до их выпуска.
Каковы условия адаптации шины к автомобилю?
Большое количество производителей автомобильных шин наносят на свою продукцию маркировку, говорящую о соответствии автопокрышки техническим характеристикам конкретной автомашины. Чтобы этого добиться изготовители нередко создают отличную от предыдущей продукции автомобильную шину. От предшественников она может отличаться составом резины, рисунком протектора и конструкцией. Автомобильный производитель дает согласие на нанесение маркировки только в том случае, если автопокрышка прошла тест в реальных условиях.
Результатом тестирования должны быть достигнутые с помощью шин высокие характеристики автомобиля.
Какая от омологации польза владельцу автомобиля?
Приобретая омологированные шины, водитель может быть уверен, что они позволят его автомобилю проявить заложенный в него технический потенциал. Машина сможет долгое время выносить высокие нагрузки, безопасно доставляя своих пассажиров из точки А в точку Б. Маркированные колеса отвечают настройкам подвески автомобиля, для которого они созданы, поэтому создают оптимальные показатели пробега, в отличие от автопокрышек со стандартными характеристиками.
Могут ли быть отрицательные стороны омологированных шин?
Негативные моменты редки и только в случаях, когда шина с такой маркировкой эксплуатируется на автомобиле, для которого не предназначена. Могут наблюдаться незначительные поправки в работе автомобиля: появляется небольшой шум при вождении, повышенный износ автомобильной резины, снижение комфорта во время езды.
Что такое омологированные шины и зачем их покупать?
Современный автомобиль, особенно когда речь заходит о премиум-сегменте, во многом превосходит и корабль «Восток-1» Юрия Гагарина. Современные кроссоверы на гоночной трассе не уступают спортивным седанам десятилетней давности, а спортивные седаны способны пройти круг быстрее иного суперкара прошлого. Массовые же модели демонстрируют завидную надежность управления, о которой раньше не приходилось и мечтать.
Составляющих у столь быстрого прогресса много, но основных три: развитие металлургии, электроники и шинной промышленности. Сваренные из новейших сортов стали кузова жестче и легче, продвинутая электроника обеспечивает совершенно иной уровень активной безопасности, а шины последних моделей — запредельный для недавнего прошлого уровень сцепления с дорогой. Из этих трех составляющих добровольно ухудшить владелец может только третью. Ослабить металл кузова своего автомобиля можно, только попав в аварию, да и вынимать из машины часть электроники никто не станет. А вот поставить на нее неподходящие или даже устаревшие шины — вполне.
Современные покрышки обеспечивают высокий уровень сцепления, снижают расход топлива и уровень шума, а порой и увеличивают плавность хода. Однако порой установка шин другого производителя того же ценового сегмента в корне меняет характер автомобиля. Неизвестно откуда появляется склонность к заносу, машина начинает замечать колею или жестко проходить неровности. Причем такое изменение характера может происходить, даже когда на премиальном автомобиле меняешь одни премиальные шины на другие. Дело вовсе не в том, что вам продали контрафактные покрышки, и даже не в том, что шины смонтировали на диске неправильно. Зачастую все упирается в отсутствие у шин омологации для использования на автомобиле конкретной модели.
Омологированными называют шины, которые разрабатываются с учетом технического задания автопроизводителя. Проще говоря, создатели покрышек знают обо всех особенностях конкретной машины и задают шинам такие характеристики, которые обеспечивали бы автомобилю именно то поведение, которого от него ждут технические инженеры компании-автопроизводителя. Возможность плотно работать с шинниками позволяет инженерам автомобильных компаний находить идеальное соответствие между автомобилем и шинами, то есть выразить характер автомобиля и обеспечить ему возможность продемонстрировать на дороге все, на что он способен. В итоге получаются шины, которые будут установлены на него на конвейере или впоследствии предложены официальным дилером.
С одной стороны, это позволяет делать автомобили на правильных шинах еще совершеннее, а с другой, делает машины все более чувствительными к резине. Сначала эта тенденция стала видна в сегменте спортивных машин — установка не омологированных шин делала автомобиль куда менее точным во всех реакциях. В последние годы чувствительность к шинам все ярче проявляется и у массовых моделей. Конечно, далеко не всегда точный инструмент превращается в подобие кувалды, но то, что установка не омологированных шин зачастую меняет поведение автомобиля в худшую сторону, — неоднократно подтвержденный на независимых испытаниях факт.
Особенно внимательно относятся к омологации в сегментах премиум, люксовом и спортивном. Шины должны обеспечивать премиальным моделям именно тот характер, которого от них ждет клиент. Порой некоторые бренды и вовсе начинают работать с тем или иным производителем на эксклюзивной основе. Так, для первичной комплектации Maserati, Lamborghini, McLaren и Pagani используются только шины Pirelli, а Aston Martin, Bentley, Ferrari и Porsche используют итальянские покрышки в подавляющем большинстве случаев. Но не стоит думать, что омологированные покрышки — удел лишь производителей люксовых и спортивных машин. Та же компания Pirelli плотно сотрудничает еще и с Alfa Romeo, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar и Land Rover, а всего у итальянцев 3300 омологаций для разных моделей разных производителей.
Зачем вообще переплачивать за шины от именитого производителя?
Шинная промышленность появилась практически сразу вслед за автомобильной — мягкие резиновые покрышки обеспечивали куда больший комфорт, чем деревянные или стальные ободья колес. Поэтому не удивительно, что история многих шинных производителей насчитывает десятки лет, а наследие больше, чем у иных автомобильных брендов. Однако шинная индустрия — высокотехнологичная отрасль, в которой на одной истории далеко не уедешь. Результат определяют компетенции, экспертиза и ноу-хау.
Как и любая другая отрасль, предлагающая клиенту товары, в шинной индустрии существует три больших сегмента: премиальный, средний и бюджетный. По традиции их обозначают буквами А, B и C. К первому, как правило, относятся шины топовых мировых брендов. Они имеют такие модификации/технологии, как run flat (усиленная боковина, позволяющая продолжать движение при проколе) и seal inside (дополнительный слой на внутренней поверхности шины, обеспечивающий самогерметизацию при проколе).
Шины А-сегмента разрабатываются для более дорогих и мощных моделей, способных развивать более высокие скорости, а также устанавливаются на автомобиле массового сегмента. Практически во всех случаях речь идет о шинах от премиальных производителей с многолетней историей, успехами в автоспорте и многочисленными омологациями. При этом нужно понимать, что о переплате за бренд речи не идет. Так как в этом сегменте высокую роль играют безопасность и комфорт, в премиальных покрышках применены все возможные технологии по подавлению шума, сопротивлению аквапланированию (всплыванию над поверхностью мокрого асфальта) летом и обеспечению максимального сцепления на снегу и льду зимой.
К шинам B-сегмента относятся покрышки средней ценовой категории как премиальных производителей, так и брендов с меньшей историей. Например, у Pirelli в данной категории есть бренд Formula. Также иногда в эту категорию попадают шины А-сегмента, которые производятся пять лет и больше или не имеют технологий run flat или seal inside, а следовательно, и стоят дешевле.
Наконец, С-сегмент — это, как правило, шины от локальных брендов, главным, а зачастую и единственным преимуществом которых является цена. Ранее небольшие производители имели преимущество в том, что предлагали шины компактных размеров — с посадочным диаметром 14 и 15 дюймов, но и оно осталось в прошлом. Сейчас даже малоразмерные шины можно найти и у премиум-брендов. Например, у той же компании Pirelli есть летняя модель Cinturato P1 и зимняя шина Cinturato Winter с такими посадочными диаметрами в гамме.
Естественно, у любого покупателя возникает вопрос: а нужно ли платить за премиум или можно сэкономить и приобрести шины более доступного сегмента? Как правило, вся разница между резиной А- и B-сегмента проявляется в сложных дорожных условиях. Особенно это заметно на мокрой дороге или при активной езде, когда идет повышение нагрузки на резину. Еще заметнее эти различия зимой. На морозе резине крайне важно оставаться мягкой и сохранять свою эластичность, шипам — плотно сидеть в своих посадочных местах и не обмерзать, а ламелям — создавать дополнительные кромки упоров, увеличивать площадь контактирующей поверхности, а также сохранять снег в протекторе для увеличения сцепления на снежных поверхностях, ведь о снег коэффициент трения гораздо выше. Премиальные производители имеют возможность инвестировать в развитие технологий во всех направлениях.
Если мы возьмем шину Pirelli Ice Zero 2 — первую в истории и единственную на данный момент зимнюю шину, омологированную для Lamborghini, — то найдем ноу-хау в каждой области. Резиновая смесь в области шипа оптимизирована для лучшего его крепления, по обеим сторонам от каждого шипа расположены «контейнеры» для ледяной крошки, которую нарезает шип, предотвращающие образование наледи, а рисунок протектора призван обеспечивать сцепление не только на льду, но и на сухом и мокром асфальте.
Естественно, разработка всех этих ноу-хау стоит денег, что отражается и на итоговой цене шины. Но в случае с автомобильными шинами покупатель может быть всегда уверен, что высокая цена премиальных покрышек — это не сила бренда, красивый дизайн или престиж, а технологии и безопасность.
Что такое омологация шин
Омологация – это термин из коллекции автопроизводителей, который означает «согласовывать» или приводить комплектующие в соответствие заданным требованиям. Например, в спортивной среде гоночные кары модифицируют под запросы организаторов соревнований. Сегодня омологирование используют все крупные производители шин, выпускающие первичную комплектацию для определенных марок автомобилей.
Первичный комплект – это авторезина, которая устанавливается на машины, сходящие с заводского конвейера. Прежде чем получить такой статус покрышки тестируют на соответствие требованиям автокомпании. Проверка может длиться 1-3-5 лет. Только после согласования «омологации» с производителем комплект допускаются к шиномонтажу.
Выбор первичной авторезины вызывает много вопросов у водителей. В этой статье подробно расскажем, что такое омологирование, как происходит этот процесс. Рассмотрим, чем отличаются «одобренные» производителем покрышки от обычных.
Что такое омологация
Каждая автомобильная марка имеет свои конструктивные особенности и технические характеристики. Под них подбирают или разрабатывают первичный комплект автопокрышек. Омологация шин – это адаптация авторезины под параметры конкретной модели ТС и требования производителя.
При разработке первичного комплекта изготовители учитывают:
Контроль этих параметров помогает определить, насколько точно провели улучшение характеристик автошин под особенности конкретной модели. Зачастую покрышки разрабатываются специально под определенные марки с учетом их конструктива.
Такие шины после омологации маркируют спецсимволами. Например, Audi – AO, Volkswagen – VO, Mercedes – MO.
Шины первичной комплектации (OE), или омологированные шины. Что это и зачем они нужны?
Что такое омологация и шины первичной комплектации?
Омологация происходит от греческого homologeo, что означает «согласовываться, соответствовать», и в целом смысл данного термина – это приведение некоего объекта в соответствие определенным требованиям. Изначально это понятие использовалось только в спортивно-гоночной среде, где производители модифицировали гоночные машины под требования лиги. Сегодня же оно перешло в лексикон изготовителей шин, которые стали выпускать покрышки, специально поставляемые для первичной комплектации определенных марок автомобилей и рассчитанные на их конструктивные особенности.
Шины первичной комплектации – это шины, устанавливаемые на автомобили, которые сходят с конвейера. Они массово поставляются на заводы после тестирования на соответствие требованиям автопроизводителя. По сути, автовладелец может их заменить любыми другими, подходящими по типоразмеру.
Омологация является тем, что отличает шины первичной комплектации от той же самой модели, которая поступает в розничную продажу и не содержит соответствующей маркировки. К примеру, Вы покупаете автомобиль Audi A6, укомплектованный шинами Pirelli P Zero 245/45 ZR18 (AO), маркировка AO указывает на то, что Pirelli P Zero 245/45 ZR18 адаптированы к характеристикам и конструктивным особенностям Audi и позволяют полноценно реализовать те свойства автомобиля, которые заложены в него изготовителем.
Сегодня омологированные шины можно приобрести на розничном рынке, подобно другим оригинальным комплектующим, пользуясь рекомендациями автопроизводителя. И такие компании-изготовители шин, как Pirelli или Michelin, которые лидируют по количеству омологаций, стремятся к тому, чтобы со временем покрышка стала такой же оригинальной составляющей автомобиля, как элементы подвески или другие детали.
Чем омологированные шины отличаются от аналогичных шин той же модели?
Для наглядного ответа на этот вопрос возьмем две шины PIRELLI Scorpion Verde типоразмера 235/55 R17.
PIRELLI Scorpion Verde 235/55 R17 99V TL AO | PIRELLI Scorpion Verde 235/55 R17 99H TL |
Как видно на фото, шины не отличаются по внешнему виду: количество каналов, расположение блоков совершенно одинаковое. Аналогичным образом, ширина профиля, высота борта и посадочный диаметр те же самые. Однако в остальном маркировка имеет расхождения. Слева шина обозначена AO, что является признаком омологации для автомобиля Audi. Также не совпадают индексы 99V и 99H. 99 является индексом несущей способности, выражаясь проще, индексом нагрузки. Сверившись с ГОСТом, мы видим, что обе шины рассчитаны на эксплуатацию под воздействием массы до 775 кг. V, H – это категории, или индексы, скорости. Они показывают максимальную скорость, на которую рассчитана данная шина. В первом случае это 240 км/ч, во втором 210 км/ч.
Расхождения можно заметить и в данных евромаркировки у той же модели в типоразмере 235/60 R18:
PIRELLI Scorpion Verde 235/60 R18 103V TL MO | PIRELLI Scorpion Verde 235/60 R18 103W TL |
Расход горючего у омологированной шины в связи с более низким сопротивлением качению, чем у обычной шины.
Но здесь видна лишь вершина айсберга, поскольку при создании покрышек производителями учитываются более 50 параметров, а при создании омологированных шин 12 из показателей должны соответствовать требованиям автокомпаний. К этим параметрам относятся:
Все эти параметры определяют, насколько хорошо омологированные шины дополняют особенности автомобиля, а соответствие требованиям по данным показателям позволяет им попасть на автозавод в качестве шин первичной комплектации.
Взятые в качестве примера омологированные шины для Mercedes обладают более высоким уровнем комфорта, другими словами, баланс характеристик смещен в сторону большего удобства, что является требованием автозавода, поэтому мы видим расхождение и в других параметрах.
К тому же, внешний вид омологированной шины может содержать отличия. На рисунке представлены покрышки P Zero* одного типоразмера 305/30 ZR20. Отличия наблюдаются в дизайне протектора, а также ширине профиле. Поскольку шаг ширины профиля равняется 10 мм, расхождения в этих пределах не меняют размерность, и она у всех шин считается одинаковой.
*Сверху вниз: омологации для Audi, Porsche, Lamborghini, Ferrari.
Но это еще не все: некоторые автомобили снабжаются системами контроля давления и позволяют использовать шины, созданные по технологии Runflat. Поэтому GOODYEAR Eagle F1 Asymmetric 3 типоразмера 245/45 R18, омологированные под Mercedes обладают данной технической характеристикой. При изготовлении шин первичной комплектации также учитываются особенности подвески, оптимальный размер, распределение массы автомобиля*, а также то, на какого клиента он рассчитан.
*Как известно, масса автомобиля распределяется неравномерно на каждую шину. Так, у Porsche 911 Carrera S на переднюю ось приходится вес 589 кг, а на заднюю больше тонны.
Таким образом, каждый автомобиль является воплощением определенной концепции, которую мы как конечные пользователи приобретаем, и это воплощение зависит, в том числе, от тех шин, которые используются водителем. Если для Мерседеса ключевым оказывается уровень комфорта, для BMW приоритетным будет точность рулевого отклика, а для Audi низкие шум и сопротивление качению. Поэтому для сохранения тех качеств, которые заложены именно в Ваш автомобиль, существует возможность, следуя рекомендациям автопроизводителя, приобрести омологированные шины на розничном рынке. В интернет-магазине «Колесо» при подборе шин по параметрам, включив расширенный поиск, можно найти покрышки, рассчитанные на нужную марку.
Каким образом происходит омологация?
Первым этапом запуска производства омологированных шин является проектирование. Инженерами выбирается наиболее оптимальная модель шин и модифицируется в соответствии с требованиями автопроизводителя. Затем создается модель шины и тестируется. Всего данный процесс занимает около трех лет, поэтому можно сказать, что на сегодня шинные концерны уже изготавливают омологированные шины для автомобилей, которые будут производится в 2020 году.
Что значит омологационная маркировка шин?
Маркировка | Производитель |
AO, AO1 AM8, AM9, AMP, AMS, AMX, AMR AR RO1, RO2, RO3 B, B1, BC, BL ★ CH C1 F, F01, F02 FI FO HO J, J1, JRS L LR MGT MC MI MO MOE MO1 N0, N1, N2, N3, N4* OP PE RE SE SK T0 VO, VW VOL | Audi Aston Martin Alfa Romeo Audi (серия R, RS) Bentley BMW Chrysler Chrysler Viper Ferrari Fiat Ford Honda Jaguar Lamborghini Land Rover Maserati McLaren Mitsubishi Mercedes-Benz Mercedes-Benz Runflat Mercedes AMG Porsche Opel Peugeot Renault Seat Skoda Tesla Volkswagen Volvo |
*Обозначения от 0 до 6 рядом с буквой N могут встретиться на шинах, омологированных для Porsche. Они показывают, сколько раз данная модель была одобрена автопроизводителем. N0 – самая первая омологация, при улучшении дизайна шина с маркировкой N0 приобретает маркировку N1. Чем больше это число, тем большее количество раз покрышка была модифицирована разработчиком.
Автомобильная омологация на шинах
Омологированные шины
Для того, чтобы пройти подобные испытания, шинным компаниям необходимо проделать огромную работу. И зачастую речь идет о создании особенной новой шины, которая будет отличаться от аналогичной шины без автомобильной омологации внутренним строением, резиновой смесью, а иногда и особенным рисунком протектора. Прежде чем попасть на первичную комплектацию любого автомобиля, все шины проходят тестовые испытания, по результатам которых они получают одобрение от автопроизводителя.
Адаптация к техническим особенностям автомобиля
Подобные решения нужны для того, чтобы шина была наилучшим образом адаптирована к техническим особенностям конкретного автомобиля и максимально дополняла его характеристики. Наличие маркировки об автомобильной омологации гарантирует владельцам соответствующих автомобилей характеристики высочайшего уровня, позволяя реализовать всю мощь автомобиля на дороге и вынести жесточайшие нагрузки, не опасаясь при этом за безопасность в экстренных ситуациях. Также шины с маркировкой учитывают особенности настройки подвески автомобиля и поэтому помогут улучшить показатели пробега в отличие от простых шин, выполненных для стандартных настроек.
Стоит особо отметить, что в некоторых случаях омологированные шины должны устанавливаться исключительно на соответствующие автомобили. Установка таких шин на автомобили других моделей приводит к повышенному либо неправильному износу, появлению шума, снижению комфорта.
Омологированные шины MICHELIN
Компания MICHELIN сотрудничает со многими премиальными автомобильными брендами, которые предъявляют самые высокие требования компаниям по производству шин. Их цель состоит в том, чтобы раскрыть потенциал их премиальных мощных автомобилей.
Среди шин MICHELIN по количеству омологаций можно выделить шину MICHELIN Pilot Super Sport. Шины MICHELIN Pilot Super Sport устанавливают на:
Porsche Panamera:
Mercedes AMG C-class BR 205:
Ferrari 599 GTO:
BMW M X5 и BMW M X6:
Внимание! Согласно рекомендациям Мишлен, омологированные шины для автомобилей Ferrari не рекомендуется устанавливать на другие автомобили. Шины с омологациями для спортивных версий автомобилей Mercedes (маркировка MO1) и автомобилей Porsche (маркировки N0, N1 и т.д.) могут устанавливаться на другие автомобили при условии установки всех четырех шин, а также при соответствии этих шин размерам, рекомендованным автопроизводителем.