Что значит охарактеризовать согласные

Согласные звуки и буквы

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Твёрдые[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
Мягкие[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые[ж][ш][ц]
Мягкие[ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Что значит охарактеризовать согласные

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Читайте также похожие темы:

Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»

Источник

Консультация «Характеристика гласных и согласных звуков»

Характеристика звуков

Памятка для родителей и учащихся

1. Букв гласных звуков – 10, звуков гласных 6: [ а ] [ о ] [ у ] [ ы ] [ э ] [ и ].

Гласные бывают только ударные или безударные.

• Верхний ряд показывает твердость согласных звуков на письме.

• Нижний ряд служит для обозначения мягкости согласных на письме.

Звуков: я, ё, ю, е – не бывает!

2. Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука [ й’а ] [ й’о ] [ й’у ] [ й’э ],когда:

Стоят в начале слова (яма, ёлка). Стоят после ь и ъ знаков (семья, подъём, съем). Стоят после гласных букв (моя, поёт, улетает).

3. В некоторых случаях буква и может обозначать два звука [ й’и ]: соловьи.

4. Букв согласных звуков – 21.

Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

5. Буквы л, р, м, н, й – обозначают звонкие непарные согласные звуки.

6. Буквы х, ц, ч, щ – обозначают глухие непарные согласные звуки.

7. Парные буквы по глухости –звонкости: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

• Верхний ряд – обозначают звонкие парные согласные звуки.

• Нижний ряд – обозначают глухие парные согласные звуки.

8. Буквы й, ч, щ – обозначают только мягкие согласные звуки.

9. Буквы ж, ш, ц – обозначают только твердые согласные звуки.

10. Буквы ъ и ь звуков не обозначают!

Что значит охарактеризовать согласные«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

«Путешествие в страну гласных звуков». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию. Тема: Звук и буква [Ц].

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Что значит охарактеризовать согласныеКонсультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

Источник

Артикуляционная классификация согласных

Что значит охарактеризовать согласные

Все согласные буквы и обозначаемые ими согласные звуки русского литературного языка классифицируются по четырем признакам:

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех
признаков.

При образовании гласных звуков воздушная струя, выйдя из гортани, не встречает никаких препятствий в артикуляционном отделе речевого аппарата. Для образования согласных наличие препятствий является необходимым условием. В фонетике все согласные звуки классифицированы, это очень удобно когда нужно поставить человеку правильное извлечение звука.

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые
связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта,
а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Что значит охарактеризовать согласныеГде образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’], [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’], [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Согласные по месту образования шума

По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным —
верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.

Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].

Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].

Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.

Что значит охарактеризовать согласныеПарные согласные звуки

При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’].
При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’],
[ж’], [ч’], [р], [р’].

Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу.
Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным
задним нёбом.

Согласные по способу образования шума

По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые),
смычно-проходные, дрожащие (вибранты).

К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’].
Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.

В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).

Что значит охарактеризовать согласныеСогласные звуки

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость
рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.

К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].

Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так:
Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.

Таблица классификации согласных звуков в русском языке

Способ образованияМесто образования
ГубныеЯзычные
Губно-губныеГубно-зубныеПереднеязычныеСреднеязычныеЗаднеязычные
ЗубныеПередненёбныеСредненёбныеЗадненёбные
СмычныеРотовые[б] [ц] [б’] [п ’][д] [т] [д’] [т’][г ] [к ] [г’] [к’]
Носовые[м] [м’][н] [н’]
ЩелевыеСрединные[ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’][ з ] [ с ] [з ’] [с’][ж ] [ш ] [ж’] [ш’][й][х ] [х’]
Боковые[л ] [л ’]
Африкаты[ц][ч’]
Дрожащие[р ] [р’]

Согласные по наличию смягчения

По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция — средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, т. е. основная артикуляция
согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному [й]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции.

Мягкими в русском литературном языке являются согласные: [п ’], [б’], [ф’], [в’], [м’] [т ’] [д’] [с’], [з’ ], [ш’], [ж’], [ч’], [н’], [л’], [р’], [к’], [г’], [х’].

Остальные согласные — твердые. Мягкие согласные звуки, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [й], у которого
эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.

Таким образом, каждый согласный звук русского языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях.
Например:
[п] — глухой шумный, губно-губной, смычный, твердый;
[д’] — сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий;
[ц] —аффриката, переднеязычный, зубной, твердый.

Помните, что мы не можем говорить «мягкие согласные буквы» или «твердые согласные буквы». Буквы — всего лишь знаки, которыми обозначаются звуки, поэтому правильно говорить так «мягкие согласные звуки» и «твердые согласные звуки».

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 5

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Источник

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парныенепарные
твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][ж], [ш], [ц][ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Источник

Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения

Продолжаем постигать азы фонетики.

Что значит охарактеризовать согласные

Если вы произносите звук и выдыхаемый воздух наталкивается на преграды в виде губ, языка, зубов – значит, вы произносите согласный. Если преград нет – гласный.

Например, произнесите [б] – воздух натолкнется на барьер из сомкнутых губ, [в] – ему будут мешать ваши верхние зубы и нижняя губа, [р] – язык и небо, [к] – задняя часть спинки языка.

Количество согласных в русском — 21, на 11 больше, чем гласных. Давайте научимся делить их на группы и правильно анализировать

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.

На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

Напишите свой e-mail здесь – я перешлю вам книги в одном архиве.

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

Заключение

Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *