Что значит ограничение по счету
Что значит ограничение по счету
Расчёты в рамках хозяйственной и бизнес-деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны осуществляться преимущественно безналичным путем. Но конечно, у любой фирмы бывают незапланированные наличные расходы. Например, сотрудник сам заплатил за срочный ремонт кондиционера в офисе и отдал бухгалтеру чек. Компания должна вернуть сотруднику деньги, и бухгалтер снимает с расчётного счёта нужную сумму наличными «на прочие цели». Если снимаемые наличные со счета суммы выходят, с точки зрения банка, за рамки разумного, банк может запросить подтверждающие документы.
Советуем
Используйте безналичные расчёты. Например, в описанной выше ситуации лучше вернуть сотруднику сумму, потраченную на ремонт, при помощи безналичного перевода с указанием назначения платежа, сохранив при этом в учёте первичные документы – чек, представленный сотрудником, отчёт сотрудника и т.д.
Сотрудники снимают наличные с бизнес-карт
Бизнес-картами можно платить в любом магазине, где принимают карты. За это не берётся комиссия, в отличие от снятия наличных. Покупать товар для компании за деньги, снятые с карты в банкомате, попросту невыгодно, и, как правило, этого не делают без веских причин.
Советуем
Дайте сотрудникам установку не снимать наличные с бизнес-карт. В интернет-банке СберБизнес вы всегда будете видеть расходы компании (контрагента по операции), а у банка не будет к вам лишних вопросов.
По счёту проводятся транзитные операции, «не имеющие экономического смысла»
Бывают ситуации, когда к руководителям компаний, успешно работающих на рынке, обращаются партнеры, друзья или знакомые с просьбой провести через счета компании отдельные операции. Возможно, они даже обещают за это денежное вознаграждение. Подобные операции, не свойственные бизнесу и не ведущие к реальным поставкам товаров и предоставлению услуг, свойственны фирмам-однодневкам. Банки, заметив, что среди реальных операций клиента присутствуют транзитные потоки, обязательно запросят документы, «объясняющие экономический смысл операций», так как их целью, скорее всего, является отмывание доходов.
Советуем
Не соглашайтесь участвовать в сомнительных схемах ни по дружбе, ни за деньги. Это приводит к проблемам с законом и портит деловую репутацию.
У компании нет платежей в бюджет
Частое явление — наличие у юридического лица или предпринимателя нескольких расчётных счетов в разных банках, при котором платежи в бюджет и внебюджетные фонды осуществляются целиком или преимущественно только в одном из них. А иногда налоги оплачиваются наличными от имени физических лиц. В таких условиях обслуживающий банк не знает, что налоги оплачены. Это вызывает подозрения в том, что реальная деятельность не ведётся.
Советуем
Перечисляйте налоги с расчётного счёта, не используя механизм оплаты наличными. С пониманием отнеситесь к запросам банка о предоставлении документов, подтверждающих уплату налогов, если оплата производится со счета в ином банке. Следите за тем, чтобы объем отчислений в бюджет соответствовал отрасли организации.
Назначения платежей в документах компании некорректные или неполные
В каждом платёжном документе следует в полном объёме указывать основание платежа: номера и даты договоров, соглашений, счетов на оплату с указанием видов оплачиваемых товаров, работ или услуг. Например, назначение платежа не может считаться полным, если выглядит так: «за консультации по бизнесу». Правильным будет указать: «Оплата по счёту № 345-0903 от 03.09.2018 за разработку дизайна сайта компании по Приложению № 345 от 01.08.2018 к Договору № 24/11-14 от 15.11.2014 года. Сумма 345 00-00 без НДС».
Советуем
Как можно подробнее заполняйте поле назначения платежа.
Фирма платит за товары и услуги, не связанные с её видами деятельности согласно ОКВЭД
Сомнительной банку покажется работа не по кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и нетипичные для соответствующего вида деятельности расходы. Если зооферма регулярно тратит миллионы на услуги психолога, то, как бы подробно и красиво ни заполнялись платёжные поручения, подозрений не избежать.
Советуем
Следите, чтобы все платежи соответствовали вашей хозяйственной деятельности. Если вы сменили вид деятельности, не забудьте внести изменения в реестр, указав правильные коды ОКВЭД, и сообщите об этом банку.
Что делать, если операции оказались ограничены
Зайдите в интернет-банк СберБизнес и проверьте, пришло ли письмо из банка с запросом подтверждающих документов. Возможно, вы не увидели запрос, и банк, не дождавшись ответа в установленный срок, ограничил дистанционное обслуживание.
Если вы получили запрос на пояснение проводимых операций, отнеситесь к этому серьёзно. Не игнорируйте требование банка, предоставьте документы в полном объёме и в сроки, указанные в запросе. Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, позвоните в рабочие дни с 03:00 по 18:00 (по Москве) по номеру, указанному в запросе, чтобы получить подробную информацию по сбору пакета документов.
Если запрос из банка не поступал, свяжитесь со своим менеджером в банке или позвоните по телефону 8 800 555-57-77, чтобы уточнить причины ограничения ДБО. Банк предоставит письменное разъяснение.
При ограничении операций по счёту можно проводить платежи в офисе банка — при наличии документов, поясняющих основание платежа. Дистанционная оплата доступна только для налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Советуем
Храните первичные документы, служащие основанием для проведения операций (договоры, дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные и т.д.). Они пригодятся не только, когда документы запросит обслуживающий банк, но и в случае досудебных или судебных разбирательств с контрагентами в случае нарушения ими обязательств.
Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев — «Комплаенс-помощник».
Что значит ограничение по счету
Детальная информация по незавершённым операциям доступна в СберБизнес. О наличии незавёршенных операций по счёту вас оповестит оранжевый значок над счётом на главной странице СберБизнес. Для просмотра детальной информации, нажмите на него.
Второй вариант — слева в меню выберите Счета и платежи, далее раздел Счета — справа в строке с реквизитами счета ссылка Незавершённые операции. Перейдите по ссылке.
Все незавершённые операции распределены по трём вкладкам:
В каждой вкладке в поле Порядок оплаты отражён порядок оплаты документов. В поле Сумма указана первоначальная сумма по документу, а в поле Осталось оплатить отражено, сколько средств по документу осталось оплатить. Можно кликнуть на запись и посмотреть назначение.
Информация о незавершенных операциях исчезнет из системы СберБизнес. На главной странице и в разделе Счета и платежи вы перестанете видеть отметку о незавершенных операциях рядом с этим счётом. Оплаченные документы будут отражены в выписке по счету.
Решения органов исполнительной власти об ограничениях операций по счетам обычно поступают в связи с неоплатой обязательных платежей. Например, налоги, сборы, штрафы, пени и т.д.
Если в Решении налогового органа «О приостановлении операций по счетам» не указана сумма, то ограничение накладывается на весь остаток по счёту. Основная причина наложения ограничений в том, что налоговый орган (ИФНС) не получил от вас декларацию или иные документы налоговой отчетности.
Для уточнения причин и информации по снятию ограничений рекомендуем обратиться в орган, наложивший это ограничение.
Детальная информация по ограничениям на счёте доступна в СберБизнес. О наличии ограничений по счёту вас оповестит красный восклицательный знак над счетом на главной странице СберБизнес. Для просмотра детальной информации, нажмите на него.
Второй вариант — в меню выберите Счета и платежи, далее раздел Счета и справа в строке с реквизитами счёта ссылка Ограничения. Нажмите на ссылку. В открывшемся окне кликните на документ для просмотра детальной информации об органе, наложившем ограничение, номере и дате документа.
Единственный способ избежать ограничений — вовремя проводить платежи в адрес налоговой службы, предоставлять декларации и другие документы.
Платежи с очередность 1 — 3 будут исполняться за счёт остатка по счёту в соответствии со статьёй 855 ГК РФ независимо от суммы ограничений по счёту.
Платежи с очерёдностью 4 — 5 будут исполнятся из суммы свободного остатка, превышающей сумму ограничений, а если недостаточно денежных средств — встанут в очередь неисполненных в срок распоряжений или будут возвращены без исполнения.
Если на счёте недостаточно денежных средств, то платежи с 1 по 4 очерёдность без исключения и 5 очерёдности (только перечисленные: в оплату налогов, сборов и иных платежей на счета бюджетов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов РФ, а также переводы в пользу банка), помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений.
Иные платежи 5 очередности будут возвращены без исполнения в конце операционного времени рабочего дня, следующего за днём поступления платёжного поручения в банк. Иные платежи 5 очередности, предъявленные в банк на бумажном носителе, будут возвращены без исполнения в день поступления в банк.
Информация об ограничениях исчезнет из системы СберБизнес. На главной странице и в разделе Счета и платежи вы перестанете видеть отметку об ограничениях рядом с этим счётом.
Банк не снимает ограничения по счёту самостоятельно, даже если задолженность по обязательным платежам оплачена (налоги, штрафы, пени и т.д.). Банк снимает ограничения по счёту на основании Решения об отмене ограничения, поступившего от органа его наложившего. Между банком и органами исполнительной власти установлен электронный документооборот. Решение на установку и снятие ограничений по счетам поступает в электронном виде, и вся информация из файла отображается в СберБизнес. Максимальный срок обработки файлов не позднее следующего рабочего дня. Для уточнения причин и информации по снятию ограничений рекомендуем обратиться в орган, наложивший это ограничение.
Банк списывает сумму задолженности на основании Решения органов исполнительной власти, например, ИФНС, ФССП. Между банком и органами исполнительной власти установлен электронный документооборот. Для уточнения информации по суммам задолженности рекомендуем обратиться в соответствующий орган.
Что делать, если налоговая заблокировала расчетный счет
Бывает, что налоговая заблокировала счет, поэтому бизнес не может проводить операции. Рассказываем, как понять причину блокировки и быстро ее снять.
Александр Кортель
Бывает, что государственные органы блокируют расчетный счет компании или ИП, поэтому бизнес не может проводить часть операций. Чаще всего заблокировать счет могут судебные приставы или налоговая. В этой статье рассмотрим только ограничения от налоговой: какими они бывают и как быстро от них избавиться.
Зачем налоговая блокирует расчетный счет
Налоговая следит за тем, чтобы бизнес вовремя сдавал отчетность и платил налоги. Если не делать это в срок, налоговая принимает меры: например, может полностью или частично заблокировать расчетный счет.
Смысл блокировки в том, чтобы предприниматель или компания как можно быстрее решили вопросы с налоговой. Пока долг не погашен, деньги будут автоматически списываться на счет налоговой или предприниматель не сможет никому переводить деньги.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Что происходит с деньгами во время блокировки
Есть два вида блокировки: ограничение на сумму долга или полное ограничение операций по счету. При первой деньги будут списываться в пользу налоговой, при второй — останутся на счете компании или ИП, но ими нельзя будет свободно распоряжаться.
Блокируется сумма долга. При таком виде ограничений налоговая отправляет в банк информацию с суммой долга — выставляет инкассовое поручение на счет. По этому поручению банк обязан перевести сумму долга со счета предпринимателя или компании на счет налоговой. Если денег не хватает, счет будет заблокирован до тех пор, пока весь долг не спишется в пользу налоговой.
Например, на расчетном счете компании есть 300 000 ₽, а долг по налогам — 100 000 ₽. В этом случае компания сможет свободно пользоваться 200 000 ₽, а 100 000 ₽ банк спишет в пользу налоговой.
Если же на счете было 40 000 ₽ на момент блокировки, то спишутся только эти деньги. А дальше на счет налоговой станут списываться все будущие поступления, пока не наберется остаток долга — 60 000 ₽.
Блокируется часть исходящих операций по счету. Такое ограничение еще называют полной блокировкой от налоговой. Собрали в таблицу все виды операций, которые можно и нельзя проводить во время полной блокировки.
Причины блокировки счета
Есть пять причин, по которым налоговая может заблокировать расчетный счет.
Компания или ИП не платит налоги, сборы, пени и штрафы. Как только налоговая обнаруживает долг, она отправляет бизнесу требование погасить его. Если долг более 500 ₽, требование отправят в течение трех месяцев, если до 500 ₽ — в течение года.
Требование могут вручить лично под расписку, отправить по почте заказным письмом, передать через систему ЭДО — электронного документооборота — или через личный кабинет налогоплательщика. Если требование было отправлено по почте заказным письмом, оно считается полученным через шесть дней со дня отправки письма.
Если не исполнить требование в течение восьми дней с момента получения, налоговая поручит банку заблокировать сумму долга на счете. Без требования счет блокировать не будут.
Если счетов несколько, деньги заблокируют на каждом из них. Например, у компании долг по налогам 30 000 ₽ и два открытых счета. Значит, налоговая заблокирует каждый из счетов на 30 000 ₽, что в сумме составит 60 000 ₽.
Бизнес не сдал налоговую декларацию. Заблокировать счет могут, если не сдать 3-НДФЛ, НДС или любую другую декларацию в течение 20 дней после положенного срока.
Потом налоговая без предупреждения может заблокировать исходящие операции по всем счетам. Чтобы заблокировать счет, у налоговой есть три года. По истечении этого срока заблокировать счет налоговая уже не сможет.
Если срок подачи декларации вышел 1 апреля 2021 года, налоговая может заблокировать счет в любой момент с 21 апреля 2021 года и до 21 апреля 2024 года.
Бизнес не сдал отчетность в электронном виде. По закону бизнес должен сдавать некоторые виды отчетов только в электронном виде — например, декларации по НДС, формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Если опоздать с их подачей на 10 дней и более, налоговая может заблокировать исходящие операции по счету без дополнительных предупреждений.
Бизнес не отправил квитанцию о получении требований от налоговой. Иногда налоговая может высылать бизнесу требования — например, попросить разъяснения об операциях. Это требование она отправляет по почте и дублирует его в электронном виде — через систему ЭДО или в личном кабинете.
Компания или ИП обязаны подтвердить, что получили этот запрос: отправить в налоговую квитанцию о приеме электронных документов. Если не отправить подтверждение в течение шести дней, налоговая может заблокировать исходящие операции.
Бизнес не прошел проверку налоговой. Бывает, что налоговая проверила компанию, выявила нарушения и выписала штраф. Если налоговая сомневается в том, что компания заплатит штраф, она может заблокировать на счете сумму штрафа, а банк по поручению налоговой спишет эти деньги и отправит их в казну.
Блокировка счета налоговой редко становится неожиданностью — компания или ИП почти всегда сначала получает письмо с требованием заплатить штраф или дать разъяснение. Поэтому если вы получили такое письмо, не откладывайте его в долгий ящик, чтобы избежать ограничений на счете.
Что делает банк во время блокировки
Сам банк не может заблокировать или разблокировать счет — он делает это по поручению налоговой. Показали процесс на схеме.
Банк не может самостоятельно снять блокировку, пока не получит решение от налоговой. Решение может идти в банк до трех дней. Узнать статус решения можно на сайте налоговой, пункт «Запрос о направленных из ФНС России электронных документах».
Как узнать подробности блокировки
Есть два способа узнать детали блокировки расчетного счета.
Через сервис налоговой. На сайте налоговой нужно выбрать пункт «Запрос о действующих решениях о приостановлении», ввести БИК любого банка, ИНН компании или ИП.
В личном кабинете банка или мобильном приложении. Многие банки показывают информацию о блокировке расчетного счета в личном кабинете для бизнеса. Например, в личном кабинете или приложении Тинькофф сразу видно, есть ли блокировка, кто и по какой причине заблокировал счет:
Что делать при блокировке расчетного счета
Чтобы разблокировать счет, сначала нужно узнать причину и выполнить требования налоговой — например, заплатить штраф или передать отчетность. Чтобы ускорить разблокировку, можно принести в налоговую квитанцию об уплате налога.
Если у вас открыт расчетный счет в Тинькофф, вы можете узнать причины и детали блокировки в личном кабинете или приложении. Для этого перейдите к заблокированному счету, откройте постановление о блокировке и посмотрите код с расшифровкой:
В таблице собрали коды с расшифровками и рассказали, как устранить блокировку:
При блокировке может возникнуть мысль открыть другой расчетный счет. До 2014 года предприниматели пользовались этой возможностью, но теперь так сделать нельзя — закон запрещает банкам открывать новый расчетный счет для ИП или компании, если на старом есть ограничения от государственных органов.
Что делать, если налоговая ошиблась
Бывает, что налоговая ошибается и блокирует счет, даже если бизнес вовремя сдал отчетность и заплатил все налоги.
Чтобы разблокировать счет, нужно обратиться в ваше отделение налоговой: позвонить, прийти лично или оставить обращение в личном кабинете. Скорее всего, вас попросят подтвердить документально, что нарушений с вашей стороны не было: например, отправить квитанцию об уплате налога.
Если таким образом решить вопрос не получается, можно отправить в вышестоящий налоговый орган жалобу. На ее рассмотрение у налоговой есть 15 рабочих дней, а если счет заблокировали после налоговой проверки, то жалобу могут рассматривать месяц. Пока налоговая рассматривает жалобу, ограничения на пользование счетом продолжают действовать.
Если не помогла и жалоба, придется подавать иск в суд. На время судебного разбирательства можно снять ограничения со счета. Для этого нужно подать ходатайство и приложить доказательства, что блокировки бизнес получит серьезный ущерб — например, не сможет рассчитаться с контрагентами.
Через суд можно не только оспорить ошибку, но и получить компенсацию: она зависит от ставки рефинансирования и заблокированной суммы. Если заблокированы все исходящие операции, ставка начисляется на всю сумму денег на счете.
Допустим, налоговая ошибочно заблокировала счет на 10 000 000 ₽. На конец июля 2021 года ставка рефинансирования составляет 5,5%. Считаем компенсацию за один день блокировки:
Если счет был ошибочно заблокирован на 20 дней, ИП или компания могут претендовать на такую компенсацию:
Насколько целесообразно обращаться в суд, решать бизнесу. Здесь нужно учитывать, какая сумма и на какой срок была заблокирована, насколько серьезные убытки понес бизнес и насколько велико желание судиться с налоговой.
Расчетный счет в Тинькофф
Откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Сейчас читают
Необоснованная налоговая выгода: что это такое и как бизнесу избежать штрафов и доначисления налогов
Если ФНС выявит необоснованную налоговую выгоду, бизнесу могут доначислить налоги и назначить штраф. Разбираем, как экономить на налогах без негативных последствий
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
115-ФЗ. Как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось
Центробанк опубликовал методичку с советами по 115-ФЗ: о профилактике блокировки счетов, ограничении дистанционного обслуживания и отдельных операций. В методичке заботливо подобраны советы для предпринимателей: как работать, чтобы банк не заподозрил в обнале и незаконных доходах. А еще там есть инструкция на случай, если блокировка уже произошла.
Мы несколько раз внимательно прочитали эту методичку и рекомендуем всем ценителям прекрасного тоже проделать наш путь. Но жизнь коротка, а время — единственный невосполнимый ресурс, поэтому для всех остальных мы подготовили желтую плашку и подробный рассказ.
10 заповедей необнальщика
Кого это касается
Это касается всех, кто имеет счет в банке и использует его для бизнеса, подработок, личных расчетов или крупных переводов. Это могут быть предприниматели, фирмы и физлица, которые честно работают и ничего не нарушают. Но они могут неправильно оформить документы, ошибиться в платежке, пытаться снизить налоги или просто не сообщить банку об изменении важных данных. Банку это может показаться подозрительным, он задаст вопросы и на время приостановит операции по счету.
Иногда предприниматели решают, что во всем виноват конкретный банк. И вместо того чтобы готовить документы по запросу банка, они ищут справедливости в соцсетях. Но банки выполняют требования Росфинмониторинга, ЦБ и федерального закона. Если банк закроет глаза на нарушения или сомнительные операции, его накажут и пострадают остальные клиенты.
Какие операции могут попасть под подозрение
В методичке есть отдельный термин — подозрительные операции. Это платежи и переводы, на которые банк обязан обратить внимание и выяснить, нет ли тут чего-то незаконного.
Подозрительной считается операция, у которой есть хотя бы один из этих признаков:
Если банк замечает такую операцию, это еще не значит, что он сразу заблокирует счет. Это значит, что он должен разобраться и может использовать для этого меры, которые описаны в законе. Центробанк напомнил о них в инструкции.
Как работать с банковским счетом, чтобы не было лишних запросов и проверок
ЦБ советует делать так.
Сообщайте банку и налоговой об изменениях в бизнесе. Например, если добавился новый вид деятельности, поменялся адрес или назначен новый директор. Все можно сделать через интернет: сначала внести изменения в госреестры, потом сообщить об этом банку. Тогда у банка не вызовет подозрений поступление денег за ремонт автомобиля, если по документам фирма занимается дизайном сайтов.
Инструкция ФНС по внесению изменений в регистрационные данные:
для ИП,
для юрлиц
Проверяйте достоверность сведений в ЕГРЮЛ. Налоговая периодически проверяет адреса: вдруг фирма зарегистрирована в офисном центре, а на самом деле никогда там не работала и арендует офис в другом месте. Если такое подтверждается, компанию могут исключить из реестра. Но сначала в ЕГРЮЛ появится отметка, что сведения недостоверные. Банк это тоже заметит и может обращать больше внимания на операции по счету. На самом деле фирма могла не получить письмо с запросом от налоговой, а ситуация легко решается представлением договора аренды. Отметку о недостоверности уберут.
Подробно заполняйте платежки. В назначении платежа нужно указать не только номер счета, но и за что переводятся деньги. Так же должны делать ваши клиенты.
Как указывать назначение платежа
Неправильно ❌ | Правильно ✅ |
---|---|
Оплата по счету № 25 от 01.06.19 | Оплата обслуживания сайта на основании договора № 18 от 01.02.19 за июнь по счету № 25 от 01.06.19 |
Оплата по договору № 8 от 01.05.19 | Оплата аренды офиса за июль 2019 года на основании договора № 8 от 01.05.19 и коммунальных услуг за период с 01.06.19 по 30.06.19 по счету № 11 от 01.07.19 |
Вовремя отвечайте на запросы банка. Если банк задает вопросы, их не стоит игнорировать. Если просят представить документы для проверки, нужно это сделать в установленный срок или объяснить банку, почему сейчас это невозможно и когда получится. Иногда банку хватает устных пояснений, но если запрашивают письменные, то подробно опишите специфику бизнеса, схемы операций, их экономическую суть.
Банк не может знать об особенностях всех видов бизнеса. Например, ему может показаться странным, что вы получаете деньги от клиента и сразу же перечисляете их за какую-то рекламу, а себе оставляете только фиксированный процент. Но это законная схема работы с контекстной рекламой, просто банку нужно ее объяснить.
Не дробите бизнес. Иногда предприниматели открывают несколько фирм или оформляют ИП на жену и маму, чтобы снизить налоги и уменьшить свои риски. Например, имущество записывают на одну фирму, кредиты берут на другую, договоры аренды заключают с третьей, а с поставщиками работают через четвертую. Это может быть как законным способом вести бизнес, так и налоговой схемой, которая вызовет подозрения у банка.
Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной
Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок
Тогда банк может принять такие меры:
Если у клиента повышенный уровень риска
Банки присваивают клиентам степень риска с учетом своих регламентов. Этот уровень может повышаться или понижаться в зависимости от операций. Если у клиента повышенный уровень риска, банк может:
Иногда в соцсетях и СМИ появляются слухи о блокировках счетов и судах с банками, хотя на самом деле речь шла только о том, что клиенту ограничили дистанционное обслуживание и какое-то время все платежки пришлось приносить на бумаге.
Если ограничен доступ к интернет-банку
Ограничение дистанционного обслуживания — это одна из мер, которые может предпринять банк, если операции кажутся ему подозрительными. В этом случае клиент распоряжается своими деньгами без ограничений, но должен передавать платежки на бумаге. Такая мера может быть вообще не связана с законом 115-ФЗ. Если не можете войти в интернет-банк, позвоните в колцентр или своему менеджеру, чтобы выяснить причину.
Если банк запрашивает много документов
Банк может запрашивать столько документов, сколько нужно для проверки операции. Это могут быть любые документы. Список устанавливает служба контроля конкретного банка.
Банк это делает не чтобы подтвердить подозрения, а чтобы их снять и убедиться, что клиент ничего не нарушает. ЦБ объяснил, что запрос и проверка документов — это не повышенный интерес к конкретному клиенту, а стандартная процедура любого банка. А финмониторинг — это его обязанность по отношению к любому владельцу счета.
Если операция приостановлена
Банк может приостанавливать операции, по которым ему что-то кажется подозрительным. Иногда из-за такого статуса клиенты делают вывод о блокировке счета. Но приостановление — это не блокировка и даже не отказ от проведения. Приостановление — это когда банк не выполняет распоряжение о переводе денег в тот же день, а задерживает его на срок до пяти рабочих дней, как положено по закону. Еще это может быть из-за ограничения дистанционного обслуживания, тогда платежку нужно принести в банк лично.
Приостановление может понадобиться на время проверки. Если представить по запросу все документы и пояснения, операцию проведут.
Если банк не запросил документы, но не провел операцию
Центробанк пояснил, что это означает отказ в проведении операции или заключении договора банковского счета. То есть конкретное поручение клиента не будет исполнено, а договор с ним не заключат.
Но точную причину лучше уточнить в банке: иногда платежку не проводят потому, что она неправильно заполнена. Выяснять причины отказа нужно самостоятельно. Банк не обязан сообщать о них без запроса.
Если все-таки есть решение об отказе в проведении операции, банк обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Это не право банка, а обязанность по федеральному закону.
Если не получается собрать все документы или нужно больше времени
Банк сам решает, какие документы запрашивать и в какой срок клиент должен их представить. Если проигнорировать запрос или не уложиться в сроки, это повод для отказа в проведении операции.
Если потом представить недостающие документы и пояснения, банк может пересмотреть решение об отказе. Об этом он тоже сразу сообщит в Росфинмониторинг. Документы рассматривают в течение 10 рабочих дней. После этого скажут, устранена причина первичного отказа или нет. Если банк не пересмотрел решение, но оно кажется необоснованным, нужно обращаться в межведомственную комиссию при ЦБ. Это можно сделать через сайт ЦБ или почтой.
К заявлению нужно приложить:
До обращения в комиссию нужно обязательно подать в банк заявление о пересмотре решения об отказе. И только после ответа банка, что это невозможно, стоит писать в ЦБ. Иначе обращение вообще не рассмотрят, потому что не соблюдается процедура.
Что ответит комиссия ЦБ
Комиссия рассматривает обращения 20 рабочих дней. Ответ пришлют тем же способом, каким отправляли заявление. Итогом может быть:
Если решение в пользу клиента
Комиссия сообщит об этом самому клиенту и в тот банк, что ему отказал.
Банк направит сообщение в Росфинмониторинг. Оттуда информация уйдет в ЦБ. А ЦБ отправит ее в другие банки. Реабилитация клиента по одному случаю отказа в проведении операции не означает, что автоматически будут пересмотрены решения по другим операциям.
Если комиссия отказала в пересмотре решения банка
Проверьте, вдруг есть новые документы, которые раньше не передавались ни банку, ни комиссии. Их можно еще раз отправить в банк. Или придется идти в суд.
Документы можно повторно отправить в банк, даже если комиссия пока не прислала ответ. И в суд тоже можно пойти не дожидаясь ее решения.
Кто еще следит за операциями и сообщает в Росфинмониторинг
За вашими операциями следит не только банк. Еще обязанность присматриваться к ним и сообщать в Росфинмониторинг без предупреждения есть:
Они сообщат Росфинмониторингу о подозрениях по поводу покупки квартиры, регистрации фирмы или оформления доли в бизнесе вообще без предупреждения и объяснения причин. Не потому, что не захотят вам рассказывать, а потому, что это им запрещено по закону.