Что значит одномандатный избирательный
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
Одномандатный округ – понятие, структура и формирование
Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.
Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.
Одномандатный округ – определение термина
Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.
Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:
Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).
Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.
Метод формирования округов
Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.
Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.
Почему так? Рассмотрим пример:
Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.
Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.
Дополнительные условия формирования округов
Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.
Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.
Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.
Порядок утверждения схемы округов
В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:
В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:
Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.
Формирование схемы при наступлении исключительных условий
Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?
В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:
О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.
Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.
Прочая информация, касающаяся проведения выборов
Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.
Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.
Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.
Одномандатный избирательный участок
Избирательный округ — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Виды избирательных округов
В российском избирательном праве известны следующие виды избирательных округов:
Образование избирательных округов
В Российской Федерации избирательные округа образуются в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]/
Единый избирательный округ определяется в силу закона, регулирующего проведение соответствующих выборов.
Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателей не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в которой должны быть назначены выборы. Представительный орган соответствующего уровня утверждает схему не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Одномандатные и многомандатные избирательные округа формируются с соблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат (из этого правила есть множество оговоренных законом исключений). Избирательный округ должен представлять собой единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, кроме анклавных территорий.
Одномандатный избирательный округ
— по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). О.и.о. называют также униноминальным округом. Напр., 225 О.и.о. образуются для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по О.и.о., на основании представленных в ЦИК РФ исполнительными органами гос-ной власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов РФ (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**). Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к О.и.о., образованным на территории РФ. Данные о числе зарегистрированных избирателей за пределами территории РФ, представляются в ЦИК РФ МИД РФ. Число избирателей О.и.о., к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к О.и.о., не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого О.и.о.
О.и.о. образуются с соблюдением следующих требований: а) должно соблюдаться примерное равенство О.и.о. по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование О.и.о. из территорий, не граничащих между собой, кроме случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории др. субъекта РФ; в) не допускается образование О.и.о. из территорий 2-х и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного О.и.о.; д) распределение О.и.о. между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, указанных в подп. «в» и «г», равенство представленности в Гос-ной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, границы муниципальных образований.
ЦИК РФ на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Гос-ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым ЦИК РФ, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Гос-ная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Гос-ной Думы схему образования О.и.о. и графическое изображение этой схемы. В этой схеме должны быть указаны: а) название каждого О.и.о. и его номер; б) перечень входящих в каждый О.и.о. административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. Если О.и.о. включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, то в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. Если на территории субъекта РФ образован один О.и.о., то перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в него, в схему образования О.и.о. не включается; в) центр каждого О.и.о.; г) число избирателей, зарегистрированных в каждом О.и.о., а если на территории субъекта РФ образовано более одного О.и.о. — также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого О.и.о.; д) число избирателей, приписанных к соответствующим О.и.о., с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.
Схема О.и.о. утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Если этот федеральный закон, включая схему О.и.о., не опубликован (не обнародован) в указанный срок, то выборы депутатов Гос-ной Думы нового созыва проводятся по О.и.о., схема которых была использована при выборах Гос-ной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема О.и.о. публикуется (обнародуется) ЦИК РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
Полезное
Смотреть что такое «Одномандатный избирательный округ» в других словарях:
Одномандатный избирательный округ — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один … Энциклопедия права
Одномандатный избирательный округ — Cм. Избирательный округ одномандатный … Российское избирательное право: словарь-справочник
ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — см.: Избирательный округ. ОКРУГ понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ национально государственное (национально тер риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. национальный О.; 2)… … Энциклопедический словарь конституционного права
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат. Федеральный закон от 19.09.97 N 124 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий
Одномандатный избирательный участок — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Виды избирательных округов В российском избирательном праве известны… … Википедия
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ … Юридическая энциклопедия
Избирательный округ одномандатный — 33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) избирательный округ, в котором избирается один депутат;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и … Официальная терминология
Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Избирательный округ — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Содержание 1 Виды избирательных округов … Википедия
Три вида избирательных округов.
1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.
2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.
3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.
Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.
Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.
В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.
Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.
Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.
Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.
Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.
Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
«Выдвижение и регистрация кандидатов»
Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.
Общие условия выдвижения кандидатов:
1. заявление о своём согласии баллотироваться;
2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;
3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;
Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.
Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.
Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).
Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.
Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.
Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):
1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;
2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);
3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.
Подписной лист.
1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.
2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.
4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.
5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.
6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.
Проверка подписных листов.
Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.
Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.
Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.
«Итоги голосования и определение результатов выборов»
Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).
Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.
Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.
На выборах Президента РФ – менее 50%.
На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.
Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.
1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.
2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.
3. День голосования – только в воскресенье.
4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.
5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.
7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.
8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.
10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.
11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.
12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.
13. Голосование за других лиц не допускается.
14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.
15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.
16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.
Тестовые задания по теме «Выборы»
1. Всенародное голосование, которое проводится с целью выявить мнения избирателей или принять окончательное решение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лиц, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
4. Устройство государства, в котором парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственных органов, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят
1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе
6. Право избирать у гражданина РФ наступает с
1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года
7. Депутатское объединение по политическому принципу называется
1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией
8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, чтобы побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется
1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом
9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?
1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному
10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?
1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские
11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное иерархическое государство?
1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические
12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии
1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские
13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий
1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих
14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии
1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные
15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям
1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим
1. Политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.
2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации, является __________ __________ __________.
3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, называется __________.
4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммунистическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.