Что значит одномандатный избирательный округ

Что значит одномандатный избирательный округ

Статья 12. Образование одномандатных избирательных округов

1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).

2. Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (225).

3. После определения единой нормы представительства избирателей для одномандатного избирательного округа число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Субъектам Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, выделяется по одному одномандатному избирательному округу из общего числа одномандатных избирательных округов.

5. Оставшиеся одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых частное, определенное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.

6. Если распределение одномандатных избирательных округов, предусмотренное частями 3 и 4 настоящей статьи, приводит к тому, что число распределенных одномандатных избирательных округов окажется больше 225, то их распределение производится по следующим правилам. В первую очередь одномандатные избирательные округа выделяются по одному субъектам Российской Федерации, указанным в части 4 настоящей статьи. Затем общее число избирателей, зарегистрированных на территориях остальных субъектов Российской Федерации, делится на число нераспределенных одномандатных избирательных округов. Полученное частное является вторичной единой нормой представительства избирателей для одномандатного избирательного округа. После этого число избирателей, зарегистрированных на территории каждого такого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее вторичную единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшиеся нераспределенными одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых указанное частное имеет наибольшую дробную часть.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии со следующими требованиями:

2) не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации;

3) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

4) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;

5) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей части, равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта Российской Федерации;

6) в наименование одномандатного избирательного округа должно быть включено наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. При образовании в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, одномандатных избирательных округов учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов.

9. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, определяется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Число избирателей в одномандатном избирательном округе, к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, не должно превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного избирательного округа.

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, представляет в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы новую схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. В схеме одномандатных избирательных округов указываются:

1) наименование каждого одномандатного избирательного округа и его номер;

2) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ муниципальных образований или населенных пунктов. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в перечне должны быть описаны границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта. Если одномандатный избирательный округ включает в себя всю территорию субъекта Российской Федерации, перечень включенных в него муниципальных образований или населенных пунктов не приводится;

3) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе;

4) число избирателей, приписанных в соответствии с частью 9 настоящей статьи к одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых эти избиратели проживают.

11. При образовании одномандатных избирательных округов и определении их схемы может использоваться ГАС «Выборы».

12. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Указанный федеральный закон должен быть опубликован не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. В случае, если такой федеральный закон не опубликован в указанный срок, новая схема одномандатных избирательных округов утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через один месяц со дня истечения этого срока. В случае роспуска Государственной Думы на досрочных выборах депутатов Государственной Думы применяется прежняя схема одномандатных избирательных округов.

Источник

Одномандатный избирательный округ

— по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). О.и.о. называют также униноминальным округом. Напр., 225 О.и.о. образуются для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по О.и.о., на основании представленных в ЦИК РФ исполнительными органами гос-ной власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов РФ (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**). Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к О.и.о., образованным на территории РФ. Данные о числе зарегистрированных избирателей за пределами территории РФ, представляются в ЦИК РФ МИД РФ. Число избирателей О.и.о., к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к О.и.о., не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого О.и.о.

О.и.о. образуются с соблюдением следующих требований: а) должно соблюдаться примерное равенство О.и.о. по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование О.и.о. из территорий, не граничащих между собой, кроме случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории др. субъекта РФ; в) не допускается образование О.и.о. из территорий 2-х и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного О.и.о.; д) распределение О.и.о. между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, указанных в подп. «в» и «г», равенство представленности в Гос-ной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, границы муниципальных образований.

ЦИК РФ на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Гос-ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым ЦИК РФ, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Гос-ная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Гос-ной Думы схему образования О.и.о. и графическое изображение этой схемы. В этой схеме должны быть указаны: а) название каждого О.и.о. и его номер; б) перечень входящих в каждый О.и.о. административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. Если О.и.о. включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, то в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. Если на территории субъекта РФ образован один О.и.о., то перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в него, в схему образования О.и.о. не включается; в) центр каждого О.и.о.; г) число избирателей, зарегистрированных в каждом О.и.о., а если на территории субъекта РФ образовано более одного О.и.о. — также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого О.и.о.; д) число избирателей, приписанных к соответствующим О.и.о., с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.

Схема О.и.о. утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Если этот федеральный закон, включая схему О.и.о., не опубликован (не обнародован) в указанный срок, то выборы депутатов Гос-ной Думы нового созыва проводятся по О.и.о., схема которых была использована при выборах Гос-ной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема О.и.о. публикуется (обнародуется) ЦИК РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.

Полезное

Смотреть что такое «Одномандатный избирательный округ» в других словарях:

Одномандатный избирательный округ — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один … Энциклопедия права

Одномандатный избирательный округ — Cм. Избирательный округ одномандатный … Российское избирательное право: словарь-справочник

ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — см.: Избирательный округ. ОКРУГ понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ национально государственное (национально тер риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. национальный О.; 2)… … Энциклопедический словарь конституционного права

Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат. Федеральный закон от 19.09.97 N 124 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий

Одномандатный избирательный участок — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Виды избирательных округов В российском избирательном праве известны… … Википедия

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ … Юридическая энциклопедия

Избирательный округ одномандатный — 33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) избирательный округ, в котором избирается один депутат;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и … Официальная терминология

Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Избирательный округ — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Содержание 1 Виды избирательных округов … Википедия

Источник

Одномандатный округ – понятие, структура и формирование

Что значит одномандатный избирательный округ

Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.

Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Что значит одномандатный избирательный округ

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Порядок утверждения схемы округов

В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:

В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:

Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Что значит одномандатный избирательный округ

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.

Прочая информация, касающаяся проведения выборов

Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.

Что значит одномандатный избирательный округ

Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.

Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.

Источник

Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы

Что значит одномандатный избирательный округ

Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021

Что значит одномандатный избирательный округ

За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях

Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.

Каких депутатов выбираем 19 сентября?

Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.

Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.

Что такое представительный орган?

Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.

У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Как узнать «своих» кандидатов?

Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.

Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.

В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.

Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре

Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *