Что значит одноканальная система налогов
Основы российского права
Формы внутригосударственного устройства
Каждое государство обладает своей собственной территорией, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на местах.
Существует два способа распределения власти. Можно передать часть полномочий региональным органам государственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т. е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.
Однако возможен другой вариант, когда региональные органы государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.
Форма внутригосударственного устройства — это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.
Унитарное государство имеет следующие основные признаки:
Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.
Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:
Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства — в степени, но не в сути, в уровне децентрализации политической власти.
Формы государственного устройства
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Для федерации характерно следующее:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).
Конфедерации свойственны следующие черты:
Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Что значит одноканальная система налогов
Тема 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками :
1) это, как правило, единоличное правление ;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;
Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :
Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.
Унитарное государство имеет следующие признаки :
4) единая система законодательства для всего государства;
Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.
Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.
Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.
Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.
Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
Вопросы для самоконтроля
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1993, Гл. IV. с. 71- 82.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994 Тема 4.4, с. 38; тема 22, с. 255-2б9..
Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 3-39.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. V, параграф 2.,0.72-100.
Формы государственного устройства
Вопросы для сравнения | Унитарное государство | федерация | конфедерация |
Территория | Делится на административно-территориальные единицы | Субъекты федерации имеют собственное административное деление | Единая территория отсутствует (состоит из территорий входящих в ее состав государств) |
Статус административно-территориальных единиц | Не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими. | Обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. | Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава |
Государственный аппарат | Имеет единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. | Существуют два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъекта федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории | К. образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами-членами К. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в К. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств |
Гражданство | Единое; административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют | Двойное; каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации | Отсутствует; каждое государство-член К. имеет свое гражданство |
Правовая система | Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на собственную территорию. | Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. | Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов К и нуждаются в ратификации их парламентами. |
Судебная система | Единая. Осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы. | Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства. | Единая судебная система отсутствует. |
Налоговая система | Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. | Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации | Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов К. |
Современные государства | Франция, Швеция, Турция, Египет и др. | США, ФРГ, Россия, Индия и др. | В современном мире нет, последней К. была Сенегамбия в 1981 – 1988 гг. |
Унитарные государства в зависимости от степени централизации принято разделять на централизованные и относительно децентрализованные.
Так, государство считается централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления.
В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.
Автономия– это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).
В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).
В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).
Административная автономияне обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).
В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия.Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчена в конституции и контролируется специальным представителем из центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.
Виды федераций
Различают национально-государственные и административно-территориальныефедерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов РФ). В составе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).
Выделяют также договорные и учредительные федерации. Договорныефедерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительныефедерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (РФ).
Одним из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия –это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 гг.
Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (страны СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).
Связи между членами содружества менее тесные, чем у участников конфедерации, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.
Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе (Организация стран экспортеров нефти).
Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона, АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне).
Насильственные формы объединения государств – это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного – союзы и империи.
Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.
Как правило, имеют следующие характеристики:
а) обширная территория;
б) сильно централизованная власть;
в) стремящаяся к экспансии элита;
г) ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;
д) разнородный этнический, культурный и национальный состав.
Империи держатся на принуждении или угрозе применения принуждения. Как только этот фундамент исчезает, империя рушится.
В конце XIX – начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые «инкорпорация» и «сюзеренитет».
Инкорпорацияпредставляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (воссоединение ГДР и ФРГ).
Сюзеренитетхарактеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). По своему происхождению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступают в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным»
Виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;
2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
3)единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единаясудебная система;
4) единая система законодательства для всего государства;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Под формой государственного устройства понимается структура государственности.
«форма государственного устройства» находит выражение в территориальном делении и структуре государства, закреплении за ним определенной территории.
10. Понятие, признаки и виды унитарного государства.
Унитарная форма государственного устройства характерна для государств с монархической формой правления.
11. Федеративное государство: понятие, признаки и виды. Принцип разграничения предметов ведения и распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Принцип сочетания государственной автономии субъектов и единого государственного суверенитета федерации.
Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа субъекты федерации) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию.
К ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие законодательства субъекта, иногда налоговая политика.
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, многонациональных.
1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
4)субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
5)двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Георг Еллинек: государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
Отличительными признаками федерации являются:
а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство.
В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).
В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.
Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.
Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз,
Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).
Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Согласно двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.
Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.
Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:
12. Конфедерация как переходная форма административно-территориального устройства.
Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это переходная форма государственного устройства. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке.
Алексеев С.С. пишет: «Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия.»
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особой формы ассоциированного государственного объединения, именуемой содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).
Конфедерация представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерациисоздаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).
2. Публичная политическая власть как основной
содержательный элемент юридической формы государства –
Публичная власть – власть, чаще всего принадлежит особому институту общества – государству, в отличие от общественной власти.
В современных государствах публичная власть принадлежит также государственным образованиям (субъектам федерации).
Публ. Власть есть негосударственная власть органов муниципального самоуправления (территориального коллектива). Публичный характер имеет корпоративная власть общественного объединения в отношении своих членов (ограничена законом), возможны другие виды публ. власти.
В современном государствоведении чаще говорится не вообще о публичной власти, а о государственной власти (которая есть публичная власть, чаще, употребляется в отношении демократических политических режимов). Носитель суверенитета – народ.
Для понимания публичной политической власти уместно рассмотреть здесь понятие «публичное право » yus publicum – лат. – в объективном смысле совокупность отраслей права, нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным юридическим и физическим лицам, т.е. регулируют отношения, обеспечивающие универсальный, совокупный, (публичный) общегосударственный интерес.
Отрасли публ. права отличаются от отраслей частного права.
Статья 426 ГК РФ называет публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Любой гражданин, являясь потребителем указанных услуг или покупателем товаров в розничной торговле, практически ежедневно вступает в гражданско-правовые отношения, регулируемые нормами публичного договора, зачастую не обладая при этом достаточными знаниями об особенностях данного института гражданского права.
Пользуясь услугами связи, транспортными услугами, услугами бытового подряда и др., мы вряд ли серьезно задумывается над природой этих
правоотношений, возможно потому, что они кажутся нам простыми и легко доступными.
18. Форма государства современной России.
Понятие российской государственности
Возникновение российской государственности
Факторы, определяющие особенности российской государственности.
Современное Российское государство: Функции и аппарат современного Российского государства; методы и формы осуществления функций Российского государства